16:05 

Авиатриссы

zhermen
Локапалы не пропадут. (с) Лапы в одну сторону, крылья - в другую, а ты сидишь с хвостом. (с)
08.02.2012 в 14:12
Пишет manera negra:

Авиатриссы (для zhermen)
К разговору о пилотах начала ХХ века: как? А вот так! :) Особенно мне нравится фото Долгорукой за штурвалом аэроплана, это как на велосипеде, только на высоте 200м над землёй. И шляпка!

Домникия Иларионовна Кузнецова-Новолейник (1886—1962) — русский авиатор, первая (недипломированная) женщина-пилот. Жена инженера Павла Андриановича Кузнецова (1875–1963), пилота-авиатора № 4 России, ставшего впоследствии лётным инструктором. Домникия Иларионовна целиком разделяла увлечение мужа авиацией: принимала участие в подготовке его лекций по навыкам пилотирования, по воздухоплаванию, была прекрасно знакома с техническим обеспечением полётов. И всё-таки в мае 1911 года во время Второй международной авиационной недели в Санкт-Петербурге Домникия Иларионовна попыталась самостоятельно подняться в воздух на их «Блерио-ХI» (на последним фото – супруги возле этого аэроплана перед началом лекции в Смоленске). Но Домникия Иларионовна не смогла удержать в равновесии оторвавшийся от земли аэроплан и, перевернувшись, он рухнул на землю. К счастью, сама Кузнецова серьёзно не пострадала, но больше желания летать у неё не возникало. И тем не менее, петербургский журнал «Вестник воздухоплавания» (№9 за 1911 г.) назовёт Домникию Иларионовну Кузнецову-Новолейник “первой русской женщиной-авиатором”. Впоследствии Домникия Иларионовна посвятила себя театральному искусству. Карьера актрисы была весьма успешна. Пробовала она себя и в роли режиссера. Умерла первая российская авиатрисса в Кисловодске в 1962 году, в возрасте 76 лет.

с мужем


Лидия Виссарионовна Зверева (1890 — 2 (15) мая 1916) — первая (дипломированная) русская женщина-пилот.
Лидии Зверевой, когда она была ещё гимназисткой, удалось тайком от родителей подняться на воздушном шаре. С этого началось серьёзное увлечение авиацией. Она постоянно присутствовала на публичных полётах, познакомилась с первыми русскими лётчиками и мотористами. Отважная девушка добилась зачисление в лётную школу и в 1911 году получила звание пилота. Зверева пыталась привлечь женщин в авиацию и хлопотала, правда, без успеха, об открытии специальной школы для девушек.
Работала, как конструктор новых самолётов и как испытатель, в том числе скоростных истребителей.


Лидия Зверева перед полетом на биплане Фарман IV


Лидия Зверева с курсантами и инструкторами авиашколы на аэродроме в Гатчине


Лидия у первого серийного самолета «Россия-А» авиационного завода «Первое Российское товарищество воздухоплавания Щетинина и К°».( фото 1910 г.)



Второй авиатриссой царской России была княгиня Евгения Михайловна Шаховская (1889-1920). Первая в мире женщина – военный лётчик. Дочь тайного советника, сенатора, князя Михаила Шаховского (по одной из версий родилась в богатой семье эстляндского губернатора, по другой - родилась в 1889 году в Санкт-Петербурге в семье богатого купца Михаила Петровича Андреева, княгиня по мужу (?)). Закончила Смольный институт благородных девиц. Имела разносторонние способности и интересы: обладала хорошими вокальными данными, любила русские романсы и великолепно их исполняла; увлекалась спортом – верховой ездой, автомобильными гонками и стрельбой из огнестрельного оружия. Лицензию пилота княгиня Шаховская получила 16 августа (29 августа – по новому стилю) 1912 года в Йоханнистале (Германия). Летала как на одиночных, так и на парных аэропланах. С началом Первой мировой войны подала прошение Николаю II об отправке её на фронт в качестве военной лётчицы. Царь удовлетворил её просьбу, и в ноябре 1914 года Шаховская оказалась в 1-м армейском авиаотряде в чине прапорщика. Служила в Ковенском авиационном отряде.
Позже возникло обвинение в шпионаже в пользу Германии. Шаховскую арестовали и приговорили к смертной казни. Однако царь заменил её пожизненным заключением. Княгиню освободили большевики. С 1917 года служила следователем в Киевской ЧК. Страдала от наркотической зависимости. Трагически погибла в 1920 году в пьяной перестрелке.

С Абрамовичем Всеволодом Михайловичем



Софья Алексеевна Долгорукая (Долгорукова) (1887 — 1949) — русский авиатор, одна из первых женщин-пилотов. Прошла начальную лётную подготовку в Шартской школе пилотов-авиаторов французского аэроклуба в 1912 году, а затем, в России, закончила школу пилотов Императорского Российского Аэро-клуба (ИВАК) и получившая удостоверение авиатрисы в 1914 году. В начале 1917 года её направили на переподготовку в Гатчину, а затем в корпусной авиаотряд (26-й КАО). С началом Первой мировой войны ходатайствовала о назначении в военную авиацию, но прошение было отклонено, и княгиня Долгорукая ушла на фронт сестрой милосердия. Весной 1917 года премьер-министр Временного правительства А.Ф.Керенский официально разрешил женщинам служить в армии. После установления Советской власти некоторое время жила в России, позже уехала в Англию. В 1921 году возвратилась в СССР, чтобы вызволить из тюрьмы своего мужа и уже вместе с ним вернулась в Лондон.
В 1926 году, уже во Франции, вновь сдала экзамены на право вождения автомобиля и стала работать водителем такси. Муж подрабатывал переводами, работал бухгалтером и клерком, в 1927—1928 годах он работал в Дьеппе в казино барона Гинзберга, где Софья Алексеевна также подрабатывала гидом-переводчиком. Умерла во Франции 12 декабря 1949 года, похоронена на одном из кладбищ Парижа.


Долгорукая во время Императорского пробега 1910 года


Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая за штурвалом аэроплана, Франция, 1912



Голанчикова (Галанчикова) Любовь Александровна (1889–1961). Профессиональная певица, окончила авиационную школу ПРТВ “Гамаюн”. 22 октября 1911 года ВАК вручил ей диплом пилота – авиатора № 56. В ноябре 1912 г. ставит в Берлине на самолёте “Фоккер” мировой рекорд высоты для женщин. Л.Голанчикова становится шеф-пилотом фирмы “Фоккер”. Летом 1913 г. ей довелось участвовать в перелёте Берлин-Париж и, уже во Франции, она продолжила свои выступления. Когда разразилась война, Любовь Александровна вернулась в Россию. Она передала свой “Вуазен” армии и на время отошла от лётного дела. Но “болезнь неба” дала о себе знать и вскоре Голанчикова стала проводить испытания аэропланов, выпускаемых фабрикой Ф.Ф. Терещенко. Поначалу Голанчикова приняла революцию и вступила в тренировочную эскадрилью ВВС Красной Армии. Она занималась подготовкой красноармейцев-пилотов. После окончания Гражданской войны Голанчикова эмигрировала сначала во Францию, затем в США. В Нью-Йорке подрабатывала шофёром. Там же, в Нью-Йорке, в 1961 году Любовь Александровна скончалась.


Любовь Галанчикова среди авиаторов. 1912г.



Самсонова Елена Павловна (1890–1958) – дочь военного инженера, окончила с золотой медалью курс Белостокской гимназии, состояла слушательницей Бестужевских курсов в Петербурге. Окончила шоферские курсы в Варшаве. В сентябре 1913 года участвовала в соревнованиях в пригороде Москвы. Была награждена по итогам соревнований специальным призом – аналогом современного приза “За волю к победе”. Летом 1913 года в школе Б. Масленникова Самсонова сдала пилотский экзамен (диплом пилота-авиатора ИВАК №167 от 23.08.1913). Испытания проводились в присутствии комиссии Общества воздухоплавания по принятой в России программе. Требовалось, чтобы летчица, поднявшись на высоту не менее 50 метров, описала 10 “восьмёрок” вокруг двух укреплённых на поле флагов и совершила 2 планирующих спуска в намеченный круг диаметром 50 метров. Самсонова стала первой женщиной-пилотом, получившей диплом на Московском аэродроме, и 5-й в России – после Галанчиковой, кн. Шаховской, Зверевой и Анатра. После начала Первой мировой войны Самсонова пошла работать сестрой милосердия в военный госпиталь в Варшаве, но затем быстро сменила косынку с красным крестом на “баранку” в 9-й армии. По неподтверждённым данным, Самсонова возила генерала, составившего ей протекцию в переводе в 5-й КАО. Военной “пилотессой″ она пробыла недолго, т.к. командир отряда Г.Л.Шереметьев, очень недовольный присутствием женщины среди лётчиков и не слишком веривший в её способности пилота-разведчика, добился её откомандирования. Весной 1917 года премьер-министр Временного правительства А.Ф. Керенский официально разрешил женщинам служить в армии. Е. Самсонова попала служить в 26-й КАО вместе с С.Долгорукой и, возможно, совершила несколько боевых вылетов на разведку в качестве наблюдателя. После Гражданской войны Самсонова работала преподавателем физкультуры в Сухуми.



Валентина Степановна Гризодубова (27 апреля (10 мая) 1909, Харьков — 28 апреля 1993, Москва) - Герой Советского Союза (одна из первых женщин, удостоенных этого звания), Герой Социалистического Труда.
24—25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и M. M. Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (за 26 ч 29 мин покрыто расстояние в 6450 км).
С 1941 года, была командиром корабля Московской авиагруппы особого назначения. С марта 1942 года командовала 101-м полком транспортной авиации, самолёты которого летали в тыл к партизанам.
С осени 1943 года командовала 31-м Гвардейским бомбардировочным авиационным полком, лётчики которого участвовали в Белорусской операции 1944 года, бомбили войска противника в районах Бобруйска, Оболи, Рогачёва, Полоцка, Борисова, Орщи, Лиды. Полковник В.С.Гризодубова совершила около 200 боевых вылетов.
После войны работала в гражданской авиации.
Награждена орденами: Ленина (дважды), Октябрьской революции, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.



Екатерина Ивановна Зеленко (14 сентября 1916, село Корощино ныне Олевского района Житомирской области — 12 сентября 1941, близ села Анастасьевки Сумской области) — лётчица, старший лейтенант, единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран, Герой Советского Союза (5 мая 1990).


__
zona422.ru/post198811346/
bigpicture.ru/?p=227190
airaces.narod.ru/woman/grizod_v.htm
club.osinka.ru/topic-84519?p=5165476&
shkolazhizni.ru/archive/0/n-28135/
storyo.ru/393-russkaja-aviatrissa.html
nnm.ru/blogs/igoriok28/pervye-zhenshiny-aviatri...
www.liveinternet.ru/users/2384045/post149002416...
www.rodgaz.ru/index.php?action=Articles&dirid=1...
tvplus.dn.ua/pg/news/11/full/id=5340

URL записи

@темы: полеты духа, люди, история

URL
Комментарии
2017-11-06 в 00:10 

just Skywarp
Ради разных цветов что нам ссориться в дым -ведь оттенки души, чем цветнее, тем краше. (Иллет. "Вино по кругу")
эх, чего Шаховская обратно в летчицы не вернулась?

в одной книге прочла что якобы эта безбашенная княжна сделала предложение известному еще до революции летчику из Крестьян Ефимову, в которого горячо влюбилась. Но над тем тогда еще были слишком сильны сословные предрассудки (хотя позже он примет Революцию при этом оставшись в авиации, в отличие от нее) и несмотря на взаимную любовь он отклонил предложение...
а ведь мог бы ее сохранить для советской авиации, как оказалось...

     

Нерадивость как инструмент

главная