Шихиразада
Независимая ранне-архаичная женщина
к.и.н. Тертицкий К.М. (ИСАА при МГУ)




СИНКРЕТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ НА ТАЙВАНЕ


В период правления династии Цин и в годы японского господства китайские синкретические религии были представлены на острове главным образом течением чжайцзяо ("вегетарианское учение"), включавшим три ветви: Лунхуа пай (течение "Цветка Дракона"), Сяньтянь пай (течение "Прежнего Неба"), Цзиньчжуан пай (течение "Золотого Стяга").

После возвращения Тайваня Китаю и прибытия на Тайвань в числе беженцев буддийского духовенства значительная часть чжайтанов была превращена в буддийские храмы. Чжайцзяо постепенно стало исчезать и его течения имеют сейчас крайне небольшое число последователей. Многие из его приверженцев вошли в Игуаньдао.

Другим религиозным течением, действовавшим до 1945 г. и имевшим черты синкретической религии, была совокупность луаньтанов ("храмов феникса") (подробнее см. ниже).

Новый этап в развитии синкретических религий наступил после 1946-49 гг. На Тайвань прибыли последователи множества синкретических религий, действовавших на материке, на острове появились новые религиозные течения.

На Тайване в настоящее время действуют последователи следующих синкретических религий и синкретических религиозных течений: Игуаньдао (Путь Всепроницающего Единства), Сюаньюаньцзяо (Учение Сюаньюаня), Тяньдэ шэнцзяо (Священное Учение Небесной Добродетели), Тяньдицзяо (Учение Небесного Владыки), Лицзяо (Учение Истины), Даоюань (Храм Дао), Даюаньлинцзяо (Учение Великого Изначального Духа), Хунхуаюань (Храм Просвещения), Жуцзуншэньцзяо (Божественное Конфуцианское Учение) (именуемые также луаньтан - "храмы феникса"), Цыхуйтан (Храм Милосердия) и Шэнъаньгун (Храм Полного спокойствия). Ниже приводятся сведения об отдельных конфессиях и о синкретических религиозных течениях.


ИГУАНЬДАО (Путь Всепроницающего Единства) - самая крупная и влиятельная из китайских синкретических религий, существующих в наше время. "Священное предание" Игуаньдао относит истоки учения Игуаньдао ко временам Паньгу - героя китайских мифов, отделившего Небо от Земли. Реально становление собственно традиции Игуаньдао началось, видимо, в конце XIX в., а современный ее облик сложился в 1930-ые годы под влиянием деятельности 18-го патриарха этой религии Чжан Гуанби. Игуаньдао исповедует принцип "соединения пяти учений" (конфуцианства, буддизма, даосизма, христианства и ислама). Вероучение, пантеон и практика самосовершенствования первых трех "учений" оказали значительное воздействие на соответствующие стороны религиозной жизни Игуаньдао, соединясь с основными элементами традиции собственно синкретических религий (культ Ушэн Лаому, представления о "последних бедствиях третьей эры" и приходе в мир Майтреи и т.д.).

читать дальше

СЮАНЬЮАНЬЦЗЯО ("Религия Сюаньюаня"; Сюаньюань - одно из имен мифического Хуан-ди (Желтого Императора)) принадлежит к числу синкретических религий, возникших уже во второй половине ХХ в.. Она была основана в 1957 г. тайваньским политическим деятелем Ван Ханьшэном (1899-1989). Целью его было восстановить традиционные духовные ценности китайской нации посредством воссоздания религии, существовавшей, по его мнению, со времен Хуан-ди до воцарения династии Хань. Учение Сюаньюаньцзяо представляет собой синтез конфуцианства, даосизма и моизма; с первой половины 1970-ых годов в качестве канонической книги последователями Сюаньюаньцзяо ими используется и обнаруженный в ходе раскопок в Маваньдуе (КНР) "Хуан-ди цзин" ("Канон Хуан-ди").

читать дальше

ЦЗАЙЛИЦЗЯО (Учение о пребывании в истине) - синкретическая религия, основанная в XVII в. шэньши Ян Лайжу, имевшим степень цзиньши. Последователи Цзайлицзяо поклоняются Ботхисаттве Гуаньинь, которую считают инкарнацией Уцзи чжи шэнь (Божества Беспредельного). Последнее отождествляется ими с Шанди (Богом, Верховным Властителем) и Тянь (Небом) древнекитайских верования, а также с Богом христианства и ислама. Они проповедуют соблюдение норм конфуцианской этики, отказ от курения и употребления алкоголя.

читать дальше

ДАОЮАНЬ (Храм Дао) - синкретическая религия, возникшая в Шаньдуне в 1921 г. на основе общины, практиковавшей медиумные сеансы. Постепенно Даоюань и связанные с ним светские организации (главным из которых являлось общество Красной Свастики) получили распространение во всем Китае. Даоюань и Общество Красной Свастики представляли собой как бы двуединую организацию с общим членством; в рамках Даоюань осуществлялась религиозная деятельность, а в рамках ОКС - благотворительность.

читать дальше

ТЯНЬДЭ ШЭНЦЗЯО (Священное Учение Небесное Добродетели) читать дальше

ТЯНЬДИЦЗЯО (Учение Небесного Владыки) - читать дальше

ДАЮАНЬЛИНЦЗЯО (Учение Великого Изначального Духа) читать дальше

ХУНХУАЮАНЬ (Храм Просвещения) читать дальше.

ЛУАНЬТАН (Храмы феникса).читать дальше

ЦЫХУЙТАН (Храмы Милосердия). читать дальше

МЭЙХУА ЛЯНЬМЭН ТУНСИНЬХУЙ (Общество Единения Сердец Объединенного Союза Цветов Сливы). читать дальше

КУНЬЛУНЬ СЯНЬЦЗУН (Учение Святых с горы Куньлунь). читать дальше

ЛИНСЯНЬ ЧЖЭНЬФОЦЗУН (Учение подлинного Будды Духовной Святости). читать дальше

В конце 1969 года было объявлено о создании религии СИНЬЖУЦЗЯО (Новое Конфуцианство). читать дальше

@темы: Тайвань, Религии, Литература на русском языке, К.М. Тертицкий