23:05 

сочинителям. общее. /слова и советы/

"Ты гори, невидимое пламя".
хорошие стихи нужны всем. плохие - не нужны никому, кроме их авторов.

в большей или меньшей степени, с теми или иными оговорками это применимо ко всякому делу, и особенно ко всякому искусству; но к поэзии, может быть, прежде всего - потому что через неё совершенствуется язык народа и растёт человеческая душа.

*

предполагаю, что до хороших стихов дорасти в принципе может каждый. но, похоже, в большинстве случаев это требует значительных усилий. а вот переход на качественно другой уровень, к отличным стихам - туда, где требуются, видимо, уже особые природные данные, сила - видимо, менее вероятен, если только изначально не было признаков, что к тому идёт. )

рецепт хороших стихов

высказывание Давида Самойлова на тему

*

каждый дрочит как он хочет пишет как он дышит. например, в стихах ритм может быть любым, рифма - совершенно любой или вообще отсутствовать. творческий приём или метод сам по себе остаётся только приёмом или методом, он не хорош и не плох. работа разными инструментами даёт разные результаты; но поскольку творчество - не ремесло, постольку качество изделия здесь зависит всё же прежде всего не от инструментов, а от таланта и мастерства.

мне запомнился случай Дмитрия Бобышева. этот стихотворец - большой знаток всяких модных и тонких штучек; однако именно к его стихам В. Топоров применил удачное слово - непроизвольный комический эффект. )
можно вспомнить также искусного Бенедиктова.

*

понимание вещи может быть затруднено от её особой глубины или из-за того, что вещь сознательно усложнена, затемнена автором /хотя лично на мой взгляд это неблагодарное занятие/. но сложность - это одно, косноязычие от неумелости - это совсем другое. в общем, всё, что есть в тексте, должно быть именно в нём - пусть не всем или не сразу доступное, видимое; но в самой вещи, а не только в авторских пояснениях и примечаниях к ней.

нынче, 09.09.09 - дважды за день - столкнулась с тем, что авторы ссылаются на понятный только им одним, личный смысл корявых и нелепых строчек. - строки, понятные только авторам и заведомо непонятные никому другому, притом корявые и нелепые - не годятся для публикации. следует читать их самим себе или близким)

*

одна из самых распространённых сочинительских проблем - сплошь и рядом, буквально на каждом шагу - просто недостаточное владение родной речью. неграмотность. причём если орфографические и пунктуационные ошибки в принципе допустимы - сочиняй хоть устный фольклор - то вот речевых быть совершенно не должно. /владеешь диалектом - сочиняй на диалекте, но в его системе/.
реально помогают занятия по учебникам культуры речи.

более того, грамотность прибавляет таланта. да, не очень так чтобы много прибавляет. но всё же, научившись писать грамотно, начинают писать несколько сильнее. и если у кого есть что-то своё, искра - то она, конечно, горит, видимая, не скрытая буреломом ошибок.

настоящие стихи летят (с); чтобы летать, учите матчасть. )

*

одна из самых полезных правок - сокращение. очень часто неудачное можно просто и совершенно безболезненно выбросить.

полезное упражнение - сочинять технически безупречные короткие вещи. тем, кто возьмётся Вам помочь, гораздо легче помочь Вам добиться безупречности в коротком.
если у кого вдруг эпическое дарование, и рассказик, миниатюра, коротенькое стихотворение ни в какую не даются, а тянет на роман или на монументальную поэму - шлифуйте Ваше произведение небольшими отрывками. так на страничку, а лучше на полстранички.

@темы: о прозе, о стихах, сочинителям

URL
Комментарии
2010-06-23 в 22:12 

Armentarius
данмерский колдун
Какая прелесть, взяла на заметку)
Лучше говорить, что я пишу хорошо, чем набиваться на незаслуженную похвалу) как считаете?

2010-06-23 в 22:39 

"Ты гори, невидимое пламя".
рада это слышать, и буду рада, если пригодится)

Лучше говорить, что я пишу хорошо, чем набиваться на незаслуженную похвалу) как считаете?

хм. не вполне поняла вопрос)
но считаю так: не стоит вообще оценивать вслух свою работу, если никто не спрашивает такой оценки. и даже если спрашивают прямо, стоит предоставить оценку самому тому, кто спрашивает. сказать: "судите сами". а вещь скажет сама за себя /даже если не всякий услышит/.
но бывает - хотя не так уж часто - что высказать самооценку вслух всё же необходимо. - и тогда следует высказать её по чести, от самой-самой глубины души. если кто знает свою силу - то, думаю, отрицать её вслух - нельзя. а если кто знает свою слабость, то и её следует признать.

URL
2010-06-23 в 23:00 

Armentarius
данмерский колдун
Ну, знаете, когда пишут вот вам моя какашка, простите за выражение, всячески гнобят свое же чтобы из вежливости люди написали - не так уж плохо и тд)

2010-06-24 в 00:11 

"Ты гори, невидимое пламя".
а, понятно)
это во всяком деле плохо.
но

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

заметки о сочинительстве

главная