Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
02:43 

"две головы орла, которые означали деспотизм и суеверие, были отрублены"

"Я очень близок к решению, - ответил Вильгельм, - только не знаю, к которому"
Я увидел себя во сне на улицах хорошо знакомого Петербурга, но вокруг все до того изменилось, что трудно было поверить, что я нахожусь в знакомом городе. Новые прекрасные общественные здания возвышались на каждом шагу, а старые, хорошо знакомые дворцы и казармы имели совершенно новое назначение, до странности не похожее на первоначальное. Раньше город был наполнен бесчисленными казармами, - теперь они были заняты общественными школами, академиями и библиотеками всех видов. Вот мрачный Михайловский замок, в котором задушили Павла I, - теперь на нем надпись большими золотыми буквами: «Дворец Государственного Собрания». Вот Аничкин дворец, через большие стеклянные окна которого видно множество прекрасных статуй из мрамора и бронзы. Это Русский Пантеон, собрание статуй и бюстов людей, прославившихся своими талантами или заслугами перед Отечеством.
На Невском картина тоже переменилась. Ранее вдали рисовался силуэт монастыря, а теперь вместо него возвышалась триумфальная арка, как бы воздвигнутая на развалинах фанатизма. В этот момент музыка необычайной гармонии и силы достигла моего слуха. Бесчисленное множество народа вливалось во врата гигантского круглого здания, увенчанного куполом, - именно оттуда слышались потрясшие меня звуки. Размеры и великолепие здания превосходили не только все то, что существовало в то время на земле, но и огромные памятники римского величия. Бронзовые двери необычайной величины открывались, чтобы впустить народ, и я вошел вместе с толпою.
Изнутри купол, поддерживаемый тройным рядом колонн, представлял небо, покрытое звездами. Белый мраморный алтарь возвышался посреди залы, на нем горел неугасимый огонь. Нет ни икон, ни священников, только в глубоком молчании стоящий народ слушает изумительную музыку. Минутное молчание воцарилось в храме, после чего несколько превосходных по правильности и звучности голосов стали петь гимн созданию под музыку Гайдна. Я думал, что действительно внимаю хору ангелов.
Я приблизился к старцу, только что перед тем обращавшемуся к толпе со ступеней алтаря: «Сударь, извините любопытство иностранца, который, не зная, должно ли верить глазам своим, осмеливается спросить у вас объяснения стольким чудесам. Разве ваши сограждане не принадлежат к греко-кафолическому вероисповеданию? Но величественное собрание, которого я только что был свидетелем, равно не похоже на обедню греческую и латинскую и даже не носит следов христианства».
«Откуда же вы явились? - ответил мне старец. - Или изучение истории до того поглотило вас, что прошедшее для нас воскресло, а настоящее исчезло из ваших глаз? Вот уже около трех веков, как среди нас установлена истинная религия, т.е. культ единого и всемогущего бога, основанный на догме бессмертия души, страдания и наград после смерти и очищенный от всяких связей с человеческими суевериями. Мы не обращаем наших молитв ни к пшеничному хлебу, ни к омеле с дуба, ни к святому миру, - но к тому, кого величайший поэт одной нации, давней нашей учительницы, определил одним стихом: «Вечность имя ему, и его создание - мир». Среди простого народа еще существуют старухи и ханжи, которые жалеют о прежних обрядах. Ничего не может быть прекраснее, говорят они, как видеть архиерейскую службу и дюжину священников и дьяконов, обращенных в лакеев, которые заняты его облачением, коленопреклоняются и поминутно целуют его руку, пока он сидит, а все верующие стоят. Скажите, разве это не было настоящим идолопоклонством, менее пышным, чем у греков, но более нелепым, потому что священнослужители отождествлялись с идолом? Ныне у нас нет священников и тем менее - монахов. Всякий верховный чиновник по очереди несет обязанности, которые я исполнял сегодня. Выйдя из храма, я займусь правосудием. Тот, кто стоит на страже порядка земного, не есть ли достойнейший представитель бога, источника порядка во вселенной? Ничего нет проще нашего культа. Музыка - единственное искусство, допускаемое при новом богослужении: «она - естественный язык между человеком и божеством».
Проходя по Дворцовой площади, я видел, что старый русский флаг вьется над черными от ветхости» стенами Зимнего дворца,однако вместо двуглавого орла с молниями в когтях было изображение парящего в облаках феникса, который держит в клюве венок из оливковых ветвей и бессмертника. «Как видите, мы изменили герб империи, - сказал старец: - Две головы орла, которые означали деспотизм и суеверие, были отрублены, и из пролившейся крови возник феникс свободы и истинной веры. Великие события, разбив наши оковы, вознесли нас на первое место среди народов Европы».
Кругом царили изобилие и довольство; какой-то новый общественный строй, согласующийся с законами человечности, обеспечивал общее благосостояние, и если кто впадал в бедность, то лишь от чисто случайных несчастных обстоятельств. Они немедленно получали самую щедрую помощь от своих сограждан и выходят из бедности. Все граждане равны перед законом – как то следовало из надписи на новом великолепном дворце: «Святилище правосудия, открытое для каждого гражданина, где во всякий час он может требовать защиты законов». Здесь собирается верховный трибунал, состоящий из старейшин нации.
Великие события, разбив оковы народа, вдохнули новую жизнь в литературное творчество, стали вскрывать плодоносную и почти нетронутую жилу нашей древней народной словесности, и вскоре из нее вспыхнул поэтический огонь, который и теперь с таким блеском горит в наших эпопеях и трагедиях. С установлением новых нравов возникла и хорошая комедия, комедия самобытная.
Проходя по городу, я был поражен костюмами жителей. Они соединяли европейское изящество с азиатским величием, и при внимательном рассмотрении я узнал русский кафтан с некоторыми изменениями.
«Мне кажется, - сказал я своему руководителю, - что Петр Великий велел высшему классу русского общества носить немецкое платье, - с каких пор вы его сняли?»
«С тех пор, как мы стали нацией, - ответил он, - с тех пор, как, перестав быть рабами, мы более не носим ливреи господина. Петр Великий, несмотря на исключительные таланты, обладал скорее гением подражательным, нежели творческим.»
Тут мы готовились пройти во Дворец правосудия - он помещался на другом берегу Невы, и к нему вел великолепный мост, наполовину мраморный, наполовину гранитный. Такого еще не было в Петербурге...


Если кто еще не догадался, мы отмечаем годовщину 14 декабря – годовщину восстания 1825 года на Сенатской площади.
Первая из сегодняшних публикаций - статья

Милицы Васильевны Нечкиной «ДЕКАБРИСТСКАЯ ”УТОПИЯ”»


Декабристы, разумеется, не были утопистами в привычном для историка значении этого слова. Они не оставили после себя утопий, - историк изучает их реальные конституционные проекты, а не фантастические учения об идеальном общественном строе. Но среди идеологических документов раннего декабризма есть один, к которому подходит это слово, несмотря на все сделанные оговорки. Интересующий нас документ разыскан Б.Л.Модзалевским и впервые опубликован в 1927 г. в составе найденных им остатков архива «Зеленой Лампы». В составе архива «Зеленой Лампы» и находится интересующее нас произведение. Озаглавлено оно одним словом «Сон». Рукопись на французском языке занимает шесть листов и содержит авторские поправки. На основе анализа почерка и сопоставления ряда биографических данных Л.Б.Модзалевский пришел к убедительному выводу, что автором ее является Александр Дмитриевич Улыбышев (моцартоведы и моцартопоклонники – улыбнулись :) ).

*
Сообщения о внезапной смерти Александра I были встречены в Англии с недоверием. В самой смерти, конечно, никто не сомневался; одновременно пять курьеров сообщили о ней Ротшильду; так хорошо был поставлен осведомительный аппарат биржи. Не было, однако, уверенности в достоверности сообщений о естественной смерти императора. «Лаконизм «Санкт-Петербургской Газеты», — писала «Morning Post», — очень показателен. Несколько строчек о болезни, точно не указанной, может быть является достаточным для жителей Севера, которым даются лишь краткие объяснения, но это не может удовлетворить любознательных и рассудительных обитателей Запада».
К началу января переход власти к Константину казался совершившимся фактом. «Подобно его отцу Павлу, Константин всегда был и поныне остался сторонником самой суровой дисциплины, и считается большим военным авторитетом. Было бы неправильным считать Константина абсолютным невеждой. Если он и варвар, то варвар цивилизованный…» Оценка Константина, данная в указанной нами выше статье, дает нам ключ к пониманию отношения английского общественного мнения к перспективе его воцарения на русском престоле. Появление на престоле Константина, не связанного узами Священного Союза, и по своему характеру склонного к военной авантюре, немедленно вызвало беспокойство в английской печати и отразилось на настроении биржи. В Сити определенно высказывалось мнение, что «Константин должен будет найти занятие для армии, и так как эта необходимость вполне соответствует личным стремлениям императора, следует ожидать крупных событий. Фонды понижаются под угрозой русско-турецкой войны».
Известие о восстании 14/26 декабря прибыло в Лондон в такой форме, которая не оставляла сомнений о результатах восстания и в успехе нового императора. Схема событий, вырисовывающаяся из сообщений английской печати 11—16 января, примерно такова: отречение Константина явилось вынужденным актом со стороны последнего ввиду враждебного отношения к нему императрицы-матери и других членов императорской семьи. Законный наследник престола — Константин — отказывается от власти; новый император Николай в то же время является в известном смысле узурпатором престола. На защиту Константина выступает часть армии, верная прежней присяге. Восставшие являются, таким образом, защитниками и приверженцами законного императора. Восставшие разбиты, и с вопросом о воцарении Константина временно покончено. О подлинных целях восстания еще ничего неизвестно.
«Принципы легитимизма безнадежно поколеблены... Для нас, англичан, подданных ограниченной монархии, самая вера в легитимизм представляется детской нелепостью. Для других народов, однако, будет полезно это новое доказательство фактического расхождения последователей легитимизма с основными его принципами».
«Сообщения из Петербурга от 26 декабря повествуют об из ряда вон выходящих событиях, происшедших через несколько часов после объявления Николая императором и обагривших кровью русских солдат трон нового императора. Императрица Мария Федоровна обратилась ко всем офицерам петербургского гарнизона с призывом способствовать принесению присяги Николаю полками гарнизона. Все полки изъявили свое согласие, за исключением Московского полка, находившегося в подчинении у самого Константина... Императрица-мать, возмущенная открытым сопротивлением выраженной ею воле и сознавая опасность какой-либо задержки в повиновении армии, отдала приказание начать немедленно стрельбу по восставшему полку. Есть что-то ужасное в мысли, что эти несчастные погибли только потому, что они изъявили нежелание отойти от присяги, которую они принесли лишь несколько дней тому назад».
Петербургское правительство было, таким образом, поставлено перед необходимостью не только найти иное объяснение восстанию, но и снабдить это объяснение достаточными доказательствами, которые произвели бы в Англии и других частях Западной Европы должное впечатление. Этим на наш взгляд объясняется и стремление петербургского правительства дать возможно широкую огласку всем официальным русским документам о событиях 14/26 декабря.
В своей книге «Россия и русские» Николай Тургенев указывает, что отношение английской и французской прессы к участникам декабрьского восстания было в общем и целом довольно беспристрастным. Английская и французская печать ограничивалась последующей регистрацией фактов и в своих комментариях, по указанию Тургенева, не высказывалась ни за, ни против восстания. Только в Германии нашелся «ученый негодяй», начальник уголовной полиции, позволивший себе публично выступить с квазинаучным обвинением участников восстания на основе отчета следственной комиссии.
Исследование английской печати первой половины 1826 года не позволяет нам согласиться с приведенным выше утверждением Николая Тургенева. Мы находим в английской печати отчетливо выявленный призыв к амнистии участников восстания. Требования амнистии весьма многочисленны; в конце января надежды на амнистию встречаются в комментариях к событиям в России почти всех лондонских газет. «Император прощает обманутых, — писала «British Press» 23 янв., — но объявляет о своем намерении наказать виновных и в корне уничтожить злое начало. Вместо подобных обвинений общая амнистия выла бы более подходящей, для нового монарха».
На этом пути английское общество ждало горькое разочарование. Комментируя приговор, «Times» 10 августа отмечал: «36 заговорщиков были приговорены к смертной казни, но только по отношению к пяти из них приговор был приведен в исполнение. Смертная казнь по отношению к остальным 31 была заменена, по милости государя, приговором, значительно более тяжким, чем смерть на эшафоте: пожизненными каторжными работами в рудниках». Далее следуют имена пяти повешенных, «спасенных палачом от милости императора».
Отчет следственной комиссии был приведен почти целиком во всех крупнейших органах печати, но почти ни в одном мы не находим его оценки. Только «Times» обрушивается на николаевское правительство с обвинением в лицемерии и отсталости. «Отчет о так наз. заговоре в России, — писал «Times», — займет, конечно, свое место в архивах русской империи и будет, из любезности, включен в архив (английского) министерства иностранных дел. Императорское правительство, однако, жестоко ошибается, если думает, что чисто формальное следствие, произведенное комиссией из 8 членов — придворных и адъютантов императора, может пробудить к себе доверие в цивилизованных странах Европы, или даже в менее культурной России».
Приговор по делу декабристов и отчет следственной комиссии являлись в глазах английского общества первым провозвестником грядущего удушения всякой свободы в Николаевской России». Мы готовы согласиться, — писал далее «Times», — с составителями отчета в том, что если деспотизм царя должен быть обеспечен навеки, всякое движение к свободе слова, действий и мысли должно быть пресечено в корне». На самом деле «слова и поступки обвиняемых с 1818 года по 26 дек. 1825 г. не заключают в себе ничего такого, что могло бы считаться изменой в любой цивилизованной стране в мире».
В последней статье о процессе участников декабрьского восстания «Times» суммирует намеченные им против Николаевского правительства обвинения: «Большие старания прилагаются в Петербурге для того, чтобы снова убедить мир в виновности лиц, участвовавших в заговоре. Тем не менее, признано, что многие из них до конца заявляли о своем убеждении, что их планы рано или поздно неизбежно будут осуществлены на практике. Многие говорили о высоких мотивах, руководивших ими. Нам представляется, что государи Священного Союза и их наследники остаются верны своей системе; революции должны происходить, потому что не будет реформ. Если государи будут упорствовать в своем нежелании итти на уступки, нет сомнения, что наступит момент, когда крупные изменения произойдут помимо их воли...»
В суждениях английской печати о восстании декабристов мы можем наметить три основные линии. Лишь очень незначительная часть английского общественного мнения рассматривает декабристов как злонамеренных анархистов, опасных революционеров, готовых ниспровергнуть государственную организацию. Гораздо чаще декабристов обвиняют в том, что они недостаточно усвоили передовые идеи западно-европейского конституционализма в его английской форме и вступили на революционный путь.
Итак, вторая работа –

Исаак Семенович Звавич, «ВОССТАНИЕ 14 ДЕКАБРЯ и АНГЛИЙСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ»



*
«Поразительное открытие, что свободолюбивые убеждения гнездятся даже в русской армии, вызвало оглушительный контрудар со стороны Сен-Жерменского предместья» (Стендаль).
Располагая устойчивым и послушным большинством в палате, правительство Виллеля должно было все же считаться с пэрами и держателями крупных рент и отражать удары тройной оппозиции: ультрамонтанов, которые со времени коронации Карла Х в мае 1825 г. считали, что пришел их час (эта крайняя группа ультрароялистов имела своим органом «Quotidienne»); Шатобриана и его группы, которая повела за собой колкий «Journal des Debats»; наконец, либералов, взгляды которых — более или менее направленные на борьбу с правительством — выражали «Courrier» и «Constitutionnel».
Симпатии, которые вначале газета «Journal des Debats» выражала декабристам, исчезли, как только стало ясно, что дело русских дворян потеряно. Что касается газеты «Constitutionnel», то она мало занималась раскрытием смысла восстания, и то с единственной целью доставить затруднения министерству Виллеля. В поразивших газету событиях она усмотрела конец Священного союза, поворотный пункт европейской политики и перспективу ближайшего освобождения греков. Политического смысла движения декабристов и его социального значения она не уловила.
«В Петербурге имели место мятежные действия; восшествие императора Николая на престол отмечено резней, и он должен был пробиваться к трону через кровь собственных гвардейцев» («Constitutionnel»).
«В Петербурге происходят бои. Императорская гвардия стреляла в императорскую гвардию; одни выступают за Николая и систему Александра, а другие — за Константина и московскую партию, которая требует войны за Грецию». Далее следовали комментарии: «Здесь военное восстание в пользу Константина, в городе и среди войск, где не предполагали наличия его сторонников... Возможно, это — движение, которое может перекинуться на всю армию и во все уголки империи, в частности в Москву, Польшу, Бессарабию» («Journal des Debats»). Газета трактовала события как простой результат соперничества двух братьев, ссоры двух партий. Повод к возмущению подменял действительность, которая вскоре сделается ясной, но о которой пока никто не подозревал.
«Constitutionnel», который странным образом не замечал освободительного и революционного характера событий, предлагал, однако, извлечь из них большие уроки: «Кровавые столкновения в России должны вразумить королей, что национальные учреждения и установление общественных свобод являются столь же благодетельными для них, как и для самих народов». Что касается правительства, которое было осведомлено о событиях, то оно «оставило биржу в потемках». «Если г.Виллель и его друзья не воспользовались этой осведомленностью, чтобы получить большие незаконные барыши, то по крайней мере они могли это сделать, и этого достаточно для их осуждения».
Ляферронэ 26 декабря вечером, а затем 27-го доносил о событиях, очевидцем которых он был. Дама получил также очень обстоятельный отчет о 14 декабря, переведенный с немецкого.
В анонимном рассказе о беспорядках, написанном по-немецки и представленном Дама, сообщалось,
Таким образом, 11 января Дама и другие ультрароялистские министры были предупреждены, что петербургское восстание не простая ссора двух князей, а революционный взрыв и что еще неизвестно, закончилась ли уже революция или она только началась.
«Я должен заверить вас, господин барон, — писал он 5 января, — что я далеко не разделяю чувства беспечности, которую проявляет император в отношении только что развернувшегося заговора. Все, что я узнаю от людей благоразумных и хорошо осведомленных о настроении умов, внушает мне еще более беспокойства относительно последствий этого крупного события». Если даже граф Воронцов не смог противостоять обольщению конституционных идей, то можно себе представить, что должно делаться с молодыми офицерами, «которые путем опасного чтения выработали в себе крайние стремления к полной свободе... ничто не может дать представления о смелости разговоров и крайности мнений, которые я постоянно слышу среди офицеров гвардии, являющихся в то же время почитателями самых пылких наших республиканцев и самых горячих бонапартистов. В области заговоров русские более ловки, чем мы. Дерзость сочетается у них с благоразумием, и кажущееся легкомыслие не ведет их к откровенности. События, свидетелями которых мы были, предвещают еще более грозные последствия... Мина взорвалась слишком рано из-за нетерпения и горячности нескольких молодых люден; и даже при этих обстоятельствах им был бы обеспечен успех, если бы во главе их стоял хоть один человек, у которого было бы столько же присутствия духа, сколько у них решимости».
Сен-При, французский посол в Берлине: «Можно сказать с уверенностью, — писал он, — что если бы в день 26 декабря восставшие выказали больше энергии, они разделались бы с империей и с императором». Все внушает опасения за будущее «в этой стране с ее большими злоупотреблениями, которые все живо ощущают... Нельзя скрывать, что среди высших классов и даже среди благоразумных людей, наибольших приверженцев порядка, господствует всеобщая жажда обновления; эго чувство питается ошибками продажной администрации, которыми пренебрегал покойный император и против которых необходимо немедленно найти средство. Это чувство не проникло еще в низшие классы общества, но не эти классы делают революцию, они являются только ее орудием». Надо надеяться, что проекты мятежников будут разрушены: «Надо этого желать, потому что здешняя революция была бы страшной; речь шла бы не о том, чтобы низложить одного императора и заменить его другим: весь общественный порядок был бы потрясен до основания, и Европа покрылась бы его обломками».
В то время как в течение января и февраля 1826 г. поток подробной информации притекал из Петербурга в Париж, на стол совета министров и здесь испарялся, как в песчаной пустыне, парижской прессе приходилось только комментировать официальные сообщения, которые печатались в «Journal de S.-Petersbourg» и которые «Moniteur» не мог скрывать, либо обращаться к крайне редким свидетельствам частных писем, с трудом доставлявшихся из России. Прессе было трудно дать французской публике серьезную информацию. Но этого недостаточно, чтобы объяснить слабость и скудость последней. Даже когда пресса не подчинялась приказам правительства, она нисколько не стремилась углубиться в проблемы, выдвинутые теми, кто носил благородное имя декабристов. Она оставалась то болтливой, то сдержанной...
Журнал «Lе Меrсиrе du XIX-e siecle», правильно оценивая посредственное произведение Альфонса Рабб «Итоги русской истории», напечатанное в начале 1826 г., писал: «Мы с удивлением увидели сидящей на вулкане эту Россию, про которую думали, что она терпеливо несет ярмо самодержавной власти. Можно было видеть, как гордые страсти аристократии сомкнулись с народным недовольством, чтобы, может быть, опрокинуть империю Петра Великого и установить на ее обломках совершенно новый порядок». Россия, вступила на путь, «который должен привести к освобождению русского народа, поднять его к лучам свободу - это путь, который ведет к подлинному могуществу».
Это -

Поль Ангран и его статья «ОТГОЛОСКИ ВОССТАНИЯ ДЕКАБРИСТОВ
ВО ФРАНЦИИ»



Скачать архив можно здесь.


Четвертая статья в нем - Сергея Владимировича Мироненко, «”МОСКОВСКИЙ ЗАГОВОР” 1817 г. и ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКАБРИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ» из сборника к 100-летию Б.П.Козьмина (фрагменты мы публиковали раньше).

@темы: социальная история, событие, свобода-право-власть, реставрация, революции, полезные ссылки, они и мы, новые публикации, массы-классы-партии, литературная республика, либерализм, источники/документы, история идей, имена, события, календарь, декабристы, Франция, Россия и Франция, Россия, Европа, Великобритания, Великая французская революция, 19 век

Комментарии
2009-12-14 в 03:01 

Maria-S
"Я очень близок к решению, - ответил Вильгельм, - только не знаю, к которому"
Подборку готовили граждане Люсиль, С-Нежана, Валентина-Березовый сок, Антон-Без диплома, Эмиль Пашковский.

Некоторые материалы, посвященные движению декабристов
Четверо о незабываемом (Мемуарная проза декабристов)
С.П.Трубецкой Записки (1844-1845, (1854) гг.)
Сии записки писаны в 1844-5 годах
Заключение
А.Е.Розен Записки декабриста
14 декабря 1825 года
Следственная комиссия
Верховный уголовный суд
О причинах основания тайных обществ вообще и об акте обвинительном в особенности
И.И.Горбачевский Записки
I. Происшествия лещинского лагеря
II. Восстание Черниговского полка
III Судьба участников
Н.И.Лорер Записки моего времени Воспоминание о прошлом


М.Покровский. Очерки русского революционного движения XIX - нач. XX вв.

О.Орлик. Передовая Россия и революционная Франция

Книги Монтескье на декабристской каторге

Казимр Лисовский. Декабрист

М.Нечкина. Декабристы

Н.Эйдельман. Первый декабрист, ч.1, 2

Н.Эйдельман. Послесловие: Тютчев о восстании декабристов

Ю.Лотман. Декабрист в повседневной жизни

А.Гациский. Александр Дмитриевич Улыбышев. 1794-1858 (Русский архив, 1886)
1. Улыбышев в старом Нижегородском театре…
2. Остроты Улыбышева…
3. После смерти Грибоедова Улыбышеву предлагали занять его должность в Персии…
4. Он воспитывался за границей в Германии...
5. Книга о Моцарте...
6. Французский язык он тогда знал лучше русского...
7. Книга о Бетховене...
8. Музыкальные сочинения Улыбышева...
9. Его рукописи и библиотека...
10. День Улыбышева в деревне...
11. В приеме утренних визитов своего барского дома он не участвовал...
12. По вечерам в театральные дни бывал в театре...
13. Жизнь в Нижнем Новгороде...
14. Смерть Улыбышева


С.Искюль. 14 декабря 1825 года и деятельность МИД

Н.Троицкий. Декабристы: Становление

Е.Тарле. Военная революция на Западе Европы и декабристы (т.5 в собр.соч. в 12 тт.)

А.Эфрос. Декабристы в рисунках Пушкина

Декабристы в Лермонтовской энциклопедии

Встречи Лермонтова с декабристами на Кавказе

М.Цявловский. Стихотворения, обращенные к декабристу В.Ф.Раевскому

Друг Пушкина Ф.Ф.Матюшкин — декабрист

Биографические справки о декабристах

Библиография

2009-12-14 в 03:01 

"Я очень близок к решению, - ответил Вильгельм, - только не знаю, к которому"
Подборку готовили граждане Люсиль, С-Нежана, Валентина-Березовый сок, Антон-Без диплома, Эмиль Пашковский.

Некоторые материалы, посвященные движению декабристов
Четверо о незабываемом (Мемуарная проза декабристов)
С.П.Трубецкой Записки (1844-1845, (1854) гг.)
Сии записки писаны в 1844-5 годах
Заключение
А.Е.Розен Записки декабриста
14 декабря 1825 года
Следственная комиссия
Верховный уголовный суд
О причинах основания тайных обществ вообще и об акте обвинительном в особенности
И.И.Горбачевский Записки
I. Происшествия лещинского лагеря
II. Восстание Черниговского полка
III Судьба участников
Н.И.Лорер Записки моего времени Воспоминание о прошлом


М.Покровский. Очерки русского революционного движения XIX - нач. XX вв.

О.Орлик. Передовая Россия и революционная Франция

Книги Монтескье на декабристской каторге

Казимр Лисовский. Декабрист

М.Нечкина. Декабристы

Н.Эйдельман. Первый декабрист, ч.1, 2

Н.Эйдельман. Послесловие: Тютчев о восстании декабристов

Ю.Лотман. Декабрист в повседневной жизни

А.Гациский. Александр Дмитриевич Улыбышев. 1794-1858 (Русский архив, 1886)
1. Улыбышев в старом Нижегородском театре…
2. Остроты Улыбышева…
3. После смерти Грибоедова Улыбышеву предлагали занять его должность в Персии…
4. Он воспитывался за границей в Германии...
5. Книга о Моцарте...
6. Французский язык он тогда знал лучше русского...
7. Книга о Бетховене...
8. Музыкальные сочинения Улыбышева...
9. Его рукописи и библиотека...
10. День Улыбышева в деревне...
11. В приеме утренних визитов своего барского дома он не участвовал...
12. По вечерам в театральные дни бывал в театре...
13. Жизнь в Нижнем Новгороде...
14. Смерть Улыбышева


С.Искюль. 14 декабря 1825 года и деятельность МИД

Н.Троицкий. Декабристы: Становление

Е.Тарле. Военная революция на Западе Европы и декабристы (т.5 в собр.соч. в 12 тт.)

А.Эфрос. Декабристы в рисунках Пушкина

Декабристы в Лермонтовской энциклопедии

Встречи Лермонтова с декабристами на Кавказе

М.Цявловский. Стихотворения, обращенные к декабристу В.Ф.Раевскому

Друг Пушкина Ф.Ф.Матюшкин — декабрист

Биографические справки о декабристах

Библиография

2009-12-14 в 03:27 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Maria-S, спасибо!

Меня можно было и не упоминать, поскольку я только наводку давала.
А книжечку, с которой лишь сегодня познакомилась в отделе редкой книги, еще не успела откопировать. Книжечка с манящим заглавием "Отголоски декабристского движения во французской литературе" оказалась разбором поэмы Альфреда Виньи "Ванда" и романа А.Дюма "Учитель фехтования", последнее - в сопоставлении с воспоминаниями Полины Гебль-Анненковой. Если получится, фрагменты со временем представлю, очень уж есть забавные пассажи.
А пока ссылки:
"Учитель фехтования"
и "Ванда"
(в оригинале; русский перевод существует, однако в сети я его не вижу).

2009-12-14 в 04:01 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
Maria-S и товарищи, спасибо. Отличный ликбез. Помню я этот вопрос, как воспринималось декабристское восстание во Франции. Ну, вот он и ответ. Честно сказать, для меня несколько неожиданный.

2009-12-14 в 05:55 

Свобода начинается с иронии
Maria-S, спасибо! И всем гражданам, участвовавшим в акции. Пойду в течение дня пиарить.
А вот "декабрист":

Salut et fraternite!

URL
2009-12-14 в 05:56 

Свобода начинается с иронии
Capra Milana, руководить и направлять, гражданка, это первейшее дело. )

URL
2009-12-14 в 09:21 

Мир - это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. (Теккерей)
Maria-S, Capra Milana и все-все, спасибо! Зачиталась, что оторваться не могу! ))

Прочитала про "Учителя фехтования" и сразу вспомнила. Можно добавить ссылку?
Воспоминания Прасковьи Егоровны Анненковой (Полины Гебль), ее и Ивана Анненкова письма, воспоминания их дочери Ольги и еще несколько очерков.

2009-12-14 в 09:38 

На свете нет ничего нового, но есть кое-что старое, чего мы не знаем
Maria-S, это Вам спасибо, и редакторам, что развиваете в сообществе и библиотеке эту тему!
*Неужели рукопись Александра Дмитриевича Улыбышева до сих пор ни разу не издавалась? Так хотелось бы прочитать полностью. Почему-то сразу возникли ассоциации с "Волшебной флейтой".*

Еще ссылка, маленькая статья, но, мне кажется, полезная:
Е. Б. Васильева
Образ декабриста на страницах либеральной прессы второй половины XIX - начала XX века
(по материалам журналов «Вестник Европы» и «Русское богатство»)

Извините, если повторяюсь.

Nataly Red Rose, красивый цветок. Что-то в нем есть такое, что оправдывает его имя.

Mezzo soprano, ой, а я не знала, что воспоминания Анненковой в сети выложили. Спасибо!

2009-12-14 в 10:11 

Синяя блуза
Спасибо, граждане-товарищи! Да здравствует 14 декабря!

За опоздание извиняюсь. Бежал запыхался, но принес. )
Григорий Григорьевич КРИЧЕВСКИЙ (21.3.1910 — 1989)
ШАТОБРИАН и 14 ДЕКАБРЯ

(Французский ежегодник 1962. М.: 1963)
Маленькое сообщение, вдогонку к большой статье про отзывы французской прессы.
* *

С камеры, поэтому малость неровно. Но читать можно нормально. Кликайте по картинкам в полный рост.

Maria-S + 1000 отдельно за заголовок )

2009-12-14 в 10:35 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
БОЛЬШОЕ СПАСИБО, ГРАЖДАНЕ!!!
НЕТ - КЛЕВЕТЕ НА ДЕКАБРИЗМ!
ДА - ЗНАНИЮ!

А тут как раз статья подвернулась. Тема, во всяком случае, сформулирована хорошо:
ДЕКАБРИСТЫ О ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТАХ И САКРАЛЬНОСТИ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ
Статья посвящена одному из наиболее спорных вопросов в истории декабристского движения. В центре внимания находятся вопросы восприятия декабристами самодержавной власти, их отношение к дворцовым переворотам, в частности, к перевороту 1801 года.
Автор - Елена Валентиновна Павлова. Это все славный Самарский универ. )

2009-12-14 в 10:37 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
2009-12-14 в 10:46 

marianne68
Ceux qui font les révolutions à moitié ne font que se creuser un tombeau
Товарищи, а на сам текст "Русской правды" Павла Ивановича Пестеля ссылка есть?
Если что, текст по оригиналу из Госархива:
П. И. Пестель
РУССКАЯ ПРАВДА
или Заповедная Государственная Грамота Великаго Народа Российскаго служащая Заветом для Усовершенствования Государственнаго Устройства России и Содержащая Верный Наказ как для Народа так и для Временнаго Верховнаго Правления


Спасибо всем! У меня, оказывается, представление о том, как Франция воспринимала декабристское восстание, было совсем превратным.
Пошла учиться. )))

2009-12-14 в 10:52 

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
В добровольном изгнании
Э.А. Павлюченко

Глава I. САМЫЕ СЧАСТЛИВЫЕ
Глава II. «СПАСИБО ЖЕНЩИНАМ...»
Глава III. «ДАМСКАЯ УЛИЦА»
Глава IV. «ОНИ БЛАГОСЛОВИЛИ НАС В НОВЫЙ ПУТЬ...»
Глава V. СЕСТРА ДЕКАБРИСТА |Екатерина Лунина|
Глава VI. ДЕТИ
ПОСЛЕСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

Книга о женах и сестрах декабристов.

Спасибо всем! Очень интересно про сон, и жалко, что так и неизвестно, как он "сбылся" у Улыбышева.

2009-12-14 в 10:56 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
"Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для обществ; что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого разсудка. Нельзя допустить основанием правительства произвол одного человека невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне, а все обязанности на другой. Слепое повиновение может быть основано только на страхе и не достойно ни разумного повелителя, ни разумных исполнителей. Ставя себя выше законов, государя забыли, что они в таком случае вне законов, вне человечества! Что невозможно им ссылаться на законы, когда дело идет о других, и не признавать их бытие, когда дело идет о них самих. Одно из двух: или они справедливы, - тогда к чему же не хотят и сами подчиняться оным, или они не справедливы - тогда зачем хотят они подчинять им других.
Все народы Европейские достигают законов и свобод. Более всех их народ Русской заслуживает и то и другое. Но какой образ правления ему приличен? Народы малочисленные бывают обыкновенно добычею соседей и не пользуются независимостью. Народы многочисленные пользуются внешнею независимостью, но обыкновенно страдают от внутренняго утеснения и бывают в руках деспота орудием притеснения и гибели соседних народов. Обширность земель, многочисленное войско препятствуют одним быть свободным; те, которые не имеют сих неудобств, страждут от своего безсилия. Федеральное или союзное правление одно бы разрешило сию задачу, удовлетворило всем условиям и согласило величие народа и свободу граждан.
Под надзором Государя одно Законодательное Собрание находится в столице и делает все распоряжения общия, для всего государства; частныя распоряжения, касающияся до областей, предоставлены областным законодательным собраниям, образованным на подобие столичного, и таким образом доставляется благосостояние целаго и частей".

Никита МУРАВЬЕВ

Текст проекта Конституции (Воспроизведено по выпуску N 4 "Библиотеки декабристов", напечатанному в 1907 г. в Московской типографии "Русского товарищества" )

I. О народе Русском и правлении
II. О гражданах
III. О состоянии, личннх правах и обязанностях Русских
IV. О России
V. О внутреннем устройстве волостном и уездном или поветовом
VI. О народном Вече
VII. О Палате Представителей, о числе и выборе Представителей
VIII. О Думе верховной
IX. О власти, преимуществах Народнаго Веча и составлении законов
X. О верховной исполнительной власти
XI. О внутренних властях и о правительствах Держав
XII. О правительствующей власти Держав
XIII. О исполнительной власти Держав

2009-12-14 в 10:56 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
Спасибо за ссылки, граждане!

2009-12-14 в 11:01 

Свобода начинается с иронии
Натан Эйдельман
Пестель и Пален

Проблемы истории русского общественного движения и исторической науки. М., 1981
(под названием: "Из предыстории декабризма. Об одном эпизоде в "Записках" Н.И. Лорера").

Это вдогонку к статье, которую нашли граждане Форстеры. Пусть будет ссылка вместе с прочими.

Спасибо всем, гражданки и граждане! )

URL
2009-12-14 в 11:16 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Граждане, я думаю... что у нас - замечательное сообщество. )
Спасибо вам.

Очень интересно про сон, и жалко, что так и неизвестно, как он "сбылся" у Улыбышева.
Березовый сок, да, очень хочется знать, как далеко простирается сходство. )
Неужели рукопись Александра Дмитриевича Улыбышева до сих пор ни разу не издавалась? Так хотелось бы прочитать полностью. Почему-то сразу возникли ассоциации с "Волшебной флейтой".
С-Нежана, надо посмотреть в антологии творчества декабристов, но по памяти - нет, к сожалению. А возможно, в сборниках, изданных позднее, все-таки есть...
С "Волшебной флейтой"... Наверное, так. По крайней мере, и "визуальный ряд" (анфиладные пространства, наполненные воздухом и светом, сферы и полусферы), и некоторые принципы (моральное наказание и поощрение) очевидно связаны с масонством. А ВФР его влияния никак не избежала.

2009-12-14 в 11:18 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
А теперь - текст.

П. И. Пестель
Конституция - государственный завет

И дум высокое стремленье... / Сост. Н. А. Арзуманова; примечания И. А. Мироновой.-- М., "Советская Россия", 1980 (Библиотека русской художественной публицистики)
OCR Бычков М. Н.
По словам П. И. Пестеля, документ является кратким изложением основных положений "Русской Правды", записанным М. П. Бестужевым-Рюминым под его диктовку. Ценность этого документа состоит прежде всего в том, что он дает представление о тех главах "Русской Правды", которые не были вовсе написаны или составлены лишь начерно.
Печатается по изд.: Восстание декабристов, т. VII. М., Политиздат, 1958.


1) Границы Российского государства суть......... При сем случае действуют два правила: Правило благоприличия для России и правило народности племен или народов смежных и подвластных. Когда дело идет о народе, могущем пользоваться независимостию и самостоятельностию, тогда правило народности берет перевес. Когда же дело идет о народе, не могущем оными пользоваться и долженствующем быть под покровительством и зависимостию у другой славнейшей державы, тогда правило благоприличия для России берет перевес. Польша.-- Правило народности объявляет независимость и самостоятельность народа, но правило благоприличия определяет в сем случае частности границеположения.
2) Российское государство разделяется в отношении законного своего пространства на 10 областей и 3 удела. Уделы суть столичный, в коем пребывает и сосредоточивается государственное правление,-- Нижний-Новгород или Москва, Донской или Киргизский. Каждая область состоит из 5 губерний или округов. Губернии состоят из уездов, уезд состоит из волостей. Волости бывают цельные и приписные -- 1000 обывателей мужеск. пола.
3) Государство состоит из народа и правительства.
4) Весь российский народ составляет одно сословие -- гражданское; все нынешние сословия уничтожаются и сливаются в одно сословие -- гражданское. Все различные племена, составляющие Российское государство, признаются русскими и, слагая различные свои названия, составляют один народ русский. Все россияне расписаны по волостям. Каждый российский гражданин есть член которой-либо волости. Сие заменяет теперешнее распределение россиян по сословиям. Волость имеет для своих членов два списка -- гражданский и скарбовый. В скарбовый список вносятся граждане, имеющие в волости какую-нибудь собственность. Подать берется с собственности, посему может один и тот же человек в скарбовых списках многих волостей быть записан, но в гражданском списке может каждый быть записей только по одной волости, ибо гражданский список означает политическое состояние, а политическим правом пользуется каждый русский в той только волости, в которой состоит в гражданском списке.
5) Вся земля, к каждой волости принадлежащая, разделяется на две части; волостную и частную. Первая принадлежит всему обществу, вторая -- частным людям. Первая составляет собственность общественную, вторая -- собственность частную. Волостная земля есть неприкосновенна, она разделяется на участки, участки раздаются но требованиям членов волости. Остальная земля отдается в наем посторонним людям не иначе, как на один год. Если требуется более участков, нежели сколько таковых имеется, тогда не удовлетворяется требование тех, которые наибольшее число участков взять желают; участки спи переходят из рук в руки в тех только случаях, когда являются новые требователи. Сии требователи суть или такие, коп прежде никакого участка не брали или желают ныне взять более. У кого участок отбирается, тот сам назначает, какой участок он отдает. Правило совокупной стоятельности (principe de la SolidaritИ): перед правительством является всегда волость, а не люди порознь. Россияне составляли народ, состоящий из одних обывателей земли; все россияне суть помещики, или частные, или общественные.
6) Переход из нынешнего положения в порядок, здесь предлагаемый, есть постепенный. У нынешних помещиков земля откупается оброком или работою летнею. Наперед заводится сие в казенных имениях и волостях, а потом уже в частных. Оброчные селения и пахотные селения, дворовые люди, заводские крестьяне продолжают нынешние занятия положенное время, те же сами откупаются, а дворовые в волости поступают.)
7) Правительство разделяется на Верховную власть и государственное правление.
8) Насчет устроения Верховной власти отвергается правило равновесия властей, но принимается правило определительности круга действия. Верховная власть разделяется на законодательную и верховно-исполнительную.-- Первая поручается Народному вечу, вторая -- державной Думе. Сверх того нужна еще власть блюстительная, дабы те две не выходили из своих пределов. Власть блюстительная поручается верховному собору.
9) Народная веча состоит из народных представителей, выбранных народом на 5 лет. Каждый год пятая часть нисходит и заменяется новыми выборами. Тот же самый может опять быть выбран. Устройство внутреннего порядка веча принадлежит ему самому. Председатель выбирается ежегодно из членов, последний год заседающих. Народная веча есть одно целое и на каморы не разделяется. Вся законодательная власть в ней обретается. Она объявляет войну и заключает мир.
Различие в составлении законов заветных и всех прочих законов. Первые обнародываются и на суждение всей России предлагаются.
Народная веча имеет свое время, когда не заседает; тогда оставляется временная комиссия. Никто не может распустить Народной вечи. Она определяет волю в государстве, душу народа.
10) Державная Дума состоит из 5 членов, народом выбранных на 5 лет. Ежегодно один из Думы выходит и заменяется другим выбором. Председатель есть член, заседающий последний, или пятый, год. Ежегодно предлагает каждая губерния кандидата. Из числа сих кандидатов выбирает Народная веча окончательно. Державная Дума имеет всю верховно-исполнительную власть, ведет войну и производит переговоры, по не объявляет войны и не заключает мира. Все министерства и все вообще правительствующие места состоят под ведомством и начальством державной Думы, действуя с разрешением и исполняя с приказанием. Она имеет собственную свою канцелярию.
11) Верховный собор состоит из 120 членов, имеемых боярами. Бояре назначаются на всю жизнь и не могут участвовать пи в законодательном, ни в исполнительном порядке. Губернии назначают кандидатов, а Народная веча замещает упразднившееся число бояр. Председатель выбирается на год самим собором. Собор имеет верховно-блюстительную власть. Народная веча препровождает к нему на утверждение свои законы. Собор не рассуждает о сущности предметов, но смотрит на одни формы, дабы во всем соблюдено законное; после сего утверждения получает закон свою действительную силу. Сам же собор не действует.. Собор назначает из своих членов по одному генерал-прокурору в каждое министерство и по одному генерал-губернатору в каждую область; (приказный блюститель, областный посадник). Генерал-прокурор рассматривает журналы палат министерства и утверждает их определение, взирая на одну законность и соблюдение предлагаемого порядка, но не входя в суждение о сущности самого содержания; без их утверждения не может исполнение последовать; они [отвечают] за свои действия. Державная Дума решает, а Верховный собор может чиновника отдать под суд. Отданный под суд судится судебным порядком. Генерал-губернатор имеет таковые же обязанности в отношении областных правлений. Из сего явствует, что собор удерживает в пределах законности Народную вечу и державную Думу. Сам же не имеет никакого действия положительного. Главнокомандующие действующих армий назначаются Верховным собором. Он принимает начальство над армиею, когда выступает за пределы государства, и слагает, когда в пределы вступает губернии на военном положении.

2009-12-14 в 11:29 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Вот где Улыбышев притаился (а разве этого ожидать не следовало?! :) ):
Ж.-Ж. Руссо: pro et contra [Текст] : идеи Жан-Жака Руссо в восприятии и оценке русских мыслителей и исследователей (1752-1917) : антология / сост., авт.ст. и коммент. А.А. Златопольская ; ред. Д.К. Бурлака. - СПб. : Изд-во РХГА, 2005

2009-12-14 в 17:52 

Истине самой по себе свойственна неотразимая притягательность... но одним лишь дуракам даровали боги умение говорить правду, никого не оскорбляя
Большое спасибо, граждане коллеги. Богатое собрание ссылок и очень интересные статьи.

Я тоже привожу ссылки на Парсамова, кажется, это отдельные работы, не из книги, на которую уже сослался Cosmopolite.

В.Парсамов. Проблема «Россия—Запад» в мировоззрении декабриста М.Лунина

B.Парсамов. К характеристике личности П.И.Пестеля

2009-12-14 в 18:02 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Спасибо, граждане, за активную поддержку. )

Павел Елисеевич Щеголев к нам пришел, с "Зеленой лампой" и другими работами (много ссылок можно добавить к А.С.Пушкину и к А.Н.Радищеву на сводные страницы).
В частности:
Владимир Раевский (Первый декабрист)
Возвращение декабриста
А. С. Грибоедов и декабристы
О "Русских женщинах" Некрасова (В связи с вопросом о юридических правах жен декабристов)
"Зеленая лампа"
Император Николай I и Пушкин в 1826 году
А. С. Пушкин в политическом процессе 1826—1828 гг.
Николай I в дневнике Пушкина

2009-12-14 в 18:09 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Capra Milana, сезон охоты на Жан-Жака откроем? )

2009-12-14 в 18:13 

tawi-tum
Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной
Спасибо! Очень интересный "Сон". И вообще все. )))

А таких ссылок еще не давали?
Пушкин и декабристы в период после поражения восстания
Поэты-декабристы в тюрьме и на каторге. А.И.Одоевский
Тоже, из "Литературной энциклопедии".

2009-12-14 в 19:23 

Space Of Grace
Спасибо за прекрасный новый мир. Сегодня большой праздник, потому что революцию пытались совершить люди, которым такая возможность дана была по праву, которые могли бы очень хорошо управлять обществом, гораздо лучше Ленина и Сталина и прочего быдла.

Повторю пост с ссылкой на Вас в своем журнале

2009-12-14 в 19:25 

Belle Garde
Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте
Объедение! СПАСИБО!!! :) Кто б за меня на работу ходил, а я бы все читала, читала...

Наверняка уже и ссылку давал кто-нибудь, и текст всем известен, но пусть будет в подборке, ок? Для новичков и случайно забредших юзеров. ))
А.Семенова. Книги эпохи Просвещения и формирование мировоззрения декабристов

Портрет Поццо ди Борго. Большой, цветной, из вики.

2009-12-14 в 19:42 

Без диплома
Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Спасибо всем! Очень интересно читать про европейский резонанс. Я думал, Англия и Франция однозначно поддержали Николая.
*Вот интересно, а до чего ревизионисты еще договорятся? самодержавия в России, может, тоже "не было"? ;)*

Юрий Тынянов - не историк, конечно, но полезных книг написал много.
В этой подборке о Кюхельбекере. Например, "Французские отношения Кюхельбекера" - прямо к теме
. И о Пушкине.

А.Семенова. Книги эпохи Просвещения и формирование мировоззрения декабристов
Belle Garde ну я, например, не видел. ) Спасибо. Я тут многое не видел. Щеголева, например, и тексты Пестеля.

2009-12-14 в 20:30 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
"Литературная энциклопедия неисчерпаема, как атом" :))

ПРОЗА ДЕКАБРИСТОВ
(РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1820-х гг.)


Спасибо, граждане, спасибо! Их дело не пропало!..

2009-12-14 в 21:58 

Я и моя собака
Истинно мягкими могут быть только люди с твердым характером /Лабрюйер/
Большое спасибо, граждане коллеги. Получился, действительно, еще один революционный праздник. Хотя это слово не совсем уместно, может, лучше сказать - день памяти. 14 декабря.

Добавлю ссылку на книгу Натана Эйдельмана
ТАЙНЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ
"ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДЫ"

Введение
I. Запрещенные стихи
II. Друзья Пушкина
III. Семёновский офицер
IV. Звезда и сопутник
V. Михаил Лунин
VI. Тайная история
VII. "Неустановленное лицо"
VIII. Друзья "Полярной звезды"
IX. Потаённый Пушкин
X. После 19 февраля
XI. Николаевские узники
XII. Липранди в "Полярной звезде"
XIII. 1825-1862
XIV. Последняя "Полярная звезда"
Заключение

2009-12-14 в 22:08 

«Moi aujourd’hui et moi tantôt, sommes bien deux»
Синьоры и синьорины, спасибо!
(Такое возникает приятное чувство идеальной общности... Как будто чуть-чуть сам приобщился к их революционной работе...)
Ну вот, а ссылка - на виртуальный музей декабристов, библиотека и сайт замечательные, и если кто-то вновь найдет туда путь, я буду очень рад.
Главная страница
Статьи:
А.Ю. Андреев "К истокам формирования преддекабристских организаций: будущие декабристы в Московском университете" (Материал предоставлен автором)
А.Ю. Андреев "Отсутствующие всегда виновны..." (Князь И.Д. Щербатов и Д.П. Ермолаев на следствии по делу о возмущении Семеновского полка в 1820 г.) (Материал предоставлен автором)
А. Ан-в. "Цветы на могилу Якушкина..." (Материал предоставлен автором)
А. Бережной. «Легенда или семейное родство советского адмирала». Альманах "Факел", 1989г.
В.М. Бокова "Декабристы и их время" «Декабристы и их время», сборнике трудов ГИМа, составитель к.ист.н. В.М. Бокова. - Москва, 1995г.
Давид Бутовецкий "Долг и честь велят сражаться" Альманах "Факел", 1990г.
А.Ю. Вейс «Неизвестные портреты декабриста А.В. Поджио» «Декабристы и их время» (материалы и сообщения) под ред. М.П. Алексеева и Б.С. Мейлаха. - М. - Л. АН СССР, 1951г.
Г.С. Габаев. "Солдаты - участники заговора и восстания декабристов". «Декабристы и их время» (Труды Московской и Ленинградской секций по изучению декабристов) т. II - М. - Из-во «Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев», 1932г.
А. Гордон. "Путешествие жизни". Журнал "Русская мысль", NN 4257-4259, Париж, 1999г.
Н.Н. Гончарова "Об одном рисунке О.А. Кипренского из собрания ГИМа". «Забелинские научные чтения 2000 г.» (Труды ГИМ. Вып. 126.) - М., 2001. 617 с., илл.
И. Грачева. "Несчастные счастливцы". Журнал "Нева", N12, 1995г.
M. Conserva. "Письмо другу" (Материал предоставлен автором)
В. Колесникова. "Усладительная болезнь моего сердца...". Журнал "Наука и религия", N10, 1991г.
Н.А. Ларькова. "Сибирские жены декабристов: ломка социальных барьеров".
Р. Лякина «Неразгаданная тайна коллекции киевского купца».
Н.П. Матханова. "Декабрист А.В. Поджио в 50 60-е гг. XIX в.". «Политические ссыльные в Сибири (XVIII - начало XX в.)». - Новосибирск: «Наука», 1983.)
Н.П. Матханова. "Погубитель Лунина". Журнал "Гуманитарные науки в Сибири", N2, 1997г.
М.В. Нечкина. "Священная артель. Кружок Александра Муравьева и Ивана Бурцова 1814-1817 гг." «Декабристы и их время» (материалы и сообщения) под ред. М.П. Алексеева и Б.С. Мейлаха. - М. - Л. АН СССР, 1951г.
В.С. Парсамов "А.С. Пушкин в оценке декабриста И.И. Горбачевского" (Сетевая публикация - Издания кафедры Истории России Исторического факультета СГУ. Выпуск 17)
Б. Пушкин. "К именному списку солдат Московского полка, участвовавших в восстании 14 декабря 1825 года" «Декабристы и их время» (Труды Московской и Ленинградской секций по изучению декабристов) т. II - М. - Из-во «Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев», 1932г.
Дм. Рац "Вполне несчастный...". Альманах "Факел", 1989г.
Вл. Романов "Я летаю на собственных крыльях" Альманах "Факел", 1990г.
Н.В. Самовер и др. "К вопросу о борьбе мнений на заседаниях Верховного уголовного суда над декабристами (1826)". "Россия и реформы", вып.4, составитель Н.В. Самовер. - Москва, 1997.
Марк Сергеев. "Верстами не измерить" Альманах "Факел", 1990г.
Ю. Серебренников. «Железные маски России.»
Б.Е. Сыроечковский. "Балканская проблема в политических планах декабристов" «Очерки из истории движения декабристов».// Сборник статей под ред. Н.М. Дружинина и Б.Е. Сыроечковского. - М. «Политическая литература», 1954г.
С.М. Файерштейн. "Два варианта решения аграрного вопроса в «Русской правде» Пестеля" «Очерки из истории движения декабристов».// Сборник статей под ред. Н.М. Дружинина и Б.Е. Сыроечковского. - М. «Политическая литература», 1954г.
А. Чернов "Поминовение". Журнал "Огонек", N4, 1989г.
О.В. Эдельман. "Каменская управа Южного общества под тайным надзором" (Материал предоставлен автором)
О.В. Эдельман. "Воспоминания декабристов о следствии как исторический источник" (Материал предоставлен автором)
О.В. Эдельман. "Южное общество декабристов в 1825 году: проблема взаимоотношений" (Материал предоставлен автором)
Декабристские места Петербурга.
Декабристские места Москвы.
Декабристские места Одессы.
Места поселения декабристов в Сибири.
"Поваренная книга каторжных декабристов". Газета "Здоровье Сибири", N8, 1996г.

Мемуары
П.Е. Анненкова. «Записки жены декабриста»
А.П. Беляев. Из «Воспоминаний»
М.Н. Волконская. «Записки»
А.Г. Муравьева. «Письма из Сибири родным»
А.М. Боровков. Из «Очерков моей жизни» (Подготовка текста и комментарии С.В. Мироненко)
Воспоминания великого князя Михаила Павловича о событиях 14 декабря 1825 г.
Из записок Николая I.
Из переписки Николая I.

2009-12-14 в 22:17 

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
Ах! А я нашел картинки. В открытом дневнике у одного гражданина, который называет себя Михалыч. Смотрите! Это открытки с портретами декабристов.

2009-12-16 в 11:07 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Граждане коллеги! Раздел о декабристах (и народниках) в библиотеке - готов, можно сказать. Спасибо всем со-участникам. )
Eh voila, мерси. Надо и нам выбрать время и посканить кое-какие открытки, хотя бы лермонтовские и пушкинские...

2009-12-18 в 12:32 

ipsilanty
Человек, видящий обе стороны вопроса, в сущности, ровно ничего не видит. О. Уайльд
Добрый день. Может быть это будет кому-нибудь интересно? Я давно читаю ваше сообщество, а когда речь зашла о декабристах я не выдержала. С. И. Муравьев-Апостол "Православный катехизис" (текст с библиотеки Lib. ru, кое-что я сократила) В интернете есть хороший комментарий - И. Карацуба nasledie-college.narod.ru/…/.Этот текст - свидетельство попытки руководителей восстания Черниговского полка объяснить солдатам во имя чего собственно оно было поднято. Если руководители Северного общества говорили рядовым, что защищают права "настоящего" царя Константина Павловича, Муравьев-Апостол, ссылаясь на Библию, пытался внушить солдатам республиканские идеи.

"Во имя отца и сына и святого духа. Вопрос. Для чего бог создал человека?
Ответ. Для того, чтобы он в него веровал, был свободен и счастлив.
Вопрос. Что значит быть свободным и счастливым?
Ответ. Без свободы нет счастия. Святый апостол Павел говорит: ценою крови куплены есте, не будите раби человеком.
Вопрос. Для чего же русский народ и русское воинство несчастно?
Ответ. Оттого, что цари похитили у них свободу.
Вопрос. Стало быть, цари поступают вопреки воле божией?
Ответ. Да, конечно, бог наш рек: болий в вас да будет вам слуга, а цари тиранят только народ.
Вопрос. Должны ли повиноваться царям, когда они поступают вопреки воле божией?
Ответ. Нет! Христос сказал: не можете богу работати и мамоне; оттого-то русский народ и русское воинство страдают, что покоряются царям.
Вопрос. Что ж святый закон наш повелевает делать русскому народу и воинству?
Ответ. Раскаяться в долгом раболепствии и, ополчась против тиранства и нечестия, поклясться: да будет всем един царь на небеси и на земли -- Иисус Христос.
Вопрос. Что может удержать от исполнения снятого сего подвига?
Ответ. Ничто! Те, кои воспротивятся святому подвигу сему, суть предатели, богоотступники, продавшие души свои нечестию, и горе им, лицемерам, яко страшное наказание божие постигает их на сем свете и на том.
Вопрос. Каким же образом ополчиться всем чистым сердцем?
Ответ. Взять оружие и следовать смело за глаголющим во имя господне, помня слова спасителя нашего: Блажени алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся, и, низложив неправду и нечестие тиранства, восстановить правление, сходное с законом божиим.
Вопрос. Какое правление сходно с законом божиим?
Ответ. Такое, где нет царей. Бог создал всех нас равными и, сошедши на землю, избрал апостолов из простого народа, а не из знатных и царей.
Вопрос. Стало быть, бог не любит царей?
Ответ. Нет! Они прокляты суть от пего, яко притеснители народа, а бог есть человеколюбец. Да прочтет каждый желающий знать суд божий о царях, книги царств главу 8-ю: собрашася мужи израилевы и приидоша к Самуилу и рекоша ему: ныне постави над нами царя, да судит ны; и бысть лукав глагол сей пред очима Самуиловима, и помолися Самуил ко господу, и рече господь Самуилу: послушай ныне гласа людей, якоже глаголят тебе, яко ни тебе уничижиша, но мене уничижиша, яже не царствовати ми над ними, но возвестиши им правду цареву... и так избрание царя противно воле божией, яко един нага царь должен быть Иисус Христос.
Вопрос. Стало и присяга царям богопротивна?
Ответ. Да, богу противна. Цари предписывают принужденные присяги народу для гублення его, не призывая всуе имени господня; господь же наш п спаситель Иисус Христос изрек: аз же глаголю вам, не клянитеся всяко, итак, всякая присяга человеку противна богу, яко надлежащей ему единому.
Вопрос. Отчего упоминают о царях в церквах?
Ответ. От нечистивого приказания их самих, для обмана народа
Вопрос. Что же, наконец, подобает делать христолюбивому российскому воинству?
Ответ. Для освобождения страждущих семейств своих и родины своей и для исполнения святого закона христианского, помолясь теплою надеждою богу, поборающему по правде и, видимо покровительствующему уповающим твердо на него, ополчиться всем вместе против тиранства и восстановить веру и свободу в России.
А кто отстанет, тот, яко Иуда предатель, будет анафема проклят. Аминь".

"Православный катехизис" -- был составлен по образцу испанских катехизисов времен наполеоновских войн С. Муравьевым-Апостолом при участии Бестужева-Рюмина. Катехизис был зачитан перед солдатами полковым священником, три экземпляра хотели распространить среди жителей Киева, куда был послан Модзалевский. Один экземпляр нашел местный житель и положил за икону, решив, что это молитва, другой, кажется, сразу отнесли в полицию, о судьбе третьего ничего не знаю. Судя по материалам Следственной Комиссии, солдаты текста Катехизиса не поняли,а может быть и просто не расслышали, что им читали. Очевидец рассказывает, как пьяный солдат Черниговског полка спрашивал его "Кому присягают?", а потом стал кричать : "Теперь вольность".

2009-12-18 в 14:29 

Свобода начинается с иронии
ipsilanty, спасибо, тоже интересный текст. Точную ссылку можете дать?

URL
2009-12-18 в 15:24 

ipsilanty
Человек, видящий обе стороны вопроса, в сущности, ровно ничего не видит. О. Уайльд
www.krotov.info/history/19/1820/1825kara.htm
az.lib.ru/…/text_0040.shtml
Мне очень стыдно, но я слабо представляю, как можно скопировать точный элекронный адрес, надеюсь - все верно. Можно просто набрать в яндексе "православный катехизис муравьев-апостол".
Восстанию Черниговского полка посвящен отдельный том (6-й) "Восстание декабристов: Материалы. Документы. М. – Л". Рассказ о трех копиях катехизиса - оттуда.
Про Сергея Муравьева - Н. Эйдельман "Апостол Сергей: Повесть о Сергее Муравьёве-Апостоле. М.: Политиздат, 1975 г. и Оксана Киянская "Южный бунт. Восстание Черниговского пехотного полка" Изд-во РГГУ, 1997 г., автор последней работы сильно недолюбливает Сергея Муравьева и упорно пытается доказать, вопреки фактам, что членов Южного общества были готовы поддержать многие крупные военные чины.
Показания Муравьева-Апостола (и Пестеля) на следствии в 4-м томе "Восстания декабристов".
В принципе о декабристах выходили указатели библиографии, сколько я помню, под редакцией Нечкиной, по крайней мере советские публикации (и художественные произведения) там есть едва ли не все.

2009-12-19 в 08:20 

В действительности все не так, как на самом деле
Чтобы скопировать электронный адрес, гражданка ipsilanty, нужно просто аккуратно выделить "мышкой" полный адрес в строке браузера. Ну, это та штука, благодаря которой Вы работаете в интернете, Эксплорер или Опера, или Фокс... И там есть окошко, вверху. Когда Вы новую какую-нибудь страницу открываете, в этом окошке меняется адрес.
Выделить, нажать правой кнопкой "копировать". А потом перейти в текстовое окно и нажать "вставить". Впрочем, у Вас же уже получилось. )

2013-02-01 в 01:45 

Ollemri
Не все, что возможно физически, возможно психологически.
Газета осуждала также «безжалостные рекомендации Сената». Наконец, она отметила, что обвиняемые были осуждены «без всякой защиты и что все происходило при закрытых дверях».
"... - В том-то и беда, государь, что вы все можете. А я хочу, чтобы ваши подданные зависели не от ваших желаний и капризов, а от ЗАКОНА!"(к/ф "Звезда пленительного счастья".)

Декабристы сильно поторопились, "будили и пробуждали любовь, которая еще почти не хотела". Думали построить справедливое и даже гуманное общество в стране огромного невежества, неразвитости и ложных мнений; традиционного убежденного самовластия и произвола властей, бесправия и покорности подчиненных/низов; и др. пороков :(
"Они мятежники!" Но какие у них были "законные" способы изменить дурной общественный строй? В этом порочность закона: оставляет за властями право вводить, сохранять и насильственно защищать дурные порядки, но подданным не дает права их менять.

chaskor.ru/article/dekabristy_novyj_vzglyad

2013-02-01 в 06:24 

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
Думали построить справедливое и даже гуманное общество в стране огромного невежества, неразвитости и ложных мнений; традиционного убежденного самовластия и произвола властей, бесправия и покорности подчиненных/низов; и др. пороков :(
Ollemri, как говорит один из всемирно известных персонажей из Назарета, врач нужен больным, а не здоровым. Если страна - "огромной просвещенности", развитости и мнений, истинных в последней инстанции, там уже нечего и строить. ;)

2013-02-01 в 10:10 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
в стране огромного невежества, неразвитости и ложных мнений
Ollemri, для сравнения, ибо сравнение - хороший познавательный инструмент, - о невежестве и ложных мнениях "просвещенной" Европы.
И несколько иная оценка России, причем - за четверть века до восстания декабристов:
www.diary.ru/~vive-liberta/p78839101.htm
www.diary.ru/~vive-liberta/p137218865.htm
Да и вот, собст-но: vive-liberta.narod.ru/journal/dipl.htm#orlic

2013-02-01 в 22:48 

Ollemri
Не все, что возможно физически, возможно психологически.
Eh voila, Декабристы и сами примерно так считали. Поэтому офицеры восстании использовали солдат совершенно втемную, "за законного государя Константина". Что такое, например, конституция, солдаты не имели понятия, предполагали, что жена Константина :-/

2013-02-01 в 23:28 

Ollemri
Не все, что возможно физически, возможно психологически.
М-Воронин, для сравнения, ибо сравнение - хороший познавательный инструмент, - о невежестве и ложных мнениях "просвещенной" Европы.
www.diary.ru/~vive-liberta/p172582901.htm
Это невежество в узкой и не первостепенной для данного общества области. А я - о невежестве более широком и пагубном :)

2013-02-03 в 13:51 

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
Это невежество в узкой и не первостепенной для данного общества области. А я - о невежестве более широком и пагубном :)
Ollemri, ах, конечно же. Это не первостепенно, когда невежество в узкой области позволяет легко обосновать мнимое превосходство над другим народом. А там и оправдания сами собой приходят - для колонизации отсталой Индии Британией, для истино арийских концлагерей для неполноценных славян, или для бомбардировок на антидемократических Балканах и в Персии...
Но что нам до Балкан и Персии, в конце концов, а концлагеря (и холокост) - это вовсе миф. А вот согласно тому же принципу, очень вежественный класс имеет полное право помыкать другим, и жизнь человека вежественного не идет ни в какое сравнение с жизнью человека,да и человека ли, темного.

Но что-то мне подсказывает, что ваши русские декабристы были скорее демократами, чем либералами, и не столь презирали свой народ. А что касается солдат - кстати, в 1789 году любой европейский солдат имел не более ясное понятие о конституции - В.Федоров. Солдатское движение накануне восстания декабристов

2013-02-12 в 00:19 

Ollemri
Не все, что возможно физически, возможно психологически.
Eh voila, а концлагеря (и холокост) - это вовсе миф.
Вы это серьезно? В оккупированной части СССР нацисты их пособники истребили почти всех найденных евреев(о чем местные неевреи хорошо знали), более 2 млн. Т. ч. жителю бывш. СССР надо иметь гораздо больше (избирательной) глупости и морального уродства, чем французу или американцу, чтобы отрицать холокост.

ваши русские декабристы
Почему это они мои, а не ваши?

были скорее демократами, чем либералами, и не столь презирали свой народ.
Да, они несколько лет старались действовать путем просвещения всех сословий. Но, видя скромнейшие результаты :(, решили(когда представился случай) учинить восстание.

согласно тому же принципу, очень вежественный класс имеет полное право помыкать другим, и жизнь человека вежественного не идет ни в какое сравнение с жизнью человека,да и человека ли, темного.
Это вы о чем? :hmm:

Кстати:
wolf-kitses.livejournal.com/29854.html "...уровень грамотности в России 1812 г. был ничтожным. Наиболее подробное и самое близкое к изучаемому периоду исследование грамотности в России состоялось в 1844 г., опросу подверглись 735 874 чел.[19]:
Число Всего Всего Умеют только

Сословие опрошенных грамотных % читать %
Купцы 6 743 42,1 6,2
Мещане 39 372 28,7 7,7
Государственные
крестьяне 324 442 2,7 1,3
читать дальше

2013-02-14 в 06:51 

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
Ollemri, ах, придется перейти на личности...
Почему это они мои, а не ваши?

Я - фольклорный элемент.
У меня есть документ.

Некогда - маленький человек Великой революции, теперь я существую, или живу, в таком качестве. Считать декабристов "моими" я не могу, ни по масштабу деяний, ни по эпохе, ни по Отечеству. Впрочем, в другом смысле они, конечно, наши.
Но если Вам не угодно считать их своими соотечественниками (хоть Вы живете не в России, но учились, вероятно, там, говорите по-русски и русская история Вас занимает?), то и не считайте, ведь я написал "ваши", а не "Ваши", как если б это относилось только лично к Вам.

а концлагеря (и холокост) - это вовсе миф.
Вы это серьезно?

А, это Вас всерьез задело, потому что это близко лично Вам. Гражданка! если можно иметь достаточно "глупости и морального уродства", чтобы серьезно писать и говорить что-то вроде следующего:
Это в наших учебниках восстание декабристов - новость века. А в Петербурге начала того века это воспринималось скорее как банальный гвардейский переворот, и не десятый по счёту даже, притом не удавшийся. Groemlin
Вообще, если бы Ленин не брякнул свое знаменитое "декабристы разбудили сладко спящего Герцена", вероятно, это восстание потерялось бы в череде ему подобных Mara_Jade_Palpatyne

и принимать это за суждения об истории, то почему нельзя так же вскользь поболтать на любую тему? Вы не уловили иронии. А я показал лишь то, что ревизионизм (так это называется, и он бывает околонаучный и обывательский) может коснуться и касается любой темы. Вчера - ВФР, сегодня - декабристы, завтра - холокост, послезавтра - Хиросима.
Самое смешное и самое печальное, что все это говорится жуткими невеждами, которые не изучили сами ни одного источника и даже ни одной серьезной книги. Однако их не устраивают "учебники", зато устраивают малограмотные псевдоисторические бестселлеры. Попроси я сейчас Ваших собеседников, здесь процитированных, назвать этот десяток "банальных гвардейских переворотов", которые будто бы имели место в 1820-е годы, ответить конкретно им будет нечего...

Да, они несколько лет старались действовать путем просвещения всех сословий. Но, видя скромнейшие результаты :(, решили(когда представился случай) учинить восстание.
Восстание и просвещение никак одно другому не противоречат. И, между прочим, сочетание того и другого дает наиболее плодотворный результат.
Что касается декабристов, они не были столь наивны, чтобы уповать исключительно на мирное распространение знаний и скорый результат. Мысль о том, что требуется резкое изменение политического и социального строя, присутствует в программах обоих Обществ.

согласно тому же принципу, очень вежественный класс имеет полное право помыкать другим, и жизнь человека вежественного не идет ни в какое сравнение с жизнью человека,да и человека ли, темного.
Это вы о чем? :hmm:

О либерализме и демократии, гражданка )

2013-02-15 в 00:07 

Ollemri
Не все, что возможно физически, возможно психологически.
Eh voila, О либерализме и демократии
Вы их не путаете с традиционным монархо-сословным порядком? :attr:

Восстание и просвещение никак одно другому не противоречат.
А много ли пользы в смене общественного строя, если в головах - то же, что раньше?

Мысль о том, что требуется резкое изменение политического и социального строя, присутствует в программах обоих Обществ.
И как они собирались его менять? Протянули до появления псевдо-монархического предлога, да и то провалили.

Некогда - маленький человек Великой революции, теперь я существую, или живу, в таком качестве.
:hmm: :)

Но если Вам не угодно считать их своими соотечественниками
Даже если бы я жила в России, сомневаюсь, что они сочли бы меня своей соотечественницей :hmm:

в 1789 году любой европейский солдат имел не более ясное понятие о конституции
Французские понемногу просвещались в ходе революции и просто нарастания политической актвивности.

2013-02-20 в 18:06 

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
Ollemri
Вы их не путаете с традиционным монархо-сословным порядком?
О, нет, я не путаю "от забора" и "до обеда", государственную и социальную структуру - с доктринами. "Что есть республика?" - иронически вопрошал некий Робеспьер. И он прав, потому что сама по себе республика не является гарантом отсутствия дискриминации и эксплуатации.

А много ли пользы в смене общественного строя, если в головах - то же, что раньше?
Кажется, Вы все-таки смутно прозреваете истину, раз говорите:
Французские понемногу просвещались в ходе революции и просто нарастания политической актвивности.
Именно в ходе и после. Не изменив общественный строй, невозможно изменить то самое, что в головах.

И как они собирались его менять? Протянули до появления псевдо-монархического предлога, да и то провалили.
Разумеется, Вы бы на их месте не "провалили"... Так и вспоминается фраза одного учителя из одного советского фильма: как будто историю делали двоечники... :facepalm3:

2013-02-24 в 23:57 

Ollemri
Не все, что возможно физически, возможно психологически.
Eh voila, сама по себе республика не является гарантом отсутствия дискриминации и эксплуатации.
Вы намекали, что это связано с образованием эксплуататоров. ?

Именно в ходе и после. Не изменив общественный строй, невозможно изменить то самое, что в головах.
Скорее наоборот. В России 1917-ого(92 года после восстания декабристов!) изменили строй без изменения психологии граждан - и получили затяжной кошмар :fire:

вспоминается фраза одного учителя из одного советского фильма: как будто историю делали двоечники...
Очень метко и образно сказано.

Кстати. Насчет "банального гвардейского переворота" Мара-Джейд, конечно неправа :) Но террор? как вы думаете, не учинили бы его декабристы, если бы умудрились победить? (хотя он, при сословии лидеров восстания, и некот. др. отличиях - выглядел бы несколько иначе, чем в революционной Франции.)

2013-02-26 в 16:36 

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
Ollemri
Вы намекали, что это связано с образованием эксплуататоров. ?
Что Вы! Я не только не намекаю - я же открытым текстом говорю. О том, что республика, как форма государственного устройства, хотя и предпочтительней монархии, может быть и чаще всего бывает системой эксплуатации человека человеком.
(А причем тут "образование"? Вы думаете, эксплуататоры "образуются" при какой-то одной политической системе?..)

как будто историю делали двоечники...
Очень метко и образно сказано.

Вы поторопились согласиться с ним, гражданка. Это герой фильма "Доживем до понедельника", и его инвектива на самом деле направлена против самоуверенных, поверхностных людей, которые с глубокомысленным видом повторяют расхожие клише. "Якобинцы не сумели, декабристы не поняли, народники не смогли... Можно подумать, всю историю делали двоечники". А дальше он говорит своим ученикам как раз о значении событий, которые пусть не увенчались полным успехом, в практическом смысле, но имели важное моральное значение.

Но террор? как вы думаете, не учинили бы его декабристы, если бы умудрились победить? (хотя он, при сословии лидеров восстания, и некот. др. отличиях - выглядел бы несколько иначе, чем в революционной Франции.)
Кажется, Вы сильно заблуждаетесь. Во-первых, представляя себе идеологов и организаторов революционного террора 1793 года. Среди них было немало ci-devants, бывших дворян и бывших священников. И руководил ими далеко не всегда и не везде лишь страх за свою жизнь. Кроме того, скажу Вам, так и быть ), что к 1780-м годам представители третьего сословия, даже не слишком обеспеченные, получали гораздо лучшее образование, чем дворяне, и имели несравнимо более богатый социальный опыт.
А второе Ваше заблуждение - то, что террор якобы "учиняют". Потрудитесь вспомнить, если знаете факты, вслед за чем террор встал на повестке дня?.. Вслед за серией федералистских мятежей, поднятых жирондистами, вслед за убийством Марата фанатичкой Корде, вслед за развернувшейся шуанерией. Это называется "ответная реакция".
И я уверен, что в случае успеха восстания декабристов контрреволюционные силы развязали бы войну, как это всегда бывает, и вынудили бы декабристов к террористическим мерам.

В России 1917-ого(92 года после восстания декабристов!) изменили строй без изменения психологии граждан - и получили затяжной кошмар :fire:
Неужели?.. Но я как-то склонен больше доверять свидетельствам людей, живших в Советском Союзе в разные десятилетия, и они еще, к счастью, не все ушли. Есть кого расспросить. И они свою жизнь не считают кошмаром. Отнюдь. И нелепо было бы отрицать, что советский строй очень изменил психологию людей.
Только для полного изменения требуется постоянное развитие общества по восходящей... которое у вас там... ну, у них, Вы, видимо, не жили в СССР, будучи взрослым человеком, тем более странно, что судите об этом, - которое там по разным причинам прервалось.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная