Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
23:08 

французская литература накануне и в годы Великой революции

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"

академия НАУК СССР
ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им.А.М.ГОРЬКОГО

Дмитрий Дмитриевич Обломиевский
ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1789-1794 гг.
ОЧЕРКИ
Москва: «Наука». 1964


Введение
1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ДВИЖЕНИЯ
2. ТРАГЕДИЯ в ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ
3. КОМЕДИЯ и ДРАМА в ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ (подглавки 7-9 опубликованы у нас ранее, под заглавием «Пьесы Фабра д’Эглантина»)
4. АНДРЕ ШЕНЬЕ и РЕВОЛЮЦИЯ (размещена в нашей библиотеке ранее)
5. РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ОДЫ и ГИМНЫ
6. РЕВОЛЮЦИОННО-МАССОВЫЕ ПЕСНИ
7. ЛИРИКА СИЛЬВЕНА МАРЕШАЛЯ
8. ПАМФЛЕТЫ ЖАН-ПОЛЯ МАРАТА
Заключение

Старый знакомый автор, частично знакомая книга и очень знакомые персонажи. :) Сканировали граждане Люсиль и В.В., а мы радисты-пианисты.

Введение - обзор тематической историографии, французской и русской советской:

Среди персонажей книги - Малерб, Корнель, Расин, Мольера, Буало, Шолье, Реньяр, Лесаж, Детуш, Вольтер, Дидр, Гельвеций, Бомарше, Мерсье, Сорен, Лемьер, Леблан, - дореволюционные писатели, их творчеству уделено автором много внимания.
Просветительский классицизм и классицизм революционный: преемственность и развитие.
Классицизм и революционно-плебейское (реалистическое) направление в литературе: единство и борьба противоположностей, общие жанры и отличия форм и содержания.

ТРАГЕДИЯ: рациональное и иррациональное, добро и зло, страсть и долг, смирение и протест, герой и народ.
Трагедии революционного классицизма - традиции Вольтера или Расина?

КОМЕДИЯ и ДРАМА: «пьеса большого зрелища» и комедия «реального факта»

Итак, наши главные герои на этот раз - Мари-Жозеф Шенье, Понс Дени Экушар Лебрен, Шарль Ронсен, гражданка Вильнёв, Сизо-Дюплесси, Фабр д'Эглантин, Сильвен Марешаль, Руже де Лиль, Аристид Валькур, Лэйа, Коллен д'Арлевиль, Карбон де Фленс, Беффруа де Рейньи, Легуве, Арно, Монвель, Теодор Руссо, Дезорг, Дюзозуа, Дешан, Руже де Лиль, Тевено, Варон, Виже и Жан-Поль Марат (как реформатор жанра памфлета). Не в укор автору, а с сожалением отмечаю, что отсутствуют Олимпия де Гуж, Колло д'Эруба и Бийо Варенн, а из дореволюционных комедиографов - Мариво. По каким причинам Дмитрий Дмитриевич их исключил из рассмотрения - понятия не имеем.
Жанру романа в эпоху ВФР (не "про ВФР", а именно в эпоху) посвящена книга упоминаемого в авторском введении Э.Дементьева. Вероятно, она скоро тоже у нас появится.
А по такому специфическому и типичному жанру эпохи, как эссе и его разновидности, вроде бы отдельного исследования просто-напросто нет. И это неправильно, потому что материала для изучения не меньше, чем театральных пьес

Дополнительные материалы в нашей и других библиотеках (о театре, искусстве, музыке, публицистике, общественной жизни)

Материалы об отдельных персонах - на сводных страницах: 1, 2, 3, 4.

Дополнительно к главе о Марешале

Дополнительно к главе о Ж.-П.Марате

@темы: историография, историки, Сильвен Марешаль, Жан-Поль Марат, Дидро, Вольтер, Великая французская революция, 18 век, история идей, история искусств, литературная республика, новые публикации, оригинальные произведения 18 в., персона, полезные ссылки, социальная история, якобинцы

Комментарии
2009-12-09 в 01:17 

tantum possumus, quantum scimus
Нам очень и очень приятна, граждане редакторы, публикация этой книги, не в последнюю очередь потому, что интернет ваш наводнен... впрочем, мы решили не давать эту ссылку, дабы не давать дополнительных путей распространению удручающего невежества. Некий автор, публиковавшийся в журнале "Ковчег", разместил свой "очерк", с позволения сказать, о театре времен Великой французской революции, в сети. Гражданам из нашего содружества я покажу, разумеется, сей текст, пребывая в уверенности, что они дадут ему приличествующую оценку.

Не в укор автору, а с сожалением...
Граждане, я могу предположить, что причина досадного пробела в том, что гражданин Обломиевски не был знаком с текстами гражданки де Гуж, а писать лишь с чужих слов и оценок не счел возможным. Что же касается Колло, и здесь я вижу достаточно простое объяснение. В Из дореволюционных драматургов автор привлекает лишь наиболее известных; охватить всю предреволюционную драматургию не представляется возможным даже физически, ибо объем разного рода пьес слишком велик; а в годы Революции гражданин Колло отошел от драматургии и театральной деятельности.
Отсутствие доступных для прочтения текстов произведений гражданина Бийо, учитывая год написания книги, мне тоже кажется вероятным объяснением.

2009-12-09 в 01:23 

tantum possumus, quantum scimus
Я полагаю, нам следует дать сведения о некоторых персонажах, не столь известных, быть может, читателям, как Вольтер и Бомарше...

Бернар Жозеф Сорен (1706-1781)
Антуан-Мари Лемерье (1723, по другим сведениям, 12.01.1733 - 4.07.1793.)

2009-12-09 в 01:37 

Директор театра
Чем больше артист, тем больше пауза!
Plume de paon говорит от нашего имени с полным на то основанием на сей раз: мы очень рады публикации! И если кому-то не случилось попасть в эту книгу... хм, это, в конце концов, оставляет поле деятельности историкам литературы и театра других поколений. Если, конечно, исходить из оптимистического представления о будущем, в котором место "отчерков" a la "Ковчег" будет скромнее, чем оно есть сегодня.

Так вот, персонажи:
Жан Франсуа Реньяр (7.02.1655 - 4.09.1709)
Жан Бернар Леблан, аббат Леблан (1707—1781)
Гийом Амфри Шолье, тоже аббат (1639 - 27.06.1720)
Луи Абель Беффруа де Реньи (6.11.1757 - 17.12.1811)
Между прочим, к некоторым из этих статей прилагаются и портреты.

2009-12-09 в 01:51 

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
Ах, граждане! Такого взлета, как в годы революции, наша театральная драматургия не знала больше! И пусть клеветники, лгуны и невежды, неспособные прочесть по-французски и двух слов и пересказывающие досужие вымыслы какого-нибудь либерала 19 века, исчезнут со сцены, как осмеянные паяцы...

Персонажи - ссылки:

Мари-Жан-Батист Габриэль Легуве, и "Габриэль" - это настоящая фамилия гражданина (23.06.1764 – 30.08.1812)

Про Валькура я могу сказать лишь, что полное его имя - Филипп Александр Луи Пьер, Аристид - это... ну, как у вас это называется? "Ник". Как у Клоотса - Анахарсис, а у Шометта - Анаксагор. ) А фамилия двойная - Планше-Валькур. 1751-1815

Жан Франсуа Коллен д'Арлевиль (30.05.1755 - 24.02.1806)

Жозеф Теодор Дезорг (1763-1808). Мишель Вовель написал о нем книгу "Теодор Дезорг, или Дезорганизация" (1985).

Пьер Мартен Дюзозуа. Его фамилия пишется вот так: Dusausoy. Его пьесы упомянуты в репертуаре парижских театров, но о нем самом - ни слова.

2009-12-09 в 02:01 

tantum possumus, quantum scimus
Такого взлета, как в годы революции, наша театральная драматургия не знала больше!
По крайней мре, Eh voila, ни раньше, ни после, театр не был так близок к общественной жизни, что почти сливался с ней...

Plume de paon говорит от нашего имени с полным на то основанием на сей раз: мы очень рады публикации!
Директор театра, что ж, хотя бы на сей раз... )


Но я отвлекся.
Клод-Мари-Луи-Эмманюэль Карбон де Флен дез Оливье (1757 - июль 1806)
Жак-Мари Буте, называемый Монвель (25.03.1745 - 13.02.1812)
Шарль (Поль ?) Тевено де Моранд (1741-1805), с ним хорошо знаком гражданин Бомарше.

2009-12-09 в 02:03 

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
А картинки будут завтра! ;)

2009-12-09 в 03:46 

Чем больше артист, тем больше пауза!
Eh voila, вот он, Планше-Валькур.
(23.02.1751 – 28.02.1815)

2009-12-09 в 03:52 

Чем больше артист, тем больше пауза!
2009-12-09 в 04:13 

Plume de paon
tantum possumus, quantum scimus
О Франсуа Сизо-Дюплесси известны даты: 1755-1828.
И впрямь, как о том говорит Обломиевски, в ряде каталогов и монографий пьесы, известные как пьесы "гражданки Вильнев", приписывают ему. Но в одном случае я встретил противоположное утверждение - а именно, что "Сизо-Дюплесси", возможно, служило псевдонимом некой писательнице...
Однако у изданной в флореале III года пьесы "Plus de bâtards en France" автор обозначен как "гражданка Вильнев [Софи Боже]"...

2009-12-09 в 04:47 

Plume de paon
tantum possumus, quantum scimus
Казимир Варон (1761-1796), славный гражданин Бельгии. Он был, кажется, одним из хранителей Национального музея искусств, по крайней мере, в мае 1794 года делал Комитету доклад в этом качестве... И, если мне не изменяет память, вместе с Грегуаром работал в Комитете по образованию.
Ривароль дал ему такую характеристику: "écrivain paresseux, mais plein de grâces : c'est le seul qui ait su mettre du sentiment dans les énigmes et les acrostiches, genre toujours un peu sec : ce qui occupe trop l'esprit laisse le cœur tranquille."

2009-12-09 в 21:07 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Большое спасибо, товарищи! Но если коллеги кураторы снова обмолвятся, что они-де "во французском ни бе, ни ме", я публично разоблачу их надуманное самонуничижение. :)

2009-12-09 в 21:55 

Свобода начинается с иронии
Граждане! МЕРСИ ГРАН!!! Можно Обломиевского в "18 век" свести?

Граждане персонажи, ценю вашу неоценимую помощь. Мои лично беспомощные тыканья в гугл не принесли и трети такого улова. )

URL
2009-12-09 в 21:56 

Свобода начинается с иронии
p.s. А за Ронсена я очень рада. Наконец о человеке вспомнили.

URL
2009-12-09 в 21:58 

Истине самой по себе свойственна неотразимая притягательность... но одним лишь дуракам даровали боги умение говорить правду, никого не оскорбляя
О, какая книга!.. Спасибо, граждане коллеги. А монография Д.Обломиевского по французскому классицизму тоже интересна? *ее есть у меня :)*

2009-12-09 в 22:05 

Истине самой по себе свойственна неотразимая притягательность... но одним лишь дуракам даровали боги умение говорить правду, никого не оскорбляя
Некий автор, публиковавшийся в журнале "Ковчег", разместил свой "очерк", с позволения сказать, о театре времен Великой французской революции, в сети. Гражданам из нашего содружества я покажу, разумеется, сей текст, пребывая в уверенности, что они дадут ему приличествующую оценку.
Plume de paon, сударь, я, может, слишком самоуверенно напрашиваюсь ). Обещаю не содействовать распространению невежества.

2009-12-10 в 21:24 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
А монография Д.Обломиевского по французскому классицизму тоже интересна? *ее есть у меня :)*
Интересна, коллега Martine Gabrielle, весьма интересна. )

Можно Обломиевского в "18 век" свести?
Отчего бы "не можно", гражданка Nataly Red Rose? Только число дополнительных ссылок нужно уменьшить, оставив наиболее важные.

2009-12-11 в 00:37 

Свобода начинается с иронии
Ну вот, "и мы пахали", сказала я :)))
Виже, Луи Жан Батист Этьен (1758-1820). Нашелся в комментах к академическому изданию Анатоля Франса.
А Франсу мы сейчас прикрутим еще ссылочку... (перехожу к обсуждению 4-й сводной страницы, там оно уместней и заметней к теме).

URL
2009-12-11 в 05:55 

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
Гражданка Nataly Red Rose, но это же замечательно! Нашли всех.

А вот этого гражданина мы не забыли, но... следовало бы о нем сказать особо... только, кажется, я скажу весьма нелицеприятно. Он большой любитель прогуливаться по площади Революции в определенные часы, а еще - любитель нападать на отсутствующих.
Антуан Венсен Арно, известный в нашем кругу как "Арно-нехороший-человек" (1.01.1766 - 16.09.1834).
Он был дружен с гражданином Буальи, и сей последний написал, наверное, всех чад и домочадцев Арно. Если, граждане, вы пройдетесь по этой ссылке в галерею, то сами увидите все, причем с очень хорошим разрешением.

А вот Арно в профиль, карандашный рисунок


Ну, и, выполняя обещание, представляю вашему вниманию картинки.

Пьер Корнель Это цветная литография 1840-х годов, вы уже видели из этой серии Гретри, Бернардена де Сен-Пьера, Монтескье, Бомарше, Меуля, Жан-Жака... и через минутку увидите и Мольера.

Жан Расин

Бесподобный Жан-Батист Поклен, то есть МОЛЬЕР!
* *
"- Но это же стол его величества!..
- А мне-то что! Принесите-ка лучше бумагу."

2009-12-11 в 16:23 

«Moi aujourd’hui et moi tantôt, sommes bien deux»
Синьора Capra Milana, синьор resoner, граждане Forster2005, спасибо за еще одну замечательную книгу.

Синьоры Plume de paon и Директор театра, ваше состязание было увлекательно. И принесло такие результаты!.. :)
О, милый синьорино Eh voila! Как и всякий раз, я констатирую, что таких картинок еще не видал. Со столом получилась прелестная "озвучка". :)

Граждане, я заметил, что к синьору Б.Реизову некоторые из вас питают особое расположение. А я обнаружил, что у него есть монография по итальянской литературе 19 века. Это может быть полезно библиотеке?

2009-12-11 в 16:27 

На свете нет ничего нового, но есть кое-что старое, чего мы не знаем
большое,
большое,
огромное,
горячее
СПАСИБО!!!

*Книгу Э.Дементьева я перефотографировала, но получилось плохо для распознавания. Если только можно сформатировать картинками*

2009-12-11 в 23:52 

...чужой среди своих
большой любитель прогуливаться по площади Революции в определенные часы, а еще - любитель нападать на отсутствующих.
Антуан Венсен Арно, известный в нашем кругу как "Арно-нехороший-человек"

Знаю, знаю, Eh voila, и готов подтвердить Ваши слова. Точно - любитель прогулок вокруг луизетты для "посмотреть", и при этом любитель с пафосом обличать "кровавых террористов".

Но я не с того начал. Гражданки и граждане, большое спасибо! Даже при отсутствии в книге тт. де Гуж, Колло и Бийо.
я могу предположить, что причина досадного пробела в том, что гражданин Обломиевски не был знаком с текстами гражданки де Гуж, а писать лишь с чужих слов и оценок не счел возможным. Что же касается Колло, ...Из дореволюционных драматургов автор привлекает лишь наиболее известных; охватить всю предреволюционную драматургию не представляется возможным даже физически, ибо объем разного рода пьес слишком велик; а в годы Революции гражданин Колло отошел от драматургии и театральной деятельности.
Отсутствие доступных для прочтения текстов произведений гражданина Бийо, учитывая год написания книги, мне тоже кажется вероятным объяснением.

Как Вы ловко тактично, Plume de paon... :) Может быть, конечно. Но мне кажется, Обломиевский мог уклониться от рассмотрения творчества этих персонажей, чтобы не вникать в оценки их политической деятельности. Но - не знаю.

Мольер (за своим столом, перед камином).
Корнель (тоже при деле).
А скажите, гражданин Eh voila, откуда первый и третий портреты Мольера? Про первый я сначала подумал, что он связан с этим, но нет.

2009-12-11 в 23:55 

...чужой среди своих
Французская ссылка: "l’Affaire Corneille-Molière", любителям темы рекомендую. )

2009-12-12 в 04:11 

Синяя блуза
Спасибо! За Ронсена особо. ) И за ссылки на писателей.

Из портретов я нашел две скульптуры: Мольер и Корнель, оба работы Каффьери. В принципе, там же и Расин должен быть, а может, еще кто, но у меня страницы не грузятся.
Мольер да, какой-то странный. На 19 век больше смахивает.

2009-12-12 в 21:52 

Без диплома
Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Спасибо всем, граждане. за книжку и за ссылки и за картинки.
отсутствуют Олимпия де Гуж, Колло д'Эруба и Бийо Варенн, а из дореволюционных комедиографов - Мариво. По каким причинам Дмитрий Дмитриевич их исключил из рассмотрения - понятия не имеем.
Бийо понятно почему, он свои пьесы не ставил и не печатал в годы Революции. А про Олимпию сами французы не сказать, что очень много знают и пишут. Скорей всего, Обломиевский в те времена о ней не знал. А может, оставил за бортом и выбрал самые популярные пьесы и авторов. Он же и про Жюльена-младшего не пишет, так я понимаю.

2009-12-16 в 11:09 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
С-Нежана, спасибо. А уж с Дементьевым в картинках что-нибудь придумаем. )

2011-01-14 в 18:53 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная