18:47 

Жан-Поль Марат, письма 1776-1793 годов

Синяя блуза
В С Е М И Р Н А Я Л И Т Е Р А Т У Р А
МЕМУАРЫ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Под ред. А. Дживелегова
Вып. 1

Жан-Поль МАРАТ
П И С Ь М А
(1776-1793)


перевод Е. Ефимовой
под общ. ред А. Дживелегова

Государственное издательство
Петербург-Москва - MCXMIII

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
В подлиннике настоящее собрание писем Марата опубликовано Шарлем Велле (Vellay), добросовестным библиографом, издавшим до этого полное собрание сочинений Сен-Жюста. В основу книги Велле положил скрупулезный анализ, устранивший из него все письма, имевшие чисто литературный характер - их много оказалось в газетах Марата — и подобравший все, что можно было подобрать
Собрание Велле переведено целиком. Опущены только совершенно несущественные записочки, включенные французским издателем из чрезмерного библиографического усердия. Вступительные и иные комментарии к письмам принадлежащие Велле, сохранены. Если они нужны французскому читателю, то русскому — тем более.
А.Дживелегов

Скан/pdf, всего 99 страниц, разбит на 2 файла. Скачивать: 1, 2.

Из дореволюционных писем большинство - это переписка Марата о его естествоиспытательских работах. Рум де Сен-Лоран среди корреспондентов (Марата хотели пригалсить возглавить академию наук в Испании - Флоридабланка, про которого недавно была публикация). Несколько писем Кондорсе, Ламетри, Лессажу. Из очень известных персонажей - Бриссо, конечно, Камиль Демулен, Неккер, Лафайет, Грегуар, Одуэн. Много открытых писем Национальному собранию, Конвенту, клубу якобинцев и т.д.
Кстати, т.к. тема "революция и религия" популярная, но защитникам религии-противникам Революции, как всегда, фактических знаний не хватает: в нескольких письмах Марат выступает против атеизма и скептицизма философов-просветителей.

Ссылки на дополнительные материалы в файле.
Может быть, стоит и здесь напомнить наиболее важные:
Проект декларации прав человека и гражданина с последующим планом справедливой, мудрой и свободной конституции
Ц.Фридлянд. Марат до Великой французской революции
Г.Цверава. Марат как естествоиспытатель

ПАМФЛЕТЫ (1789-1793 гг.)
Т.Солтановская. Ж.-П.Марат и «бешеные» весной 1793 г.
Речь Марата по поводу суда над Людовиком XVI (в сборнике)
Ж.Жорес. Марат и аграрный вопрос. Марат и пролетарии (из «Социалистической истории Великой французской революции»)
Ю.Попов. Публицистика Марата

@темы: экономика должна, философия, социальная история, свобода-право-власть, персона, новые публикации, массы-классы-партии, литературная республика, источники/документы, история идей, Просвещение, Жан-Поль Марат, Великая французская революция, 18 век

Комментарии
2009-10-04 в 21:22 

Homme de La Rochelle
Все меняется, ничто не пропадает
Спасибо, гражданин Синяя блуза.

2009-10-04 в 21:33 

В действительности все не так, как на самом деле
тема "революция и религия" популярная, но защитникам религии-противникам Революции, как всегда, фактических знаний не хватает
хи-хи... Я тоже видел, гражданин Синяя блуза, изречения дамочек наподобие "все революции отрицают бога". Ах, как медленно прививается у людей похвальная привычка что-либо узнать, прежде чем говорить! о, простодушно-оптимистичные наши просветители... (


Спасибо за книгу, гражданин!

2009-10-05 в 13:16 

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Синяя блуза спасибо! "Маратиана" растет и ширится. ))

URL
2009-10-05 в 21:39 

Nevile
Моя шляпа, господа, ни с кем не подписывала контракта
Спасибо. Хотя не хорошо читать чужие письма, но все же, это самое интересное и информативное чтение.

2009-10-05 в 21:57 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Синяя блуза замечательно, товарищ! Спасибо!
Граждане коллеги, мы твердо решили довести до конца начатое дело, вот приведем эту парочку и мемАУриста с ними, и будем отвечать на комменты и вопросы (по поводу Гато/Тюийе, Дюпле и др.)

2009-10-05 в 21:59 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Синяя блуза спасибо!
Сообщаю, граждане: книгу "Уголовно-правовая теория Марата" нашел, крепко держу, чтоб не вырвалась, запускаю сканер.

2009-10-05 в 22:56 

Оппортунист
Демократия является худшей формой правления, за исключением всех остальных
Синяя блуза спасибо.
А кто такой этот Шарль Велле? почему он издавал Марата, МР, Сен-Жюста?

2009-10-06 в 18:57 

tantum possumus, quantum scimus
Признателен за Ваш труд, гражданин Синяя блуза.

А кто такой этот Шарль Велле? почему он издавал Марата, МР, Сен-Жюста?
О побудительных мотивах этого литератора, издателя и библиографа судить я не берусь, гражданин Оппортунист, сведения о его деятельности повстречались мне лишь в статье о Матьезе:
Mais, en 1907, Mathiez se dirige vers Robespierre et fonde avec Charles Vellay (1876-1953), docteur ès lettres et éditeur des œuvres de Saint-Just, la Société des études robespierristes, dont il devient le président et qui regroupe des historiens et des hommes politiques. Cette société publie sous sa direction une revue, d'abord baptisée Les Annales révolutionnaires (1908-1923), avant de prendre le nom d’Annales historiques de la Révolution française; celle-ci entre en concurrence avec La Révolution française, que dirige Aulard. La brouille s’installe dès lors entre les deux hommes, le premier se montrant le défenseur de Danton, tandis que l’autre est le champion de Robespierre.
<...> Charles Vellay, de son côté, est le secrétaire général, jusqu'à son départ en 1909. Il fonde la Revue historique de la révolution française et de l'Empire qu'il dirige de 1910 à 1918, puis L'Acropole, revue du monde hellénique en 1925. Voir la Revue d'histoire moderne et contemporaine, 1910, vol. 13, p. 263, la Revue des curiosités révolutionnaires, Hector Fleischmann, 1911, vol. 1, p. 116, ou Dimitri Kitsikis, Propagande et pressions en politique internationale: la Grèce et ses revendications à la Conférence de la paix (1919-1920), Presses universitaires de France, 1963, vol. 9, 537 pages, p. 236.

2009-10-06 в 19:05 

Belle Garde
Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте
Марат фореве. )) Спасибо, Синяя блуза. Я тоже обожаю письма и мемуары.
А почему в итоге Марата не взяли заведовать испанской АН?

2009-10-06 в 19:10 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Спасибо, гражданин Синяя блуза. )

2009-10-06 в 20:22 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
А почему в итоге Марата не взяли заведовать испанской АН?
Интриги, скорей всего, интриги, гражданка Belle Garde.
Не думаю, что те, от кого итог дела непосредственно зависел, сильно разбирались в теориях оптики, чтобы однозначно сказать, что Марат упорствует в заблуждении и вообще "университетов не кончал"... А может быть, как раз сие последнее сыграло роль.
Если бы хоть в тезисах его работы о свете кто-нибудь перевел, я бы более точно сориентировался. А с точки зрения физики никто разбор его теории тоже не сделал (из современных историков).

2009-10-07 в 21:33 

Синяя блуза
кто такой этот Шарль Велле
Plume de paon а, робеспьерист, значит. Ну, молодец, что собрал такие материалы. Левые вообще хорошие люди и делают полезные дела. Как Бюше и Ру.
А вот зачем Дживелегову ВФР? Он ведь много довольно редактировал и переводил документов. *а основная же его тема - возрождение? и вообще он литратуровед, а не историк*

Capra Milana а я перечитал "реинкарнацию" Марата. Очень она мне нравится. Так и поставить кино. Даже знаю, кто бы сыграл профессора - Ги Маршан. ))

2009-10-10 в 08:00 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Даже знаю, кто бы сыграл профессора - Ги Маршан. ))
Синяя блуза
А Миррей - Сандрин Боннер. )) Будем считать, оба прошли кастинг с первой же пробы.

2009-10-11 в 12:21 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
К вопросу о Дживелегове и его интересах.
Для меня он тоже прежде всего - литературовед и медиевист. До сих пор помню впечатление ранней своей юности, по прочтении монографии о комедии дель арте; не в последнюю очередь меня тогда поразило, что вообще оказалось возможным написать и опубликовать некоторые из его культурологических положений - в той политической обстановке. А недавно узнала, что Дживелегов был преподавателем театроведческого факультета ГИТИСа, с 1931 по 1952 заведовал кафедрой истории зарубежного театра.
Но по времени более ранним его интересом была эпоха Первой империи. У него есть брошюра о Бонапарте и Александре I, где сравнение целиком и полностью в пользу Бонапарта (сканировала книжку для коллеги, интересующейся российским императором - и получила столько упреков, словно это я автор, а не Алексей Карпович :)). Он разворачивает тему в нескольких очерках: "Отечественная война и русское общество" (это коллективный труд, к 100-летию 1812 года подготовленный), "Революция и Европа", "Революция и Бонапарт", "Наполеон", "Вторжение. План Наполеона", "Наполеон перед отступлением".
Видимо, отсюда и выросла книга о революционной армии и ее вождях, отсюда и перевод и редактирование сборника донесений комиссаров Конвента. А Марат - возможно, это просто редакционное задание. Ибо Дживелегов к якобинцам относится предвзято, а к Марату тем более. )
И, может быть (ничем это не подтверждаю, только предполагаю), обращение к эпохе Возрождения и театру, своей "первой любви" ("Начало итальянского Возрождения" - 1908 год, и потом долгий-долгий перерыв) Дживелегову продиктовал инстинкт самосохранения, в том числе научного. С 1931 года, то есть как раз в связи с дискуссией в историографии о якобинцах, Термидоре и Бонапарте, иначе говоря - о расстановке классовых сил и партийных фракциях в Советском Союзе, он решил, от беды подальше, уйти от темы вовсе...

2009-10-12 в 07:26 

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Capra Milana как здорово ты о Дживелегове. Давай на сводной страничке разместим?

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная