17:10 

народное образование во Франции конца 18 столетия

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
Вот, наконец, пришел тот час! А то я ни есть, ни спать не могу, пока не поделюсь нашим редакторским счастьем.
Товарищ Э.П. отыскал книгу, давнюю мечту не только мою.
С ней пришлось много повозиться, и я заранее извиняюсь за проскочившие ошибки вычитки.
В 1922 году два преподавателя Педагогического института имени А.И.Герцена, А.И.Пинкевич и О.Е.Сыркина, начали грандиозный проект. И я с полной ответственностью заявляю, что книга вышла замечательная и без малого 90 лет остается единственным исследованием по теме.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ
ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ


РЕЧИ и ДОКЛАДЫ
Мирабо, Таллейрана-Перигора, Кондорсе, Арбогаста, Ромма, Мишеля Лепелетье де Сен-Фаржо, Лаканаля, Сийеса, Гассенфратца и Лавуазье


Перевод и вступительная статья О. Е. СЫРКИНОЙ
Под редакцией и с предисловием проф. А. П. ПИНКЕВИЧА
МОСКВА: ИЗДАТЕЛЬСТВО «РАБОТНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ». 1926

Книга состоит из 2 частей.
Вторая часть – это переводы докладов и некоторых декретов. Если перевод фрагментов докладов Талейрана и Кондорсе можно найти в «Социалистической истории Французской революции» Ж.Жореса, а доклад по плану Ле Пеллетье имеется в собрании произведений Робеспьера, то все остальное – уникальные документы.

Первая часть – это, так можно сказать, развернутые комментарии О.Сыркиной к докладам. Чтобы работать с документом, нужно знать его исторический контекст, «особенности исторического момента», и личность докладчиков представлять себе. В общем, я считаю, книжка полезна еще и с позиций методиста – посмотреть и поучиться, как это делается.


А.П.Пинкевич. Предисловие
О.Е.Сыркина. Вопросы народного просвещения в законодательных учреждениях Великой французской революции:
Введение
Национальное Учредительное Собрание
Национальное Законодательное Собрание
Национальный Конвент
ПЕРЕВОДЫ
Таллейран. Доклад
Мирабо. О народном образовании
Кондорсэ. Доклад об общей организации народного образования
Ж.Ромм. Доклад о народном образовании в целом
Арбогаст. Доклад и проект декрета о составлении учебников
Лаканаль. Своим коллегам
Гассенфратц. I. Речь в Якобинском клубе. II. Краткие размышления о народном образовании республиканца
Лепелетье. План национального воспитания
Лавуазье. Мысли о народном образовании

Мы с гражданами Люсиль и Эмилем добавили к тексту некоторые замечания, а в основном ссылки на статьи, книги или персоналии.

Дополнительная литература:
О.Старосельская-Никитина. Очерки истории науки и техники в эпоху Великой французской революции
В.Волгин. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке
Ф.Бенуа. Искусство Франции в эпоху Революции и Первой Империи (главы об организации изучения и преподавания изящных искусств)
Ф.Саньяк. Гражданское законодательство Французской революции
Можно еще порекомендовать работы Моны Озуф о празднествах, статью в сборнике «Просвещение» (М.-Париж, 1970) и недавно переведенную книгу («Революционный праздник», фрагмент выложен в библиотеке Гостиной), но она рассматривает вопрос не с педагогической точки зрения.

О дехристианизации, культах Разума и Верховного существа, об отношении к проблеме церкви и государства, философии, науки и религии см.: А.Олар, «Христианство и Великая французская революция», «Культ Разума и Верховного существа во время Великой французской революции», подборку документов и статей.


Жан-Жак Руссо
Шарль Морис Талейран - он очень печется о привитии детям нравственных понятий, причем так, что не поспоришь!
Жан Никола Антуан Кондорсе
Мари-Жозеф Шенье
Шарль Жильбер Ромм
Жан-Поль Рабо Сент-Этьен
Эмманюэль Жозеф Сийес
Луи-Мишель Лепелетье де Сен-Фаржо
Пьер Жозеф Камбон
Антуан Лоран Лавуазье
Бертран Барер
Франсуа Ксавье Лантена (1754-1799)
Оноре Габриель Мирабо (1749-1791)
Антуан Франсуа Фуркруа (1755—1809)
Пьер Туссен Дюран де Майян (1729-1814)
Жак Шарль Дюпон, наз. Дюпон из Эвре (1767–1855)
Мишель-Эдн Пети (1739-1795)
Мари-Жозеф Лекинио (1755-1814)
Жан-Франсуа Дюко (1765-1793)
Клод Никола Леклерк (1738-1808)
Жан Анри Банкаль дез Иссар (1750-1826)
Пьер Клод Франсуа Дону (1761—1840)
Жозеф Лаканаль (1762—1845)
Жан Анри Ассенфратц, или Гассенфратц (1755-1827)
Габриель Букье (1739—1810)
Франсуа Антуан Буасси д’Англа - это антигерой.

По причинам понятным и объективным, о которых говорит и А.Пинкевич, и О.Сыркина, за пределами книги остались несколько любопытных, на наш взгляд, планов организации народного образования.
Во-первых, это наброски Л.-А.Сен-Жюста , получившие название «Республиканские установления», во многом родственные плану Ле Пеллетье.
Во-вторых, это идеи Шодерло де Лакло о женском образовании и воспитании. В период Революции он не выступал публично с какими-либо проектами, но в дореволюционное время, в 1783 г., на тему, заданную одной из академий, представил сочинение «Des Femmes et de leur éducation».
Среди многочисленных проектов организации образования особым поощрением Конвента выделен проект Ж.Вилата (декабрь 1792 г.; к сожалению, текстом мы пока не располагаем); этот проект представляет интерес с той точки зрения, что автор – «практикующий педагог», в течение нескольких лет преподавал в коллежах Лимузена риторику, латынь, словесность и философию.
Наконец, свой собственный проект передавала на рассмотрение Конвенту Тереза Фонтене, урожд.Кабаррюс, впоследствии Тальен; этому проекту посвящена статья в AHRF.


Когда я читала книгу, очень часто забывала, что все это произнесено и написано два века назад. В точности все актуальные проблемы и задачи педагогики! Психовозрастные особенности восприятия? – пожалуйста. Межпредметные связи и интеграция? – пожалуйста. Профориентация и дифференцирование по линии «естественнонаучный - гуманитарный»? – тоже пожалуйста! Общественно полезный труд, самообслуживание и самоуправление в школе? – вот они. Проблема педагогических кадров и методики преподавания дисциплин? – и это есть. Идея «непрерывного образования»? – есть такая. «Ликбезы», «рабфаки», «вечерне-заочное» образование для взрослых, популярные лектории – тоже… Ну, фритридерство в образовании тоже имеется, «рынок образовательных услуг», который, как мы наблюдаем по нашей стране, прямо ведет к падению уровня образования, - сами увидите, кто двигал такой проект…
И какое умение кратко и ясно выразить мысль!
И ведь многие из этих идей реализовались – у нас. Т.е. в Советском Союзе.
Нынешним чиновникам от минобраза было бы очень полезно ознакомиться с проектами ВФР, поскольку они гораздо жизнеспособнее, конкретнее и полезнее, в отличие от тех разрушительных действий, которые производятся у нас с 1992 года.

Альберт Петрович Пинкевич: краткая биографическая справка (одна, вторая).
Нашел коллега-персонаж. А о Сыркиной, к большому сожалению, сведений нет.

Дополнение:
Сен-Жюст, "Республиканские установления" - "Об образовании"


@темы: 18 век, Великая французская революция, Просвещение, Франция, дискуссии, документы, историография, история идей, новые публикации, они и мы, персона, социальная история, якобинцы

URL
Комментарии
2009-07-09 в 18:28 

Capra Milana
"Нужно сковывать себя ограничениями - тогда можно свободно выдумывать" /Умберто Эко
2009-07-09 в 19:54 

Belle Garde
Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте /Дж.У.Крач
Nataly Red Rose marty larny Capra Milana
~~~~~~СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!~~~~~~~~~~~~
Все, не буду есть-пить-спать, на работу не пойду, пока не прочитаю.

Я для вас нашла медальон Давида, Ж.-Л., по Давиду П.-Ж. Сейчас отправлю курьером.

Искала какого-нибудь интересного Сийеса или Лавуазье. Все известное, кроме этого, может.
Это Лавуазье. Может быть. )

2009-07-09 в 20:17 

Без диплома
Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Спасибо большое! Как это, такую книгу не переиздали ни разу.
Могли бы, вместе с Сен-Жюстом, Вилатом, Т.Тальен, другие проекты бы перевели.
А добавить в комменты из "республиканских установлений", что касается воспитания? Если можно, я отсканю.

2009-07-09 в 20:28 

Синяя блуза
Цель оправдывает средства. Если попадаешь точно в цель

О! Книга века! Поклон вам, тт.редакторы!



Из портретов: 2 Кондорсе. В принципе, портрет-то один, но в разном оформлении. Из-за этого отличается впечатление.
Этот очень здоровый, 750 кило.
Этот так себе, из какой-то книжки 19 в.

Пинкевич - еще тут. С фоткой в молодости.
Сыркину - да, плохо почтил институт. Могли бы хоть имя-отчество написать, что преподавала, чем интересовалась.

2009-07-09 в 20:45 

С-Нежана
На свете нет ничего нового, но есть кое-что старое, чего мы не знаем
Nataly Red Rose и Эмиль, спасибо вам!
Я даже не подозревала, что такая книга существует, а чтобы почитать, об этом и мечтать не могла. Из научной литературы на эту тему знаю только Ф.Арьеса, выписывала через интернет-магазин; но это книга о другом. И не то что бы она меня разочаровала, но душа учителя жаждет чего-то, более к нашей работе приближенного. )))

2009-07-09 в 20:47 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него (из интервью Теренца Т. Дерби)
Значит, празднуем. ))

А добавить в комменты из "республиканских установлений", что касается воспитания?
Без диплома не вижу препятствий. Пусть будут. Для сравнения.

2009-07-09 в 21:00 

Forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Ура, товарищи! СПАСИБО!!!

Фуркруа, не в парадном мундире Академии времен империи, а простой депутат Конвента

Без диплома Как это, такую книгу не переиздали ни разу.
Могли бы, вместе с Сен-Жюстом, Вилатом, Т.Тальен, другие проекты бы перевели.

За 90 лет никому в голову не пришло. (( А было бы замечательно.

Давайте по прочтении устроим голосование, кто на какой из планов согласился бы. ;-)

2009-07-09 в 21:41 

Без диплома
Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)

Сен-Жюст, "Республиканские установления"


Фрагмент шестой
Некоторые установления гражданские и моральные

/. Об образовании
Дети принадлежат своей матери до пяти лет, если она сама их вскормила, и затем Республике до самой смерти.
Мать, которая не кормила сама своего ребенка, перестает быть матерью глазах отечества. Она и ее супруг должны явиться перед магистратом, чтобы возобновить брачный союз, иначе он будет считаться недействительным.
Мальчик до пяти лет воспитывается своими отцом и матерью. Если они разведены, его воспитывает родина, народ назначает ему опекуна.
[Девочки воспитываются в доме отца и матери до замужества]
Девочка воспитывается своими отцом и матерью. Если они разведены, ее воспитывает родина, народ назначает ей опекуна.
Ребенок, гражданин, принадлежит отечеству. Общественное обучение необходимо. Дисциплина в детстве должна быть суровой.
Детям следует внушать любовь к молчанию и презрение к риторам. У них
должен сформироваться лаконизм выражений. Следует запрещать детям игры, где требуется декламация, и приобщать их к простым истинам. Дети играют лишь в игры, где проявляется гордость и интерес; им нужны лишь упражнения.
Воспитание детей мужского пола от пяти до шестнадцати лет вверяется отечеству.
Существуют школы для детей от пяти до десяти лет. Они находятся в сельской местности, по одной на каждую секцию и на каждый кантон.
Существуют школы для детей от десяти до шестнадцати лет, по одной на каждую секцию и на каждый кантон.
Дети от пяти до десяти лет учатся читать, писать и плавать.
Нельзя ни бить, ни ласкать детей. Их учат добру и предоставляют природе.
Тот, кто ударит ребенка, подлежит изгнанию.
Дети носят холщевую одежду во все времена года. Они спят на циновках; их сон продолжается восемь часов.
Они питаются все вместе; пища их состоит из кореньев, овощей, фруктов, молочных продуктов, хлеба и воды.
Воспитатели детей от пяти до десяти лет не должны быть моложе шестидесяти лет; их выбирает народ из числа тех, кто удостоился носить почетный шарф старости.
Воспитание детей от десяти до шестнадцати лет должно быть военным и земледельческим.
Дети распределяются по ротам, шестьдесят человек в каждой. Шесть рот
образуют батальон. Каждый месяц воспитатели назначают командира из числа
тех, кто отличился примерным поведением.
Дети одного дистрикта образуют легион. Они собираются раз в год в главном городе дистрикта в день праздника юности. Они располагаются там лагерем и выполняют все пехотные упражнения на специально подготовленных аренах.
Они обучаются также кавалерийским маневрам и всем видам военных построений.
Они изучают языки.
Во время жатвы их распределяют по <хозяйствам> земледельцев.
От шестнадцати до двадцати одного года они обучаются ремеслам и выбирают себе профессию, с которой они знакомятся либо в земледельческих хозяйствах, либо на мануфактурах, либо на кораблях.
До шестнадцати лет дети носят одинаковую одежду; с шестнадцати до двадцати одного года они носят одежду рабочего, с двадцати одного года до двадцати пяти лет — одежду солдата, если только не являются магистратами.
С десяти лет всех детей обучают военным построениям. Их обучают ездить верхом, плавать; в возрасте шестнадцати лет они могут надеть костюм ремесленника лишь после того, как в день праздника юности на глазах у всех переплывут реку.
Граждане в возрасте от двадцати одного года до двадцати пяти лет, если они не являются магистратами, вступают в национальную милицию, женаты они или нет.
Воспитателей для детей до шестнадцати лет выбирают директории дистриктов; их утверждает центральная комиссия искусств и ремесел, назначенная правительством.
Земледельцы, мануфактуристы, ремесленники, негоцианты могут быть воспитателями. Молодые люди шестнадцати лет должны оставаться у своих воспитателей до двадцати одного года под страхом пожизненного лишения прав гражданина.
Они никогда не возвращаются в дом своих родителей до достижения двадцати одного года.
В каждом дистрикте имеется особая комиссия искусств и ремесел, которая будет давать советы воспитателям и проводить публичные занятия.
Школам предоставляется часть национальных имуществ.
Школы будут наделяться частью имуществ врагов революции [из расчета один арпан земли на ребенка, из расчета 200 ливров на ребенка]
Особой формой обучения, присущей только французам, являются детские общества под председательством магистрата, который будет предлагать темы для обсуждения и направлять дискуссию, так чтобы сформировать их чувства, душу, разум и сердце.
Девочки воспитываются в доме матери.
В дни праздников девочки старше десяти лет могут появляться в общественных местах лишь в сопровождении своей матери, своего отца или своего опекуна.

2009-07-09 в 21:42 

Без диплома
Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Давайте по прочтении устроим голосование, кто на какой из планов согласился бы. ;-)
Forster2005 давайте.

2009-07-09 в 21:50 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
Шарль Морис Талейран - он очень печется о привитии детям нравственных понятий, причем так, что не поспоришь!
Все правильно. Кому, как не ему, знать цену совести и морали. Кроме шуток.

Спасибо огромное, граждане коллеги, и Без диплома - за дополнение.
Давайте по прочтении устроим голосование, кто на какой из планов согласился бы. ;-)
Forster2005 я всегда только "за". Но надо развести 2 вопроса: организация народного образования и содержание образования, как мне Иринка подсказывает.

2009-07-09 в 21:53 

Я и моя собака
Истинно мягкими могут быть только люди с твердым характером... /Лабрюйер/
Nataly Red Rose
Marty Larny
Большое спасибо вам за такую редкость! Ни разу не читал эту книгу, только видел в библиографическом списке.
А возражения аббата Грегуара на проект Лепеллетье тоже переведены?
(Извиняюсь за вопрос, уже вижу, что пересказывается его основная мысль ) )

2009-07-10 в 11:34 

L del Kiante
«Moi aujourd’hui et moi tantôt, sommes bien deux»
Кондорсе. очень здоровый, 750 кило
По его виду не скажешь. )))
Спасибо, синьор Синяя блуза. Сайт в целом очень хорош.

Фуркруа, не в парадном мундире Академии времен империи, а простой депутат Конвента
"...царь... очень приятно... царь... рад познакомиться..."
Кстати, в том же виртуальном Пантеоне, откуда Кондорсе, есть еще вариант гравюры с Фуркруа (такого же вида, как ранее найденные МР, Моцарт и Баррас - мецца-тинта, портрет в восьмиугольной рамке). Вы заметили, синьора Оксана?

Сен-Жюст, "Республиканские установления"
Да это концлагерь какой-то, Вам не кажется, синьор Без диплома? это в расчете на перманентную войну вплоть до установления всемирной республики?..

Благодарю, синьорина Nataly Red Rose и синьор Marty Larny, за ваш труд и энтузиазм! Тут есть что обсудить,
а пока что я вам высылаю медальон с профилем Грегуара работы Давида из Анжера, в редакторскую галерею.

2009-07-10 в 17:30 

Без диплома
Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
L del Kiante Сен-Жюст, "Республиканские установления"
Да это концлагерь какой-то, Вам не кажется, синьор Без диплома? это в расчете на перманентную войну вплоть до установления всемирной республики?..

Лагерь, но без "конц".
И на счет перманентной войны, это тоже вполне реально. Поэтому и всеобщая воинская повинность, которая во Франции и во многих странах еще и сейчас существует.
И со стороны воспитания - логично: если с детства есть привычка к труду, это какая-никакая гарантия, что взрослый человек будет обеспечивать себя и семью трудом, а не обманом и спекуляциями. И будет уважать труд чужой.
Мне лично вовсе не все нравится в его системе. Но это же отрывки, а не целый план. Трудно судить, как он представлял себе в целом.

2009-07-10 в 18:19 

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
L del Kiante медальон с профилем Грегуара работы Давида из Анжера, в редакторскую галерею.
Он доехал благополучно. Мы его тут встретили, сидит, кофе пьет с
Belle Garde медальон Давида, Ж.-Л., по Давиду П.-Ж.
)))
Синяя блуза Пинкевич - еще тут. С фоткой в молодости.
Спасибо огромное!

Я и моя собака возражения аббата Грегуара на проект Лепеллетье
У Жореса, если я не перепутала. Конечно, по-хорошему, надо было пришить к Сыркиной и Сен-Жюста, и что еще где нашлось бы... Поздно сообразила. (
Без диплома - спасибо, я сейчас добавлю upd.

М-Воронин надо развести 2 вопроса: организация народного образования и содержание образования
Ну да. Ле Пеллетье и обратил внимание - что это два разных вопроса.

Forster2005 Давайте по прочтении устроим голосование, кто на какой из планов согласился бы. ;-)
Думала, думала. А давайте поиграем? Очень просто: представим проекты, которые могли бы быть.

С-Нежана душа учителя жаждет чего-то, более к нашей работе приближенного. )))
) ! Интересно, согласитесь Вы с моими впечатлениями? О состоянии педагогики в 18 веке.

URL
2009-07-11 в 10:01 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Когда я увидел скан этой книги, подумал: чтобы привести ее в порядок, понадобится не менее года. Nataly Red Rose и Marty Larny, вы чудо сотворили.) Спасибо!

Без диплома - да, Вы хорошо сделали, что добавили "Республиканские установления". О.Е.Сыркиной до них было не добраться, это очевидно, как и до Терезиного плана.

давайте поиграем? Очень просто: представим проекты, которые могли бы быть.
Nataly Red Rose
Forster2005
Тогда установим общую "дату" доклада. Наше предложение - август 1793.

2009-07-11 в 10:20 

Belle Garde
Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте /Дж.У.Крач
Хочу поиграть, хочу! Пусть август 93, а сколько на подготовку?
И что надо делать - предлагать свой проект или критиковать предлоеженный?

2009-07-11 в 13:14 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
Пусть август 93, а сколько на подготовку?
И что надо делать - предлагать свой проект или критиковать предложенный?

Я всегда держусь принципа: критикуя - предлагай, а предлагая - выполняй. )) Но можно образовать местную Комиссию по народному образованию, которая будет давать свои заключения.

На подготовку - я бы отвел недели 2.
Вопрос - проекты от исторически реальных персонажей или от фантазийных тоже? В последнем случае надо определиться с статусом персонажа (социальное положение, занятия, возраст, есть ли у самого дети, где живет и т.д.).

2009-07-11 в 18:33 

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
проекты от исторически реальных персонажей или от фантазийных тоже? В последнем случае надо определиться с статусом персонажа (социальное положение, занятия, возраст, есть ли у самого дети, где живет и т.д.).
Согласна на оба варианта. С фантазийным персонажем кое в чем работать легче.
можно образовать местную Комиссию по народному образованию, которая будет давать свои заключения.
Добровольцы есть? Я! Можно, я уж буду аббатом Грегуаром? Попробую встать на т.зр., противоположную тов.Мишелю.
август 93
Я не против.
На подготовку - я бы отвел недели 2.
Со дня окончательного составления правил.

URL
2009-07-11 в 23:22 

L del Kiante
«Moi aujourd’hui et moi tantôt, sommes bien deux»
Синьор Без диплома, я понимаю, что "установления" - это отрывки, кое-как склеeнные посторонними людьми. И все же главная мысль здесь обозначена, увы, предельно ясно.

И на счет перманентной войны, это тоже вполне реально. Поэтому и всеобщая воинская повинность, которая во Франции и во многих странах еще и сейчас существует.
Против всеобщей воинской повинности я не возражаю, ни в отношении "тогда", ни в отношении "теперь". Неверно, считаю я, то, что воинская повинность превращается в главный предмет преподавания в школе.
Дети от пяти до десяти лет учатся читать, писать и плавать.
И этого достаточно? Пожалуй, письмо и чтение и то излишни, с изгнанием риторики и "декламации". О наблюдении за природой, началах естествознания, о математике и логике речь даже не заходит.
Особой формой обучения, присущей только французам, являются детские общества под председательством магистрата, который будет предлагать темы для обсуждения и направлять дискуссию, так чтобы сформировать их чувства, душу, разум и сердце.
Откуда взяться дискуссиям, если детям запрещено говорить? А если говорить, то, соответственно, и думать.

И со стороны воспитания - логично: если с детства есть привычка к труду, это какая-никакая гарантия, что взрослый человек будет обеспечивать себя и семью трудом, а не обманом и спекуляциями. И будет уважать труд чужой.
Против трудового воспитания никак не протестую. Но я нахожу здесь только
С десяти лет всех детей обучают военным построениям. Их обучают ездить верхом, плавать.
Когда же они обучаются ремеслам, и каким? Каков перед ними выбор?
И кто решает, что этот ребенок должен заняться гончарным ремеслом, а этот - речной навигацией?
Искусства, как можно подумать, вычеркнуты из программы вообще, а значит, и из жизни общества, потому что они станут чужды уже первому поколению, воспитанному по такой системе, науки тоже. Университеты упраздняются. А как же руководство экономической жизнью страны и создания законодательства? или гражданин Сен-Жюст полагал, что тут можно обойтись "здравым смыслом" и жизненным опытом в пределах родной деревни?

Но во всем в этом есть кое-что еще более непонятное и еще более удручающее.
Дети играют лишь в игры, где проявляется гордость и интерес; им нужны лишь упражнения.
Каждый месяц воспитатели назначают командира из числа тех, кто отличился примерным поведением.
Другими словами, создается отличная среда для конформистов, для выслуживания, доносчиков и тупого повиновения. Вместе с военизированным режимом - прямая и широкая дорога бонапартизму, я имею в виду - военной бюрократической машине и диктатуре "главнокомандующего". И это все - проект человека, говорившего "бойтесь победоносных генералов"?

Что касается женщин - очевидно, что это живые агрегаты для воспроизводства населения (ах, синьоры и синьорины, трудно удержаться от резких слов при чтении этого плана!)
Но, видимо, автор все же не уверен в нравственности своих сограждан даже после спартанского воспитания:
В дни праздников девочки старше десяти лет могут появляться в общественных местах лишь в сопровождении своей матери, своего отца или своего опекуна.

План Мирабо на меня произвел впечатление такой же беспросветности и ограниченности, хотя в другом роде.
И вот я изумляюсь: два прославенных автора - и такие проекты... что не дотягивают до уровня государственного деятеля. То есть очень проигрывают даже скромным рассуждениям Лаканаля.

2009-07-11 в 23:34 

L del Kiante
«Moi aujourd’hui et moi tantôt, sommes bien deux»
Игра.

проекты от исторически реальных персонажей или от фантазийных тоже? В последнем случае надо определиться с статусом персонажа (социальное положение, занятия, возраст, есть ли у самого дети, где живет и т.д.).
Пусть были бы оба варианта.

можно образовать местную Комиссию по народному образованию, которая будет давать свои заключения.
Добровольцы есть?
Поскольку я уже мечу громы и молнии в проекты, то не решусь себя предложить в комиссию, а, следуя мудрому принципу гражданина Очевидца, постараюсь предложить. )

август 93
Согласен.

На подготовку - недели 2.
Да будет так.

2009-07-12 в 11:05 

Capra Milana
"Нужно сковывать себя ограничениями - тогда можно свободно выдумывать" /Умберто Эко
два прославенных автора - и такие проекты... что не дотягивают до уровня государственного деятеля. То есть очень проигрывают даже скромным рассуждениям Лаканаля.
План Мирабо - который не предлагает ничего, кроме как отменить даже существующую систему, - меня нисколько не удивил, ибо я разделяю мнение В.Васильевой и считаю Мирабо посредственным политиком и слабым законодателем.
План Сен-Жюста - реакция при первом знакомстве, синьор L del Kiante, не отличалась от Вашей, но и с тех пор не появилось что сказать в его защиту. Понятно, на что, или, вернее, против чего в первую очередь направлена такая система, но к достижениям социальной и педагогической мысли ее никак отнести нельзя.


проекты от исторически реальных персонажей или от фантазийных тоже? В последнем случае надо определиться с статусом персонажа (социальное положение, занятия, возраст, есть ли у самого дети, где живет и т.д.).
образовать местную Комиссию по народному образованию, которая будет давать свои заключения.
Согласна с 1-м пунктом. Тогда и в "Комиссию" следует, наверное, допустить фантазийных персонажей? Давайте пока оставим в комиссии 3 вакантных места, четвертое занята Натали-Грегуаром.
Август 1793 - не возражаю.
Две недели на подготовку - главное, чтобы были в запасе 3-4 выходных дня.

2009-07-12 в 20:56 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него (из интервью Теренца Т. Дерби)
Согласен с высказанными предложениями.
В Комиссию предлагаю ввести персонажа, в противовес имеющемуся уже Грегуару, - персонажа со взглядами, близкими к сен-жюстовским.

2009-07-13 в 07:04 

Без диплома
Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Заявление добровольца
в Комиссию по народному образованию
Национального конвента.


Граждане коллеги!
Желая приносить пользу Отечеству,
прошу зачислить меня в комиссию для рассмотрения проектов народного образования в Французской республике, единой и неделимой.

гражданин Э.Г.

Профессия: живописец.
Место проживания: Париж.
Возраст: 26 лет.
Не женат.

2009-07-13 в 07:05 

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
Без диплома - приветствую, коллега. )

(гражданин Грегуар)

URL
2009-07-13 в 13:34 

Belle Garde
Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте /Дж.У.Крач
А у меня есть кандидатура - "министр культуры" Plume de Paon )))

2009-07-13 в 14:52 

Forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
"министр культуры" Plume de Paon
Belle Garde - ага, гражданка... ;-) Тем более он один за двоих сойдет, т.к. может высказаться и за, и против...

2009-07-13 в 23:04 

Nevile
"Моя шляпа, господа, ни с кем не подписывала контракта"
Мадам Nataly Red Rose, спасибо за такую интересную книгу. И на самом деле, даже обидно за автора, оставившего такой труд, что ее нигде не упоминают.

За новые книги всем спасибо. Буду наверстывать пропущенное.
Представить или покритиковать педагогический план?.. Подумаю, на что я тут способен.

2009-07-14 в 10:10 

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
он один за двоих сойдет, т.к. может высказаться и за, и против...
Ах, граждане Forster2005! Неужели лучше однобокое видение всякого вопроса???

2009-07-15 в 07:42 

С-Нежана
На свете нет ничего нового, но есть кое-что старое, чего мы не знаем
Прошу нас с персонажем зачислить в добровольную Комиссию по народному образованию.
Персонаж реальный, либерально-консервативный.

2009-07-15 в 13:16 

Синяя блуза
Цель оправдывает средства. Если попадаешь точно в цель
А подавть проект может н е только депутат Конвента, но любой гражданин?
Тогда я участвую.

2009-07-15 в 23:24 

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
подавть проект может н е только депутат Конвента, но любой гражданин?
Синяя блуза конечно! Любой гражданин. И любая гражданка.
Ну, что, коллеги? Пишу отдельный пост про игру, чтоб никто не запутался и не жаловался, что не увидел. )

URL
2009-07-16 в 15:17 

Martine Gabrielle
Истине самой по себе свойственна неотразимая притягательность... но одним лишь дуракам даровали боги умение говорить правду, никого не оскорбляя
Nataly Red Rose
Marty Larny
Большое спасибо вам за такую редкую интересную книгу.
Вопрос же у меня по одному из комментариев. Насколько это верно, что отпрыски дворянства получали образование хуже, чем дети из третьего сословия? и с чем это связано?

Я долго и напрасно искала литературу по истории образования при Старом порядке, кроме 2 французских книг, ничего систематичного, в общем-то, и нет. ( Никакой статистики, даже приблизительной. А с образованием или воспитанием девушек сведения и того более бедные.

2009-07-17 в 13:48 

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
Martine Gabrielle

Насколько это верно, что отпрыски дворянства получали образование хуже, чем дети из третьего сословия? и с чем это связано?
Попробую ответить более-менее подробно. Вот освобожусь...
Статистики у меня в самом деле нет, наверняка ее вообще нет, это надо только самому составить выборку персонажей и учебных заведений, которые они заканчивали, или где учились (т.к. некоторые до университетского диплома не добрались, по разным причинам).

литературу по истории образования при Старом порядке, кроме 2 французских книг, ничего систематичного, в общем-то, и нет. ( Никакой статистики, даже приблизительной.
Только вот аббат Сиккар. ((

А с образованием или воспитанием девушек сведения и того более бедные.
Да. Ранжирования пансионов для девиц мы не знаем, чему их там учили, то есть - насколько основательно, тоже непонятно. Какой процент буржуазок и дворянок воспитывались дома - неизвестно.
И ведь что обидно - никто не берется за тему! =)

URL
2009-07-19 в 12:59 

Я и моя собака
Истинно мягкими могут быть только люди с твердым характером... /Лабрюйер/
Nataly Red Rose и Marty Larny, благодарю вас. Уникальная книга.
И насколько до меня доходит информация о состоянии нашего образования и я могу судить о нем, действительно, нам стоило бы дотянуться по крайней мере до принципов 1793 года.

2009-07-22 в 21:32 

Свой среди чужих...
...чужой среди своих
Nataly Red Rose
Marty Larny
Благодарю от души! Интереснейшая книга.
Стараясь внести свои скромные 3 су копейки пенса, нашел статью с интригующим названием:
The Continuing Education of Jean-Marie Roland (1734-1793), by Charles A., однако это библиотека платная, и статью можно разве что принять к сведению. ((
Связь времен:
Instruction/Education
ANALYSE CRITIQUE DESTEXTES FONDATEURS
par M. Le Normand & M. Le Bris
* Le Projet CONDORCET 1792
* Le Projet LEPELLETIER-ROBESPIERRE 1793
* Le Plan LANGEVIN-WALLON 1946-7
* La Loi JOSPIN 1989

Мне не кажется правильным, что проект Лепелетье называется проектом Лепелетье-Робеспьера, поскольку уважаемый МР ничего своего в проект не внес, а после контрвыступления аббата Грегуара и вовсе дезертировал ), не отстаивая идею... Но не это самое интересное.
Интересно то, что именно этот проект, отвергнутый, в конечном счете Конвентом, фигурирует в историографии как план национального воспитания Первой республики. Именно этот... О чем говорит такой факт? ;-)

2009-07-24 в 08:54 

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
The Continuing Education of Jean-Marie Roland (1734-1793), by Charles A., однако это библиотека платная, и статью можно разве что принять к сведению. ((
Да, гражданин Свой среди чужих..., на этом сайте - жадные буржуины. А от Ролана каких-то таких проектов можно ожидать, это товарищ методичный и дотошный, и мыслил широко, на государственном уровне (насколько я себе представляю).

Мне не кажется правильным, что проект Лепелетье называется проектом Лепелетье-Робеспьера, поскольку уважаемый МР ничего своего в проект не внес, а после контрвыступления аббата Грегуара и вовсе дезертировал ), не отстаивая идею... Но не это самое интересное.
Ну, что поделать. Много таких случаев "награждения непричастных, наказания невиновных".

Интересно то, что именно этот проект, отвергнутый, в конечном счете Конвентом, фигурирует в историографии как план национального воспитания Первой республики. Именно этот... О чем говорит такой факт? ;-)
О чем говорит... О том, что, хоть план не был приведен в исполнение и, наверное, вообще трудно выполним, в нем отразилась самая радикальная - и, в общем-то, правильная, - точка зрения на воспитание этапа кульминации ВФР.

URL

Vive Liberta

главная