Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
09:37 

Великая французская революция: ромАны и рОманы

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
…Романисты творили в духе прошлой действительности, останавливаясь преимущественно не на каком-нибудь ином времени, как на годе патриотического подъема во внешней войне, ожесточенной гражданской войны, монтаньярского своем месте, и нельзя обвинять историков, если их труды не так общеинтересны, как романы.
Революция была великим переломом или сдвигом в историческом быту Франции. За десятилетие от 1789 по 1799 год во Франции все изменилось так сильно, как не могло бы измениться в столь короткое время при нормальном течении жизни. Только «История одного крестьянина» Эркмана-Шатриана как бы немного затронула эту тему, но много ли она дала хотя бы для представления о том изменении, которое произошло в аграрном быту Франции, даже прощая авторам, что они совсем проглядели важный вопрос о ликвидации феодального режима? И опять это отнюдь не упрек, а только констатирование факта и его объяснение из самого свойства политических учреждений, законодательства и экономических порядков, не позволяющих им делаться объектами беллетристики.
Притом, как-никак, в историческом романе на первом плане всегда судьбы немногих лиц; каких-либо людей, семьи, кружка, а не всей нации, которая отодвигается на задний план, является лишь общим фоном картины, иногда чуть не простой декорацией. Судьбы всей нации могут быть предметом только научных исторических изображений. Поэтому исторические романы и не могут претендовать на то, чтобы выяснять значение тех эпох, которые в них изображаются, в целом истории какого-нибудь народа. Исторический роман схватывает только один момент и показывает, как этот момент отражается на психике и на судьбах немногих людей, выведенных на сцену, но отнюдь не на общественном строе. Делаю это предупреждение для тех читателей, которые могли бы подумать, что, перечитавши все главные исторические романы о французской революции, они получат о ней полное понятие. Художественное творчество и научное исследование имеют каждое свои задачи, свои права и свои законы, и для существования исторического романа есть свои основания, хотя бы он и не мог быть полным и совершенно верным отражением действительности, к которому стремится историческая наука.
Еще одно общее замечание само собою напрашивается в связи с только что высказанною мыслью. Исторические события, субъективно воспринимаясь психикой их современников и в ней преломляясь, продолжают жить в сознании потомства в таком преломленном виде известной легендарности, которую научное историческое исследование часто бывает призванным разрушать, по крайней мере, в некоторых ее сторонах. Революция оставила по себе в жизни французской нации не только объективные следы в созданных ею переменах и в дальнейшем течении событий, но и целую героическую легенду, как результат субъективных переживаний и оценок того, что было в действительности, как продукт некоторого своеобразного творчества, родственного созданию мифов, преданий, легенд, в которых между собою переплетаются Wahrheit und Dichtung (правда и вымысел). И в историографии французской революции, и в художественной литературе, воспроизводящей эту эпоху, одни писатели более склонны были вдохновляться героическою легендою, другие стремились ближе распознать самоё действительность. Первые, это — романисты-романтики, над творчеством которых царит героический пафос, как у Виктора Гюго, вторые — романисты-реалисты, каковы Бальзак в начале и Анатоль Франс в конце с их скептическим отношением к легенде. Чтобы оставаться историческим романом, как таковым, он не должен быть ни чистой сказкой, ни голой историей, потому что в первом случае он не был бы историческим, во втором не был бы романом. Различие же между романтизмом и реализмом — уже второстепенная в данном вопросе вещь, лишь бы в произведении была поэтическая правда и от него веяло духом человечности.

Николай Иванович Кареев
ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ в ИСТОРИЧЕСКОМ РОМАНЕ


Петроград: книгоиздательство «Сеятель». 1923

I. Общие соображения об историческом poмане
II. Исторические романы
III. «Мопра», «Нанон» и «Кадио» Жорж Санд
IV. «Шуаны» и «Темное дело» Бальзака
V. «Повесть о двух городах» Диккенса
VI. «Девяносто третий год» Виктора Гюго
VII. «История одного крестьянина» Эркмана-Шатриана
VIII. Романы Феликса Гра
IX. «Журдан-Головорез» Эрнеста Додэ
X. «Канонисса» А.Терье
XI. Роман Анатоля Франса «Боги жаждут»
XII. Революционные драмы Романа Роллана
Заключение


Ранее опубликованы в нашей библиотеке:
ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ и РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ и ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРОПЫ
Р.Роллан, «Четырнадцатое июля»
Р.Роллан, «Робеспьер» (фрагмент драмы)
Ромен Роллан в нашей и других библиотеках
Виктор Гюго
Анатоль Франс

Труды Николая Ивановича Кареева



UPD


Книга в DjVu-формате, спасибо гражданину rexy_craxy!

@темы: новые публикации, литературная республика, историки, Франция, Великая французская революция, 19 век, персона

Комментарии
2009-06-19 в 11:20 

Свобода начинается с иронии
Capra Milana спасибо!
Николай Иванович, как всегда, с длинными цитатами ))

URL
2009-06-19 в 13:02 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Capra Milana спасибо, за еще один отвоеванный у Времени раритет!

Только «История одного крестьянина» Эркмана-Шатриана как бы немного затронула эту тему, но много ли она дала хотя бы для представления о том изменении, которое произошло в аграрном быту Франции, даже прощая авторам, что они совсем проглядели важный вопрос о ликвидации феодального режима? И опять это отнюдь не упрек, а только констатирование факта и его объяснение из самого свойства политических учреждений, законодательства и экономических порядков, не позволяющих им делаться объектами беллетристики.
Ну, я-то так не считаю. ;) Видимо, мой реализм заходит оч.далеко.
Поэтому исторические романы и не могут претендовать на то, чтобы выяснять значение тех эпох, которые в них изображаются, в целом истории какого-нибудь народа.
Однако ж, претендуют.

2009-06-19 в 13:19 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Nataly Red Rose Николай Иванович, как всегда, с длинными цитатами
... и с важною барскою снисходительностью. ))

Forster2005
рассуждизм

2009-06-19 в 15:17 

Синяя блуза
Capra Milana Гран мерси! Кареев, он и в Африке Кареев, основательный дядечка.

об "академизме" в исторической литературе
Лично для меня чтение хорошей, "академической" литературы делает романы, не говоря о романах, совершенно ненужными. В газетных статьях 18 века, в протоколах секций или Конвента и в исследованиях Олара (Старосельского, Захера и других) не только несравнимо больше информации, но и гораздо больше эмоционального заряда.
А беллетристика - это средство изучения той эпохи, когда эти романы создавались, но никак не эпохи ВФР.

Нея один такой. Это радует.
Поэзия - да. Поэзия информации не несет, или несет сильно опосредовано, но там уж действительно концентрированная мысль. Если стихи настоящие, прозой ту же мысль не высказать. (Антокольский, Волошин, даже "враги народа" Кольридж и К)
А вот романы исторические я не выношу на дух. Т.е. отдельные образы еще туда-сюда, но в целом сюжеты занудные.
Наверное, роман для понимания эпохи (ВФР) предпочитают научным работам те, у кого меньше собственного воображения, что ли... Или кому лень в деталях разбираться? Не знаю.
А что понимать под "академизмом"? Вот Кареев - он академичный, Вы считаете, или нет?

2009-06-19 в 17:39 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Не могу сказать, что я совсем не читал исторические романы и категорически их не люблю, но: во-первых, исторический роман как жанр дискредитирован, во-вторых, как любой другой жанр, он имеет своих почитателей и своих античитателей. А в-третьих, границы между историческим романом, публицистикой и "собственно историей" довольно условны.
И в данном случае, то есть применительно к историческому роману, высказывание гражданина Тибо не вполне, думаю, применимо. Это литература тяготеет к схеме и огрублению, историческая же наука отражает (или должна отражать) разнообразие, сложность и противоречия События.

Capra Milana, спасибо за книгу! Как там Ник.Ив. оценил "Боги жаждут"???.. )

2009-06-19 в 18:37 

Старый сплетник-сказочник
«Венков потомки мимам не плетут» /Шиллер/ - Потомки переплетают все, что наплели современники (Ф.Топорищев)
Capra Milana, спасибо Вам !

нельзя обвинять историков, если их труды не так общеинтересны, как романы
Это значит, во времена, когда была написана книга Кареевым, стоял тот же вопрос. И в той же самой форме, ИЛИ романист, ИЛИ историк! Хотя так просто было бы поставить "И".
роман для понимания эпохи (ВФР) предпочитают научным работам те, у кого меньше собственного воображения, что ли... Или кому лень в деталях разбираться? Не знаю.
Синяя блуза, я с Вами соглашаюсь, но вот в чем. Люди хотят иметь представление об истории. Но чтобы приобрести его быстро и легко. Поэтому читатель сделает выбор в сторону романиста, чтения приятного с полезным, а не в сторону историка, где полезность не всегда сопровождается приятностью. Историки это давно поняли, поэтому и искали формы доступные и привлекательные, для изложения своих штудий.
А кроме того, история как наука о человеке и обществе, все-таки требует большей эмоциональности, чем науки о природе.
Задачу сочетать занимательность, полезность и сопереживание решил, по-моему, прекрасно Мишле. И в этом он остается непревзойденным все еще.

Поэзия информации не несет, или несет сильно опосредовано, но там уж действительно концентрированная мысль.
Поэзия тоже несет информацию. Это - информация - другого качества, другого рода. Но все равно, это информация и знание, не просто образы.

2009-06-19 в 18:42 

Capra Milana мда, вот "Девяносто третий год" особенно дорог

2009-06-19 в 18:54 

В действительности все не так, как на самом деле
Это литература тяготеет к схеме и огрублению, историческая же наука отражает (или должна отражать) разнообразие, сложность и противоречия События.
Ах, гражданин Marty Larny... Схематизмом грешит большинство авторов - и из клана романистов, и из клана историков.

история как наука о человеке и обществе, все-таки требует большей эмоциональности, чем науки о природе.
А социология, гражданин Старый сплетник-сказочник ?.. это тоже наука о человеке и обществе! И она требует эмоциональности?.. =)

Это - информация - другого качества, другого рода. Но все равно, это информация и знание
А тут я Вас поддерживаю. Например, я очень люблю природу. Тысячи оттенков и теней, ароматов и звуков, которые ускользают от нашего наблюдения, вдруг открываются нам благодаря гениальным стихам, музыке или вдохновенному полотну. Познание ли это? - Да. Но отрицает ли такой способ познания проникновение в тайны природы методами науки? - Нисколько.
Так и в отношени истории: всего-то и нужно понимать, что ни один метод познания не дает всей полноты знания, и тогда не было бы нелепых споров "или - или".
И что касается формы изложения... я бы поделил с этой точки зрения книги на хорошие и плохие, а не на художественные и научные.

2009-06-19 в 21:09 

На свете нет ничего нового, но есть кое-что старое, чего мы не знаем
Capra Milana, большое спасибо за такой подарок!
К сожалению, романов Феликса Гра в сети нет. А статья из литературной энциклопедии, может быть, пригодится, для сводных ссылок.
Критические очерки о Жорж Санд.

Для меня "академизм" не является ругательным словом и негативным качеством, вовсе наоборот. ) Мне не кажется, что нужно делать выбор между историческим трудом и историческим романом, Eh voila обосновал это так, что нечего и добавить.
роман для понимания эпохи (ВФР) предпочитают научным работам те, у кого меньше собственного воображения, что ли... Или кому лень в деталях разбираться?
Синяя блуза - может быть, причина не в недостатке воображения, но изучение, конечно, требует больше труда и особого склада мышления?

2009-06-19 в 22:12 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
во времена, когда была написана книга Кареевым, стоял тот же вопрос. И в той же самой форме, ИЛИ романист, ИЛИ историк! Хотя так просто было бы поставить "И".
Вопрос стоял, гражданин Старый сплетник-сказочник . То есть проблема существовала. И еще до Кареева. Например, один персонаж ВФР рассуждает: "Люди с дарованиями могут читать только два рода книг: исторические и глубокомысленные."

что понимать под "академизмом"? Вот Кареев - он академичный, Вы считаете, или нет?
Под "академизмом", товарищ Синяя блуза, я разумею всего-навсего следование установившимся традициям (методам и приемам) исследования и изложения. Для меня это не ругательное слово ), С-Нежана (спасибо за ссылки; безусловно, пригодятся). И Кареев, конечно же, академичен: для меня это не признак "скучности", часто бывает наоборот.
романы исторические я не выношу на дух. Т.е. отдельные образы еще туда-сюда, но в целом сюжеты занудные.
Отвлекаясь от исторического романа... Встречаются обычные, даже банальные сюжеты, преподносимые автором оригинально. По Теккерею ("От писателя более всего требуется проявить двоякого рода способности: представить новые вещи как хорошо знакомые, а всем известное изобразить как нечто новое".), это и есть искусство в высшем его проявлении. Но вот исторические романы такого уровня мне, увы, не попадались. Не повезло. )

И при всем при том
Поэзия тоже несет информацию. Это - информация - другого качества, другого рода. Но все равно, это информация и знание, не просто образы.
Давайте скажем честно - беллетристика и исторические романы в частности оказывают влияние гораздо большее, чем научная историческая литература.
Будь иначе, будь у авторов и читателей ясное понимание, что художественынй образ персонажа, образ в историческом исследовании и реальный исторический персонаж - это отнюдь не одно и то же, - не было бы и других проблем, и историки не предъявляли бы претензий романистам, а романисты не пытались бы оспоривать "историческую истину" у ученых, и читатели бы не дискутировали "или - или", а выбирали бы род литературы в зависимости от своей персональной познавательной задачи.

Как там Ник.Ив. оценил "Боги жаждут"???.. )
Вот и узнаете, гражданин Marty Larny

"Девяносто третий год" особенно дорог
ЛИРИА "Дорог" - это хорошо сказано. Точное и личное определение.

2009-06-20 в 11:16 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Capra Milana спасибо. Люблю читать критику едва ли не больше, чем собственно произведения худ.литературы.

2009-06-20 в 11:50 

Capra Milana Вот вы знаете, когда у Стендаля все помирают в Пармской обители, это, ей Богу, похоже на "автор не знал, как закончить роман", а у Гюго героям сопереживаешь. А в оригинале какой язык замечательный, Боги!!!

2009-06-20 в 12:12 

Синяя блуза
Под "академизмом", товарищ Синяя блуза, я разумею всего-навсего следование установившимся традициям (методам и приемам) исследования и изложения. Для меня это не ругательное слово )
Кареев, конечно же, академичен: для меня это не признак "скучности", часто бывает наоборот.
Capra Milana
С-Нежана
"Академизм" имеет еще значение "оторванный от реальности", и тогда это ругательное слово. )
На самом деле, гражданин Eh voila говорит верно:
Схематизмом грешит большинство авторов - и из клана романистов, и из клана историков.
я бы поделил с этой точки зрения книги на хорошие и плохие, а не на художественные и научные.
Можно излагать академично и красиво, можно излагать неакадемично и зажигательно, если автор излагает правду - тем лучше. Если врет - это очень плохо, потому что форма изложения заставляет наивного читателя ему верить. А рыть копытом землю в поисках документов и сравнивать их не всякий читатель будет. Проще же начитаться фэнтэзи и считать, что ты историю знаешь. :(
Короче - Вы уже все и сказали:
будь у авторов и читателей ясное понимание, что художественынй образ персонажа, образ в историческом исследовании и реальный исторический персонаж - это отнюдь не одно и то же, - не было бы и других проблем, и историки не предъявляли бы претензий романистам, а романисты не пытались бы оспоривать "историческую истину" у ученых, и читатели бы не дискутировали "или - или", а выбирали бы род литературы в зависимости от своей персональной познавательной задачи.
я бы и не придирался к всяким там радзинским и даже не думал про них.
В общем, худ.литература и поэзия в частности, нужны. Вдохновляются литературными образами, а не документами. Поэтому и надо бороться за то, что за образы создают (или сколчаивают топориком, тяп-ляп) беллетристы.

2009-06-20 в 12:25 

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
Capra Milana спасибо большое.

Мне кажется, читать исторические романы можно сначала, в детстве, в ранней юности. КОгда еще мыслишь не самостоятельно, а эмоциональные впечатления действуют сильнее, чем глубокие мысли.
Но потом чувствуешь, что ты уже взрослый, и тебе не нужен посредник, в виде писателя, между тобой и историческими лицами. Тогда наступает этап чтения исторической литературы и работы над документами.
К сожалению, иногда от усвоенных в детстве художественных образов оказывается трудно оторваться.

2009-06-20 в 17:02 

tawi-tum
Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной
читать исторические романы можно сначала, в детстве, в ранней юности. КОгда еще мыслишь не самостоятельно, а эмоциональные впечатления действуют сильнее, чем глубокие мысли.
Но потом чувствуешь, что ты уже взрослый, и тебе не нужен посредник, в виде писателя, между тобой и историческими лицами. Тогда наступает этап чтения исторической литературы и работы над документами.

Березовый сок
А у меня все наоборот получилось. Сначала документы.
А какой роман лучше всех читать для начала?

2009-06-23 в 00:32 

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
tawi-tum А какой роман лучше всех читать для начала?
Я не рискну советовать. У каждого ведь свой путь.
Может, это гораздо лучше, что Вы начали с исторических работ, а не с художественных.

2009-06-23 в 11:42 

Директор театра
Чем больше артист, тем больше пауза!
О чем и о ком романы интересуют Вас, маленькая гражданка tawi-tum? О Парижской коммуне?.. Хм, таких, пожалуй, я и сам не знаю. Пьеса Бертольда Брехта сложновата... Но есть рассказ Шаброля "Пушка Братство". И биографические очерки в серии "ЖЗЛ".
А если говорить о ВФР, то "93 год" может быть ярким началом.

2009-06-23 в 13:31 

«Moi aujourd’hui et moi tantôt, sommes bien deux»
Благодарю, синьора Capra Milana.
В целом по дискуссии мое замечание таково: "мысль будит в нас чувство", а не только наоборот, как говорил синьор Шамфор. Путь в революцию Интерес к эпохе и ее персонажам может начаться с чего угодно - это импульс, правилам не подчиняющийся.
Сам я такой же ценитель "академизма", в научных статьях порой кипят такие страсти, до которых романам очень далеко. )

Да, синьор ЛИРИА - заставить сопереживать героям и забыть, что они книжные, может только большой настоящий художник.

2009-06-23 в 20:02 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
А на счет гражданина А.Франса гр-н Николай Иванович неправы-с. Не производят одинакового впечатления квазипсихологический подход Тэна и образ ВФР в "Боги жаждут"!
У Франса есть нечто другое, и то - понятное, если рассматривать в целом три вещи, "Боги жаждут", "Остров пингвинов" и "Восстание ангелов".
Это нечто - неверие в закрепление достигнутого Революцией (любой) и неверие в революционный путь прогресса. Не категорическое отрицание, подчеркнем, а скептическое неверие.

2009-06-23 в 20:16 

Кибальчиш
Нельзя уставать, товарищи, - отряд не закончил войну
tawi-tum
посмотрите, тут список серии "Пламенные революционеры". "Апостол Сергей" Эйдельмана хорошая книжка. И о коммунарах там есть, Лев Славин "За нашу и вашу свободу! Повесть о Ярославе Домбровском", и другие.

2009-06-24 в 12:53 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
на счет гражданина А.Франса гр-н Николай Иванович неправы-с. Не производят одинакового впечатления квазипсихологический подход Тэна и образ ВФР в "Боги жаждут"!
У Франса есть нечто другое, и то - понятное, если рассматривать в целом три вещи, "Боги жаждут", "Остров пингвинов" и "Восстание ангелов".
Это нечто - неверие в закрепление достигнутого Революцией (любой) и неверие в революционный путь прогресса. Не категорическое отрицание, подчеркнем, а скептическое неверие.

Forster2005 справедливо замечено, и сформулировано точно. )
На мой взгляд, Ник.Иванович ошибается, придавая роману Франса психологическую направленность. Не в обиду А.Франсу, психология там не особенно глубока, роман этот - социальный прежде всего. Социально-исторический.
К тому же и мировоззренческое столкновение совсем не то, что у Тэна изображено. Главная линия - это "руссоистский якобинизм" Эвариста и "вольтерьянский скептицизм" Мориса Бротто-де-Илетта. Если угодно, столкновение "революционизма" и "эволюционизма", как обозначила Оксана, - в отношении изменяемости природы человека и общества в целом.

2009-06-27 в 11:18 

Армия принципов прорвется там, где не пройдет армия солдат. Т.Пейн
Capra Milana спасибо, за книгу и за тему для рассуждений.

Мне самому непонятно, как так происходит деление на литературу "скучную"-документальную и "занимательную"-художественную. Это признак деления не по содержанию, а по форме. Но разве каждый из читателей выбирает чай по упаковке, а не по качеству напитка? Почему же тогда к интеллектуальным вещам он подходит иначе, "с точностью до наоборот"? =)
Для меня лично, скука начинается там, где применяется схема или голословное рассуждение. "Академичность" тут ни при чем. Вот Волгин, строго академичный историк, но у него же каждое слово несет информацию, и читаешь не оторвешься.

Должен признаться, я ни один роман о ВФР не прочитал от начала до конца. На месте писателей, и не брался бы за такую тему, с ней все равно им не сладить.
Лучше уж читать мемуары. Это тоже в своем роде "романы", но хотя бы написанные очевидцами. )

2009-06-27 в 17:32 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Cosmopolite ))
"Как здорово, что все мы здесь такие сегодня собрались..." (С) :))

2009-06-27 в 23:10 

Я и моя собака
Истинно мягкими могут быть только люди с твердым характером /Лабрюйер/
Если меня что отпугивает или утомляет, так это непрофессионализм. Историка или писателя, все равно. А под профессионализмом я понимаю знание предмета.
Писатель может не вдаваться в детали заседаний Комитета общественного спасения, военных планов Республики, в расхождения взглядов на аграрный вопрос, не вставлять в повествование длинные цитаты из декретов и газет, но знать он их обязан.
Знание или незнание всегда себя неизбежно обнаруживает, по многим мелким признакам, так и по всей концепции романа.

признак деления не по содержанию, а по форме. Но разве каждый из читателей выбирает чай по упаковке, а не по качеству напитка? Почему же тогда к интеллектуальным вещам он подходит иначе, "с точностью до наоборот"? =)
Cosmopolite Вы совершенно правы. Нужно строго различать жанры и задачи. Популярная книга для юношества и научная статья - это разные вещи, и требования к ним предъявляются разные. Когда историк, печальный тому пример - И.Дмитриев, стремится к фамильярному тону и занимательности, тогда - прощай, исследование.

2009-06-28 в 01:27 

Homme de La Rochelle
Все меняется, ничто не пропадает
В другой теме я задал вопрос, имею в виду и книгу гражданина Никола Кареева, и завязавшийся здесь разговор.
Ответ Eh voila:
Зато, должно быть, читающим такие сочинения не так "скучно", как при чтении "академичных" авторов; как ты думаешь
Вы, Homme de La Rochelle, меня словно хотите поймать на чем-то?..
Детям не должно быть скучно учиться: учеба должна быть интересной и радостной. Она может быть игрой, но при этом не должна превращаться в развлечение. И при том же она должна приучать к умственному труду и дисциплине. Этого сложно достичь, но к этому нужно стремиться. То, чему учат и как учат, должно соответствовать возрасту ребенка и его понятиям, не ниже и не выше.
Но есть дети рано развивишиеся, и им следует давать задания сложнее, чем другим их сверстникам, иначе им станет скучно, и у них укоренится дурное свойство рассуждать обо всем свысока и мало трудиться.
Но за порогом отрочества человек уже сам определяет, что ему нужно знать. И должен понимать со всею ясностью, что "царского пути в геометрии" не существует. Если юноша заявляет, что желает изучать историю Французской революции, но не по Олару, потому что тот-де "скучен", а по романам Дюма, что можно сказать о таком великовозрастном дитяте?..

2009-06-28 в 01:34 

В действительности все не так, как на самом деле
Ах, вы обо мне позаботились, гражданин Homme de La Rochelle? Спасибо.
Итак, а в чем же я НЕ прав??? =)

2009-06-29 в 15:38 

Мир - это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. (Теккерей)
Вы все говорите очень правильные вещи, граждане. Да! Тут не с чем спорить. И в то же самое время, люди так уж устроены, что читают охотно Апулея, а не Цицерона )). И Люсиль и Натали, еще в заметках о слэше, высказали глубокую мысль об особой ответственности беллетристов (не фирайтеров, а настоящих писателей, начиная с древних времен, когда зародился жанр исторической литературы).
Мне кажется, эту мысль проводит и Кареев, только не так ясно высказывает.
Я сама такой человек, что все воспринимаю через чувства и образы. Рассуждение и доказательства историка на меня оказывают меньше впечатления, чем образы Гюго и Франса.
Самая большая проблема заключается в том, что писатель не понимает своей миссии.
Если в 18-19 веке, можно сказать, что большинство писателей все же считали себя воспитателями юношества, просветителями народа, - это и те, про кого книга Кареева, - то в постмодернизме задача писателя стала совершенно другая. И получилось, что сильнейшее оружие воздействия - художественная литература, все больше оказывалась в руках людей, которые не способны подняться до своей общенародной или даже общечеловеческой задачи. Извините за неизящное выражение, но современный исторический роман - это как бы граната у обезьян. Что показывают примеры, такие как Радзинский.
Читателя выручает или способность хоть немного задумываться и временами обращаться к исторической научной литературе, как бы для проверки впечатлений через знания, или инстинкт, чтобы позволял отличать фальшь от правды и ложь от истины. Трудно бывает не обмануться красотами изложения, не "купиться" на доступность исторической картины. Еще более неотвратимую угрозу в этом представляют исторические фильмы.
Вот я в момент прозрения это пишу, после фильма "Шарлотта Корде". Но это только потому, что я смотрела фильм, уже достаточно зная о Марате и ВФР.. Была бы я моложе и не знакома с темой, может быть, я бы и доверяла этому фильму. (

2009-06-29 в 23:10 

Homme de La Rochelle
Все меняется, ничто не пропадает
Я заботился о поддержани дискуссии, Eh voila. И об истине, которая в этой дискуссии может обозначиться.
В твоей речи нет того, что бы я счел сейчас неверным. Но - ты сказал:
Этого сложно достичь, но к этому нужно стремиться.

Если меня что отпугивает или утомляет, так это непрофессионализм. Историка или писателя, все равно. А под профессионализмом я понимаю знание предмета.
Писатель может не вдаваться в детали заседаний Комитета общественного спасения, военных планов Республики, в расхождения взглядов на аграрный вопрос, не вставлять в повествование длинные цитаты из декретов и газет, но знать он их обязан.
Знание или незнание всегда себя неизбежно обнаруживает, по многим мелким признакам, так и по всей концепции романа.

Я вижу необходимым, гражданин Я и моя собака, добавить к Вашим словам уточнение:
знание причинно-следственных связей.
Ибо размножилась порода писателей, коих я называю мысленно "декораторами"; о них говорит англичанин Уильям Сомерсет Моэм - что вставить в произведение как можно больше подробностей, реалий делается их самоцелью. Они не скупятся на архаические названия вин и тканей, должностей и церемоний, и прочая. Однако при этом в понимании причин событий и связи между ними остаются на уровне нормандских крестьян, уверенных, что гром гремит от того, что по небу проезжает в колеснице Илия-пророк. Так, феодальные междоусобные войны начинаются в их сочинениях из-за похищенной красавицы, Галльская война - из-за амбиций Цезаря, а интервенция в Испанию - из-за самолюбия Жозефа Бонапарта, желающего непременно и себе корону. И в частной жизни их персонажи движутся лишь стремлением к богатству или любовным приключениям - подстать своим создателям, как видно, - прочим желаниям и в особенности идеям места попросту не остается.

мысль об особой ответственности беллетристов Самая большая проблема заключается в том, что писатель не понимает своей миссии... И получилось, что сильнейшее оружие воздействия - художественная литература, все больше оказывалась в руках людей, которые не способны подняться до своей общенародной или даже общечеловеческой задачи.
Это так, граждана Mezzo soprano. И потому требование внятной гражданской позиции для писателя всегда является непременным, и это не пустой звук.
Кареев, как я понимаю, издал свою книгу раньше, чем появилась на свет третья пьеса Ромена Роллана, "Робеспьер"? В сравнении с предшествующими, в ней отражен внутренний рост писателя. И я смею заявить, что с этой пьесой пока нельзя поставить рядом ни одно художественное произведение о нашей революции.

2009-06-30 в 22:37 

resoner
Не все ли равно, что я делаю. Спросите, что я думаю / Жюль Ренар
Capra Milana, благодарен Вам за книгу вдвойне, потому что и автора люблю, сего длинными цитатами и барской снисходительностью ), и тема, некоторым образом, родственная.
Я не нахожу, уважаемые коллеги, что бы я мог добавить, равнозначное по важности и точности, уже сказанному вами, а читал с большим интересом и почти все время согласно кивал.

Вы суровы к нам, гражданин Homme de La Rochelle. Может быть, так и следует.

А знаком ли Вам, м-ль tawi-tum, вот этот роман?

2009-07-01 в 06:54 

Свобода начинается с иронии
Ибо размножилась порода писателей, коих я называю мысленно "декораторами"; вставить в произведение как можно больше подробностей, реалий делается их самоцелью. Они не скупятся на архаические названия вин и тканей, должностей и церемоний, и прочая. Однако при этом в понимании причин событий и связи между ними остаются на уровне нормандских крестьян, уверенных, что гром гремит от того, что по небу проезжает в колеснице Илия-пророк. Так, феодальные междоусобные войны начинаются в их сочинениях из-за похищенной красавицы, Галльская война - из-за амбиций Цезаря, а интервенция в Испанию - из-за самолюбия Жозефа Бонапарта, желающего непременно и себе корону. И в частной жизни их персонажи движутся лишь стремлением к богатству или любовным приключениям - подстать своим создателям, как видно, - прочим желаниям и в особенности идеям места попросту не остается.
Сказано с пониманием дела, гражданин Homme de La Rochelle. ))

Вот я в момент прозрения это пишу, после фильма "Шарлотта Корде". Но это только потому, что я смотрела фильм, уже достаточно зная о Марате и ВФР.. Была бы я моложе и не знакома с темой, может быть, я бы и доверяла этому фильму. (
Mezzo soprano
"исторические фильмы" - это еще более запущенная проблема, и не только фильмы о ВФР.
А что Вас бы "подкупило" в фильме "Ш.К."?
Может, отдельную тему заведем, граждане?

URL
2009-07-03 в 17:54 

tawi-tum
Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной
Кибальчиш - спасибо. Некоторые книжки знакомые, некоторые не знаю, но названия привлекают.
resoner - это про Французскую революцию. Скопировала, но пока другое начала, "Дантон" Левандовского.

Eh voila Детям не должно быть скучно учиться: учеба должна быть интересной и радостной. Она может быть игрой, но при этом не должна превращаться в развлечение. И при том же она должна приучать к умственному труду и дисциплине. Этого сложно достичь, но к этому нужно стремиться. То, чему учат и как учат, должно соответствовать возрасту ребенка и его понятиям, не ниже и не выше.
Но за порогом отрочества человек уже сам определяет, что ему нужно знать. И должен понимать со всею ясностью, что "царского пути в геометрии" не существует. Если юноша заявляет, что желает изучать историю Французской революции, но не по Олару, потому что тот-де "скучен", а по романам Дюма, что можно сказать о таком великовозрастном дитяте?..

Приходите к нам, учителем! )))

2009-07-05 в 21:26 

В действительности все не так, как на самом деле
Спасибо, мадемуазель tawi-tum. С такими учениками, как Вы, я бы работал с великою радостью!

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная