Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
21:27 

"предметы материальной культуры", как пишут на сайте rmn

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
С Martine Gabrielle мы осуществили, доступными техническими средствами, одну идею: подготовили альбом

Нины Юрьевны Бирюковой
"Западноевропейские набивные ткани 16-18 века".


Представьте, коллеги, добротное издание "Искусства" 1973 года.
Нестандартный формат А4+, толстая полуглянцевая мелованная бумага, тонкая гарнитура шрифта, фотографии, академически скрупулезное изложение на двух язках... )
Текст (русский) - в pdf.
Следует сказать, что исследование представляет интерес и с точки зрения истории развития промышленности Италии, Франции, Германии,
и те граждане, кого картинки и моды не интересуют, могут, тем не менее, некоторую информацию из книги почерпнуть.
На перенабирание библиографии пока нет времени, поэтому - картинкой.

Иллюстрации, с очень небольшими сокращениями, разделены на два архива:
черно-белые, расположенные по тексту, и цветные, занимающие в альбоме отдельные листы.
Конечно, пришлось их уменьшить, а для удобства читателей подписи мы поместили непосредственно на каждый образец.

NB: иллюстрации не все одинаковы по качеству; это прежде всего зависело от сохранности ткани и возможностей тогдашней техники. Где сумели, откорректировали photo shop'ом.
Образчик лучшего.
Образчик худшего.

@темы: предметы материальной культуры, оригинальные произведения 18 в., новые публикации, история моды, веселые картинки, Просвещение, Европа, АРТеФАКТическое/иллюстрации, 18 век, 17 век

Комментарии
2009-03-13 в 08:20 

Свобода начинается с иронии
Красотень! Спасибо, гражданки.
Текст действительно любопытный, например, о вкладе Фридриха II в легчайшую промышленность :)

URL
2009-03-13 в 11:56 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Спасибо, гражданки Capra Milana и Martine Gabrielle. Картинки - трудоемкая работа была у вас, я представляю, но они того стоят. Интересно сопоставить с со-временной портретной живописью.

2009-03-13 в 19:17 

Старый сплетник-сказочник
«Венков потомки мимам не плетут» /Шиллер/ - Потомки переплетают все, что наплели современники (Ф.Топорищев)
Нестандартный формат А4+, толстая полуглянцевая мелованная бумага, тонкая гарнитура шрифта, фотографии, академически скрупулезное изложение на двух язках... )
Capra Milana, как Вы вкусно рассказываете!.. Да, альбомы "Искусства" замечательные были. Как поеду в командировку, в былые времена, так везу домой два-три.
Спасибо! И Martine Gabrielle спасибо!

2009-03-13 в 21:54 

tantum possumus, quantum scimus
Благодарю вас, гражданки. А рисунки настолько четки, что видно переплетение нитей.

Мне почему-то вспомнился пассаж из романа Джона Фаулза:
"Молодая дама была одета по последней моде - ведь около 1867 года подул и другой ветер: начался бунт против кринолинов и огромных шляп. Глаз наблюдателя мог бы рассмотреть в подзорную трубу пурпурно-красную юбку, почти вызывающе узкую и такую короткую, что из-под темно-зеленого пальто выглядывали ножки в белых чулках и черных ботинках, которые деликатно ступали по каменной кладке мола, а также дерзко торчавшую на подхваченной сеткой прическе плоскую круглую шляпку, украшенную пучком перьев белой цапли... Цвета одежды молодой дамы сегодня показались бы нам просто кричащими, но в те дни весь мир еще захлебывался от восторга по поводу изобретения анилиновых красителей. И в виде компенсации за предписанное ему благонравие прекрасный пол требовал от красок не скромности, а яркости и блеска."

2009-03-14 в 12:40 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Plume de paon пассаж из романа Джона Фаулза:
Цвета одежды молодой дамы сегодня показались бы нам просто кричащими, но в те дни весь мир еще захлебывался от восторга по поводу изобретения анилиновых красителей.

Так вот ведь, еще за 60-70 лет до открытия способа синтеза анилина, люди одевались в некотором смысле пестро. Красные жилеты еще куда ни шло, под черный фрак или сюртук. Но знаменитое описание Робеспьеровского голубого (или пусть даже синего) фрака с желтыми кюлотами - это прям как в цирке. Видимо, представление о том, что с чем сочетается и что подразумевает хороший вкус, вообще значительно отличалось.
И, кстати: если смотреть на портреты конца 18 в., как советует тов.И. АиФ, - там ведь преобладают ткани однотонные в одежде, и цвета довольно мягкие, приглушенные. Полоски часто встречаются, вышивка, а набивка - гораздо реже.
Вопрос на ровном месте! :)

Гражданки Л. и Мартина, спасиб большой! Очень понравился рекламный платок с рыболовными снастями и ликбезом по породам рыб :))

2009-03-14 в 15:58 

На свете нет ничего нового, но есть кое-что старое, чего мы не знаем
Martine Gabrielle
Capra Milana
Огромное спасибо!
*некоторые узоры так напоминают традиционные беларусские орнаменты, что не знаешь, случайность ли это...* :)

Plume de paon Цвета одежды молодой дамы сегодня показались бы нам просто кричащими, но в те дни весь мир еще захлебывался от восторга по поводу изобретения анилиновых красителей. И в виде компенсации за предписанное ему благонравие прекрасный пол требовал от красок не скромности, а яркости и блеска.
Да, для викторианской эпохи это типично - цветовые сочетания, которые нам кажутся резкими и "безвкусными". Изобретение красителей, ИМХО, только одна сторона дела. А второе замечание Фаулза мне всегда казалось ближе к истине.

2009-03-14 в 18:19 

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
С-Нежана некоторые узоры так напоминают традиционные беларусские орнаменты, что не знаешь, случайность ли это
Да-да, гражданка! Черно-красно-белые, и еще с цветами. Я тоже заметил. И кое-какие цветы очень похожи на... как же называется этот народный стиль? Ой, не Гжель... и не Хохлома... и не Жостово.. Ах! забыл. :(

Plume de paon Цвета одежды молодой дамы сегодня показались бы нам просто кричащими, но в те дни весь мир еще захлебывался от восторга по поводу изобретения анилиновых красителей. И в виде компенсации за предписанное ему благонравие прекрасный пол требовал от красок не скромности, а яркости и блеска.
Forster2005 Так вот ведь, еще за 60-70 лет до открытия способа синтеза анилина, люди одевались в некотором смысле пестро. Красные жилеты еще куда ни шло, под черный фрак или сюртук. Но знаменитое описание Робеспьеровского голубого (или пусть даже синего) фрака с желтыми кюлотами - это прям как в цирке. Видимо, представление о том, что с чем сочетается и что подразумевает хороший вкус, вообще значительно отличалось. И, кстати: если смотреть на портреты конца 18 в., как советует тов.И. АиФ, - там ведь преобладают ткани однотонные в одежде, и цвета довольно мягкие, приглушенные. Полоски часто встречаются, вышивка, а набивка - гораздо реже.
Вопрос на ровном месте! :)


И ведь в самом деле вопрос! Например, у русского писателя Никола Гоголя, в одном произведении есть два таких пассажа:
"- Какой веселенький ситец! - воскликнула во всех отношениях приятная дама, глядя на платье просто приятной дамы.
- Да, очень веселенький. Прасковья Федоровна, однако же, находит, что лучше, если бы клеточки были помельче, и чтобы не коричневые были крапинки, а голубые. Сестре ее прислали материйку: это такое очарованье, которого просто нельзя выразить словами; вообразите себе: полосочки узенькие-узенькие, какие только может представить воображение человеческое, фон голубой и через полоску всь глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки... Словом, бесподобно! Можно сказать решительно, что ничего еще не было подобного на свете.
- Милая, это пестро.
- Ах, нет, не пестро.
- Ах, пестро!.."

"...В нарядах их вкусу было пропасть: муслины, атласы, кисеи были таких бледных модных цветов, каким даже и названья нельзя было прибрать (до такой степени дошла тонкость вкуса)..."

Это 1830-е годы. Если обратить внимание, что мода циклична, то за эти 60-70 лет пестрота и бледные "утонченные" оттенки не один раз сменили одно другое.

2009-03-14 в 22:55 

«Moi aujourd’hui et moi tantôt, sommes bien deux»
Благодарю, прекрасные синьоры Capra Milana и Martine Gabrielle! Равно ценно как источник фантазий и весьма редких знаний.

Plume de paon Eh voila С-Нежана Forster2005
Краски, если говорить о картинах, имеют свойство тускнеть со временем... Но, впрочем, французская мода действительно отличалась утонченными оттенками, а дамы в российской провинции, коих язвительно высмеивает синьор Гоголь, старались подражать Парижу, не более не менее.
В Италии, напротив, любили и любят яркие краски.
Что же до Альбиона - им, видно, пестрота нужна, чтобы не потеряться в тумане. ;-)

2009-03-15 в 09:54 

Свобода начинается с иронии
Capra Milana и Martine Gabrielle, много спасибов из костюмного сообщества ЖЖ! Барышни, кто этим серьезно увлекается, оценили по достоинству.

URL
2009-03-15 в 11:32 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Граждане коллеги, я разжилась модными картинками 1789-1799 годов, именно со-временными, по рисункам Сент-Обена.Так что к разговору о модной или не модной пестроте мы вернемся. С фактами в руках. :)

2009-03-15 в 17:17 

Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Можете смеяться, я в этом мало что понимаю. ИМХО, надо еще смотреть, кто был главный потребитель этих тканей, ярких-пестрых или однотонных утонченного оттенка. Исходя из того что и техника набивания была дорогая, и краски, то это себе не могли позволить небогатые люди.

2009-03-16 в 20:47 

Свобода начинается с иронии
Без диплома
Да кто смеется?! Это важно, как это называется, "социальный профиль потребителя" ;)

URL
2009-03-16 в 20:58 

...чужой среди своих
Из "Милого друга" Мопассана, описание гостиной в "порядочном доме" Форестье:
Стены были обтянуты старинной бледно-лиловой материей, усеянной желтыми шелковыми цветочками величиною с муху. На дверях висели портьеры из серо-голубого солдатского сукна, на котором красным шелком были вышиты гвоздики. Расставленная как попало мебель разной формы и величины - шезлонги, огромные и совсем крошечные кресла, табуреты, пуфы - частью - была обита шелковой материей в стиле Людовика XVI, частью - прекрасным утрехтским бархатом с гранатовыми разводами по желтоватому полю.
В глазах рябит? ))

2009-03-16 в 21:05 

Belle Garde
Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте
Какая прелесть! Спасибо, за альбом, за комменты, - это я люблю!
Надо подумать, а какое у меня сложилось впечатление от портретов. И описаний в лит-ре.

2009-03-27 в 23:55 

Старый сплетник-сказочник
«Венков потомки мимам не плетут» /Шиллер/ - Потомки переплетают все, что наплели современники (Ф.Топорищев)
...В эту минуту прошли к колодцу мимо нас две дамы: одна пожилая, другая молоденькая, стрйоная. Их лиц за шляпками я не разглядел, но они одеты были по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего. На второй было закрытое платье gris de perles (серо-жемчужного цвета), легкая шелковая косынка вилась вокруг ее гибкой шеи. Ботинки couleur puce (красновато-бурого цвета) стягивали у щиколотки ее сухощавую ножку так мило, что даже не посвященный в таинства красоты непременно бы ахнул, хотя от удивления.
А это М.Лермонтов, граждане. 30-е годы 19 века. То есть, те же времена, когда и губернские модницы соперничают в бледности оттенков платьев!

2009-04-05 в 18:37 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Возвращаюсь к разговору – могу себе позволить, ибо Марка Блока 350 страниц отсканировала :).
Предупреждения:
1) по возможности без обобщений, поскольку
2) попыток детальной систематизации «модных тенденций» я не предпринимала и не берусь,
3) ограничиваюсь Францией, от эпохи Луи XV до 1870 годов, с преобладанием первой половины 19 века,
4) привожу только картинки из специализированных изданий, причем как со-временных изображаемому времени, так и более поздних; следовательно, это именно мода, но не отражение действительности,
5) рассматриваю только два аспекта – применение набивных тканей и цветовые сочетания, причем о сочетаниях рассуждаю только из собственных пристрастий и антипатий.
Картинки открываются в «полный рост» по клику; крупные, от 100 до 250 кб каждая, трафик контролируйте

2009-04-05 в 18:37 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
окончание предыдущего

1867 год. И белый с фиолетовым, и коричневый с синим кажутся неудачными сочетаниями.

1868 год. Набивная ткань (модель слева): серо-синие трилистники по желтому фону. Сочетание не самое лучшее, но смягченное, т.к. цвета не чистые. Ленты подобраны в цвет набивного узора, целое – завершенно.

1870 год. Использован прием, как выше (платье у модели в центре). Набивная ткань и на платье у модели справа.

***
Итак:
1) говорить об однозначном преобладании набивной или однотонно окрашенной ткани, хотя бы в период 1840-1870-х годов, нет оснований,
2) выбор цветовых сочетаний, видимо, движется в сторону общей гаммы наряда, что и будет «узаконено» к 1880-м годам как проявление «хорошего вкуса».

2009-04-05 в 19:28 

marianne68
Ceux qui font les révolutions à moitié ne font que se creuser un tombeau
Capra Milana как Вы определяете, где какой год? ИМХО, они все почти одинаковые :))

Мне на первый взгляд показалось, что бледные однотонные ткани чаще встречаются. А сочетания, некоторые как "светофор" или "кислуха". А есть вполне себе, даже и надеть не стыдно.

2009-04-05 в 19:32 

Belle Garde
Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте
Capra Milana вау! спасибо!!! Просто супер-коллекция. Пойду рассматривать.
В общем, мне тоже всегда казалось, что в Европе к началу 20 века сформировалось правило хорошего вкуса как единый тон одежды и аксессуаров, и сочетания близких родственных цветов по принципу "светлый-темный" (голубой-синий, например).
А на счет анилиновых красителей, по этим картинкам, так и получается. Буйство красок ;)

2009-04-05 в 21:03 

Старый сплетник-сказочник
«Венков потомки мимам не плетут» /Шиллер/ - Потомки переплетают все, что наплели современники (Ф.Топорищев)
Capra Milana спасибо! Это большой материал для сравнения.

2009-04-06 в 07:20 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
marianne68 как Вы определяете, где какой год?
С точностью до года я и не определю. Десятилетие - да, пожалуй, но только применительно к моде европейской.
А в данном случае фокус прост - я взяла даты из журналов, откуда дровишки картинки.

2009-04-06 в 14:03 

Истине самой по себе свойственна неотразимая притягательность... но одним лишь дуракам даровали боги умение говорить правду, никого не оскорбляя
Capra Milana спасибо. А из каких журналов иллюстрации?

Ткани в широкую клетку - по-моему, это не набивные, а использование разноокрашенных нитей в тканье полотна. Хотя надо уточнить, когда появилась эта технология.

2009-04-06 в 14:04 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Martine Gabrielle из каких журналов иллюстрации?
Magasin des demoiselles
Journal des demoiselles
Musee des familles (modes vraies)
Le Joyex domestique
Le Moniteur des dames et des demoiselles
L’illustrateur des dames
Le Bon Ton

Ткани в широкую клетку - по-моему, это не набивные, а использование разноокрашенных нитей в тканье полотна. Хотя надо уточнить, когда появилась эта технология.
Может быть! Действительно, это уточнить стоит.

2009-04-06 в 16:25 

Без диплома
Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Capra Milana интересные картинки.
Но лица у этих барышень какие-то бессмысленные.
С таким интеллектом как раз и надевают розовый с зеленым. =)

2009-04-06 в 17:45 

Истине самой по себе свойственна неотразимая притягательность... но одним лишь дуракам даровали боги умение говорить правду, никого не оскорбляя
Capra Milana
Вспомнила ) Это называется "ткацкий рисунок".
Здесь довольно подробное пособие, кому будет интересно.
Рисунки, выполненные путем сочетания цветных нитей и переплетения, можно разделить на три основные группы: 1) полосы; 2) клетки; 3) мелкоузорные. Рисунок вертикальной полосы в направлении основы получается выделением основных нитей разным цветом, уток в таких тканях одноцветный. Рисунок горизонтальной полосы в направлении утка создается разноцветным утком и одно¬цветной основой. Рисунок клетки различных ритмов получается выделением более ярких основных и уточных нитей.
Технологии описаны подробно, к сожалению, не сказано, с какого времени они стали использоваться в коммерческих масштабах.

2009-04-06 в 17:47 

Истине самой по себе свойственна неотразимая притягательность... но одним лишь дуракам даровали боги умение говорить правду, никого не оскорбляя
Без диплома лица у этих барышень какие-то бессмысленные.
С таким интеллектом как раз и надевают розовый с зеленым.

А как же Вы думали. Внимание должны привлекать наряды, а не барышни. )

2009-04-06 в 20:15 

На свете нет ничего нового, но есть кое-что старое, чего мы не знаем
Capra Milana
Martine Gabrielle
СПАСИБО! Очень интересно. Буду показывать в классе картинки, когда меня очередной раз спросят, как выглядели Вера, или княжна Мери, или еще кто-нибудь из героинь классических произведений. ))

Без диплома
Это ведь не живые "манекенщицы", а условные, "идеальные", по своему времени, "модели". И сюжеты в этих иллюстрациях повторяются одни и те же, и лица. Что и доказывает, что мода всегда была безлика. Кто-то из современных кутюрье откровенно признавался, что ему не нужны модели, в которых есть хотя бы намек на индивидуальность, иначе зрители будут смотреть на человека, а не на платье.

2009-04-06 в 20:18 

Синяя блуза
А интересно!
А на кого были рассчитаны эти журнальчики? на какую среду?

Пестрятина, конечно, встречается. Но в общем скорее бледных цветов больше. Или картинки выцвели от старости? )

2009-04-09 в 21:02 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Martine Gabrielle "ткацкий рисунок"
Наверняка Вы правы. За ссылку спасибо. Люблю специализированные словари. )

Синяя блуза А на кого были рассчитаны эти журнальчики? на какую среду? Пестрятина, конечно, встречается. Но в общем скорее бледных цветов больше. Или картинки выцвели от старости? )
Выцвели. Я их пыталась вернуть к изначальной яркости, но - не знаю, какой она была. =)
Рассчитаны журнальчики были на богатых и очень богатых. Насколько я себе представляю состояние закройно-швейных "технологий", воспроизвести эти модели могли только квалифицированные портные. Хотя... Может быть, совсем не так. Утверждают ведь, что парижанки умели творить "неземной красоты наряды" из простого куска ткани, "на живую нитку".

С-Нежана что мода всегда была безлика. Кто-то из современных кутюрье откровенно признавался, что ему не нужны модели, в которых есть хотя бы намек на индивидуальность, иначе зрители будут смотреть на человека, а не на платье.
Без диплома С таким интеллектом как раз и надевают розовый с зеленым. =)
Видите ли, граждане... Мы уже привыкли к относительной личной свободе, а в вопросе, что надеть, руководствуемся предписаниями моды в самую последнюю очередь. А 19-й век - время жесточайшей регламентации частной жизни, посредством обычаев, традиций, ну, и моды тоже. Возможно, со зрением и с умом у дам был порядок, но отступить от моды - это уже почти "бросить вызов обществу". И приходится цеплять розовые цветы на зеленые шляпки. :)
И, наконец, всякая реклама - в этом ее суть - проводник социального заказа, иногда называемого "идеалом". При всей кажущейся невыразительности и безликости рисованные "манекенщицы", тем не менее, воплощают определенный заказ-"идеал". И организация мини-сюжета, в котором происходит показ платья, тоже работает на это.

2009-04-11 в 10:16 

Свобода начинается с иронии
А 19-й век - время жесточайшей регламентации частной жизни, посредством обычаев, традиций, ну, и моды тоже. Возможно, со зрением и с умом у дам был порядок, но отступить от моды - это уже почти "бросить вызов обществу".
И, наконец, всякая реклама - в этом ее суть - проводник социального заказа, иногда называемого "идеалом". При всей кажущейся невыразительности и безликости рисованные "манекенщицы", тем не менее, воплощают определенный заказ-"идеал". И организация мини-сюжета, в котором происходит показ платья, тоже работает на это.

Ты гений, Capra Milana! у меня бы не хватило ума сделать из модных журнальчиков социологически выводы. )

URL
2009-04-11 в 20:20 

Belle Garde
Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте
Capra Milana - спасибо, картинки супер!
И выводы тоже. )))

2009-04-14 в 10:43 

Все меняется, ничто не пропадает
Всегда приходит на ум простой и избитый вопрос: никому не приходит в голову Природу обвинить в пестроте и диссонансных сочетаниях розового или красного с зеленым, синего с оранжевым... )
Почему?
Может, потому, что в природе всё естественно?..
Люди естественными быть уже не могут и никогда не станут. И так будут себя уродовать, особенно женщины, то корсетами и кринолинами, то обувью на такой подошве, что позавидует гусеничный трактор.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная