18:04 

"Опасные связи": рококо и ар-нуво

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Поелику завтра день св.Валентина, решили и мы отметиться. А чем? - чем-нибудь не очень серьезным, слегка фривольным, но непременно красивым... И вспомнили! Кто-то уже видел эту подборку у нас в Кафе или в сообществе, посвященном искусству, но хорошую вещичку повторить к празднику не грех.

Две эпохи, которые разделяют без малого полтора века.
Но артистический мир начала 20-го века, по-видимому, ощущал свое родство с эпохой рококо. С ее декоративностью и показной праздностью, с ее изяществом и жеманством, утонченным эротизмом, с той самой "невыносимой легкостью бытия", которая знакома нашим (ну да, нашим – 20-й век!) старшим современникам...


Жорж Барбье (10 октября 1882, Нант, - 1932, Париж) – знаменитый художник, рисовальщик-модельер и иллюстратор. Ученик Жан-Поля Лорана, он окончил Высшую национальную школу изящных искусств в Париже. Первая его выставка состоялась в Салоне юмористов в 1910 году, где он фигурировал под псведонимом Эдуард Вильям.
Сотрудничал в сатирических газетах («Le Rire», «La Baïonnette») и в более серьезных («La Gazette», «Modes et manières d'aujourd'hui», «Les Feuillets d'art», «Fémina», «Vogue», «Comœdia illustré», «le Jardin des dames et des modes»), причем готовил не только иллюстрации к разделам о моде, но и тексты.
На его счету также оригинальные экслибрисы, оформление мюзик-холлов, театров и синематографов, костюмы для Вацлава Нижинского и Рудольфо Валентино.
Среди иллюстрированных им книг – издания Бодлера, Теофиля Готье, Мюссе, Верлена, Луве де Кувре.

И «Опасные связи» Шодерло де Лакло.


Литографии 1929 года. Кликабельны, их можно просматривать и копировать в полный размер

Хронобиография Шодерло де Лакло в нашей библиотеке.

А к теме рококо и ар-нуво вам, граждане коллеги, вопрос:
кого из модернистов - литераторов, художников, - явно претендующих на родство с 18 веком,
вы вспоминаете в первую очередь?

@темы: литературная республика, история искусств, Франция, АРТеФАКТическое/иллюстрации, 20 век, Шодерло де Лакло, Просвещение, 18 век, веселые картинки, они и мы, персона

Комментарии
2009-02-13 в 19:01 

...чужой среди своих
артистический мир начала 20-го века, по-видимому, ощущал свое родство с эпохой рококо. С ее декоративностью и показной праздностью, с ее изяществом и жеманством, утонченным эротизмом, с той самой "невыносимой легкостью бытия"...
Bien dit!
Мне вспоминается сразу Константин Сомов, его "дель-артический" маскарад на полотнах и в жизни.
И, конечно, "дух мелочей прелестных и воздушных" в стихах Кузмина

2009-02-13 в 19:56 

tantum possumus, quantum scimus
Forster2005
Свой среди чужих... Константин Сомов, его "дель-артический" маскарад на полотнах и в жизни.
И, конечно, "дух мелочей прелестных и воздушных" в стихах Кузмина

Мне кажется, ответ подразумевается сам собой...

Маркиз гуляет с другом в цветнике

2009-02-13 в 20:22 

В действительности все не так, как на самом деле
Plume de paon - почему же "подразумевается сам собой"???
То есть... я хочу сказать... любое имя "серебряного века", "мира искусства" так или иначе связаны с fêtes galantes рококо.
Но и Бердслей, и Артур Шницлер, и... Ах!
"Быть... играть... Вы знаете разницу, шевалье?
Я - нет. И что я здесь нахожу столь близким мне,
так это то, что все видимые различия, так сказать,
оказываются сняты."

2009-02-13 в 20:29 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Eh voila Но и Бердслей, и Артур Шницлер, и... Ах!
Не спрашиваю, что такое "ах!", но Бердслея один рисунок добавлю (не сменить ли нам заставку "Века Просвещения"? :) )

2009-02-13 в 20:41 

На свете нет ничего нового, но есть кое-что старое, чего мы не знаем
И я тоже только и могу сказать "ах!" - потому что иллюстрации прелестные. Именно прелестные, это самое точное слово. По выражению И.Гурвича, "изящная безликость, искусная шаблонность". Спасибо!

Eh voila любое имя "серебряного века",
Сергей Ауслендер написал цикл стилизованных новелл, "под" итальянские фаблио и повести заката 18 века. Часто о них упоминают, но никто в глаза не видел. Наверное, потому, что издавались они единственный раз до Революции. А интересно бы прочитать.

2009-02-13 в 20:57 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
С-Нежана Сергей Ауслендер написал цикл стилизованных новелл, "под" повести заката 18 века. А интересно бы прочитать.
Очень интересно, мне - как раз с точки зрения стилизации.
Сборник называется "Золотые яблоки", год издания 1908 (Москва: "Гриф"; других изданий не знаю). Кто поймает эту птицу... :)

2009-02-13 в 21:18 

«Moi aujourd’hui et moi tantôt, sommes bien deux»
Рассматриваю эти иллюстрации в другой раз, но с какими-то новыми чувствами...

Константин Сомов
Отчего же только Сомов, милый Сомов, синьор Свой среди чужих...?
Как мне кажется, Бенуа был более добросовестным и последовательным стилизатором рококо, потому что относился к этому вполне серьезно, тогда как Сомов явно и неявно иронизировал по сему поводу.

"изящная безликость, искусная шаблонность".
Хорошее выражение, синьорина С-Нежана. Откуда это?

Синьорино Eh voila, Быть... играть... Вы знаете разницу, шевалье?
Я - нет.
- звучит красиво, но если вдуматься? Если человек хотя бы подозревает о том, что разница существует, значит, он уже различает игру и не-игру.

Ах, синьор Plume de paon!.. =) Это я к цитируемому стихотворению.

Marty Larny Бердслея один рисунок добавлю (не сменить ли нам заставку "Века Просвещения"? )
Публика не поймет.

"Золотые яблоки". Кто поймает эту птицу...
Посмотрим, синьора Capra Milana, что тут можно сделать, но только не обнадеживаю заранее )

2009-02-13 в 21:40 

Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Forster2005 кого из модернистов - литераторов, художников, - явно претендующих на родство с 18 веком, вы вспоминаете в первую очередь?
А я вспомнил совсем другое. Альфонса Муху, например.

Интересные картинки, но очень жесткие. Не знаю, какой технический прием этого достигает, но впечатление холода и отстраненности. Даже сильней, чем от самого романа.
Спасибо и за ссылку, хронобиографию еще не видал.

2009-02-13 в 21:57 

«Венков потомки мимам не плетут» /Шиллер/ - Потомки переплетают все, что наплели современники (Ф.Топорищев)
Спасибо, дорогие Forster2005 ! Не знал, что есть такие иллюстрации и этот художник.

Без диплома Интересные картинки, но очень жесткие. Не знаю, какой технический прием этого достигает, но впечатление холода и отстраненности. Даже сильней, чем от самого романа.
А я думаю, на это и рассчитан эффект. Как у Лакло. Чехов правильно говорил, что, чем глубже скрыты взгляды автора, тем лучше для произведения. Когда автор откровенно сочувствует или осуждает, произведение резко теряет глубину. Да... хотя удержаться от своих эмоций трудно. )

Capra Milana "Золотые яблоки"
Редкий сборник. Удивляет то, что при переизданиях писателей Серебряного века Аусоендера никуда не включали. :(

изящная безликость, искусная шаблонность". С-Нежана да-да! Это большое искусство мелких форм, создать по шаблону, чтобы оно было узнаваемо, но не надоедало.

2009-02-13 в 22:03 

Чем больше артист, тем больше пауза!
Без диплома А я вспомнил совсем другое. Альфонса Муху, например.
Хм... тут бы я родства с рококо не усмотрел. В чем Вы его находите?

Старый сплетник-сказочник Чехов правильно говорил, что, чем глубже скрыты взгляды автора, тем лучше для произведения. Когда автор откровенно сочувствует или осуждает, произведение резко теряет глубину.
А если автор переусердствует с отстраненностью - его произведение не затронет и чувств читателя.

Marty Larny Бердслея один рисунок добавлю (не сменить ли нам заставку "Века Просвещения"?
Несколько вызывающе и провокационно, гражданин. Однако где-нибудь использовать возможно.

2009-02-13 в 22:09 

tantum possumus, quantum scimus
L del Kiante Бенуа был более добросовестным и последовательным стилизатором рококо, потому что относился к этому вполне серьезно, тогда как Сомов явно и неявно иронизировал по сему поводу.
Наверное, кое в чем Вы правы, но я бы различие определил так:
Бенуа - подражал другой эпохе, Сомов же ее отражал.

2009-02-13 в 22:16 

В действительности все не так, как на самом деле
L del Kiante Быть... играть... Вы знаете разницу, шевалье?
Я - нет. - звучит красиво, но если вдуматься? Если человек хотя бы подозревает о том, что разница существует, значит, он уже различает игру и не-игру.

Я и хотел заметить что-то в этом роде:
Plume de paon Бенуа - подражал другой эпохе, Сомов же ее отражал.
Рококо - это зеркальная галерея Версаля.
А эпоха модерна (ну, не вся, а то, что мы имеем в виду "по умолчанию") - это зеркало зеркальной галереи. Как в стихах у Блока:
в дальнем покое - еще покой...
Может быть, человек для того и множит бесконечно свои сущности, чтобы не остаться лицом к лицу с одной... а вдруг ее вовсе нет?!
Но при этом свое бытие он ощущает, по крайней мере через боль.

2009-02-13 в 22:25 

...чужой среди своих
L del Kiante Отчего же только Сомов?
Как мне кажется, Бенуа был более добросовестным и последовательным стилизатором рококо, потому что относился к этому вполне серьезно, тогда как Сомов явно и неявно иронизировал по сему поводу.

Разве я сказал "только"? Я говорил - "сразу" вспоминается. :)
Ирония, направленная на тот предмет, который одновременно нравится и вызывает умиление, - это симптом эпохи. Но это еще и личностное качество, Бенуа, видимо, в меньшей степени свойственное.


Eh voila "Быть... играть... Вы знаете разницу, шевалье?
Я - нет. И что я здесь нахожу столь близким мне,
так это то, что все видимые различия, так сказать,
оказываются сняты."

А вот глобальный вопрос, "по Хейзинге": когда Игра более Игра - когда играющий не отдает себе отчета, что он играет, или наоборот?.. Или, иначе: когда он искренне отождествляет игру и бытие или когда способен их разделить. Хотя бы в теории...

2009-02-13 в 22:38 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Свой среди чужих... когда Игра более Игра - когда играющий не отдает себе отчета, что он играет, или наоборот?.. Или, иначе: когда он искренне отождествляет игру и бытие или когда способен их разделить. Хотя бы в теории...
Вопрос! :) Насколько я помню, Хейзинга замечает, что Игра должна быть серьезной, чтобы сохранять свой изначальный характер и выполнять свои культурно-социо-психологические и проч. функции, и одновременно должна быть частично отрефлектирована. Иначе исчезает личная причастность к игре, включенность в нее... Впрочем, поищу я лучше на досуге точные цитаты.

А на сегодняшний ужин еще чуть-чуть Жоржа Барбье.

2009-02-13 в 22:39 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
"Дель арте" так "дель арте" )

2009-02-13 в 22:40 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
А это означает buona notte...

2009-02-13 в 22:53 

«Moi aujourd’hui et moi tantôt, sommes bien deux»
Buone notte, signora Capra Milana ! Ringrazie!..

Свой среди чужих... Разве я сказал "только"? Я говорил - "сразу" вспоминается. - Но если бы я не ошибся, разговор мог бы и не принять нужное направление. )
Ирония, направленная на тот предмет, который одновременно нравится и вызывает умиление, - это симптом эпохи. Но это еще и личностное качество, Бенуа, видимо, в меньшей степени свойственное. - Можно и это предположить. По воспоминаниям Бенуа судя; и это было не единственное их расхождение. ;)

когда Игра более Игра - когда играющий не отдает себе отчета, что он играет, или наоборот?.. Или, иначе: когда он искренне отождествляет игру и бытие или когда способен их разделить. Хотя бы в теории...
Надо обдумать. Но ответ все равно будет и да, и нет. Что-то в этом духе.
Plume de paon Бенуа - подражал другой эпохе, Сомов же ее отражал.
Тогда, может быть, изображал? (Бенуа)

Eh voila Может быть, человек для того и множит бесконечно свои сущности, чтобы не остаться лицом к лицу с одной... а вдруг ее вовсе нет?!
Синдром Джулии Ламберт... :)
Нет, дорогой мой синьорино, откровенно говоря, я даже убежден, что большинство актеров - нормальные и обычные люди. А вот почему в некоторые эпохи усиливается страх перед зеркалами и одновременно власть зеркал... Наверное, существует маятник между эпохами экстравертивными и интравертивными.

2009-02-13 в 22:55 

Чем больше артист, тем больше пауза!
Capra Milana , спасибо.
Ну-с, теперь придется мне разыскивать альбомы Барбье, иначе я не успокоюсь. )

2009-02-14 в 12:10 

Belle Garde
Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте
Какая прелесть!!! Спасибо, так меня с днем Влюбленных еще никто не поздравлял :)
Не знала про Барбье, а художник мой на 100%!
Директор театра[/L] - мы с Вами совпадаем. :)

Без диплома но очень жесткие. Не знаю, какой технический прием этого достигает, но впечатление холода и отстраненности. Даже сильней, чем от самого романа.
Это же графика, а не живопись. Усиленный контур всегда делает рисунок жестким, зато выразительным. Не знаю на счет холодности, мне так не показалось.

L del Kiante А вот почему в некоторые эпохи усиливается страх перед зеркалами и одновременно власть зеркал... Наверное, существует маятник между эпохами экстравертивными и интравертивными.
А помните у Брюсова рассказ о зеркале, как женщина меняется местами со своим отображением? Вроде бы, никаких ужастиков, но настолько страшно! )

2009-02-14 в 20:06 

Мир - это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. (Теккерей)
Eh voila Может быть, человек для того и множит бесконечно свои сущности, чтобы не остаться лицом к лицу с одной... а вдруг ее вовсе нет?!
Интересная мысль! но, это не единственный возможный случай. Когда Стендаль говорил, всего охотней я бы носил маску и менял имена, он же не от пустоты и отсутствия своего «Я»?

Plume de paon Бенуа - подражал другой эпохе, Сомов же ее отражал.
А я бы не так сказала. Бенуа рисовал антуражи. А вот Сомов старался внутренне подражать эпохе, как будто в ней пожить.

Спасибо за находку, теперь у меня новая мания - арт-нуво :)
Вот тоже Жорж Барбье:


Belle Garde у Брюсова рассказ о зеркале, как женщина меняется местами со своим отображением? Вроде бы, никаких ужастиков, но настолько страшно!
А фильм по этому рассказу помните, А.Харитоньева?

2009-02-14 в 20:14 

Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Belle Garde Это же графика, а не живопись. Усиленный контур всегда делает рисунок жестким, зато выразительным. Не знаю на счет холодности, мне так не показалось.
Это я знаю. про графику. ) Но здесь дело явно не в этом, просто когда нарушается равновесие между красотой и смыслом, красота становится просто красивостью и сильней отталкивает, чем привлекает.
Роман Лакло по форме совершенный, но мало что дает для души.

Старый сплетник-сказочник А я думаю, на это и рассчитан эффект. Как у Лакло. Чехов правильно говорил, что, чем глубже скрыты взгляды автора, тем лучше для произведения. Когда автор откровенно сочувствует или осуждает, произведение резко теряет глубину. Да... хотя удержаться от своих эмоций трудно. )
Я больше согласен с
Директор театра А если автор переусердствует с отстраненностью - его произведение не затронет и чувств читателя.

Capra Milana А это означает buona notte...
Это покажется Вам дурацким, но я подумал при виде этой картинки: "Ищу человека" =)

2009-02-14 в 20:18 

Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Mezzo soprano Может быть, человек для того и множит бесконечно свои сущности, чтобы не остаться лицом к лицу с одной... а вдруг ее вовсе нет?!
Интересная мысль! но, это не единственный возможный случай. Когда Стендаль говорил, всего охотней я бы носил маску и менял имена, он же не от пустоты и отсутствия своего «Я»?

В жизни есть такие люди, похожие на луковицу или на розу - ворох лепестков, а до сути добраться нельзя, потому что ее нет. Они вызывают какое-то инстинктивное недоверие. Хотя, с другой же стороны, может, их существо просто и есть эти бесконечные слои.
Когда так рассуждает художник, как Стендаль, - это что-то другое, а не отсутствие "Я".

2009-02-14 в 20:48 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Без диплома buona notte...
Это покажется Вам дурацким, но я подумал при виде этой картинки: "Ищу человека" =)

"Дурацким" мне это вовсе не показалось, напротив - в контексте нашего разговора - это логично: маски ("размноженные зеркалами сущности") в отчаянии ищут Человека, как единственную более-менее прочную основу под ворохом лепестком, конфетти, слов, образов и так далее.

2009-02-14 в 20:50 

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
А ведь это интересно, что именно русский "серебряный век" примерял фижмы и маски рококо... и тоже накануне Революции.

Знаете, что я подумал?
Наверное, весь мир, или, во всяком случае, Европа, стояла перед невидимой, но ощутимой чертой. В ожидании Революции.
И она произошла, потому что она была неотвратима. Революция научная, философская, техническая, сексуальная, революция стилей и жанров... И Революция Октябрьская - это было одно из проявлений общей Революции. Может, самое яркое и непосредственно ощутимое из проявлений...

2009-02-15 в 01:54 

Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Eh voila Наверное, весь мир, или, во всяком случае, Европа, стояла перед невидимой, но ощутимой чертой. В ожидании Революции.
И она произошла, потому что она была неотвратима.

Пусть это как угодно противоречит разным концепциям истории, но когда начнешь сравнивать, к такому выводу и придешь. Книга называется "Осень средневековья", у Хейзинга. Но также можно было сказать "осень Старого порядка" или "осень Российской империи". И что типично, не кто-то там со стороны называл эти эпохи упадком и тленом, а сами себя они так ощущали. И сравнивали с красотой чахоточного, с осенью, и т.д.
Отсюда и внутренняя холодность, про что я выше говорил. Отсюда и невозможность чему-то принадлежать по-настоящему и до конца. Ни человеку, ни идее какой-то.
Просто, наверное, я слишком люблю жизнь, осмысленную, наполненную, а тленом восхищаться не могу и не собираюсь.

Mezzo soprano между прочим, этот рисунок, с двумя женщинами, из всех рисунков Барбье, которые тут показали, самый живой. В нем хоть какое-то чувство есть.


Редакторам: я не в порядке критики рисунков :) Но, в отрыве от смысла, не умею ничего рассматривать.

2009-02-16 в 17:05 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Без диплома Но, в отрыве от смысла, не умею ничего рассматривать.
Проблема из разряда вечных - существует ли форма (например, именуемая неопределенно красота") "сама по себе, в отрыве от смысла". Иногда приходится признать, что существует. :)

Просто, наверное, я слишком люблю жизнь, осмысленную, наполненную, а тленом восхищаться не могу и не собираюсь.
Что касается любви к жизни, разделяю Вашу точку зрения, только с одной оговоркой: у жизни очень много проявлений, она может даже казаться собственной противоположностью.
И "тлен" ли все эти осени - критерий различия между жизнью и не-жизнью в чем?

2009-02-16 в 19:25 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Без диплома Отсюда и внутренняя холодность, про что я выше говорил. Отсюда и невозможность чему-то принадлежать по-настоящему и до конца. Ни человеку, ни идее какой-то.
Как мне кажется, самая большая проблема в том, что мы практически ни-че-го не воспринимаем вне какого-то уже существующего контекста и вольно или невольно всегда восприятие чего-либо (рисунка, текста, музыки) встраивается в сложившиеся у нас, у каждого индивидуально, представления. Нет "чистого" восприятия, следовательно, нет и формы вне смысла.
В то же время, мы никогда не можем в точности воспроизвести восприятие тех же объектов искусства ни самим художником, ни его современниками.
Так и получается, что то, что для нас стало "осенью" и "тленом", до такой степени, как нечто само собой разумеющееся, совсем не обязательно было осенью для самой этой "осени".

И еще. В психологии индивидуальной и социальной много вывертов и парадоксов. Собственно, Ницше, Ж.Делюмо на том и держались. Человек, социальная группа или общество, действительно ощущающие себя "на краю бездны", чувствующие собственный распад, не будут им упиваться и возводить его в эстетический культ. То есть, все эти "последние времена", и позерство романтизма, и декаданс - на почве сытости и внутренней самоуверенности и даже самодовольства. А вот Ренессанс - напротив; Ренессанс именно потому старается выглядеть бодрым, здоровым и твердо стоящим на ногах, ибо изнутри его терзает страх.

2009-02-18 в 15:27 

Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Capra Milana Собственно, Ницше, Ж.Делюмо на том и держались. Человек, социальная группа или общество, действительно ощущающие себя "на краю бездны", чувствующие собственный распад, не будут им упиваться и возводить его в эстетический культ. То есть, все эти "последние времена", и позерство романтизма, и декаданс - на почве сытости и внутренней самоуверенности и даже самодовольства. А вот Ренессанс - напротив; Ренессанс именно потому старается выглядеть бодрым, здоровым и твердо стоящим на ногах, ибо изнутри его терзает страх.
А кто это Делюмо?

Я долго обдумывал и не все понял, но мысль очень интересная.
Но, все-таки, бытие определяет сознание. И человек "сытый", во всяких смыслах, собой довольный и уверенный должен весь мир чувствовать уверенным и стабильным. Или я слишком прямолинейно рассуждаю? )

2009-02-18 в 20:31 

Capra Milana самая большая проблема в том, что мы практически ни-че-го не воспринимаем вне какого-то уже существующего контекста и вольно или невольно всегда восприятие чего-либо (рисунка, текста, музыки) встраивается в сложившиеся у нас, у каждого индивидуально, представления. Нет "чистого" восприятия, следовательно, нет и формы вне смысла.
Это правда. Чистая правда!

все эти "последние времена", и позерство романтизма, и декаданс - на почве сытости и внутренней самоуверенности и даже самодовольства. А вот Ренессанс - напротив; Ренессанс именно потому старается выглядеть бодрым, здоровым и твердо стоящим на ногах, ибо изнутри его терзает страх.
ладно. Пусть. :) Тогда возьмем пример с первой мировой войной - они и были, и чувствовали себя в каком-то смысле "потерянным поколением". Т.е., бытие и сознание, как выражается Без диплома, совпадают.
Возьмем теперь так. наз. тоталитаризм. Жизнерадостные и жизнеутверждающие киношки, стихи, рассказы. А разве в головах царило смятение и ощущение, что они живут на краю бездны? Вот не думаю.

2009-02-19 в 07:47 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Без диплома А кто это Делюмо?
Жан Делюмо - культоролог-историк, так, видимо, его можно определить.
Я с ним знакомилась по книге "Ужасы на Западе" и с некоторым даже удивлением обнаружила кое-какое совпадение взглядов. )

Но, все-таки, бытие определяет сознание.
Сознание имеет достаточную степень автономности, а также часто играет опережающую роль по отношению к бытию, если уж оперировать этими категориями (кстати, Маркс об этом именно и говорил - об активности и автономности сознания).


человек "сытый", во всяких смыслах, собой довольный и уверенный должен весь мир чувствовать уверенным и стабильным. Или я слишком прямолинейно рассуждаю? )
Синяя блуза Тогда возьмем пример с первой мировой войной - они и были, и чувствовали себя в каком-то смысле "потерянным поколением". Т.е., бытие и сознание, как выражается Без диплома, совпадают.
Возьмем теперь так. наз. тоталитаризм. Жизнерадостные и жизнеутверждающие киношки, стихи, рассказы. А разве в головах царило смятение и ощущение, что они живут на краю бездны? Вот не думаю.

Когда б жизненное ощущение так однозначно отражалось в общественном сознании и в искусстве!..
Но попробуем порассуждать?
Во-первых, ни один общественный процесс не однозначен. "За все приходится платить", и каждый шаг на пути прогресса имеет обратную сторону, и каждый дегенеративный откат тоже дает какие-то побочные позитивные плоды. Соответственно, общественное сознание отражает все стороны, иногда изменяя их соотношение ("что более, что менее"); поэтому и результирующий вектор может оказаться весьма неожиданным: казалось бы, "все хорошо", а воспринимается как "все очень плохо", и наоборот.
Во-вторых... Отдельному человеку и обществу свойственен страх потерять то, чем они обладают. Чем больше они имеют, тем больше боятся.
Если знаете или помните, граждане, фильм Феллинни "Сладкая жизнь", в нем есть следующая сюжетная линия.
Один из друзей главного персонажа - умный, тонкий человек, счастливый по всем обычным меркам (обожаемая жена и дети, немногочисленные, но действительно близкие по духу друзья, возможность заниматься любимым делом, путешествовать, читать, работать над книгами...) - смертельно не уверен в завтрашнем дне. Его преследует кошмар, что завтра, чьей-то злой волей или из-за нелепой случайности, все это погибнет. И, не в состоянии "ждать" этого момента, он сам убивает детей и себя.

Что касается самосознания "тоталитаризма" (Вы имеете в виду 1930-е годы, так я понимаю?)
Наверное, следует учесть, что искусство в эти периоды было представлено одним-единственным пластом и четко выполняло идеологическую функцию. НО! "Но" очень важное: при этом внутрення убедительность многих произведений искусства сомнению не подлежит, и художественные достоинства бесспорны.

2009-02-19 в 21:53 

tantum possumus, quantum scimus
Capra Milana
Вероятно, что-то такое и есть, некая "закономерность наоборот".
Я думал, как бы я это объяснил...

Есть эпохи прямого действия, когда люди вовлечены в активную социальную деятельность. Выражаясь фигурально, хотя не так изящно, как Ницше или Рильке :), можно сказать: общество слишком занято. Это может быть защита страны, это может быть восстановление экономики, это может быть создание гражданских институтов заново.
И есть эпохи с упадком активной деятельности; общество более активно потребляет, тратит, расходует ранее созданное и накопленное; тогда вся энергия общества перенаправляется в рефлексию и из созидательной становится само-разрушительной.
Чтоб подтвердить мое предположение, следовало бы сравнить характер жизни экономической и ментальной в разные чередующиеся эпохи.

2009-02-19 в 22:13 

Свобода начинается с иронии
Plume de paon эпохи с упадком активной деятельности; общество более активно потребляет, тратит, расходует ранее созданное и накопленное; тогда вся энергия общества перенаправляется с рефлексию и из созидательной становится само-разрушительной.
А вот и у Вас, гражданин, выходит, что упаднические эпохи - "сытые". Разными путями, а пришли вы к одному и тому же. )

URL
2009-02-21 в 20:01 

Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Plume de paon И есть эпохи с упадком активной деятельности; общество более активно потребляет, тратит, расходует ранее созданное и накопленное; тогда вся энергия общества перенаправляется в рефлексию и из созидательной становится само-разрушительной.
Это мне понятнее. :)
Хотя, конечно, Capra Milana
Во-первых, ни один общественный процесс не однозначен. "За все приходится платить", и каждый шаг на пути прогресса имеет обратную сторону, и каждый дегенеративный откат тоже дает какие-то побочные позитивные плоды. Соответственно, общественное сознание отражает все стороны, иногда изменяя их соотношение ("что более, что менее"); поэтому и результирующий вектор может оказаться весьма неожиданным: казалось бы, "все хорошо", а воспринимается как "все очень плохо", и наоборот.
Во-вторых... Отдельному человеку и обществу свойственен страх потерять то, чем они обладают. Чем больше они имеют, тем больше боятся.

Это тоже верно.
фильм Феллинни "Сладкая жизнь", в нем есть следующая сюжетная линия.
Не видел. Хотел бы посмотреть старые фильмы, "классику", но где их найти. И я мало знаю кино, мне надо, чтобы мне кое-что разъясняли. )

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная