Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
20:30 

О жирондистах – чуть-чуть текста и несколько картинок

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
К основному посту и к тому, что добавила вчера Натали.
Это картина Эвариста Карпентье (числится бельгийским художником, 1845-1922) «Мадам Ролан в Сен-Пелажи». В интерпретации сего гражданина со-узницы над ней смеются, явно между ними нет взаимопонимания и даже контакта.

Это – рисунок Феликса Филиппото (1815-1884) из грандиозной его серии «Великая французская революция и Империя» - гражданку Ролан переводят в Консьержери. Ситуация представлена «с точностью до наоборот» - рыдающие женщины, опустившись на колени, прощаются с ней, как со своим утешением и ангелом.

Между тем в своих тюремных тетрадях она почти не упоминает тех, кто ее окружал, кроме коменданта тюрьмы и его жены. Никак не упоминает, ни хорошо, ни плохо, лишь сетует на духоту и постоянный шум. Информационный пробел, как всегда, восполняется произволом фантазии художников. :)


А вот творение Лапейра под названием «Подозрительная». В описании нет ни слова, но в самой картине я вижу намек очень прозрачный. Если сравнить с известными атрибутированными портретами Манон, центральный персонаж картины с ними «сходен до степени смешения». И белое платье, еще один идентификационный признак. Правда, если я правильно себе представляю, сцена разыгрывается в наблюдательном революционном комитете местной секции (и зачем на переднем плане опрокинутый стул, хотелось бы спросить? Кто успел, те преспокойно повесили свои шляпы и плащи на вешалку возле окна). Манон в секцию не водили, ее отправили в тюрьму прямо из квартиры.
На том, собственно, связь с жирондистами исчерпывается.
Здесь даже более любопытны другие персонажи. В общем они ведут себя довольно сдержанно.
На столе лежат две толстые книги, а члены комитета передают друг другу отдельные листы. Эти ли книги послужили поводом для задержания? В протоколах Трибунала, волею судеб, я уже копалась, но хранение или чтение какой-то литературы как улику или предлог для обвинения – не встречала. Листовки, английские или кобленцские памфлеты – возможно (но тоже не попадались прямым текстом). Письма, полученные из-за границы, - да.
(Товарищи АиФ с их разоблачением Ленуара и гравюры «Праздник Разума в Страсбурге» и меня сподвигли поязвить слегка над художником. :-))

Кстати, есть маленькая, но вполне четкая гравюра из Национальной библиотеки, тоже изображает праздник Разума. Рекомендую приглядеться к персонажам, их костюмам, и попробовать сделать выводы о социальной принадлежности.

@темы: Великая французская революция, АРТеФАКТическое/иллюстрации, дискуссии, либерализм, массы-классы-партии, они и мы, свобода-право-власть, товарищам

Комментарии
2008-11-12 в 21:30 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
Филиппото я видел, конечно. Кстати, у него есть и "Последняя трапеза жирондистов".
А Лапейра вижу первый раз. Гран мерси. Интересная картиночка. Действительно, Манон один к одному.
Бюст Марата на полочке и Свобода на столе - здорово. Может, Свобода задом к гражданке стоит, это тоже штрих к сюжету? ;)
Она, наверное, роялистские газетки прятала в книжках.
Хотя я не уверен, что у художника вообще была в этом какая-нибудь логика. Он больше на нашу тему не творил?

2008-11-12 в 21:38 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Ура, ребята! Мы с Алешкой вытащили эту картину в большем виде! Щас обработаем...

Без курьеза не обошлось: там у немцев она вообще обозвана "Перед Трибуналом" :)))

2008-11-12 в 21:41 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
Forster2005
Да, с подписями обстоит слабо. Ну, несите, будем ужинать Или завтракать :)

2008-11-12 в 21:49 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
маленькая, но вполне четкая гравюра из Национальной библиотеки, тоже изображает праздник Разума. Рекомендую приглядеться к персонажам, их костюмам, и попробовать сделать выводы о социальной принадлежности.
Не видно ни сабо, ни длинных штанов, ни сапог. И чепцов столько же, сколько шляпок. Танцуют...
Ну вот, а нам же ж роялисты описывают дикие оргии под вывеской fete de Raison!..

2008-11-12 в 22:29 

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
Ура, ребята! Мы с Алешкой вытащили эту картину в большем виде! Щас обработаем...
Без курьеза не обошлось: там у немцев она вообще обозвана "Перед Трибуналом" ))

Forster2005
Ах, какой же это Трибунал???!!! Конечно же, это секция, наблюдательный комитет! Эти ваши искусствоведы, или музейные работники, о чем они имеют представление? Не устаю изумляться :(.

В протоколах Трибунала, волею судеб, я уже копалась, но хранение или чтение какой-то литературы как улику или предлог для обвинения – не встречала. Листовки, английские или кобленцские памфлеты – возможно (но тоже не попадались прямым текстом). Письма, полученные из-за границы, - да.
Capra Milana
Я однажды был свидетелем, как гражданина из моей секции задержали из-за книги на английском языке. Но он разъяснил, что это сочинения Бенжамена Франклина, и его с триумфом проводили домой.

2008-11-13 в 09:33 

Свобода начинается с иронии
Интересная картинка, правда. Явно намек на Манон. Ну, значит, и позиция художника понятна.

А про Филиппото. Последний ужин жирондистов он ведь есть в двух вариантах - рисунок и картина?
Картину (вся такая черная) мы видели на арт.ком. А рисунки - кроме тех этюдов, что ты показывала, ничего больше не видала. Может, рмн его уже выложил до комплекта?

URL
2008-11-13 в 18:43 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Nataly Red Rose А про Филиппото. Последний ужин жирондистов он ведь есть в двух вариантах - рисунок и картина?
Картину (вся такая черная) мы видели на арт.ком. А рисунки - кроме тех этюдов, что ты показывала, ничего больше не видала. Может, рмн его уже выложил до комплекта?

Кроме арт.ком, она есть и в других базах, но еще более черная и маленькая.
Посмотреть, появился ли рисунок, - очень хорошая мысль! При первой возможности проверю.

2008-11-13 в 21:00 

Nevile
Моя шляпа, господа, ни с кем не подписывала контракта
Интересные наблюдения и рисунки. Что значит привычка обо всем размышлять, а не просто смотреть.

2008-11-15 в 18:54 

На свете нет ничего нового, но есть кое-что старое, чего мы не знаем
Capra Milana
Когда посмотрела картину и прочитала Ваш пост, согласилась с Вами полностью.
Я нашла два портрета Манон Ролан в профиль, сравнила, и на самом деле, сходство слишком близкое, чтобы было случайным.
Художник, наверное, руководствовался не столько ее воспоминаниями, сколько своим воображением. Тема, на которой можно развернуться.
Я только заметила, что историческая живопись во Франции очень популярна. Много разных сюжетов. Жаль, что у нас и полотен итсорических меньше, и сюжеты немногочисленны.

2008-11-15 в 19:30 

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
С-Нежана Жаль, что у нас и полотен итсорических меньше, и сюжеты немногочисленны.
Это потому, должно быть, что художники в основном были крепостные, вплоть до начала 19 века, когда к живописи обратились люди независимые лично. И крепостные художники не выбирали себе тем и сюжетов, к тому же образование им не позволяло смотреть широко.
Но зато у вас были передвижники... И Суриков. И... и Васнецов. Мне гораздо больше понравились кое-какие его картины, чем даже Делакруа.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная