21:00 

большевики +/- якобинцы

Свобода начинается с иронии
Уважаемые коллеги и читатели!

Так называется наш опрос в ЖЖ. Приглашаю участвовать.


Если в ЖЖ нет возможности, но есть желание участвовать, можно отвечать и здесь, не возражаю, а только приветствую.
(Просто здесь комменты не скроешь до поры до времени.)

@темы: они и мы, 20 век, Великая французская революция, Россия и Франция, дискуссии, история идей, массы-классы-партии, революции, свобода-право-власть, товарищам

URL
Комментарии
2008-11-06 в 21:24 

я отвечу здесь, можно?
1. К ВФР вплоть до периода Террора я отношусь положительно, ибо она была исторически обоснованна и привела к замене феодальных отношений капиталистическими, в значительной степени уничтожила сословные рамки и дала толчок к развитию буржуазии.
2. К Октябрьской революции я отношусь строго отрицательно, ибо она, не будучи исторически обоснованной, являлась лишь большевицкой авантюрой, ввергла страну в кровавый хаос и привела к физическому уничтожению или эммиграции крупнейших деятелей науки и искусства.

2008-11-06 в 22:30 

Maria-S
"Я очень близок к решению, - ответил Вильгельм, - только не знаю, к которому"
Я приветствую обе Великие революции. По причине одной и той же: обе были попытками изменить сознание человека, повернуть его больше к жизни разума и духа, соответственно, освободить от коросты исключительно материальных интересов и целей. Не отдельно взятых, а людей в их массе; в перспективе - человечество.
Обе революции - оптимистические трагедии. Погибли, как античный герой, гибелью утверждая свою победу.

Другая сторона, практическая: обе революции подняли экономику, Великая октябрьская особенно, и она же дала небывалые ранее социальные гарантии, за которыми пришлось тянуться всему остальному миру (если не миру, то Европе и США).

2008-11-06 в 22:41 

Nevile
Моя шляпа, господа, ни с кем не подписывала контракта
Мадам Nataly Red Rose, я тоже поучаствую, в ЖЖ, наверное. Надо немного обдумать.
Т.е. н е отношение обдумать, а как его точнее отразить.

2008-11-07 в 07:11 

marianne68
Ceux qui font les révolutions à moitié ne font que se creuser un tombeau
видам Дженнаро ввергла страну в кровавый хаос и привела к физическому уничтожению или эммиграции крупнейших деятелей науки и искусства.
Слово "эмиграция" и однокоренные пишутся, по правилам русского языка, с одной согласной "м".
К слову о науке, культуре и просто образовании.

2008-11-07 в 12:02 

«Moi aujourd’hui et moi tantôt, sommes bien deux»
Наверное, синьоры, я более враг Старого режима, чем друг нового. Республика удовлетворяет мое чувство справедливости в большей степени, чем монархия. А обе Революции, 18 века во Франции и Октябрьская социалистическая 1917 года в России, оказались сменой монархии (в России, кроме того, безнадежно выродившейся) на демократическую республику.

Являясь сторонником свободы совести (вероисповедания или неверия), хоть и не сторонником воинствующего безбожия, обе революции я лишь приветствую, как утверждение и этого принципа, и отделения церкви от государства.

Ограничения свободы и прав остаются в каждом обществе, и поэтому слишком сетовать на диктатуру переходного периода я не стану – внутренне личность либо свободна, либо нет, и, диктатура ли, анархия ли, это ничего не может изменить кардинально.

Что до террора… Старый режим и империи искалечили никак не меньше личных судеб и уничтожили не меньше человеческих жизней, чем революционные диктатуры, посредством своих войн, дурного управления экономикой, посредством своих правовых и общественных институтов, от судопроизводства до академий наук и искусств. Так что в этом отношении чаши весов, как минимум, уравновешиваются. А Старый режим заклеймен еще и тем, что призвал интервентов на землю своей страны.

Следует различать то, во имя чего совершались Революции, и то, к чему они привели. И тут есть два плана, фактический, локальный, конкретно-временной, «материальный», с одной стороны, и общеисторический, общекультурный, относящийся к сфере сознания и духа. Так вот, по моему мнению, в первом более продвинулась Великая октябрьская революция, во втором – Великая французская.

Да, я ставлю два «+».

2008-11-07 в 12:29 

На свете нет ничего нового, но есть кое-что старое, чего мы не знаем
Со школьных лет меня учили, что Революция – это всегда прогресс, и, значит, несмотря на неизбежные трудности, противоречия и «издержки», Революция – это хорошо.
Не то что бы я этому слепо верила, но изучение истории меня в этом убеждало. И не только истории, а и чтение художественной литературы. Ведь в «золотой век» русской поэзии или расцвет «критического реализма» 1830-50 годов в Европе писатели еще не знали, что на их примеры будут ссылаться учителя первого в мире социалистического государства :). Они не были обязаны «соответствовать» какой-то «идеологической догме». Но они описывали то, что видели. Даже если они были как будто противниками революций вообще, как-то так выходило, что они невольно каждым своим образом, каждым сюжетом осуждали существующий порядок и тем самым подталкивали общественную мысль к необходимости радикальных перемен.
Когда, потом, на наши еще молодые головы обрушился вал разных «сенсаций», псевдоисторических «открытий», целенаправленно затем, чтобы опорочить всю историю нашей страны, начиная с 1917 года, и все революционные движения, которые в истории имели место, противостоять этой идеологической атаке было крайне непросто. И вот тут обращение к художественной классике мне очень помогло сохранить способность думать своим умом и воспринимать все это критически.

Великая французская революция вызывает у меня интерес, как событие мирового значения.
Великая октябрьская революция – это то, чему обязаны уже несколько поколений людей. И, так получается, это часть моей жизни. Большая и, в целом, хорошая часть в прошлом.
Возможно, что и какая-то часть в будущем.

2008-11-07 в 12:59 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Решили мы написать туточки, а то в ЖЖ с одного аккаунта лишковато будет :)

Вот знаете, граждане, можно раскрыть свое отношение через понимание объективной истор.роли Революции, одной и другой. «Великое» не умалишь, сколько не старайся. И когда г-н Франсуа Фюре писал, что СССР бесследно исчез вместе со своей идеологией, а политическая острота и актуальность историографии ВФР отошла в невозвратную даль, он ведь лгал или лукавил, прежде всего себе, ну и читателям тоже. Но мы не об том.

Можно обратиться к таким фактам, как первые декреты Советской власти, как полное изменение трудовых отношений и социальной системы, как ликвидация неграмотности, эпидемий, беспризорничества (и на это на все находились силы и средства =во время гражданской войны=! А вот сейчас их ну прям не хватает :( ). Нынче модно себе придумывать бла-ародных предков, хотя на деле, если б не Октябрь, подметали бы эти все «господЫ» улицы, закончив церковно-приходскую школу, или работали бы в деревне, или просиживали бы штаны в чиновниках – и то еще хорошо. А самые скромные служащие в СССР могли дать своим детям полноценное образование, и этих детей каждый год можно было отправлять на отдых в пионерлагерь на полный пансион… Но это все и тому подобное настолько очевидно! Но, эта сторона дела важная, но не только этим измеряются результаты революции, слава В.с.

Если рассматривать отношение эмоциональное, Революции, видимо, как бы далеко по времени от нас не отстояли, притягивают пассионариев. Пассионарность – что такое? Потребность в бескорыстном активном действии ради какой-то общечеловеческой идеи. Именно так определил это свойство Гумилев. Потребность, императив, который пересиливает в человеке и самосохранение, и здоровый эгоизм, и все другие стремления.
Если жива в человеке пассионарность, или то, что Эрих Фромм определял как «революционный характер», - он принимает Революцию.

В общем, два плюса от нас от каждого, и с праздником, товарищи!

2008-11-07 в 15:48 

Свобода начинается с иронии
Интересно. Всем спасибо, граждане. Ответы принимаются и дальше.

А между тем слова попросили некоторые персонажи ВФР... ;)

URL
2008-11-07 в 18:22 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Forster2005 Решили мы написать туточки, а то в ЖЖ с одного аккаунта лишковато будет
Из тех же соображений...


У меня есть вполне отчетливое подозрение, что во времена ВФР мне бы не выдали удостоверение о цивизме (гражданской благонадежности) – за слишком частое критически-ироническое выражение физиономии и уклонение от чересчур пафосного проявления патриотизма :). В действительности я не мыслю себе ни творчества, ни созидания, ни любви без строгости, критики и иронии. Такое отношение может увести, и часто уводит, в оппозицию к конкретной политике момента, к конкретной партии или человеку, но никогда – в оппозицию к самой Революции.
А в школьные годы ВФР, и Великая октябрьская, как ни странно, для меня были скорей противоположностью окружающему образу мыслей и образу жизни.
+ и +
Анна

Революция, это глубокое мое убеждение, явление бесконечно сложное, иррациональное (только не подумайте, что я под этим разумею “хаос”, “неуправляемую стихию” или “анархию”). И одного только ее исторического анализа, изучения всегда недостаточно для ее понимания. Тут нужна некая ”эмпатия”.
+ и +
Игорь

2008-11-07 в 19:12 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
А теперь посмотрим, сколько читателей от нашего сообщества отпишутся... ;)

С праздником, граждане!

2008-11-08 в 15:21 

Свобода начинается с иронии
Marty Larny
А теперь посмотрим, сколько читателей от нашего сообщества отпишутся...
!!! ;)

URL
2008-11-08 в 15:24 

Свобода начинается с иронии
Граждане коллеги, за ответы всем большое спасибо!
В ЖЖ и у персонажей обсуждение тем временем идет потихоньку. (Это намек такой :))
А мы с товарищем Л. пока пробуем что-то обобщить. А сие есть сложно, потому что не все из возможных варинатов в ответах представлены... Но ладно.

URL
2008-11-09 в 18:50 

Свобода начинается с иронии

9 ноября, 20 часов по местному времени.


Что же у нас получается???..

URL
2008-11-09 в 19:46 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
И что? и где отвечать?
Дубль 1.


Что следует из моего опыта семилетних дискуссий по ВФР и еще более много-летних о Великой октябрьской? - Чем больше человек знает и узнаЁт, тем менее однозначно и менее негативно его отношение.
И второе – о возрасте. Революции свойственна своеобразная романтика. Поэтому, на первом этапе, революционные движения могут привлекать молодежь и этим.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная