Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
18:53 

календарь Великой французской революции

Кибальчиш
Нельзя уставать, товарищи, - отряд не закончил войну

ДЕКРЕТ о ДАТИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКТОВ
22-25 сентября 1792 года


Декретируется, что все государственные акты будут помечаться впредь ПЕРВЫМ ГОДОМ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.



Доклад депутата Фабра д’Эглантина,
сделанный в заседании Конвента в октябре 1793 г.
(3 числа 2-го месяца 2-го года Французской республики)
от имени комиссии, которой поручено было составление календаря


Возрождение французского народа и установление республики по необходимости повлекли за собой реформу общепринятого летосчисления. Мы не могли больше считать годы, когда короли нас притесняли, временем, когда мы якобы жили. Предрассудки трона и церкви, ложь трона и ложь церкви пятнали каждую страницу календаря, которым мы пользовались.
Вы реформировали этот календарь. Вы заменили его другим, в котором время измеряется более точным и более соразмерным исчислением. Но этого недостаточно. Долгая привычка к грегорианскому календарю наслоила в памяти народа значительное число образов, пред которыми он долго преклонялся и которые даже в наши дни являются еще источником его религиозных заблуждений. Необходимо поэтому поставить на место призраков невежества реальность разума и на место престижа духовенства истину природы.
Мы все воспринимаем лишь образами. В самом абстрактном анализе, в самом метафизическом построении наш разум разбирается только посредством образов. Наша память опирается и покоится только на образах. Вы должны поэтому прибегать к образам и в вашем календаре, если вы хотите, чтобы его метод и весь календарь в целом легко восприняты были разумом народа и быстро напечатлелись в его памяти.
Но вы не только эту цель должны иметь ввиду. Поскольку это зависит от вас, вы не должны допускать, чтобы в области обычаев и учреждений разумом народа воспринималось что-либо такое, что не носит величественной печати общественной полезности. Вы должны поэтому воспользоваться представляющимся счастливым случаем, чтобы через календарь, эту наиболее употребительную н наиболее распространенную книгу вернуть французский народ к земледелию, ибо земледелие есть главный политический элемент такого народа, как мы, на который и земля, и небо, и природа взирают с такой любовью и предпочтением, когда взор и мысль гражданина в каждое мгновение года, месяца, декады и дня будут останавливаться: на каком-либо земледельческом образе, на каком-либо благодеянии природы, на предмете сельского хозяйства, - вы не должны сомневаться, что это будет для нации большим шагом вперед к организации сельскохозяйственного строя (systime agricole) и что каждый гражданин будет проникаться любовью к вкушаемым им реальным и действительным дарам природы. Ибо питал же народ в течение веков такую любовь к фантастическим объектам, к так называемым святым, которых он не видел и которых еще меньше знал. Больше того: священникам лишь постольку удавалось внушать веру в своих истуканов, поскольку они приписывали каждому из них непосредственное влияние на предметы, действительно интересующие народ. Так, св.Иоанн якобы дарил урожай, а св.Марк был покровителем виноградников.
Если бы мне понадобились аргументы для подтверждения власти образов над человеческим разумом, мне не нужно было бы вдаваться в метафизические анализы, потому что теория, учение и опыт священников мне дали бы достаточно фактов.
Так, когда священники - универсальной и конечной целью которых всегда будет покорить себе род человеческий и наложить на него цепи своей власти, - устанавливали поминовение мертвых, они это делали для того, чтобы внушить нам отвращение к земным и светским богатствам, дабы они тем полнее могли сами ими пользоваться; они это делали для того, чтобы сказкой и образами чистилища поставить нас в зависимость от них.
Но посмотрите, как ловко они пользуются воображением людей и как умело направляют его по своему произволу! Не в театре, дышащем свежестью и весельем, который побуждал бы нас дорожить жизнью и ее наслаждениями, разыгрывали они этот фарс. Нет, во второй день ноября водили они нас к гробницам наших предков - в такое время, когда ясные дни уже позади, когда небо хмурится и серо, когда поблекшие краски земли и ниспадающие листы наполняют нашу душу меланхолией и грустью, - в это время года они хватали нас и изводили своим рождественским постом и многочисленными так называемыми праздниками, всем, что их бесстыдство измыслило мистического для верующих в предопределение, т.е. для глупцов, и устрашающего для грешников, т.е. прозорливых.
Когда священники, эти только по внешности люди, столь жестокие враги человеческих страстей и наиболее интимных чувств, хотели к своей выгоде использовать эти страсти и чувства, когда они хотели, чтобы чувственная необузданность молодых любовников, кокетства одного и другого пола, жажда украшений, суетность, тщеславие и столько других страстей счастливого юного возраста приводили молодежь к религиозному порабощению, - они, священники, не зимою побуждали их выявлять и показывать себя. Нет, на самые ясные, самые длинные, самые трепещущие дни года назначали они во множестве, под названием божьих праздников, торжественные публичные обряды, - обряды, в которые они с обычной ловкостью своею ввели все, что есть наиболее соблазнительного в светском быте, в роскоши и украшениях, уверенные в признательности девушек, за которыми в эти дни будет менее бдительный надзор, уверенные, что оба пола, более склонные сближаться друг другом и друг другу показываться, что кокетки, тщеславные, более склонные проявлять себя и веселиться в обстановке, необходимой для удовлетворения их страстей, будут с удовольствием глотать яд религиозного суеверия.
Когда священники, наконец хотели, - все к выгоде для своего господства, - совершенно покорить себе массу земледельцев, т.е. почти весь народ, они играли на их жажде наживы, привлекали доверчивость людей самыми величественными образами. Не в дни, тогда солнце невыносимо жжет, созывали они народ в деревнях; урожай уже убран в то время, чаяния труда осуществлены. На соблазн не так охотно поддались бы. Нет, в ясный месяц май, когда мягкое весеннее солнце еще не выжгло росу и свежесть зари, священники, в ореоле суеверия и созерцательности, влекли доверчивые народы в деревни, и там, в дни молитв пред праздником так называемого Вознесения, они со своими таинствами поднимались средостением между небом и нами; там, развернув пред нашим изумленным взором природу во всей ее красе, показав нам землю во всем ее цветении, они, казалось, говорили нам, да и действительно говорили: «Это мы, священники, покрыли зеленью эти деревни, мы оплодотворяем эти поля столь радостными надеждами, через нас наполняются ваши житницы, - верьте нам, почитайте нас, повинуйтесь нам, обогащайте нас. А в противном случае град и молнии, которыми мы распоряжаемся, накажут вас за ваше неверие, за вашу непокорность, за ваше непослушание». И земледелец, пораженный красотою зрелища и богатством образов, верил, умолкал, повиновался и легко приписывал лжи священников чудеса природы.
Так действовала на нас ловкость духовенства. Так сильно влияние образов.
Комиссия, которую вы назначили, поручив ей сделать новый календарь более доступным мысли и легче запечатлевающимся в памяти, полагала поэтому, что она выполнит свою задачу, если ей удастся поразить воображение народа названиями и просветить его мысль картинами природы и рядом образов.
Главная мысль, из которой мы исходили, состояла в том, чтобы освятить календарем наше сельское хозяйство и вернуть к нему нацию, отметив времена и части года понятными или видимыми обозначениями, заимствованными из земледелия и сельского хозяйства.
Чем больше останавливать на чем-нибудь память, чем больше давать ей точек опоры, тем легче она запоминает. Поэтому мы придумали дать каждому месяцу года характерное название, которое выражало бы свойственную ему температуру, род произрастающих на земле злаков и в котором вместе с тем сказывалось бы время года, к какому он относится на четырех времен, составляющих год.
Последний эффект достигается четырьмя окончаниями слов, каждое из которых предназначается для трех последовательных месяцев, эти окончания дают четыре звука, и каждый из них указывает слуху то время года, к которому этот месяц относится.
Мы даже старались использовать подражательное созвучие языка в композиции и слогоударении этих слов и в построении их окончаний, так что у названий осенних месяцев звук густой и размер средний, у названий зимних месяцев - звук глухой и размер долгий, у весенних месяцев - звук веселый и размер короткий и у летних месяцев - звук звонкий и размер широкий.
Так, первые три месяца года, составляющие осень, имеют корнями: первый - сбор винограда, происходящий с сентября на октябрь, - этот месяц называется вандемиер; второй - облачность и низкие густые туманы, которые являются, если мне позволено будет так выразиться, просачиванием природы с октября на ноябрь, - этот месяц называется брюмер; третий - холод, то сухой, то сырой, который дает себя чувствовать с ноября на декабрь, - этот месяц называется фример.
Три зимние месяца имеют корнями: первый - снег, который покрывает белым покрывалом землю с декабря на январь, - этот месяц называется нивоз; второй - дожди, обычно выпадающие особенно обильно с января на февраль, - этот месяц называется плювиоз; третий - дожди с градом и ветер, осушающий землю с февраля на март, - этот месяц называется вантоз.
Три весенние месяца происходят от слов: первый - от прорастания и развития семени, с марта на апрель, этот месяц называется жерминаль; второй - от расцвета цветов, с апреля на май, этот месяц называется флореаль; третий - от радостного плодородия, от жатвы лугов, с мая на июнь, этот месяц называется прериаль.
Наконец, названия трех летних месяцев происходят от зрелища волнующихся нив и золоченой растительности, покрывающей поля с июня на июль, этот месяц называется мессидор; второй - от жары как солнечной, так и земной, раскаляющей воздух с июля на август, этот месяц называется термидор; третий - от плодов, которые под солнцем румянятся и вызревают с августа на сентябрь, этот месяц называется фруктидор.
Эти названия показывают, как я уже сказал, что при одном их произнесении каждый будет ясно чувствовать три вещи и все их отношения - характер времени года, к которому данный месяц относится, температуру и состояние растительности. Так, уже с первого дня месяца жерминаля каждый безо всякого усилия представит себе в воображении, по одному окончанию слова, что весна начинается, а по конструкции слова и по образу, который оно представляет, - что стихии природы проявляют свое действие, а по значению слова - что пробиваются ростки.
Вслед за определением названия месяцев мы занялись их делением. И мы увидели, что периодически следующие друг за другом части месяцев, повторяющиеся три раза в месяц и тридцать шесть раз в год, уже очень удачно названы декадами, или десятидневным кругом; что это родовое название вполне подходит к явлению, которое, повторяясь тридцать шесть раз в год, может представляться слуху разными местными образами, не вызывая никакого смятения; что к тому же декады, как деления численные, должны носить общее всем и численное название в течение всего года и что достаточно произнести название месяца, чтобы дать каждому периоду из трех декад характер образов и всего происходящего в течение месяца, к которому они относятся.
Что касается дней, то мы заметили, что они имеют четыре сложных движения, которые должны быть в отдельности точно запечатлены в нашей памяти и которые мы должны представлять себе четырьмя различными способами. Эти четыре движения суть: движение дневное, от одного дня к другому; движение декадное, от одной декады к другой; движение месячное, от одного месяца к другому; движение годичное, или солнечный период.
Недостаток принятого вами календаря состоит в том, что он обозначает дни, декады, месяцы и годы одним и тем же названием, порядковыми числами, так что цифра 1, которая является абстрактной величиной и не вызывает никакого образа, одинаково применяется к году, месяцу, неделе и дню. Так, приходилось говорить первый день первой декады первого месяца первого года, - выражение сухое, абстрактное, лишенное всякого представления, тягостное по своему многословию и совсем путаное в обиходной употреблении, особенно после долгой привычки к грегорианскому календарю.
Мы думали, что, подобно грегорианскому календарю, в котором семь дней недели носят отпечаток юдициарной астрологии, - смехотворный предрассудок, который необходимо отбросить, - нам нужно придумать названия каждому дню декады. Мы думали также, что, так как каждое из этих названий повторяется тридцать шесть раз в году, их нет надобности связывать с образами, которые, будучи по существу местными, не находились бы ни в какой связи с тридцатью шестью повторениями каждого из этих названий. Наконец, мы заметили, что было бы значительной опорой для памяти, если бы нам удалось, отличая название дней декады от порядковых чисел, сохранять тем не менее обозначение этих чисел в каком-нибудь сложном слове, которое мы бы составили и из числа, и из какого-нибудь другого слова.
И мы решили так назвать десять дней декады: примиди, дуоди, триди, квартиди, квинтиди, секстиди, септиди, октиди, нониди, декади.
Таким образом, отличие между примиди и дуоди выражает движение от первого дня декады ко второму дню: таково первое движение дней. Порядковые числа от 1 до 30 выражают третье движение, движение месячное. Комбинация этих порядковых чисел с названиями примиди, дуоди и т.п., выражает второе движение, движение декадное. Так, 11-е число месяца и примиди представляют понятие первого дня второй декады и т.д.
Весьма заметная выгода, которую получают от сохранения порядковых чисел в сложных словах примиди, дуоди, триди и т.д., состоит в том, что определить, которое число месяца в данный день можно, не прибегая к календарю.
Так, достаточно знать, что данный день - триди, чтобы вместе с тем быть уверенным, что день либо 3-е, либо 13-е, либо 23-е число месяца; квартиди - либо 4-е, либо 14-е, либо 24-е число месяца и т.д.
Так как всегда приблизительно известно, находится ли месяц в своем начале, в средине или в конце, то легко будет сказать, есть ли данный триди - 3-й день начала, средины или конца месяца.
Но это счисление не могло бы быть так просто, если бы порядковые числа, обозначающие число месяца, не входили в состав слов, обозначающих название дней декады.
Нам остается еще выяснить четвертое движение - движение годичное. И здесь мы снова возвращаемся к нашей основной мысли. Мы снова будем черпать в земледелии материал, который служил бы опорой для памяти, и будем распространять сельскохозяйственное образование при построении исчисления и движения года.
Нужно сперва заметить, что есть два способа действовать на разум при построении календаря. Действие это производится, во-первых, через память и слово, - тогда нужно, чтобы подразделения и наименования были такого характера, чтобы они заучивались наизусть и запоминались. И мы думаем, что достигли этого в наименованиях частей года, года, месяцев и дней декады. На разум можно еще действовать чтением, и тогда памяти особенно напрягаться не приходится. Так как к календарю приходится прибегать очень часто, нужно пользоваться этим, чтобы прививать народу зачатки сельскохозяйственных знаний, чтобы показать ему богатства Природы, чтобы внушить ему любовь к полям и методически знакомить его с влиянием посылаемых небом тепла и осадков и с тем, что производит земля.
Священники назначали на каждый день года поминовение одного из так называемых святых. В списке этих якобы святых не было ни пользы, ни метода, - это был список лжи, обмана или шарлатанства.
Мы думали, что народ, изгнав эту толпу канонизированных из своего календаря, должен видеть на их месте все предметы, составляющие действительно национальное богатство, предметы, достойные если не его культа, то по крайней мере его культуры, полезные продукты земли, орудия, которыми мы ее обрабатываем, домашних животных, наших верных слуг при этой обработке, - животных, гораздо более ценных, в глазах разума, чем почитаемые блаженными скелеты, извлеченные из римских катакомб.
Поэтому мы поместили по порядку в колонне каждого месяца наименование действительных богатств сельскохозяйственной экономии: зерновые злаки, пастбища, деревья, коренья, цветы, плоды, растения расположены в календаре таким образом, что место и порядок каждого продукта приходится на то время года и на те дни, когда природа нам его дарит.
На каждый квинтиди, т.е. на каждую полдекады, 5, 15 и 25 число каждого месяца, - записывается домашнее животное, с соблюдением точного взаимоотношения между датой писания и временем, когда данное животное действительно бывает полезно.
Каждый декади отмечается названием пахотного орудия, того орудия, которым земледелец действительно пользуется в те дни, когда это орудие вписано. В дни же отдыха хлебороб увидит на своем календаре название орудий, которыми он должен пользоваться на следующий день. Эта мысль мне кажется весьма трогательной, - она должна тронуть сердца наших кормильцев и показать им, что, наконец, с установлением Республики, пришло время, когда хлебороб пользуется большим уважением, чем все короли земли, вместе взятые, а земледелие считается самым главным искусством гражданского общества.
Легко видеть, что при таком методе не будет ни одного гражданина во Франции, который с самой ранней юности не будет проходить постепенно, сам того не замечая, элементарного обучения сельскому хозяйству. Нет даже и ныне ни одного взрослого горожанина, который ни был бы в состоянии в короткое время обучиться в нашем календаре тому, о чем он до сих пор, к стыду наших нравов, не имел никакого представления, - обучиться, говорю я, тому, чтобы знать, в какое время природа дает нам такой-то продукт и когда она дарит нам другой продукт. Решаюсь даже сказать здесь, что этого не знали очень многие люди, весьма просвещенные в области многих городских наук, вздорных и суетных.
Должен заметить, что есть один месяц в году, когда земля скована и обычно покрыта снегом - это месяц нивоз, время отдыха земли. За отсутствием в этот месяц на поверхности земли всяких растительных и сельскохозяйственных продуктов мы их заменили в нашем календаре продуктами и предметами животного и минерального царства, непосредственно нужными земледелию. Мы думали, что ничто из того, что ценно для сельского хозяйства, не должно быть лишено признательности и изучения со стороны всякого человека, желающего быть полезным своему отечеству.
Мне остается еще сказать вам о днях, сперва названных эпагоменными, а затем - дополнительными.
Это слово чисто дидактическое, - следовательно, сухое, ничего не говорящее воображению. Оно может давать народу только бесплодное представление, которое он сам называет «остатком при заключении баланса». Мы подумали, что для этих пяти дней нужно наименование коллективное, которое носило бы национальный характер, способный выражать радость и настроение французского народа в течение этих пяти дней, которые он будет праздновать в конце каждого года.
Мы сочли возможным, - и еще больше справедливым, - освятить эти дни новым словом, образованным из слова «санкюлоты». К тому же изыскание, столь же интересное, сколь и любопытное, показывает нам, что аристократы, полагая нас унизить выражением «санкюлоты», не могут даже похвастать, что им принадлежит честь его образования.
Оказывается, что еще в самой глубокой древности галлы, наши предки, почитали честью так именоваться. Из истории мы узнаем, что часть Галлии, так называемый впоследствии Лионез (родина лионцев), именовалась Галлией в панталонах, allia braccata, и поэтому остальная Галлия до берегов Рейна именовалась Галией без панталон. Так что наши предки были санкюлотами. Впрочем, какого бы происхождения ни было это наименование, древнего или современного, но, прославленное свободно, оно должно быть нам дорого. И этого достаточно, чтобы мы его торжественно освятили.
Мы назовем, таким образом, эти пять дней, вместе взятые, санкюлотидами!
Пять дней санкюлотид, составляющие половину декады, будут именоваться примиди, дуоди, триди, квартиди, квинтиди, а в високосный год шестой день будет - секстиди. А следующий после санкюлотид день будет примиди - первый день вандемиера.
Мы закончим настоящий доклад указанием на ту мысль, которая у нас была относительно пяти последовательных праздников санкюлотид. Пока мы коснемся только их характера. Пока мы вам предлагаем декретировать лишь принцип этих праздников и их наименование, а вопрос о форме празднования мы предлагаем передать на рассмотрение вашей Комиссии по народному просвещению.
Примиди, первый день санкюлотид, будет посвящен самому ценному и самому возвышенному атрибуту рода человеческого, разуму, который отличает нас от мира животных. Наиболее великие замыслы, наиболее полезные для отечества, какой бы области они ни касались, будь то области искусств, наук, ремесел, будь то область законодательства, философии или морали, словом, всего, что относится к изобретательности и творчеству человеческого духа, - будут публично, с национальной пышностью превозноситься в этот день, примиди, первый день санкюлотид.
Этот праздник будет называться праздником Гения.
Дуоди, второй день санкюлотид, будет посвящен промыслам и трудовой деятельности. Акты постоянства в труде, долготерпения в производстве полезных отечеству вещей, наконец, все, что будет делаться хорошего, прекрасного и великого в ручных и механических ремеслах и из чего общество может извлекать выгоду, будет превозноситься публично, в общенациональном торжестве, в этот день дуоди, второй день санкюлотид.
Этот праздник будет называться праздником Труда.
Триди, третий день санкюлотид, будет посвящен великий, прекрасным, добрым индивидуальным деяниям. Они будут превозноситься публично, в общенациональном торжестве.
Этот праздник будет называться праздником Деяний.
Квартиди, четвертый день санкюлотид, будет посвящен торжеству публичного признания и национальной благодарности тем, кто в течение первых трех дней будет превозноситься и заслужат наград нации. Распределение наград будет производиться публично, в общенациональном торжестве, причем между превозносимыми не будет допускаться никакого различия, кроме признания сделанного ими и присуждения им более или менее крупной премии.
Этот праздник будет называться праздником Воздаяния.
Квинтиди, пятый и последний день санкюлотид, будет называться праздником Мнения.
Тут учреждается совершенно нового рода трибунал, в одно и то же время и веселый, и страшный.
Пока длился год, государственные чиновники, блюстители закона и носители национального доверия должны были требовать и получали уважение народа и его покорность тем распоряжениям, которые они издавали во имя закона; они должны были оказаться достойны не только этого уважения, но и преданности и любви всех граждан. Если они не оправдали доверие нации - пусть боятся они праздника Мнения, - горе им! Будут поражать не их достояние, не их личность, даже не самое малое из их прав гражданина, - их будут поражать во мнении. В единственный и торжественный день праздника Мнения закон дает всем гражданам полную свободу высказываться о морали, личности и деятельности государственных чиновников, закон дает свободу проявляться насмешливому и веселому воображению французов, предоставляет в этот день общественному мнению высказываться в этом отношении, как ему угодно. Песенки, намеки, карикатуры, пасквили, соль иронии, сарказм и остроумие будут в этот день воздаянием тому из избранников народа, который обманет его или вызовет к себе его неуважение или ненависть. Но враждебности или мести отдельных лиц опасаться не придется, - само общественное мнение расправится со смельчаком, который позволит себе возвести несправедливую хулу на уважаемого чиновника.
Таким образом, с помощью самого характера своего, с помощью своего естественного веселья французский народ сохранит свои права и свой суверенитет. Можно подкупить трибунал, но нельзя подкупить общественное мнение. Мы даже решаемся утверждать, что один этот день праздников санкюлотид больше будет удерживать чиновников в пределах долга, нежели самые драконовские законы и все трибуналы Франции. Самое страшное и самое действительное французское оружие против французов - его насмешка. Самое сильное политическое значение из всех трибуналов имеет трибунал общественного мнения. И если углубить эту мысль, связать дух предлагаемого праздника с национальным характером французов, можно убедиться, что одни этот праздник Мнения является наиболее действительным мечом против всякого рода злоупотреблений и насилий.
Таков характер пяти праздников санкюлотид.
Каждые четыре года в конце високосного года в секстиди, шестой день санкюлотид, будут происходить национальные игры. Этот день будет по преимуществу называться санкюлотидой, и это, конечно, наиболее соответствующее наименование для собрания различных слоев французского народа, съехавшихся из всех частей республики праздновать в этот день свободу, равенство, укрепить в национальных объятиях братство французов и поклясться от имени всех на алтаре отечества жить и умереть свободными и добрыми санкюлотами.
Проект, представленный Фабром д’Эглантином, был немедленно принят, и протокол следующего заседания, 5 октября, носит дату 4 фримера 2-го года Французской республики.
Этот декрет и декрет 5 октября, слитые в один декрет и исправленные в некоторых деталях, установили, наконец, республиканский календарь.



Декрет 4 фримера 2-го года Республики (24 ноября 1793 г.)


1. Летосчисление французов начинается с основания Республики, имевшего место 22 сентября 1792 г. общепринятой эры, в день, когда солнце достигло действительного осеннего равноденствия, у входа в знак зодиака, в 9 часов 18 минут 30 секунд утра по времени Парижской обсерватории.
2. Общепринятая эра отменяется в гражданском обиходе.
3. Каждый год начинается в 12 часов ночи, вместе с началом того дня, на который выпадает действительное осеннее равноденствие по времени Парижской обсерватории.
4. Первый год Французской республики начался в 12 часов ночи 22 сентября 1792 г. и кончился в 12 часов ночи с 21 на 22 сентября 1793 г.
5. Второй год начался 22 сентября 1793 г. в 12 часов ночи, причем действительное осеннее равноденствие наступило в этот день по времени Парижской обсерватории в 3 часа 11 минут 38 секунд вечера.
6. Декрет, по которому начало второго года установлено было на 1 января 1793 г., отменяется. Все акты, носящие дату 2-го года Республики, составленные в течение времени с 1 января по 21 сентября включительно, считаются принадлежащим к 1-му году Республики.
7. Год делится на 12 равных месяцев, по 30 дней в каждом. После этих 12 месяцев идут 5 дней для пополнения обычного года; эти 5 дней не входят ни в один из 12 месяцев.
8. Каждый месяц делится на 3 равные части, по 10 дней в каждой; эти части называются декадами.
9. Дни декады именуются примиди, дуоди, триди, квартиди, квантиди, секстиди, септиди, октиди, нониди, декади.
Месяцы называются:
осенние - вандемиер, брюмер, фример;
зимние - нивоз, плювиоз, вантоз;
весенние - жерминаль, флореаль, прериаль;
летние - мессидор, термидор, фруктидор.
Последние 5 добавочных дней называются санкюлотидами.
10. Обычный год, в зависимости от того, как приходится равноденствие, получает добавочный день, дабы сохранить совпадение гражданского года с движением небесных тел; этот день, называемый днем Революции, помещается в конце года и составляет 6-й день санкюлотид.
4-летний период, в конце которого это добавление одного дня обычно является необходимым, называется франсиада - в память Революции, которая после четырех лет борьбы привела Францию к республиканскому образу правления. 4-й год франсиады называется секстиль.
11. День, от 12 часов ночи до 12 часов ночи, делится на 10 частей или часов; каждая часть делится на 10 других частей и так далее до поддающейся измерению самой маленькой части времени. Пятая часть часа называется десятичной минутой (minute decimale); сотая часть называется десятичной секундой (seconde decimale). Настоящая статья войдет в силу для государственных актов лишь с 1 вандемиера 3-го года Республики.
12. Комитету народного просвещения поручается напечатать новый календарь в различных форматах, с приложением популярно составленной инструкции, разъясняющей его основы и пользование им.
13. Календарь с приложением разъяснительной инструкции будет разослан административным органам, муниципалитетам, трибуналам, мировым судьям и всем должностным лицам, армиям, народным обществам, всем гимназиям и школам. Временный исполнительный совет пошлет календарь полномочным министрам, консулам и другим агентам Франции в иностранных государствах.
14. Все государственные акты будут датироваться согласно новому построению года.
15. Профессора, учителя и учительницы, отцы и матери семейств и все, кто направляет воспитание детей, почтут своим долгом объяснять детям построение нового календаря согласно приложенной к нему инструкции.
16. Каждые 4 года, или в каждую франсиаду, в день Революции, будут происходить республиканские игры в память Французской революции.


Инструкция
о республиканской эре и о делении года,
декретированная Национальным конвентом
в дополнение к декрету от 4 фримера (составлена Жильбером Роммом))


Часть первая. О мотивах, вызвавших декрет
Французская нация, подавленная и приниженная в продолжений большого числа веков самим наглым деспотизмом, поднялась наконец до сознания своих прав и могущества, которое приуготовляет ей ее судьбы. Изо дня в день в течение пяти лет революции, подобной которой не знают летописи мировой истории, она очищается от всего, что ее грязнит и задерживает ее движение, долженствующее быть столь же величественным, сколь и быстрым. Она желает, чтобы ее перерождение было полным, дабы годы ее свободы еще ярче отмечены были в истории своей продолжительностью, нежели годы ее рабства и унижения - в истории королей.
Скоро ремесла наши начнут развиваться новыми путями благодаря единству мер и весов, единый и неизменный тип которых, почерпнутый в самом измерении земли, приведет к исчезновению различия, бестолковости и неточности, существовавших до настоящего времени в этой области национальной промышленности.
Производства и история, для которых время есть необходимое мерило, также нуждались в новом измерении продолжительности - измерении, освобожденном от всех заблуждений, которые легковерие и суеверная рутина передали из веков невежества до наших дней.
Это-то новое измерение времени Национальный конвент и предлагает в настоящее время французскому народу. Оно должно носить печать и просвещенности нации, и характера нашей революции - своей точностью, своей простой, своей очищенностью от веяний духовных наслоений, которых не признавали бы разум и философия.

§ 1. О республиканской эре
Общепринятое летосчисление, которым Франция пользовалась до настоящего времени, зародилось посреди волнений, предвещавших близкое падение Римской империи, в эпоху, когда добродетель стала делать некоторые усилия, чтобы восторжествовать над человеческими слабостями. Но в продолжение 18 веков это летосчисление служило почти только для фиксирования во времени роста фанатизма, порабощения народов, скандального торжества гордыни, порока, глупости, а также преследований и ужаса, которые добродетель, таланты и философия сами претерпевали под властью жестоких деспотов или же допускали, чтобы их именем причиняли их другим.
Увидит ли наше потомство на одних и тех скрижалях, исписанных то рабской и коварной рукой, то рукою верной и свободной, описание восхваляемых преступлений королей и отвращение, которое они вызывают теперь, плутовство и ложь, долго превозносимые некоторыми лицемерами, и позор, покрывший наконец гнусных и коварных доверенных лиц продажности и плутовства дворцов? Нет! Общепринятая эра была эрой жестокости, лжи, вероломства и рабства. Эта эра кончилась вместе с королевской властью, источником всех наших зол.
Революция закалила души французов; с каждым днем она все больше поднимает их на высоту республиканских добродетелей. Время открывает новую винту для истории, и в своей новой поступи, величественной и простой, как равенство, оно должно гравировать новым и чистым резцом анналы возрожденной Франции.
Вес народы, занимавшие свое место в истории, избрали в своих собственных анналах самое яркое событие, чтобы к нему, как к определенному моменту, относить все другие события.
Жители Тира вели летосчисление со времени своей свободы, римляне - с основания Рима.
Французы ведут летосчисление с момента основания свободы и равенства.
Французская революция, плодотворная, энергичная в своих средствах, широкая, ослепительная в своих результатах, будет для историков и философов одной из тех великих эпох, которые горят, словно путеводные звезды, на вечных путях времени.

§ 2. О начале летосчисления и начале года
Начало года связывалось постепенно со всеми временами года, пока наконец продолжительность года не была установлена согласно точному знанию движения планет вокруг Солнца.
Некоторые народы отводили первый день своего года к зимнему или летнему солнцестоянию, другие - к равноденствиям. Некоторые народы вместо того чтобы связывать первый день с каким-нибудь временем года, предпочли выбрать для него какое-нибудь событие в летописях своей истории.
Франция до 1564 г. начинала свой год с пасхи. Потом один глупый и жестокий король, тот самый, по велению которого совершена была бойня в Варфоломеевскую ночь, Карл IX, установил начало года на первое января, руководясь при этом лишь стремлением последовать данному другими примеру. Эта дата не согласуется ни с временами года, ни с движением небесных тел, ни с историей.
Ход многочисленных событий Французской революции дает нам для этого момент поразительный, быть может, единственный в истории по своему полному соответствию с движением небесных тел, с временами года и старыми традициями.
21 сентября 1792 г. представители народа, собранные в Национальном конвенте, открыли свою сессию и провозгласили отмену королевства. Этот день был последним днем монархии, он должен быть последним днем общепринятой эры, последним днем года.
22 сентября декрет был приветствован в Париже. Этот день был провозглашен первым днем Республики, и в тот же день, в 9 часов 18 минут 30 секунд утра солнце достигло действительного осеннего равноденствия, войдя в знак созвездия зодиака.
Таким образом, равенство дней и ночей было отмечено небесным светилом в тот самый момент, когда гражданское и моральное равенство было провозглашено представителями французского народа в качестве священной основы нового образа правления.
Так Солнце осветило сразу оба полюса, а потом и весь земной шар - в тот день, когда впервые над французским народом засияло светило свободы, которому предстоит, - наступит такой день, - сиять над всем родом человеческим.
Так солнце в один и тот же день охватило в один и тот же день охватило вслед за одним полушарием и другое - в тот день, когда народ, восторжествовав над гнетом королей, перешел от монархического образа правления к республиканскому.
Только после четырехлетних усилий Революция достигла зрелости и привела нас к республике как раз в то время года, когда вызревают плоды, в это прекрасное время, когда земля, оплодотворенная трудом и ниспосылаемыми небом теплом и влагой, расточает свои дары и с величественной щедростью оплачивает трудящемуся человеку его заботы, его усталость, его труд.
Священные предания Египта, ставшие преданиями всего Востока, выводили землю на хаоса под тем же знаком, под которым родилась наша республика, и к этому относили происхождение вещей и времен.
Это стечение стольких обстоятельств придает священный характер этому времени года, которое наиболее ярко отмечено в наших революционных летописях и которое должно быть наиболее прославляемо в празднествах будущих поколений.
Национальный конвент только что постановил, что летосчисление французов и первый год их перерождения началось в день действительного осеннего равноденствия, который был днем основания Французской республики, и отменил общепринятую эру в гражданском обиходе.
Эра Селевка также началась в осеннее равноденствие, за 312 лет до общепринятой эры. Она принята была восточными народами всех верований - поклонниками огня, как и потомками Авраама, христианами, как и магометанами. Евреи отказались от нее лишь тогда, когда они рассеяны были по Западу, в 1040 г. Церковный год у русских и год у современных греков еще и теперь начинается с сентября.
Первая таблица указывает день и час осеннего равноденствия на несколько лет.

§ 3. О продолжительности года
Представление о продолжительности года уточнялось у различных народов вместе с прогрессом знаний. В течение долгого времени год составлялся из 12 лунных месяцев, т.е. из 354 дней, между тем как вращение земли вокруг солнца, - вращение, которое одно лишь регулирует смену времен года и отношение дней и ночей, - длится 365 дней 5 часов 48 минут 49 секунд.
Лишь вклинивая время от времени, с неправильными промежутками, то дни, то целый месяц, восстанавливали на некоторое время совпадение гражданского года с движением небесных тел и сменой времен года. Все такие вклинивания, производимые без определенных правил, временно выпрямляли извращения неправильных исчислений, но оставляли в силе их основные причины.
Египтяне за 15 веков, а вавилоняне - за 746 лет до общепринятой эры приблизились к правильному решению вопроса, установив продолжительность своего года в 365 дней.
Юлий Цезарь, в качестве диктатора и старшего жреца, вызвал к себе через 2 года после битвы при Фарсале знаменитого александрийского астронома Сосигена и приступил вместе с ним к преобразованию года. Он отменил лунный год, введенный Ромулом и плохо исправленный Нумой. Вследствие длительного ошибочного счисления, которое он решил уничтожить, образовалась за несколько веков такая путаница в счете месяцев, что зимние месяцы приходились на осень, а месяцы, посвященные весенним религиозным празднествам, выпадали на зиму.
Этот разнобой был отменен Юлием Цезарем, вклинившим 90 дней между ноябрем и декабрем. Тот год состоял поэтому из 445 дней и был назван годом смещения. Цезарь, сверх того, приказал, чтобы каждые 4 года добавляли 1 день после 6-го дня мартовских календ, который назван был вторым шестым, или bissextus; отсюда название bissextile, или високосный, которое дается году, получившему этот добавочный день. Это название не соответствует больше ничему с тех пор, как перестали вести счет по календам.
Реформа Юлия Цезаря исходила из того, что солнечный год состоит на 365 дней и шести часов, т.е. на 11 минут 11 секунд больше его действительной продолжительности.
К 1582 г. эта ошибка в исчислении снова вызвала сильное смещение дней в летосчислении. И вот Григорий XIII, тогдашний римский папа, предпринял вместе с астрономами новую реформу. Он отнял 10 дней от октября месяца того года и установил, чтобы из 4 солнечных годов только один был високосным. Ошибочностъ юлианского счислении дала в результате реальную ошибку в 12 дней, но астрономы, руководившие грегоргианской реформой, предполагали продолжительность года на 23 секунды больше, чем она имеет в действительности.
(Нужен период в 86400 лет, чтобы точная разница между солнечным годом и обычным гражданским годом дала целое число дней без дроби. Это число равно 20929, - это точное число добавочных дней, или високосных годов, которые действительно должны иметь место в течение этого продолжительного периода. А между тем юлианская реформа дает за этот период 22350 високосных годов, а грегорианская реформа - 21579 годов. Оба календаря грешат против истины - один на 1421, другой на 750 дней.)
Грегорианская реформа была, однако, постепенно принята всей Европой, за исключением России и Турции. Граубюнденцы, согласились отнять у октября только 5 дней, так как боялись, соглашаясь принять всю поправку, предложенную римской курией, задеть честь протестантской церкви.
В наше гораздо более просвещенное время видна вся бесполезность указанных реформ, построенных загодя на несколько веков и приводивших в отчаяние хронологов, историков и астрономов.
Следуя естественному ходу вещей и ища точки опоры в движении небесных тел, точно известном нам теперь, всегда легко будет достигать полного совпадения гражданского года с солнечным годом поправками, которые будут последовательно вводиться, как только маленькие годичные развития дадут целый день. В этом именно смысле и составлена ст.10 настоящего декрета.

§ 4. О франсиаде
После 4 лет революции, в високосный год народ, сокрушив угнетавший его трон, установил Республику. Первый год новой эры был бы и первым годом нового четырехлетнего периода, если бы Юлий Цезарь и Григорий XIII, устанавливая високосный год, меньше полагались на свою гордыню, чем на точные указания астрономии, и если бы мы до настоящего времени не подражали рабски римлянам.
Разум требует, чтобы мы следовали природе а не тащились рабски по ошибочным путям наших предшественников. Мы должны поэтому отдать добавочный день тому году, которому он должен быть отдан в соответствии с осенним равноденствием. В полном согласии с астрономическими наблюдениями это будет каждый 4-й год, и лишь приблизительно через 120 лет нужно будет отнять добавочный день у одного четырехлетия.
В память революции 4-летний период называется франсиадой, а добавочный день, завершающий франсиаду, называется днем Революции, - это 6-й день санкюлотид, и отсюда название bissextile, которое дается получающему его году. Декрет посвящает этот день республиканским празднествам, которые будут напоминать о главных событиях Революции. Великие деяния будут превозноситься на этих празднествах и вознаграждаться способом, достойным отечества, которому они делают честь.

§ 5. О делении и подразделении года
О месяце. Последовательная смена дня и ночи, фаз Луны и времени года является для человека естественным делением времени. Возвращение данной фазы Луны обозначает, что совершился полный оборот Луны, т.е. прошел лунный месяц; возвращение данного времени года обозначает, что прошел естественный год.
Путь Земли вокруг Солнца разделен обоими равноденствиями и обоими солнцестояниями на 4 части, которые она проходит не в одинаковые промежутки времени; точно так же и 4 времени года, устанавливаемые этим делением, не имеют одинаковой продолжительности.
4 времени года, рассматриваемые как деление года, представляли бы слишком много неудобств для домашнего и гражданского обихода ввиду их неравенства и продолжительности; чтобы подняться от маленькой единицы - дня - до большой единицы - года, уму человеческому нужно несколько посредствующих и все более значительных единиц, которыми служили бы ему лестницею и на которых он в то же время мог бы отдохнуть.
Луна движется вокруг Земли, и во время своего движения она в различных своих положениях получает и отражает солнечный свет - и этим определяются ее фазы. Полный оборот Луны повторяется 12 раз в году и образует 12 лунных месяцев, каждый из них длится приблизительно 29 дней 12 с половиною часов, или, круглым счетом, тридцать дней.
Двенадцать лунных месяцев составляют 354 дня, т.е. на 11 дней меньше, нежели нормальный год. Луна, следовательно, не дает нам своими движениями точного деления года, но она приносит большую пользу морякам, плавание которых она часто направляет, путешественникам, крестьянам, обрабатывающим землю, и в особенности жителям Севера, которым она заменяет день в долгие зимние ночи, и это не может не привлекать внимания людей к ее движению.
Месяц является поэтому необходимым делением, и всеми известными народами он был принят. Но, чтобы представлять удобство, это деление всегда должно быть одним и тем же и приближаться к лунному месяцу, насколько это позволяет единица дня, т.е. наиболее мелкая единица, какою можно пользоваться; но 29 дней 12 1/2 часов ближе к 30, чем к 29, а десятикратное число 30 является гораздо более удобным для вычислений.
До настоящего времени месяцы были неравны между собою и не совпадали с движениями Луны, а ум человеческий утомляется, раздумывая, состоит ли данный месяц из 30 или 31 дня. Это неравенство месяцев зародилось у народов, которые, устанавливая у себя слишком короткий год и не видя возможности одним лишь вклиниванием дней исправить недостатки своего счисления, добавили по 1 или по 2 дня к некоторым своим месяцам.
Египтяне, самые просвещенные из народов древности, строили свои месяцы равными, по 30 дней в каждом, и пополняли год, завершая его 5 добавочными днями, не входящими в состав ни одного месяца. Это деление отличается простотой, и его-то Национальный конвент принял для ежегодника французов.
О декаде. Четыре фазы Луны представляют собой естественное деление лунного месяца на 4 части. Но так как ни число 30, ни число 29 не делятся без остатка на 4, то стали делить 28, и полученное число 7 было принято в качестве подразделения месяца. Так возникла 7-дневная неделя, с которою египетские астрологи и маги связывали все заблуждения, все каббалистические комбинации, какие только можно было придумать.
Суеверие сохранило до наших дней, к великому стыду просвещенных веков, это ложное деление времени, которое не является точным мерилом ни лунного обращения вокруг Земли, ни месяцев, ни времен года и которое во все времена немало питали тщеславные стремления всяких сект. Празднование 7-го дня происходило как у язычников, так и у евреев, - это был день привлечения новообращенных и посвящения в тайны веры.
Ежегодник народа, признающего свободы вероисповедания, должен составляться вне зависимости от всяких религиозных воззрений и религиозной практики и должен носить печать простоты, какой отличаются лишь произведения просвещенного разума.
Десятичная система, принятая для мер и весов, равно как и для денежных знаков Республики вследствие ее больших удобств для торговли и промыслов, вполне естественно применяется и к делению месяцев. 30 дней, составляющие месяц, разделенные на 3 равные части, образуют 3 деления по 10 дней, которые мы называем поэтому декадами.
Таким образом, нормальный год состоит из 365 дней, или 36 1/2 декад, или 73 полудекад.
В обиходе пятью пальцами руки можно обозначать пять дней полудекады.
О дне. Пределы дня и ночи и средина дня и ночи естественно делят день на 4 части. Пением петухов в продолжение долгого времени пользовались персы - и до сих пор еще пользуются некоторые народности побережья Ледовитого океана и Белого моря, - как указанием для деления дня на части. Римляне делили день, от восхода до захода солнца, на 4 части по 3 часа в каждой, начинавшиеся в 6 часов утра, в 9, в 12 и в 3 часа дня. Некоторые народы Востока делили отдельно день и ночь на 12 частей, которые становились длиннее или короче в зависимости от продолжительности дня и ночи, так что части дня совпадали с частями ночи лишь во время равноденствий. Затем отказались от такого измерения времени, и все часы стали одинаковыми. Одно время существовало деление дня [суток] и на 12 часов, но возобладало деление на 24 часа. Одни ведут им счет от 1 до 24, другие составляют два раза по 12 часов, - так поступают и французы.
Не всегда господствовало согласие относительно того, когда начинается день. На Востоке считали, что день начинается с восходом солнца; по мнению астрономов, он начинается в полдень; евреи и афиняне начинали его с заката солнца; по счету итальянцев, он начинается полчаса спустя после заката; большинство народов Европы считают день от полуночи до полуночи; в Базеле день начинают за час раньше в воспоминание об услуге, оказанной этому городу тем, кто пресек заговор его врагов, приказав пробить на городских часах 12 часов вместо 11.
Деление часа на 60 минут и минуты на 60 секунд неудобно для счета и перестало соответствовать новому делению астрономических инструментов, столь полезных для мореходства и для географии, - делению десятичному, которое делает счет более скорым, более легким и более точным.
Чтобы сделать систему десятичного счисления более полной, Конвент постановил, что день будет делиться на 10 частей, каждая часть - на 10 других частей и т.д. до минимальной поддающейся измерению частицы времени.
Однако так как эта перемена должна повлечь за собою сильное изменение в изготовлении часов, которое может быть проведено лишь постепенно, она станет обязательной лишь начиная с 1-го дня 1-го месяца 3-го года Республики.

Часть вторая. Изготовление Ежегодника французов, или Республиканского календаря, и пользование им
§ 1
Строгая точность начал, развитых в первой части, требует, чтобы республиканский календарь был очищен от всего, что не касается деления года или положения небесных светил, которые благодаря своему свету имеют большое значение для элементарных потребностей человека либо тем, что содействуют его труду, либо тем, что регулируют времена года.
Благодаря предлагаемой инструкции ежегодник выступает во всей своей простоте: 12 месяцев в году, начинающемся 22 сентября 1793 года, и составляющие месяц дни, счетом от 1 до 30.
Все указания относительно движения небесных тел, которые могут нас интересовать, помечены либо в десятичных делениях времени, либо в десятичных частях круга (четверть круга разделена на 100 градусов, каждый градус - на 100 минут, каждая минута - на 100 секунд). На одной таблице будет указана разница между десятичными часами и старыми часами.

§ 2. О пользовании новым календарем
Когда требуется выразить какую-либо дату, приходится столь же мало говорить о декаде, как мало в старом счислении говорилось в таких случаях о неделе. Иногда к дате прибавлялось название дня недели. В новом делении года одно число месяца указывает и число декады в месяце, и число дня в декаде.
Если дата выражена в одной цифре - как 7 вандемиера - очевидно, что речь идет о 7-м дне 1-й декады. А когда число месяца выражено в двух цифрах - как 13 или 25 - точно так же очевидно, что двузначная цифра показывает: в первом случае (13) - что первая декада миновала и речь идет о 3-м дне 2-й декады, а во втором случае (25) - что 2-я декада прошла и речь идет о 5-м дне 3-й декады.
Наиболее простой и наиболее короткий способ написать дату следующий: 21 вандемиера 2-го года Республики.
Даты для санкюлотид еще проще, так как они не входят в состав ни одного месяца: 4-й день санкюлотид 2-го года Республики.
Вместо выражений «через 2 недели», «через 3 недели» или «через 15 дней» будут употреблять «через 1 1/2 декады», «через 2 декады» и т.д.
<...>

§ 4. О согласовании нового счисления со старым
Чтобы облегчить перевод старого счисления на новое, к предлагаемой инструкции приложена таблица согласования, при помощи которой можно будет без труда переводить старую дату на новую и обратно. Можно ту же операцию легко производить, зная, какому дню старого месяца соответствует 1-е число каждого нового месяца.
Если нет под рукой упомянутой таблицы согласования, можно разрешить все встречающиеся затруднения при помощи простых сложений.
1-й пример. Требуется выяснить, чему соответствует в новом календаре 17 декабря 1793 года. Указанная дата соответствует, следовательно, 27-му числу 4-го месяца.
2-й пример. Чему соответствует в новом календаре 14 июня 1794 года? Указанная дата соответствует 26-му дню 9-го месяца.
3-й пример. Перевести на новый стиль дату 12 декабря 1794 года. Указанная дата соответствует, следовательно, 22-му числу 3-го месяца 3-го года.
4-й пример. Какой дате соответствует в старом календаре новая дата - 19-е число 7-го месяца 3-го года? 3-й год Республики начинается 22 сентября 1794 г.; с этого дня нужно отсчитать 6 месяцев 19 дней, и мы получаем 10 апреля 1795 г.

§ 5. О новых карманных и стенных часах
Усовершенствовать дело производства часов и сделать произведения этого искусства полезными и доступными по цене для возможно большего числа граждан, - вот каков должен быть результат нового деления дня.
Задача состоит в том, чтобы разделить день [сутки], от полуночи до полуночи, смотря по надобности, на 10, на 100, на 1000, на 10000, на 100000 частей.
Дело искусства артистов [неточность старого перевода: artist означало «художник» в широком смысле, а часовщиков, как и граверов и ювелиров, относили к «художникам»] - стремится добиться этого самыми простыми, самыми быстрыми, самыми точными и самыми экономичными средствами.
Для обычного употребления можно будет довольствоваться карманными часами с одной стрелкой. Для тех, кому нужно будет знать десятичную или стотысячную часть дня, смотря по характеру тех процессов, длительность которых им нужно будет измерять, можно будет изготовлять часы с несколькими стрелками.
До настоящего времени недостаточно использовали те возможности, которые можно было бы извлечь: а) из рациональной системы деления циферблата; б) из формы стрелки, которая вместо того, чтобы указывать время своим концом, могла бы его указывать одновременно на нескольких концентрических кругах своей стороной, направленной к центру циферблата; в) из числа кругов, которые единственная стрелка могла быть сделать в течение одного дня, что дало бы возможность более дробного подразделения на одном и том же циферблате.
Особенно важно, чтобы часовщики нашли средство использовать для нового измерения времени старые механизмы карманных и стенных часов, производя в них возможно меньше изменений.
Чтобы облегчить переход от деления на 24 часа к новому делению, можно было бы разделить циферблат на две части, на одной из которых было бы деление на 12 часов, а на другой - на 5 часов; одна и та же стрелка с двумя взаимно противоположными друг другу разветвлениями указывала бы время на обеих частях.
В больших башенных часах и в стенных часах можно уничтожить часть механизма, приводящую в движение минутную стрелку, увеличить циферблат, сохранив старое деление, и отметить на окружности новое деление на 5 десятичных часов, соответствующее прежним 12 часам. Каждый десятичный час должен быть разделен на 100 минут, и часовая стрелка, прямая и приделанная к ребру циферблата, будет одновременно показывать часы и по старому, и по новому счету.
Большим общинам следует в этом отношении подать пример, и нужно надеяться, что патриотизм побудит их завести у себя десятичные башенные часы.
Один и тот же циферблат, разделенный на 100 частей, с отметкою через каждые 10 частей, может быть приспособлен к тому, чтобы показывать: а) одной и той же стрелкой декаду - на всем круге, день - в десятой части круга, час - в сотой части круга; б) другая стрелка показывала бы на том же циферблате десятичную минуту, а третья стрелка - десятичную секунду.

§ 6. О декаде
Закон предоставляет каждому гражданину самому распределять свои рабочие дни и дни отдыха - в зависимости от его потребностей, его сил и характера его занятий. Но т.к. необходимо, чтобы чиновники и государственные агенты, представляющие собою как бы часовых, поставленных блюсти интересы народа, возможно реже покидали свои места, закон допускает для них день отдыха лишь в конце декады.
Государственные кассы, почтовые и транспортные конторы, государственные учебные учреждения, театры, места, где скопляются торговцы, как биржи, рынки, базары, учреждения, где заключаются договоры и соглашения, всякого рода общественные установления, регулировавшие свою деятельность соразмерно с неделей или с каким-либо другим обычаем, не согласующимся с новым календарем, должны отныне распределять свою работу, считаясь с декадой, месяцем и санкюлотидами.
Исполнительный совет, административные органы и муниципалитеты должны поспешить принять все меры, которые им может внушить любовь к порядку и забота об общественном благе, чтобы ускорить проведение тех изменений в соответствующих функциях, которые могут потребоваться новым делением года.
Добрым гражданам, народным обществам, солдатам отечества, всегда выступающим безжалостными врагами всяких суеверий, следует подать пример в своей государственной и частной переписке и распространять предлагаемую инструкцию, которая может разъяснить выгоды спасительного закона.
А весь французский народ должен показать себя достойным самого себя и вести счет отныне своим трудам, своим удовольствиям, своим гражданским празднествам по измерению времени, созданному для свободы и равенства, созданному самой революцией, которая должна покрывать славой Францию во веки веков.

- - -
Приведено по:

Атеизм и борьба с церковью в эпоху Великой французской революции
Сб. материалов под ред. и переводом Ц.Фридлянда. Ч.1.
Центральный совет Союза воинствующих безбожников СССР.
М.: ОГИЗ. 1933


Подготовили: Марта (Ек.Урзова), Люсиль, М.Воронин, 2003; материал перемещен в сообщество 02.12




КУПЛЕТЫ О РЕСПУБЛИКАНСКОМ КАЛЕНДАРЕ
сочинение гражданина Дюкруази


Надменный март и ты, январь,
Над февралем смеялись встарь;
Как пленник, был я стиснут вами
Почти что трижды шесть веков, -
Но вот почтенными мужами
Я ныне вырван из оков.

Имел я двадцать восемь дней,
Вы были на три дня длинней.
Апрель, делясь со мной луною,
Злым козням вашим помогал, -
Но под свободой золотою
Свое я счастье отыскал.

В четырехлетний круг времен
Был лишний день мой заключен.
Дарил сей странный беспорядок
Мне двадцать девять дней не раз, -
Но больше нет таких загадок,
И новый век царит у нас.

Поток времен течет ровней:
Стал каждый месяц – тридцать дней.
Календарем седого Рима
Был обездолен я в веках,
Но Роммом честь моя хранима,
И равенство подъемлет стяг.

Теперь уж новый календарь
Не назовет меня, как встарь, -
Февраль! Сей звук – пустая проза,
Как все былые имена.
Нет! Ныне именем Вантоза
Земля и твердь обновлена.

Нас Фабр живит реформой той,
Мы блещем юной красотой.
Примерный ученик Мольера
Соткал из нас златой узор.
В нем блещет радость Вандемьера,
Сверкает гордый Фруктидор.

Как ласков нежный Жерминаль!
Как пышен ясный Флореаль!

Чудесная метаморфоза
Нам ловко прозвища дала,
И Плювиоз, и дни Нивоза
Она удачно нарекла.

Вот первый день и день второй,
Четвертый, пятый и шестой.
Седьмой бежит, восьмой проходит,
И сердце радостно находит
В декаду отдых жданный свой...


Пересчет дат


Год CCXII (2003-2004)
Год CCXIII (2004-2005)
Год CCXIV (2005-2006)
Год CCXV (2006-2007)
Год CCXVI (2007-2008)
Год CCXVII (2008-2009)
Год CCXVIII (2009-2010)
Год CCXIX (2010-2011)
Год CCXX (2011-2012)

@темы: философия, товарищам, социальная история, событие, скачать бесплатно, религия и церковь, полезные ссылки, персона, оригинальные произведения 18 в., они и мы, источники/документы, история науки, история идей, имена, события, календарь, вопрос-ответ, веселые картинки, Франция, Россия и Франция, Великая французская революция, АРТеФАКТическое/иллюстрации, homo ludens, 18 век

Комментарии
2012-02-06 в 18:54 

Кибальчиш
Нельзя уставать, товарищи, - отряд не закончил войну
Год CCXII (2003-2004)
вандемьер-брюмер CCXII года * брюмер-фример CCXII года * фример-нивоз CCXII года * нивоз-плювиоз CCXII года * плювиоз-вантоз CCXII года * вантоз-жерминаль CCXII года * жерминаль-флореаль CCXII года * флореаль-прериаль CCXII года * прериаль-мессидор CCXII года * мессидор-термидор CCXII года * термидор-фрюктидор CCXII года * фрюктидор CCXII года


"Круглые даты" 2003

290 лет - ДИДРО (6.10.1713 — 30.07.1784)

280 - м-ль КЛЕРОН (25.01.1723 — 29.01.1803), ГОЛЬБАХУ (8.12.1723 — 21.06.1789)

270 - Джозефу ПРИСТЛИ (13.03.1733 – 6.02.1804)

260ЛАВУАЗЬЕ (26.08.1743 — 8.05.1794), КОНДОРСЕ (17.09.1743 — 29.03.1794), МАССЬЁ (17.09.1743 — 6.06.1818), МАРАТУ (24.05.1743 — 13.07.1793), РАБО де Сент-Этьену (14.11.1743 — 5.12.1793), Роз ВЕСТРИС (7.04.1743 – 5.10.1804)

250КЛЕБЕРУ (9.03.1753 — 14.06.1800), ДЕЛАКРУА (ЛАКРУА) (3.04.1753 — 5.04.1794), РИВАРОЛЮ (26.06.1753 — 1801), ТЮРИО (1.05.1753 — 30.06.1829), КАРНО (13.05.1753 — 2.08.1823), ВЕРНЬО (31.05.1753 — 31.10.1793), Ла РЕВЕЛЬЕРУ-ЛЕПО (24.08.1753 — 27.03.1824), БЕСЬЕРУ (6.08.1768 — 1.05.1813), КАМБАСЕРЕСУ (18.10.1753 — 8.03.1824), БЕРТЬЕ (20.11.1753 — 1.06.1815)

240БРЮНУ (13.03.1763 — 2.08.1815), БУРБОТТУ (5.06.1763 — 13.06.1795), МЕУЛЮ (22.06.1763 — 03.1817), ЛЕСЮЕРУ (15.01.1763 (1760 ?) — 6.10.1837), ТАЛЬМА (15.01.1763 — 19.10.1826), Огюстену РОБЕСПЬЕРУ (21.01.1763 — 28.07.1794), ШОМЕТТУ (24.05.1763 — 13.04.1794), ПОНЯТОВСКОМУ (7.05.1763 — 19.10.1813), МАЙЯРУ (11.12.1763 — 15.04.1794), ПРИЁРУ-ДЮВЕРНУА (22.12.1763 — 11.08.1832), ДРУЭ (8.02.1763 — 10.04.1824), МОРО (14.02.1763 — 2.09.1813), ЛАСУРСУ (22.01.1763 — 31.10.1793), Жозефине БОГАРНЕ/БОНАПАРТ (23.06.1763 — 29.05.1814)

230 - Элизабет Дюпле-ЛЕБА (26.08.1773 — 1859), Хуане Марии Игнасии Терезе Кабарюс=де Фонтене=Тальен= де Караман и де Шиме (31.07.1773 – 15.01.1835), КАТЕЛЮ (10.06.1773 — 29.11.1830)

200 - Эдгару КИНЕ (17.02.1803 – 27.03.1875)

190 - БЮХНЕРУ (17.10.1813 — 19.02.1837)

120 - Ал.Ник.ТОЛСТОМУ (10.01.1883 — 23.02.1945)

110 - Якову Мих. ЗАХЕРУ (3.11.1893 — 14.03.1963)

100 - Маргарит Клинверк де Краенкур (ЮРСЕНАР) (8.06.1903 – 17.12.1987)

90 - Альберу КАМЮ (7.11.1913 — 4.01.1960), Морису СЛАВИНУ (1913 — 6.02.2006), ЧАКОВСКОМУ (26.08.1913 – 17.02.1994)

70 - Жану ТЮЛАРУ (род. 22.12.1933)

60 - Анне Мадлен ШАРМЕЛО (род. в 1943)

2012-02-06 в 18:55 

Кибальчиш
Нельзя уставать, товарищи, - отряд не закончил войну
Год CCXIII (2004-2005)
санкюлотиды CCXII-CCXIII
вандемьер CCXIII (сент.-окт.2004) . брюмер  CCXIII (окт.-нояб.2004) . фример CCXIII (нояб.-дек.2004)
нивоз CCXIII (дек.2004-янв.2005) . плювиоз CCXIII (янв.-фев.2005) . вантоз CCXIII (фев.-мар.2005)
жерминаль CCXIII (мар.-апр.2005) . флореаль CCXIII (апр.-май 2005) . прериаль CCXIII (май-июнь 2005)
месидор CCXIII (июнь-июль 2005) . термидор CCXIII (июль-авг.2005) . фрюктидор CCXIII (авг.-сент.2005)
санкюлотиды CCXIII-CCXIV

2012-02-06 в 18:56 

Кибальчиш
Нельзя уставать, товарищи, - отряд не закончил войну
Год CCXIV (2005-2006)
санкюлотиды CCXIII-CCXIV
вандемьер CCXIV (сент.-окт.2005) . брюмер CCXIV (окт.-нояб.2005)
нивоз CCXIV (дек.2005-янв.2006) . плювиоз CCXIV (янв.-фев.2006) . вантоз CCXIV (фев.-март 2006)
жерминаль CCXIV (март-апр.2006) . флореаль CCXIV (апр.-май 2006) . прериаль CCXIV (май-июнь 2006)
месидор CCXIV (июнь-июль 2006) . термидор CCXIV (июль-авг.2006) . фрюктидор CCXIV (авг.-сент.2006)
санкюлотиды CCIV-CCXV

2012-02-06 в 18:58 

Кибальчиш
Нельзя уставать, товарищи, - отряд не закончил войну
Год CCXV (2006-2007)
санкюлотиды CCIV-CCXV
вандемьер CCXV (сент.-окт.2006) . брюмер CCXV (окт.-нояб.2006) . фример CCXV (нояб.-дек.2006)
нивоз CCXV (дек.2006-янв.2007) . плювиоз CCXV (янв.-фев.2007) . вантоз CCXV (фев.-март 2007)
жерминаль CCXV (март-апр.2007) . флореаль CCXV (апр.-май 2007) . прериаль CCXV (май-июнь 2007)
месидор CCXV (июнь-июль 2007) . термидор CCXV (июль-авг.2007) . фрюктидор CCXV (авг.-сент.2007)
санкюлотиды CCV-CCVI

2012-02-06 в 18:59 

Кибальчиш
Нельзя уставать, товарищи, - отряд не закончил войну
Год CCXVI (2007-2008)
санкюлотиды CCV-CCVI
вандемьер CCXVI (сент.-окт.2007) . брюмер CCXVI (окт.-нояб.2007) . фример CCXVI (нояб.-дек.2007)
нивоз CCXVI (дек.2007-янв.2008) . плювиоз CCXVI (янв.-фев.2008) . вантоз CCXVI (фев.-март 2008)
жерминаль CCXVI (март-апр.2008) . флореаль CCXVI (апр.-май 2008) . прериаль CCXVI (май-июнь 2008)
месидор CCXVI (июнь-июль 2008) . термидор CCXVI (июль-авг.2008) . фрюктидор CCXVI (авг.-сент.2008)
санкюлотиды CCXVI-CCXVII

2012-02-09 в 18:51 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Год CCXVII (2008-2009)
санкюлотиды CCXVI-CCXVII
вандемьер CCXVII (сент.-окт.2008) . брюмер CCXVII (окт.-нояб.2008) . фример CCXVII (нояб.-дек.2008)
нивоз CCXVII (дек.2008-янв.2009) . плювиоз CCXVII (янв.-фев.2009) . вантоз CCXVII (фев.-март 2009)
жерминаль CCXVII (март-апр.2009) . флореаль CCXVII (апр.-май 2009) . прериаль CCXVII (май-июнь 2009)
месидор CCXVII (июнь-июль 2009) . термидор CCXVII (июль-авг.2009) . фрюктидор CCXVII (авг.-сент.2009)
санкюлотиды CCXVII-CCXVIII

2012-02-17 в 18:49 

tawi-tum
Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной
Год CCXVIII (2009-2010)
санкюлотиды CCXVII-CCXVIII
вандемьер CCXVIII (сент.-окт.2009) . брюмер CCXVIII (окт.-нояб.2009) . фример CCXVIII (нояб.-дек.2009)
нивоз CCXVIII (дек.2009-янв.2010) . плювиоз CCXVIII (янв.-фев.2010) . вантоз CCXVIII (фев.-март 2010)
жерминаль CCXVIII (март-апр.2010) . флореаль CCXVIII (апр.-май 2010) . прериаль CCXVIII (май-июнь 2010)
месидор CCXVIII (июнь-июль 2010) . термидор CCXVIII (июль-авг.2010) . фрюктидор CCXVIII (авг.-сент.2010)
санкюлотиды CCXVIII-CCXIX

2012-02-21 в 20:00 

tawi-tum
Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной
Год CCXIX (2010-2011)
санкюлотиды CCXVIII-CCXIX
вандемьер CCXIX года (сент.-окт.2010) . брюмер CCXIX года (окт.-нояб.2010) . фример CCXIX года (нояб.-дек.2010)
нивоз CCXIX года (дек.2010-янв.2011) . плювиоз CCXIX года (янв.-фев.2011) . вантоз CCXIX года (фев.-март 2011)
жерминаль CCXIX года (март-апр.2011) . флореаль CCXIX года (апр.-май 2011)прериаль CCXIX года (май-июнь 2011)
месидор CCXIX года (июнь-июль 2011) . термидор CCXIX года (июль-авг.2011) . фрюктидор CCXIX года (авг.-сент.2011)
санкюлотиды CCXIX-CCXX

2012-02-21 в 20:01 

tawi-tum
Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной
Год CCXX (2011-2012)
вандемьер CCXX года (сент.-окт. 2011) . брюмер CCXX года (окт.-нояб.2011) . фример  CCXX года (нояб.-дек.2011)
нивоз CCXX года (дек.2011-янв.2012) . плювиоз CCXX года (янв.-фев.2012) . вантоз CCXX года (фев.-март 2011)
жерминаль CCXX года (март-апр. 2012) . флореаль CCXX года (апр.-май 2012) . прериаль CCXX года (май-июнь 2012)
месидор CCXX года (июнь-июль 2012) . термидор CCXX года (июль-авг. 2012) . фрюктидор CCXX года (авг.-сент. 2012)

2012-02-22 в 16:32 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
tawi-tum, Кибальчиш, спасибо! А то мы календарь подзабросили...

2012-02-24 в 17:12 

Belle Garde
Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте
tawi-tum, Кибальчиш, тоже хотела сказать мерси-мерси ))

2012-02-26 в 12:50 

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
Кибальчиш, tawi-tum, спасибо!

URL
2012-09-28 в 18:19 

Кибальчиш
Нельзя уставать, товарищи, - отряд не закончил войну
Год CCXXI (2012-2013)


вандемьер CCXXI (сент.-окт.2012)

2012-09-29 в 17:47 

Синяя блуза
Кибальчиш, сложновато по первости. Но все равно мерсибо )

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная