Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
17:20 

Пламя Парижа, или Триумф республики (балет в 4-х действиях)

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Музыка Бориса Владимировича Асафьева
Либретто Н.Волкова, В.Дмитриева по мотивам хроники Ф.Гра «Марсельцы».
Постановка В.Вайнонена. Режиссер С.Радлов. Художник В.Дмитриев.
Первое представление: Ленинград, Театр оперы и балета имени С.М.Кирова, 6 ноября 1932 г.

Действующие лица: Гаспар, крестьянин. Жанна и Пьер, его дети. Филипп и Жером, марсельцы. Жильбер. Маркиз Коста де Борегар. Граф Жофруа, его сын. Управляющий имением маркиза. Мирейль де Пуатье, актриса. Антуан Мистраль, актер. Амур, актриса придворного театра. Король Людовик XVI. Королева Мария-Антуанетта. Церемониймейстер. Тереза. Оратор-якобинец. Сержант национальной гвардии. Марсельцы, парижане, придворные, дамы. Офицеры королевской гвардии, швейцарцы, егеря.



Лес близ Марселя. Гаспар с детьми Жанной и Пьером собирают хворост. Слышны звуки охотничьих рогов. Это сын владельца округи граф Жофруа охотится в своем лесу. Крестьяне спешат скрыться. Появляется граф и, подойдя к Жанне, хочет ее обнять. На крик Жанны прибегает отец. Егери, слуги графа избивают и уводят с собой старого крестьянина.

Площадь Марселя. Вооруженная стража ведет Гаспара. Жанна рассказывает марсельцам, за что отца отправляют в тюрьму. Возмущение народа еще одной несправедливостью аристократов растет. Народ штурмует тюрьму, расправляется с охраной, взламывает двери казематов и выпускает на волю пленников маркиза де Борегара. Жанна и Пьер обнимают вышедшего из темницы отца. Народ ликованием встречает узников. Раздаются звуки набата. Входит отряд национальной гвардии с плакатом: «Отечество в опасности!» Волонтеры записываются в отряды, направляющиеся на помощь восставшему Парижу. Вместе с друзьями записываются Жанна и Пьер. Под звуки «Марсельезы» отряд выступает в поход.

Версаль. Маркиз де Борегар рассказывает офицерам о событиях в Марселе. Жизнь Версаля идет своим чередом. На сцене придворного театра разыгрывается классическая интермедия, в которой участвуют Армида и Ринальдо. После представления офицеры устраивают банкет. Появляются король и королева. Офицеры приветствуют их, клянутся в верности, срывают трехцветные повязки и меняют их на кокарды с белой лилией — гербом Бурбонов. После ухода короля и королевы офицеры пишут обращение к королю с просьбой разрешить им расправиться с революционным народом. Актер Мистраль находит на столе забытый документ. Боясь разглашения тайны, маркиз убивает Мистраля, но тот перед смертью успевает передать документ Мирейль де Пуатье. За окном звучит «Марсельеза». Спрятав разорванное трехцветное знамя революции, актриса покидает дворец.

Ночь. Площадь Парижа. Сюда стекаются толпы парижан, вооруженные отряды из провинций, в их числе марсельцы, овернцы, баски. Готовится штурм королевского дворца. Вбегает Мирейль де Пуатье. Она рассказывает о заговоре против революции. Народ выносит чучела, в которых можно узнать королевскую чету. В разгар этой сцены на площадь приходят офицеры и придворные во главе с маркизом. Узнав маркиза, Жанна дает ему пощечину.

Толпа бросается на аристократов. Звучит «Карманьола». Выступают ораторы. Под звуки революционной песни «Çа ira» народ штурмует дворец, врывается по парадной лестнице в залы. То тут, то там завязываются схватки. На Жанну нападает маркиз, но Пьер, защищая сестру, убивает его. Жертвуя жизнью, Тереза отнимает у офицера трехцветное знамя.


Защитники старого режима сметены восставшим народом. На площадях Парижа под звуки революционных песен танцует и веселится победивший народ.


По изданию: 100 балетных либретто (Л.: Музыка. 1971. С.30-31)

- - -
Героический балет, блистательно поставленный Вайноненом. Спектакль явился ярчайшим свидетельством советского мужского танца. Мне очень жаль, что довелось танцевать в нем всего три раза. Я получал огромное наслаждение от исполняемой партии, так как считаю необходимым для каждого артиста присутствие подобных партий в репертуаре.
Михаил Лавровский в роли Филиппа

О тех, кто создал балет
АСАФЬЕВ Борис Владимирович (17(29).07.1884, Петербург, ‒ 27.01.1949, Москва)

ВОЛКОВ Николай Дмитриевич (10(22).12.1894, Пенза - 3.041965, Москва)

ВАЙНОНЕН Василий Иванович (8(21).02.1901, Петербург, - 23.03.1964, Москва)

ДМИТРИЕВ Владимир Владимирович (31.04.1900, Москва, - 6.05.1948, Москва)

РАДЛОВ Сергей Эрнестович (23.08(4.09).1892, Петербург, - 27.10.1958, Рига)

ЛАВРОВСКИЙ (Иванов) Михаил Леонидович (29.10.1941, Тбилиси)

Литературная основа либретто – роман «Марсельцы»
Феликс Гра (3.05.1844, Мальмор под Авиньоном, — 4.03.1901, Авиньон) – статья в Литературной энциклопедии

- - -
♪♫ Музыкально-нотный отдел библиотеки Vive Liberta

- - -
Материал опубликован в 2003 г., дополнен ссылками и перемещен в сообщество - 4.02.12

@темы: 18 век, 20 век, homo ludens, Великая французская революция, Россия и Франция, Советский Союз, Франция, история искусств, литературная республика, они и мы, персона, полезные ссылки, скачать бесплатно

Комментарии
2012-02-04 в 17:52 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
История создания балета и либретто ("первоначальная редакция" - ?) на сайте Бельканто
Чья ошибка - действие происходит в 1791 году - не выясняла.

Заметка (сразу скажу, очень невысокого уровня) о постановке "Пламя Парижа" в Большом театре в 2008 году. Полезное - эскизы костюмов и несколько фотографий с премьеры.
Кстати, почему-то С.Уваров не упоминает о том, что Михаил Лавровский помогал, если угодно, консультировал А.Ратманского.


Еще один из эскизов костюмов Елены Марковской к спектаклю 2008 года

2012-02-04 в 17:56 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Capra Milana, спасибо, и спасибо, и спасибо!

Раз мы о современной постановке, то - фотографии с макетов декораций Ильи Уткина.

2012-02-04 в 18:06 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Еще заметка о постановке 2008 года, тоже писал далеко не В.Стасов ;(, отчасти проливает свет на изменения либертто. Ценное там - небольшая фотография из спектакля 1962 года.
Судя по макетам Уткина, 1791 год имеет способность растягиваться не только до 1789, но аж до 1794? ;-))
И эти люди и им подобные берутся о чем-то судить, прости-верховное-существо...


А это, кажется, Филипп-первый. То есть первый исполнитель партии Филиппа в балете в 1932 году - Семен Каплан.


2012-02-04 в 18:10 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)

2012-02-04 в 20:30 

Belle Garde
Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте
Классно! Спасибо, можно потырить костюмчик на аватар? Триколорные чулки - это же, это же... ! ))
За это можно простить даже Верховное существо в 1791 году.

2012-02-05 в 13:42 

Mezzo soprano
Мир - это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. (Теккерей)
Еще один из эскизов костюмов Елены Марковской к спектаклю 2008 года
Capra Milana, это Теруань!!!

2012-02-05 в 13:46 

Mezzo soprano
Мир - это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. (Теккерей)
2012-02-05 в 13:50 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Mezzo soprano, спасибо, хорошее местечко )

можно потырить костюмчик на аватар?
Belle Garde, вопрос скорее к художнику...
За это можно простить даже Верховное существо в 1791 году.
...и даже Верховное существо с физиономией Бодхисаттвы ;)

2012-02-10 в 20:13 

Свой среди чужих...
...чужой среди своих
Верховное существо с физиономией Бодхисаттвы ;)
Capra Milana, и оно же - "республика", видимо...
Судя по макетам Уткина, 1791 год имеет способность растягиваться не только до 1789, но аж до 1794? ;-))
И эти люди и им подобные берутся о чем-то судить, прости-верховное-существо...

forster2005, где уж нам уж, пресмыкающимся в пыли и прахе фактов, до таких высот!

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная