22:22 

"Лонжюмо... улица Мари-Роз..."

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Зацепились эти названия в моей памяти с той поры, когда читала "Волный Черного моря"... в третьем или во втором классе средней школы. А опыт показывает - если что-то зацепилось, рано или поздно, при тех ли обстоятельствах или иных, оно возвращается.
В 140-й день рождения Владимира Ильича Ульянова (Ленина)
ставлю на полку нашей библиотеки

Раиса Юльевна Каганова
ЛЕНИН ВО ФРАНЦИИ
Декабрь 1908 — июнь 1912
Революционер, теоретик, организатор.
Изд. 2-е, доп. Главная редакция социально-политической литературы
М.: «Мысль», 1977. 380 с. с ил.


Аннотация издательства: Парижский период эмиграции В.И.Ленина до сих пор в литературе не был освещен подробно. Этот пробел восполняет Р.Ю.Каганова своим исследованием. Автор раскрывает связи В.И.Ленина с организациями РСДРП в России, его борьбу против всякого рода оппортунистов, за укрепление большевистской партии, воссоздает содержание ряда ленинских рефератов, не сохранившихся в письменном виде, прослеживает на конкретном историческом материале связи Ленина с французским и международным рабочим движением. Значительная часть архивных материалов, использованных автором, впервые вводится в научный оборот. Во втором, дополненном издании книги широко использованы ленинские документы, впервые опубликованные в 1975 году в XXXVIII Ленинском сборнике.

Ссылки для скачивания.


Оглавление

ИЛЛЮСТРАЦИИ
автограф В.И.Ленина: страницы письма директору Национальной библиотеки в Париже с просьбой о выдаче читательского билета
читальный зал Национальной библиотеки

карта "Ленинские места в Париже"
улица Бонье, мемориальная доска
вид деревни Бомбон
дом в Лонжюмо (Гранд-рю, № 91), где жил В.И.Ленин летом 1911 г. С 1946 г. на фасаде помещена мемориальная доска. По той же улице, № 17, размещалась школа.
улица Мари-Роз
музей на улице Мари-Роз, № 4. Фрагмент интерьера. Квартиру выкупили и создали музей в апреле 1945 французские коммунисты (ФКП). Музей существует и сейчас, это 14-й округ Парижа, посещение по будням с 9-30 до 17 часов.
типография на улице Орлеан

улица Дантона. В доме, что на фотографии, проходили чтения рефератов
"Национальный вопрос", афиша реферата
"Революционный подъем российского пролетариата", афиша реферата
"Религия и рабочая партия", афиша реферата
"Столыпин и революция", афиша реферата

"Материализм и эмпириокритицизм", обложка первого издания книги
Всероссийская конференция РСДРП, 1912 г.

скульптурный бюст В.И.Ленина /фотография черно-белая, материал - красный мрамор, скульптор – Н.-Л.Аронсон. Впервые экспонировался на выставке «Ленин» в «Гранд-Пале» в Париже, 20 мая 1970 г./

фрагмент барельефа Стены Коммунаров на Пер-Лашез

Серафима Ильинична Гопнер (7.04.1880 — 25.031966)
Максим Горький, Алексей Максимович Пешков (28.03.1868 — 18.06.1936)
Иосиф Федорович Дубровинский, он же Иннокентий, Илья, Иннокентьев, Леонид (26.08.1877 — 1.06.1913)
Яков Давидович Зевин (21.06.1888 — 20.09.1918)
Мальтерр, сын букиниста с улицы Мари-Роз, у которого Ленин брал книги.
Симон Аршакович Тер-Петросян, он же Камо (1882-1922)
Иван Дмитриевич Чугурин, он же Петр (1883-1947)
Инесса /Федоровна/ Арманд, урожденная Пеше д’Эрбенвиль (26.04.1874 — 24.09.1920)
Мария Александровна Ульянова и Анна Ильинична Ульянова-Елизарова

avenu de Lenin, Paris
Кстати. Кое-что мы отыскали сами, кое-что взяли из английской вики:
Avenue Lénine, Bègles / Франция
огласить весь список

@темы: социальная история, свобода-право-власть, революции, полезные ссылки, персона, они и мы, новые публикации, массы-классы-партии, литературная республика, источники/документы, история идей, историография, Советский Союз, Россия и Франция, Парижская коммуна, М.Робеспьер, Европа, АРТеФАКТическое/иллюстрации, 20 век, товарищам

Комментарии
2010-04-21 в 22:41 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Capra Milana, спасибо за книгу.
Несколько слов на счет скульптурного бюста красного мрамора работы Аронсона:
"Аронсон, увидев голову Ленина, - находим у Луначарского, - пришел в восхищение и стал просить у Ленина позволения вылепить, по крайней мере, хотя медаль с него. Он указал мне на замечательное сходство Ленина с Сократом. Надо сказать, впрочем, что еще больше, чем на Сократа, похож Ленин на Верлена. В то время каррьеровский портрет Верлена в гравюре вышел только что, и тогда же был выставлен известный бюст Верлена... Впрочем, было отмечено, что и Верлен был необыкновенно похож на Сократа. Главное сходство заключалось в великолепной форме головы. Строение черепа Владимира Ильича действительно восхитительно. Нужно несколько присмотреться к нему, чтобы оценить эту физическую мощь, контур колоссального купола лба и заметить, я бы сказал, какое-то физическое излучение света от его поверхности... Рядом с этим, более сближающее с Верленом, чем с Сократом, глубоко впавшие, небольшие и страшно внимательные глаза. Но у великого поэта глаза эти мрачные, какие-то потухшие (судя по портрету Каррьера) - у Ленина они насмешливые, полные иронии, блещущие умом и каким-то задорным весельем. У Ленина глаза так выразительны, так одухотворены, что я потом часто любовался их непреднамеренной игрой. У Сократа, судя по бюстам, глаза были скорей выпуклые. В нижней части лица опять значительное сходство, особенно когда Ленин носит более или менее большую бороду. У Сократа, Верлена и Ленина борода росла одинаково, несколько запущенно и беспорядочно. А совсем не так, замечу в скобках, как у некоторых артистов, играющих Ленина, - прилично подстриженная в парикмахерской, даже немного клинышком, как у процветающего присяжного поверенного".

И там же - по поводу «Я ДОЛЖЕН ВЫСТУПАТЬ!» <что-то мне это напоминает…> (если я правильно поняла)
"Однажды мы засиделись до трех часов ночи у Эльзы Триоле и Луи Арагона, которые тогда еще жили недалеко от Оперы на старинной улице Де-ля-Сурдьер, и они пошли нас проводить до стоянки такси. Когда мы, держась за холодные стены и боясь разбудить консьержку, с которой Арагон состоял в одной партийной ячейке, спустились по темной винтовой лестнице, а затем вышли на темную улицу, поэт показал нам на противоположной стороне старый дом, как-то по-оперному освещенный одиноким фонарем, бросавшим на дряхлый фасад свой слабый световой веер.
- Обратите внимание на эти четыре окна во втором этаже, - сказал Арагон. - Здесь жил Максимилиан Робеспьер. Он был мой сосед.
"Мой сосед Робеспьер" - это было сказано совсем по-парижски. Кажется, в мире нет ни одного великого человека, имя которого не было бы связано с Парижем. В Париже жил Маркс, в Париже жил Ленин. И подобно тому как Арагон сказал: "Робеспьер - мой сосед", - мне хочется сказать: "Ленин - мой современник"
."

"Маленькая железная дверь в стене", автора "Волн Черного моря" :)

2010-04-21 в 22:49 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
В жизни всяко происходило.
Но окошками зажжено,
как туманная Атлантида,
где-то светится Лонжюмо.

Там он школе читает лекции.
Называет их имена.
В темной комнатке лица светятся,
как прозрачные семена.

Сколько их по земле рассеяно!..
Беспощадно летит Земля.
Школа Ленина! школа Ленина!
Умирают учителя.
. . .
Хватит! Ленин в крови у времени.
Среди строящейся новизны
школа Ленина,
школа Ленина
продолжается, черт возьми!


Андрей Вознесенский, "Лонжюмо"

2010-04-21 в 22:51 

Кибальчиш
Нельзя уставать, товарищи, - отряд не закончил войну
2010-04-21 в 23:27 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Le Lion de Denfert-Rochereau ("место встречи изменить нельзя", смотрите текст :)) Одна из фотографий 1900 года.
А вот кафешки на авеню Орлеан исчезли еще в средине прошлого века.
Зато есть вот что: - в блоге у французского гражданина.
А это - знакомьтесь, Камил(л)(ь). Камил Гюисманс. Два письма Ленина Гюисмансу, в переводе.

2010-04-22 в 00:04 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
Capra Milana спасибо.
Фильм "Ленин в Париже" снимал Сергей Юткевич. Я, к сожалению, фильм не видел. А информацию кое-какую нашел. (Там наша "Лолотта" в одной из ролей :) ) Французский постер кто хочет утащить, тут.
Вообще, в imdb можно посмотреть кинообразы Ленина. Познавательно.

Forster2005 - Вознесенский, хоть не мой поэт, но тут - в точку.

С праздником, граждане!

2010-04-22 в 00:17 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
И кстати: еще не разобрался, что за опус, художественная публицистика, конечно, но по теме:
сайт, посвященный Инессе Арманд.

2010-04-22 в 00:18 

Свобода начинается с иронии
Capra Milana спасибо! В ЖЖ можно?

URL
2010-04-22 в 07:29 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Nataly Red Rose Вы сомневались?!.. :)

АиФ
Несколько слов на счет скульптурного бюста красного мрамора работы Аронсона:
"Аронсон, увидев голову Ленина, - находим у Луначарского, - пришел в восхищение и стал просить у Ленина позволения вылепить, по крайней мере, хотя медаль с него

Интересно. Мне кажется, бюст сделан в более позднее время, уже по "каноническим" образцам... Возможно, я не права. Попробую выяснить.

«Я ДОЛЖЕН ВЫСТУПАТЬ!» <что-то мне это напоминает…> (если я правильно поняла)
Правильно-правильно )

М-Воронин наша "Лолотта" в одной из ролей :)
...и весьма неожиданно... Что наводит на мысль познакомиться с ней поближе.

Marty Larny, а не поискать ли нам книгу Ж.Фревиля и этот самый атлас?

Кибальчиш спасибо. Из детской ленинианы я Зою Воскресенскую читала. А Прилежаеву, видимо, нет, иначе бы помнила.

Forster2005 как своевременно. Спасибо.

2010-04-22 в 11:38 

...чужой среди своих
Capra Milana спасибо! интересная вещица, и всем спасибо.

2010-04-22 в 13:36 

Синяя блуза
Спасибо!

2010-04-22 в 20:38 

Синяя блуза
Хотел сказать не просто спасибо. Лениниана вся разная и неодинаковая. Не знаешь, на что налетишь. Были же всякие слащавые рассказики. Так что тем более, приятно почитать что-то и научное, и правильное мировоззренческое.

2010-04-22 в 21:28 

Без диплома
Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Спасибо. Про Аронсона нашел немного информации.
А́РОНСОН Наум (Aronson, Naum; 1872, Креславка, Витебская губерния, – 1943, Нью-Йорк), скульптор. Воспитывался в хасидской (см. Хасидизм) семье и получил традиционное начальное образование. После учения в рисовальной школе в Вильно (см. Вильнюс) не был принят в Академию художеств и уехал в Париж (1891). В 1897 г. его скульптура была впервые выставлена в парижском «Салоне». В 1900 г. Аронсон был награжден золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. Храня верность классической традиции, Аронсон сумел выработать свой индивидуальный стиль, полный динамики и грации. Аронсон жил во Франции, но изредка приезжал в Россию. В 1902 г. он закончил скульптурный портрет Л. Толстого, над которым напряженно работал в Ясной Поляне. В 1904 г. Аронсон выполнил скульптурную работу, посвященную жертвам Кишиневского погрома, «Киддуш ха-Шем». Еврейская тема всегда волновала Аронсона. Он создал величественную фигуру «Моисей», скульптурную группу «Бар-мицва», «Пророк», «Вечный Жид», скульптурный портрет С. Юшкевича и другие работы. Аронсон получил известность как мастер скульптурного портрета (например, «Шопен», «Данте», «Тургенев», «Пастер»).
В 1906 г. в Бонне был установлен памятник Бетховену работы Аронсона. Часто бывая в России в 1920-е и 1930-е гг., создал там несколько произведений, в частности, для московского метро. Продолжая заниматься активной еврейской общественной деятельностью, Аронсон был в числе учредителей Общества друзей еврейской музыки в Париже. В 1940 г. Аронсон переехал в Нью-Йорк.
(отсюда)
Только с датами не понятно. В одном месте сказано, что Луначарский был в мастерсокй у Арансона, вместе с Лениным, в 1901 году, в другом 1904. И вообще, где это было, в России или за границей. Т.к. Арансон уехал из России от погромов и долго жил и работал во Франции.

2010-04-22 в 21:33 

«Moi aujourd’hui et moi tantôt, sommes bien deux»
Чуть опередили, синьор Без диплома.
Вы правы, разночтения есть.
Наум Аронсон родился в Креславка, Латвия в 1872. Родители Наума были верующими хасидами. Учился в рисовальную школу в Вильне. Наума не приняли в Петербургскую академию художеств, так как он, как еврей, не имел права жить вне черты оседлости. Тогда скульптор едет в Париж в 1891, где его приняли в бесплатную муниципальную Школу декоративного искусства. Одновременно со школой он посещал частное ателье Каларосси. На жизнь зарабатывал тяжким трудом, обтесывая каменные глыбы у мраморщика Гектора Лемера. Карьера скульптора началасm с того, xnj в 1897 от голода он упал в обморок на улице Парижа. После чего газеты написали «Молодой талантливый скульптор из России упал в голодный обморок на улице Парижа!». Вскоре одна из работ Аронсона была выставлена в престижном салоне художественного общества Шамп де Марс. В 1900 году он начинает работу над бюстом Бетховена. В том же году на международной выставке в Париже Аронсон получает вторую золотую медаль. В 1901 году Аронсон едет в Россию к Льву Толстому в Ясную Поляну, он хочет лепить его портрет. Российская тема занимала значительное место в творчестве скульптора. В дальнейшем им были выполнены скульптурные портреты Тургенева, Фета, Л.Андреева, артисток Савиной, Комиссаржевской, балерины Иды Рубинштейн и многие другие. В 1902 году сорок его скульптур выставляются в Петербурге. В 1905 в Бонне было торжественное открытие памятника Бетховену, над которым Аронсон работал пять лет. В 1922 году по заказу французского правительства к столетнему юбилею Пастера Аронсон выполнил его большой бюст для зала заседаний в Институте Пастера. Много работ Наума Аронсона посвящено истории еврейского народа. В 1925-1927 работает над бюстом Ленина, который привез в 1927 в СССР. Этот бюст не был куплен Советским правительством и уже после смерти Аронсона его племянница подарила этот бюст музею Ленина в Москве. Во время Второй Мировой войны скульптор уехал в США, где умер в 1943.
(источник)

A bust of Vladimir Lenin
A 1930 bust of Vladimir Lenin by sculptor Naum Aronson on display at the State Lenin Museum in Moscow.
Source: RIA Novosti

Но в основном синьора Capra Milana верно предполагает, это не с натуры. По памяти. Может быть, по каким-нибудь зарисовкам.
Спасибо, синьоры и синьорины! *Интересно, а есть книга "Ленин в Италии"?..*

2010-04-22 в 21:42 

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
Я приехал во Францию, чтобы разыскать школу Лонжюмо, открытую Владимиром Ильичём в пригородах Парижа. В школе учились русские революционеры. Лекции читал Ленин.
Лонжюмо — маленький городок, настолько маленький, что и городком его, пожалуй, называть спорно, хотя административно он таковым значится. Поиски начались с расспросов старожилов. Их собралось несколько — семидесятилетних, старых, сухощавых французов с выгоревшими лицами. Они были суетливы и, казалось, несколько раздражены, но это было только первое впечатление и, как потом выяснилось, обманчивое. Просьбу выслушали внимательно, одобрительно кивали, повторяли между собой:
— О, месье Ленин!
...Мы вошли в затемнённый двор, узкий и длинный. Французы позвали хозяина.
— Дюшон,— представился пожилой человек.— Вас интересует, где была школа Ленина? Пойдёмте.— Он провёл нас в мастерскую, где во всех углах было уложено железо разных профилей.
— Мой отец, Дюшон-старший, в 1911 году сдавал мастерскую русским учителям. Здесь всё сохранилось, как было пятьдесят лет назад. Даже этот древний горн, хотя в нём давно уже нет надобности, и это большое окно, как видите, забранное в старую мелкую ячейку, и эта ныне ненужная дверь с выходом на бывший пустырь, ею часто пользовались русские... Когда мы узнали о революции в России и о том, что Ленин — вождь этой революции, отец говорил, что русские обязательно приедут в Лонжюмо... С тех пор прошло много лет, но никто не приезжал. После войны, где-то сразу, заезжали ваши корреспонденты, но буквально на несколько минут. Вы первый советский писатель в моем доме.
— Вы часто видели Ленина. Помните его? — спросил я месье Дюшона.
— Мне тогда было пятнадцать лет. Каждое утро, когда русские собирались в мастерской, туда приходил Ленин. Иногда он разговаривал со мной. Интересовался, как идут дела в школе. И, улыбаясь, хлопал по плечу: «Видишь, какой ты молодец! Я рад за тебя. Значит, понимаешь, что учиться — крайне важно!»

* * *

Конечно, мне, как и всему нашему поколению, все время внушали, что "Ленин - исчадие ада". *Как и про МР, между прочим.* Мне хватило, не знаю чего, любопытства, или упрямства, начать читать, немного, о том времени, и Ленина работы. И я пришла к противоположным выводам, тому, чему нас "учили".
Спасибо, и за книгу, и вообще.

2010-04-22 в 21:56 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Отрывок воспоминаний Луначарского, без сокращений.

Моя первая встреча с Владимиром Ильичей сопровождалась такими своеобразными обстоятельствами и имела такие неожиданные последствия, что хотя я, насколько помню, уже бегло излагал ее где-то в нашей прессе, но думаю, что неплохо будет привести эту часть моих воспоминаний в больший порядок и предложить ее вниманию читателей настоящего сборника.
Едва вернувшись из ссылки, я получил письмо от тов. Рядового (А.А. Богданова), в котором говорилось, что большевистский центр решил призвать меня в качестве соредактора в новом журнале, который должен был стать противовесом окончательно ушедшей в руки меньшевиков «Искры».
Я уже более или менее целиком стоял на точке зрения большевистской части нашей партии, но в ссылку литература доходила до меня жидко, да и в Киеве мне не удалось иметь ее в сколько-нибудь удовлетворительной мере. Поэтому, немедленно выехав за границу по вышеупомянутому письму, я не поехал прямо в Женеву, а заехал в Париж, где думал пробыть неделю или две, и среди других дел, вызывавших меня в Париж, воспользоваться этим временем и для более глубокого знакомства с вышедшей к тому времени большевистской и меньшевистской литературой, характеризовавшей возникшую распрю.
Я жил в маленькой гостинице «Lion d'or» на бульваре Сен-Жермен. В Париже я несколько задержался, не помню уже точно на сколько времени. Я получил два письма от самого Владимира Ильича. Письма были короткие. Они торопили меня поскорее приехать в Женеву. Я обещал, но все задерживался. Не помню уже точно числа того дня, когда очень рано утром, часов, пожалуй, в пять или шесть кто-то постучал в мою дверь.
Заспанный, открываю ее. Вижу человека в пальто и несколько бесформенной шляпе, надвинутой на рыжебородое и рыжеусое, на первый взгляд показавшееся мне ничем не замечательное лицо. В руках саквояж.
— Вы Луначарский? — спрашивает незнакомец, слегка картавя.
Я смутно соображаю, что, должно быть, из Женевы прислали человека, который поторопил бы меня и прекратил бы мое парижское сидение. Не очень дружелюбно я спрашиваю:
— Вы, может быть, ко мне от Ленина?
— Я сам — Ленин, — отвечает незнакомец.
Тут я несколько смутился и засуетился.
— Пожалуйста, входите. Что это вас так рано принесло?
— Если вы считаете, что я приехал за вами слишком рано, то я, наоборот, считаю, что приехал слишком поздно, потому что вы здесь зря теряете время, а у нас из-за вашего промедления застопорилось дело с выходом первого номера нашего «Вперед». А если намекаете на ранний час утра, то я действительно немножко не рассчитал с поездом и не думал, что приеду на рассвете.
Даже в отеле было не очень легко достать в такой час кофе. Поэтому я решил, что позавтракаем мы с Владимиром Ильичей несколько позже, а сейчас же отправимся к тем товарищам, которые определились в то время в Париже как первая большевистская группа.
Насколько я помню, я сейчас же направился с Владимиром Ильичей на квартиру Имбера, считавшегося тогда нашим секретарем. По дороге туда я говорил Владимиру Ильичу:
— Пройдем мы, вероятно, с полчаса, как раз к этому времени у Имбера или в каком-нибудь маленьком соседнем кафе мы найдем, чем попитаться.
Проходя мимо улицы Вожирар и оживленно беседуя с Владимиром Ильичем о всем бесконечном разнообразии всяких политических вопросов, которые сразу хлынули у меня при этой возможности непосредственной информации у самого вождя большевистской половины, я вдруг вспомнил, что тут находится мастерская уже тогда знаменитого русско-французского скульптора Аронсона; вспомнил и то, что Аронсон начинает работу ни свет ни заря. Тогда я сказал Владимиру Ильичу:
«А знаете что, Имбер еще, вероятно, спит как сурок, а тут у меня есть знакомый, который уже наверно не спит, а работает, засучив рукава, и притом кофе у него готов, и завтрак он нам сварганит в лучшем виде, хотя сейчас еще всего часов семь утра. Это скульптор Аронсон, кстати, человек талантливый. У него есть много бюстов разных интересных людей — и французских и русских. Вы прекрасно проведете там часок, и наши товарищи, не принадлежащие к числу таких ранних птиц, уже встанут, и вся жизнь в Париже вообще начнет нормально развертываться.
— Хотя я ровным счетом ничего не понимаю в искусстве, — отвечал на это Владимир Ильич, — и бюсты меня не так уж интересуют, но раз я имел неосторожность попасть в Париж чуть не ночью, то давайте проведем часок у вашего скульптора.
Сказано — сделано. Мы оба являемся к Аронсону и, как я и ожидал, находим его уже в разгаре работы. Отношения у меня с Аронсоном были короткие. Он нисколько не удивился ни моему раннему приходу, ни тому, что я привел с собой чужого человека. На мою шутливую просьбу обогреть и накормить странников он сейчас же распорядился подать нам кофе, а мы разделись, и Владимир Ильич, чувствовавший себя немножко не в своей тарелке, без пальто и шляпы вошел в мастерскую и сел за стол, оглядываясь немножко исподлобья на всяких мраморных женщин и бронзовых великих людей.
Аронсон, хлопотавший насчет кофе, в свою очередь все время разглядывал Владимира Ильича. Вдруг он подошел ко мне, потянул меня за рукав в отдаленный угол и спросил меня:
— Кто такой ваш приятель?
Я подумал, что художник нашел немножко бестактным с моей стороны привести человека и даже не назвать его фамилию.
Я сказал:
— Это один мой товарищ. Фамилия его — Ленин. В наших кругах он известный человек, но вы вряд ли что-нибудь о нем слышали.
На это Аронсон ответил мне:
— Ах, так он известный человек? Талантливый человек? Я так и думал. Вы знаете, у него совершенно необыкновенная голова. Я все время любуюсь его черепом. Думаете ли вы, что он на меня рассердится, если я предложу ему позволить мне слепить с него хотя бы медаль? Мне кажется, что он может быть великолепной моделью для большой статуи Сократа.
Я, в свою очередь, пристально взглянул на человека, которого я еще два часа тому назад знал только по имени, и па этот раз его наружность, показавшаяся мне в шляпе невзрачной, заставила меня внутренне согласиться с художником, пытливый взор которого открыл гениальные черты ленинской головы.
Смеясь, я подошел к столу, за которым задумчиво сидел Ленин, помешивая ложечкой свой кофе, и сказал ему:
— Представьте себе, Владимир Ильич, Аронсон влюбился в вашу голову и хочет лепить вас.
Владимир Ильич как будто испугался даже.
— Что такое? Что за вздор! — сказал он торопливо. Я продолжал, посмеиваясь:
— Говорит, что у вас необыкновенная голова, что он сразу распознал в вас гения и хочет лепить с вас Сократа.
Владимир Ильич рассмеялся добродушно и весело.
— Вот так штука! Никак не думал, что я окажусь чем-то вроде натурщика. Нет, товарищ, — продолжал он, обращаясь к Аронсону, — этим делом я не занимаюсь. Я думаю, вы найдете немало людей, головы которых поинтереснее моей.
Аронсон был несколько сбит с толку таким ответом и сказал ему своим сильно отзывающим французским акцентом .русским языком:
— Уверяю вас, что найти голову такой интересной формы очень трудно. Я бы был вам чрезвычайно благодарен, если бы вы позволили мне поработать над кусочком глины перед вами, хотя бы в течение нескольких минут.
Владимир Ильич на этот раз захохотал до упаду.
— Куда это вы завели меня, Анатолий Васильевич, — обратился он ко мне. — Ведь это просто курам на смех, я буду сидеть в мастерской скульптора, а с меня будут лепить. Нет, уж нам времени мало, — заторопился он, смотря на часы. — Наверное, все товарищи встали. Я останусь в Париже, да и вас, Анатолий Васильевич, оставлю здесь не больше двух дней. Нужно позаботиться о том, чтобы был подготовлен мой доклад. Терять времени нельзя.
Аронсон с сожалением смотрел, как бесформенная мягкая шляпа закрывала лоб, который сделался предметом его восхищения, и как неизвестный ему, но так сильно заинтересовавший его чужой человек, торопливо надевая пальто, уходил вместе со мной и спешно жал ему руку па прощание.

2010-04-22 в 21:56 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Прошли годы. Владимир Ильич стал великим вождем нашей партии, потом великим вождем пролетариата и всех трудящихся масс угнетенной страны и рядом с этим великим вождем трудящихся всех стран. Его имя оказалось вписанным в историю человечества самыми крупными буквами, какими только владеет природа для обозначения великих среди великих. На гигантской, неслыханной, всемирно-исторической работе сгорел наш гениальный и обожаемый руководитель.
А Аронсон там, в Париже, приобрел большую славу, сделался одним из первых европейских мастеров пластики, но не забывал Ленина.
Наоборот, все, что он слышал об огромном перевороте на родине, переполняло его симпатией и восторгом. Однажды на докладе так называемой «бабушки» (Брешко-Брешковской), где она поносила революционную Россию, он с такой горячностью стал высказываться противнее, что его вывели из зала. По тогдашним временам для этого требовалось немало гражданского мужества.
Смерть Ленина глубоко потрясла Аронсона, и он принялся тогда за его бюст, для которого пользовался фотографиями, а больше всего, как он мне потом лично говорил, брал первым огромным впечатлением, которое произвел на него Ленин, появившись в семь часов утра в его мастерской в качестве неведомого ему человека.
Бюст Аронсону удался блистательно. Это существо с чертами глубокого сходства с живым Владимиром Ильичей, какое мы знали, которое изображено Аронсоном в его творении, существо великого напряженного ума, большой и несколько грустной любви к людям, на судьбы которых смотрят эти задумчивые глаза, и неимоверной внутренней энергии. Аронсон говорил мне, что одна очень выдающаяся французская политическая дама, посетившая его мастерскую и долго смотревшая на бюст, сказала сначала:
— Если он был такой, то ему все можно простить.
А потом добавила:
— В нем много любви, но все-таки это Люцифер.
Действительно, Аронсон придал что-то до такой степени явным образом бунтарское на первый взгляд спокойному бюсту и выразил этим такое упорное сопротивление в великолепно обработанном им лбе, что получается какой-то символ громадного и победоносного протеста.
Аронсон привез этот бюст к нам в Москву. Им восхищались все. Я не знаю ни одного товарища, знавшего действительно Ленина, который не понимал бы, что здесь мы имеем если не точное воспроизведение живого Владимира Ильича, то первый достойный его легендарный образ Ленина, как мирового вождя революции.
Правда, наши скульпторы, работы которых в области иконографии Ленина, на мой взгляд, померкли перед бюстом работы Аронсона, как звезды при восходе солнца, пытались произносить какие-то критические суждения.
Я, однако, нахожу их легковесными.
Появилась также и одна раздраженная и неприятная статья, в которой тоже сказывалась большая неприязнь отечественных мастеров перед внезапно прикатившим иностранцем, который претендует на роль неоспоримо сильнейшего конкурента.
Самым важным для моего собственного суждения о бюсте Аронсона было отношение к нему Надежды Константиновны. Надежда Константиновна легко могла отвернуться от бюста за те или другие чисто внешние несходства. В конце концов Аронсон видел Ленина в течение 20 минут, а в остальном имел только более или менее бледный отраженный материал. Но Надежда Константиновна великолепно и чутко поняла, что все эти внешние несходства делают только подчеркнутым внутреннее сходство образа с тем вековым, долговечным, тысячелетним, что будет жить после нас в мире как великий след нашего вождя.
К сожалению, когда дело дошло до приобретения бюста, чтобы поставить его на красном мраморе, как это предполагалось, в Институте Ленина, размножить его в бронзах и распространить его вместо далеко не удовлетворительного, с маски сделанного бюста Меркурова, по нашей стране, то встретились всякого рода препятствия. Аронсон, а больше того какое-то его доверенное лицо, менял свои условия, запутывался сам и нас запутывал, (я в то время не был в Москве, и дело это вела Варвара Николаевна Яковлева в разных сложных условиях), так что в конце концов, к моему великому сожалению, сделка не состоялась. Самый замечательный бюст Ленина, какой до сих пор сделан, остался в Париже, на улице Вожирара, и мог бы служить иллюстрацией нашей скупости или нашего непонимания художественных достижений, даже когда они касаются самого дорогого для нас человека. На самом деле это не так. Мне был дан потом отчет о всех переговорах о покупке, и действительно трудно было сделать что-нибудь тогда. Но мне сейчас часто снова и снова приходит в голову: не следовало ли бы все-таки возобновить эти переговоры. Для меня первые два часа знакомства с Владимиром Ильичей связывались неразрывно с этим замечательным художественным плодом, который созрел из того летучего семени этих беглых разговоров, которое случайно попало в творческий мозг крупного художника.
<1930>

Выложено здесь

Capra Milana спасибо еще раз, успел заглянуть, там и о партийных дискуссиях много материала. :) Фревилем и атласом озадачились.

2010-04-22 в 21:57 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Мне хватило, не знаю чего, любопытства, или упрямства, начать читать, немного, о том времени, и Ленина работы. И я пришла к противоположным выводам, тому, чему нас "учили".
Березовый сок из чего следует, что "упрямство" - замечательное качество. :)

2010-04-22 в 22:03 

marianne68
Ceux qui font les révolutions à moitié ne font que se creuser un tombeau
Интересно, а есть книга "Ленин в Италии"?..
L del Kiante есть: Московский П.В., Семенов В.Г. Ленин в Италии, Чехословакии, Польше. Серия: Памятные места. М.: Политиздат. 1986. 173 с. Документальная публицистика. Развернутый путеводитель, по сути.

Березовый сок молодец.

Capra Milana спасибо. Атлас поищу.

2010-04-22 в 22:06 

Старый сплетник-сказочник
«Венков потомки мимам не плетут» /Шиллер/ - Потомки переплетают все, что наплели современники (Ф.Топорищев)
Как всегда, замечательный материал, дорогие мои!
С праздником! Ленинский "субботник" удался на славу!

2010-04-22 в 22:15 

Старый сплетник-сказочник
«Венков потомки мимам не плетут» /Шиллер/ - Потомки переплетают все, что наплели современники (Ф.Топорищев)
2010-04-22 в 22:22 

Я и моя собака
Истинно мягкими могут быть только люди с твердым характером /Лабрюйер/
«Я ДОЛЖЕН ВЫСТУПАТЬ!» <что-то мне это напоминает… :) />
Capra Milana, действительно, интересная параллель, если мы все подумали об одном и том же. )
Спасибо за Ваш труд, и за все интересные материалы.

Березовый сок знаете, меня в школе учили еще другому, но после этого было столько "возможностей" совсем забыть эту дату. Но хотя никто специально не напоминает, не зовет на субботник, нет праздничных концертов в этот день, для меня все равно - 22 апреля - особенная дата в календаре.

2010-04-22 в 22:28 

Кибальчиш
Нельзя уставать, товарищи, - отряд не закончил войну
Граждане, а знаете, есть коллеж Ленина в Сен-Дени!
COLLÈGE LÉNINE
SAINT DENIS 93200

Не омоним, все правильно пишется, по фамилии.

2010-04-22 в 22:31 

Синяя блуза
Кибальчиш вот это да... вот это французы... +1000 :)

Старый сплетник-сказочник хорошо, что напомнили. Книга неплохая.

Я и моя собака Но хотя никто специально не напоминает, не зовет на субботник, нет праздничных концертов в этот день, для меня все равно - 22 апреля - особенная дата в календаре.
вот именно.

2010-04-23 в 07:21 

Belle Garde
Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте
Capra Milana спасибо. А правда, есть такой альбом, заграничные ленинские места?
Старый сплетник-сказочник спасибо, такие очерки люблю.
Кибальчиш COLLEGE LENINE обалдеть :)
Marty Larny Луначарский впечатлил. )
Березовый сок Конечно, мне, как и всему нашему поколению, все время внушали, что "Ленин - исчадие ада". *Как и про МР, между прочим.* Мне хватило, не знаю чего, любопытства, или упрямства, начать читать, немного, о том времени, и Ленина работы. И я пришла к противоположным выводам, тому, чему нас "учили".
Ну, всегда же лучше думать собственной головой и судить по прочитанному, чем по кем-то пересказанному. А я в детстве не помню, наверно, не читала про Ленина, зато помню разные киношки. ИМХО, интересно.

*А красивая все-таки Инеса :)*

2010-04-23 в 22:42 

Cosmopolite
Армия принципов прорвется там, где не пройдет армия солдат. Т.Пейн
Capra Milana большое спасибо.
Полностью солидарен с Синяя блуза
Лениниана вся разная и неодинаковая. Не знаешь, на что налетишь. Были же всякие слащавые рассказики. Так что тем более, приятно почитать что-то и научное, и правильное мировоззренческое.

Березовый сок Мне хватило, не знаю чего, любопытства, или упрямства, начать читать, немного, о том времени, и Ленина работы. И я пришла к противоположным выводам, тому, чему нас "учили".
Правильно, гражданка.

О топонимике. В Испании тоже есть улица Ленина: Calle Lenin (Badolatosa, это в провинции Севилья)

2010-04-24 в 11:41 

Мир - это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. (Теккерей)
Спасибо, Capra Milana АиФ Forster2005 Кибальчиш Marty Larny М-Воронин Без диплома L del Kiante Березовый сок Старый сплетник-сказочник

Березовый сок нас "учили", да. Нас, наверное, еще больше, весь заряд злобы на социализм пришелся на наше детство. Правильно, что всегда нужно самим читать и самим думать. Ленин - выдающийся человек, сложный человек и без споров, великий.

*А красивая все-таки Инеса :)*
Belle Garde мне тоже она нравится. И как личность.

2010-05-01 в 11:52 

На свете нет ничего нового, но есть кое-что старое, чего мы не знаем
Спасибо большое! и извините, что с опозданием откликнулась. Очень интересный материал, и моя коллега-историк передает огромную благодарность. Кое-что мы уже использовали на уроке 22 апреля. И дальше собираемся. :)

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная