Утена Тендзё
"Only a fool believes in friendship. - Didn't you know? I am a fool."
Rokka no Yuusha
Ранобе (новеллы), 4 тома из 6. Фэнтези, приключения, драма.
Когда-то давным-давно Святая Единого Цветка запечатала Короля Демонов, который хотел уничтожить человечество. Но раз в несколько лет Король Демонов пытается возродиться, и тогда из сильнейших воинов эпохи выбираются шестеро героев, которые должны заново запечатать Короля.
Пришло время очередного возрождения, и шестеро героев избраны. Но, кажется, что-то пошло не так... И для начала надо разобраться с вопросом, почему героев семеро и кто в их рядах — предатель?


Я точно помню, как началось моё знакомство с новеллами Rokka no Yuusha: с прочитанных спойлеров и моего комментария в ответ на них "На английском, конечно, можно почитать, но так лееень..." В результате четыре тома новелл оказались первыми книгами, прочитанными мною на английском. Любопытство победило. Рубеж был преодолён и языковой барьер в книгах начал потрескивать (я смотрю сериалы и фильмы с английскими сабами, играю в игры без перевода, но вот книги всегда были для меня камнем преткновения).

Но, наверное, стоит начать с начала. И немного издалека.

Исио Ямагату я знала в первую очередь как автора новелл, по которым были сняты "Боевые библиотекари: книга Банторры" — сериал спорный и не во всём получившийся удачным, но не лишённый оригинальности и свежего подхода к сюжету и персонажам. Меня в нём привлекло сочетание чёткого морального посыла и при этом крайне реалистичного, я бы даже сказала, циничного взгляда на мир. Естественно, выхода аниме Rokka no Yuusha я ждала с нетерпением: ну как же, новый сериал по книгам многообщающего автора.
Сериал, к сожалению, охватывает только первый том цикла: фактически он представляет из себя лишь поверхностное знакомство с героями и введение в сюжет. Да, в нём есть неплохая детективная история, в нём представлен отличный сеттинг, нашлось место и драме, и паре неожиданных поворотов событий, а так же фирменному авторскому ходу "всё совсем не так, как вы думали". Да и в целом сериал получился крепким и интересным.

Но, повторюсь, это всего лишь вершина айсберга, вступление. Семеро героев узнают о том, что они Избранные, встречаются, попадают в хитрую ловушку в самом начале пути, выбираются из ловушки... На этом заканчивается сериал. С этого начинается путешествие героев и основная история — куда более объёмная и глубокая.

Сама фабула проста: компания героев идёт в Земли Демонов, чтобы там предотвратить возрождение Короля Демонов. Демоны — враги, которые хотят уничтожить человечество, а значит, цель героев ясна и благородна. Но чем дальше в лес — тем всё оказывается сложнее и мрачнее, и постепенно понимаешь, что "совы не то, чем кажутся".
И демоны — не единый монолитный народ: среди них есть свои разногласия, у демонов есть как минимум три предводителя с трёмя совершенно разными целями и разным отношением к людям. И среди людей есть те, у кого свои взгляды на взаимоотношение человечества и демонов, отличающиеся от общепринятых "увидел демона — убей демона". И в компании героев-Избранных всё не так гладко: почти с самого начала известно, что один из них — предатель, засланный демонами. Выяснять, кто именно, нет времени — Король Демонов ждать не будет. Поэтому героям приходится продвигаться к цели в тёплой уютной атмосфере взаимного недоверия, паранойи и нарастающих подозрений.

Эти детали сюжета и мироустройства открываются далеко не сразу, постепенно, том за томом. Чем дальше, тем лучше становится видно, что сильная сторона цикла — необычный и хорошо продуманный сеттинг. Тема противостояния людей и демонов кажется заезженной для жанра фэнтези, но автору получилось создать крайне своеобразный и оригинальный мир, не наследующий от западной (да и от японской тоже) традиции, в котором конфликт людей и демонов раскрывается под интересным углом. Интересна и система местной "магии" — "силы, получаемой от богов" — которая больше похожа на контроль над силами природы. Но рассказ о ней был бы слишком долгим. А ведь есть ещё загадки из прошлого — история с заточением Короля Демонов, Святая Одного Цветка и её личность...

Любимый конёк Ямагаты — интриги, хитросплетения планов, неожиданные сюжетные повороты. "Герои Шести Цветов" в этом плане — достойный продолжатель дела "Банторры". У каждого из предводителей демонов — своя цель, у компании героев есть одна общая цель на всех (вроде бы). Да ещё у многих из Избранных, как постепенно выясняется, есть и свои собственные цели, которые иногда могут идти вразрез даже с общим делом... И каждый второй герой строит сложные многоуровневые планы по достижению желаемого. Чем умнее и осведомлённее персонаж — тем больше факторов он будет учитывать и тем больше других персонажей будут втянуты в его схему и окажутся, сами того не зная, марионетками... И я сейчас говорю не только об отрицательных персонажах-куловодах. Даже некоторые из положительных персонажей не колеблются перед тем, чтобы использовать соратников в собственных интересах. Довольно освежающий подход: далеко не все члены команды — безупречные lawful good; даже если их цели действительно благие, без подвоха, их методы могут... скажем так, разниться.
Пожалуй, хитрые планы - это не только сильная сторона цикла, но и, парадоксальным образом, самое спорное его место. Планы в Rokka no Yuusha часто выглядят переусложнёнными, учитывающими такое количество мелких факторов, которое не под силу предусмотреть человеку. Это действительно можно критиковать, но нельзя отрицать, что это выглядит как приятное разнообразие на фоне большинства аниме-сериалов (да и западной фэнтези, чего уж там) с куда более простыми сюжетными ходами.

Вот об антагонистах стоило бы упомянуть отдельно. Тгурнеу, первый из трёх предводителей демонов, — один из самых классных антагонистов из всех, что мне попадались. Как минимум — один из самых умных. Стратег, тактик, тонкий манипулятор; его взгляды и его методы будут вызывать отвращение, но нельзя не восхититься тем, насколько тщательно и точно он продумывает наперёд все свои шаги. В конце концов, чем опаснее противник — тем меньше у героев шансов на победу и тем интереснее становится сама история. А Тгурнеу производит впечатление игрока из совсем другой лиги. Так что на данный момент победа героев не просто под вопросом — она кажется малоосуществимой. Очень в духе "тёмной фэнтези"! Хотя, учитывая сеттинг, массу мрачных подробностей и по-настоящему жутких и жестоких деталей мира (одни паралиованные "живые трупы" из четвёртого тома чего стоят), "Герои Шести Цветов" и есть dark fantasy...


А теперь более подробно про отдельные тома и персонажей.

Из прочитанных мною четырёх книг каждая посвящена одному или двум героям. Очень приятная особенность повествования: хоть Адлет и главный герой, но его история — это его история, а у каждого из команды есть своя собственная. И всем персонажам даётся возможность проявить себя. Каждый том представляет из себя мини-арку с сюжетом, который крутится вокруг одного из героев. Есть некие вводные, есть сложная задача, которую персонажу предстоит решить... В процессе решения задачи его характер полностью раскрывается, "испытывается на излом", его мотивация и его истинные цели тоже становятся предельно ясны. Параллельно и основной сюжет продвигается вперёд.

Первый том (экранизированный в аниме) — история Адлета и, отчасти, Фреми. Адлет — на удивление симпатичный главный герой. На роль Избранных "автоматически" выбираются самые сильные воины эпохи; но если остальные члены команды — либо Святые (женщины, обладающие той самой "силой, полученной от богов", магией), либо просто могучие бойцы, то Адлет — совсем другое дело. У него не было форы ни в виде сверхспособностей, ни физической силы, он начинал как простой деревенский парень, хилый и не особо храбрый. Но после некоторых драматических событий из детства он поставил своей целью стать Избранным. Упорство, несгибаемость, целеустремлённость, сила духа — вот что ведёт его вперёд. Это можно назвать общим местом для сёнена — классический штамп "слабый герой тренируется и становится сильным". С Адлетом несколько интересней: он не получает сверхспособности и не становится значительно сильнее, но он учится извлекать максимум из своих собственных задатков и использует смекалку и хитрость на всю катушку. Он не гнушается и такими приёмами, которые суровые бойцы могли бы назвать "бесчестными" — дымовые шашки, ловушки, ядовитые иглы и так далее. В бою все средства хороши — кроме _настоящей_ подлости, конечно. А с честью и внутренним благородством у Адлета на самом деле всё как надо. (Но именно его несгибаемость восхищает меня больше всего и даже вызывает стремление быть похожей — очень в духе "Гаттаки", если вы понимаете, о чём я.)
Пожалуй, образ Адлета делает более интересным то, что в нём есть некий надрыв, некая неправильность, несмотря на излучаемый им (по крайней мере, так это выглядит со стороны) позитив. Ведь по сути его мотивация стать Избранным не самая здоровая: он считает, что должен стать заменой друга, который был (с точки зрения Адлета) куда более достин этого, но погиб тогда, в детстве, во время нападения демонов. Что ж, мотив "героя поневоле" — именно то, что я люблю.
Образ Фреми и её роль в сюжете — пожалуй, самая интересное и интригующее, что есть в цикле. Одиночка, изгой-полукровка; орудие в руках демонов, созданное ими для борьбы с людьми; та, чья судьба — быть преданной всеми, кто ей близок. Не могу сказать, что история её взаимодействия с Адлетом в первом томе была мне близка (меня больше задевают другие сюжеты), но прописана она впечатляюще и пронзительно. Да, Адлета я после этого зауважала ещё больше.
Развязка первой части настраивает читателя на нужный лад перед хитросплетениями интриг последующих томов. Как и личность первого из раскрытых предателей. Ах да, я забыла сказать — вы же не думали, что всё будет так просто и предатель окажется лишь один?.. Нет, лёгкой прогулки до логова Короля Демонов героям никто не обещал!

Второй том посвящён Море. Именно со второго тома я начала восхищаться автором: ну где ещё в аниме (да и не только) встретишь в роли одного из Избранных Героев женщину тридцати шести лет, с семьёй и маленькой дочкой? Мора вообще замечательный персонаж, пожалуй, мой любимый в Rokka no Yuusha. Глава Храма Всех Богов, наставница новых Святых; ответственная, собранная, серьёзная. Тгурнеу находит её уязвимое место и пытается сделать своей марионеткой. В результате во втором томе Мора вынуждена искать способ противостоять как ему, так и другим героям, искать решение в ситуации "между молотом и наковальней". И то, как она достигает своей цели, — это было очень круто. Превозмогание с полным пониманием того, что по сути это предательство — и дороги назад может не быть. Но ставки слишком высоки... а цель — цель ясна с того момента, когда предводитель демонов делает _предложение, от которого нельзя отказаться_. Думаю, не надо пояснять, что Мора из тех, кто скорее погибнет, чем даже дослушает подобное предложение от врага человечества. Но, как я говорила, лёгкого пути (в данном случае такого, как героическая гибель) никто не обещал.

Третий том — история Голдофа Ауроры, юного рыцаря и телохранителя принцессы Нашетании. Удивительно, но именно этот персонаж вызывает у меня едва ли не больше всего сочувствия и понимания. Голдоф очень молод и наивен, он не особенно умён, обладает внушительной физической силой и слабым самоконтролем. Голдоф беззаветно предан Нашетании, которая крайне ценит его привязанность, преданность, стойкость... ценит и использует, когда дело того требует. В аниме чаще встречается перевёрнутая гендерная версия этого тропа: "помощница злодея, влюблённая в него и преданная ему". На самом деле — чего греха таить! — мне нравятся такие сюжеты ^^ В них есть красота, трагичность, обречённость: злодей, как правило, воспринимает помощницу/помощника лишь как свою пешку, а тому остаётся лишь СТРАДАТЬ. В данной истории драматизм усугубляется тем, что Голдоф, несмотря на свою наивность, прекрасно знает, что для принцессы он всего лишь орудие... но всё равно любит её и остаётся ей верен, даже когда считает, что она неправа. (И тут мне вспоминаются книги Танидзаки. Кхм.) Что порождает сильнейший внутренний конфликт и метания: с одной стороны, Голдоф всё-таки хочет защищать человечество, с другой — он хочет защищать и Нашетанию тоже, а её планы по поводу человечества вступают в прямой конфликт с планами Избранных.
Ещё один перевёртыш третьего тома: герой, у которого есть только сила мускул и превосходные боевые навыки, оказывается в истории, где всё решают ум, дальновидность, способность просчитывать десятки ходов вперёд. И ему приходится решать сложную задачу и вести расследование, хотя — в отличие от остальных — это совершенно не его конёк. И сам Голдоф прекрасно это понимает, и думает, что было бы лучше, будь на его месте кто-то другой, помунее, вроде того же Адлета... Но, как водится, подходящих героев под рукой не оказывается, так что приходится работать с тем, что есть — то есть справляться самому. Как можешь. Как умеешь. Потому что больше никого нет. Так и выходит, что превозмогание Голдофа — одно из самых напряжённых.
Раз уж речь зашла о Голдофе, то надо рассказать и про Нашетанию. Ещё одна великолепная антагонистка, ещё один змаечательный женский образ. _Сознательно_ отричательная героиня — как и Эсдес, про которую я недавно писала. Но если для Эсдес её собственные убеждения — просто часть её жизни, то у Нашетании есть глобальная цель, к которой она стремится. Цель, на самом деле, высокая и светлая, но реалистка Нашетания знает, что дорога к этой цели будет устлана жертвами. Но принцесса готова и к этому. Более того, она готова и на любые жертвы со своей стороны, а лидер, который требователен к себе не менее, чем к другим, не может не вызвать уважение. Что, конечно, не отменяет того, что Нашетания — не меньший холодный и расчётливый манипулятор, чем Тгурнеу.
Немножко цитат, чтобы моё сложное отношение к (не менее сложному) персонажу стало понятней:
"Я не хочу быть такой принцессой, которую только защищают другие. Я стану принцессой, которая сама защищает людей."
"Мной никто не манипулировал. И дело не в том, что у меня не было выбора - он был. Нет, я сражалась по собственной воле... и проиграла. Но я не собираюсь сдаваться. Пока я жива, я буду продолжать сражаться."
"У меня есть цели. И чтобы достичь их, я не испугаюсь никаких трудностей. Неважно, какие это будут жертвы. И мне всё равно, если от этого пострадает моя репутация. Потому что моя собственная жизнь не важна."
“I don’t want to become a princess who is only protected by others. I will become a princess who protects the people,”
“I’m not being manipulated by anyone. And it’s not like I have no choice. Me, I fought of my own free will…and lost. But I don’t plan on giving up. As long as I live I must continue to fight.”
“I have ambitions. And in order to accomplish those I am not afraid of any kind of hardships. It doesn’t matter what kind of sacrifices, and I’m fine with whatever kind of bad reputation I have to bear. Because my life is not precious.”

Четвёртый том — история Ролонии и история одного персонажа вообще не из компании героев. От этого тома у меня остались смешанные впечатления.
Мне весьма импонирует Ролония — этот персонаж интереснее, чем кажется поначалу. Она слабее остальных как по способностям, так и по силе характера, она застенчивая, скромная, с низкой самооценкой, не умеет настоять на своём — словом, в компании Избранных она кажется лишней. Но читать про слабого героя, которому приходится стать сильнее — интереснее, чем про героев без страха и упрёка (см. выше — подходящих героев нет под рукой, есть только ты). К тому же, у неё интересное взаимодействие с Адлетом, с которым их связывает общее прошлое в виде давних совместных тренировок. Девочка, которая хотела бы отказаться от силы Святой, так как считает, что недостойна её — и мальчик, который больше всего на свете хотел бы обладать такой силой, но знает, что для него это невозможно (в мире Rokka no Yuusha Святыми могут быть только женщины). Конфликт и непонимание, сменяющиеся дружбой.
В общем, я ждала многого от истории Ролонии. Но увы — мне кажется, что недожали. Второй персонаж перетягивает одеяло на себя (его превозмогание куда более жестокое и отчаянное, просто за гранью человеческих возможностей), да и Адлет вовремя приходит Ролонии на помощь... Жаль, мне хотелось увидеть больше раскрытия характера этой героини и больше её внутреннего роста. Не думаю, что в дальнейших томах автор снова вернётся к Ролонии и уготовит ей важную роль в развязке.

Перевод пятого тома был остановлен, когда пришло известие, что новеллы будут лицензированы на Западе, так что дальше четырёх я не читала. Насколько я знаю, сейчас первые три уже официально изданы на английском — надеюсь, они издадут всю серию и я смогу прочитать и остальные тома.

Про кого из персонажей ничего не написала: Чамо, Святая Болот, и воин Ганс.
Чамо — сильнейшая из Святых своего поколения, но при этом она — маленькая избалованная девочка с отвратительным характером, которая не слушает никого, кроме себя (и ещё немножко — Моры). В первых четырёх тома она один из наиболее раздражающих персонажей, но её пока толком не ракрыли. Разве что страх смерти в третьем томе здорово по ней проехался — надеюсь, это будет заделом для развития её характера в будущем.
Ганс после сериала понравился большинству зрителей — образ классического "хаотик нейтрала", у таких персонажей всегда много поклонников =) К тому же, его стиль боя и внешний облик основаны на "кошачьем" имидже. Но для меня этот персонаж — максимально "мимо", так что даже не знаю, что про него написать.


Итого: крайне любопытный фэнтези-цикл, который не проигрывает даже западным образцам. Хотя ранобэ традиционно считаются "лёгким жанром", но это не тот случай: мрачная и местами довольно тяжёлая история с запутанным сюжетом и оригинальным сеттингом. Хотя написано довольно простым языком, с этим не поспоришь.

Немножко визуального материала из аниме-сериала :)







Мир






















Персонажи


Адлет и Нашетания


Нашетания








Фреми




Мора




Чамо




Адлет


Ганс


Голдоф

@темы: книги, фэнтези, отзывы и обзоры, аниме