Виталий Портнов

(Вторая часть заголовка напрямую связана с известным и весьма любимым мною выражением - если у человека в руках молоток, слишком многие предметы похожи на гвозди :) )

Данная история произошла в XVIII-XIX веках, и основным её героем является французский миссионер и знаток индейских письменностей аббат Эммануэль Домене, которому в середине XIX века в руки попала загадочная тетрадка неизвестного происхождения, вывезенная откуда-то с территории современной Канады и пролежавшая долгие годы в библиотеке. Тетрадка эта была вдоль и поперёк изрисована картинками и загадочными знаками, автором которых вполне мог бы быть какой-нибудь индеец. Собственно, так и считалось: кто-то из индейцев, столкнувшихся с европейскими миссионерами и освоивших нехитрую науку использования карандаша, оставил потомкам этот бесценный памятник уходящей культуры.

Был XIX век, совсем недавно индеец Секвойя (увековеченный потом ботаником Штефаном Эндлихером, назвавшим в честь Секвойи род гигантских хвойных деревьев), вождь племени чероки, на основе европейской письменности разработал свою слоговую азбуку и создал таким образом письменность на своём родном языке чероки, так что сомневаться в правдоподобности версии об авторстве никаких причин не было.

Аббат Домене был весьма образованным человеком, действительно хорошо разбиравшимся в культурах и письменностях индейских племён, и приложил немало усилий к расшифровке содержимого чудесной тетради. Согласно результату его трудов, тетрадь была своего рода летописью множества событий из жизни индейцев. Среди загадочных рисунков Домене обнаружил образы богов и героев, картины странных религиозных ритуалов, сцены встречи с белыми людьми и сложные символы, отражавшие проникновение образов христианства в сознание индейцев. Он выделил среди символов тетради три типа: иероглифы (собственно картинки), европейские цифры (или нечто на них похожее) и некий третий тип, частично состоявший из европейских букв, а частично -- из неизвестных знаков, который Домене принял за незнакомую слоговую письменность.

Вот некоторые из комментариев аббата к тексту:

"Дух, благословляющий сидящих на корточках индейцев. Крест Св. Андрея, должный символизировать скальп, фаллос — символ плодородия." (Надо сказать, начало тетради вообще было посвящено каким-то оргиастическим обрядам, связанным с плодородием.)

"Два вождя с соединёнными цепочкой головами — как знак единства их мыслей и заключения союза. Луна (перечёркнутый кружок) как символ ночи и времени колдовства и заключения магических союзов. Тотем, похожий на лошадь или осла, вероятно, изображающий рысь."

"Ребёнок в могиле, как символ Рождества, или Св. Гроба."

"Послы от европейцев или от южных племён, присланные для переговоров. Широкие линии, похожие на хвосты, справа от фигур, по всей видимости, символизируют медицинские мешки - неотъемлемый атрибут знахаря."

Словом, получалось, что аббат извлёк на свет Божий удивительный и загадочный документ. Вскоре вышла и книга Домене: «Иллюстрированное описание Америки, впервые сопровождаемое заметками, относящимися к пиктографии краснокожих, написано аббатом Эм. Домене, членом Парижского Географического общества и т. д. Произведение издано и согласовано с Государственным министром и министром Императорского двора», Париж, 1860 год.

Первоначально работа получила восторженный приём, и никто не ждал той катастрофы, которая случилась через год. Так вышло, что работа Домене попала на глаза какому-то немецкому учёному, и тот узнал в загадочных символах "третьего типа" отнюдь не таинственную систему письменности, а просто символы немецкого готического шрифта, с которым не был знаком несчастный аббат. В результате многие таинственные подписи под картинками оказались простыми немецкими словами -- "мёд", "колбаса", "нехорошо" и т. п. Окончательный вывод был суров: тетрадка - не памятник индейской культуры, а просто результат безделья страдавшего от скуки немецкого школьника XVIII века, изрисовавшего её вдоль и поперёк.

"Размахивающая плетью фигура — не индейский шаман, а учитель, наказывающий ученика. Странной формы фигура — не символ молнии и наказания господнего, а самая обыкновенная колбаса. Шестиглазый человек — не мудрый и отважный вождь племени, а плод богатой детской фантазии. Не три главных шамана подносят ко рту ритуальные предметы, а три ребёнка едят бублики. Бог облаков, дух огня и другие загробные личности обязаны своим существованием известному трюку, применяемому детьми при рисовании: точка, точка, два кружочка… А что касается фаллического культа, подобное примитивное бесстыдство аббат в большом количестве может увидеть и у себя в Париже, была бы только охота; баловники-мальчишки пачкают подобными рисунками стены определённых ассенизационных объектов."

Так и кончилась эта история. Загадка "Книги дикарей" была разгадана, а Домене осмеян и забыт. И всё же, согласитесь, забавно подумать, за что может быть принят простой лист из вашей записной книжки лет через сто,
[если человек, его нашедший, не будет вооружен критическим мышлением... - В.П.]

Примечание: авторство основного текста принадлежит Илье Меркину (ellioh.livejournal.com/56175.html), фраза про критическое мышление - вашему покорному слуге :)


Мириддин: Рассвет, Любовь... Стихи, Поэзия Олеся Емельянова: Новогодние сценарии, стихи, загадки, песенки и подарки для детей Детские стихи, загадки Новый год! Съедобные новогодние украшения и елочные игрушки своими руками Стихотворные метры и размеры. Стихи Феникс: Молния сверкнула как лезвие... Стихи, Поэзия Горностай: Мне совесть от рождения дана... Стихи про осень. Картинки со стихами. Терцеты. Феникс: Под ногами зимы... Стихи Василиса Иванова: Пейте душу мою... Стихи младой юности При царевне Василисе... Детские стихи Дневник Светлого Орка Виталий Портнов: Смелость против бесстрашия Виталий Портнов: Психическое напряжение, или что это такое и как с этим бороться. Galaxy Hunter. ЛиРу. Крокодилыч: У одиночества преимущества есть... Стихи Олеся Емельянова: Овечье стадо. Басня в стихах


@темы: шрифт, психотерапия, психотерапевт, психология, психолог, иллюзия, готика, Знание, Дикарь, Аббат