10:00 

Diary best
Искатель @сокровищ
Пишет Небесный Ящер:

Средневековый Бестиарий.
Почему Дьявол подобен дятлу и ежу?
И почему Спаситель подобен выдре и пантере?
Зачем раздеваться перед волком и чему учиться у лягушки?
Это и кое-что еще можно узнать в средневековом Бестиарии!
Кстати, как Вы думаете, кто такой Верблюдобарс? ответы чуть ниже))

П.С. Все миниатюры кликабельны... качество к сожалению везде разное.

Миниатюра «Бестиарий»

(кон. 15 в., Национальная библиотека, Париж)


Бестиарий – это сборник с описаниями внешнего вида и повадок некоторых животных. Каждый рассказ сопровождается аллегорическим истолкованием – религиозной или моральной максимой, которую можно извлечь из повадок либо облика того или иного зверя.
Средневековые бестиарии, писавшиеся как на латинском языке, так и на местных языках тогдашней Европы восходят к греческому сочинению «Физиолог»


Миниатюра «Лягушка»
(1350, Национальная библиотека, Гаага)

«Физиолог» так описывает лягушку: «Есть лягушка, называемая земною. Фисиолог сказал о ней, что переносит жар и зной солнца, если же дождь захватит ее, умирает; водяные же лягушки, если выйдут из воды и коснется их солнце, тотчас снова в воду погружаются. Итак, уподобились доблестные граждане земной лягушке: ибо переносят они жар испытаний, и если их сильная буря захватит, или гонение, то за добродетель умирают, а (люди) мирские суть водяные лягушки: если коснется их солнце, или жар искушения, быстро вновь погрязают в ту же самую вязкую страсть».
Миниатюра «Волки»
(ок. 1230, Британская библиотека, Лондон)


Вверху – волк с волчатами; внизу – человек снял с себя одежду, зная, что волк не нападет на обнаженных людей, Он стучит камнем о камень: это еще один способ отпугивать волков. Согласно «Этимологиям» епископа Исидора Севильского (ок. 570–636), у волков, «как и у львов, сила их в ногах, и кого волк прижмет ногой, тому не жить. … Сельские жители говорят, что человек лишается голоса, если волк первым заметит его присутствие. Как только волк почувствует, что его заметили, он оставляет свирепую дерзость… В Эфиопии водятся волки с гривой на шее, настолько пестрые, что, говорят, нет ни одного цвета, которого бы у них не было».
Миниатюра «Дятел»
(1350, Национальная библиотека, Гаага)

«Физиолог» так описывал свойства дятла: «Дятел пестра птица есть. Живет же в горах и ходит на кедры и клюет носом своим. Да где налезетъ мякко древо, ту творит гнездо свое». Так и дьявол борется с людьми, заключает «Физиолог». И когда в ком-то найдет слабость и пренебрежение к молитвам, то войдет в него и угнездится. Если же в другом найдет крепость, то бежит от него.
Миниатюра «Кукушка»
(1350, Национальная библиотека, Гаага)


Миниатюра из обстоятельной естественной истории церковного старосты и писателя Якоба Ван Марланта (1235–1300) «Цветы природы».
«Физиолог» так описывает свойства и привычки кукушки: кукушка подкладывает свои яйца «в чужие гнезда, где подобны яйцы ея видом с яйцами оных птиц якоже рябовыя, сраковыя, кессовые» (то есть похожи на яйца рябчиков, сорок и соек).
Миниатюра «Ласточки»
(1230–1240, Британская библиотека, Лондон)

Миниатюра из Бестиария Харли иллюстрирует следующий рассказ о ласточке: «Ласточка, когда зима прошла, весною является, на рассвете щебечет и будит спящих, и на работу зовет. И совершенные аскеты, когда пройдет зима телесная, и всякое желание плотское угаснет, тогда чистые от ложа своего просыпаясь, воспоминают по утрам, воспевая, речения Божий и исполняют на себе реченное в Писании (Ефес 5:14): «Возстани спяй и воскресни от мертвых и осветит тя Христос»…
Рождает (она) однажды, а более не рождает. Спаситель мой однажды был носим во чреве, однажды рожден, однажды погребен, однажды воскрес из мертвых»
.
Миниатюра «Бобр»
(нач. 19 в., Институт истории СО РАН, Новосибирск)


Миниатюра из лицевого сочинения Космы Индикоплова «Христианская топография» (547–549 гг.) иллюстрирует традиционное описание бобра («Физиолог»): «Есть животное, называемое бобр, очень кроткое и спокойное. Половые же части его с успехом употребляются для врачевания. Когда его преследует охотник, а он поймет, что попадается (тому в руки), он откусывает их и бросает охотнику. Если же он попадется другому охотнику, то бросается бобер на спину, и охотник, поняв, что он не имеет половых частей, уходит от него.
Итак, и ты, гражданин, то, что (есть добыча охотника), отдай ему. А охотник (это) диавол. Блуд в тебе или прелюбодеяние или сребролюбие да не будут. Отсеки таковые и дай охотнику, и оставит тебя, дабы и ты сказал: «Душа наша, яко птица, избавися от сети ловящих» (Пс 123:7)»
.
Миниатюра «Пахота на волах»
(10–12 вв., Британская библиотека, Лондон)

Епископ Исидор Севильский (ок. 570–636) в своем труде «Этимологии» не делает разницы между волами и быками и пишет о них так: «Исключительна любовь быков к собратьям. Ведь один ищет другого, с кем привык тянуть плуг в одной упряжке, и если случайно лишится товарища, частым мычанием выражает нежную привязанность к нему».
Миниатюра «Дивий вол»
(нач. 19 в., Институт истории СО РАН, Новосибирск)


Миниатюра из лицевого сочинения Космы Индикоплова «Христианская топография» (547–549 гг.) иллюстрирует описание «дивного вола» («Физиолог»): «Дивий вол подобен видом волу, а хвост что у коня, аще зацепит хвост за древо или за камень, станет неподвижен, не хотя ни единого власа погубити».
Миниатюра «Слон, рысь, ноздророг»
(нач. 19 в., Институт истории СО РАН, Новосибирск)

«Физиолог» очень подробно описывает слона: «Есть животное, называемое слон. У этого животного нет желания совокупления. Итак, если желает родить детей, идет на восток, в близость рая. Есть же там дерево, называемое мандрагора. Итак, с самкою приходит самец, и самка сперва берет от дерева, и дает и своему самцу, и заигрывает с ним, доколе и он не возьмет, а съев, самец тотчас сходится с самкою, и во чреве приемлет. Итак, когда время приходит родить ей, идет в озеро воды, пока вода не дойдет до сосцов ее. И таким образом, наконец, рожает дитя свое на воде, и идет к сосцам матери и сосет. Слон же ее рожающую стережет от змеи, так как змея враждебна слону. Итак, если находит змею, топчет ее и убивает.
Природа же слона такое имеет действие. Если падает, не может встать, ибо не имеют суставов колена его. Как же он ложится? Если хочет спать, прислонившись к дереву, так спит. Итак, индийцы, зная свойство слона, идут и подпиливают немного дерево. Итак, приходит слон прислониться, и, как только прикоснется к дереву, падает дерево вместе с ним. Упав же, не может встать. Итак, начинает рыдать и кричать. И слышит другой слон и приходит помочь ему, и не может поднять упавшего. Затем кричат оба, и приходят другие двенадцать, и эти пришедшие не в состоянии поднять его. Затем кричат все. Позднее же всех приходит малый слон и подкладывает хобот свой снизу под слона и поднимает его. Есть же у малого слона такое свойство: если покуришь его волосами или костями в каком-нибудь месте, ни демон, ни дракон не входит туда, ни какое-либо иное зло не находится там»
.
Миниатюра «Саламандра»
(1350, Национальная библиотека, Гаага)


«Физиолог» сообщает о саламандре: «Написано (Ис 43:2), что «и аще сквозь огнь пройдете, пламень не опалит вы». Фисиолог сказал о саламандре, что если она входит в печь огненную, то погашает ее, и если в топку банную входит, погасает вся баня.
Итак, если саламандра гасит огонь своею фисиологией, насколько более соответственно это для праведных, которые ходили по (путям) справедливости, и угасили огонь и заградиша уста львов (Евр.,11. 33).
Итак, хорошо Фисиолог сказал о саламандре».
Миниатюра «Пантера»
(1450, Музей Меерманно-Вестренианум, Гаага)

«Физиолог» говорит о пантере: «Пророк пророчествовал и сказал: «Бых я яко панфирь Ефремови» (Осия, 5:14). Фисиолог сказал о пантере, что она имеет такое природное свойство: всем зверям она весьма дружественна, но враг дракону. Вся пестра она, как хитон Иосифа. Спокойна (она) и весьма ласкова; если поест и насытится, спит в норе своей и на третий день просыпается от сна своего, и вопит великим голосом крича, и дальние и ближние звери слышат ее голос, а от голоса ее всякое благовоние ароматов исходит, и звери пойдут на благовоние запаха пантеры и прибегут ближе к ней.
Так и Христос, пробужденный в третий день и восставший из мертвых, всяким благовонием стал нам, дальним и ближним миролюбивым. Вся пестра же мысленная премудрость Божия (Ефес 3:10: «многоразличная премудрость Божия»), как и Псалмопевец сказал: «Предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена» (Пс. 44.10), которая есть Церковь. Многоразличен есть Христос, Сам будучи девственность, воздержание, милосердие, вера, добродетель, великодушие, согласие, мир (Галл 5:22)»
.
Миниатюра «Жираф»
(1350, Национальная библиотека, Гаага)


Епископ Исидор Севильский (ок. 570–636) в своем труде «Этимологии» описывает жирафа таким образом: «Верблюдобарс назван так, потому что, хотя, подобно барсу, он испещрен белыми пятнами, шеей скорее походит на коня, ноги у него бычьи, голова же верблюжья. Он водится в Эфиопии». А русские рукописные сборники 18 в. по естествознанию добавляют подробности: «Верблюдопардус зверь лютый главу имеет подобно верблюду протчее же пардусовы, ноги песии пестрыи пригожи, обретается в эфиопии и африце».
Миниатюра «Цапли»
(1230–1240, Британская библиотека, Лондон)

Епископ Исидор Севильский (ок. 570–636) в своем труде «Этимологии» описывает цаплю таким образом: «Диомедовы цапли – птицы, названные в память о спутниках Диомеда, превращенных, как рассказывают легенды, в птиц, похожих видом на лысух, величиной на лебедей, белоснежного цвета, с большими твердыми носами. В Апулии, на Диомедовом острове, они населяют каменистые берега и скалы. Они различают своих и инородцев. Ведь если к ним подходит грек, они приближаются к нему и ласкаются; если же чужеземец, они налетают на него и ранят своими кдювами, жалобно крича, словно страдая, то ли из-за собственного превращения, то ли из-за гибели царя. Ведь Диомед был убит иллирийцами» (т.е. не греками).
Миниатюра «Выдра»
(1200–1210, Британская библиотека, Лондон)


«Физиолог» описывает выдру таким образом: «Есть животное называемое выдра, имеющее вид собаки. Оно враждебно крокодилу. Крокодил, когда спит, рот открытым имеет, и выдра идет и мажет себе все тело глиною. И когда высохнет глина, прыгает в пасть крокодила, и поедает внутренности его.
Итак, подобен крокодил диаволу, а выдра принимается за лице Спасителя нашего. Ибо приняв земное бытие и плоть, сошел Он во ад и разрешил скорби смерти и воскрес тридневен»
.
Миниатюра «Крокодил»
(1450, Музей Меерманно-Вестренианум, Гаага)

Епископ Исидор Севильский (ок. 570–636) в своем труде «Этимологии» так описывает крокодила: «Крокодил назван так по желтой окраске. Это четвероногое животное обитает в Ниле, живет и на суше, и в воде. Они вооружены огромными зубами и когтями, а кожа их так прочна, что нечувствительна даже к сильному удару камнем. … Рыбы, имеющие шипы и заострения на спине, убивают крокодилов, разрезая своим гребнем их нежное брюхо».
Миниатюра «Дельфин»
(1400-1425, Национальная библиотека, Копенгаген)


Епископ Исидор Севильский (ок. 570–636) в своем труде «Этимологии» так описывает дельфинов: «Нет в море животных, быстрее них, ведь, по большей части прыгая, они обгоняют плывущие на всех парусах корабли. Когда дельфины резвятся в волнах и, выпрыгивая из воды, вниз головой бросаются в громаду волн, они наглядно предсказывают бурю. … В Ниле живет род дельфинов с зазубренной спиной. Эти дельфины убивают крокодилов, снизу рассекая их мягкое брюхо».
Миниатюра «Гиена»
(1450, Музей Меерманно-Вестренианум, Гаага)

В верхней части миниатюры – сцена охоты на гиену, в нижней – гиена разрывает могилу и вытаскивает труп, чтобы съесть его.
«Физиолог» так описывает это животное: «Закон говорит: «Да не ясте гиену ниже подобное ей» (Второз 14:8). Фисиолог сказал о ней, что она мужескоженского пола: иногда мужеского, иногда женского; оскверненное животное она, так как меняет свою природу. Поэтому и Иеремия (12.9) говорит: «Не вертеп ли уенин достояние мое мне».
Итак, да не уподобишься и ты гиене (и тем), о которых божественный апостол сказал с порицанием: «Мужи на мужех студ содевающе» (Римл 1:27)»
.
Миниатюра «Медведь»
(1450, Музей Меерманно-Вестренианум, Гаага)


Епископ Исидор Севильский (ок. 570–636) в своем труде «Этимологии» рассказывает о свойствах медведей: «своим ртом он придает форму детенышам. Ведь, как говорят, у медведей рождается бесформенный плод, некая плоть, которой мать, облизывая, придает форму тела. Поэтому сказано: «Так медведица, родив, лепит плод языком», Это происходит из-за преждевременных родов: медведица рождает на тридцатый день. Поэтому и получается нечто бесформенное. Голова у медведей слабосильна; главная мощь в плечах и пояснице; поэтому иногда они ходят выпрямившись».
Миниатюра «Еж»
(1300, Национальная библиотека, Копенгаген)

Рассуждение «Физиолога» о еже: «Фисиолог сказал об еже, что (это) животное малое, (форму имеющее шара,) все усеянное иглами. Добывает же оно корм себе так: идет в виноградник и восходит на гроздь, и срывает виноградины, и бросает на землю, и бросается (сам) на спину, и насаживаются виноградины на иглы его, и несет (он их своим) детям, и оставляет грозди пустыми на лозе.
Итак и ты, о гражданин, приступай к мысленной лозе истинной (Иоанн., 15.1), которая есть Христос истинный Бог. И сообрази, как допустил ты злого духа войти в сердце твое и разрушить твое доброе гражданство и рассеять, и иглами смерти тебя обмануть, так что (ты) разделил гражданство противным силам, и, подобно лозе, он (т.е. диавол) оставил (тебя) пустым, не имеющим в тебе вовсе ростка. … Итак, правильно Фисиолог к нам применил свойства животных в боговдохновенном Писании».
Миниатюра «Куропатка»
(1230–1240, Британская библиотека, Лондон)


На миниатюрах из английского Бестиария изображены: вверху – куропатки, отвлекающие врага от своих хорошо спрятанных гнезд; внизу – куропатка, ворующая яйца из чужого гнезда, чтобы высидеть их самой.
«Физиолог» сообщает о куропатке, что она «чужие яйца высиживает и выводит птенцов, и когда они вырастут, каждая порода (их) улетает и удаляется ко своим, и ее одну оставляют.
Так и диавол похищает род младенцев сердцами. Если же они придут в меру возраста, начинают узнавать собственных своих родителей небесных, то есть Господа нашего Иисуса Христа и Церковь, и апостолов, и пророков, и к ним идут».
Миниатюра «Грифон»
(кон. 15 в., Национальная библиотека, Париж)

Миниатюра из манускрипта «История Александра», иллюминированной во фламандском стиле в мастерской Жана де Воклена.
Епископ Исидор Севильский (ок. 570–636) в своем труде «Этимологии» рассказывает о грифонах (грифах) таким образом: «Грифы так называются оттого, что это животные как бы пернатые и четвероногие. Это род диких животных, обитающих в Гиперборейских горах, всем туловищем – львам, а крыльями и ликом они подобны орлам и крайне враждебны к лошадям»
Миниатюра «Четыре грифона»
(первая четверть 13 в., Национальная библиотека, Париж)


Миниатюра из кастильской рукописной книги Беата Лиебанского «Комментарии к Апокалипсису».
Согласно легендам, грифоны, или грипсосы с моря собирают крыльями солнечную зарю, заслоняют крыльями солнце и летают без устали 40 дней («Физиолог»: «егда синеть слнце вь гльбину водьную и покажеть се зара сльначная вь воде, тогда распростреть криле свои и сабыраеть зару слначну и глаголють: прииды, светодавче, даждь миру светь, якоже даде и бжсатьво»). Известны и грифалы, живущие на некоем острове. «И подле того острова лежит златая гора, того оубо злата никтоже может взяти ради драконовъ и грифаловъ, те бо того злата стрегутъ» («Луцидариус»).
Древнегреческий историк Геродот, ссылаясь на Эсхила, у которого впервые сообщается это предание, пишет: «На севере Европы, несомненно, находится золото в огромном количестве; но как оно добывается, я не могу и этого сказать с достоверностью. Говорят, что одноглазые люди, аримаспы, похищают его из-под грифов».
О том же, кажется, повествует и русский азбуковник собрания Д.В.Пискарева: «Аримаспи, люди о едином оце, а живут в татарских землях, а воюются с грифъ за жемчюг и за злато».
Миниатюра «Агнец Апокалипсиса»
(14 в., Британская библиотека, Лондон)

На миниатюре из французской книги Откровения Иоанна Богослова изображен агнец с семью глазами и семью рогами, означающих семь даров Святого Духа. Так в Откровении Иоанна Богослова представлен Христос: «И увидел я, что посреди престола и четырёх живых существ и посреди старейшин стоит агнец, как бы закланный, с семью рогами и семью глазами; глаза эти означают семь духов Бога, посланных во все концы земли» (Откр 5:6).
.


Для поста использывался материал с сайта Лекции online



URL записи
Свое | Найдено

Вопрос: Бест недели?
1. Да! 
31  (100%)
Всего: 31

@темы: Свое, Найдено, Текст+картинки

URL
Комментарии
2009-04-06 в 10:04 

Интернет- пригодность 100%. Нецензурных выражений и ненормативной лексики не содержит. К сожалению.
Хорошая подборка, интересная.
Вот только автор зря разнёс картинки и подписи к ним по противоположным сторонам экрана — на больших разрешениях читать не удобно.

2009-04-07 в 00:02 

quirischa
администратор
(с капибарой на аватарке)
отлично, цепляет почти как борхес

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Best of @Diary.ru

главная