07:51 

Diary best
Искатель @сокровищ
Пишет Sinica:

Обожаю Кронгауза ))
Но нашего Мюнхгаузена то ли он не смотрел, то ли интервьюер, то ли оба ))

Кстати, скобки в конце предложения я сто лет ставлю, но только тут обратила внимание, что они вытеснили точку.

Культура речи
Портал «Культура.РФ» поговорил с лингвистом Максимом Кронгаузом о том, как под влиянием интернета меняется русский язык, о новых правилах этикета в общении — и о культуре речи в целом.



— Как наш родной русский язык изменяется? Как на него влияют новые технологии?

— Некоторые трансформации во внешнем мире заставляют язык подстраиваться. Язык, который не меняется в этих условиях, перестает обслуживать главную функцию — коммуникацию. Ничего плохого в этих изменениях нет, но для пуристов это самое больное место, в дискуссиях возникают слова «порча языка», «деградация», «гибель», но это совсем не так! Трансформации в современном русском языке запущены перестройкой, и пик изменений пришелся на 1990-е годы. Еще одним важным событием для языка стал интернет, который принципиально изменил человеческую коммуникацию. Блогосфера и социальные сети повлияли прежде всего на общение в самом интернете, но отчасти и на состояние русского языка в целом.

— В соцсетях мы переписываемся короткими сообщениями, и многие стали замечать, что та же манера перекидывается и на живое общение. Как с появлением интернета поменялись языковые нормы?

— Это совершенно естественно. В интернете хотя мы вроде бы используем письменный язык, речь идет о живом общении, соответствующем нашей устной речи. Когда мы беседуем, мы почти не используем сложные предложения, причастные и деепричастные обороты, а если используем — то крайне редко. Современный язык интернета по своей структуре — это скорее устный язык.

— Но воспринимаем мы его как письменный.

— Но воспринимаем да, глазами. Именно поэтому вводятся дополнительные средства: например, крик мы обозначаем капслоком.

— Еще этикет соцсетей против точки в конце предложения. Если наш собеседник ее таки поставил, мы расцениваем это либо как агрессию, либо как нежелание дальше вести диалог. Какое будущее у этого знака препинания?

— Есть две проблемы с точкой. Первая — это то, как точка взаимодействует со смайликами, особенно с «вырожденными» — в виде скобочек. Смайлики стали очень важным элементом общения. Смайлик обычно ставят в конце предложения — более того, это стало так привычно, что его отсутствие настораживает. Особенно, если мы говорим о людях моложе тридцати. Они если не видят в конце предложения смайлика, думают, что собеседник на них обижен. То есть нейтральным стало наличие смайлика, а не его отсутствие. Более того, он вытесняет точку. Смайлик хорошо сочетается с вопросительным знаком, и его функции на себя не берет. Точка же уже не нужна, если в конце предложения поставить одну или несколько скобочек. Вторая проблема, появившаяся уже независимо от смайликов: зачем ставить точку в конце целого сообщения? Если текст поста состоит из нескольких предложений, то внутри точка ставится, а в конце сообщения она избыточна, потому что у публикации есть рамочка и специально обозначать конец не нужно.

— А может быть, это приглашение к обсуждению, что-то вроде «открытого конца»?

— Я не думаю — это скорее экономия усилий. Язык вообще стремится к простоте, и если что-то не имеет практической или прагматической ценности — это что-то с трудом удерживается в языке. Отсутствие точки стало нейтральным, а вот ее присутствие нас настораживает. Возник эффект, которого, конечно, раньше не было.

— Если вернуться к разговору о смайликах, сейчас новая мода — стикеры. О новых стикер-паках в Telegram пишут СМИ. Театральный критик Алексей Киселев даже проводил эксперимент: неделю общался и с друзьями, и с коллегами только гифками и стикерами, и люди его понимали, более того — поддерживали беседу в подобном стиле. Какое будущее у стикера?

— Такая коммуникация возможна, но я не уверен, что она стабильна. Сейчас, если я не ошибаюсь, общение стикерами не сочетается с текстом, правильно?

— Да, но они несут дополнительный смысл.

— Правильно, но сообщение со стикером лишено слов, в отличие от эмодзи, которые встраиваются в текст. Но и стикер, и эмодзи не являются языковыми знаками. Если, скажем, смайлик — это все-таки знак, который несет где-то функции знаков препинания, где-то функции интонации, то со стикерами дело обстоит иначе: они в текст не встраиваются, а существуют отдельно законченным сообщением. Более того, каждый из них можно прочесть разными способами. Я могу интерпретировать стикер как одно слово, могу — как целую фразу, могу вчитать туда целый текст, но канонического прочтения у стикера не бывает. Знаете был такой анекдот: таксист едет на красный свет, и пассажир ему: «Ну как же так?» А водитель в ответ: «Мастер едет!» Вдруг таксист тормозит на зеленый, пассажир опять спрашивает: «Почему?» Водитель показывает ему: «С другой стороны тоже мастер едет».

Если бы Алексей Киселев столкнулся с другим таким же экспериментатором из другой страны, то общение сорвалось бы, потому что просто обмениваться стикерами пару раз, конечно, можно, но дальше коммуникация забуксует. Думаю, обычную речь стикер не вытеснит, но в качестве игры, простых реплик будет использоваться. Например, когда мы не очень хотим отвечать собеседнику, или нам нечего сказать, или мы завершаем разговор, нам удобно это сделать картинкой, которая не подразумевает развития. Раньше эту функцию нес смайлик, и разговор сам собой свертывался.

— Вот вы начали говорить про то, что делать, если не хочешь продолжать разговор. Сейчас же появился новый этикет общения: просто так позвонить — неприлично, лучше сначала написать, договориться о звонке и потом уже поговорить вживую. Какие еще существуют тонкости? И как их уловить человеку, который не вырос в эпоху интернета?

— Вот я, например, не вырос в интернет эпоху, и меня это жутко раздражает, но я вынужден подчиняться. Это экспансия письменной речи, и вы абсолютно правы, сегодня устное обращение с человеком воспринимается как некая нагрузка на него, беспокойство, а может, даже агрессия. Я был поражен, когда получил первую эсэмэску с вопросом, можно ли мне позвонить. Казалось бы, нет ничего проще, чем набрать номер, однако чем больше таких сообщений я получал, тем понятнее мне стало, что устное общение стало каким-то специальным действием. Для решения проблем это жутко неудобно. Например, нам надо договориться о встрече: «Вы можете в понедельник?» — «Нет, не могу». — «А когда вам удобно?» — «Я могу во вторник?» «А во сколько?» — пишут мне. «Я до четырех занят...» То, что в разговоре обычном решается за минуту, здесь выясняется с помощью десятков писем туда и обратно.

— Мы же можем и не ответить человеку...

— Да, или затянуть беседу. Например, я прошу кого-нибудь из моих молодых коллег связаться и решить какой-нибудь вопрос с другим человеком. Через неделю я понимаю, что этого не произошло. Спрашиваю коллегу, сделал ли он это. Он отвечает: «Да, сделал». А что он сделал? Он послал письмо и не получил ответа. Каждый человек расширяет свою личную зону, и в устное общение нужно перейти через заборчик вежливости по специальному разрешению.

— Скоро мы вообще перестанем друг с другом устно общаться?

— Классическая ситуация, когда люди собираются в одном месте и прекрасно проводят время, не сказав друг другу ни слова. С одной стороны, для людей чуть постарше эта история кажется анекдотической, с другой — это реальная картина. Дети рассказывают родителям, как хорошо они «пообщались» в компании. «А о чем говорили?» — «Да ни о чем. Играли вместе в гаджеты». Появился новый стиль, новый этикет, нужно приспосабливаться, главное — не нырнуть в это окончательно. Вот вы, например, настояли на том, чтобы наше интервью прошло устно, но сейчас я все больше получаю только вопросы, отвечаю на них, и на этом интервью заканчивается.

— Но, мне кажется, это тоже нарушение этикета: почему человек, который в принципе не заинтересован в интервью, должен выделять время и печатать ответы на вопросы, отправлять письма?

— В этом тоже есть некоторые плюсы: чем разговор получается приятнее эмоционально, тем интервью — бессмысленнее. Потому что в разговоре мы используем такие речевые приемы, которые на письме раздражают, например слова вроде «вот». Не все журналисты такие слова вычеркивают.

— Возвращаясь к трансформации языка, уже достаточно давно в интернете стало популярно ставить предлог «про» перед глаголами — «это история не про слушать, а про слышать». Интернет-обороты входят в литературный русский язык?

— Предлог «про» всегда был очень популярным, но раньше в некоторых учебниках по стилистике он запрещался в тех случаях, когда вместо него можно поставить предлог «о». Редакторы требовали от авторов писать «мы говорили о», а не «мы говорили про». В разговорной речи «про» чаще использовали, именно поэтому он сегодня и теснит «о». И я тут не вижу ничего страшного, потому что редактор, который правит «сложно» на «трудно», просто не чувствует современного русского языка.

А то, что «про» ставится вместе с глаголом, тоже очень понятно. Любая часть речи, глагол в том числе, может выступать как существительное. Да, в литературе или в академической речи такого оборота мы, наверное не встретим, но для устной речи и языка интернета такое сжатие совершенно нормально. В языке заложен огромный творческий механизм, и очень часто фраза вроде бы нарушает какие-то правила, но при всем это не мешает пониманию смысла и, наоборот, создает образность. Например, из перевода Курта Воннегута: «это было две тысячи сигарет назад», «две жены тому назад» — невозможные фразы с точки зрения грамматики, но мы же понимаем, что речь идет об отрезках времени. Интернет как среда всех располагает в языковым играм.

— Есть пример какого-то оборота, который когда-то считался неправильным, а сейчас стал нормой?

— Самый примитивный пример ­– это передвижение ударения. Почему сейчас мы все стоим на страже правильного ударения в глаголе «звонить»? В XIX веке все говорили кури́т, звони́т, вари́т. Сегодня мы все говорим ва́рит, ку́рит и считаем это правильным. Перенос закрепился, и уже ни один грамотный человек не скажет кури́т.

— Почему произошел перенос? Из-за того, что большая часть говорила неправильно?

— Да, много людей стало говорить с неправильным ударением. Почему — сейчас трудно сказать. Процесс такой: есть норма, дальше появляется новая «еще не норма», эти два варианта начинают конкурировать. Старшая норма — более уважаемая, младшая — менее, но она и агрессивнее. Младшая вытесняет старшую и становится единственно правильной. Все возмущены тем, что теперь разрешено говорить о кофе в среднем роде. Понятно, что люди путаются, а почему? Это заимствованное слово, заканчивается на «е». Все исконно русские слова на «е» — это слова среднего рода, а у кофе мужской род появился, потому что раньше его называли «кофий».

Есть два примера, где путь смены рода был пройден до конца, и никто особо не сопротивлялся. Метро, например, тоже было мужского рода — видимо, под влиянием слова «метрополитен». У Утесова даже есть «Песня старого извозчика»:

Я ковал тебя железными подковами,
Я коляску чистым лаком покрывал,
Но метро сверкнул перилами дубовыми,
Сразу всех он седоков околдовал

И совсем недавний пример — евро. Когда валюта только появилась, все говорили «один евро» — наверное, под влиянием доллара. Сейчас кто-то может сказать «одно евро», и опять-таки это никого не испугает.

В какой-то момент постановка ударения становится маркером образованности, интеллигентности: знание нормы, желание говорить не так, как все. Но когда большая часть носителей языка говорит неправильно, приходится подстраиваться.

— А обороты «З — зависть», «С — сон», это откуда?

— Про это мы пишем в нашем «Словаре языка интернета.ru». C вашим примером было очень трудно, потому что мы не понимали, на какую букву его помещать. Был такой мем: в Китае делали букварные кубики на русском языке — буква и картинка, при этом иллюстрации иногда приводились на правильную букву, типа «У — утка», а чаще ­— на абсолютно произвольную, по-видимому из-за трудностей перевода. Совершенно нелепые названия получались. Это запомнилось, стало мемом, а потом закрепилось в языке в правильном варианте. У каждого интернет-мема есть легенда — с кубиками, например, мы долго раскапывали.

— У вас есть любимый миф о меме?

— Самый молодой мем, который попал в словарь, — это «Карл!». Ему может исполниться год, если он доживет: все-таки «Карл!» уже выходит из моды. С ним очень интересная история произошла: его хорошо освоил русский язык. «Карл!», как и многие мемы, возник в английской культуре, а в русском языке он оторвался от картинки и стал существовать сам по себе. Ему начали искать более родную легенду, нежели тот кадр из американского фильма, где отец обращается к сыну по имени Карл. Мем связали с бароном Мюнхгаузеном: у барона есть слуга Карл, в фильме к нему обращаются и просят заменить отсыревший порох, из-за которого Мюнхгаузен никак не может полететь на луну. Кто-то связал мем с Карлом Марксом. Возникает мифология, которая кому-то покажется ерундой, а на самом деле она продлевает мему жизнь. С этой историей все несложно, потому что «Карл!» — молодой мем и развивался на наших глазах.

— А самый старый мем у вас какой в словаре?

— Шушпанчик, пожалуй. Это мем 2001 года, вышел из субкультуры кащенитов. Сначала издевались над человеком по фамилии Шушпанов, врагом кащенитов, а потом это стало стандартным издевательским приветствием. Кащениты были людьми остроумными и сочинили «шушпанишады», привет «упанишадам» из древнеиндийского эпоса, короткие шутливые тексты про шушпанчиков.

— Сколько в среднем живут мемы?

— Недолго, в лучшем случае — год. Вот «Ждун» появился, у него есть перспективы пожить немного дольше, потому что у него есть мифология, он близок русской душе, хорошее имя, но его не сопровождает никакая фраза, поэтому перспектива туманна. Хорошо, когда мем встраивается в слоганы, афоризмы. У Ждуна такого нет, он не текстовый.

— Зато визуально он очень хорошо встраивается...

— Да, поэтому у него есть шанс прожить полгода-год. Самые долгоиграющие мемы Рунета — это «Превед, Медвед» и «Йа криветко». Первый — самый долгий, и его до сих пор помнят, жил лет пять. «Йа криветко» — три года.

— Давайте отойдем от мемов и вернемся к языку. Многие родители и учителя сейчас жалуются, что дети стали хуже писать, делают больше орфографических и пунктуационных ошибок. Есть ли в этом вина языка интернета?

— Да, это одна из причин. Поколения, выросшие до активного использования интернета, читали книжки. А поколение, которое росло в период моды на «язык падонков», моды на искажение орфографии, читало с экрана не меньше, чем с бумаги. У этих людей не сформировался правильный графический облик слов. Мы ведь пишем грамотно не потому, что выучили правило в школе, а просто потому, что привыкли видеть слово так, а не иначе. Грамотный человек, в подавляющем большинстве случаев, не может сформулировать правило, но все равно знает, как точно надо писать. А для детей, выросших в интернет эпоху, «автор» в правильном написании и «аффтар» в падонковском, в общем, почти равноправны. Сегодня люди не проверяют себя: если пропущенная буква или запятая не препятствуют пониманию сообщения, то и ладно. Мода на специальное искажение слов уже прошла, но все равно важнее коммуникация, а не орфография. Надо сказать, что люди в целом стали относиться к орфографии проще. В советское время если человек делал ошибку, ему было жутко стыдно. Это было позором и психологически затрудняло писание. В интернет-эпоху встал принципиальный вопрос: либо ты пишешь, но делаешь ошибки (подавляющее большинство даже грамотных людей все-таки ошибаются, потому что не перепроверяют написанное), либо ты продолжаешь стыдиться, но ничего не пишешь. И тут оказалось, что коммуникация важнее языка. Люди общаются с тем уровнем грамотности, который у них есть.

— А вам не кажется, что на это еще могла повлиять фонетика в школе чуть ли не с первого класса, вот это раскладывание слов на звуки?

— Да, по-видимому, это методическая ошибка, но я не знаю, когда возникла эта методика, мне кажется, что она появилась еще раньше. В любом случае это плохой методический прием, но эффект интернета все равно сильнее.

— А как говорить современно, но при этом культурно?

— Мне кажется, эти два понятия друг другу не противоречат. Я не буду говорить с вами, с одной стороны, и со своими внуками на кухне, с другой, так же, как говорю, когда читаю лекции. Образованный человек знает, как и где надо говорить. Это называется переключением регистров. Человек, который не умеет переключать эти самые регистры, не владеет русским языком. Владеть языком — это не просто уметь говорить на литературном языке. Если я хочу разговаривать и культурно, и современно, в одной ситуации я вообще не буду использовать сленг, например если я готовлю научный доклад. В другой ситуации, в общении с детьми, например, или со своими друзьями, если я не буду использовать разговорные слова и общепринятый в этой компании сленг, то я, наоборот, буду выглядеть странно и некультурно. Так что, если я общаюсь в интернете, я должен настраиваться на тот стиль, который принят в этой сфере. Это не значит, что я сразу должен включать «мимими» или «пиши автор», но я должен владеть языком интернета.

— Язык интернета захватывает и язык литературы? Есть же много примеров, когда писатели пишут у себя на стенах в аккаунтах целые романы или издают книги со своими постами.

— Да, из языка литературы новые слова могут перекочевать и в литературный язык, но с интернет-жаргоном такого, как правило, не происходит, потому что в этих словах слишком много игрового момента и это мешает им стать нейтральными. Но редкие слова все-таки просачиваются. Например, слово «набрать». В эпоху мобильных телефонов это слово получило совсем новое значение. До 1990-х годов набрать было можно только номер. Если старые стационарные телефоны были связаны с местом, то после появления мобильников телефон стал персональным и ассоциируется с человеком. Возник перенос по смежности: стало возможным набрать не только номер, но и человека. Появились фразы типа «я тебя наберу». В новые словари это выражение уже должно войти, потому что распространено повсеместно. Я это еще ощущаю как некую неправильность, сам так не говорю, хотя часто слышу из уст очень образованных людей. Это как раз то, о чем мы говорили: мы видим, как одна норма смещает другую.

Еще возникла новая формула прощания — «до связи». Раньше мы прощались «до свидания», «до встречи» и имели в виду контакт визуальный. Новой формуле прощания уже лет двадцать, и она настолько закрепилась, что только пурист может ее отрицать.

— Любопытно, что вы, человек, который изучает мемы, язык интернета, так с настороженностью относитесь к фразе «до связи»!

— Я даже смайлики не использую практически! (Смеется.) Дело в том, что я должен постоянно находиться в позиции наблюдателя: если я активно начну использовать все новое, я перестану это замечать, потеряю зоркость глаза.

— Детям трудно воспринимать сложные языковые конструкции в литературе, там же совершенно другой язык, не такой, как в интернете. Как увлечь ребенка чтением?

— Самим читать, обсуждать, интересоваться чтением детей. Надо создавать условия, в которых этот процесс становится интересным. Если в семье принято обсуждать фильмы, которые посмотрели взрослые, обсуждать романы, которые они прочитали, это затягивает и ребенка, ему тоже хочется поделиться. С маленькими детьми нужно много вместе читать и не перекладывать это занятие на няню. Родители, у которых нет времени почитать ребенку, многое теряют. Совместный смех и переживания над книгой очень сближают, мне кажется. Своим детям я активно читал, на внуков меня хватает, конечно, уже меньше, но с ними я много разговариваю, что, мне кажется, тоже полезно (смеется) с точки зрения языка.

— Как вы видите будущее русского языка, скажем, через 5–10 лет? Будем ли мы говорить на английском наравне с русским, как, например, в Голландии?

— Сила русского языка опирается, во-первых, на великую русскую литературу, которая имеет вполне современное продолжение, и, во-вторых, на огромную массу ленивых носителей, которые никогда не выучат иностранный язык. В этом смысле судьба Голландии нам не грозит. У русского языка могут возникнуть проблемы только по отдельным сферам употребления. Например, ученые часто переходят на иностранный язык, потому что им так удобнее. Или чтобы увеличить количество своих читателей, пишут на английском. Преимущество русского языка, к неудовольствию многих, в том, что он активно включается в любую сферу, например интернета: страшный «олбанский» и его наследники прекрасно существуют. И по охвату страниц в интернете мы идем на втором-третьем месте, конечно сильно отставая от английского, но тем не менее. Язык меняется, и это признак того, что он жив.

Беседовала Мария Пронина

URL записи

Не свое | Не Бест? Пришли лучше!


Вопрос: Бест?
1. Да!  149  (100%)
Всего: 149

@темы: Не свое

URL
Комментарии
2017-06-19 в 08:09 

BecHa
ЖРЖ © BecHa
И вот как можно поверить во все мемы, что он описывает после такого косяка с Карлом? 😂

2017-06-19 в 08:31 

Оля-оля-ля
да ладно тебе, Ева, это всего лишь яблоко
Разве Карл - это не от прекрасных лам в шляпах, закусывающих людьми, а от непонятных семейных отношений?))) За лам! За долгожителя среди мемов!)

2017-06-19 в 09:15 

- _ ~ ! @ # $ & * ( ) + ? = . , ; : < > [
Ничего здесь не написано.
По-моему, Ламы и Ходячие мертвецы это просто два разных Карла, интонации разные. Сейчас вообще мало кто знает о Ламах (молодёжь уже не та!! :с )

2017-06-19 в 10:08 

HouseManka
В аду для перфекционистов Ни серы нету ни огня А лишь слегка несимметрично Стоят щербатые котлы
А в чём косяк с Карлом?

Я не молодёжь, но про лам не знаю. :nope: Раскажите, плиз.

2017-06-19 в 10:18 

ЧайнаяЧашка
мультифандомная дженщина
HouseManka, ну, елси я не ошибаюсь) Карлом звали самого Мюнхгаузена) и Марта - его возлюбленная, когда он собирался лететь, кричала ему
- Я люблю тебя
- Не то
- Я буду ждать тебя!
- Не надо
- Они положили сырой порорх, Карл! Они хотят помешать тебе, Карл!
- Вот!

2017-06-19 в 10:30 

Innocent Challenger
OTP - 1869 ♥ /Гениальное травоядное (c)
Интересное интервью. Не совсем пурист, но на трансформацию языка реагирую болезненно. Интернет мемы это не страшно, а вот когда люди не видят разницы между неприятный и нелицеприятный это бесит. За кофе я буду страдать до конца своих дней :flower:
Кстати современный этикет общения, как его назвали, мне не совсем понятен. Одна интернет-психолог утверждала, что звонить без предварительного согласование это грубо и прямым текстом спрашивала людей, не живут ли они в провинции. Если человек не хочет отвечать на звонок, он может просто не отвечать на звонок, разве это трудно?

2017-06-19 в 10:38 

Оля-оля-ля
да ладно тебе, Ева, это всего лишь яблоко
HouseManka, не знаю, как через приложение видео добавлять, поэтому вот божественная лама Карл ссылкой на ютьюб: youtu.be/EtIPcG_bpv4

2017-06-19 в 10:50 

HouseManka
В аду для перфекционистов Ни серы нету ни огня А лишь слегка несимметрично Стоят щербатые котлы
Оля-оля-ля, спасибо, не видела раньше.

2017-06-19 в 10:52 

Sinica
Оля-оля-ля, прикольно )))
про лам я не знала ))

2017-06-19 в 10:56 

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
Интересный пост, действительно Бест.
Я помню кащенитов в самом расцвете, когда это действительно было остроумно и смешно. Потом все скатилось в полное УГ и тупое оскорбление всех и вся. И возникновение мема про шушпанчика помню. Черт, я снова динозавр))
Из мемов мне больше всего нравились коты Вжух и Хоба. Жаль, что так мало прожили. И Карл! Карл мой любимый мем из относительно свежих. Все жду, когда помрут ждун, дратути и отпути, чтобы не видеть этот кошмар у себя в лентах.
Мне интересно наблюдать динамику развития современного языка, но к некоторым новым нормам я не могу привыкнуть. Дада, я тоже про кофе. Возникновение новых слов, уход из активного словаря некоторых старых слов, закрепление новых ударений, перемена рода и все прочее. Язык должен развиваться, это его нормальное состояние, как неотъемлемой части социума. Жаль только, что вместе с этим идет упрощение языка и оскудение словарного запаса, и все меньше людей, которые действительно чувствуют родной язык.

2017-06-19 в 11:07 

Sinica
Jean Sugui, насчёт оскудения и упрощения - всё время вспоминаю рассказ Чуковского об адвокате Кони:

"Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты.
Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости.
Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык.
Кони набрасывался на него со страстною ненавистью.
Его страсть восхищала меня.
И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.

Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо.
Но это значение слова уже умерло. Теперь и в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони.
— Представьте себе, — говорил он, хватаясь за сердце, — иду я сегодня по Спасской и слышу: “Он обязательно набьет тебе морду!” Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его!
— Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, — пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем.

Между тем нынче во всем Советском Союзе уже не найдешь человека, для которого обязательно значило бы любезно.
читать дальше

2017-06-19 в 11:17 

Мэлис Крэш
Да кому оно нужно, это бессмертие! ##### Я - гетеросенсуал. Других понимаю, себя - нет. ##### Фикрайтеры всех стран, объединяйтесь! Спасем героев от садистов-авторов!#####Я не Кенни! Я Эникентий Мидихлорианович!
Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо.

Мда. Вот и с нелицеприятным теперь так получилось. Слово стремится к значению, соответствующему звучанию :)

2017-06-19 в 11:41 

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
Sinica, нет, я не про это в своем комменте. Хотя я довольно долго привыкала к слову "решительно" в значении "непременно/обязательно" в старых романах))
Пример про упрощение языка: встретимся в падике, пойдем курить калик. Или вот написание "симпотичный", потому что проверочное слово симпотный и не симпатия. Пример про оскудение: однажды в адрес некого вьюноши 15 лет я употребила устойчивое выражение "Хватит прикидываться ветошью". В ответ получила дооолгую паузу и осторожный вопрос "А это ты меня сейчас чем обозвала? Это что-то хорошее хотя бы?" И ведь он не один такой.

2017-06-19 в 11:43 

Виктория Инферно
Так вы, стало быть, извращенец?|I'm not a woman, I'm not a man, I am something that you'll never understand.
что звонить без предварительного согласование это грубо
Это что-то новенькое. Ах да, я из провинции.

2017-06-19 в 11:53 

Мэлис Крэш
Да кому оно нужно, это бессмертие! ##### Я - гетеросенсуал. Других понимаю, себя - нет. ##### Фикрайтеры всех стран, объединяйтесь! Спасем героев от садистов-авторов!#####Я не Кенни! Я Эникентий Мидихлорианович!
Пример про оскудение: однажды в адрес некого вьюноши 15 лет я употребила устойчивое выражение "Хватит прикидываться ветошью". В ответ получила дооолгую паузу и осторожный вопрос "А это ты меня сейчас чем обозвала? Это что-то хорошее хотя бы?"

Это такое же оскудение, как и в случае с ямщиком, например. Выпал из повседневности предмет - выпало из языка понятие. Вместо ветоши для уборки в доме теперь используются специальные новенькие тряпочки, а именно ветошь применяется в других областях.

2017-06-19 в 11:58 

Виктория Инферно
Так вы, стало быть, извращенец?|I'm not a woman, I'm not a man, I am something that you'll never understand.
Мэлис Крэш, ну ямщики ещё когда исчезли. Но ведь мы с вами знаем это слово. Пушто читаем много.
Вот, кстати, "пушто" мне нравится. Да и многие другие мемы и словечки из новояза тоже.

2017-06-19 в 11:59 

mari*
Такова природа человека: видишь кнопку — надо нажать.
что звонить без предварительного согласование это грубо.
Вот этим была сражена наповал. Зачем писать, если можно позвонить? О!
Если что, я из провинции. Дремучей провинции.

2017-06-19 в 12:00 

Suitta
жизнерадостный социопат
Jean Sugui,
встретимся в падике
Простите, а это что такое?)

Про лам тоже не слышала, только про отца с сыном. Касаемо отсутствия знаков препинания - все мои старшие родственники (мама, 1959 года рождения, отец, 1956 года и т.п.) пишут смс вообще без запятых и точек, а меня просто корежит от этого каждый раз )) У меня даже маленькую букву вместо заглавной поставить рука не поднимается. Так что это индивидуально )

2017-06-19 в 12:02 

Оля-оля-ля
да ладно тебе, Ева, это всего лишь яблоко
Виктория Инферно, про звонки без предварительной договорённости больше похоже на личный бзик. Кому я должна высылать почтовых голубей заранее - магазину, поликлинике, справочной службе, клининговой компании, такси, пожарным, коллегам, друзьям, клиентам?))
Пс. Я из столицы Сибири, но чу - это же дальше МКАДа, так что провинция глубокая))

2017-06-19 в 12:04 

Виктория Инферно
Так вы, стало быть, извращенец?|I'm not a woman, I'm not a man, I am something that you'll never understand.
Простите, а это что такое?)
Подъезд.

2017-06-19 в 12:12 

Suitta
жизнерадостный социопат
mari*,
Вот этим была сражена наповал. Зачем писать, если можно позвонить?
Потому что не всем нужна такая активная коммуникация. Люди-экстраверты, возможно, могут свободно говорить когда угодно и с кем угодно, а для интровертов требуется поднапрячься. Я, как интроверт, вижу буквально свое спасение в набирании текстов на экране ноутбука или телефона - минимум затрат сил, максимум пользы.
Звонить буду только в двух случаях: а) это срочно ("я уже в магазине, брать тебе сок?") б) это проще объяснить устно ("была сейчас в налоговой, они утверждают, что...")
В остальное время предпочту общение в скайпе/вотсаппе/на дайри. Чей-то звонок по пустяку вызовет только раздражение. Мои родственники, например, знают, что если я нужна прямщас, то мне нужно прислать смс типа "позвони, это срочно", в другом случае мне может быть лень говорить вслух, и я ещё подумаю, брать ли трубку.

2017-06-19 в 12:18 

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
mari*, ну вот у меня идиосинкразия к звонкам. С незнакомых номеров я чаще всего вообще трубку не беру, если только точно не знаю, что мне должны позвонить. Со знакомых - есть очень маленькая группа людей, для которых я всегда на связи, остальным - как повезет или не повезет. Самой позвонить - это надо сначала три дня медитировать, потом проговорить мысленно начало диалога, а потом еще и время звонка выхаживать. И это только хорошо знакомые люди, мало знакомые или совсем незнакомые, я могу и не смочь себя заставить.

2017-06-19 в 12:22 

Suitta
жизнерадостный социопат
Jean Sugui,
С незнакомых номеров я чаще всего вообще трубку не беру, если только точно не знаю, что мне должны позвонить. Со знакомых - есть очень маленькая группа людей, для которых я всегда на связи, остальным - как повезет или не повезет.
:friend:

2017-06-19 в 12:23 

Оля-оля-ля
да ладно тебе, Ева, это всего лишь яблоко
Suitta, Jean Sugui, это частные случаи (я не говорю, что редкие). Я и сама отвечаю на звонки в рабочее время с любых номеров, а в свободное время в основном игнорирую телефон, если это не близкие люди (которые приучены по делу звонить). Но это никак не должно влиять на культурную норму, а вот лепить позвонившему "ты чё, деревня" - как раз далёкие от воспитания моменты.

2017-06-19 в 12:24 

ЧайнаяЧашка
мультифандомная дженщина
Ну, господамы интроверты - речь-то идет, я так поняла, о рабочем - вместо того, чтобы сто писем туда-сюда послать, проще позвонить. Я сама ненавижу телефон (я правда экстраверт), так и работу искала, чтобы не дай бог, звонить не надо было))))))

2017-06-19 в 12:28 

Виктория Инферно
Так вы, стало быть, извращенец?|I'm not a woman, I'm not a man, I am something that you'll never understand.
Для меня имеет смысл оговорить звонок, если ты глава какой-то корпорации, очень занятой. И вот чтобы побеседовать с кем-то - нужно расписывать время звонков.

2017-06-19 в 12:31 

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
Оля-оля-ля, вот насчет "деревни" согласна. Хотя я была бы рада, если бы звонок со мной сначала согласовывали) Причем желательно в форме "Я сейчас позвоню, ничего плохого не случилось, надо обсудить такой-то вопрос". А то в плохие периоды меня каждый звонок вгоняет в холодный пот. Печальный жизненный опыт, угу(

2017-06-19 в 12:46 

Innocent Challenger
OTP - 1869 ♥ /Гениальное травоядное (c)
Я из столицы, интроверт, но по предварительной согласованности никогда не звонила. Смски писала только преподавателям или коллегам в рабочее время :nope:
Люди действительно разные, но нежелание общаться с людьми посредством голоса нельзя принимать за этикет.

2017-06-19 в 12:51 

NikaDimm
If you read this line remember not the hand that writ it
Ммм... обычно как раз деловые звонки принято планировать и ставить в график. Во-первых, какая разница, встреча или звонок? Во-вторых, зная тему звонка, можно подготовиться, документы нужные подобрать, позицию заранее согласовать с начальством/экспертами/смежниками.

А личные разговоры удобно вести в машине, например. Пока в пробке стоишь. Тоже можно заранее о времени договориться, с работы многие примерно в одно время уходят.

2017-06-19 в 12:51 

Мэлис Крэш
Да кому оно нужно, это бессмертие! ##### Я - гетеросенсуал. Других понимаю, себя - нет. ##### Фикрайтеры всех стран, объединяйтесь! Спасем героев от садистов-авторов!#####Я не Кенни! Я Эникентий Мидихлорианович!
Виктория Инферно, знаем, и ветошь знаем, хотя она перешла в разряд узкоспециализированных слов. У каждого человека размер словаря свой, как известно. Зависит от объема прочитанных книг, от специальности, от места работы, от круга общения и интересов.

2017-06-19 в 13:05 

Suitta
жизнерадостный социопат
Оля-оля-ля,
Я даже на работе отвечать не буду, если не жду звонка, и это не какой-то человек, с которым я всегда на связи (директор или напарник). В остальных случаях - у всех есть мой вотсапп, почта и скайп, излагайте туда. Опять же, это удобнее - я не забуду про просьбу, потому что буду видеть сообщение, и всегда смогу освежить в памяти нюансы, пробежав текст глазами.
Сама на работе звоню только тем людям, от которых не добиться ничего сообщением, проверено. Прочитают и будут игнорить, проще голосом долбить.

2017-06-19 в 13:08 

Ayva
Ybxtuj yt [jxe crfpfnm 'njve vbhe/
Я, конечно, тоже телефон недолюбливаю, но если мне перед кроме разговоров ещё и сообщения о них читать... И писаааать! Да ну!

2017-06-19 в 13:43 

Элеми
Храбрый заяц =о_-_О=
Еще этикет соцсетей против точки в конце предложения. Если наш собеседник ее таки поставил, мы расцениваем это либо как агрессию, либо как нежелание дальше вести диалог.
Чегоооо? :susp:

2017-06-19 в 13:44 

mari*
Такова природа человека: видишь кнопку — надо нажать.
Звонить сразу или сначала написать скорее личное пристрастие.

Ayva, Я, конечно, тоже телефон недолюбливаю, но если мне перед кроме разговоров ещё и сообщения о них читать... И писаааать! Да ну!
Двойная работа. Мне чисто лень писать, потом проверять, есть ответ или нет. Это чисто личное, но проще и быстрее позвонить. И все станет ясно. Ну, бывает, пошлют.))

Телефон долгое время был мои рабочим инструментом. О, боже! Страшно подумать, как бы мне пришлось изворачиваться, если бы сначала приходилось писать СМС, договариваясь о звонке. Ага)) Да меня бы за такую работу начальство сожрало с потрохами. Потому что толку от нее был бы самый минимум.
Ну и условия провинциальной жизни другие.Не встречала людей, которые шарахаются от звонков, если они не ночью. Тут, да пугаешься. А днем? Мне не тяжело ответить.

2017-06-19 в 13:51 

Sinica
Элеми, девочка-подросток спрашивает мою подругу: ты что, на меня обиделась? - с чего ты взяла? - ты в конце предложения поставила не смайлик, а точку.

2017-06-19 в 14:14 

Innocent Challenger
OTP - 1869 ♥ /Гениальное травоядное (c)
Еще этикет соцсетей против точки в конце предложения. Если наш собеседник ее таки поставил, мы расцениваем это либо как агрессию, либо как нежелание дальше вести диалог.
Чегоооо?

Я думаю с агрессией немного перебор, хотя некоторым действительно кажется, что человек чрезмерно серьезен/недружелюбен. Одну девушку спросили почему она ставит точку, а ответ был прост - конец предложения оформляется точкой)

2017-06-19 в 14:26 

Кэйлани
Pallet: aut amat, aut studet
Я, когда в ярости, тоже точки ставлю в конце сообщения :-D Что-то аля "прибить и как следует" или "и не пиши мне больше! Видишь точку, значит это ТОЧКА!" И когда человек моего возраста мне пишет с точкой в конце, это уже чисто психологически становится не комфортно. Это сказывается только на личном общении, любые другие тексты читаются как обычно, в нейтральных интонациях

На счет телефонного звонка тоже согласна. У всех моих знакомых ну или у меня есть потрясающее свойство: звонить в самый не удобный момент. Например, когда у меня в каждой руке по сумке, и говорить мне вотпрямщаз совсем неудобно. Поэтому когда я звоню кому-то, первым делом спрашиваю, не занят ли человек и может ли он говорить

2017-06-19 в 14:51 

этикет соцсетей против точки в конце предложения. Если наш собеседник ее таки поставил, мы расцениваем это либо как агрессию, либо как нежелание дальше вести диалог.
Тоже читала про такое. :facepalm:
звонить без предварительного согласование это грубо
А заваливать кучей текста для согласования звонка, вынуждая отвечать текстом или перезвонить приставучему писателю самостоятельно - не грубо. Я безнадёжно устарела... Москва, интроверт, меланхолик.
ИМХО, мы приближаемся к утрате навыков устного речевого общения, адекватного выражения и восприятия эмоций.

2017-06-19 в 15:46 

Ice Addict
женщина-филин
Про ветошь знаю. И про пимпочку, и про чувыкалку, да.

А вот шушпанчиков пошла изучать.

А вот что имелось в виду здесь: «З — зависть», «С — сон»? О чём это?! Разъясните чайнику, пожалуйста!

2017-06-19 в 16:02 

Innocent Challenger
OTP - 1869 ♥ /Гениальное травоядное (c)
О чём это?! Разъясните чайнику, пожалуйста!
Есть же V значит вендетта. Значит, что данная буква символизирует то или иное слово. Допустим, есть исполнитель со сценическим именем V, внешность которого вызывает у фанатов восторг. В шутку говорят, V for Visual Shock.

2017-06-19 в 16:05 

Ice Addict
женщина-филин
Innocent Challenger, Значит, что данная буква символизирует то или иное слово.

Слов на эту букву много. Я б сказала, что V - виктория, победа, а не вендетта.

2017-06-19 в 17:39 

Ксана, зеленый человечек
Ice Addict, часто встречаю подобное в комментариях к манге. Например, когда ГГ совершает нелогичный поступок или говорит что-то странное, пишут "Л-логика". Или «З – забота», если он/она поступает жестоко, но с благими намерениями.
Что-то вроде разъяснения «Смотрите дети, вот это – логика» с иронической интонацией)
Слово на букву может быть совершенно любое, главное поставить букву, а потом расшифровку.

2017-06-19 в 17:54 

Ice Addict
женщина-филин
Ксана, зеленый человечек, часто встречаю подобное в комментариях к манге.

Спасибо за разъяснения. Видимо, у меня возраст не тот :-D
Я динозавр.

2017-06-19 в 18:18 

Ксана, зеленый человечек
Пожалуйста))) Да я тоже динозавр. Но вот что-то проснулась во мне девочка 12-ти лет, видно захотелось наверстать как-то прошедший мимо меня подростковый период. Вот и толкусь среди молодежи XDD Попутно узнаю языковые новинки

2017-06-19 в 18:35 

Виктория Инферно
Так вы, стало быть, извращенец?|I'm not a woman, I'm not a man, I am something that you'll never understand.
Я б сказала, что V - виктория, победа, а не вендетта.
Вы не только динозавр, вы ещё и не киноман.)

2017-06-19 в 18:45 

Ice Addict
женщина-филин
Виктория Инферно, Вы не только динозавр, вы ещё и не киноман.)

Точно.
И ещё я ставлю точки, и мне не приходит в голову спрашивать СМСкой разрешения позвонить.

2017-06-19 в 23:27 

BecHa, ЧайнаяЧашка, +1. Если человек с такой уверенностью вещает про "слугу по имени Карл", можно ли ему верить в остальном?

Кому я должна высылать почтовых голубей заранее - магазину, поликлинике, справочной службе, клининговой компании, такси, пожарным, коллегам, друзьям, клиентам?))
Магазин, поликлиника и справочная служба, и всё подобное - учреждения, снабжённые специальными людьми, в обязанности которых входит ожидание звонка и ответ на него. Ваших коллег и друзей - вы там себе лучше знаете.
Если человек не хочет отвечать на звонок, он может просто не отвечать на звонок, разве это трудно?
Человеку может быть неудобно просто даже получить звонок. Тем более, что он не знает о срочности/важности повода, чтобы спокойно игнорировать. Телефонный звонок - это привлечение человека в немедленное общение, что может у него вызвать неудобства. Человек может быть занят, он может быть на работе, он может спать, сидеть в туалете или принимать ванну - да, в любое время дня и ночи. Со времён появления средств письменного общения, которые летают гораздо быстрее голубей, В - вежливость - это подготовить человека к общению, разумеется, если дело не жутко срочное.
Конечно, с другой стороны - не все сидят, уткнувшись в телефон (как я), или испытывают напряжение от любого входящего звонка (тоже как я) - и тогда смска или сообщение в соцсети может оказаться незамеченным, время - упущенным, всё испортится и все огорчатся.

2017-06-20 в 00:28 

Ксана, зеленый человечек
Человек может быть занят, он может быть на работе, он может спать, сидеть в туалете или принимать ванну - да, в любое время дня и ночи.
Я сейчас живу на юге. Тут многие люди не предупреждают не то что о звонке (что лично мне было бы приятно), а даже о своем визите лично к вам домой. Им все равно есть вы дома, моетесь, спите, убрано ли у вас. В лучшем случае это будет - я к тебе подъезжаю. И это еще считается нормой :facepalm:

2017-06-20 в 01:50 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
Ого, про точку интересно. Я ее всегда ставлю, как правильная девочка, а она, оказывается, оскорбить может...

2017-06-20 в 09:58 

HouseManka
В аду для перфекционистов Ни серы нету ни огня А лишь слегка несимметрично Стоят щербатые котлы
Им все равно есть вы дома

Прикольно - а если и правда дома нет никого? :hmm:

2017-06-20 в 15:40 

HouseManka
В аду для перфекционистов Ни серы нету ни огня А лишь слегка несимметрично Стоят щербатые котлы
тогда позвонят

И что - надо будет всё бросить и ехать домой? Им не жалко потраченного времени?

2017-06-20 в 16:33 

Ксана, зеленый человечек
HouseManka, видимо не жалко. Вообще до такого вроде не доходило, так как в основном я дома. Но без звонка приходили не раз. А может они и приходили в мое отсутствие, но не звонили. Странные люди, короче)))

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Best of @Diary.ru

главная