09:38 

Diary best
Искатель @сокровищ
Пишет Yin:

Почему так сложно учиться самостоятельно?


"Я хочу научиться играть на гитаре, выучить новый язык. Хочу перепройти школьный курс химии, научиться писать и рисовать.
Но ничего не выходит. Я быстро теряю интерес, мне скучно зубрить каждый день. Забываю о плане. Задача быстро начинает казаться неподъемным, а я - слишком глупой и неспособной на это."


И в самом деле, почему выучить что-то самостоятельно настолько сложно? Наверняка в своем окружении вы найдете буквально одного-двух человек, которые освоили какие-то навыки сами. Большинство умеет то, чему научились в школе или университете, некоторые ходят на курсы, иные получают нужные навыки на рабочем месте.
А вот самостоятельно научившиеся чему-то люди - огромная редкость, и еще большая редкость - когда полученные навыки человек с успехом применяет в жизни.

Под "самостоятельным обучением" я буду иметь в виду любую ситуацию, когда человек без постоянного наставника, только с книгами, интернетом и при редком участии кого-то более опытного, пытается заниматься тем, чем раньше не занимался.
Это может быть изучение иностранных языков, что-то творческое вроде рисования или писательства, рукоделие, изучение языков программирования, изучение наук: химии, истории, математики, психологии, изучение каких-то более простых практических вещей: регулярное чтение книг, поддержание дома в порядке, здоровое питание или физические упражнения, самостоятельный ремонт и т.д.


И вот с какими проблемами в первую очередь придется столкнуться.


1. Проблемы с концентрацией, волей и вниманием.
Трудно усадить себя за учебу. Трудно отсидеть запланированные час или два. Внимание постоянно скачет. Вы начинаете пропускать или забывать план. Появляются очень важные дела: нужно убраться, поесть, посмотреть сериал. Столько всего интересного хочется сделать. А самостоятельно сесть и работать та-а-ак трудно! Всё вокруг словно сговорилось и отвлекает вас от работы.
Эта проблема широко распространена даже среди отличников и трудоголиков. Казалось бы, они тратят столько времени на работу и учебу, что у них должно быть все прекрасно с концентрацией внимания! Но как только они берутся за что-то сами - продуктивность падает в ноль.
К сожалению, по большей части то, что мы сейчас умеем - это не результат нашей воли, наших выборов и решений, а лишь то, что свалилось на нас само. Университеты вынуждали нас посещать пары, в школу нельзя было не ходить. И даже курсы, на которые вы могли пойти самостоятельно, все равно играли роль корсета, который удерживал вас в определенных рамках.
А вот привычки самостоятельно ставить цели, трудиться ради них и получать результаты - в учебе ли, труде, работе ли - нет почти ни у кого. Сознание, оказавшись в пустоте, без привычных рамок, оказывается погруженным в хаос, и вместо того, чтобы учиться волевым усилием концентрировать свое внимание и ставить для себя ограничения, большинство людей предпочитает подчиняться насаживаемым рамкам - не нужно тратить усилия ни на упорядочивание хаоса, ни на сопротивление давлению.

Сила воли и самостоятельное управление своим вниманием - навык, критически необходимый для самостоятельного обучения.
Научиться ему просто, но отнюдь не легко: последовательно, упорно и ежедневно тренироваться концентрировать внимание. Умение концентрироваться на своих целях, трудиться над ними и держать их в приоритете над внешними целями перекроит всю личность с самого основания. Это огромный труд, но он того стоит.


2. Проблемы с базовыми целями.
Широко распространен феномен, когда люди берутся что-то делать - рисовать, мастерить, заниматься спортом - очень плохо представляя, зачем это вообще нужно в жизни. Главная мотивация - "весело и вдохновляет". Хочется. Вот хочется, чувствую, что это моё.
Эта проблема чаще всего выливается в "за что ни берусь, сразу же перегораю".
К сожалению, вдохновение и веселье - очень ненадежное топливо. Это искры, без которых не раздуть огонь. Но искры лишь опалят дрова, не зажгут их. Искры должны упасть на сухую бумагу, затем поджечь тонкие щепки и лишь когда огонь разгорится, пламя сможет перекинуться на толстые дрова. Вам придется долго раздувать костер и поджигать его в правильной последовательности, чтобы он смог согреть вас.
Ни вдохновение без труда и дисциплины, ни дисциплина без радости не разожгут в вас по-настоящему яркое пламя.

Базовые цели тесно связаны с силой воли. Сама по себе сила воли не имеет особого смысла - она должна работать на то, чтобы реализовывать ваши настоящие, глубокие цели, реализовывать вас как личность.
Чего вы хотите добиться в жизни? Кем хотите быть? Чему хотите посвятить свое время? Чему готовы посвящать силы, время, труд, волю, свою жизнь? Возможно, у вас есть такие цели, но вы не знаете как их достичь. Возможно их нет, и тогда придется потратить много времени на то, чтобы привыкнуть к тому, что свой путь приходится выбирать самому.
Любая учеба должна быть прочно и крепко связана с вашими базовыми целями в жизни. Или по крайней мере у нее должны быть далекие, но ощутимые и полезные перспективы в вашей жизни.


3. Проблема с темпом.
Вы замечали когда-нибудь, что в любых курсах, в любых университетах и школах, есть учебный план? План выполняет роль корсета, не давая вам двигаться слишком медленно или слишком быстро.
Берясь за самостоятельное обучение, люди чаще всего не строят подробный и далекий план, а учатся "инстинктивно" - увидели туториал по рисованию глаз, начали учить его, увидели что-то поинтереснее - бросили рисование глаз и взялись за новую игрушку. Или куда хуже - сразу представили эпические картины, которые можно нарисовать, а как взялись за карандаш, получилась предсказуемая мазня.
К сожалению, амбиции, не сдерживаемые планом, приведут вас к печальной развязке: у вас будет ощущение, что задачи слишком огромны и неподъемны, а вы слишком неумелы и неспособны с ними справиться.

Любая учеба состоит из последовательного освоения основ. Важно как можно быстрее понять или найти в учебниках знания о том, что есть основы в вашей деятельности, а затем медленно и последовательно, не перескакивая, постепенно изучать их.
Грамматика ли это для иностранных языков, структура историй для писателей (сюжет, кульминация, конфликты, катарсис), светотень/формы/штриховка/перспектива для художников, базовые правила и блюда для кулинаров - любая работа начинается с основ. И не просто с основ, а с поэтапного их освоения.


4. Проблемы с теорией и практикой.
Желающих учиться самостоятельно поджидает две проблемы, две крайности, обе из которых крайне нежелательны - перегиб либо в теорию, либо в практику.
Слишком быстро перейдя к практике, вы скорее всего не изучили основы. Прежде чем готовить сложные блюда, нужно знать правила приготовления блюд, чем отличается жарка от тушения, а тушение от варки. Какие специи подходят к разным продуктам, какие продукты сочетаются между собой. Даже досконально выполненный простой рецепт может не получиться из-за того, что вы не понимаете основ.
Слишком углубившись в теорию, вы можете прочитать множество пособий, но быть неспособным применить полученные знания на практике. Знаете грамматику английского языка, умеете читать, но говорите медленно и неуклюже. Прочитали множество пособий для писателей, но нет ни одного полноценного рассказа или повести.

Как правило, лучший способ - это грамотно сочетать освоение основ с практикой. Прочитали о чем-то? Попробуйте на практике. Хотите сделать что-то? Прочитайте об этом теорию. Каждый освоенный кусочек теории хорошенько опробовать в жизни, а каждый практический опыт укрепить изучением теории.


5. Проблемы с союзниками.
В университетах или на курсах, кроме собственно материала, который вы усваиваете, на ваш навык действует еще один фактор - вы окружены специалистами. Кроме собственно освоения знаний, вы имеете возможность постоянно наблюдать, как ведут себя профессионалы и любители, как они трудятся, какие принимают решения. Это обучение зачастую проходит вне вашего сознания, но его влияние на ваши навыки невероятно велико. Вы учитесь тому, как быть профессионалом.
При самостоятельном обучении у вас есть только учебники. К сожалению, все же полностью самостоятельное обучение невозможно. Общение с людьми так или иначе понадобится на каком-то этапе, а под "самостоятельным обучением" чаще всего понимается "большая часть работы проделана в одиночку".

Поэтому было бы неплохо в какой-то момент поискать для себя компанию единомышленников. Писательские кружки, бесплатные разговорные клубы, да даже творческие и мотивационные сети вроде smartprogress - на каком-то этапе вам понадобятся.


6. Проблема с обратной связью.
Наша внутренняя система поощрения работает на основе наград и наказаний. Она любит простые, понятные, измеримые критерии успешности. Но не всегда эти понятные критерии есть.
Учеба в университете или в школе - и вы вряд ли это осознавали - дает ощущение измеримости и очевидности результата. У вас есть оценки, контрольные, экзамены. Вы можете на основе этих оценок понять, лучше вы учитесь или нет. А когда вы проходите итоговый экзамен в конце учебы - вы становитесь специалистом, и у вас на руках есть сертификат, который это подтверждает.
Самостоятельное обучение безбрежно. Лучше ли вы знаете новый язык? Лучше ли пишете? Лучше ли научились общаться? Как это понять, как измерить, как отследить ежедневные изменения? Изменилось ли что-то за сегодняшний день? Я хорошо поработал, или день потрачен впустую?

И поэтому при самостоятельном обучении особое внимание придется уделять контролю результатов и подсчету успехов. Кроме самой системы оценки себя, придется еще и проверять, насколько ваша система оценки действительно измеряет вашу успешность. Например, я узнала сорок новых слов по-английски - это прогресс, но насколько это продвинуло меня к цели "знать язык"?
Если вы обучаетесь с учебниками, то эта задача может упрощаться, поскольку в них часто есть контрольные вопросы и задания - отвечая на них, вы можете оценить, насколько продвинулись. А вот в других случаях придется поработать над оценками самому.



URL записи

Свое | Не Бест? Пришли лучше!


Вопрос: Бест?
1. Да!  181  (100%)
Всего: 181

@темы: Свое

URL
Комментарии
2016-12-21 в 09:49 

Квест
Говори вежливо, думай как нравится!
Да зачастую проблема только одна с мотивацией!! Просто так для каких-то абстрактных целей ничего не получится выучить! Это как поиск туалета, когда нестерпимо приспичило: где есть желание и туалет, как цель! Я занималась имея очень четкую мотивацию за пару месяцев освоила гитару, только потому, что занималась туризмом, а в нашей команде гитариста не было и в походах-многодневка было скучновато и мне хотелось играть у костра ночь, собирая возле себя всех! А потом за три месяца я села на шпагат и научилась делать сальто, тк была с любительской цирковой труппе и при должном умении и поставленного номера брали в гастроли! Я с такой мотивацией за пару месяцев сделала, то что до этого не могла сделать три года! Главное мотивация! И тогда и есть и спать забываешь на пути к цели!!

2016-12-21 в 10:36 

Комментатор 1
FC Inter fan //AS Roma персофан//Везувий в миниатюре (с)
У меня была проблема с пониманием материала.
Как-то раз купила я гитару, чтобы заниматься, думаю, посмотрю в интернете и начну! Куда там! Смотрю видеоуроки то там, то этам и... ну ок, такие упражнения я могу сделать, а гитару как настроить? Как понять, оно уже не фальшивит или еще да? Боюсь перетянуть струны, боюсь вообще что-то сделать с этим предметом, за который отдала столько денег! :shy2: Попросила людей то там помочь, то этам, в реале, у всех дела!
Короч, иногда наставник нужен, кровь износу, чтобы хотя бы основы дал и смог оценить. Себя оценить адекватно на уровне ученик как-то очень сложно.

2016-12-21 в 11:44 

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
Этот пост стал для меня настоящим откровением. Я из тех людей, которые легко и непринужденно обучаются чему-то новому самостоятельно, если вперлось, и всегда думала, что это у всех так. Пост годный, автору большое спасибо. Утащу в закрома полезного на случай, если однажды таки на чем-нибудь застряну.

От себя добавлю еще один момент для патологических сканеров, которые всегда хотят изучать что-то новое: очень хорошо сразу поставить себе планку, уровень, на котором навык считается освоенным. Например, вы беретесь учиться вязать крючком. И сразу задаете себе планку. Для кого-то это будет так: "Я буду считать, что умею, когда смогу без труда вязать любую ажурную салфетку". А для кого-то так: "Когда я смогу вязать любую одежду для себя и своих близких, то буду считать, что это успех". Потому что для некоторых это может быть и так: "Когда я изобрету новый способ вязания, то буду считать, что изучила навык в нужной степени". Это делается для того, чтобы после изучения навыка, когда/если интерес к нему уже увял, не оставалось ощущения и внутренней самогрызни, что вы опять соскочили, бросив учебу на половине дороги. Проверила на себе, это реально работает.

2016-12-21 в 12:02 

Katherine Shep.
Слушай, меня подбила ракета, а я после этого только чихал, а тут - какая-то женщина (с) Nil.Admirari // То есть он ноги на стол, наглец, ренегад и хэдшот-мастер, а как до нежностей, то "выручай, Шепард" xDD Лапочка! (с) Winter Grin
Ещё сюда добавить надо необходимость устранения страхов и навязанных установок. Это могут быть какие-то неосознанные вещи, родом из давно прошедших времен или вообще из детства, сказанная кем-то когда-то фраза по типу "ты ужасно поёшь" может прочно засесть в мозгу, мешая человеку развиваться в том направлении, котором ему хочется, и человек может даже не осознавать, что именно ему мешает. Эти страхи или обидные слова потом могут вылазить в форме мыслей "я не смогу", "я никогда не преуспею в этом", "все рисуют/пишут/вышивают лучше меня", хотя если посидеть подумать, откуда у тебя в голове эта установка, окажется, что это внешнее, навязанное и тащится на твоих плечах который год, и вообще-то противоречит твоему истинному желанию идти к нужной тебе цели.
Хорошая фраза на эту тему у Джулии Кэмерон ("Путь Художника"):
"Мне часто говорят: "А знаете, сколько мне будет лет, когда я научусь нормально рисовать/писать?". Знаю. Столько же, сколько вам будет, если вы не научитесь". Да и вообще, сама книга эта очень хорошая, мне во многом помогла с этим-таки самообучением)

2016-12-21 в 12:06 

Квест
Говори вежливо, думай как нравится!
Комментатор 1, у меня были аккорды на листике, тетрадь с песнями с проставленными аккордами и гитара, которая не настраивалась вообще. А интернет тогда не изобрели. Играть мне на ней не разрешали ролители, поэтому я глушила струны, засунув под них салфетку и заучивала аккорды, скорость перестановки пальцев, перебор. Потом кто-то показал мне как играть боем и начала его осваивать. Причём он был просто зарисован)) две стрелочки вниз, одна на верх и тд))А со временем все научилась))

2016-12-21 в 13:24 

Karliah
Радует, что выжил. Огорчает - что из ума
Обучалась вокалу сама. С мотивацией проблем не было, с определением цели тоже. А вот с применением прочитанного/увиденного на практике - уже тяжелее. Был перебор с теорией. Тем не менее, выучилась довольно неплохо. Не профи, конечно, но у меня цель была - для хобби

2016-12-21 в 14:39 

desand
Поклоняюсь кофейным автоматам.
Еще есть проблема с окружающими для тех, кто живет не один. Занимаясь на курсах или с наставником, ты занимаешься как правило на нейтральной территории. А дома начинается: "Опять ты воешь, лучше бы полы помыл" или "убирай бумажки, мы обедать садимся".
В моей квартире, допустим, постоянно работает от одного до трех телевизоров, притом часто на полную громкость. Работаю в том же режиме, что и остальные, так что тишина бывает только когда все спят. Рисовать еще можно, практиковаться с флейтой - уже нет.

2016-12-21 в 15:35 

jullotus
Лучшие друзья девушек - это Хрюндель и брюлики!(с) Marsz, marsz Dabrowski, Z ziemi wloskiej do Polski.
вот на языки меня хватает...а вот на пианино - как оказалось - уже нет((((

2016-12-21 в 23:50 

Ольга Ку
Рыбка Дори в поисках себя.
bonniethecat, Обучалась вокалу сама
о, а учебными пособиями не поделитесь?

2016-12-22 в 00:34 

Karliah
Радует, что выжил. Огорчает - что из ума
Ольга Ку, я находила разные видео на ютуб. Знаю одного неплохого коуча, но она на немецком говорит

2016-12-22 в 11:07 

Комментатор 1
FC Inter fan //AS Roma персофан//Везувий в миниатюре (с)
Квест, я тоже глушила струны, в противном случае, меня бы просто порвали на части. =)))

2016-12-22 в 13:19 

Ольга Ку
Рыбка Дори в поисках себя.
bonniethecat, попробую поискать. А каналы конкретные не подскажете?

2016-12-23 в 00:07 

Мэлис Крэш
Да кому оно нужно, это бессмертие! ##### Я - гетеросенсуал. Других понимаю, себя - нет. ##### Фикрайтеры всех стран, объединяйтесь! Спасем героев от садистов-авторов!#####Я не Кенни! Я Эникентий Мидихлорианович!
А тут точно раньше этого не было?

2016-12-23 в 22:15 

Karliah
Радует, что выжил. Огорчает - что из ума
Ольга Ку, я вам в личку напишу, когда буду не с тапка. Чтобы тут не флудить

2016-12-24 в 00:52 

Lief
Так и проходят каникулы, в полуметре от расслабления, в коротком падении взгляда до листьев, в трех прыжках до крон деревьев.(с)
Квест, Прямо мою ситуацию описали!))) Лет 17 назад я так и училась играть на гитаре))) и ведь научилась же! Очень хотелось овладеть инструментом.

2016-12-24 в 02:07 

Квест
Говори вежливо, думай как нравится!

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Best of @Diary.ru

главная