11:57 

Diary best
Искатель @сокровищ
Пишет tweed tea:

Азартные игры. Карты. Часть 1

В поездке мы много играли в различные игры - убивали время в автобусах и катерах, и мне стало интересно откуда пошла история тех или иных игр. Начну серию постов рассказом про карты.
Как всегда весьма обзорно и возможно сумбурно. Попыталась упорядочить все найденные сведения


Всего вероятнее, что карты изобретены в Китае. В словаре Чинг-цзе-Тунга, сделавшемся известным Европе в 1678 г., говорится, что карты изобретены в 1120 г. (по христианскому летосчислению), а в 1132 г. были в Китае уже в повсеместном употреблении. Игры, похожие на карточнык, были известны и древним восточным народам. В Европе игральные карты появляются не ранее эпохи крестовых походов.









Китайские карты считаются самыми старыми, прародителями современных карт. Их несколько разновидностей.
Gun Pai("палка карты" или "трости карты"), названы так, вероятно, ссылаясь на их форму. Бытовало утверждение специалистов, что эти карты были созданы из ранних книг, чьи страницы были сделаны съёмными отдельно для более легкого использования; позже, их использование в качестве развлечения, что привело к сокращению их размера. Согласно этой теории, такого рода книги вошли в употребление в Китае к середине восьмого века, а если это верно, Gun Pai могли быть созданы до домино карт. Эти карты также считаются прародителями маджонга.

Существует несколько видов колод такого плана. Одна из самых известных - это Дон Гуан Пай (Dong guan Pai).
Дунгуань является местностью в провинции Гуандун в Китае, где эта игра распространена.

В колоде три масти: монеты - Ben, длинные предметы( по другой версии струны для монет) - Suo и "мириады", т.е десятки тысяч - Wan. На масти десятки тысяч предположительно изображены персонажи популярного романа Шуй-ху Чжуань (Shui-hu Zhuan).
В каждой масти 9 карт (от единицы до девятки).
Кроме этого существуют так же три специальные карты: da hong, xiao hong, ba shu (сто тысяч, красный цветок и белый цветок)

В колоде четыре комплекта всех этих карт,т.е. 120 карт.
Вот схема как выглядят эти карты:


Так же есть другая колода в 124 карты, где добавлена специальная карта в колоде, названная Gui (кантонский Gwai), что означает «дьявол» или «призрак», на которой изображена небольшая мужская фигура в традиционной китайской одежде. Она играет роль джокера в игре (на картинке слева).

В разных провинциях существовали разные разные типы колод этого вида. Неизменным были масти и количество карт в мастях, разными были специальные карты и их количество, а так же количество повторений одинаковых карт в колоде.
Вот например колода из провинции провинции Чжэцзян (ZheJiang).
Карты в ней дублируются уже пять раз, кроме обычных специальных карт есть ещё пять единичных карт и шестая, как сертификат качества.


Карты с монетами-мастями были распространенына на всём юге Китая, а так же в других странах региона:Малайзи, Индонезии, Вьетнами и Таиланде.
Вот , например, карты распространённые в Малайзии и Индонезии под названием Ceki decks (KOWAH):





Рассматривая историю карточных игр, очень сложно проследить, откуда пошел первоисточник. Почти у всех народов были какие-то подобия таких игр, с развитием торговли или во время захватнических войн, игры попадали на новые территории, но при этом часто сильно видоизменялись под действием культурной среды. Так произошло и с индийскими игральными картами Ганджифа. Точное происхождение этих карт не установлено. Есть версии, не очень убедительные, что карты пришли из Китая. Кстати, именно китайцы первые упомянули о карточной игре в своих летописях. Было это около 960 года. Многие ученые в самой Индии пытаются доказать, что карты Ганджифа имеют местное происхождение, а название свое берут от улова обозначающего на санскрите шум от радостных возгласов выигравших. Самой достоверной версией о происхождении этих карт можно считать ту, которая считает, что родина этой игры в Персии.

Тем более, что именно в персидских источниках есть самое раннее упоминание этой игры. В «Летописях Египта и Сирии» написанных Yusuf Ibn Tagri Birdi есть упоминание о том. что знать при дворе играла в игру "Kanjifah", причем ставки были высокими. Позже есть упоминания, что первый персидских правитель из династии Safavi - Shah Ismail покровительствовал этой игре . Упоминается , что уже в его время в колодах было 8 мастей по 12 карт.
В персидском языке слово ganj обозначает « казна, сокровища». В игре одна из мастей часто называется по наименованию местной монеты. Само же слово ганджифа в Индии впервые упоминается в 1527 в дневнике императора Бабура (Babur), он пишет, что послала колоду своему другу. Вероятно, это была колода с 8 мастями, впрочем, чуть позже попадаются упоминания колод и с большим числом мастей. Распространено мнение, что индийцев с картами познакомили моголы в 16 веке, но существует вероятность , что они появились в стране еще в конце 15 века, и были привезены одной из персидских принцесс.

На своей родине игра практически исчезла в середине 17 века, во время правления правителей, придерживавшихся строгих ортодоксальных взглядов. В Индии же, не смотря на то, что пришла игра от мусульман, даже у индусов она получила широкое распространение и приобрела национальные черты, причем настолько, что, как я уже говорила выше, они стали считать ее исконно индийской игрой. Сейчас в Индии эта игра до сих пор встречается, хотя ее вытеснили европейские карты.

Карты Ганджифа имеют круглую форму, размер может быть от 2 до 12 см и даже больше . Рисовали карты в ручную. Были целые семьи, специализировавшиеся на изготовлении карт. Для основы брали и слоновую кость, и панцирь черепахи, и перламутр, и папье-маше и другие материалы. В зависимости от этого менялась и стоимость карт. Карты упаковывались в красивую коробку, которая сама по себе была произведением искусства.


Структура колоды.
В Индии встречаются разные виды колод. Классифицировать их сложно, тем более, что каждая колода уникальная, поскольку рисуется в ручную. Оычно типы колод выделяют по количеству мастей, котрое часто зависит от тематики колоды.

Для начал рассмотрим классический вариант.

Mughal Ganjifa (могольская Гаджифа)

В колоде карты делятся на 8 мастей по 12 карт в каждой. Каждая масть имеет свое название и связана (условно) с одной из дворцовых служб .
ghulam (servant) – слуги (придворные)
taj (crown) – корона (сокровищница)
shamsher (sword)- меч (охрана)
ashrafi (gold coin)- золотая монета (золотая казна)
chang (harp) – арфа (гарем)
barat (document) – документ (администрация)
tanka (silver coin) – серебряная монета (серебряная казна)
qimash (merchandise) – купец (лавки)
Позднее золоты и серебряные монеты стали просто называть золото и серебро. Часто они ассоциировались с Солнцем и Луной. В каждой масти было по 12 кат: две именные: эмир (правитель) и визирь (министр) и 10 номерных.



Одна из таких колод Dashavatara ganjifa.
В этой колоде 10 мастей. Этоа колода основана на мифологическом сюжете о 10 инкарнациях / аватарах Бога Вишну. Возникла эта колода примерно в 17 веке.

Каждая из мастей соответствует одной из аватар (подробнее об аватарах можно почитать например тут) :
Матсья- рыба
Курма- черепаха
Вараха – вепрь
Нарасимха- лев (львиная лапа)
Вамана – карлик (чаша с водой, зонт, лук)
Парашурама – Рама с топором
Рама – (лук, кочан)
Кришна или Баларама –( корова)
Будда – (лотос)
Калки – белый конь (лошадь, зонт, меч)
На картах рисовались символы соответствующее каждой из аватар. Его я указала в скобках. У первых трех символом является сам зверь.
Nossam Dasavatara Pattern

С развитием связей с Европой, в Индию стали проникать европейские колоды. Они оказали сове влияние: стали появляться колды индйиских карт выполненные в духе европейских. Там тоже есть свои тонкости, но пожалуй это отдельная тема, котрая мне еще не совсем ясна.
Пока покажу только пару фотографий с образцами подобных колод.







Первое документальное известие о картах относится к 1379 г. Итальянский живописец Николо Кавеллуццо вносит под этим годом в хронику своего родного города следующее известие: "введена в Витербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими наиб".
Это, если верить подлинности рукописи, является первым сообщением, которое соединяет игру в карты с исламским миром. Более позднее аналогичное упоминание появляется и в «Истории Флоренции» Малеспини (1728), который в своих изысканиях обращается к «Хроникам» Джованни Морели, и датируется 1393 годом. Здесь также упоминает Naibi как своего рода игра.
Современное испанское слово, обозначающее «игральные карты», – "naipes". Naib, или более правильно, na'ib, является арабским словом, означающим «представитель, наместник».

Но кроме письменных источников, необходимо было найти более материальное доказательство того, что у мусульманских государств были карты, которые стали прототипом европейских.
В 1939 году Л.А Майер ( L.A.Mayer)в стамбульском музее Topkapi обнаружил неполную колоду карт, которую описал в статье. Колода эта была сделана мамлюками.

Краткая историческая справка о том, кто такие мамлюки:
Мамлюки (также мамелюки, араб. مملوك‎‎ [ед. ч.] 'принадлежащий', араб. مماليك‎‎ [мн. ч.]) — военная квази каста в средневековом исламском Египте, рекрутировавшаяся из юношей-рабов тюркского и черкесского происхождения. Юноши обращались в ислам, обучались арабскому языку и тренировались в закрытых лагерях-интернатах для несения военной службы. Предшественниками мамлюков были гулямы Арабского халифата, аналогом — турецкие янычары.
В 1250 году захватили Египет. Их господство там продолжалось до 1517 года.

Некоторые карты были более потерты, некоторые хорошо сохранились. Предположили, что это можно объяснить тем, что какие-то карты были заменены на новые, в замен утерянных. Майер выделил в колоде 5 мастей: чаши, монеты, мечи, палки и клюшки для поло. Позднее исследователи доказали, что масти всего 4: палки и клюшки – это одна масть.


Кроме номерных карт от 1 до 10, были еще три придворные карты. Эмир/Король (malik), и два Советника (Наместника)( na'ib и na'ib thani) . Правда сам Майер посчитал, что были еще Помощники (ahad al-arkan). , но позднее пришли к выводу, что то, что он приняла за помощников- недостающие, как он думал, в других мастях карты Эмиры. Разумеется, согласно исламской традиции на придворных картах не было изображения людей, а были только словесные обозначения.
Таблица с расшифровкой обозначения фигур:


Слева на право: десятка кубков, тройка кубков, первый советник кубков, второй советник кубков.


Слева на право: король кубков, семёрка кубков, туз кубков, король монет.


Слева на право: тройка мечей, восьмёрка монет, четвёрка клюшек поло, пятёрка кубков


Репринтная колода. Слева на право:король клюшек поло, туз монет, шестёрка монет, рубашка

Эта колода была первой ласточкой. Те кто знаком с Таро, заметит, что масти практически совпадают с мастями в этих картах.

Итак теперь понятно откуда игральные таро появилось в Италии в 15 веке. Только в середине-конце 18-го в них стали гадать, добавив в символику карт египетскую мифологию и каббалу.



Историки покера всегда упоминают персидскую игру ас нас в качестве одного из возможных предшественников современного покера.
Полный набор карт для игры Ās Nās содержит двадцать карт(или двадцать пять), с четырьмя (или пятью) каждой из пяти фигур. Фигуры в порядке убывания: Ās (туз), Шах (король), Биби (королева),Сарбаз (солдат), в лице одного или нескольких солдат, дворян, или охотников, и lakāt, в лице женщины низкого ранга, часто танцовщицы или служанки. Как вариант, в некоторых колодах танцовщица заменияется Kouli ("Охотник"). Изображения на картах могут включать в себя традиционные и европейские костюмы, цветочный и растительных орнамент, эротические образы или мифологические существа. Здесь, туз представляется в виде льва и тигра обвитый змеей-драконом. Это карточная игра впервые встречается в 1700 году. Ас-Нас стала популярной в эпоху Каджаров и в неё продолжали играть до конца Второй мировой войны, когда она потеряла популярность и её вытеснили такие игры, как покер.


Карты из бруклинского музея. Иран, середине 19-го века, тушь, акварель, и золото на картоне под лаком.

Цвет фона меняется в зависимости от ранга, он, возможно, работал также индекс, позволяющий игрокам быть легко определять карты по углам. Обычно лев на черном фоне, или более темный цвете, чем другие, король - зеленый, желтый - королева, солдат - золотой или оранжевый, и красный - танцовщица. Несколько иные схемы могли быть в редких колодах.

Ас Нас это азартная игра.
Исследователь Modar Neznanich, исследовал оригинальные источники, из которых он выявил следующий набор правил.

20 или 25 карт используются, в зависимости от того четыре или пять игроков принимают участие, соответственно.
В начале дилер сдает каждому игроку по две скрытые карты, начиная от того, который слева от него. В свою очередь, каждый игрок решает сделать ставку, а тот кто не делает выходит из игры. Еще две карты раздаются игрокам участвующим в игре, и происходит вторая серия ставок, в конечном итоге чего дальнейший отбор. Активные игроки получают пятую карту, после очередного раунда ставок, комбинации выявлены, и обладатель высшей комбинации получает все.
Велика вероятность что название высшей карты "Âs" с изображением льва дало имя европейскому тузу (ace).
В Âs Nas меньше комбинаций, чем покере, но аналогии очевидны.
Есть версия о том, что игра из Персии достигла западных стран, в частности, Франции или Соединенных Штатов, что приводит к созданию Poker, однако, никаких доказательств, что это произошло на самом деле никогда не было дано.



Древнейшая карточная игра от которой сохранились правила — тарок — была изобретена в Италии. Общепринятого типа для карт здесь долгое время не было. Сохранились итальянские карты, гравированные на меди в Падуе, Венеции или Флоренции в 1485 г.; их приписывают резцу известных граверов — Мантеньи или Финигуэрры. Карты эти отличаются очень тонким и красивым рисунком, прекрасною гравировкою, отчетливою, хотя несколько бледною печатью; величиною они 9 дюймов в длину и 31/2 в ширину (китайские карты не превышают 31/2 дюймов в длину и 3/5 дюйма в ширину).

Судя по внешнему виду карты были заимствованы у арабов, что и не удивительно, если учесть связь этого региона со странами Востока и мусульманское влияние на испанскую культуру. В Испании карты получили название naibes или naipes. Это название образовалось от арабского названия карт. В колодах было четыре масти, которые хорошо знакомы тем, кто работает с картами таро: монеты, кубки, мечи и жезлы. В отличие от карт мамлюков, испанцы стали на придворных картах рисовать изображение людей. Кроме того, из колоды исчезли десятки – в ней осталось 48 карт. 10 – это Валет (la sota) , 11 – это конь (el caballo), 12 – это король (el rey). Позднее для некоторых игр появились колоды с 40 картами ( в них отсутствуют 9 и 8), колоды с таким количеством карт характерны именно для Испании.
Примеры подобных колод:


Итальянские колоды:



На севере Италии возникла на основе этой колоды особая разновидность карт, которая сейчас нам известна как таро. К колоде добавились 22 козырные карты или как их называли триумфы. Кроме того, именно там впервые стали встречаться колоды, в которых среди придворных карт помимо короля и двух рыцарей появляется дама. Позднее дама в северо-итальянских игровых колодах (и франко-английских, традиционных для нас) заменила одного из рыцарей. В испанских колодах обычно дам нет


К сожалению, многие старинные колоды 15 - 16 веков дошли до наших дней в неполном варианте, часто известны бывают меньше половины колоды, так что не всегда возможно судить сколько карт в ней было. Вот несколько интересных примеров колод старинных карт с испано-итальянскими мастями. Чаще колоды были черно-белыми, раскрашенные колоды могли позволить себе только очень богатые люди.


Несколько карт из колоды Phelippe Ayet, c.1575

Очень интересная красивая колода (позволю себе показать все карты из нее, которые мне удалось найти). Сделана колода была на заказ у германских граверов к свадьбе Филиппа Красивого и Хуаны в 1486 году. Римскими цифрами обозначены не арканы, как мы с вами сейчас привыкли, а номерные карты. Интересно, что тут еще присутствуют нетрадиционные для испанских колод десятки.

Кроме того, вместо масти монет здесь изображены плоды граната. Так что колода совсем не типичная для Испании, и несет в себе черты и итальянского и немецкого влияния.

Что касается названия таро или тарок (tarocco ), то появилось оно только в 16 веке, до этого их назвали carte da trionfi (карты с тиумфами). Изначально не было определенного правила того, что должно быть нарисовано на картах триумфах.

Они, как и вся колода не несли эзотерического значения, колода служила только для игры.

Вот, например, известна единственная игральная карта из несохранившейся колоды, на которой изображен корабль. Принято считать, что она была одним из триумфов.

Одна из старейших колод. На триумфах изображены герои римской мифологии. Возможно автор колоды и вкладывал в рисунки старших арканов какой-то особый смысл, особенно если учесть тематику изображений, но колода скорее все таки была именно игральной, а не гадальной.

Фрагменты еще двух современных игральных колод таро


Одновременно существовали и сарацинские карты, обычно более мелкие по размеру, и карты с триумфами, более крупные и качественные по рисунку, и поэтому более дорогими.
Колоды с испано-итальянским обозначением мастей без старших арканов существуют до сих пор. Кроме Испании и Италии их можно встретить в странах Латинской Америки.

Playing cards engraved in silver from Peru, 1745





Французские изготовители карт примерно в 1470 году придумали известные нам обозначения карточных мастей пик, червей, бубнов и треф. Первые европейские карты, как их прототипы – карты мамелюков, рисовались и раскрашивались вручную, поэтому карточные игры были сначала привилегией знати, ведь только они могли позволить себе оплачивать услуги художников и мастеров. Дошедшие до нас экземпляры таких карт имеют значительные размеры, они выполнены в пастельных тонах, фоновый рисунок золотой, серебряный или выполнен в виде цветочного орнамента. Массовый спрос на карты привел к тому, что их стали изготавливать при помощи новой технологии - ксилографии. На деревянном блоке вырезали заготовку для целого листа карт, затем ее покрывали чернилами, печатали на бумаге оттиск, затем разрезали лист на отдельные карты и наклеивали их на картон. Карты, изготовленные методом ксилографии, были очень детально прорисованы, включая оттенки цветов и значки мастей.
Вариантами французской колоды являются "'русская", "австралийская" и преферансная колоды.


На этих картах французской "колоды на ногах" (1648 год) изображения подписаны их именами.

Карл Великий, король франков, возглавлял червовую масть; пастух, певец и древнееврейский царь Давид – пиковую; Юлию Цезарю и Александру Македонскому были отданы бубновая и трефовая масти. Дамой червей стала героиня библейской легенды Юдифь, а особо знаменитой в России пиковой дамой – греческая богиня мудрости и войны Афина Паллада. Бубновая масть традиционно ассоциировалась с богатством, сам символ бубновой масти, который мы привыкли видеть в виде ромба, до сих пор называется «diamond» – алмаз.

В 16 веке даме бубен придали черты Рахили, героине библейской легенды о жизни Иакова. По легенде, она была женщиной жадной, что вполне соответствовало ее новому карточному положению. Образ дамы треф стал собирательным. Ее стали изображать в виде, говоря современным языком, секс-бомбы, к которой намертво пристало прозвище Аргина, царственная. Это словцо стало столь популярным, что все королевы, а также фаворитки и любовницы французских королей за глаза назывались этим именем. В образе валетов вошли в историю Этьен де Виньель, рыцарь времен Карла VII (черви), благородный Ожье Датский (пики), один из рыцарей Круглого стола Гектор де Маре (бубны) и наконец сам сэр Ланселот, старший рыцарь Круглого стола (трефы). Во времена императрицы Елизаветы Петровны и русские игроки называли карты по именам. Поэт В.И.Майков в поэме «Игрок ломбера» смело бросает на стол Огиера – валета пик.

1658 год, Гинея, Франция. Современный репринт колоды с добавлением индексов и скруглением углов карт


Карты парижского шаблона образца 1895 года





Итак карты появились в Европе в 14-м веке.
Это было результатом торговых и культурных отношений между средиземноморскими странами и арабским миром, в частности, мамлюками.

К 15-му веку окончательно сформировались основные европейские региональные масти.
Меньше всего изменений карты мамлюков претерпели в Испании. Эмир и советники превратились в короля, вальта и кавалера, а масти сохранились: манеты, дубинки, кубки и мечи, но стали в другом дизайне.

В Италии масти были идентичными, но в колоде добавилась королева и козыри (старшие арканы). Так появилась крты таро, которые были игральными плоть до 18-го века, пока на них не стали гадать.

Масти центральной и южной Италии:


Масти северной Италии(Венецианская республика):

В Швейцарской колоде были король, унтер и обер, а женской фигуры не было. Иногда женщин изображали на десятках.
Масти:цветок(роза), бубенец, щит и жёлудь.

Французская колода заимствовала из итальянской колоды королеву(даму), но избавилась от кавалера. Карты с французскими мастями захватили большую часть Европы, а затем и мира.
На карте синим - французские масти,зелёным - немецкие, розовым - швейцарские, жёлтым- итало-испанские, в полоску - территория распространения французских и немецких мастей, красным - североитальянский вариант итало-испанскоих мастей.


В немецкой колоде так-же как в испанской и швейцарской нет места женской фигуре:король, унтер и обер. Масти:сердце, жёлудь, бубенец и лист.


В то же время в немецких землях как нигде в Европе начались активные творческие поиски и эксперименты с мастями игральных карт, которые продолжились вплоть до конца 17-го века. Наряду со стандартными системами мастей были в ходу ещё несколько.

Колода 1430 года. Изготовлена в южной Германии, возможно, Швабии неизвестным художником. Первоначально находилась в коллекции герцогов Баварии. Карты изготовлены из шестислойного проклеенного картона, загрунтованного с лицевой стороны гипсом. Ручная роспись по позолоченному фону. Рубашка покрашена тёмно-красной краской.
Масти:утки, соколы, олени и собаки.
На картинке слева на право сверху вниз: туз соколов, восьмёрка соколов, тройка оленей, десятка собак, валет соколов, дама оленей, дама собак, король уток.

Колода 1440 года. Художник Конрад Витц(Konrad Witz) в своей мастерской в Базеле создал эту колоду в 1440/45 году. Они были найдены в 16 веке в коллекции замка Амбрас/Ambras (Инсбрук, Австрия). Отсюда условное название колоды "Охотничьи карты из Амбраса". Тема колоды - охота на цапель. Масти: соколы, приманки, собаки, цапли.
Карты нарисованы акварелью и тушью на бумаге, склеенной в несколько слоёв. Никогда не использовались в игре, что подтверждает их нетронутый вид. В каждой масти есть фигуры: король, королева, кавалер и валет. Мелкие карты от одного до десяти, причём десятки нестандартные, а в виде флагов.
Как различать старшие карты.
Король и королева всегда на золотом фоне. У вальта знак масти в нижней части карты, а у кавалера в верхней.
Слева на право: Королева приманок, Тройка собак, Девятка цапель


Колода 1450 года.Особенности этих карт: масти - это гербы государств, нет валетов, туз - это единица, как у французских карт.Есть информация что картами владел герцог австрийский(Австрия тода была ещё гергегством).
Слева на право: Король Венгрии, Дама Франции, Девятка Богемии, Тройка Германии


Игральные карты от известного немецкого гравера эпохи ренессанс Peter Flötner
Колода имеет сатирические и вульгарные мотивы, датируется 1545 годом.
Цветной вариант переиздавался фабрикой Piatnik в 1993 году лимитированной серией.



Пример современной немецкой колоды




Пример современной швейцарской колоды

Картами с немецкими мстями играют не только в Германии, а ещё и в Австрии, Словакии, Чехии, Словении, Венгрии и Хорватии

Необходимо также сказать о том, что на протяжении многих веков карты были "одноголовыми", т.е. фигуры на них изображались в полный рост. Первые карты, не имеющие "верха" и "низа", "двухголовые", выпустила Италия в конце XVII века. В это время эти карты большого распространения не получили. Затем подобная попытка была сделана в Бельгии, а в начале XIX века такие карты стала выпускать Франция.

Помимо этих основных типов карт в различных европейских странах выпускались так называемые "тематические" карты. Существовали "педагогические" колоды, обучавшие игроков географии, истории или грамматике. Пользовались успехом карты-иллюстрации к драмам Шекспира, Шиллера, Мольера. В "игрушках для взрослых" нашли отображение геральдика, хиромантия и даже мода. Например, в середине прошлого века во Франции печатались карты, на которых одежда королей, дам и валетов представляла собой новейшие модели сезона…


В России карты появились в начале XVII столетия. Крупнейший русский критик и историк искусства В.В. Стасов считал, что карты попали к славянским народам от немцев, не отрицая, однако, что роль главной посредницы в этом деле сыграла Польша. Но каким бы путем ни попали игральные карты в Малороссию или Московию, распространились они чрезвычайно быстро. Из законодательных памятников впервые упоминает о картах и их бесспорной вредности для общества Уложение 1649 года. Более века карточные игры преследовались в России законом, а пойманные на горячем игроки подвергались различным наказаниям, пока в 1761 году не последовало установление о разделении игр на запрещенные - азартные и разрешенные - коммерческие.

Указом 1696 г. при Петре I предписывалось обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты ,"...и у кого карты вынут, бить кнутом". Эти карательные санкции и подобные последующие были обусловлены издержками, связанными с распространением азартных карточных игр. Наряду с ними существовали так называемые коммерческие карточные игры, а также использование карт для показа фокусов и раскладывания пасьянсов.

Развитию „невинных" форм применения карт способствовал указ Елизаветы Петровны от 1761 года о разделении употребления карт на запрещаемое для азартных игр и дозволяемое для игр коммерческих. Не совсем ясен путь проникновения карт в Россию. Скорее всего, они получили распространение в связи с польско-шведской интервенцией в период Смутного времени начала XVIII в.

арточная игра, находившая радушный приём в боярских домах и дворцовых палатах, безусловно запрещалась для простого народа. В 1648 году, вскоре после воцарения Алексея Михайловича, последовал царский указ, направленный на искоренение вредных обычаев и верований, всё ещё державшихся в среде городского и особенно сельского населения. В указе подробно перечислялись многочисленные прегрешения, требовавшие немедленного искоренения:

«...Сходятся многие люди мужсково и женсково полу по зорям, и в ночи чародействуют, с солничнаго всхода перваго дни луны смотрят, и в громное громление (в грозу) на реках и озерах куплются, чают себе от этого здравья, и с серебра умываются, и медведи водят, и с собаки пляшут, зернью (костями) и карты, и шахматы, и лодыгами играют, и безчинное скакание и плесание, и поют бесовские песни; и на Святой недели жонки и девки на досках скачут (на качелях), а об Рождестве Христове и до Богоявленьева дни сходятся мужсково и женсково полу многие люди в бесовское сонмище по дьяволской прелести, многое бесовское действо играют во всякий бесовския игры…».

Надо отметить, что наряду с азартной карточной игрой под запрет попадали и такие совершенно невинные забавы, как катание на качелях!

Указ 1648 года вводил целый комплекс мер по борьбе с карточной игрой и прочими «неустройностями». Его предписывалось «многожды» зачитывать по торгам, списки с него «слово в слово» рассылались в наиболее крупные сёла и волости, дабы «сей наш крепкий заказ ведом был всем людям» и никто не смог бы потом отговориться его незнанием. Скоморошьи одежды, хари и маски, музыкальные инструменты, шахматные доски и колоды карт предписывалось отбирать и жечь, а в отношении людей, замеченных в нарушении указа, воеводам велелось «где такое безчиние объявится, или кто на кого такое безчиние скажут, и вы б тех велели бить батоги; а которые люди от такова бесчиния не отстанут, а вымут такие богомерские картные игры и другие, и вы б тех ослушников велели бить батоги; а которые люди от того не отстанут, а объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные (т.е. пограничные) городы за опалу». Да и самим воеводам, дабы они не манкировали с выполнением указа, делалось строгое внушение: «А только ты по сему нашему указу делать не станешь, и тебе быть от нас (царя Алексея Михайловича) в великой опале»

Надо полагать, что первоначально указ выполнялся со всей присущей ему жесткостью, и не одному картёжнику ободрали плетьми или палками спину на торгу. Но согласно поговорке «жестокость законов на Руси смягчается возможностью их неисполнения», действие этого указа постепенно сошло на нет – в основном из-за физической невозможности его исполнения.

Очередной и весьма ощутимый удар по игральным картам был нанесён в следующем, 1649 году. Составители знаменитого «Уложения» царя Алексея Михайловича отнесли карточную игру и её последствия к преступлениям сугубой уголовщины, жестоко караемым увечьем и смертью. В издании «Уложения» 1649 относящаяся к «картной игре» статья помещена в главе «о разбойных и татиных делах».

«А которые воры, – сказано в этой статье, – на Москве и в городах воруют, карты и зернью играют, и, проигрывая, воруют, ходя по улицам, людей режут, шапки срывают и грабят…», то таким следовало, после допроса с пыткой, «чинити указ (приговор) тот же, что писано выше о татех (разбойниках), то есть сажать в тюрьму, конфисковывать имущество, бить кнутом, урезывать уши (в последующем издании «Уложения» – пальцы и руки) и смертью казнить».

Отнесение карточной игры к составу серьёзного преступления оказало большое влияние на торговлю игральными картами. Сохранившиеся таможенные книги показывают, что после 1649 года привоз карт, например, в Великий Устюг, сократился вдвое против прежних лет, а после 1652 года вообще прекратился. Но прекратилась ли картёжная игра?

Специальными именными царскими указами 1668 и 1670 был введён особый режим в Кремле: людям различных чинов – от стольника и ниже – было строжайше запрещено въезжать в Кремль на лошадях, играть в азартные игры во время выходов государя в соборные церкви, при появлении царя предписывалось стоять без шапок «мирно и немятежно».
Соблазнительной инициативе Годунова и Постникова захотели последовать и многие другие города «тобольского разряда». Из Верхотурья и Сургута воеводы писали, «чтоб им по тому же зернь и карты отданы были на откуп». На эти простодушные писания великий государь указал: в Тобольске и прочих городах «зернь и карты отставить и откуп с зерни и карт из оклада выложить». Грамота предписывала сделать то же и воеводе туринского острога, Беклемишеву, даже и в том случае, если бы он по примеру Тобольска и по «отпискам» Годунова зернь и карты уже отдал на откуп. Зная нравы местных управителей, легко находивших лазейки в указах, царская грамота особенно указывала: самого «откупщика, будет он вдруг прислан из Тобольска, а не туринский жилец, и его из Туринска выслать, а впредь заказ учинить крепкий».

Преследование карточной игры сводилось не только к запретительным указам. В 1672 году по приказанию Алексея Михайловича лютеранский пастор Иоган Готфрид Грегори устроил в Преображенском новую театральную храмину, и в ноябре перед царем было дано первое представление – комедия «Артксерово действо». Вслед за этим последовали новые постановки комедийного и нравоучительно характера. Известность приобрела пиеса «История или действие евангельския притчи о блудном сыне», сочиненная Симеоном Полоцким. Постановка эта замечательна тем, что к ней была издана своего рода театральная «программка», в которой на рисунках были показаны сцены из действия, сопровождавшиеся пояснениями. По сюжету блудный сын, получив из рук отца часть имения, уходит из дома и начинает разгульную жизнь. Он нанимает множество слуг, играет в зернь и карты, вяжется с любовницами и, наконец, проматывает всё своё имение.
На одной из картинок этой «программки» блудный сын показан играющим за столом в карты и зернь в окружении игроков. Это – самое раннее изображение карточной игры в России.


Старинные игральные карты, на которых римские Цифры записаны еще старым, русским, „плотницким“ способом. На рисунке 1 изображены карты, изданные в 1761 году в Марселе Николасом Конвертом (Nicolas Covert). На рисунке 2 — аркан 4 (Император) из бельгийской колоды „Vandenborre Tarot“ 1770 года. На рисунке 3 — козырь № 24 из колоды „Tarocchi del Mantegna“ якобы 1465 года. На рисунке 4 — девятка кроликов из немецкой развлекательной колоды якобы 1470 года „Master PW of Cologne“.


Старинные игральные карты, на которых римские цифры записаны еще старым русским „плотницким“ способом. На рисунке 5 показана червовая четверка из астрономической английской колоды Джозефа Моксона (Moxon) 1676 года. На рисунке 6 — козыри № 24 и № 29 из разных колод для популярной флорентийской игры Минхиате (Minchiate), изданных в середине XIX века. На рисунке 7 изображены итальянские карты (козыри № 9 и № 19) для Ломбардского Таро (Lombardy Tarot) 1870 года, изданные Эдуарда Дотти (Edoardo Dotti) в Милане.


После смерти Алексея Михайловича в 1676 году гонения против картёжников значительно смягчились. В царских указах, рассылавшихся на места, уже не было прежних застращиваний игроков увечьями и казнями за самый факт карточной игры; вся угроза ограничивается неопределённым выражением – «заказ чинить крепкой». Ввоз игральных карт в Россию возобновился и даже существенно увеличился, только в Великий Устюг в 1676-1680 годах их завезли 17136 колод.

Вскоре после разрешения карточных игр в России возникает собственное производство игральных карт. Уже в 1765 году правительства Екатерины II установило налог как на привозные игральные карты, так и на карты отечественного производства, причем пошлина на заграничные карты была в два раза выше. Печатание игральных карт в России было отдано на откуп, т.е. находилось в частных руках и приносило откупщикам, продававшим в год в среднем около одного миллиона колод, приличные доходы. Деньги же, полученные в результате налогов, поступали в пользу Воспитательных домов. И вот на землях родового поместья князей Вяземских (П.А. Вяземский - один из потомков этого древнего рода - был близким другом А.С. Пушкина), у села Александрово под Петербургом, аббат Оссовский, получив от правительства денежную помощь, построил в 1798 году корпуса Александровской мануфактуры, ставшей в начале XIX века одним из крупнейших предприятий России. После года работы мануфактура перешла в казну и была подарена Павлом I Воспитательному дому. В 1817 году управляющий мануфактурой А.Я. Вильсон предложил Опекунскому Совету открыть при мануфактуре карточную фабрику. Была составлена записка, которую 12 октября 1817 года утвердил Александр I. Правительство собиралось получить громадную прибыль, т.к. фабрика с монопольным правом производства карт устраняла всякую конкуренцию со стороны. Решение не давать откупов, срок которых истекал в 1819 году, и запрет на ввоз карт из-за границы предоставляли казне возможность назначить за карты любую продажную цену.


Тарелочка с фишками для карточной игры (принадлежала Екатерине II)


Набор для игры в карты, конец XIX


Санкт-Петербург, Первая половина XIX века, Моржовый клык, дерево, ткань, бумага, щетина. Токарная, ажурная резьба, оклейка 7x2,5x21.ГИМ
С конца XVIII века в карточных наборах предусматривались вкладыши-коробки для колоды карт, фишек четырех карточных мастей. Дорогой набор украшен вензелем владельца.


Примерно в 15-16 веках французская колода полностью сложилась в привычном нам виде и с тех пор практически не видоизменялась. Изменения последнего времени - это появление в 1830 году симметричного относительно верха-низа рисунка (раньше карточные фигуры рисовались в полный рост), появление скругленных углов, появление маленьких рисунков-индексов в уголках карты (в 1864 году в Америке их запатентовал некто Салади).
В 1819 году фабрика выпустила свою первую продукцию. За этот год было изготовлено 240 тысяч колод, которые стали продаваться по всей Российской империи (в 1820 году выпуск карт возрос до 1380 тысяч колод).

Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия. Понятие "атласные" в середине 19 века относилось к технологии их изготовления. Атлас — это особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах.

Знакомые нам сегодня изящные рисунки карт без верха и низа родились благодаря таланту академика живописи А.И. Шарлеманя. В 1860 году ассортимент фабрики невероятно расширился: стали производиться карты уменьшенных размеров, пасьянсные, дорожные, детские, учебные и гадальные. Но чем интенсивнее развивалось производство, тем "архаичнее" выглядели рисунки на картах во вкусе народного примитива.

А.И.Шарлемань Игральные карты.1862. Картон, тушь ,акварель ,гуашь Собрание А.С.Перельмана


Будучи историческим живописцем и баталистом, А.И. Шарлемань пробует себя в разных областях искусства. Он делает иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина и других известных писателей, выполняет эскизы для Императорского Фарфорового завода и помимо этого создает оригиналы для игральных карт. Заслуга художника состоит в том, что ему, талантливому рисовальщику и знатоку истории, удалось найти верный тон в решении образного строя всех карт. Благодаря ему игральные карты стали отличаться своеобразным стилем и целостностью образов-символов.

Продукция фабрики с успехом демонстрировалась на Всемирных промышленных выставках в Париже в 1867 и 1878 годах. В 1893 году игральные карты с рисунками Шарлеманя были представлены на Всемирной выставке в Чикаго и получили бронзовую медаль и почетный диплом.


А.И.Шарлемань. Игральные карты пасьянсные .1862


Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия и не назывались Атласными. Само понятие «атласные» в середине 19 века относилось не к рисунку или особому стилю карт, а к технологии их изготовления. Самим словом атлас назвали тогда, да и сейчас называют особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, из которой тогда изготовляли карты, была шероховата, с пятнами и разводами, плохо проклеена, нередко имела разную толщину в листе. Для придания картам улучшенного вида бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах, работа на которых была чрезвычайно вредна для здоровья. Карты, изготовленные на атласной бумаге, не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили и стоили дороже. В 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек, наравне с золотообрезными картами, изготовлявшимися вручную для императорского двора.

Рисунки Шарлеманя использовались при изготовлении атласных карт, карт первого и второго сорта, а также карт «Экстра» уже в 30-х годах 20 века. Постепенно вся карточная продукция стала изготавливаться на атласной бумаге, и собственное название Атласные прочно закрепилось за картами Шарлеманя. В «Прейс-Куранте розничных цен на 1935 год» Государственной Карточной Монополии, находившейся в ведении Народного Комиссариата финансов, колода карт «Атласные» в 52-53 карты стоила 6 рублей.

Игральные карты дорожные. 1870-е По оригиналам А.И.Шарлеманя Петербург. Карточная фабрика при Императорском Воспитательном доме. Собрание А.С.Перельмана


И всем известная:

А.И.Шарлемань. Игральные карты. Картон, тушь, перо ,акварель ,гуашь. Собрание А.С.Перельмана


Источники и дополнения:

<Музей игральных карт">
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
статья про карты мамелюков
Китайские карты
Евгений Григоренко, "Игра в культуре. Первые игральные карты в Европе" Журнал POKER GAMES, #2, 3 (Февраль, Март 2008)
стать А. Сухорукова: „Из истории карт. Карты правду говорят!“ — Журнал „Бридж в России“. № 1(18)
статья Елены Шалаевой
индийские колоды
индийские карты еще
персидские карты
масти и история
немецкие колоды
очень красивая немецкая колода в стиле модерн
ta-vi-ka.blogspot.com/
www.jokercards.ru
lizi-black.com
может быть что-то то еще упустила.
никаких прав не имею, просто собрала все по разным частям инета и чуть поменяла тексты для связности;


В следующем выпуске расскажу чем отличаются пасьянсные карты от обычных, подробнее расскажу что такое карточные шаблоны разных стран и историю некоторых карточных игр.


URL записи

Подборка | Не Бест? Пришли лучше!


Вопрос: Бест месяца?
1. Да!  117  (100%)
Всего: 117

@темы: Подборка

URL
Комментарии
2013-11-05 в 14:35 

Skana The Orca
Cute Killer Whale
О, спасибо, у меня как раз есть итальянская колода игральных таро, было интересно их происхождение, а посмотреть все никак руки не доходили)

2013-11-05 в 17:55 

Ооочень интересно!

Best of @Diary.ru

главная