14:00 

Diary best
Искатель @сокровищ
Пишет Мамадрекья:

Мексиканский День мёртвых
Среди бесчисленного множества латиноамериканских народных праздников два — Бразильский карнавал и мексиканский День мёртвых — приобрели широкую известность, далеко перешагнувшую национальные границы. Эти грандиозные действа привлекают туристов со всего мира.
Мексиканцы с гордостью говорят о Дне мёртвых, не без основания полагая, что подобного праздника нет нигде в мире. Вместе с тем его «прародители» из Европы — католические поминальные праздники: День Всех Святых (1 ноября) и День поминовения усопших (2 ноября). Но только в Мексике они превратились в многодневный карнавал, который длится начиная с конца октябре всю первую неделю ноября. если же учесть неделю-другую, когда идёт подготовка то растягивается он чуть ли не на месяц (сами мексиканцы называют его «праздничный месяц»).

Главные персонажи Дня мёртвых — калавера (буквально «череп») и калака (буквально «скелет»), изображения черепов и скелетов. Они имеют весьма богатую родословную: по ацтекской линии им предшествовали черепа из оникса, золота, жадеита, хрусталя с глазами из бирюзы, а также тепантли (стены из черепов) перед храмами на городских площадях; по европейской — оссуарии (сосуды для хранения костей умершего), средневековые графические «пляски смерти», книги на тему «Искусство умирать», церковные росписи.

Изображения калавер при всём различии техник исполнения, вкусов и мастерства художников объединяет, пожалуй, их ликующая жизненность и принадлежность скорее «этому», нежели «тому» свету. Калавера живёт полноценной человеческой жизнью: ест, пьёт, курит, веселится, выступает с речами, воюет и т. п. Есть калавера-генерал, политик, спортсмен, модистка, нищий... Очевидно, что калавера — образ карнавальный, двойственный, призванный стереть грань между жизнью и смертью, перевернуть мир с ног на голову, не меняя при том его сути. Но на первый план выходит карнавальный мотив обнажения: только сбрасывается не одежда, а кожа и плоть, открывается не бренное тело, а нетленный костяк — самая сокровенная «сущность» человека.

Образ калаверы, безусловно, родился не без влияния индейских традиций. Вера в то, что раз в году души умерших возвращаются на Землю на один — три дня или неделю, была распространена среди многих индейских племён. А нерасторжимая связь жизни и смерти явлена в облике ацтекской богини смерти и земли Коатликуэ, которую нередко изображали как беременную старуху. Образ Коатликуэ угадывается за строками народной песенки, звучащей в День мёртвых: «Я со смертью, жизнь спасая, / Как-то раз слюбился смело, / Я теперь силён: косая / От меня затяжелела» .


За несколько дней до начала праздника витрины магазинов, ресторанов и мастерских украшают рисунками: в окнах ресторанов можно увидеть скелеты в поварских колпаках, в комических позах колдующих над кастрюлями; на вывесках ателье — модниц в шикарных одеяниях, но с черепом вместо лица и т. п. Типографии выпускают тысячи листовок, открыток, буклетов с изображениями калавер; они сопровождаются комическими подписями, короткими рассказами, а чаще словами из народных песен.


Улицы заполняют бесчисленные лотки с различного рода ремесленными поделками, сувенирами и детскими игрушками на ту же загробную тематику. Игрушки особенно быстро раскупаются 1 ноября, в День ангелочков, когда поминают усопших младенцев. Есть игрушки под названием «Весёлые покойнички» — калаверы из бумаги, картона, дерева, папье-маше. Держа скелетик на весу, можно потянуть за ниточки, и он задрыгает ручками и ножками, раскланяется, станцует, сыграет на скрипочке. Другая разновидность— "могилки": маленькие гробики из картона или сахара, иногда с секретом — дёргают за рычажок, и из гробика высовывается скелет; кони, везущие чёрные с позолотой катафалки; траурные процессии с гротескными фигурками монахов, отпевающих калаверу. Такие игрушки предназначены именно детям (европейцу это может показаться дикостью и цинизмом). А ещё детям, равно как и взрослым, в изобилии дарят кондитерские изделия в том же духе: «хлеб мёртвых» — фигурки из теста, изображающие мертвецов в комическом виде; черепа из сахара и марципана (иногда в натуральную величину), на которых пишется глазурью какое-нибудь имя или просто слова «Любовь моя»; выпеченные из теста гробики с лежащими в них скелетиками из крема и повидла, либо бисквитные гробики с калаверами в качестве начинки. Во время праздника влюблённые преподносят друг другу сахарные черепа со своими именами или признаниями в любви.


В общественных местах и домах сооружают «алтари мёртвых», посвященные близкому умершему. Своей формой они обычно напоминают ступенчатые пирамиды ацтеков. Посередине алтаря с жёлтой или розовой драпировкой помещают фотографию умершего, вокруг раскладывают часть его личных вещей, а также яства и напитки, которые он любил при жизни; к ним обязательно добавляют «хлеб мёртвых» и несколько сахарных калавер. Венчает композицию букет жёлтых семпашучитлей - "цветов мйртвых".

В дни праздника улицы городов и селений запружены народом. Марьячи исполняют на заказ любимые песни того или иного усопшего. Площади превращаются в танцевальные площадки. То и дело встречаются процессии ряженых — в чёрных костюмах с намалёванными на них белой краской контурами скелета. Отовсюду слышится традиционная песенка с такими словами: «Если б ты, мертвец, мог бегать, / То тебя б не схоронили; / Раз ты бегать не умеешь — / Волокут тебя к могиле». А вечером 2 ноября люди стекаются на кладбища, нагруженные сумками с выпивкой и снедью. И кладбища становятся местами народных гуляний, а могилы — праздничными столами.




Может сложиться превратное впечатление, будто мексиканцы чуть ли не веселятся при смерти близкого человека. Разумеется, это не так. Пресловутое игровое отношение мексиканцев к смерти — миф, старательно культивируемый как в народе, так и в профессиональном искусстве. Насмешка над смертью стала для них символом самобытности, стратегией национального самоутверждения, а также выражением личной и очень мудрой жизненной позиции: «Умирать живя привыкни / До того, как смерть нагрянет, / Только мёртвый жив доныне, / А живой в могилу канет.»


URL записи

(не свое)

Не Бест? Пришли лучше!


Вопрос: Бест месяца?
1. Да!  120  (100%)
Всего: 120

@темы: Не свое

URL
Комментарии
2010-06-11 в 14:00 

Ярик
Glory for the first man to die!
grim fandango :ura:

2010-06-11 в 14:09 

Tot zu sein ist komisch. (с)
Увааа! :surprise:

2010-06-11 в 14:32 

Crazy Sage
А я напьюсь безалкогольной водки в компании своих воображаемых друзей.
Есть что-то правильное, в таком отношении к смерти, на мой взгляд. Я бы вообще предпочел, чтобы на моих похоронах смеялись, а не плакали.

2010-06-11 в 14:42 

в Мексике сейчас очень популярна новая святая - Смерть. церковь пытается бороться, но фигурки все же выпускают

2010-06-11 в 15:13 

Умная Эльза
синяя птица
Я бы вообще предпочел, чтобы на моих похоронах смеялись, а не плакали.
к похоронам все это никак не относится. И даже в самой статье написано, что это культивируемый миф, а не общепринятое отношение к смерти

Хотя grim fandango определенно рулит)))

2010-06-11 в 15:58 

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса.
Спасибо! очень интересно.

что рождение, что смерть - это переход из одного состояния в другое. кто знает, где лучше?..
почему бы не веселиться, если получается...

2010-06-11 в 18:00 

"Never trust a computer that you can't throw out a window." - Steve Wozniak
Обожаю Мексику ХD

Спасибо за статью =)

2010-06-11 в 18:43 

Crazy Sage
А я напьюсь безалкогольной водки в компании своих воображаемых друзей.
к похоронам все это никак не относится. И даже в самой статье написано, что это культивируемый миф, а не общепринятое отношение к смерти

я знаю. но все равно предпочел бы)

2010-06-11 в 19:59 

Все к лучшему, в этом лучшем из миров (с) Вольтер
обалдеть, мексиканцы удивляют)

2010-06-11 в 20:02 

Iris Lloyd Troy
Творческое быдло
Хотя grim fandango определенно рулит))) :yes: :yes: :yes:

2010-06-12 в 03:13 

Aksalin
прелесть)

2010-06-14 в 00:44 

Viilena
офигенский праздник. уже тоже обожаю Мексику. и очень хочу попасть на сее действие

2010-06-14 в 13:54 

Ким Ким
grim fandango
Еееее! Х)))

2010-06-16 в 23:12 

умеют мексиканцы веселиться!))
надо обязательно посетить такой праздник

Best of @Diary.ru

главная