На прошедших выходных мною был запланирован мини-велопоход вдоль реки Оскол, который заранее широко анонсировался в интернете (пруфлинки 1, 2). В результате проведённой рекламной компании трое участников (Алексей, Александр и Андрей) отправились на шести колёсах исследовать отдалённые уголки Харьковской области. Под катом можно узнать некоторые подробности путешествия.


Карта маршрута
Карта маршрута

На карте синей линией изображен приблизительный маршрут наших перемещений. Общий пробег составил 165км, суммарно с расстоянием по городу - 185км. Полное время - 40 часов, из них езда на велосипедах - 12 часов, на электричках - 8 часов, остальное - отдых, сон, еда, купания и прочие приятные занятия. Средняя скорость по велоспидометру - 15,1 км/ч. Серьёзных технических поломок и проколов не было.
В электричке
В электричке

Маршрут начался с платформы Лиманская (предпоследняя украинская остановка перед российской границей). Добирались туда, как и было запланировано, на трех электричках - от Харькова до Граково на постоянном токе, от Граково до Купянска на переменном, а последняя электричка была со спальными местами - класса "люкс"
Выгружаемся
Выгружаемся

Выгружаемся на платформе Лиманская после полноценного часового сна в последней электричке. Особенно крепко спали те, кого в Купянске тщательней всего проверяли милиционеры и пограничники. Одеваем снятые колеса, цепляем рюкзаки - и в путь. Кое-кто впопыхах ставит колесо не той стороной, и у него не работает велоспидометр.
Возле села Каменка
Возле села Каменка

Переехав реку Оскол, наблюдаем первые меловые горы. Район Каменка - Двуречная (около 20-25км) весь состоит из белых холмов.
Вибростенд
Вибростенд

В Каменке сворачиваем на грунтовку и тут же возникает сильное желание вернуться на асфальт. По твердой меловой почве до нас проехало что-то гусеничное, превратив дорогу в стиральную доску.
Оскол петляет
Оскол петляет

Меловые холмы ритмично показываются друг за другом, дорога превращается из неровной в гладкую и приятную седлу. Река петляет, но пустынные песочные пляжи пока не сильно манят нас - еще не слишком жарко. Дует сильный ветер, хорошо что не встречный, а сбоку, с запада.
Меловые горы
Меловые горы

Сделав небольшую остановку, я забираюсь на меловой холм, пытаюсь найти наилучший ракурс для его фотографирования, и тут в фотоаппарате садится первый комплект аккумуляторов.
Сосны на пригорке
Сосны на пригорке

Спускаюсь вниз, меняю батарейки (благо я набрал их вдосталь), фотографирую приглянувшиеся сосенки на вершине холма. Тем временем рядом Александр медленно расчехляет свой Canon 50D.
Байбачьи норы
Байбачьи норы

В этих местах должно быть множество байбаков. Это животное даже изображено на гербе Купянска. Ни одного сурка мы так и не увидели, но часто вспоминали их нехорошим словом, когда колесо велосипеда попадало в очередную байбачью нору.
Меловая пещера
Меловая пещера

Подъехали к заброшенному когда-то селу Новомлынск. В меловой стене местные жители выдолбили пещеру, в которую просто идеально поместился Алексей. Не помещаю здесь его фото в пещере из-за предложенной им идеи взбираться на эту гору с велосипедами, реализация которой отняла у меня слишком много сил. Притом что наверху не было ничего, кроме могилы вислоухой собаки.
Чистый мел
Чистый мел

Зато эти горы состоят из чистейшего мела. Александр набрал три килограмма меловых кусочков, он утверждает что такой состав почвы идеален для выращивания кактусов.
Новомлынск
Новомлынск

Поселок Новомлынск когда-то был заброшенным и нежилым, а сейчас в нём не просто теплится, а бурлит жизнь. Дачники возделывают огороды, молодёжь гоняет по окрестностям меловых гор на жигулях и мотоциклах.
На взлет
На взлет

Двигаясь по грунтовке через поле, я вдруг заметил впереди знак поворота - красно белые стрелки. Внезапно мы выехали на идеально ровную дорогу со знаками и разметкой, похожую на взлетную полосу.
Дорога в дачный поселок
Дорога в дачный поселок

К сожалению, дорога спускалась обратно в Новомлынск, и значит наше карабканье на меловую гору с велосипедами было напрасным. Но я не сожалел ни секунды, ибо на спуске спидометр показывал 55км/ч, а мне казалось что я еду не быстрее 25 км/ч - столь ровного асфальта не видел давно. Только тихий гул покрышек напоминал о скорости.
Купянск
Купянск

Вдоль реки доехали до Двуречной. Алексей пытался найти хозмаг и купить чашку, Александр искушал местных жителей своим непривязанным велосипедом, оставленным на всеобщее обозрение. Ни то ни другое не увенчалось успехом, и мы прибыли в Купянск на 2 часа позже запланированного. Все местные жители смотрели футбол на стадионе. По дороге Александр установил личный рекорд скорости - 67 км/ч.
Купянск
Купянск

Купянск довольно длинен, но мы проехали его не останавливаясь. Останавливались только для покупки некоторыми участниками очередной бутылки лимонада.
Место ночевки, за селом Пристень
Место ночевки, за селом Пристень

За Осиновым свернули с асфальта на щебенку. Дорога шла через дачи, но вскоре они закончились и следующие 2-3км были сущим зеленым адом. Слева - вода, камыши и рогоз, справа - стена леса и кустарников, между ними - узкая тропинка для прохода одного человека, но увы, без велосипеда. Крапива, колючки, комары, сгущающиеся сумерки и невозможность ехать на велосипеде привели нас к логичному выводу - надо искать место стоянки. И мы нашли его, недалеко за поселком Пристен, идеальную полянку на берегу Оскола.
Въезд в Сеньково
Въезд в Сеньково

Ночью было тепло, а утром мы искупались и продолжили путь. Впереди лежало большое прибрежное село Сеньково с яхт-клубом и церковью.
Сеньково
Сеньково

Спустившись вниз в центр, мы узнали что знаменитый родник Остапа Вишни мы проскочили, но возвращаться снова на гору совершенно не хотелось. Поехали на дамбу любоваться водохранилищем и яхтами. Их количество заметно меньше, чем в Старом Салтове, да и весь водоём выглядит каким-то диким. Опять же, по сравнению со Старым Салтовом людей, машин, лодок, рыбаков почти нет.
Райцентр Боровая
Райцентр Боровая

Переехали на левый берег, который оказался скучной унылой равниной. Хотя вдоль берега и рос соснячок, но в нём проходила железная дорога. По автотрассе через множество мелких сел мы доехали до центра Боровского района.
Обман зрения
Обман зрения

За Боровой снова переправляемся на правый берег, рельеф которого гораздо интереснее. Вот к примеру, на фотографии часть совершенно ровной дамбы через водохранилище (воду не видно за деревьями), а вдали виден подъём на высокий правый берег. Чтобы подъем не казался велосипедистам слишком тяжелым, перед ним стоит утешающий знак.
До победного конца
До победного конца

Далее наш путь пролегает исключительно по грунтовым дорогам, часть которых обозначена на карте но распахана в реальности. Приходится объезжать многие лишние километры по полям, но бесчисленные акации и даже пасека, встретившиеся на пути, не остановили нас. Скатываемся в Червоный Оскол, в центре которого интересный памятник революционерам.
Краснооскольский гидроузел
Краснооскольский гидроузел

Попасть на дамбу Краснооскольского водохранилища непросто - вокруг колючая проволока, шлагбаумы и злые собаки. Вероятно, мощность ГЭС сравнима с енисейскими станциями. Мы проезжаем по дамбе и останавливаемся на перекус в лесочке рядом с плотиной.
Розовое на голубом
Розовое на голубом

На дамбе увидел необычное дерево в розовых цветах, на которых сидело множество зеленых жуков-бронзовок.
Изюм
Изюм

От краснооскольской дамбы до железнодорожной станции в Изюме всего 17км, но длинный унылый тягун вкупе с встречным ветром изматывает нас, и не выдержавший нервного напряжения Александр срывает накопившееся раздражение на пьяненьком мужичке, который на свою беду стал говорить что нам делать и куда идти. Но к счастью, всё заканчивается благополучно - мужичок публично посрамлён, мы возвращаемся в хорошее расположение духа и едем купаться. Вода в вечернем Донце заметно холоднее воды в утреннем Осколе и приносит облегчение обгоревшим на солнце рукам и ногам. Искупавшись, мы загружаемся в электричку и через три часа выходим в Харькове. Разъезжаемся по домам, и уличное освещение гаснет как раз в тот момент когда я слезаю с велосипеда у своего дома. Поездка удалась :)




@темы: 2