10:40 

Шано
Оригинал взят у в Наука и техника времен Филиппа II
Навеяно великими испанцами XVI века.

Прочитал сегодня пост у Евгения Норина по поводу храброго дона Хулиана Ромеро де Ибаррола, и захотелось чего-то испанского. С привкусом легкой трагедии, неисправимого оптимизма и славных времен короля Филиппа II...

До конца XVI столетия жители Лондона использовали в качестве таковых колодцы, большие цистерны, а также непосредственно воды Темзы и ее притоков. Цистерны наполнялись водой каналов. При этом богатые горожане могли за особую плату завести трубы в свои дома. Кроме того, многим воду доставляли водовозы, еще в 1496 году создавшие свою гильдию. В принципе, достаточно привычная картина для крупных городов того отрезка истории…
В 1582 году горожанин Питер Морис (голландец немецкого происхождения, после визита в Нидерланды терций герцога Альбы бежавший в Англию) арендовал северный свод Лондонского моста и установил в нем водяное колесо, приводившее в движение насос, подававший воду в несколько кварталов. Эта конструкция прижилась надолго – до 1822 года. Два раза ее модернизировали, добавляя новые водяные колеса.
До начала XIX века нечистоты хоть, безусловно, попадали в Темзу, но в целом река с ними справлялась, растворяя и унося. Но наш рассказ на этом только начинается.
В 1584 году в Англию прибыл Педро де Субиаур. Знакомая фамилия правда? Я писал про этого благородного дона в постах об англо-испанской войне и вот здесь: george-rooke.livejournal.com/271156.html
Ну а далее информация взята из книги García Tapia, Nicolás "Técnica y Poder en Castilla en los Siglos XVI y XVII. Valladolid: Junta de Castilla y León" (1989).
Так вот, Субиаур прибыл в Лондон, дабы служить связующим звеном между испанским послом Бернадино де Мендосой и заговорщиками, планирующими убийство королевы Елизаветы (знаменитый заговор Бабингтона). Проблема в том, что Уолсингему, цепному псу и "Малюте Скуратову" (или если угодно "Лаврентию Палычу") Елизаветы уже все было известно о заговоре и заговорщики были под колпаком. И Субиаур попал как кур в ощип. Не успел он оглянуться, как загремел в тюрьму, а Мендоса был объявлен персоной нон-грата и изгнан из Лондона. Надменный посол перед отъездом заявил Елизавете: «Бернардино де Мендоса рожден не возбуждать волнение в странах, а завоевывать их». Но Субиауру было от этого не легче, тюрьма есть тюрьма. Причем поскольку Субиаур был не знатным, а стандартным испанским идальго, имеющем в имуществе только дворянское имя и шпагу, посадили его не Тауэр, а в знаменитую позже тюрьму Клинк, предназначенную для уголовников, пьяниц, дебоширов, сутенеров, должников и т.д. Да, да, та самая Liberty of The Clink («свобода щелчка»), где морили голодом, пытали, издевались, где заключенные сами оплачивали свое содержание в тюрьме. Добавьте сюда поножовщину, разборки между заключенными - и вы поймете, куда попал незадачливый дон.


Та самая тюрьма Клинк, в ней сейчас музей "ужасов царизма и Тюдоризма".

Но Субиаур в перерывах между драками, пытками и ужасным обращением начал следить за странным сооружением, находящимся напротив тюрьмы Клинк. Как раз за водяным колесом Мориса и за работой лондонских гидротехников. Примерно через год он уже смог описать принцип работы сооружения и детали, из которых оно состоит. Но Субиаур этим не удовлетворился - в тюрьме он делает МАКЕТ этой водонапорной системы.
В 1586 году Субиаура освободили, он вернулся в Испанию, и преподнес этот макет королю Филиппу II, тот передал его архитектору Гонсало Барсене и уже в 1589 году первые водопроводы подобного типа были построены в Испании - в Овьедо и Хихоне, причем овьедский водопровод был действительно произведением искусства - вода бралась из реки Налон, расположенной в 20 км от города, и находящейся в низине, закачивалась на акведук (построенный в 1570-м) и поступала в город.


Акведук в Овьедо, 1570 год постройки.

А в 1603 году Субиаур, уже знаменитый военный, не раз бивший англичан, французов и голландцев, отличный моряк, шпион, переговорщик (в 1587 году вел переговоры с голландцами по освобождению испанских пленных, и очень удачно вел), решает сложную техническую задачу - в Вальядолиде надо было поднять уровень воды в реке Писуэрга, чтобы сильно разросшийся город был полностью обеспечен водой, а сама река стала судоходной хотя бы для лодок, поскольку летом река сильно мелела, и лодки до осени торчали на мелях.
Субиаур затеял амбициозный проект, поднять уровень воды с помощью поршневых насосов, которые приводятся в действие водяными колесами.


"Изобретение Субиаура" - именно под этим названием эта поршневая машина, похожая некоторыми частями на двигатель внутреннего сгорания, вошла в историю.

Проект обошелся в 1.836.400 мараведи личных денег Субиаура и его друзей, и был сделан. Река действительно стала судоходной для небольших лодок, в ней появилась рыба, и целая рыбная отрасль, а устройство назвали ingenio de Zubiaurre или "Изобретатение Субиаура".
Субиаур хотел, как бы мы сейчас сказали, оформить патент и получать прибыль со своего изобретения, но фаворит Филиппа III жадный герцог Лерма запретил использование машины. Она гнила недалеко от города на мельнице, до 1794 года, когда вместе с мельницей была снесена.
Остается сказать еще вот что, перед тем как закончить. Субиаур является наверное первым изобретателем колесного фрегата, или колесной фрагаты, если угодно. Он в качестве эксперимента заменил на двух галерах весла четырьмя водяными колесами (по два с каждой стороны), которые приводились в действие ручной силой гребцов. Это позволило сократить число гребцов в 2 раза, и увеличить их защищенность. Понятно что в серию изобретение не пошло, конечно же.
Все-таки эти ребята, испанцы "Золотого Века" - они молодцы. Им ведь сам черт не брат, честно... Сегодня они изобретают очередную кашу из топора, завтра топят на море пиратов, послезавтра месят грязь в Фландрии, осаждая очередную Бреду, а потом сбрасывают военное снаряжение и становятся шпионами. И им удается все. За что бы не взялись. Такими людьми можно только восхищаться. И горько улыбаться из-за того, что Испания так бездумно и так глупо растратило такой человеческий ресурс. Dixi.


@темы: флот, Сантехнически-гигиеническое

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

На тихом перекрестке

главная