Обо мне и Правила дневника

Под булыжниками - пляж.
май 68-го

Ваше главное качество? - Все полузнать.
Ф. Энгельс



Ссылка на список аудиозаписей моих лекций

В этом дневнике содержатся материалы, предназначенные для людей, достигших совершеннолетия в трактовке И. Канта.
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
22:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
До недавнего времени я считал, что самая странная игра, которую мы сделали, это игра про летающий остров, который постоянно падает над городом XVII века. Если кто не в курсе, она вот тут.
Но нет, кажется, мы переплюнули самих себя.

Мы сделали детектив по бронзовому веку в доиндоевропейской Европе.
И даже вышло интересно. Даже захватывающе местами, возможно.

"Но что страннее, что непонятнее всего, — это то, как авторы могут брать подобные сюжеты. Признаюсь, это уж совсем непостижимо, это точно... нет, нет, совсем не понимаю. Во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых... но и во-вторых тоже нет пользы. Просто я не знаю, что это..."

10:10 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В период между мировыми войнами Соединенные штаты уже начали превращаться в самую влиятельную страну планеты. И не только экономически: книги и фильмы, стандарты жизни и привычки - все это распространялось из США. Но в то же время жизнь в Америке была часто устроена совсем не так, как мы ее себе представляем, и уж точно совсем не так, как сейчас. В ней хватало проблем (и дело не только в Великой депрессии). На лекции в четверг, 22 июня, мы попробуем разобраться в межвоенной эпохе, взглянув на нее через призму бытовой, политической, социальной истории США. И разбирая эту историю контрастов поймем, почему, несмотря ни на что, влияние Америки во всем мире росло, формируя привычный нам мир.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


14:43 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Этот забавный танец - важная часть традиций шейкеров, некогда влиятельной, а в наши дни почти исчезнувшей протестантской группы. А нужен он был не только для удовольствия, но и потому, что в танце шейкеры открывали для себя бога. Почему именно так? В этом мы попробуем разобраться на лекции - а заодно обсудим и другие традиции протестантского мистицизма. Проследим, как поиск бога, предшествующий протестантским идеям, развивался еще в католической среде. Как сформировался в протестантских течениях, как развивался. Обсудим людей вроде Экхарта, Бёме и Сведенборга. Поговорим о квакерах, шейкерах и современных харизматах. В общем, попробуем разобраться в том, что это такое: протестантская мистика. И, думаю, избавимся от частого ложного представления о том, что протестантизм - это только сухая мораль и дух капитализма.
20 июня, вторник, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


12:28 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Может быть, я когда-то уже выкладывал тут это видео; если не видели - обязательно посмотрите. (На youtube можно посмотреть и с субтитрами). Дэмиэн Льюис читает монолог Марка Антония, и делает это совершенно потрясающе. Я совсем не знаю этого актера: он играл в сериалах, которые мне не случалось смотреть. Видимо, он очень талантливый актер.
Но меня даже не это привлекает в его чтении. Понятно, что хороший актер, читающий один из самых гениальных монологов в истории, не может совсем уж сплоховать. Меня привлекает в этом чтении его лживость. Friends, Romans, countrymen часто читают так, что создается впечатление искренности Марка Антония. Это верно и для классических постановок (вот, скажем, из общеизвестного фильма), и для современных трактовок (вот тут, например - кстати, тоже чтение очень неплохое).
Но мы понимаем, что на самом деле Марк Антоний не вполне верит в то, что он говорит. Он не рассказывает то, что чувствует, а накачивает толпу. В чтении Льюиса именно это, его Марк Антоний - манипулятор, великий оратор, который направляет публику туда, куда ему нужно. Его эмоции о смерти Цезаря, возможно, и правдивы, но в момент чтения монолога важно совсем не это. Не могу судить, насколько такая трактовка ближе к шекспировской, тут нужно быть специалистом. Но мне кажется, что в чтение Льюиса замечательно вложен наш, современный политический опыт.

10:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Среди замечательно нарисованных туч на свитке XII века прячутся драконы. Почему? Любой даос с легкостью ответил бы на этот вопрос - но, может быть, не всем подряд, а только другим даосам. На лекции во вторник, 13 июня, мы с вами как раз и попробуем стать такими даосами: примерим на себя их поиски бессмертия и любовь к поэзии, поговорим о медицине и политике, сексуальных практиках и гаданиях. И, надеюсь, вникнем в основные идеи этого удивительного учения, без которого и китайскую культуру не поймешь, и в истории мистицизма не разберешься. Ну и с драконами разберемся.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


09:56 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В Индии 1930-х встреча повозки, запряженной быками, и поезда была делом обыкновенным. Но посмотрите на людей, зайцем прицепившихся к последнему вагону! Англичане тех лет сказали бы, что это символ всей Индии: она прицепилась к британскому прогрессу и едет вместе с ним. Но индийцы думали совершенно иначе: они спросили бы, для кого построена эта железная дорога, если индийцам приходится ездить на быках или тайком примостившись на последнем вагоне? Такие споры были обыденностью межвоенного периода, когда система колоний XIX века еще существовала и полмира - Африка и Индия, Индонезия и Индокитай - были под властью европейцев. Но в то же время все уже понимали, что с этой системой что-то не так. Что?
В этом мы и попробуем разобраться на лекции в четверг, 8 июня. Поговорим о Ганди и вице-королях, о Кении и Индии, об искателях приключений и политических идеологах, о том, почему прялка - символ свободы. И многом другом.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


В этой картине Ремедиос Варо - сумма долгих веков мистического поиска Европы. Философия Юнга, магия и тексты Экхарта, все тут перемешивается. Но в основе западного мистицизма всегда лежит католицизм - в данном случае это влияние Терезы Авильской и ее идеи внутреннего замка. Что это за замок? Это один из тех вопросов о католической мистике, которые мы зададим на лекции во вторник, 6 июня. Поговорим о Терезе и создателе иезуитов Игнатии Лойоле, о средневековых святых и недостоверных преданиях, о мистиках Нового времени и том, как их идеи сочетались с общественными изменениями, о медитациях и видениях. Католическая мистика - традиция не менее интересная, чем популярные сейчас индийские или дальневосточные, и при этом гораздо лучше изученная, так что там очень даже есть что обсудить.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

18:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Между тем в мире осталось всего два шейкера. Оказывается, в этом январе умерла сестра Фрэнсис Карр, самая пожилая - ей было почти 90 лет. Осталось двое - старшей без малого 80, младшему около 60.
Община шейкров, существующая с середины XVIII века, строго воспрещает сексуальные связи, так что рост общины может происходить только благодаря притоку новых людей из внешнего мира. За последние сорок лет к общине присоединились только два новых человека, но оба они покинули ее. Один после года пребывания (что для современного человека неудивительно), другой - после двадцати с лишним лет. Он предпочел шейкерству семейную жизнь с любимой женщиной, так что и его понять вполне можно.
Их осталось двое. Это, в общем, значит, что очень скоро их не останется совсем. Вместе с ними уйдет традиция шейкерской мебели, характерных песен, исключительного трудолюбия, уйдет традиция, прямо связывающая нас с XVIII веком. Конечно, мебель такую теперь умеет собирать любой плотник, а "Simple gifts" не перепел только ленивый. Но все равно жалко - жалко, и очень интересно.


21:17 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Сильные ураганы случаются в Москве, кажется, каждое лето. Не припомню, чтоб ни разу за год не было сломанных деревьев (одно из таких деревьев, сломанных штормовым ветром, из числа самых первых моих в жизни воспоминаний). Но никогда раньше не случалось, чтоб 11 человек погибло. Смерть не становится ужасней от ее абсурдности, но все же как абсурдно погибнуть в 21 веке из-за всего навсего непогоды, пусть и очень сильной.
Насколько я понимаю, кстати, закон предполагает, что в случае единовременной гибели десяти человек в регионе может быть объявлен траур. Мне кажется, это было бы правильно.

09:36 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
При виде этой изящной вещи и не подумаешь, что это чаша для сбора милостыни. Между тем это именно она. Такие чаши назывались "кашкуль" и были одной из важных примет суфиев в Иране и Индии. О суфиях мы с вами и поговорим на лекции во вторник, 30 мая. Обсудим не только чаши, но и танцы, и стихи, и политику, вникнем во влияния извне и оригинальные суфийские идеи. Но главное, попробуем разобраться в том, что такое суфизм. Что он из себя представляет и зачем был нужен? Почему интересовал одних и вызывал недовольство у других?

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


23:09 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
25.05.2017 в 10:47
Пишет Модо:

Как они взмывают
изображение

ТРИ СЛОВА
К. Сэндберг, в переводе Зенкевича

В детстве я слышал три красных слова;
Тысячи французов умирали на улицах
За Свободу, Равенство, Братство,— и я спросил,
Почему за слова умирают люди.

Я подрос, и почтенные люди с усами
Говорили, что три заветных слова —
Это Мать, Семья и Небо, а другие, постарше,
С орденами на груди, говорили: Бог, Долг и Бессмертье,—
Говорили нараспев и с глубоким вздохом.

Годы отстукивали свое тик-так на больших часах
Судеб человеческих, и вдруг метеорами
Сверкнули из огромной России три
Суровых слова, и рабочие с оружием пошли умирать
За Хлеб, Мир и Землю.

А раз я видел моряка американского флота,
Портовая девчонка сидела у него на коленях,
И он твердил: «Нужно уметь сказать три слова,
Только и всего: дайте мне ветчину, и яичницу,—
Что еще? — и немножко любви,
Моя крошка!»

URL записи

10:06 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
1920-е и 1930-е. Для большинства из нас это уже история: история наших бабушек и дедушек, а то и прадедушек. Может быть, это последний период, который мы еще воспринимаем как историю, а не современность. Эти времена иногда кажутся похожими на наши. Телефоны, автомобили, массовая пресса. Но приглядишься и видишь, что сходство поверхностное, а вот отличия огромные. Именно об этом несходстве, об уникальной культуре межвоенного периода, о ее блеске и страхах мы и поговорим в нашем новом курсе лекций. Обсудим колонии и их жителей, положение женщин, технологии (и их отсутствие), странные танцы и немые фильмы, экономические депрессии и психологические кризисы. Посмотрим, как диктаторы влияли на детективы, финансы на фантастов, а музыка на мнения.

И начнем мы разговор обо всем этом с очевидного истока: с Первой мировой войны как культурного феномена и вопроса о том, как она повлияла на жизнь 1920-х - и на нашу жизнь.

25 мая, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


09:52 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В этой каббалистической схеме XVIII века очень хорошо видно то огромное внимание к тексту, которое характерно для иудейского мистицизма. Но что такое вообще каббала, и что значит эта схема? Что думает современная наука о возникновении каббалы? Как она развивалась, как влияла на иудаизм в целом? Почему каббалой заинтересовались не только иудеи, и как она стала частью общеевропейской эзотерики? Как каббала приобретала черты то элитарного мистицизма, то массового движения, начинала играть роль в политике и придавала сил во времена невзгод? Во всем этом и многом другом мы и попробуем разобраться на лекции.

23 мая, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


14:49 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Посмотрел сериал "Табу".
Всем очень рекомендую. Отличный сюжет, много неожиданных поворотов, хорошая игра актеров и операторская работа. Очень интересная тема - и в России сравнительно неизвестная. В центре событий противостояние между Англией и Америкой в 1810-х годах. Время действия по сути то же, что у многих романов и экранизаций Остин (события развиваются примерно через год после выхода "Гордости и предубеждения"), но взгляд на английскую культуру этого времени совершенно иной. Сериал про изнанку эпохи Регентства. Но изнанку не байронически-романтическую, хотя герой в общем попадает в канон романтизма, а жизнь социальных низов, колониальные проблемы и т.д. При этом сериал стоит посмотреть и тем, кто к истории равнодушен, потому что это одновременно просто хорошая работа, смешивающая черты политического триллера, детектива, шпионского романа и еще несколько жанров (не буду спойлерить).
Почему не стоит смотреть? В общем, причина одна: много насилия, хотя и достаточно деликатно показанного, много действительно плохих поступков, много секса (вдруг для кого-то это минус?) и сплошные триггеры для чувствительных натур от домашнего насилия до гомосексуальности. Но если вы не нежный цветочек, смотреть стоит.
Про переводы ничего сказать мне могу, смотрел на английском с субтитрами.

00:21 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вопрос к тем читателям, которые никогда не занимались плотно Древним Римом или не интересовались им серьезно.
Не могли бы вы написать свои первые, скажем, пять ассоциаций с Древним Римом? Если это будут не имена, будет совсем здорово.
Спасибо!

09:54 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Странник, идущий к светлому граду на картине Рериха, кажется мне хорошим образом мистической традиции православия: исихазма. Именно о нем мы поговорим на первой лекции нашего миникурса по истории мистицизма. Каббалу и суфизм оставим на следующие разы, а пока сосредоточимся на захватывающей истории православного поиска озарений. Поговорим о иконописи и византийских интригах, о наследии античной философии и оригинальных православных идеях, о настоящих людях и поддельных текстах, о старцах и их учениках, о Сэлинджере и Лескове. И попробуем хотя бы немного понять, что такое исихазм и почему он стал ключевой частью православной традиции.

Вторник, 16 мая, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


21:54 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Я в Москве. Стокгольм - отличный город. Рига тоже.

***
Новый "Король Артур" тоже отличный. В прокате он, кажется, проваливается, не понимаю почему.

20:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Уехал на неделю, интернет будет эпизодически, телефона совсем не будет.
Если захочется со мной связаться по любому поводу (даже если вы не господин Шрелла), пишите: e-mail

10:50 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Золотом по листу какой-то турок XIX века написал строку Корана: "Введи меня входом истины и выведи выходом истины, и дай мне от Тебя власть в помощь". Этот золоченый лист, по-моему, замечательный символ исламской культуры нового времени, на первой взгляд роскошной, а на поверку довольно хрупкой. О ней и не только о ней нам и нужно будет поговорить на лекции во вторник, 2 мая.
Попробуем разобраться в том, как развивался ислам в новом и новейшем периоде. Поговорим о великих империях и о колонизаторах, о развитии шиизма и новых вызовах в среде суннизма, об истоках современной религиозной политики мусульманских стран и современном евроисламе. Тема непростая, но очень интересная.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


01:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Закончил курс по культуре древнего Рима.
Очень жалко.
Нет ничего приятнее, чем заниматься историей античности.


Quodlibet

главная