Обо мне и Правила дневника

Под булыжниками - пляж.
май 68-го

Ваше главное качество? - Все полузнать.
Ф. Энгельс



Ссылка на список аудиозаписей моих лекций

В этом дневнике содержатся материалы, предназначенные для людей, достигших совершеннолетия в трактовке И. Канта.
URL
09:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Ангел с аркебузой - один из самых известных сюжетов в религиозной живописи Латинской Америки. Сложно, наверное, представить более яркий символ европейской колонизации, в которой война и религия и правда соединялись друг с другом. Религиозная жизнь этого региона, возникшая в века колонизация, но продолжившая развиваться и позже, и будет интересовать нас на лекции во вторник, 26 июня. Поговорим о проповедниках и мятежниках, спасителях рабов и работорговцах, диктаторах и революционерах, теологических находках и протестантских успехах. Разберемся и убедимся, что там все и непросто, и интересно.
26 июня, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


10:19 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
VI век до нашей эры. Кажется, что это что-то очень далекое от нас. Но можно сказать и иначе: это, возможно, первый век, когда история понеслась вскачь. Конфуций в Китае и Фалес в Греции, появление Персидской империи и тирания в Афинах, Вавилонский плен и басни Эзопа - и интеллектуальная, и политическая история в VI веке до нашей эры определяются множеством великих поворотов и изменений, сформировавших весь последующий мир. Даже сейчас, две с половиной тысячи лет спустя, мы продолжаем иногда ощущать последствия этих событий и, в особенности, идей. Как и почему VI век до нашей эры стал таким, каким стал? И что это значило для людей того времени? Попробуем разобраться на лекции, а заодно обсудим самые интересные и яркие события, идеи и людей этой эпохи.
21 июня, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


10:02 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Коренные народы Америки мы чаще видим в вестернах, чем в серьезных фильмах. Так что редко думаем об их религиозных взглядах. О чем можно рассказать в кино? Разве что покажут мудрого шамана. В действительности, однако, народы, разбросанные от Великих Озер до современной мексиканской границы, были очень разнообразны, и религиозная жизнь у них тоже была и запутанной, и интересной. О ней мы и поговорим на лекции. Обсудим, конечно, и шаманов, и тайные общества, и необычные ритуалы, и то, как они менялись под воздействием христиан. Посмотрим, как на религию влияло сельское хозяйство и война. Разберемся, как сходить на тот свет и вернуться обратно, а заодно и в том, как найти себе духа-хранителя - и почему это не у всех получалось. В общем, поймем кое-что об удивительных культурах Северной Америки, скрывающих куда больше интересного, чем кажется. В детстве все мы играли в индейцев. Попробуем поговорить о них всерьез?
19 июня, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

10:28 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Инки - одна из самых интересных цивилизаций в истории. Но и до них в Андах или на побережье Тихого океана жили люди. Эту замечательную семью скелетов, скажем, сделали мастера народа моче за тысячу лет до появления государства инков. О них мы тоже поговорим на лекции в этот вторник, но и инков не забудем. Нам нужно будет вникнуть в религиозные традиции этого региона от глубокой древности до современного Перу. Обсудить храмы и отношение ко времени, жертвоприношения и жрецов, трепанацию черепов и дурманящие вещества. Понять, какую роль религия играла в амбициях государства инков и немного вникнуть в само устройство этого государства. Почему исследователи нередко в связи с ним вспоминают понятие "тоталитаризм"? И почему религиоведы подчас говорят об инкском переходе к монотеизму? Приходите, будем разбираться вместе.
12 июня, вторник, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


10:24 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Эти геометрические человечки так мало похожи на будущее чудо греческого искусства. И все же они - необходимая ступень в истории античной живописи. В VIII веке до нашей эры, когда их нарисовали, греческая цивилизация делала первые свои важные шаги. О них мы тоже поговорим на первой лекции нашего курса.
Этим летом мы попытаемся разобраться в истории удивительного периода, который Ясперс когда-то назвал "Осевым временем". Периода, когда появилась греческая философия и буддизм, конфуцианство и зороастризм, христианство и римское право. Словом, когда человечество сделало необыкновенный рывок вперед. Мы будем обсуждать мыслителей и поэтов, но, конечно, не только их: и завоевателей, и реформаторов, и простых крестьян нам тоже обсудить придется. Будм говорить об истории культуры, но ее нельзя оторвать от истории в целом.
А начнем мы - в этот четверг, 7 июня, - с истоков, с событий VII века до нашей эры (и немножко VIII). С китайских легистов и Фалеса, с Сапфо и иудейских царей, Афин и Спарты, Весен и Осеней и многого другого. Попробуем понять, каковы были те стартовые позиции, которые сделали грядущий рывок возможным.

7 июня, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

(Как обычно, курс научно-популярный, общий и обзорный, скорее для взрослых слушателей, но умным подросткам тоже послушать можно).

Приходите и приводите друзей.

10:27 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Этот симпатичный человечек - предположительно, младенец и вполне определенно ольмек. Представитель древней цивилизации, существовавший в Мезоамерике задолго до более известных майя и ацтеков. В этот вторник, 5 июня, мы начнем наш новый курс, посвященный истории и современному положению религии в Америке. И начнем, конечно, не с католицизма, приплывшего на кораблях европейцев, не с протестантов современных США, а с древних доколумбовых религий. И первую лекцию посвятим Мезоамерике, удивительно интересному региону. Поговорим, конечно, и про ольмеков, и про ацтеков с майя, и про игру в мяч, и про странные войны, и про жертвоприношения, и про письменность, и про божеств. И попробуем понять, что религия может сказать нам о том, как думали, чего боялись и о чем мечтали люди, никогда не испытывавшие влияние привычных нам евразийских культур.
5 июня, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


10:41 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Каждый день, в пять утра по Москве в канале по этой ссылке появляется новое стихотворение.

t.me/Weighheighandupsherises

Если вы разбираетесь в поэзии для вас там не будет ничего нового. Я завел канал для моих учеников и вешаю там классические стихи с моими (то есть непрофессиональными) небольшими комментариями. Но если вы тоже хотите начинать утро с чего-то хорошего, подписывайтесь.

***
Случайно узнал, что до революции на Камчатке существовала особая "бобровая охрана" - отряд казаков, который занимался защитой каланов от браконьеров.

10:10 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
О чем он думал, этот, как его называют археологи, "мыслитель"? Его сделали 4 тысячи лет назад жители Ближнего Востока, но сложно судить, к какому народу или племени он принадлежал. Зато мы знаем, что много позже его создания в тех же самых местах поселились другие мыслители - древние иудеи с их удивительной религией. Первым настоящим монотеизмом в мировой истории. Как он возник? Как получилось, что именно этот небольшой и не слишком влиятельный народ Древнего Востока создал одну из важнейших идей в мировой истории? И что современной науке вообще известно про религиозную жизнь и историю иудеев на заре существования иудаизма? Попробуем разобраться на лекции, поговорим о самих иудеях, их соседях, религиозных традициях и революциях, археологических находках и текстах.
Вторник, 29 мая, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах. Вход 500 рублей.


10:16 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Прошло ровно 50 лет с майских бунтов 1968 года в Париже - именно там была сделана эта фотография. Камени, которые эти студенты передают друг другу, скоро полетят в полицию. В наши дни, однако, о 1968 году все чаще вспоминают не как о годе насилия, а как о годе, когда все в жизни людей изменилось. Действительно ли это так? Почему именно 1968 и 1969 годы подчас рассматривают как точку отсчета современности? Попробуем разобраться в этом, поговорив об удивительной череде событий тех лет - от антивоенных митингов в Америке до Пражской весны, от Парижских бунтов до первого полета на Луну, от пластинок новых рок-групп до латиноамериканских войн. И попробуем понять, насколько все мы, вольно или невольно, вышли из 1968/69 года.
Четверг, 24 мая, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:23 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На этой пластине V или IV века до нашей эры - одно из древнейших изображений зороастрийского священнослужителя. В те времена зороастризм переживал великий подъем, был главенствующей религией Персидской империи. Вскоре, с приходом Александра Македонского, все изменится, но зороастризм выживет и дождется новых успехов.
Как это вышло, и что это вообще была за религия? Почему многие исследователи считают, что она сильно повлияла на более поздние культуры, в том числе христианскую и исламскую? Что мы знаем о возникновении зороастризма, и как так вышло, что он едва не погиб? Об этом и многом другом поговорим на лекции во вторник, 22 мая.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:31 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Плавания на край света и переход через Альпы со слонами, пиратство и распространение письменности, религиозность и здравомыслие торговцев - культура Финикии и Карфагена поражает разнообразием. На лекции во вторник, 15 мая, мы попробуем обратиться к ней и понять, во что верили лучшие мореплаватели древнего мира. Поговорим о кораблях и человеческих жертвоприношениях, о богах и экономике, об Угарите, с которого все началось, и Карфагене, которым все закончилось, о библейском Хираме и вергилиевой Дидоне, о долгих путешествиях и умении защищать собственный дом. И, конечно, о том, как религия финикийцев и карфагенян помогает нам лучше понять древний иудаизм.
15 мая, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:53 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На фотографии внизу, разумеется, Стоунхендж - думаю, все его узнали. Как и все, я восхищаюсь им. Даже использовал его в нашей игре "Теплая долин". Но в то же время слегка его недолюбливаю. Почему? Потому, что за популярностью Стоунженджа часто не замечают множество не менее (и даже более) изумительных построек, датируемых примерно тем же или даже более ранним временем. Многие из них мы обсудим на лекции в этот четверг, 10 мая.
Мы будем говорить о Европе до прихода в нее индоевропейцев, о позднем неолите, медном и раннем бронзовом веке. Об охотниках и архитекторах, воинах и астрономах, и, конечно, об ученых, которые их исследуют. Как разобраться в истории до письменности? Что помогает нам реконструировать события пятитысячелетней давности, о которых не рассказал ни один хронист? Где граница между научной реконструкцией и конспирологическими теориями? Как жили, во что верили и чего достигли эти не умевшие даже писать люди, исчезнувшие тысячелетия назад?
В завтрашнем рассказе найдется место и детективным интригам, и загадкам. Но главное, мы убедимся, что жизнь людей медного века была куда интересней, чем мы это себе обычно воображаем.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

Будем разбираться.


10:09 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Этот симпатичный мушхуш - не то дракон, не то грифон с врат Иштар - был, по всей видимости, связан с культом Мардука, одного из важнейших богов Междуречья. Возможно, его образ повлиял и на иудейские тексты. Вообще культура Ассирии и Вавилона постоянно присутствует на заднем плане Библии - от вавилонской башни до вавилонского плена. Но что представляла из себя культура и религия Междуречья с точки зрения современных ученых? Попробуем разобраться на лекции, поговорив о первых настоящих империях, завоевателях и законодателях, хозяевах и рабах, о вавилонянах, ассирийцах, эламитах. В общем, о тех, чьи взгляды определяли религиозную жизнь одного из самых интересных регионов древнего мира.
8 мая, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


23:02 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Пробыл три с половиной дня в Риме. Много ходили, много смотрели. Как обычно, писал что-то друзьям и выкладываю сюда под кат. Особенно не редактирую, но зато в этот раз проглядывает даже нечто вроде сюжета.

I.

II.

III.

IV.

09:49 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Хетты умели делать прекрасные скульптуры вроде этого изображения богини, умели воевать и вести дипломатию, придумывать законы и верить в богов. Но ничего из этого их все равно не спасло. В XIII-XII веке до нашей эры хетты, а вместе с ними и многие другие народы и государства древности, пали под ударом истории. Вторжения неведомых племен, извержения вулканов, распространение железа, политические кризисы – кажется, сами боги разгневались на жителей Восточного Средиземноморья и их соседей. События эти сыграли ключевую роль и в развитии религии, так что в рамках нашего курса о рождении монотеизма разобраться в них придётся. Сложно, впрочем, представить тему более увлекательную: трагедия и загадка здесь смешаны в равных пропорциях.
1 мая, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах. Приходите, проведем праздники интересно.


10:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Французская революция. Одно из самых известных событий в истории. Не думаю, что нужно доказывать ее влияние на будущее. Но какой была ее предыстория? Что сделало революцию возможной? Была ли она неизбежна? Уникальны ли были процессы, происходившие до революции во Франции, и что вообще происходило в других странах в конце XVIII века? Какую роль в революции сыграли интеллектуальные идеи, а какую - случайности и стечения обстоятельств? Во всем этом мы и попробуем разобраться на лекции в четверг, 26 апреля.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:48 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Рождение монотеизма. Одна из главных загадок религиозной истории, удивительный поворот человеческой культуры. Как получилось, что люди решили поклоняться одному богу, а не множеству? В этом мы и попробуем разобраться в новом лекционном курсе. Но для этого нам придется обратиться ко множеству древних религий и идей. Поговорить о Египте и Персии, Финикии и Вавилоне. А начать, конечно, нужно с древних шумеров, удивительно интересной цивилизации, стоящей у истоков человеческой истории. Именно о них мы и поговорим на первой лекции нашего курса. О них и их мифологии, их текстах, мыслях, образе жизни, о том, насколько все это повлияло на библейскую традицию и нашу современную жизнь. Об удивительной истории и долгом забвении. Тема эта интереснейшая, так что ее стоило бы обсудить даже если бы мы не отправлялись на поиски корней монотеизма. Но уж в этом-то контексте она просто необходима.
17 апреля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


13:48 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Список моих лекций, записи которых можно заказать в аудио.

UPD: Очень давно не поднимал эту запись, и с тех пор накопилось много нового. Во-первых, переработан курс по истории Нового времени - в нем появилось две новых лекции, а часть других сильно изменились. Во-вторых, поддавшись на аргументы слушателей, я прочитал курс по истории буддизма. В-третьих, переработан, улучшен и приведен к логически стройному виду курс про историю европейского эзотеризма Нового времени: теперь он называется "Великие дилетанты"

Условно лекции можно разделить их на несколько взаимосвязанных циклов.

ИСТОРИЯ
Условно - в действительности все это скорее культурология или по крайней мере история культуры.

I. Цикл об истории культуры Раннего Нового времени
Он подробно описан вот здесь. - КУРС В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕРАБОТКИ.

II. Цикл об истории культуры XIX века

III. Тысяча лет

IV. Философы в контексте

V. Древние римляне

VI. Interbellum

РЕЛИГИЯ

VII. История православия

VIII. История западного христианства, часть первая

IX. Новое время христианства

X. Античное христианство и его соседи

XI. Экология религии

XII. Шекспировская хроника

XIII. Великие дилетанты

XIV. Рождение монотеизма

XV. Религия и общество

XVI. История атеизма

XVII. Забытые религии Востока

XVIII. Творцы богов

XIX. Религия Индии

XX. История ислама

XXI. Краткая история мистицизма

XXII. Религиозный детектив

XXIII. История буддизма

Вне курсов


Как получить запись?

Сколько стоит? И как платить?
запись создана: 26.04.2015 в 18:12

@темы: Список лекций

08:37 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вот так вот они и выглядели - ящики, которые колонисты сбросили в воду в Бостонском порту во время знаменитого Чаепития. Одни были от этого в восторге, другие, например, Франклин, совсем нет. Но так или иначе, когда эти ящики шли на дно, революция была уже почти неизбежна. Все мы слышали об американской революции. Часто говорят и о том, что эпоха Просвещения создала для нее фон и возможности. Но, собственно, что такое Просвещение? И действительно ли оно связано с Войной за независимость? Попробуем разобраться в этом на лекции. Поговорим о жизни просветителей и американских колонистов, об отношениях тех и других с властью, о политике и религии, идеях и решениях. Чем была власть Раннего Нового времени - просветителем, угнетателем или и тем, и другим разом? И как чтение Энциклопедии могло превратиться в борьбу за справедливость, а выброшенный за борт чай - в гражданскую войну? Разберемся в четверг, 12 апреля.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


11:03 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Нам часто кажется, что религии не меняются. Кое-что, наверное, и правда остается неизменным, но в целом это не так, и история буддизма в XX веке и современности наглядно это иллюстрирует. Последние полтора столетия были для буддистов непростыми. Колонизация и деколонизация, репрессии и убийства, крушение привычных норм существования, миграции и бегства - пожалуй, можно сказать, что в XX веке буддизму досталось больше, чем любой другой из крупных религий. И все же это не помешало появлению буддистов во множестве стран, где о них раньше и не подозревали. Не помешало буддизму стать не только одной из крупнейших мировых религий, но и одной из самых влиятельных философий. Как это вышло? И как буддизм развивался в последнее столетие своей истории? Попробуем разобраться вместе на лекции во вторник, 10 апреля.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


Quodlibet

главная