Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Обо мне и Правила дневника

Под булыжниками - пляж.
май 68-го

Ваше главное качество? - Все полузнать.
Ф. Энгельс



Ссылка на список аудиозаписей моих лекций

В этом дневнике содержатся материалы, предназначенные для людей, достигших совершеннолетия в трактовке И. Канта.
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
10:28 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Почти ровно 445 лет тому назад, в такие же жаркие августовские дни в Париже произошла Варфоломеевская ночь. Сложно представить другое событие, которое было бы так же тесно связанно в массовой культуре с самой идеей религиозного конфликта. Казалось бы, в нем все ясно: католики убивали гугенотов. Но за этим простым и жестоким фактом скрывается множество интересных вопросов. Почему резня на святого Варфоломея произошла? Кому она была выгодна, а кому нет? Как ее история связана с одним из самых интересных политических детективов эпохи? Какую роль в трагедии сыграли философские взгляды правителей, а какую - массовые страхи? Во всем этом и многом другом мы и постараемся разобраться на лекции во вторник, 22 августа. Приходите, и приводите друзей. Но только, чур, взрослых, а то разговор пойдет иногда о вещах неприятных и кровавых. В детали насилия я вдаваться не буду, но совсем уж без них обойтись не получится.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Человек в центре фотографии - Миклош Хорти. Вице-адмирал, живший в стране без выходов к морю. Регент, управляющий королевством, в котором не предвиделось короля. Хорти - один из многочисленных диктаторов межвоенной эпохи. Сама эта формулировка заставляет задуматься. Как это - многочисленные диктаторы? Как так получилось, что во множестве стран мира в 1920-х и 1930-х годах к власти пришли вожди: все эти фюреры, дуче, отцы народов? Конечно, в каждой конкретной стране за восхождением конкретного человека скрывалась своя история. Но может быть, есть и какие-то общие закономерности? Или в истории их вообще быть не может? Обо всем этом мы и поговорим на лекции в четверг, 17 августа. Посмотрим и на конкретные примеры, и на общую ситуацию, и, главное, на то, как все это воспринималось культурой того времени. Мы с вами понимаем, что в этой череде вождей не было ничего хорошего. А современники? Почем они не понимали? Или все-таки понимали? Попробуем разобраться.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Тутанхамон. Наверное, самый известный покойник древнего мира. О его смерти навыдумывали множество легенд, запустили знаменитую байку о "проклятии фараонов". Но, как это обычно и бывает, реальная история интересней любых фантазий на тему. Так что во вторник, 15 августа, мы с вами попробуем разобраться в смерти Тутанхамона - а на самом деле не только в ней, но во всем, что ей предшествовало. Великих реформах его отца Эхнатона, делах Нефертити, международной политике второго тысячелетия до нашей эры, революции в искусстве и, конечно, в религии, которая была важнейшей частью всех этих событий. Мы начинаем наш новый миникурс - "Религиозный детектив", в котором развлекательно-интересное попытаемся совместить с серьезным и научным. Вооружайтесь лупами и, как говорил Пуаро, напрягите серые клеточки. Тутанхамон - отличная тема для нашего первого расследования.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


23:52 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Закончил "Шекспировский цикл". Идея была странная, но, кажется, неплохая.

"Внезапно на один из столиков вспрыгнул человек и запел:
Билл Шекспир, хороший малый,
Зря бумаги не марал,
Не давал проходу юбкам,
Громко песенки орал…
Раздались возмущенные вопли и свист. Кто-то бросил чем-то в певца, но промахнулся. Часть посетителей подхватила песню:
Билл Шекспир, хороший малый,
Зря бумаги не марал…
Какой-то могучий бас оглушительно взревел:
— К черту Билла Шекспира!"

10:21 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Не слишком оптимистичное кольцо, но во времена Шекспира такие носили нередко. В его завещании они даже упоминаются - предполагалось, что после смерти человека его близкие могут носить что-то подобное. Почему? В знак траура и, конечно, религиозного трепета. Вот с трепетом-то нам и нужно будет разобраться на лекции во вторник, 8 августа. Шекспира мы все читали. Но что представлял из себя религиозный контекст шекспировских пьес? Во что верили англичане, и во что им верить было нельзя? Как ветви христианства боролись друг с другом, как магия соседствовала с религией, как на фоне всего этого рождалось научное знание? Почему религия была вопросом политики, причем политики иногда очень агрессивной? И как это все отразилось на самом Шекспире и его пьесах? Попробуем решить шекспировские загадки, подойдя к ним с позиций истории и религиоведения.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

09:54 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На фотографии - не Нью-Йорк и не Лондон. Это Шанхай 1930-х, один из важнейших городов межвоенного мира, "жемчужина Востока". Когда мы думаем об истории 1920-х и 1930-х, мы часто забываем, какую большую роль в ней играл Дальний Восток. Между тем политика Японии и Китая во многих отношениях определила политику европейских стран, а их конфликты стали одной из причин Второй мировой войны. Шанхай был одним из мест, где делалась вся дальневосточная политика. Но не единственным, конечно, так что на лекции в четверг, 3 августа, нам придется обсудить и Токио, и Нанкин, а иногда вспомнить и о Лондоне и Берлине. Но так или иначе мы постараемся разобраться в том, что происходило с Японией и Китаем между мировыми войнами. И говорить будем, конечно, не столько о чехарде правительств, сколько о больших культурных изменениях, которые затронули добрую треть населения мира.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:08 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Возможно, вы как-то иначе представляли Фауста и Мефистофеля, но это именно они. До Гете еще два века - это иллюстрация к трагедии Кристофера Марло. О ней мы тоже поговорим на лекции 1 августа. И о "Буре" Шекспира, конечно. Но главное - о тех людях, которые стали прототипами для Фауста и Просперо, о настоящих магах эпохи Возрождения. О философах, которые переводили античные тексты и спорили с Церковью (хотя иногда были ее частью). О демонологии и путешествиях, о реформации и шифрах, о выдуманных орденах и реальных интригах - словом обо все том, благодаря чему в XV-XVII веках в Европе существовал круг людей, называвших себя магами. В наши дни об этой стороне Нового времени вспоминают реже, чем об открытиях Коперника или Ньютона. Но совершили бы Коперник и Ньютон свои открытия, если бы не маги и алхимики? В этом мы тоже попробуем разобраться.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:06 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Гравюра 1663 года вроде и бедна цветами и деталями, но от нее веет ужасом. Или мне только так кажется, потому что я знаю, что из-за связанной с ней истории сожгут молодую девушку? Она считала, что ей является дьявол в образе Черного человека, и искушает ее, предлагая стать ведьмой. Она отказывалась, но суду было достаточно и рассказов о видениях, чтоб отправить девушку на виселицу. А ведь в 1660-х годах охота на ведьм, о которой мы с вами будем говорить на лекции во вторник, 25 июля, уже шла на спад. Что нашло на европейцев? Почему они охотились на ведьм? Как была устроена эта охота? Насколько искренне в ведьм верили? И верили ли в свои чары хотя бы некоторые из них? Кто становился охотникам на ведьм? И что было делать тем немногим, кто выступал против массовых преследований и казней? На лекции мы попробуем ответить на эти вопросы и понять, что представляла из себя одна из самых мрачных страниц европейской истории.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
"Две Фриды" - наверное, самый известный из автопортретов Кало. В наши дни она у всех на устах, про нее снимают кино и пишут книги. При жизни у себя на родине она была известна мало - и это несмотря на то, что все в ее живописи проникнуто теми изменениями, которые настигли испаноязычный мир между мировыми войнами. Картины Кало и Пикассо, стихи Лорки, ранние рассказы Борхеса - все это из межвоенного периода, все это вырастает из мексиканской революции и испанской гражданской войны, из стремительно меняющегося мира Латинской Америки, из противостояние коммунистов с ультраправыми во всех их видах. Так сложилось, что об истории испано- и португалоязычного мира в массовой культуре говорят немного. Что происходило в Германии или США в 1930-х мы все знаем, а вот с Аргентиной или Бразилией все не так ясно. Так что на лекции в четверг, 20 июля, мы попробуем наверстать упущенное и поговорить о захватывающей истории этих стран в первой половине XX века.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:12 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Кое-где в Ирландии такие костюмы надевают до сих пор. Без них не обойтись во время традиционного празднования дня святого Стефана. Хотя Стефан христианский святой, сам праздник имеет вовсе не христианскую природу. Еще недавно он не обходился без убийства, к счастью, не человека, а маленькой птички. Как так вышло, что Ирландия, католическая страна, сохранила языческую архаику? Как монастыри соседствовали с бардами? Как старые боги становились святыми? Как ирландские монахи сделали Европу христианской, но не смогли до конца справиться с языческими мифами у себя дома? Обо всем этом мы поговорим на лекции во вторник, 18 июля. Мы обсудим Ирландию и немного Шотландию Средневековья и Нового времени, и попробуем понять, как религия влияла на их историю, и что там в религиозном смысле было интересного и необычного. А интересного там хватало.
Ну да сами завтра услышите.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

09:39 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Этот крест пару лет назад нашли в кладе викингов X века. Да, в X веке даже в самые отдаленные области скандинавского мира начало приходить христианство. Старые языческие боги не выдержали столкновения с новой религией и ушли в прошлое. Но нам они все равно интересны - и хочется понять, как и почему в них верили. Как древние скандинавы представляли себе мир? Как создавали поэтические тексты? Почему ждали конца света (и что мы вообще о нем знаем)? Как относились к бессмертию? Во всем этом - а заодно в историях и мифах, эддах и политике, проклятиях и войнах - мы и постараемся разобраться на лекции во вторник, 11 июля.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


11:11 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Эта фотография - один из известнейших снимков гражданской войны в Испании. Парадоксально, но его главная героиня на самом деле участвовала в войне на стороне республиканцев, но была репортером и помощницей советского журналиста Кольцова. Винтовку в руки она взяла единственный раз - как раз для этого снимка. Но фотография все равно осталась символом - и символом не только войны, но и нового положения женщины в мире 1930-х.

Между мировыми войнами женщины неожиданно получили новые права, возможности и обязанности. Нередко это сопровождалось и вниманием со стороны весьма неприятных режимов. Но так или иначе в 1920-х и 1930-х женщины стали свободней, чем когда бы то ни было до того. А вместе с изменением отношении к ним по-другому в обществе стали восприниматься и тело человека, и сексуальные практики, и воспитание детей, и контроль рождаемости и множество других вещей. Обо всем этом мы и поговорим на лекции в четверг, 6 июля. И увидим, как революции межвоенной эпохи все еще влияют на современное общество.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.
(Меня время от времени спрашивают про возрастные ограничения. Так вот эта лекция будет 18+)

10:19 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Рыцари на иллюстрации сражаются за место на лекции про короля Артура. Ну, на самом деле нет, и место можно будет занять без боя. Так что приходите и приводите друзей. Мы будем говорить о теме, которую все как будто знают. Ну кто же не слышал, не читал и не смотрел о короле Артуре, Мерлине и рыцарях Круглого стола? Но мы попробуем разобраться, откуда взялись предания о них. Углубимся в историю и мифологию, в формирование английской (и не только) традиции, в истоки привычных образов - и попробуем понять, почему именно король Артур оказался так важен для мирового искусства. И почему для наших дней волшебник Мерлин зачастую более актуальная фигура, чем рыцарь, но поиски Грааля все равно остаются важны.
4 июля, вторник, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.



09:56 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Древние кельты: мы все очень много о них слышали, но так мало знаем! В особенности это касается их религиозных взглядов. Увы, половина того, что о них рассказывают в массовой культуре, полная чепуха. Кельтам часто приписывают то, чего они не делали - а о том, что делали, столь же часто забывают. На лекции мы попробуем разобраться в том, во что все-таки верили древние кельты. Кем были друиды? Каким богам они поклонялись? Что и почему думали о верованиях кельтов их соседи? Какую роль эти верования сыграли в позднейшей культуре Европы? Какие настоящие артефакты кельтской религии у нас есть?
С разговора о кельтах мы и начнем наш новый миникурс, объединенный сразу несколькими темами, и прежде всего темой Шекспира. Шекспир и кельты? Связь есть и тут.
27 июня, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


22:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
До недавнего времени я считал, что самая странная игра, которую мы сделали, это игра про летающий остров, который постоянно падает над городом XVII века. Если кто не в курсе, она вот тут.
Но нет, кажется, мы переплюнули самих себя.

Мы сделали детектив по бронзовому веку в доиндоевропейской Европе.
И даже вышло интересно. Даже захватывающе местами, возможно.

"Но что страннее, что непонятнее всего, — это то, как авторы могут брать подобные сюжеты. Признаюсь, это уж совсем непостижимо, это точно... нет, нет, совсем не понимаю. Во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых... но и во-вторых тоже нет пользы. Просто я не знаю, что это..."

10:10 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В период между мировыми войнами Соединенные штаты уже начали превращаться в самую влиятельную страну планеты. И не только экономически: книги и фильмы, стандарты жизни и привычки - все это распространялось из США. Но в то же время жизнь в Америке была часто устроена совсем не так, как мы ее себе представляем, и уж точно совсем не так, как сейчас. В ней хватало проблем (и дело не только в Великой депрессии). На лекции в четверг, 22 июня, мы попробуем разобраться в межвоенной эпохе, взглянув на нее через призму бытовой, политической, социальной истории США. И разбирая эту историю контрастов поймем, почему, несмотря ни на что, влияние Америки во всем мире росло, формируя привычный нам мир.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


14:43 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Этот забавный танец - важная часть традиций шейкеров, некогда влиятельной, а в наши дни почти исчезнувшей протестантской группы. А нужен он был не только для удовольствия, но и потому, что в танце шейкеры открывали для себя бога. Почему именно так? В этом мы попробуем разобраться на лекции - а заодно обсудим и другие традиции протестантского мистицизма. Проследим, как поиск бога, предшествующий протестантским идеям, развивался еще в католической среде. Как сформировался в протестантских течениях, как развивался. Обсудим людей вроде Экхарта, Бёме и Сведенборга. Поговорим о квакерах, шейкерах и современных харизматах. В общем, попробуем разобраться в том, что это такое: протестантская мистика. И, думаю, избавимся от частого ложного представления о том, что протестантизм - это только сухая мораль и дух капитализма.
20 июня, вторник, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


12:28 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Может быть, я когда-то уже выкладывал тут это видео; если не видели - обязательно посмотрите. (На youtube можно посмотреть и с субтитрами). Дэмиэн Льюис читает монолог Марка Антония, и делает это совершенно потрясающе. Я совсем не знаю этого актера: он играл в сериалах, которые мне не случалось смотреть. Видимо, он очень талантливый актер.
Но меня даже не это привлекает в его чтении. Понятно, что хороший актер, читающий один из самых гениальных монологов в истории, не может совсем уж сплоховать. Меня привлекает в этом чтении его лживость. Friends, Romans, countrymen часто читают так, что создается впечатление искренности Марка Антония. Это верно и для классических постановок (вот, скажем, из общеизвестного фильма), и для современных трактовок (вот тут, например - кстати, тоже чтение очень неплохое).
Но мы понимаем, что на самом деле Марк Антоний не вполне верит в то, что он говорит. Он не рассказывает то, что чувствует, а накачивает толпу. В чтении Льюиса именно это, его Марк Антоний - манипулятор, великий оратор, который направляет публику туда, куда ему нужно. Его эмоции о смерти Цезаря, возможно, и правдивы, но в момент чтения монолога важно совсем не это. Не могу судить, насколько такая трактовка ближе к шекспировской, тут нужно быть специалистом. Но мне кажется, что в чтение Льюиса замечательно вложен наш, современный политический опыт.

10:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Среди замечательно нарисованных туч на свитке XII века прячутся драконы. Почему? Любой даос с легкостью ответил бы на этот вопрос - но, может быть, не всем подряд, а только другим даосам. На лекции во вторник, 13 июня, мы с вами как раз и попробуем стать такими даосами: примерим на себя их поиски бессмертия и любовь к поэзии, поговорим о медицине и политике, сексуальных практиках и гаданиях. И, надеюсь, вникнем в основные идеи этого удивительного учения, без которого и китайскую культуру не поймешь, и в истории мистицизма не разберешься. Ну и с драконами разберемся.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


09:56 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В Индии 1930-х встреча повозки, запряженной быками, и поезда была делом обыкновенным. Но посмотрите на людей, зайцем прицепившихся к последнему вагону! Англичане тех лет сказали бы, что это символ всей Индии: она прицепилась к британскому прогрессу и едет вместе с ним. Но индийцы думали совершенно иначе: они спросили бы, для кого построена эта железная дорога, если индийцам приходится ездить на быках или тайком примостившись на последнем вагоне? Такие споры были обыденностью межвоенного периода, когда система колоний XIX века еще существовала и полмира - Африка и Индия, Индонезия и Индокитай - были под властью европейцев. Но в то же время все уже понимали, что с этой системой что-то не так. Что?
В этом мы и попробуем разобраться на лекции в четверг, 8 июня. Поговорим о Ганди и вице-королях, о Кении и Индии, об искателях приключений и политических идеологах, о том, почему прялка - символ свободы. И многом другом.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


Quodlibet

главная