Обо мне и Правила дневника

Под булыжниками - пляж.
май 68-го

Ваше главное качество? - Все полузнать.
Ф. Энгельс



Ссылка на список аудиозаписей моих лекций

В этом дневнике содержатся материалы, предназначенные для людей, достигших совершеннолетия в трактовке И. Канта.
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
09:16 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вместо того, чтобы изобразить людей, японский художник XVII века рисует только их одежду. Он играет с нами: фривольный намек с одной стороны, воспроизведение реальности с другой: такие вот конструкции, на которых развешивали одежду, часто служили перегородками в доме. Почему бы не нарисовать их на ширме, настоящей перегородке? Японское искусство в эти времена переживало расцвет - и об этом мы тоже поговорим на лекции в четверг, 23 ноября.
Обсуждая историю Нового времени мы обычно сосредотачиваемся на странах Запада. Про блестящего Людовика XIV или обезглавленного Карла I все слышали со школы. Но история Дальнего Востока в эти времена столь же интересна и важна, а китайский Канси или японский Токугава Цунаёси по своей примечательности ничем не уступают европейским правителям. Так что давайте разберемся во всем этом: поговорим о поэзии и шпионаже, о великих войнах и великих эпохах мира, о самураях, которые не сражались, и конфуцианцах, которые не служили стране, о театре и самоубийствах - и многом другом.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:20 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Маленькие статуэтки с большой историей: в XVI-XVII веках такие использовали японские христиане. В полостях сзади хранили реликвии, а сами статуэтки изображали христианские священные образы под видом буддийских персонажей. И это - только одно из последствий того взрывного распространения христианства по миру, которое мы видим в начале Нового времени. На лекции мы попробуем разобраться в этом процессе. Поговорим о, возможно, главных миссионерах в истории, иезуитах. О том, как они добивались исключительных успехов - и почему несмотря на это они воспринимались в Европе негативно. Обсудим индийцев и индейцев, китайцев и европейцев, колонизаторов и мучеников - и разберемся в том, как христианство превратилось в действительно мировую религию.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


12:30 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Если вы
а) умеете пользоваться фотошопом (гимпом, чем-то в этом роде),
б) готовы выполнить два простых задания (удачно разместить надпись на фотографии и нарисовать простой символ типа вот такого) и получить за это 1000 рублей,
в) можете сделать это до понедельника,
напишите мне на mastermaat@gmail.com и приложите пару примеров своих работ.

Если вы хотите заработать немножко больше, сделав еще несколько заданий примерно того же уровня сложности, об этом тоже можно написать. Задания есть, платим мы исправно.

10:24 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Мы редко думаем о Мартине Лютере, как об авторе хоралов - но на этом видео хорал, сочиненный им, поют сразу 3000 человек. Для любого из них, современных протестантских пасторов, реформация - нечто неизбежное и необходимое. Но так ли это было в действительности? На лекции во вторник, 14 ноября, мы попробуем в этом разобраться. Начиная большой курс об истории западного христианства в Новое время и наши дни, мы стартуем с самой важной, ключевой точки и зададимся простыми вопросами. Кому была нужна Реформация? Зачем она была нужна? Кому она повредила, а кому пошла на пользу? Что сделало ее возможной, и почему у Мартина Лютера получилось то, что не вышло у, скажем, множества людей до него? Словом, попробуем взглянуть на Реформацию, как на что-то непривычное, и разобраться в ее истоках.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

20:00 

III.

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В 79 году нашей эры произошло извержение Везувия - ну это все знают. Известно и то, что под пеплом тогда оказалось довольно много людей - и в последнее время их начали изучать самыми современными методами. Так, скажем, исследование ДНК двух помпейских девушек, обнявшихся перед смертью, показало, что это были никакие не девушки, а вовсе даже юноши. Собирают деньги на изучение одного из найденных богатых помпейских покойников (условно его называют Плинием Старшим, хотя вряд ли это он). В общем, там много интересных открытий впереди, но о девушке, про которую я хочу сегодня рассказать, ДНК-анализ ничего не расскажет, потому что она была ненастоящая.
дальше - третья (и последняя) история о связности мира

19:06 

II.

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В какой-то момент дела Якова бен Хануки стали совсем плохи. Совсем - то есть так плохи, как только это может быть: в общем и целом, он сидел с железным кольцом на шее в тюрьме и, боюсь, это был какой-то подвал или каменный мешок. И это было еще не самым скверным.
дальше - вторая история о связности мира

00:23 

I.

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В 1950 году один швед случайно обнаружил, что его летний дом на острове Хельго, кажется, стоит на месте какого-то старого поселения. Спустя четыре года до этого сада, наконец, добрались археологи - и так началась (или, может быть, закончилась) история одной из самых странных археологических находок в истории европейского Севера.
дальше - первая история о связности мира

00:35 

лет спустя

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
12:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Находки последнего времени: совершенно случайно узнал то, что знал бы давно, если бы читал "Гарри Поттера" в оригинале. Фоукс, феникс Дамблдора, по-английски пишется Fawkes - то есть так же, как Гай Фокс (Помню не зря пятый день ноября).

***
Ну и раз речь зашла о "Гарри Поттере" надо сказать. что в России как-то очень мало обращают внимание на связь Поттерианы с английской литературной традицией. Между тем она есть - и очень заметна, как мне кажется, особенно в первых томах. Иногда ссылки незамаскированные - о том, скажем, что вредную кошку зовут миссис Норрис в честь такого же неприятного персонажа из романа Джейн Остин, знают, наверное, все. Реже вспоминают почему-то, что семья Уизли в ее первоначальном виде прямо отсылает к "Кентервильскому привидению" Уайльда (нудноватый старший брат Перси/Вашингтон, сестра Вирджиния-Джинни, которая находит тайную комнату, и пара вечно шутящих и безобразничающих братьев-близнецов). Но об этом еще кто-то писал и по-русски, кажется. А вот упоминаний влияния Джеймса Барри на Роулинг я на русском не нашел (хотя фэндом велик, и поисковики его не охватывают). Между тем, влияние есть и иногда просто цитатно-прямое. Так, скажем, в конце первой части тот же Дамблдор говорит: "To the well organized mind, death is the next great adventure". Практически точное повторение слов Питера Пэна - "To die would be an awfully great [в других редакциях big] adventure".
(Обещаю, что ничего больше не буду писать про Гарри Поттера в ближайшее время).

09:20 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Игрок на картине Ромбоутса мог бы, кажется, положить на стол короля - он у него в руке. Но тянется за тузом - потому что даже в картах было что-то важнее короля. В реальной жизни людей XVII и XVIII века такие вещи тоже были: как бы ни была велика власть королей, их что-то ограничивало. Вы спросите: а как же абсолютизм? Разве короли не могли делать все, что хотели? Нет, не могли - а почему и как, разберемся на лекции в четверг, 9 ноября. Мы поговорим об абсолютизме и том, почему современные историки редко употребляют этот термин, о том, что на самом деле могли и не могли короли, о том, как они воспринимались современниками, о парламентах и судебных процессах, министрах с большими планами и придворных интригах. И попробуем понять, как была устроена власть в эпоху Нового времени. А это пригодится нам не только в истории, ведь нынешние режимы и системы нередко восходят к основам, заложенным в раннем Новом времени.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:12 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В начале 1980-х фестивали у Стоунхенджа стали по-настоящему популярны. Тогда и была сделана эта фотография: под охраной полиции нео-друиды готовятся к ритуалу у своей святыни. Еще тридцатью годами раньше в Британии едва ли можно было бы представить такую сцену, но в конце 80-х ее аналоги нашлись бы уже по всему миру. Новая религиозность, новый мистицизм и новая магия вступали в свои права, тесня традиционные учения и культы. Как это получилось? Как новая религиозность была связана со старыми корнями, с масонством XVIII или спиритизмом XIX века? Почему Вторая мировая оказалась поворотным событием в истории новых религиозных движений? Как устроены современные маленькие течения? Что такое "new age", и насколько он на самом деле "new"? И что все это развитие нового мистицизма сулит нашему обществу? Обо всем этом поговорим на лекции во вторник, 7 ноября. В конечном счете, может быть, эти революционные изменения религий не менее, а то и более важны для современного мира, чем политические революции. Будем разбираться.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.




15:07 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Все вокруг что-то паникуют, что diary собираются закрывать.
Ничего непонятно.
Ну и ладно. Воспримем это как флешмоб: "Расскажи о том, где ты еще есть, кроме diary".

Меня можно почитать на моем фейсбуке и в телеграме. Честно говоря, и там, и там я пишу больше, чем здесь. Хотя не очень много.

Анонсы моих лекций можно узнать на их странице в фейсбуке (отдельной от моей). Или на странице в VK.

А где еще пишете вы?

10:16 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Нехитрые спецэффекты для нас - но в 1860-х, когда были сделаны эти снимки, многие могли искренне воспринимать их как доказательство существования духов. Век прогресса открывал для себя новые религиозные чувства. Телеграф соседствовал со спиритизмом, плавание "Титаника" - с путешествиями души вне тела, колониализм - с интересом к тайнам древней Индии, а расцвет физики - с магией. Конец XIX и начало XX века было идеальным временем для шарлатанов, пророков и мистических учителей, хотя, казалось бы, никогда еще мир не был так рационален, логичен и объясним. Как так вышло? Как сочеталось несочетаемое? Или в действительности тут и не было особых противоречий? Попробуем разобраться на лекции во вторник, 31 октября. А заодно обсудим и самые интересные истории и биографии этой прекрасной оккультной эпохи.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:09 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Португальский солдат целится в бенинцев. Кто-то разбегается, но кто-то запоминает - чтоб потом отлить из бронзы эту чудесную работу. Это тоже сцена колонизации - одна из многих, характерных для XVI-XVIII веков. Именно колонизацию мы с вами обсудим на лекции в этот четверг, 26 октября. Не географические открытия, не перечень имен конкистадоров, а колонизацию, как глобальный культурный процесс. Поговорим о том, почему в Северной Америке бобр был иногда важнее человека. О том, чем колонизация по-протестантски отличалось от колонизации по-католически. О том, как пали цивилизации Америки - и том, как и почему Московское царство колонизировало жителей Сибири (и, может быть, собственных крестьян). Поговорим о героях, которые нередко одновременно были антигероями. И, конечно, о том, зачем колонизация вообще была нужна - Европе, миру и тем, кто ее делал. Или смысла в ней не было?
Разберемся в 19:30, в Читалкафе на Чистых прудах. Вход 400 рублей.


10:03 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


В масонских карикатурах XIX века часто фигурирует козел. То он кого-то сбрасывает, то кого-то бодает, то кто-то ездит на нем верхом. В Южной Африке масонов так и называли - "наездники на козлах". Самое же удивительное то, что никаких козлов на ритуалах на самом деле, по-видимому, не было. Откуда тогда взялись козлы, и что они значат? В этом мы разберемся на лекции во вторник, 24 октября. Но будут у нас вопросы и посерьезней. Мы поговорим о звездном часе масонства - конце XVIII и XIX веке. О революциях и войнах, об Америке, Франции, Италии и России, о мошенниках и героях, о заговорщиках и правителях. Разберемся, как сформировался миф вокруг масонства, и что масоны пытались ему противопоставить. И поймем, как масоны заняли ту нишу массовой культуры, которую занимают и поныне.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:09 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.




Эти очки - не для пилотов, а для членов тайного общества XVIII века. Общества окулистов. Как ни странно, возможно, и правда окулистов, офтальмологов - но в общество они собрались по масонскому образцу. Мы вообще часто недооцениваем, насколько тесно масонство было связано с наукой своего времени. Но на первой в нашем небольшом курсе лекции обязательно этого вопроса коснемся. Во вторник, 17 октября, мы разберемся в ранней истории масонства - от его возникновения до расцвета в конце XVIII века. История эта местами загадочная, местами волнующая, а местами и забавная. Наука, политика, искусство - все там переплетается. Разобраться непросто, но мы все-таки попробуем взглянуть на масонство трезвым историческим взглядом.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей (и никакого пароля не требуется!)

11:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Я счастлив: самый интересный из всех моих лекционных курсов запускается снова после трех лет перерыва. Новое время. Эпоха, о которой мы все в детстве читали в приключенческих романах, а потом выросли и подзабыли. Между тем на свете нет периода более разнообразного, более яркого, сильнее повлиявшего на наш современный мир. Барокко и научная революция, географические открытия и религиозные войны, Версаль и Эдо, Великие Моголы и династия Мин. Мы не будем ограничиваться Европой, мы не будем нудно пересказывать истории военных походов и перечислять даты правлений. Вместо этого в нашем курсе мы постараемся понять, как думали люди XVI-XVIII веков. Что двигало ими, что они чувствовали, что они переживали. Будем говорить о концепциях и идеях, о великих переворотах мышления по всему миру, о самых необычных людях и самых важных событиях. О том, что сделало Новое время действительно новым.

А начнем мы в этот четверг, 12 октября, с самого простого, насущного, но в то же время очень интересного. С быта и повседневной жизни. Что люди этого времени ели, что пили, чем дышали? Как понимали время и пространство? Какие технологии меняли их мышление и делали за них их работу? Чем они вообще отличались от нас? И почему мы говорим, что они были людьми Нового времени?
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.
Приходите и приводите друзей: сделаем эту осень действительно интересной.
(А в конце курса еще и дипломы буду выдавать тем, кто аккуратно посещал!)

09:53 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Эти маленькие лисы хорошо разбираются в синтоизме. Ведь они связаны с одним из важнейших японских храмов и божеств. В отличие от них, мы о синтоизме часто только слышали. (Кажется, на фотографии чувствуется, что лисы этим недовольны). Между тем синтоизм не только жив и активен, но и играет немалую роль в японской культуре. Именно об этом мы и поговорим на лекции во вторник, 10 октября. Конечно, придется затронуть и другие японские течения, прежде всего, буддизм. Но сосредоточимся мы на синтоизме: его истории и современности, культовых персонажах и связанных с ним мыслителях, храмах и людях, которые в них ходят. Ну и о лис, конечно, тоже обсудим. Сложно сказать, может ли вообще западный человек до конца понять японскую культуру. Но уж сделать это без синто точно невозможно - так что будем разбираться.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


00:41 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Список моих лекций, записи которых можно заказать в аудио.

UPD: Давно не поднимал запись, накопилось много нового. Два больших исторических курса (по истории Древнего Рима, один из моих самых любимых на данный момент, и по истории межвоенного периода; его из-за материала любить сложно, но темы интересные). И четыре курса по религии. Маленькие по истории ислама и индуизма (из трех лекций каждый) и два побольше. Один - Краткая история мистицизма - в основном о средиземноморской и европейской мистике, но не только. Второй - "Религиозный детектив". Это почти развлекательный курс, хотя обсуждаются в нем серьезные вещи. Каждая лекция построена вокруг известного убийства, связанного с историей религии. Расследуем убийства, а через их призму смотрим на культуры и, главное, религиозные особенности тех периодов, когда они произошли.

Условно лекции можно разделить их на несколько взаимосвязанных циклов.

ИСТОРИЯ
Условно - в действительности все это скорее культурология или по крайней мере история культуры.

I. Цикл об истории культуры Раннего Нового времени
Он подробно описан вот здесь. - КУРС В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕРАБОТКИ.

II. Цикл об истории культуры XIX века

III. Тысяча лет

IV. Философы в контексте

V. Древние римляне

VI. Interbellum

РЕЛИГИЯ

VII. История православия

VIII. История западного христианства, часть первая

IX. Новое время христианства

X. Античное христианство и его соседи

XI. Экология религии

XII. Шекспировская хроника

XIII. Оккультизм в Новое время

XIV. Рождение монотеизма

XV. Религия и общество

XVI. История атеизма

XVII. Забытые религии Востока

XVIII. Творцы богов

XIX. Религия Индии

XX. История ислама

XXI. Краткая история мистицизма

XXII. Религиозный детектив

Вне курсов


Как получить запись?

Сколько стоит? И как платить?
запись создана: 26.04.2015 в 18:12

@темы: Список лекций

10:02 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Что может быть интересного в фотографии автобуса? Люди как люди. Но при виде этой фотографии 1956 года многие в Америке впали бы в ярость или пришли в ужас. Черные и белые, состоятельные и бедные - все нашли бы тут свои поводы для волнений. А еще годом раньше никто бы на фотографию и внимания не обратил. Почему? О деталях мы поговорим на лекции во вторник, 3 октября. Но если коротко - все изменилось с появлением Мартина Лютера Кинга.



Все мы тысячу раз о нем слышали. Но на лекции попробуем разобраться в нем лучше. Что это был за человек? Какие идеи им двигали? Чего он смог добиться? Ну а поскольку разговор у нас все-таки религиоведческий, мы попробуем взглянуть на его деятельность не только под политическим углом. Какую роль в политике Кинга играло христианство? Почему религия вообще была важна для черного населения США этого времени? Как среди протестующих появилось не только христианство, но и ислам? И что белые верующие думали обо всем этом? Словом, в этой на первый взгляд известной истории много интересных и незаметных поворотов. Приходите, будем разбираться.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

Quodlibet

главная