Обо мне и Правила дневника

Под булыжниками - пляж.
май 68-го

Ваше главное качество? - Все полузнать.
Ф. Энгельс



Ссылка на список аудиозаписей моих лекций

В этом дневнике содержатся материалы, предназначенные для людей, достигших совершеннолетия в трактовке И. Канта.
URL
09:08 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Религиозный детектив возвращается! В этом году мы снова расследуем несколько удивительных сюжетов, связанных с историей религии. На каждой лекции это будет что-то новое. И начнем мы с Римской империи и смерти Антиноя, знаменитого красавца и фаворита императора. Египетские традиции и мятежи иудеев, Рим на пике величия и сомнения в провинциях, интриги императорского двора и религиозные представления элиты - в этой удивительной истории перемешалось множество интересных составляющих. Есть, как положено, и преступления. Или несчастные случаи? Попробуем разобраться на лекции.
Вторник, 17 сентября, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


11:48 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Написал везде, теперь напишу и тут.
На прошлой неделе у меня вышла книжка про экологию религию - "Маленький плохой заяц". Некоторые из вас уже знают об этом из канала в телеграме или фейсбука.



Где купить?

Электронная версия будет и, хочется надеяться, достаточно скоро. Насчет аудиоверсии пока не знаю.
Еще раз спасибо тем, кто мне во всем этом деле помогал!

09:37 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Новый опрос ВЦИОМ о религии в России дает характерные результаты: формально новые, фактически эксперты предсказывали это неоднократно. Общая европейская и мировая динамика.
На что смотреть: 1) как атеизм растет в каждом новом поколении и скачкообразно развивается в 18-24, 2) как мощно проседает православие в том же поколении. Остальное в пределах статистической погрешности, но тоже характерно: возрастной характер буддизма, например. Подробнее: wciom.ru/index.php?id=236&uid=9847

В целом - см. то, что я писал в канале про страны ислама. Процессы универсальные. (Канал, где я сейчас пишу значительно больше, тут - t.me/mykhology)

***
НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ О БИОГРАФИИ Ш.ХОЛМСА В СВЕТЕ РУССКИХ ИСТОЧНИКОВ

"После суда над шайкой Мориарти остались на свободе два самых опасных ее члена, оба - мои смертельные враги. Поэтому два года я пропутешествовал по Тибету, посетил из любопытства Лхассу и провел несколько дней у далай-ламы".
Так говорит Шерлок Холмс доктору Ватсону в рассказе "Пустой дом" после своего воскрешения из мертых. На дворе 1894 год, Тибет закрыт для европейцев, попасть туда почти невозможно. Но можно понять, как это сделал Холмс. Наиболее известная из экспедиций в Тибет тех лет - экспедиция Свена Гедина, одного их самых авторитетных исследователей Азии, произошедшая в 1893 году. Она, однако, насколько я знаю, не приближалась к Лхасе. А вот как!

***
Люди, горящие на этом костре - еретики. Если говорить точно, амальрикиане, представители одного из маленьких средневековых направлений инакомыслия. Амальрикиан никогда не было много - но, как видите, сам король посчитал нужным присутствовать при их сожжении. Почему? Почему вообще инакомыслящий был столь ненавистен и в то же время столь влиятелен в Средние века? Как катары, вальденсы и гуситы меняли историю Европы? Что вообще значило в Средние века - "думать иначе"? Чтобы разобраться в этом нам придется на лекции обратиться к нескольким биографиям - удивительным, страшным, вдохновляющим. Словом, поговорим о людях, не похожих на своих современников. И, может быть, не похожих и на нас?
Вторник, 27 августа, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:47 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Крестоносцы и турки, внутренние кризисы и проблемы с соседями, перевороты во дворцах и народные восстания в провинциях - история Византии в последние столетия ее существования знала и светлые моменты, но темных там хватало с избытком. А что же церковь? Как она реагировала на эти изменения? Какую роль играла в жизни византийцев, в политике их империи, в судьбе их культуры? И как, наоборот, кризисы и успехи отражались на положении православия? Попробуем разобраться.
13 августа, вторник, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:11 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Такие вот средневековые шахматы - одно из немногих развлечений, которые были доступны рыцарю-монаху, будь то тамплиер, госпитальер или член любого другого духовного рыцарского ордена. Впрочем, все ли они так строго следовали уставу? В этом и многом другом мы попробуем разобраться на лекции. А чтобы лучше проникнуться духом и традициями духовного рыцарства Средневековья попробуем на пару часов стать одним из них. Примерим доспехи крестоносца, так скажем. Построим его биографию, поймем, как рыцари жили, чем занимались, во что верили. А заодно разберемся и с историей орденов и походов Святую землю.
Вторник, 6 августа, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей. Приходите, Рыцарям Христа нужна ваша помощь!


09:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Скорбящие, как эта фигура с могилы бургундских герцогов, смеющиеся, как отец Тук, из баллад о Робине Гуде. Праведные, как святой Франциски, и грешные, как герои "Декамерона". Монахи в средневековой культуре очень разнообразны. Но так или иначе они стали одним из символов всей этой эпохи. Почему? Что значило быть монахом в Средние века? Что они делали? Зачем существовали? На лекции мы попробуем в этом разобраться. От еды и сна до работы и молитвы - посмотрим на нюансы, обсудим ордена и традиции. И поймем, что значило монашество для людей того времени. И как его традиции сохраняются сегодня.
23 июля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:57 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Полуразрушенный архангел: отличный, как мне кажется, символ перипетий, выпавших на долю восточного христианства в первой половине Средневековья. В них мы и попробуем разобраться. Споры о Христе и иконоборчество, исламские и славянские вторжение, императорские интриги и подъем гуманизма, чудаки, злодеи и святые: религиозная история Византии удивительно противоречива и разнообразна. И, конечно, немало повлияла и на политическую историю, и на развитие культуры Запада и, само собой, на развитие Древней Руси. Приходите, будем вникать.
Вторник, 16 июля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:23 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Между тем пришла пора для нового курса лекций. Средневековое христианство - штука захватывающая. Крестовые походы и великая схизма, византийские споры и крещение варваров, монашеские ордена и борьба с ересями - и множество других не менее интересных тем. Попробуем обсудить все это в ближайшие месяцы. А начнем с того, о чем вспоминают реже всего: с истории Западной церкви в раннем средневековье. Кругом варвары и еретики, мусульмане наступают, императоры своевольничают. Никакой надежды? Похоже на то, но все же из всех этих конфликтов и проблем римские папы умели найти выходы. Какие? Разберемся вместе на лекции.
Вторник, 9 июля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


11:07 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Наступил июль, а значит пришла пора для ТРАДИЦИОННОЙ ЛЕТНЕЙ РАСПРОДАЖИ! Как обычно, в этот раз вы сможете купить несколько курсов моих лекций с большой скидкой, а четверть того, что я благодаря вам выручу, отправится на благотворительность. Все подробности - ниже. Хвалить лекции не буду: те, кто покупал, знают, что это хорошо времяпрепровождение на пляже, за рулем и в долгом перелете (а некоторые даже говорят, что под них хорошо спать!)



Что можно взять в этот раз?

О благотворительности

Презентации ко всем лекциям вы сможете найти тут: docs.google.com/document/d/13H4niH6fRBnAkNDhKwF...

Заказать лекции можно тут (для этого нужно написать мне u-mail) или по почте - mastermaat@gmail.com

09:33 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Пираты - одни из главных героев детских игр и любимых приключенческих романов. Но какими они были на самом деле? Злодеи и работорговцы или свободомыслящие авантюристы? Или и то, и другое разом? Попробуем разобраться в этом в новой полуигровой лекции. Примерим на себя роль моряка эпохи расцвета пиратства и попробуем понять: кто попадал на пиратские корабли? Как была устроена жизнь на них? Как разворачивалась история морского разбоя и в каких формах он существовал? Что вообще сделало его подъем возможным? И почему, наконец, пиратство в его классическом виде исчезло? Разберемся вместе.
Одевайтесь пиратами (или нет) и приходите.
4 июля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

10:05 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Эта позднеантичная скульптура - изображение Орфея или Христа? Ученым не всегда просто ответить на такие вопросы, ведь христиане этой эпохи охотно заимствовали и античные образы, и философские идеи, и многое другое. Но чем глубже становилась их мысль, тем больше возникало споров. Христос человек или бог? Или и то, и другое? Богородица или Христородица? Бог один или это троица? Или может быть и так, и эдак одновременно? О том, как отвечали на эти вопросы и вообще о том, как в конфликтах и борьбе рождалось христианство, к которому мы привыкли, и пойдет речь на лекции. История идей иногда бывает не менее увлекательной, чем история людей. И это как раз такой случай.
Вторник, 2 июля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

14:11 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Мне никогда не случалось всерьез заниматься переводами поэзии, но в шутку, в порядке мадригала или по случаю иногда что-то перевожу. В этот раз поводом был мой маленький телеграмный поэтический канал, в котором я захотел опубликовать Roman Wall Blues У.Х.Одена. Стихотворение это переводилось на русский бог знает сколько раз (в комментариях повешу несколько переводов) и тягаться с мастерами мне, конечно, не приходится. Но с огромным удивлением я обнаружил, что все эти переводы, даже самые лучшие, совершенно не точны с исторической точки зрения. Имена Piso и Aulus почти все переводят как Пизо или Писо и Аулус, хотя это, конечно, Пизон (как в Calpurnius Piso, Кальпурний Пизон) и Авл (как в Aulus Gellius, Авл Геллий). Разные ужасы происходят с Tungria, областью народа тунгров. Наконец, само выражение Roman wall все время переводят как "римская стена", хотя это, конечно, устойчивое название укреплений, которые по-русски называются "Адрианов вал". У многих переводчиков пропадает смешная шутка Одена про рыбу, которой молится товарищ героя, христианин.
Словом я решил, что высокохудожественный перевод я сделать, конечно, не могу. Но сделаю шутки ради исторически достоверный - и так и поступил. Может быть, он развлечет кого-то кроме меня.

Сперва, конечно, оригинал:

Roman Wall Blues, У.Х.Оден

И мой перевод

10:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это будет совсем не лекция: ничего нового про мировую историю я вам скорее всего не расскажу. Зато я расскажу, как ориентироваться в истории - ну или, по крайней мере, как это делаю я сам, чтобы не запутаться в событиях, людях и процессах. Мы попробуем составить своего рода таблицу истории Евразии - от самой глубокой древности до XXI века. Как запомнить, что происходило в Индии, когда в Европе любили готику? Как связать в голове Английскую революцию и падение китайской династии Мин? Как наложить политические события на историю климата? Ответ во всех случаях один: систематизировать историю в своей голове. Этим мы и займемся.
20 июня, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход - вопреки обыкновению - 250 рублей.


09:16 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Пейто, воплощавшая в греческой мифологии убеждение и, возможно, силу слов, смотрит на Елену Прекрасную. Елена, правда, не сохранилась - но тем проще нам вообразить ее прекрасной, верно? Мне кажется, этот рельеф отличный символ античных гностиков, много размышлявших и о невидимом, и о загадочном, и о прекрасном, и о несовершенном. Кем они были, эти гностики? Удивительные соседи ранних христиан, мрачноватые философы и фантазеры, авторы переусложненных интеллектуальных схем и захватывающих мифов, как они возникли и почему исчезли? Об этом и многом другом мы поговорим на завтрашней лекции.
18 июня, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:42 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Иисус был распят. Однако его ученики остались живы - и христианство продолжило существовать. Как получилось, что община пережила смерть основателя? Или все же не смерть, а воскресение? Как истории о нем формировались в раннехристианской традиции, в посланиях Павла и первых Евангелиях? И как вообще складывалось отношение первых христиан к окружающей их действительности? Во всем этом мы и попробуем разобраться на лекции. Поговорим о чудесах мистических и чудесах психологических, о дискуссиях между апостолами, о первых преследованиях и первых удачах. Словом, о христианах, которые еще только становились христианами, но уже были одним из самых интересных явлений в истории религии.

11 июня, вторник, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.




09:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Последнее десятилетие перед мировой войной, конец "долгого XIX века". Мы привыкли воображать себе эту эпоху спокойными и благополучными: в России 1913 год едва ли не синоним райского блаженства. На деле это были весьма беспокойные времена - и не только в России. Революции в Турции, Португалии и Китае. Конфликты на Балканах. Научные дискуссии, переходящие на личности. Художественные скандалы. Это был период судорожного поиска и ожиданий глобальных катастроф. Но почему? И почему итогом этих конфликтов стала Мировая война? Можно ли было ее избежать? Почему случайные события в Сараево привели к таким колоссальным последствиям - и что это, собственно, были за события? Во всем этом и многом другом мы и попробуем разобраться на лекции.
6 июня, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

09:50 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Несколько лет назад по заказу BBC был сделан этот портрет - портрет исторического Иисуса. Ну на самом деле, конечно, среднестатистического иудея 1 века. Но все равно все сразу снова заспорили - как выглядел Иисус? Ответа на этот вопрос у науки нет. Но все же довольно много об Иисусе сказать можно. Попробуем разобраться в нем и рассказывающих о нем источниках. Что известно об Иисусе достоверно? Что, напротив, вызывает больше всего вопросов? Где проходит в Евангелиях граница истории и метафоры? Граница точных сведений и слухов? Чем настоящий проповедник из Назарета был похож, а чем не очень на наши представления о нем? Об этом и многом другом и поговорим на лекции.
4 июня, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:50 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Просто камень с резьбой? Как бы не так: артефакт 1 века, он был найден археологами в Магдале (да, той самой, откуда, возможно, была родом Мария). И оказался важным источником, рассказывающем об иудаизме времен Второго храма - или времен раннего христианства, смотря с какой стороны смотреть. Сегодня историки понимают, что изучать Иисуса и его учеников без понимания контекста совершенно невозможно - а контекст этот был прежде всего иудейским. И очень интересным, ведь на стыке эр общество и религия евреев переживали и изменения, и трагедии. В этом мы и попробуем разобраться на лекции. Поговорим о том, каким был иудаизм времен Иисуса, какие течения в нем существовали, как была устроена политика и культура евреев этого времени - и, надеюсь поймем много нового и про иудаизм, и про христианство.
28 мая, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


08:52 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Оперные театры и вокзалы, расцвет живописи и науки, первые автомобили и консервы - и в то же время колониальные войны и споры империй. Конец XIX века и первое десятилетие века XX было странным временем. И все же временем очень интересным, так что мы попробуем в нем разобраться на двух последних лекциях нашего курса. Политику отложим на потом. Начнем с культуры. И в этот четверг обсудим, как они жили. Что ел доктор Ватсон? Чем болели пациенты Чехова? Как путешествовали герои Марка Твена? Какие открытия совершались в реальности, а не в жюль-верновских романах? И откуда бралось все это новое искусство от детективов до авангарда? Словом, поговорим о времени и пространстве, философии и религии, быте и искусстве - и попробуем понять, что представляла собой Прекрасная эпоха.
Четверг, 23 мая, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:22 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Cистр. По существу - погремушка, но римляне использовали его не для развлечения детей, а для тайных религиозных обрядов. Например, для мистерий культа Исиды. О них мы тоже поговорим на лекции.
Восточные культы пришли с Ближнего Востока в Рим, и остались в нем очень надолго, став малоизвестной в массовой культуре, но очень важной частью античной мысли. Это само по себе интересно. А их расцвет еще и совпадает с подъемом христианства - и во многих отношениях эти религии и христианство очень похожи. Попробуем понять, откуда берется это сходство? Поговорим о религиозных тайнах, Римской империи, магии, ритуалах, богах и политике. И обнаружим заодно, что религиозный опыт древних римлян неожиданно оказывается и похож, и не похож на наш современный. Словом, будет интересно. Приходите и приводите друзей.
Вторник, 21 мая, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


Quodlibet

главная