Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

берег холодного океана

16:38 

"Терновые кусты" как механизм создания негэнтропии.

rainesh
Небольшое рассуждение, выданное на-гора и без вычитки в ответ на цитату от макф: www.diary.ru/~mcfrei/p79507325.htm

Снова обратимся к аналогии с парком.

На мой взгляд, тут может быть немного другая аналогия...

Еще в советские времена в Санкт-Петербурге при (пере)проектировании Большого проспекта Васильевского острова прокладка пешеходных (асфальтированных) дорожек через прилегающие к проезжей части с двух сторон аллеи была выполнено следующим образом: проведена фотосъемка с воздуха уже протоптанных людьми тропинок, выбраны наиболее широкие/утоптанные, и по ним уже проложены постоянные. Решение оказалось невероятно удачным, и подавляющее большинство пешеходов даже не думало о том, чтобы срезать по газону.

Однако стоило в девяностых-двухтысячных годах резко смениться составу магазинов/офисов, расположенных в первых этажах зданий на проспекте, как стройная картина разрушилась: созданные ранее асфальтированные дорожки перестали отчасти отвечать необходимостям пешеходов, и все больше появляется "нелегальных" тропок. Чем чаще меняются магазины - тем больше их.

Суть отличия аналогий в том, что метафорическая фигура "садовника", на мой взгляд, искажает картину, вводя некое осознанное начало, приложившее сознательные усилия к прокладке "дорожек" и стремящееся к поддержанию их в неизменном состоянии, в то время как реально фигура эта полностью совпадает с понятием "гуляющих", стремящихся к поддержанию либо к разрушению сложившихся путей, и отличающихся друг от друга лишь мощностью и удобством набора инструментов для того и другого.

По сути, все классические культуры наследуют свой "парк с колючками" друг у друга с очень небольшими дополнениями или изменениями на протяжении последних, по грубой прикидке 3-4 тысяч лет. Когда эти "терновые стены" создавались, они, вероятнее всего, ограждали людей от вполне реальных опасностей, причем таких, которые способны были уничтожить не индивидуум, а целиком сообщество (город, поселок, племя... и т.п.). Если посмотреть хотя бы религиозные запреты древних иудеев (а от них западноевропейская цивилизация переняла приличное количество своих "терний"), то многие из них определенно направлены на предотвращение эпидемий, размывания родовых связей (и утраты собственной культуры, соотвественно) и других опасностей, которые в то время могли реально могли привести к исчезновению локальной популяции человека.

Другое дело, что с увеличением плотности человеческого населения земли, слиянием родовых популяций в государственные, государственных в надгосударственные (типа "западноевропейской цивилизации" и т.п.) угроз, которые реально требовали бы жертвовать индивидуумом для сохранения группы, становилось все меньше и меньше, а вот "терновые ограды" сохранялись почти неизменными. Именно они-то теперь и воспринимаются как иррациональные - какими собственно ныне и являются. Однако когда они отбрасываются излишне активно, как, к примеру, в доренессансной Европе (которая отбросила все и всяческие ограничения в области гигиены) - имеем явления вроде чумных эпидемий.

Вопрос, почему наши терновые кусты оказались такими неубиваемыми - отдельный, но, скорее всего, ответ на него находится где-то там же, где ответ на вопрос, почему так неубиваем страх темноты и иже с ним. Кстати, надо заметить, что людей, не боящихся темноты, становится все больше и больше - "оградки" отмирают за ненадобностью, когда человек живет в благоустроенном и благополучном окружении, где вероятность встретить угрозу в темном углу недостаточна, чтобы оправдать расход энергии на выполнение всех необходимых защитных мер (т.е усилий на хождение "по дорожкам"). Маленькие европейские городки (лично наблюдал в центре Орлеана, а ведь это "областной центр") давно уже живут за не закрывающимися даже на время отсутствия владельцев дверями, а малоэтажная америка - за огромными панорамными стеклянными дверьми. Да, часть людей гибнет от нападений, но в благоустроенной цивилизации потери оказываются недостаточны, чтобы оправдать затраты на повальную паранойю.

В принципе, если поглядеть внимательно, то через очень многие "терновые ограды", доставшиеся нам от древних цивилизаций, уже давно проложены не то, что дорожки - целые магистрали. Осталось в основном то, что намеренно культивируется в целях облегчения управления государствами и социумами. Если же сравнить свободу и вариантность в отношениях человек-человек, то даже по сравнению с началом-серединой двадцатого века наблюдается чуть ли не экспоненциальное увеличение того и другого.

Другое дело, что, общаясь с субкультурными популяциями, можно зачастую снова наткнуться на "терновые кусты" в самых неожиданных местах - но это лишь значит, что снова срабатывает тот же механизм защиты малых групп от вымирания. Именно поэтому в любой "тусовке" можно наблюдать бесконечное повторение очень похожих маршрутов в отношениях между людьми - они могут быть крайне иррациональными, извилистыми и мучительными, но при этом именно они сохраняют и позволяют опознать ту или иную группу как культурную популяцию. А те, кто начинает "ходить сам по себе" обычно "уходит из тусовки", оставляя на все тех же вечных "терновых кустах" куски себя соразмерно достигнутой вовлеченности, глубине вхождения в лабиринт размеченных "терновыми кустами" дорожек.

Занятно то, что форсированная вырубка новых дорожек через "культурные шипы" почти всегда ведет в истории к локальному краху цивилизации (Парижская коммуна, ранние Советы, Америка после войны Севера и Юга) и долгому откату к ещё более узким путям. Чудовищная сила реакции у этого явления человеческой цивилизации. Вероятно, все-таки оно укоренено глубоко в дочеловеческой биологии. Несмотря на все способности к импровизации, животные предпочитают обходиться без неё - и скорее пройдут по более трудной, но уже один раз испытанной дорогой, чем попробуют новую. Жизнь животных полна действий, ограничивающих знакомое от незнакомого, человек только расширил репертуар этих ритуалов.

В конечном итоге, можно сказать что "терновые ограды" суть просто один из механизмов создания негэнтропии путем выделения контролируемого множества "дорожек" и запрета на попытки перестановок внутри него. Другое дело, что механизм этот ужасно негибкий, но не из самых страшных. Чисто биологические ограничения, основанные по сути на том же принципе (четкая организация внутреннего пространства с резким ограничением возможных перестановок внутренних элементов и их связей) обойти куда как сложнее.

P.S. Пойду-ка забурюсь в статьи по негэнтропии, чтобы понять, дело ли сказал :Р

@темы: негэнтропия, социобиофизика, философия за чашкой чая

URL
Комментарии
2009-09-18 в 18:32 

макф
краткий миг полёта
Ты упустил фактор осознанности собственно воздействия. Тот кто просто гуляет по дорожкам, становится садовником ровно в тот момент, когда понимает, что он может менять эти дорожки. И перестаёт им быть, как только перестаёт заботиться об удобстве этих дорожек для других.

2009-09-19 в 02:20 

rainesh
Сознательно упустил, потому что хотел обсудить именно собственные свойства "кустов и дорожек", прежде чем говорить об отношениях между ними и индивидуумом :)

Да, самая суть осознанного воздействия в том, что появляется возможность именно менять дорожки, а не выбирать между уходом за существующими "терновыми кустами" и их вытаптыванием. Другое дело - зная, что за "терновым кустом" хищные звери, станешь ли его убирать, даже если для прогулок он неудобен и иррационален?

URL
2009-09-22 в 16:20 

макф
краткий миг полёта
отвечу позже, работы много

2009-09-27 в 04:33 

rainesh
макф , принято! Буду ждать :)

URL
   

главная