Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
19:10 

Что нам стоит дом построить.

Позволю себе озвучить некоторые соображения касательно строительства циклопических астрономических объектов в Space Empires V. Главная проблема с ними в том, что если в системе уже имеется звезда, то на неё и прилегающие шесть гексов нельзя поставить корабль-строитель (а точнее, Baseship, поскольку ни на что меньшее 2000-килотонный Ringworld или Sphereworld Placement Generator, равно как и тросы с плиткой, не поместятся). В результате — нецентрально расположенное относительно Кольца или Сферы светило. Оно, быть может, и полезно с точки зрения смены времён года (хотя какого года, право же, — недели в лучшем случае. Про период обращения нивеновского Мира-Кольца все помнят?), но если представить, какую тягу придётся развивать маневровым двигателям впустую, веселее не становится (в случае во сферой Дайсона это, конечно же, не принципиально, но всё равно как-то некрасиво получается).
Разрешается вопрос, разумеется, просто. Для этого нам потребуется: корабль-зажигалка (в смысле, с размещённым на борту Stellar Plasma Sphere ) — 1 шт., плавбаза-строитель — 1 шт., стройматериалы — 10 (или 20 - в зависимости от того, насколько мы амбициозны в своих имперских притязаниях) шт. Всё это добро кладётся в гекс (0,0) сектора (так симметричней, а значит красивее же, не правда ли?), после чего поджигается звёздочка (лично я релоадюсь до тех пор, пока не появится молодое белое, голубое или жёлтое солнце. Поскольку этот параметр, насколько мне известно, ни на что в фактическом плане не влияет — чистая эстетика — то и читерством такую политику не считаю).
Нет-нет, не бойтесь, ничего не сгорит. В конце концов, корабль-зажигалка же прекрасно себя чувствует на гексе звезды. Но выйдя из запрещённой зоны, естественно, вернуться туда не может. Ну и не надо. Главное, что там теперь располагается строительная бригада. Отводим зажигалку за пределы зоны конструирования и запускаем стандартный процесс. Вуаля: всё отцентровано и очень красиво.
А вот теперь начинаются всякие вкусности. Когда Кольцом или Сферой строится новая боевая единица, она оказывается в геометрическом центре объекта — то есть прямо на гексе звезды. Думаю, любому достаточно любопытному игроку придёт в голову вопрос: "А что, если попробовать сделать корабль-червоточец с генераторами warp-point'ов на борту?" И это и правда работает — корабль возникает где надо и прекрасно создаёт варп-порталы. Да, прямо рядом со звездой (очевидный вопрос "почему нельзя поместить червоточца на месте сразу" имеет не менее очевидный же ответ: "при создании астро-объектов корабли в запрещённой зоне находиться не могут". Придётся строить).
Для чего это нужно, помимо, естественно, самой забавности идеи (и красиво подсвеченного синевой портала светила)? — проникнуть-то из сектора к звезде прямым ходом всё равно нельзя. Вот в том-то весь и фокус — мы получили разрешённый игрой диод: выйти из системы, расположенной по ту сторону портала, можно, а войти — нет, даже своему кораблю. Осталось нанести последний штрих: построить System Gravitational Shield Facility в скрытой системе, и проникнуть туда нельзя будет никаким способом, а вот воссоздать "флот возмездия" её хозяин, в принципе, может. Конечно, такая защита всё-таки неидеальна: даже если соорудить System Gravitational Shield Facility на Кольце (Сфере), противник ещё может уничтожить само Кольцо (или душевно его побомбардировать) — с тем, чтобы добраться одним из звездоразрушающих средств до центрального светила. Но это такая морока... За требуемое для операции время уж что-нибудь да можно придумать в ответ (AI-противники вообще развитой смекалкой не отличаются, так что речь исключительно о сетевой игре).
Кстати, только что пришла в голову мысль: а если на месте звезды оставить чёрную дыру, сохранится ли портал? Так это что же — варп-туннель прямиком в гравитационный колодец? Чёрт, надо проверить же.

17:04 

Кольчатая астрофизика.

Наверное, у любого человека, читавшего цикл романов "Мир-кольцо" Ларри Нивена, возникали вопросы относительно физических особенностей устройства центрального инженерного сооружения цикла. Да что и говорить — об этом одном можно написать целую книгу. Собственно, серьёзные исследования на эту тему проводились, и не раз, о чём упоминает сам Нивен в предисловии к "Инженерам Кольца" — второй книге цикла. Страшно интересно почитать эти статьи, но, к сожалению, пока ничего не могу найти.
Впрочем, выполнить кое-какие простенькие расчёты, которые может проделать любой школьник, касающиеся прочностных характеристик Кольца, это нам не помешает (вопрос радиальной устойчивости системы, конечно, чертовски интересен, но сегодня, по крайней мере, я туда лезть не буду).
Прежде всего, какова же прочность на разрыв пресловутого скрита? Её легко оценить. Рассмотрим сначала Кольцо в приближении бесконечно малого сечения (в сравнении с параметром радиуса это действительно так). Если линейная плотность объекта \lambda (далее и везде я пользуюсь TEX-овским синтаксисом и грамматикой, используя лишь звёздочку * для операции умножения), то из условия статического равновесия бесконечно малого кусочка Кольца получим, что сила, разрывающая его в тангенциальном направлении, равна T=\lambda*v^2 (да, по-честному нужно учитывать ещё и гравитационное взаимодействие с солнцем системы, но если вспомнить, во сколько скорость вращения Кольца больше скорости кругового движения по соответствующей орбите, то становится ясно, что этим фактором можно смело пренебречь), а с учётом того, что в действительности Кольцо представляет собой цилиндрический слой (наличием краевых стен пренебрегаем) толщиной H и высотой L, получаем для напряжения конструкционного материала кольца P=T/(LH): P=2\pi*RM/(LH\tau^2)=(2\pi*R/\tau^2)\rho, где M=2*10^27 кг — масса Кольца, \tau=8.1*10^5 сек — период его вращения (или правильней сказать — обращения?), \rho — плотность материала кольца. Вообще говоря, на его поверхности тоже много чего располагается, причём не обладающего механическими характеристиками скрита. Посмотрим, насколько велика доля этого материала. В самом деле, масса Кольца нам известна, ширина и радиус тоже — 997*10^6 м и 0.95*10^11 м соответственно, отсюда имеем толщину Кольца из однородного материала H=M/(2\pi*RL\rho)~1.3*10^6/\rho. Если бы вся эта масса приходилась бы на какой-нибудь гранит с плотностью 3500 кг/м^3, то толщина оказалась бы порядка H~400 м, а как мы помним, поверхность буквально только присыпана тончайшим слоем породы толщиной в несколько десятков метров. C другой стороны, значительная масса приходилась на весьма обширные и глубокие океаны, а также на краевые и сливные горы — т.е. Кольцо, вообще говоря, нельзя считать однородным по плотности. Отсюда видно также, что, по-видимому, скрит не обладает сверхвысокой плотностью, и приходится на него если и большая, то не подавляющая часть массы. Толщина скритового основания в книге не указана, но с учётом того, что оно повторяло наземный рельеф, она должна быть быть порядка характерных масштабов этих деталей рельефа; если речь о русле рек — то речь опять-таки о десятках метров. Пусть для определённости H=10 м. Тогда P~1.8*10^17 Па. Вообще говоря, это очень много — гораздо больше предела текучести для стали. Таким образом, скрит и вправду оказывается уникальным (в рамках доступной и мыслимой сейчас технологии) конструкционным материалом.
А вот другой вопрос - каков должен быть период обращения, чтобы Кольцо, сделанное, например, целиком из стали, не было разорвано силами инерции при вращении? Из уже выведенной формулы получаем: \tau=2\pi*R*\sqrt{\rho/P}, где P=3*10^8 Па — предел текучести для стали (условно, разумеется; кроме того, пределы прочности на растяжение и сжатие различаются, так что берём лишь примерно). Примечательно, ни от массы, ни от формы поперечного сечения Кольца результат не зависит. В таком случае \tau=4.9*10^9 сек ~ 155 лет (а скритовое совершало оборот чуть более, чем за девять земных суток). Но тут сразу бросается в глаза, что эта величина превышает период обращения тела по орбите того же радиуса вокруг центрального светила с массой Солнца. Следовательно, мы обязаны учитывать гравитацию.
Из выражения для статического равновесия T=\lambda*(v^2-G*M/R) (здесь М — масса центральной звезды) получим, что скорость вращений кольца должно определяться коридором в пределах пластической устойчивости к сжатию и растяжению: \rho*\mod{v^2-G*M/R}<P. Отсюда получаем \tau_min=2\pi*R/\sqrt{G*M/R+P/\rho}=3.2503*10^7 сек, \tau_max=2\pi*R/\sqrt{G*M/R-Pt/\rho}=3.2505*10^7 сек — т.е. пластические качества стали позволяют существовать такому кольцу в весьма и весьма малом интервале возможных периодов обращения. И снова слава скриту.
Разумеется, это весьма примерный расчёт, призванный дать ответ лишь с точностью порядка величины. Кроме того, мы никак не учитывали ни наличия дефектов в Кольце, ни возможности поперечной (к оси симметрии) деформации его. Последнее, кстати говоря — весьма любопытный вопрос, и его тоже хотелось бы коснуться в будущем.

19:20 

Конструкторская мысль.

В детстве у меня было несколько металлических конструкторов — как ещё советского производства, так и начала 90-х. На каком-то этапе процесса взросления это было, наверное, моей любимой игрушкой и развлечением. Не буду врать, что собираемые тогда вещи оказывались шедеврами инженерного искусства (даже по детским меркам, разумеется), однако мне однозначно нравилось возиться с гайками, винтами, цапфами, блоками, платами, рейками и колёсами — особенно с блоками и шарнирами, позволявшими создавать подвижные композиции.
Ну, про этот период я мог бы говорить ещё долго, но надо переходить к главному. Когда мне было 12 или 13 лет, мама устроила очередную ревизию домашнего имущества и приняла решение отдать конструктор детскому дому, располагавшемуся неподалёку, мотивируя это тем, что я, мол, "уже вырос из этого и всё равно не играюсь в детские игрушки". Наверное, доля истины в этом была, потому как к этому времени я уже основательно подсел на более богатый и разнообразный источник удовольствия — книги и естественные науки — так что страшной трагедией потеря любимой доселе головоломки всё-таки не стала; кроме того, утрату отчасти скрашивало сознание совершения благородного поступка (конструктор же был "мой", и подарен был также с "моего" согласия. Впрочем, сейчас я уж совершенно точно ни о чём не жалею). Как бы там ни было, своё расстройство я умело скрыл, а вскоре за прочими заботами и увлечениями этот эпизод затёрся и перестал казаться значимым. Но не изгладился из памяти.
С тех пор прошло событий даже не просто много, а очень много. Кое-что было безвозвратно упущено, в чём-то, напротив, вопреки всем превратностям судьбы я преуспел (и последнего, как надеюсь, всё-таки немного больше). И с некоторых пор я начал задумываться, чего же мне всё-таки не хватает в жизни для счастья. Фокус в том, что способы достижения по-настоящему важных вещей (или, скорее, состояний) лежат не в одной лишь плоскости практических действий. Поэтому в первую очередь я решил начать с осуществления мечтаний и задумок хоть и малых, но вполне реализуемых. В какой-то момент времени в памяти всплыло давно лелеемое желание вернуть утерянную забаву, которое преследовало меня полжизни.
В результате: браузер — поисковик — интернет-магазин.
Куплены на пробу были (всего-навсего 1550 вечнодеревянных суммарно) четыре разных набора "совьет-стайл" металлических конструкторов производства отечественной конторы. Но самое главное - это "Краны", великолепная коллекция планшайб, шкивов, осей и длинных плашек. Мечта... меня образца десяти лет от роду. И теперешнего тоже, как бы странно это не звучало.
Выбрал самовывоз, заехал в пункт выдачи после работы, а потом всю дорогу до дома забавно громыхал металлическими деталями в рюкзаке, из которого на двадцать сантиметров выдавалась вверх самая длинная коробка. Пару раз ловил удивлённые и недоумевающие взгляды прохожих и попутчиков.
Не могу не привести фотографию вкладыша в наборе "Кранов":
.
"Болшой сюрпрайз", как поётся в песне про спутник. Впрочем, причины такой рокировки выяснились очень быстро: все детали изготовлены из значительно более мягкого, чем некогда, сплава, не сравнимого по упругим свойствам с тем, что использовался в старых конструкторах советского или даже начала 90-х годов производства. Тридцатидырочные планки, видимо, элементарно не выдерживали веса крепящегося на них при сборке груза и гнулись. Впрочем, легко гнутся пальцами и менее габаритные детали.
Это обстоятельство, однако, не испортило моего общего впечатления, и уже через десять минут я сидел на диване, увлечённо собирая третью колёсную пару для шасси игрушечной вундервафли (от намерения сделать какую-либо из моделей, изображённых на коробке, я отказался почти сразу: отдельной книжечки — альбома чертежей — в комплекте, как раньше, не поставляется, а восстанавливать особенности сборки скрытых креплений по единственной фотографии — не слишком благодарное и интересное занятие).

С тех пор прошло почти два месяца, я успел прикупить ещё несколько наборов из той же серии, и теперь редкие выходные обходятся без того, чтобы я не запустил руки в коробку с конструктором. К сборке модели гигантского человекоподобного робота или орбитальной судоверфи так до сих пор и не приступил, но, с другой стороны: а куда торопиться?

Вот такая вот история исполнения одного из детских мечтаний.

Нестрогое знание.

главная