00:05 

И о нечищеной Москве

alwdis
всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Не пишу про политику и смежное, но тут молчать не могу.
Москвичи терпеливы, а вот Посол Австралии не выдержал и поинтересовался у Собянина, когда же в Москве уберут снег.
Если верить фэйсбуку, поинтересовался лично.
Я считаю, дипломатический скандал - это то, что эта мерзкая морда вполне заслужила.
Извините, накипело.

@темы: жисть

16:34 

Еще раз про курс о шаманизме. Организационное

alwdis
всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Курс будет состоять из шести-семи лекций, половина которых будет посвящена разбору книги Проппа "Исторические корни волшебной сказки", а остальные - конкретным традициям Сибири.
Курс начнется (предположительно) 10 марта, проходить будет очно в Москве, в Музее кочевых культур, с трансляцией через вебинар и аудиозаписью.
Билет на очную лекцию - 350 рублей, стоимость дистанционного курса ориентировочно 1800-1500 рублей, льготный будет.
Расписание и прочее будет чуть позже.
Кто участвует дистанционно - можно уже сейчас написать мне свой мэйл, я поставлю вас в рассылку, по которой потом будете получать доступ в вебинар и записи.

Упд. Научите меня пользоваться календарем! Четверг - это 8 марта, а не 10е. Ну ладно, уточним дату начала...

@темы: лекции

01:18 

ПроППоведь, очередная

alwdis
всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Ну что, Владимир Яковлевич вторую главу подряд наступает на те же грабли, и называются они "непонимание символики Нижнего мира".
Цитаты выписывать лень, я на пальцах.
В главе "Переправа" он приводит тонны примеров зашивания в КОРОВЬЮ шкуру (или его рудименты), после чего сообщает, что это отголосок тотемизма.
И да, "в Проппе" нет ни одного примера этого конкретного тотема в данном случае. Почему я не удивлена?..
А зашивание покойника именно в коровью/бычью - по им же приводимому материалу! - идет по странам, континентам и эпохам.
То есть можно догадаться, что тотемизм тут рядом не стоял.
...а стояла рядом моя лекция по Синему Быку Нижнего Мира, коя будет в "Архэ" во вторник, а в записи она лежит в "Лектории" в любое время :)

Грабли номер два, той же модификации.
Владимир Яковлевич совершенно правильно, замечательно пишет о том, что мертвые пытаются утащить за собой живых (примеры килотоннами), что если происходит разрыв души и тела, то это беда.
А дальше он сводит это к змею-похитителю, патамушта мертвые имеют облик зверюшек разных и змея в том числе ("в том числе"!! он же сам это пишет!!!), вот вам и змей-похититель.
Ну увы и хлюп просто.
Зооморфных форм мертвых - много, это написано "в Проппе". Зооморфная форма похитителя - одна! Написано там же.
Сам же всё это вывел из инициации, сам же главой раньше объяснил, как неподвижный поглотитель с развитием культуры превращается в динамичного врага...
Это же элементарно, Ватсон, это называется "контаминация образов на основе общего признака": мертвый-похититель и змей-смерть. Вот и змей-похититель.

@темы: мифология

03:44 

Ну что, пришел мой черный день...

alwdis
всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Чтение Проппа таки начало давать те результаты, о необходимости которых говорили большевики я подозревала. И у меня затрещали разные незыблемые постулаты.
"В Проппе" сказано (да, именно в таком виде, потому что мне ли не знать, как Владимир Яковлевич умел писать не то, что он думал, а то, что хотели парторги от науки, и если в "Русском героическом эпосе" такого тонны, то и в "Исторических корнях" тоже есть, и я даже говорила об этом в лекциях, еще до перечитывания)... итак, "в Проппе" всё просто и ясно:
- был охотничий строй, был обряд инициации
- произошел переход к земледелию, обряд вымирал и вымер.

Что не так в этой простой и четкой концепции? А, в общем, всё :)))
Охотничий строй на нач. ХХ века зафиксирован много где. Например, тайга живет охотой. И, осмелюсь спросить, как у таежных народов обстоят дела с обрядом инициации???? А упс.
Далее. От охотничьего строя переходят не к земледелию, а к скотоводству. Каковое "в Проппе" в лучшем случае не представлено, а в худшем - как с Агни: насочиняли за Ригведу много своего.

Другое дело, что тезис "все сказки мира рассказываются одинаково, следовательно, они восходят к общей культурной ситуации" - неоспорим.
Как неоспорим и другой тезис: "сказка отражает реальность охотничьего образа жизни, где ЕЩЕ НЕТ КОНЯ". Пропп серьезно доказывает, что конь в сказке - более поздний, и, хотя по частностям у меня много замечаний, в целом - он прав безусловно.
То есть вместо хозяйственных относительных датировок (ООЭ, незабвенная марксистская - "общественно-экономическая формация") мы должны встать на датировки абсолютные.
Когда был приручен конь? 6 тысяч лет назад.
Так вот, сказка отражает культуру, которая старше. Точка.
Да, эта культура была охотничьей. Но если спустя шесть тыщ лет культура остается охотничьей, то нет никакой надежды, что она сохранит парадигму, известную нам по сказке. Этнография-с.

Хуже того.
Там, где охотничий образ жизни продиктован условиями (Сибирь, в отличие от Америки), там культура за эти шесть тыщ лет прекрасно развивается и обряд инициации или вымирает в ноль, или трансформируется... как и положено в высокой культуре. Я смотрю на Якутию, где инициация -- только у шаманов, да и то без физической составляющей обряда.

Пока вот так. Жить можно, но раньше было проще :)
Вообще начинаю хотеть курс просто комментариев к Проппу, пройтись по "Русскому героическому эпосу" тож. Там же он прогибался под парторгов по-страшному...
Ладно, посмотрим. Пока "Корни" надо догрызть, что там еще повылезет.

@темы: мифология

Зелёный свет больной фантазии!

главная