Ты знаешь, кто я? Я - твой друг.
Ты думаешь, Кадал, что Утер – король? Это регент, живущий
до него и для него, кто придет после, - короля прошлого и будущего.
Сегодня ночью он даже не регент, а средство, а она – сосуд, я же…
я – дух, слово, создание воздуха и тьмы. Я могу помочь не больше,
чем тростник, гнущийся под ветром, направляемым богом. И я, и ты,
Кадал, мы беспомощны, как сухие листья, попавшие в воды этого залива.
до него и для него, кто придет после, - короля прошлого и будущего.
Сегодня ночью он даже не регент, а средство, а она – сосуд, я же…
я – дух, слово, создание воздуха и тьмы. Я могу помочь не больше,
чем тростник, гнущийся под ветром, направляемым богом. И я, и ты,
Кадал, мы беспомощны, как сухие листья, попавшие в воды этого залива.
Легенды о короле Артуре нередко называют одним из источников современного жанра фэнтези, особенно в его классическом виде – с королями, рыцарями, волшебниками. Впрочем, Артуровский цикл интересен и сам по себе, как литературное явление вообще. Его мотивы в той или иной степени встречаются поистине в бесчисленном количестве разнообразных произведений, да и за воплощение легенды в целом брались многие писатели. Правда, я до нынешнего времени многочисленные Артурианы пропускал мимо, сам даже не знаю почему. Ну а решив всё же заполнить этот пробел, я вспомнил, что в моих рекомендациях на Фантлабе как раз на первом месте стоит цикл об Артуре и Мерлине, написанный Мэри Стюарт.
Впрочем, правильнее, наверное, было назвать эту серию циклом о Мерлине и Артуре. Судя по первой книге, именно знаменитый маг является здесь главным героем. Более того, он же является и рассказчиком, и всё происходящее в Британии V века мы видим именно его глазами. В начале «Хрустального грота» Мерлину, носящему «официальное» имя Мирддин Эмрис, всего пять лет, и живёт он при дворе своего деда, короля Южного Уэльса; на последних же страницах книги он разменяет свой третий десяток лет. Роман посвящён важнейшим этапам взросления и обучения юного Мерлина, его поступкам и решениям, которые он принимает на пути к цели, которую сам ещё пока не осознаёт. Я назвал его магом, но в данном случае это не совсем правильно. Или даже совсем не правильно. Дело в том, что цикл Стюарт пока никак не отнесёшь к фэнтези – здесь нет ровным счётом ничего фантастического. Есть Британия, раздираемая внутренними междоусобицами со времён ухода римлян, и постоянно подвергающаяся нападениям захватчиков-саксов. Есть Ирландия, Галлия, Бретань (или Малая Британия) – в общем, самая что ни на есть исторический северо-запад Европы. Есть сразу несколько религий, борющихся за власть над душами и умами людей – отступающие древние языческие культы, всё шире распространяющееся христианство, но и они не привносят ничего сверхъестественного. Есть ещё культ Митры, появление которого в этих краях, правда, вызывает у меня сильные сомнения, но, во-первых, я сам почти ничего не знаю об этом тёмном историческом периоде, а во-вторых, писательница вполне открыто (в послесловии) предупреждает о том, что при всём реалистическом антураже строгой историчности она никоим образом не придерживалась. Так что жанр книги определить непросто. Впрочем, бог с ним, с жанром.
Возвращаясь к Мерлину, надо сказать, что магом он в силу вышеизложенного, конечно, не является, но вот окружающие его как раз и считают волшебником и чародеем. И их, в общем-то, можно понять, если попытаться представить себя на месте самого обычного человека полторы тысячи лет назад. Мерлин – это учёный, врач, инженер; разумеется, даже эти способности необразованному и суеверному человеку, какое бы положение он ни занимал, будут казаться волшебством, а необразованные и суеверные среди людей всегда в большинстве, а уж в те времена и подавно. Тем интереснее оказывается наблюдать за жизненной дорогой этого героя. Впрочем, один важный момент я пока не упоминал – Мирддин Эмрис оказывается ещё и прорицателем, и вот этой его способности рационального объяснения нет. Может быть, его только пока нет, а может, я просто его проглядел, трудно сказать, но как бы то ни было, именно предвидение подсказало Мерлину главную задачу его жизни, и чем ближе финал первого тома серии, тем ближе подходит и герой к её… не выполнению, нет – выполнение её займёт многие годы – но, пожалуй, к неотвратимому её началу. Конечно же, этой задачей становится появление на свет и воспитание Артура, будущего короля всей Британии. Интересно будет посмотреть, как автор изобразит Мерлина-учителя, до сих пор он был только учеником…
Итог: пожалуй, я всё же назову «Хрустальный грот» скорее историческим романом (что вовсе не означает, что он исторически достоверен). Так вот, это отличный исторический роман, основанный к тому же на пусть и многократно использованной, но оттого ничуть не менее интересной легенде. С интересом жду того, как эта самая легенда будет продолжаться дальше.
Вероятность перечитывания: 60-70%.
Люблю М.Стюарт за необыкновенную поэтичность. Очень трогательный Мерлин, нежно-хрупкие его отношения с матерью... И описания природы. Они читаются и воспринимаются как неотьемлимая составляющая произведения, создают нужное настроение.
Завидую Вам, у Вас впереди весь цикл. Приятного чтения.
Matilda1 Завидую Вам, у Вас впереди весь цикл. Приятного чтения.
Сам нередко испытываю подобные чувства Спасибо!
Да, поистине волшебная вещь
Правда, непочтительную меня всегда развлекало удивительное сходство начала "Хрустального грота" с первой частью "Тезея" Мэри Рено. Мерлин и Тезей - довольно странная параллель