Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
01:44 

Чак Паланик о словах, которые должен забыть писатель

silver bird
Было бы величайшей ошибкой думать. Ленин, Полн. cобр. cоч. т.34, стр.375
А вам слабо? :)

Через шесть секунд вы начнете меня ненавидеть.
Но через шесть месяцев вы станете писать лучше.

С этого момента – по крайней мере, в ближайшие полгода – я запрещаю вам использовать мыслительные глаголы. А именно: «думать», «знать», «понимать», «осознавать», «верить», «хотеть», «помнить», «представлять», «желать» и сотни других, к которым вы так любите прибегать.

В этот список также должны войти:
«любить» и «ненавидеть».
И: «быть» и «иметь». Но к ним мы вернемся позже.
До самого Рождества вы не сможете писать: «Кенни интересно, рассердилась ли Моника, что прошлой ночью он ушел».

То есть вам придется писать что-то вроде: «Затем по утрам Кенни отсутствовал, дожидался последнего автобуса, до тех пор пока не брал такси и возвращался домой, где видел, как Моника притворяется спящей – притворяется, потому что она никогда не могла спать спокойно тогда утром. Она всегда ставила только свою чашку кофе в микроволновку. Никогда не его». Вместо того чтобы сделать героев знающими что-то, вы должны придумать детали, которые помогут читателю лучше узнать их. Вместо того чтобы заставить персонажей желать чего-то, вы должны описать все именно так, что сам читатель это захочет.


Не нужно писать «Адам знал, что он нравится Гвен». Гораздо лучше «Между уроками Гвен прислонялась к его шкафчику, когда он подходил к нему, чтобы открыть. Она закатывала глаза и медленно уходила, оставляя след черных каблуков на крашеном металле и запах своих духов. Кодовый замок все еще хранил тепло ее задницы. В следующий перерыв Гвен снова будет здесь же».

Никаких сокращений. Только специфические эмоциональные детали: действие, запах, вкус, звук и чувства.

Как правило, писатели прибегают к мыслительным глаголам в начале части. (В таком виде они становится чем-то вроде «Формой отчетности», и я еще выскажусь против нее чуть позже.) То есть они устанавливают с самого начало интенцию всей части. А то, что следует дальше – это словно иллюстрация.

Например: «Брэнда знала, что не успеет. С самого моста была пробка. Ее телефон садился. Дома ждали собаки, которых надо было выгулять, или там был беспорядок. К тому же она обещала соседям полить их цветы…» Вы видите, как первое предложение перетягивает на себя смысл последующих? Не пишите так. Переставьте его в конец. Или измените: «Брэнда никогда бы не успела всего в срок».

Мысль абстрактна. Знание и вера нематериальны. Ваша история будет сильнее, если вы покажете только физические действия и материально воплотите отличительные черты ваших героев, а читателю самому позволите думать и знать. А также любить и ненавидеть.

Не сообщайте читателю: «Лиза ненавидит Тома».
Вместо этого дайте конкретный пример, как адвокат на суде, деталь к детали. Представьте доказательства. Например: «Во время переклички, в тот момент, когда учитель назвал имя Тома, а он еще не успел ответить: «Здесь», Лиза громко прошептала: «Подтертая задница»».

Одна из самых частых ошибок начинающих писателей в том, что они оставляют своих героев в одиночестве. Вы пишете – и можете быть одни. Читатель читает – он также может быть один. Но ваш герой не должен оставаться наедине с собой. Потому что тогда он начнет думать, беспокоиться и интересоваться.
Например: «Ожидая автобус, Марк начал беспокоиться о том, как долго продлится поездка…»
Но лучше написать: «По расписанию автобус должен был прийти в полдень. Марк посмотрел на часы – было 11:57. Отсюда была видна дорога до самого торгового центра, но автобуса на ней не было. Без сомнения, водитель припарковался на другой стороне и вздремнул. Водитель спит, а Марк вот-вот опоздает. Или хуже, водитель напился – и Марк отдал свои семьдесят пять центов, чтобы умереть в дорожной аварии…»

Когда герой один, он может начать фантазировать или что-то вспоминать, но даже тогда вы не имеете права использовать мыслительные глаголы или каких-то их абстрактных «родственников».

И не надо глаголов «забыть» и «помнить».
Не надо никаких переходов типа «Ванда помнила, как Нельсон расчесывал ей волосы».
Лучше: «Тогда, на втором курсе Нельсон проводил по ее гладким, длинным волосам своей рукой».
Опять же – расшифровывайте, не надо писать коротко.

Еще лучше – быстро столкните одного героя с другим. Пусть они встретятся и начнется действие. Позвольте их действиям и словам показать их мысли. А вы сами держитесь подальше от их голов.

Когда начнете избегать мыслительных глаголов, с большой осторожностью используйте пресные глаголы «быть» и «иметь».
Например: «Глаза Энн были голубые», «Энн имела голубые глаза».
Лучше так: «Энн закашлялась и начала махать перед своим лицом, чтобы отогнать сигаретный дым от своих голубых глаз, а потом улыбнулась…»

Вместо бледных, утверждающих «быть» и «иметь» попробуйте раскрыть детали портрета своего героя через действия и жесты. Тогда вы покажете свою историю, а не просто расскажете ее.
И тогда вы научитесь расшифровывать своих героев и возненавидите ленивых писателей, которые ограничиваются «Джим сел около телефона, спрашивая себя, почему Аманда не звонит».

Пожалуйста. С этого момента вы можете меня ненавидеть, но не используйте мыслительные глаголы. Я готов поспорить, после Рождества вы сами не захотите к ним возвращаться.

Домашняя работа на этот месяц.

Выкиньте из каждого предложения мыслительный глагол: устраните его, «расшифровав». А потом пройдитесь так же по какой-нибудь художественной литературе. Будьте безжалостны.
«Марти представил, как рыба прыгает в лунном свете».
«Нэнси вспомнила, как попробовала вино».
«Ларри знал, что он мертвец».

Найдите их и перепишите. Сделайте фразы сильнее.

@темы: попалось, Ура

URL
Комментарии
2015-09-19 в 02:20 

Antonio di
Chile! Chile!! Chile!!!
Нее, через 6 месяцев, конечно, можно научиться нести гусеницы в стиле: "по утрам Кенни отсутствовал, дожидался последнего автобуса, до тех пор пока не брал такси и возвращался домой, где видел, как Моника притворяется спящей – притворяется, потому что она никогда не могла спать спокойно тогда утром", - но сказать, что это будет лучше? А фиг вот. )

2015-09-19 в 02:27 

Снарк
Просветленный пофигист
Если бы советы по стилистике давал не Чак Паланик, они, думаю, были бы убедительнее. Тексты Паланика - отнюдь не образец великолепного литературного стиля.

2015-09-19 в 08:09 

Belasku
Улыбайся чаще...
silver bird,
Прикольно. Мне нравится, как Паланик пишет.
Действительно, интереснее, когда информацию не преподносят тебе как факт, а отставляют простор для домьіслов. Надо бьі перечитать с учетом его советов по стилистике - сам то он придерживался таких правил?)))
А советьі Воннегута тьі читала?

2015-09-19 в 08:55 

silver bird
Было бы величайшей ошибкой думать. Ленин, Полн. cобр. cоч. т.34, стр.375
Antonio di, определенно не будет. Отбору фраз должен способствовать личный вкус. Но как упражнение для мозга мне это нравится.

Снарк, я не читала его в оригинале. В принципе я считаю, что те, кто пытается подогнать литературу под какой-то общий принцип ее создания, делают большую ошибку. Мастерство должно нарасть по, так сказать, интуитивному принципу. Однако упражняться тоже следует, почему нет.

Кстати, Стивен Кинг давал прямо противоположные советы. Что-то вроде: "если вы пишете диалог, то для контекста прямой речи не надо ничего изобретать, кроме слова "сказал" - как-то так. Типа "произнес" или вымучил из себя" - это все говно. И вообще советовал быть проще :)


Belasku, сам то он придерживался таких правил?))) Вот вопрос )) А советьі Воннегута тьі читала?
Нет, кажется. Я самого его начинала, но как не пошло.

URL
2015-09-19 в 09:13 

Belasku
Улыбайся чаще...
silver bird,

От Воннегута - чисто для коллекции)))

Я тоже не могу сказать, что в большом восторге от него, и, кстати, как раз не нравится, что он постоянно перескакивает с одного времени на другое, но советьі интересньіе)))

2015-09-19 в 15:49 

Squirry
У него уже сто лет не водилось носового платка. У него был меч. (с) ​
Ыыыоуа! Прастити, был несдержан))) но для меня сейчас это прямо вот откровением стало: мне всегда нравились эти паланиковские текстовые загогулины, когда каждое предложение или абзац - как экскурс куда-то в прошлое, будущее, в сторону, но при этом текст получается связным. А оно, оказывается, по рецепту сделано! И рецепт - вот он!
Правда, опасная штука. Слишком характерный стиль получается. Штамповка " под Паланика".

2015-09-19 в 18:13 

silver bird
Было бы величайшей ошибкой думать. Ленин, Полн. cобр. cоч. т.34, стр.375
Belasku, о, спасибо )

Squirry, щас пойду Паланика читать, похоже ))

URL
2015-09-19 в 22:03 

Fidelia Fairyteller
A dream is a goal without a deadline
Ужасно, ужасно не хватает этому треду советов Стивена Кинга "Как писать книги". Единственное, что мне оттуда запомнилось: нужно избавиться от всех глаголов движения и оставить только "ходить". Т.е. по версии Кинга человек пришел, самолет пришел и змея тоже пришел.

Какое же это глупое и неблагодарное дело - учить других писать в твоем стиле.

2015-09-19 в 22:17 

silver bird
Было бы величайшей ошибкой думать. Ленин, Полн. cобр. cоч. т.34, стр.375
Fidelia Fairyteller, :lol: :lol: :lol:
Да-да!!!! Надо составить сборник писательских советов и выделить противоречивые пункты!!!!!
И Маркеса туда до кучи. Он вроде тоже что-то советовал. И Лукьяненко )))

URL
2015-09-19 в 22:23 

Fidelia Fairyteller
A dream is a goal without a deadline
silver bird, ну куда же без Лукьяненко... ну ё-моё... :evil: :lol: :facepalm:

было бы интересно написать что-то жуткое экспериментальное, используя все советы всех советчиков одновременно.

2015-09-19 в 22:54 

Belasku
Улыбайся чаще...
silver bird,
Еще как-то встречала совет от Довлатова насчет того, что в предложениях желательно, чтобьі все слова начинались с разньіх букв, но по момму єто фейк.

2015-09-20 в 17:56 

Rendomski
A magician might, but a pineapple never could (C).
А по-моему, вне зависимости от отношения к Паланику, мысль здравая, а упражнение интересное :).
И в меру даже применительно к текстам. Потому что сплошь и рядом авторы обожают декларировать, каким герой был и что чувствовал, но в сюжете это никак не проявляется.

2015-09-22 в 12:43 

chibi-zoisy
Never been all righter
*разводит руками* Не стоит игнорировать опыт практиков. Некоторые велосипеды уже изобретены.

Приведенное упражнение - это не "как писать в моем стиле". А как вообще избавиться от бага, присущего слишком "абстрактным" и "виснущим в воздухе" текстам.

У него есть еще и вот неплохой материал.


Приведенный список Воннегута называется "Правила написание короткого рассказа". Короткого!
Еще у Воннегута есть хороший анализ популярных таймлайнов: вот
У Хэмингуэя есть целый очерк. Не думаю, что Эрнест был знаком с творчество М. Ломоносова, но в тексте есть буквально повторение его мысли:

"Те, кто пишут темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно худо скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют."

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Кима ителхаса

главная