01:44 

Чак Паланик о словах, которые должен забыть писатель

silver bird
Haec est autem scriptura, quae digesta est: mane, thecel, phares.
А вам слабо? :)

Через шесть секунд вы начнете меня ненавидеть.
Но через шесть месяцев вы станете писать лучше.

С этого момента – по крайней мере, в ближайшие полгода – я запрещаю вам использовать мыслительные глаголы. А именно: «думать», «знать», «понимать», «осознавать», «верить», «хотеть», «помнить», «представлять», «желать» и сотни других, к которым вы так любите прибегать.

В этот список также должны войти:
«любить» и «ненавидеть».
И: «быть» и «иметь». Но к ним мы вернемся позже.
До самого Рождества вы не сможете писать: «Кенни интересно, рассердилась ли Моника, что прошлой ночью он ушел».

То есть вам придется писать что-то вроде: «Затем по утрам Кенни отсутствовал, дожидался последнего автобуса, до тех пор пока не брал такси и возвращался домой, где видел, как Моника притворяется спящей – притворяется, потому что она никогда не могла спать спокойно тогда утром. Она всегда ставила только свою чашку кофе в микроволновку. Никогда не его». Вместо того чтобы сделать героев знающими что-то, вы должны придумать детали, которые помогут читателю лучше узнать их. Вместо того чтобы заставить персонажей желать чего-то, вы должны описать все именно так, что сам читатель это захочет.


Не нужно писать «Адам знал, что он нравится Гвен». Гораздо лучше «Между уроками Гвен прислонялась к его шкафчику, когда он подходил к нему, чтобы открыть. Она закатывала глаза и медленно уходила, оставляя след черных каблуков на крашеном металле и запах своих духов. Кодовый замок все еще хранил тепло ее задницы. В следующий перерыв Гвен снова будет здесь же».

Никаких сокращений. Только специфические эмоциональные детали: действие, запах, вкус, звук и чувства.

Как правило, писатели прибегают к мыслительным глаголам в начале части. (В таком виде они становится чем-то вроде «Формой отчетности», и я еще выскажусь против нее чуть позже.) То есть они устанавливают с самого начало интенцию всей части. А то, что следует дальше – это словно иллюстрация.

Например: «Брэнда знала, что не успеет. С самого моста была пробка. Ее телефон садился. Дома ждали собаки, которых надо было выгулять, или там был беспорядок. К тому же она обещала соседям полить их цветы…» Вы видите, как первое предложение перетягивает на себя смысл последующих? Не пишите так. Переставьте его в конец. Или измените: «Брэнда никогда бы не успела всего в срок».

Мысль абстрактна. Знание и вера нематериальны. Ваша история будет сильнее, если вы покажете только физические действия и материально воплотите отличительные черты ваших героев, а читателю самому позволите думать и знать. А также любить и ненавидеть.

Не сообщайте читателю: «Лиза ненавидит Тома».
Вместо этого дайте конкретный пример, как адвокат на суде, деталь к детали. Представьте доказательства. Например: «Во время переклички, в тот момент, когда учитель назвал имя Тома, а он еще не успел ответить: «Здесь», Лиза громко прошептала: «Подтертая задница»».

Одна из самых частых ошибок начинающих писателей в том, что они оставляют своих героев в одиночестве. Вы пишете – и можете быть одни. Читатель читает – он также может быть один. Но ваш герой не должен оставаться наедине с собой. Потому что тогда он начнет думать, беспокоиться и интересоваться.
Например: «Ожидая автобус, Марк начал беспокоиться о том, как долго продлится поездка…»
Но лучше написать: «По расписанию автобус должен был прийти в полдень. Марк посмотрел на часы – было 11:57. Отсюда была видна дорога до самого торгового центра, но автобуса на ней не было. Без сомнения, водитель припарковался на другой стороне и вздремнул. Водитель спит, а Марк вот-вот опоздает. Или хуже, водитель напился – и Марк отдал свои семьдесят пять центов, чтобы умереть в дорожной аварии…»

Когда герой один, он может начать фантазировать или что-то вспоминать, но даже тогда вы не имеете права использовать мыслительные глаголы или каких-то их абстрактных «родственников».

И не надо глаголов «забыть» и «помнить».
Не надо никаких переходов типа «Ванда помнила, как Нельсон расчесывал ей волосы».
Лучше: «Тогда, на втором курсе Нельсон проводил по ее гладким, длинным волосам своей рукой».
Опять же – расшифровывайте, не надо писать коротко.

Еще лучше – быстро столкните одного героя с другим. Пусть они встретятся и начнется действие. Позвольте их действиям и словам показать их мысли. А вы сами держитесь подальше от их голов.

Когда начнете избегать мыслительных глаголов, с большой осторожностью используйте пресные глаголы «быть» и «иметь».
Например: «Глаза Энн были голубые», «Энн имела голубые глаза».
Лучше так: «Энн закашлялась и начала махать перед своим лицом, чтобы отогнать сигаретный дым от своих голубых глаз, а потом улыбнулась…»

Вместо бледных, утверждающих «быть» и «иметь» попробуйте раскрыть детали портрета своего героя через действия и жесты. Тогда вы покажете свою историю, а не просто расскажете ее.
И тогда вы научитесь расшифровывать своих героев и возненавидите ленивых писателей, которые ограничиваются «Джим сел около телефона, спрашивая себя, почему Аманда не звонит».

Пожалуйста. С этого момента вы можете меня ненавидеть, но не используйте мыслительные глаголы. Я готов поспорить, после Рождества вы сами не захотите к ним возвращаться.

Домашняя работа на этот месяц.

Выкиньте из каждого предложения мыслительный глагол: устраните его, «расшифровав». А потом пройдитесь так же по какой-нибудь художественной литературе. Будьте безжалостны.
«Марти представил, как рыба прыгает в лунном свете».
«Нэнси вспомнила, как попробовала вино».
«Ларри знал, что он мертвец».

Найдите их и перепишите. Сделайте фразы сильнее.

@темы: попалось, Ура

URL
Комментарии
2015-09-19 в 02:20 

Antonio di
Chile! Chile!! Chile!!!
Нее, через 6 месяцев, конечно, можно научиться нести гусеницы в стиле: "по утрам Кенни отсутствовал, дожидался последнего автобуса, до тех пор пока не брал такси и возвращался домой, где видел, как Моника притворяется спящей – притворяется, потому что она никогда не могла спать спокойно тогда утром", - но сказать, что это будет лучше? А фиг вот. )

2015-09-19 в 02:27 

Снарк
Просветленный пофигист
Если бы советы по стилистике давал не Чак Паланик, они, думаю, были бы убедительнее. Тексты Паланика - отнюдь не образец великолепного литературного стиля.

2015-09-19 в 08:09 

Belasku
Улыбайся чаще...
silver bird,
Прикольно. Мне нравится, как Паланик пишет.
Действительно, интереснее, когда информацию не преподносят тебе как факт, а отставляют простор для домьіслов. Надо бьі перечитать с учетом его советов по стилистике - сам то он придерживался таких правил?)))
А советьі Воннегута тьі читала?

2015-09-19 в 08:55 

silver bird
Haec est autem scriptura, quae digesta est: mane, thecel, phares.
Antonio di, определенно не будет. Отбору фраз должен способствовать личный вкус. Но как упражнение для мозга мне это нравится.

Снарк, я не читала его в оригинале. В принципе я считаю, что те, кто пытается подогнать литературу под какой-то общий принцип ее создания, делают большую ошибку. Мастерство должно нарасть по, так сказать, интуитивному принципу. Однако упражняться тоже следует, почему нет.

Кстати, Стивен Кинг давал прямо противоположные советы. Что-то вроде: "если вы пишете диалог, то для контекста прямой речи не надо ничего изобретать, кроме слова "сказал" - как-то так. Типа "произнес" или вымучил из себя" - это все говно. И вообще советовал быть проще :)


Belasku, сам то он придерживался таких правил?))) Вот вопрос )) А советьі Воннегута тьі читала?
Нет, кажется. Я самого его начинала, но как не пошло.

URL
2015-09-19 в 09:13 

Belasku
Улыбайся чаще...
silver bird,

От Воннегута - чисто для коллекции)))

Я тоже не могу сказать, что в большом восторге от него, и, кстати, как раз не нравится, что он постоянно перескакивает с одного времени на другое, но советьі интересньіе)))

2015-09-19 в 15:49 

Squirry
У него уже сто лет не водилось носового платка. У него был меч. (с) ​
Ыыыоуа! Прастити, был несдержан))) но для меня сейчас это прямо вот откровением стало: мне всегда нравились эти паланиковские текстовые загогулины, когда каждое предложение или абзац - как экскурс куда-то в прошлое, будущее, в сторону, но при этом текст получается связным. А оно, оказывается, по рецепту сделано! И рецепт - вот он!
Правда, опасная штука. Слишком характерный стиль получается. Штамповка " под Паланика".

2015-09-19 в 18:13 

silver bird
Haec est autem scriptura, quae digesta est: mane, thecel, phares.
Belasku, о, спасибо )

Squirry, щас пойду Паланика читать, похоже ))

URL
2015-09-19 в 22:03 

Fidelia Fairyteller
A dream is a goal without a deadline
Ужасно, ужасно не хватает этому треду советов Стивена Кинга "Как писать книги". Единственное, что мне оттуда запомнилось: нужно избавиться от всех глаголов движения и оставить только "ходить". Т.е. по версии Кинга человек пришел, самолет пришел и змея тоже пришел.

Какое же это глупое и неблагодарное дело - учить других писать в твоем стиле.

2015-09-19 в 22:17 

silver bird
Haec est autem scriptura, quae digesta est: mane, thecel, phares.
Fidelia Fairyteller, :lol: :lol: :lol:
Да-да!!!! Надо составить сборник писательских советов и выделить противоречивые пункты!!!!!
И Маркеса туда до кучи. Он вроде тоже что-то советовал. И Лукьяненко )))

URL
2015-09-19 в 22:23 

Fidelia Fairyteller
A dream is a goal without a deadline
silver bird, ну куда же без Лукьяненко... ну ё-моё... :evil: :lol: :facepalm:

было бы интересно написать что-то жуткое экспериментальное, используя все советы всех советчиков одновременно.

2015-09-19 в 22:54 

Belasku
Улыбайся чаще...
silver bird,
Еще как-то встречала совет от Довлатова насчет того, что в предложениях желательно, чтобьі все слова начинались с разньіх букв, но по момму єто фейк.

2015-09-20 в 17:56 

Rendomski
A magician might, but a pineapple never could (C).
А по-моему, вне зависимости от отношения к Паланику, мысль здравая, а упражнение интересное :).
И в меру даже применительно к текстам. Потому что сплошь и рядом авторы обожают декларировать, каким герой был и что чувствовал, но в сюжете это никак не проявляется.

2015-09-22 в 12:43 

chibi-zoisy
– А где голова? – А оно те надо?
*разводит руками* Не стоит игнорировать опыт практиков. Некоторые велосипеды уже изобретены.

Приведенное упражнение - это не "как писать в моем стиле". А как вообще избавиться от бага, присущего слишком "абстрактным" и "виснущим в воздухе" текстам.

У него есть еще и вот неплохой материал.


Приведенный список Воннегута называется "Правила написание короткого рассказа". Короткого!
Еще у Воннегута есть хороший анализ популярных таймлайнов: вот
У Хэмингуэя есть целый очерк. Не думаю, что Эрнест был знаком с творчество М. Ломоносова, но в тексте есть буквально повторение его мысли:

"Те, кто пишут темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно худо скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют."

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Кима ителхаса

главная