Ri
av_orange
Замкнутая кольцевая структура Футарка


Рунический алфавит Футарк, несомненно, обладающий огромной магической силой и отражающий в своём символизме практически все аспекты человеческого бытия, можно изучать бесконечно долго, и каждый раз замечать всё новые и новые смыслы и закономерности. Несомненно, каждая из рун древнего скандинавского алфавита сильна и символична сама по себе. Амулет, состоящий всего лишь из одной руны, обладает очень серьёзной магической силой. Одна-единственная руна, применённая в нужный момент, может спасти человеку жизнь или позволить одержать победу, казавшуюся невозможной. Руны, лежащие в случайном порядке в мешочке не менее сильны. Они способны давать ответы удивительной точности, позволять предсказывать будущее, видеть скрытое и находить наилучшее решение. Руны, разложенные случайным образом, могут помочь опытному магу разобраться в собственных мыслях и чувствах, глядя на то, как в порядке выпадающих символов, как в зеркале, отражаются его собственные переживания.
Но данная работа посвящена не отдельным рунам и не мантике. Руны, как любой алфавит, имеют определённый порядок, последовательность, которая в случае с таким могущественным магическим инструментом как Старший Футарк просто не может быть случайной. Более того, именно в самом алфавитном порядке рун может быть ключ к более детальному пониманию каждого отдельного символа. Если сложнейшие понятия, архетипы человеческого бессознательного, выраженные в форме рунических символов, столетия назад были выстроены именно в таком порядке, значит, в этом должен быть смысл. Таким образом, данная работа посвящена закономерностям, которые проявляются при рассмотрении Футарка как единого целого, а именно, в качестве замкнутой кольцевой структуры.

1. История, рассказанная рунами

Если просто посмотреть на выстроенные по порядку руны, человек, понимающий хотя бы базовые значения рунических символов, сразу увидит, что руны выстроились в повествование, длинную историю, которая может описывать жизнь человека, цивилизации или и вовсе всего мира. Двадцать четыре поворотных момента, ступени, через которые проходит чьё-то существование, двадцать четыре эпохи.
Если рассматривать с точки зрения этой последовательности жизнь отдельного человека, то получится следующее. Сначала есть некий материальный ресурс, обеспечивающий существование, Аудумла, мать, поддерживающая жизнь. Затем появляются физические силы, здоровье и энергия, которую можно применить для достижения цели. Эта энергия пока бесконтрольна, она просто должна проявляться сама по себе, её невозможно сдержать или ограничить. Младенец растёт и готов двигаться, развиваться, он считает себя всесильным, уже само движение доставляет ему радость. Но человек вынужден подчиняться внешним рамкам и осознавать, что его могуществу есть границы. Он учится сдерживаться, терпеть страдания или ввязываться в конфликты для расширения собственной свободы. Жертвуя гармоничным сосуществованием с природой, семьей, матерью, ребёнок поднимается на ноги, чтобы добиться новых вершин, пусть и набив немало синяков на пути к этим вершинам. Отрыв от матери – процесс необходимый, но очень болезненный, но без этой самостоятельности дальнейшая жизнь окажется бессмысленной, оставаясь в блаженной первоначальной гармонии, в которой живёт младенец, человек не может развиваться как самостоятельная личность, способная достичь собственных побед. Этот этап жизни человека соответствует кризису 3-х лет, когда любимой фразой ребёнка становится «я сам». Именно в этом возрасте дети очень часто попадают в несчастные случаи, они познают мир методом проб и ошибок, у них появляются цели, ради которых чем-то приходится жертвовать.
За переломным этапом первых проявлений самостоятельности наступает затишье, ребёнок уже достаточно самостоятелен, чтобы справляться с несложными задачами, которые ведут его к целям, он начинает слушать советы старших, он всё больше мыслит словами, нежели образами. Кстати, именно с этим ряд психологов связывает то, что очень немногие взрослые люди способны вспомнить себя в возрасте до четырех лет – только с возникновением вербального мышления наша память начинает откладывать информацию в удобной для взрослого человека словесной форме.
Дальше наступает следующий переломный этап – ребёнок выходит из семьи, у него возникают отношения с другими людьми, которые не являются родственниками. В современном обществе это связано со школой. Но Райдо – это не только движение, это ещё и разум, а ведь именно первые классы школы связаны с окончательным формированием логического мышления у ребёнка.
После первого шока, связанного с изменением окружения, что очень многие дети переносят тяжело, наступает этап познания – тот самый волшебный период, когда ребёнок уже достаточно освоился в школе, но ещё интересуется знаниями, а не общением как таковым. Это этап, когда самооценка ребёнка зависит от получаемых им ответов, а окружающий мир кажется абсолютно познаваемым, от чего рождается фанатичная жажда знаний. Ребёнок засыпает окружающих людей многочисленными «почему», он уверен, что уже готов узнать и понять всё, начиная от строения солнечной системой и заканчивая квантовой физикой. Здесь преобладает естественнонаучный подход к знаниям: понять, как это всё устроено. В таких знаниях противоречия недопустимы, ребёнку нужны четкие, простые и однозначные ответы, как та однозначная ясность, которую обозначает Кано.
Но постепенно знания отходят на задний план, а в центре внимания оказываются окружающие люди, прежде всего, сверстники. Ребёнок ищет друзей, первую школьную любовь, ему нужно, чтобы его понимали и принимали не только родственники, но и одноклассники. Одних знаний уже не достаточно для того, чтобы пользоваться уважением. Чем больше ребёнок способен взаимодействовать с людьми, чем больше эмоций, доброты, симпатии он отдаёт другим людям, тем больше он получает взамен, и именно от этого общения, действующего не иначе как в процессе, описываемом руной Гебо, зависит гармоничное развитие личности. Постепенно общение и друзья становятся самой главной ценностью. Начинаются конфликты в семье, непонимание, желание быть похожим на сверстников, «не хуже других». Наступает подростковый кризис, во время которого очень многие дети пытаются вырваться на свободу от родителей, они стремятся к приключениям и показательной взрослости, ища радость жизни там, где её ещё рано искать. Сиюминутные увлечения, первые опыты употребления алкоголя, иногда наркотиков, компании тех, кто кажется авторитетным. Все эти развлечения кажутся светлыми пятнами в кризисный период подросткового возраста. Здесь Вуньо отражает ту незаслуженную и несвоевременную радость за которой неизбежно приходит Хагалаз – те самые приступы депрессии, внутренней опустошённости и бессмысленности существования, так характерные для позднего периода подросткового возраста. Подросток нередко чувствует вину за то, что происходило с ним раньше, многое из старых приключений оставляет неприятный осадок, но в Хагалаз есть и позитивное значение – все ошибки останутся лишь опытом, они не будут прямо влиять на будущее. Последствия будут разрушены, тревоги, страхи и депрессия останутся позади, освобождая место для нового опыта, для периода юношества.
Вслед за разрушением иллюзий и страхов подросткового возраста начинается вступление в новую жизнь, полную неизвестности и ответственности за самого себя. Человек вынужден выбрать своё будущее, определиться с профессией, добиваться успехов в дальнейшей учёбе, начинать строить новую взрослую жизнь. Этот период отличается от подросткового возраста, с одной стороны, отсутствием тревоги, а с другой – осознанием необходимости самостоятельно искать пути достижения собственных целей. Многие в этом же возрасте начинают зарабатывать деньги, обеспечивать себя. Человек понимает, что теперь он уже не находится под постоянной заботой родителей, он должен сам продолжать строить свою жизнь. Здесь впервые начинает открываться то, что многое из казавшегося само собой разумеющимся нужно зарабатывать и достигать самостоятельно. Необходимость утвердиться в собственной осознанной самостоятельности заставляет человека проходить через нужду, крушение иллюзий и приводит к практичности, разумности и способности контролировать собственную жизнь. Это уже не школа знаний, это школа жизни, и в зависимости от того, насколько эффективно человек её проходит, он сможет строить дальнейшую жизнь.
После первой школы взрослой жизни наступает период застоя, нового кризиса и неопределённости. Заканчивается период вхождения во взрослую жизнь, и человек приходит к рутине, усталости, апатии. Старые интересы заброшены из-за свалившихся за последнее время дел, новыми обзавестись ещё не удалось. Жизнь становится относительно стабильной, но пока не видно перемен к лучшему: в молодом возрасте сложно найти высокооплачиваемую работу, купить собственное жильё, остаётся только надеяться на то, что когда-нибудь позже всё наладится. Опасность этого периода в том, что самостоятельная жизнь начинает казаться болотом, из которого очень сложно вылезти. Уже прошёл юношеский максимализм, но ещё не пришла уверенность в себе взрослого самостоятельного человека. Исса, с одной стороны, дает стабильность, но с другой мешает развитию, вызывает застой и апатию. Идти назад стыдно, вперёд – страшно, этот этап нужно переждать, большая часть жизни ещё впереди, и молодость – это не время останавливаться.
Период застоя проходит, всё то, что казалось мучительной рутиной, начинает приносить свои плоды. Появляется возможность продвижения по службе, отношения становятся более прочными, появляются новые друзья, любовь, интересы, возникает возможность улучшить условия жизни. Йера медленно, но верно указывает на то, что труд, казавшийся бессмысленным, но, тем не менее, выполнявшийся, принесёт свои плоды, выводя из застоя и возвращая интерес к жизни. Период застоя был необходим, ведь только у умелых факиров дерево может вырасти из зерна за пару часов, во всех остальных случаях на это нужно немалое время.
Достижения предыдущей фазы создают стабильность в жизни человека. Возникает фаза надёжности, когда у человека появляется опора, и он уже может ни от кого не зависеть. У него есть стабильный доход, возможно, семья, перспективы и интересы. Внутренний и внешний мир человека упорядочился, уходит тревога и беспокойство прошлых лет, можно уже не метаться между целями и страхами, а жить спокойной разменянной жизнью, не опасаясь за благополучие следующего дня. Опору не нужно искать или придумывать, она уже есть, достигнутая собственными силами, и от того вызывающая уверенность в себе и чувство гордости. Эйваз, ясень Игграсиль, незыблемая основа мира, которая даже во время Рагнарека лишь затрепещет, но выстоит. Эта опора отличает человека, способного достигать своих целей, от того, кто успел сломаться раньше под тяжестью прошедших кризисов. Можно сказать, что на стадии Эйваз материальное благополучие уже переходит из самоцели в один из ресурсов, необходимых для дальнейшего развития. Это как раз та стадия, о которой можно думать, твердя, подобно заклинанию, в подростковом возрасте и во время юношеской неуверенности «всё будет хорошо». Несомненно, эту стадию нужно достичь, сама по себе она не наступит, но если есть цель, то всегда найдётся способ её достичь.
Когда материальная сфера жизни стабилизировалась, возникает новый всплеск развития внутреннего. Кризис середины возраста, жизненные потрясения, меняющие картину мира, или новые знания, заставляющие переосмыслить всё, что было раньше, вновь нарушают размеренность жизни, заставляя сталкиваться с новыми вопросами. Но эти вопросы касаются не того, как дальше работать и какой автомобиль купить, они относятся к куда боле важным и сложным вещам – тайна жизни и смерти, переосмысление религии, воспоминания о старых мечтах, которыми когда-то пришлось пренебречь. Круговорот событий вызывает депрессии, потрясения, иногда привычная жизнь может разрушиться именно из-за этих конфликтов во внутреннем мире. Новые проблемы и новые вопросы намного серьезнее тех, что возникали прежде. Новая цель может стать одержимостью, ещё не оформившись в чёткий план действий, она действует скорее разрушительно, нежели созидательно. Жизнь не может стать прежней, душа начинает метаться, ища новые смыслы. Возникает опасность сумасшествия, депрессий, самоубийств, серьёзных ошибок и рискованных предприятий. Перто беспощадна и неизбежна, она раз и на всегда изменит привычную жизнь.
После первого взрыва человек вновь вспоминает об осторожности. Осмысляя произошедшее, он перестраивает своё отношение к жизни, пытаясь вновь найти гармонию. Осторожность может сменяться страхом нового, боязнью действовать и постоянными оглядками на окружающих. Но в конечном итоге появляется возможность идти к новой цели, и этот переход обойдётся наименьшими потерями. Уже накопленный жизненный опыт даёт шанс увидеть новые смыслы, возможно те, о которых когда-то давно пришлось забыть ради того, чтобы выжить, удержаться и добиться Эйваз. Тьма Перто под защитой Альгиз приводит к тому, что в жизни человека появляется Совуло – смысл, к которому нужно и хочется идти. И здесь уже ничто не сможет помешать. Весь мир поможет добиться желаемого, удача будет на стороне того, кто вспомнил и нашёл ту самую «свою стезю», как её описал Пауло Коэльо. Яркий и тёплый солнечный свет наполняет душу, вновь давая возможность мечтать, но теперь мечты уже могут спокойно воплощаться в жизнь. Жизнь наполнена смыслом, и ради этого Солнца стоило пережить всё, что теперь осталось позади. На этом этапе человек живёт в полном смысле этого слова, он имеет право на счастье. Сложным окажется лишь последний рывок, но если цель того стоит, Тейваз только укрепит силы и даст почувствовать радость победы. Смелость, решительность и справедливость позволят не просто идти к цели, но и дойти до неё, добиться всего, к чему человек стремился и о чем мечтал. Пусть последний рывок будет сложнее, чем все предыдущие шаги, но он стоит того, чтобы его сделать.
Цель достигнута, победа одержана, осталась внутренняя гармония, подобная той, что человек чувствует, находясь на природе. Счастье и уверенность, появляются новые интересы, но это уже не лихорадочное движение к цели, а спокойная заинтересованность умудрённого опытом победителя. Человек находится в гармонии со своей жизнью. Он имеет право расслабиться, подобно тому, как расслабляется ребёнок рядом с нежной, заботливой матерью. Психологический смысл руны Беркана заключается в ощущении заботы и любви, это возможность забыть о тревогах и наслаждаться жизнью. Конечно, длительное пребывание в таком состоянии может вызвать застой, но после достижения цели человек имеет право на отдых.
Отдых заканчивается новым душевным поиском, переосмыслением и познанием мира уже с новой точки зрения: с вершины собственного опыта. В очередной раз пересматривается картина мира, человек снова стремится к знаниям, он продолжает свои поиски, подобно тому, как Один на Слейпнире объезжает миры Иггдрасиля, постоянно узнавая что-то новое. Человеку уже доступно понимание того, что раньше казалось лишь запутанной абстракцией. На этом этапе создаются лучшие художественные произведения и научные труды, учёные-практики начинают заниматься методологией, создаются научные теории, написать которые человек в более молодом возрасте не решался.
Это познание помогает окончательно разобраться в собственном мировоззрении, увидеть мир и своё место в нём, занять прочную позицию в обществе и прийти к целостности собственной личности – Маннац. Понятие «я» уже не кажется запутанным и неопределимым, человек понимает и принимает себя таким, какой он есть, со всеми его ошибками и достижениями, со старыми победами и новыми целями. Человек постигает мудрость, и теперь для него открывается возможность видеть окружающий мир, не коверкая его восприятие рациональными построениями, знания понятны на интуитивном уровне, на любой новый вопрос можно найти ответ, и для того, чтобы его понять, вовсе не обязательно доказывать себе что-то с помощью логических умозаключений. Восприятием и познанием теперь правит Лагуз, расширяющая границы человеческого понимания.
Футарк подходит к концу, так же, как и жизненный цикл. Ингуз – руна завершённых действий, целостности и подведения итогов. В психогенетическом подходе Эрика Эриксона последний кризис человеческого развития, наступающий уже в зрелом возрасте, и нередко начинающийся в момент выхода на пенсию, считается кризисом интеграции либо чувства безысходности, в зависимости от того, как была прожита вся жизнь. Ингуз указывает именно на идеальную интеграцию человеческой личности, на подведение итогов всех жизни и доработку всего, что ещё не было закончено.
После этого наступает период тихой спокойной старости в собственном доме в кругу семьи. Отила как нельзя лучше отражает этот спокойный, размеренный период жизни, подходящей к своему логическому завершению. Это плавное течение прожитой в полном смысле этого слова жизни прервется пламенем погребального костра, которое перевернёт страницу этой жизни и, возможно, откроет новую. Не случайно в единственном исконно скандинавском, а не южногерманском, сказании о героях их Старшей Эдды Хельги и его возлюбленная после смерти рождаются вновь… История человеческой жизни, описываемая рунами Старшего Футарка, показывает идеальный вариант того, к чему должен стремиться человек. Естественно, далеко не каждый способен прожить такую жизнь, человеку мешают как собственная слабость, так и внешние обстоятельства, но тот, кто сможет пройти путём, обрисованным рунами, сможет в полной мере прочувствовать, что такое жизнь, наполненная истинным смыслом.
Очевидно, что порядок рун Старшего Футарка отражает процесс онтогенеза, который в данном случае мы рассмотрели с точки зрения жизни одного человека, но ведь точно также эта последовательность может описать жизнь цивилизации или и вовсе мира, который, как известно, возник из тела Имира, вскормленного коровой Аудумлой, личной руной которой является Феху, и погибнет в пламене Муспелльсхейма, в который ведёт Дагаз.
Логичность последовательности рун в Старшем Футарке, таким образом, объясняется описанием онтогенеза через порядок рунических знаков. Но помимо этого, есть ещё одна уникальная особенность, которая ещё раз подчёркивает цельность и логичность древнего алфавита.

2. Радуга рун

Если внимательно посмотреть на радугу, мост, по поверью скандинавов соединяющий Муспелльсхейм с Асгардом, можно заметить одну очень интересную особенность спектра: семь основных цветов, не похожих друг на друга, переходят из одного в другой так плавно, что невозможно увидеть резкую полоску, после которой, например, жёлтый становится зелёным или зелёный синим. Все контрастные части спектра переходят одна в другую удивительно плавно. То же характерно и для Старшего Футарка. Если рассмотреть находящиеся рядом руны, они всегда будут связаны друг с другом либо в чём-то общим значением, либо одна будет следствием другой.
Рассмотрим это предположение на конкретных примерах. Связь Феху и Уруз вполне логична: Феху – корова Аудумла, Уруз – бык, как олицетворение животной силы, то есть эти руны – различные значения одного и того же проявления символа скота. Скот для скандинавов был основой жизни, поэтому, две руны, связанные с ним, обозначают скот как внешний ресурс, то есть благосостояние (Феху) и скот как внутренний ресурс, то есть сила, идущая от питания и физическая сила самого животного (Уруз).
Переход от Уруз к Турисаз также логичен. Уруз – это жизненная энергия, ищущая выход, которую необходимо направить на достижение цели. Турисаз – это резкое движение в сторону цели, рывок, способный сдвинуть дело с мёртвой точки, но очень часто задевающий и самого мага. В практическом применении у этих двух рун одно из возможных действий в рунескрипте полностью совпадает: толчок для резкого изменения ситуации. Лишь немного отличается оттенок этого импульса, Уруз ействует более позитивно, она чаще используется в рунескриптах на излечение, на позитивные изменения, в то время как Турисаз – руна скорее атакующая, она может спровоцировать куда более сильный рывок, чем Уруз, но и последствия могут быть намного серьёзнее.
Переход от Турисаз с Ануз куда менее очевиден. Вероятно, ключом к пониманию этого перехода будет значение Ансуз, при котором она обозначает освобождение от оков, как оков разума, так и оков слабости, безволия или обстоятельств. Турисаз прорывает эти же оковы силой, нанося раны и тому, кто пытается вырваться. Несмотря на воздушность руны Ансуз, которая ассоциируется скорее с расслабленностью, нежели с силой, эта руна по-своему очень сильна, и соседство с Турисаз позволяет более ярко увидеть именно эту силу, которая действует неявно, но эффективно.
Сходство Ансуз и Райдо заключается в том, что обе эти руны подразумевают свободу, Ансуз – лёгкость воздуха, Райдо – движение ради движения. Например, если ехать на лошади, при этом пустить её галопом, то символически почувствуется и Ансуз, и Райдо, которые вместе составят общее ощущение свободы.
А вот соседство Райдо и Кеназ позволяет увидеть ещё одно очень важное значение руны Райдо – объединение противоречий. Если противоречивая информация создаёт в сознании человека когнитивный диссонанс, понимание становится невозможным. Приведение противоречий к некоторому общему знаменателю и позволяет прийти к ясности. Таким образом, Райдо приводит к Кано за счёт примирения противоречащих фактов.
Кеназ и Гебо вместе говорят о том, что ясность создаёт почву для взаимодействия с окружающим миром. В незнакомой обстановке человек более склонен защищаться, нежели открыто взаимодействовать с окружающими.
Соседство Гебо и Вуньо подчёркивает основное значение руны радости – отдых, восторг, возможность расслабиться, единение с богами, наполняющее душу радостью. Вуньо при этом указывает на то, что сотрудничество, предлагаемое руной Гебо, приятно. А вот стоящая с другой стороны от Вуньо Хагалаз отражает обратную сторону радости – похмелье. Если радость не является заслуженной, за периодом расслабленности придет период опустошённости, разрушения чего-то, что было раньше. Таких ситуаций немало. Например, когда обычная жизнь начинает угнетать человека, в какой-то момент может возникнуть порыв пьянящей радости, желание куда-то вырваться, а потом уже будь что будет. Обычно это приводит к крушению много из привычной жизни и сначала кажется платой за незаслуженную радость, но действие Хагалаз подразумевает возникновение нового на месте руин. Но это новое не возникнет само по себе, и указанием на это является соседняя с Хагалаз Наутиз.
Сходство Наутиз и Хагалаз очевидно уже при первом взгляде на Футарк. Обе руны ведут в миры мёртвых (Нифльхейм и Нифльхелль соответственно), обе воспринимаются как негативные, на если Хагалаз – это кризис и разрушение, то Наутиз – последовательный, хоть и трудный, путь выхода из этого кризиса. Обе руны используются при нанесении порчи, но при этом для защиты они являются антидотами друг от друга. Наутиз, нанесённая на ноготь, способна защитить от воздействия Хагалаз, особенно если оно выражено в форме яда, Хагалаз может разорвать негативные привязанности к людям, деятельности и событиям, навязанные использованием Наутиз.
Наутиз и Исса схожи в плане принадлежности к стихии льда, кроме того, Иссу также иногда считают проводником в Нифльхейм, хотя на мой взгляд, она всё же скорее относится к Утгарду. Обе руны сковывают свободу человека, только Наутиз – действиями и обязательствами, а Исса – бездействием и застоем, но при этом они являются очень сильными защитными рунами, способными защитить от атак, в основе которых лежит грубая сила.
Соседство Иссы и Йеры указывает, с одной стороны, на длительность результата, пусть и гарантированного, который даётся руной Йера, а с другой на то, что застой Иссы всё же временное состояние, после которого движение возобновляется. Обе руны отражают спокойствие, хотя Исса намного сильнее и иногда вызываемое ей отсутствие резких эмоций угнетает. При медитации на Иссу очень часто появляется внутренняя тревога при внешнем спокойствии. Лично я при такой медитации один раз потеряла сознание, и восстановление была как раз похоже на действие Йеры – медленное и закономерное. Символически это можно описать как колесо, которое остановилось, но затем постепенно вновь начало двигаться.
Йера и Эйваз символизируют две стороны одного понятия – стабильности. Если Йера – это стабильность движения, стабильность смены времён года, стабильность получения урожая после посева, стабильность дохода в результате работы, то Эйваз – это стабильность в прочных отношениях, стабильность в наличии материальных благ. Образно – Йера – это стабильность в биении сердца и дыхании, Эйваз – в позвоночнике.

@темы: скандинавистика, религия оккультизм теософия магия, наука, история