<S>
Я личность творческая – хочу творю, хочу вытворяю.
Ресурсы
Краткая энциклопедия символов
Краткая энциклопедия символов

Статьи, цитаты и то прочее, что будет встречаться мне о тех символах, которые интересны

Ворон

Галина Бедненко. Образ Ворона у индоевропейцев
***
Ворон издавна считался птицей не просто загадочной, но и мистической. На протяжении веков чёрному мудрецу люди присваивали самые разные способности, выходящие за грань реальности. При этом каждая культура по своему смотрела на эту чудесную тёмную птицу.

В Западной Европе ворон, как и его близкая родственница ворона, считается птицей утрат, войн и смерти. Корни этой символики кроются в европейской мифологии: отчасти воинственной кельтской, отчасти скандинавской, где верховном бог Один всегда и всюду был сопровождаем двумя воронами.

В греческой культуре ворона связывают с солнечным Аполлоном и мудрой воительницей Афиной. В образе птицы чётко прослеживается параллель с небывалой рассудительностью, высшей квинтэссенцией разума. Кроме того, как верный спутник Аполлона ворон древними греками наделялся ещё и даром предсказания.

В Китае трёхпалый ворон был эмблемой династии Шу. Китайцы верили, что божество в образе птицы обитает на солнце, и отвечает за основные солнечные небесные фазы. Японская религия синтоизм наделяет ворона любовной символикой. Кроме того, японцы воспринимают ворона ещё и как посланца богов.

Африканцы смотрят на ворона, как на предсказателя. Южные народы искренне полагают, что эта птица может предупредить человека об опасности и даже помочь ему в поисках пути на безопасную равнину жизни.

Еврейская традиция воспринимает ворона не столь однозначно. В этой птице евреи видят как символ нечистоты (видимо, из-за того, что ворон питается падалью), так и символ мудрой проницательности. Североамериканские индейцы, подобно евреям, также не могут твёрдо определиться в своём отношении к этой птице: с одной стороны они видят в вороне чуть ли не верховного бога всех животных, с другой – считают его самым коварным обманщиком и хитрецом.

Отношение славян к ворону и просто выходит за грань фантастики. Чего мы только не наблюдаем в этой птице! Чёрный цвет, символизирующий у нас тьму, в древнерусском представлении связывает ворона с царством мёртвых. Как птица долгоживущая, ворон воспринимается русскими людьми, и как символ небывалой мудрости, что, в свою очередь, выводит нас на предсказательный талант «вещего ворона». Русская народная традиция соотносит чёрную птицу с хранителем кладов и чудесных источников с мёртвой и живой водой. В русских народных сказках ворон часто рисуется неотъемлемым спутником нечистой силы. Более мягкая воронья символика проявляется в женском образе ворона и связывается с семантическим названием этой птицы: ворона – та, которая ворует.

Как трупная птица чёрного цвета с зловещим криком Ворона хтоничен, демоничен, связан с царством мёртвых и со смертью, с кровавой битвой ..., выступает вестником зла. Поскольку Ворон в поисках пищи копается в земле, он связывается и с нею; как всякая птица, Ворон ассоциируется с небом. Связь Ворона с этими тремя сферами определяет то, что он ... наделяется шаманским могуществом и, в частности, выполняет посреднические функции между мирами — небом, землёй, загробным (подземным или заморским) царством, являясь, таким образом, медиатором между верхом и низом.
Ворон воспринимается как медиатор ... между летом и зимой (он неперелётная птица), сухим и влажным, солёной и несолёной влагой (связь Ворона или созвездия Ворона с сухим сезоном почти универсальна, сухостью в некоторых мифологиях мотивируется «голос» Ворона; как посредник между водой и сушей он участвует в мифах о потопе; создавая «сушу», Ворон достаёт горсть земли со дна моря; он добывает воду и делает реки, причём пресную речную воду он иногда берёт у хозяев солёного моря).
Умение подражать человеческой речи, а возможно и долголетие, способствовали возникновению представлений о Вороне как о мудрой вещей птице ... . Наряду с этим ... Ворон воспринимается как посредник между мудростью и глупостью (он — «мудрый» шаман и плут-трикстер, попадающий впросак или совершающий «безумные» поступки). Ворон является медиатором между мужским и женским началом (ср. его попытки изменить пол, «выйти замуж», и т. п., сопоставимые с шаманством превращённого пола). Выступающий в мифах как существо двойной антропозооморфной природы, Ворон выполняет медиативную функцию между человеческим и животным. Участие Ворона в основных мифологических оппозициях способствует его роли как «серьёзного» культурного героя и одновременно шутника-трикстера. Как культурный герой Ворон осуществляет медиацию в оппозиции природы и культуры.
Ворон — центральный персонаж в мифах некоторых народов Северной Азии и Северной Америки, ... . ... Ворон выступает как первопредок — демиург — культурный герой, могучий шаман, трикстер ... . Он фигурирует в двух ипостасях — антропоморфной и зооморфной, и типологически близок тотемическим первопредкам двойной антропозооморфной природы в мифологиях других американских индейцев и австралийцев. Его деятельность в мифах отнесена ко времени мифического первотворения что, в частности, делает возможным сочетание функций «серьёзного» культурного героя и плута-трикстера в одном персонаже.
... В палеоазиатском фольклоре Ворон-трикстер и прожорлив, и похотлив, но его основной целью является утоление голода. В Северной Америке похотливость приписывается другому трикстеру — Норке, а для Ворона характерна только прожорливость.
... Ворон-трикстер готов на любой коварный обман, часто торжествует, но бывает и одурачен. Если он выступает как представитель семьи ..., его трюки удаются, когда они направлены против «чужих», и проваливаются, когда Ворон действует в ущерб «своим», нарушает физические или социальные нормы ... . Трюки Ворона противостоят нормальной социальной деятельности его детей, «дополнительны» ей, воспринимаются как паразитарная форма поведения и являются шутовским дублированием, пародийным снижением его собственных деяний как культурного героя и могучего шамана.
В якутской мифологии Ворон — атрибут Улу Тойона, мифического главы чёрных шаманов и имеет демонический характер, в эвенкийских мифах Ворон иногда выступает в роли неудачного, непослушного помощника бога-творца. На Севере Америке у индейцев других племе сказания о Вороне встречаются только спорадически, но там известен миф о потопе с участием Ворона ... .
... В библейском описании потопа ..., в полном отличии от вавилонской версии Ворон выступает как дурной вестник, а голубь как хороший. Эта же трактовка становится ярче в поздний еврейской (постбиблейской) и мусульманской традициях ... . В средневековой христианской традиции Ворон становится олицетворением сил ада и дьявола, а голубь — рая, святого духа, христианской веры (крещения). Так же интерпретация опирается, повидимому, как на еврейскую традицию, отражает иудаистское деление животных на чистых (голубь) и нечистых (ворон), так и на дохристиански-мифологические представления народов Европы, в которых Ворон имеет отчётливую хтоническую характеристику и фигурирует как птица, приносящая несчастье. ... Ворон фигурирует в описаниях битв, предвещает гибель героев. ... Отчетливой хтонической характеристики античный Ворон не имеет.
Поверья о том, что Ворон. приносит несчастье, зафиксированы в Северной Африке. Передней, Южной и Восточной Азии. В Древнем Китае ворон был солярным символом; лишние солнца, убитые стрелком И, мыслились как Ворон. Демоническим персонажем Ворон является в русских сказках (Ворон Воронович).

Ворон стал центральным персонажем мифов многих народов Северной Азии и Северной Америки, особенно жителей тундры и морских побережий – чукчей, коряков, ительменов, индейцев-тлинкитов, эскимосов и др. ... Дальше на юг ворона чаще побаивались, чем почитали.
У коряков и ительменов ворон считался первопредком. У чукчей он – главный герой мифов творения. ... В мифах коряков ворон добывает пресную воду у хозяев моря, похищает небесные светила. По представлениям ительменов, ворон Кутх вместе с сестрой сместил землю с неба, где и сам раньше находился, или же сотворил ее из своего сына. Горы и долины – следы пребывания этой птицы на Камчатке. Ворон побеждает злых духов шаманскими силами и хитростью, как могучий шаман защищает от них свое семейство и людей. Он не всегда положительный герой фольклора, может быть хитрым и коварным, добиваясь своих целей. Ученые считают, что описанные в сказках брачные похождения детей Ворона отражают становление организации общества, в частности, появление экзогамии (Мифы народов мира, 1980-1982).
Жители Арктики узнают о том, когда приходят олени во время миграций, по появлению воронов, которые сопровождают оленьи стада, питаясь остатками жертв волков и трупами погибших оленей. (Хейнрих, 1994).
У эскимосов ворон выступает в качестве культурного героя.(Мифы народов мира, 1980-1982).
Предки эстонцев скорее боялись, чем почитали ворона. По их представлениям он предвещает смерть или несчастье. Эстонцы верили, что под крылом ворона есть особое белое перо, которому приписывали чудодейственную силу. Завладевший им якобы может стать счастливым или творить чудеса. Чудодейственной силой обладал и так называемый “вороний камень”, при помощи которого можно лечить разные болезни, отвращать зло, понимать язык птиц. По поведению ворона предсказывали погод.(Rootsmae, 1989).
У римских авгуров ворон считался одной из главных птиц-оракулов. ... Исключительно большое значение “ясновидению” ворона придавали древние греки. Не меньше присматривались к воронам и германские племена. Для них он был прежде всего военным оракулом. ... У германцев было принято вообще оставлять павших на поле боя непогребенными для священных животных Вотана – воронов и волков. Пережитки древних верований сохраняются местами до сих пор. В Богемии, например, летящий слева ворон и сегодня вещает несчастье (Gattiker, Gattiker, 1989).
В скандинавских легендах описывается, как ворона посылают на разведку новых земель потому, что нет других птиц, кроме него, способных к длительному полету на большие расстояния, обладающих острым зрением, осторожностью и сообразительностью. Только такая умная и сильная птица может добыть нужный секрет и ничего не напутать. В старых ирландских легендах ворон предсказывает будущее, и сохранившееся в ирландском языке выражение “знание ворона” означает умение видеть и знать все, что случается. У викингов ворон был символом борьбы и победы. Воронов они старались захватить с собой в многочисленные походы, и птицы не сопротивлялись этому. Они следовали за викингами по той же причине, по которой волки и сейчас сопровождают стада карибу во время миграций – в поисках пищи. Викинги почитали ворона и боялись его неожиданного появления.(Хейнрих, 1994).
Большая черная, каркающая, питающаяся падалью да еще всезнающая птица считалась у многих народов вестником смерти. Появление ворона на крыше дома предвещало скорый конец одного из его жильцов. Если он при этом еще и трижды каркнет, значит вообще наступают последние часы. В Берне считалось, что если три вороны пролетят над домом, в нем скоро кто-нибудь умрет. Дурной приметой было и если ворон садился хвостом к дому. По поверьям латышей, крик ворона или вороны предвещал смерть близкого друга или войну. В Бретани считалось, что если ворон прокричит три раза – умрет мужчина, два раза – женщина. В Богемии полагали – если ворон залетел в сад, значит живущая в доме девушка вскоре потеряет невинность (Gattiker, Gattiker, 1989). Слетались вороны и к трупам казненных. Воспоминания об этих событиях закрепились в языке: “воронов камень” в старом английском обозначает место казни (Хейнрих, 1994).
В культуре языческой Руси врановые птицы играли значительную роль, отношение к ним было положительным. Вороны в мифах и сказках принадлежат к пантеону богов, их изображают сидящими на дубе – священное дерево славян, символизирующее мировое древо. Птицы именуются мудрыми и вещими, они посвящены в таинство живой и мертвой воды, разыскивают и приносят ее для воскрешения героев сказок. Кроме того, ворон – символ живительного весеннего дождя и очищающего весеннего грома, пробуждающего природу от зимнего сна (Лебедев, Константинов, 1996).
Кто убьет ворона, у того никогда не будет разводиться скот. В русских сказках ворон – птица вещая, самая мудрая. Ее наделили даром слова и предвещаний. В гнездах ворона незримо хранятся золото, серебро и самоцветные камни, он достает и приносит “живую” и “мертвую” воду, золотые яблоки. Ворон, как громоносная птица, гнездится в темных тучах, закрывающих “блестящие светила”. В четверг, день, посвященный Перуну, ворон купается в “живой воде” дождя. Карканье ворона предвещает рождение сына – считали на Руси.


Тис

Тис (Taxus лат., Iúr ирл., Iubhar гаэл., Ywen валл., Ivenenn бретон., If франц., Idegran швед, Eibe нем.) - род вечнозеленых хвойных деревьев и кустарников с многочисленными декоративными плодами - ярко-красными ягодами. Тис чрезвычайно долговечен и очень медленно растет. Средний его прирост в толщину — 1 мм в год. Он достигает высотой 10—20 м, в отдельных случаях выше, максимальный зафиксированный диаметр ствола — 5 м достигнут за 4000 лет.
Тис-кустарник — распространенное декоративное растение классического английского сада. Из стриженых тисов создают живые изгороди, декоративные скульптуры и лабиринты.

В древесине, коре, побегах, хвое и семенах тиса содержится ядовитый для человека и животных алкалоид «таксин», который парализующе действует на сердце, вызывает конвульсии и остановку дыхания. Достаточно вытяжки из 50 граммов хвои тиса, для того, чтобы убить человека. Съедобна, и приятна на вкус, только мякоть ягоды - она служит пищей птицам, которые разносят семена тиса.
По легендам, из тиса изготавливали яд, которым пользовались ведьмы.
Известно, что кельтские лучники смазывали ядом тиса наконечники своих стрел.

Концентрация яда в древесине, особенно старых тисов, настолько велика, что в старину, если надо было отравить человека, ему просто подавали вино в красивом резном кубке из тисового дерева.
Древесина тиса имеет красно-бурое ядро и резко отграниченную узкую желтовато-белую заболонь (наружный, менее плотный слой, лежащий непосредственно под корой).
Из-за своей прочной и практически «вечной» древесины, обладающей сильными бактерицидными свойствами — она убивает даже те микроорганизмы, что имеются в воздухе, — тис ягодный, некогда занимавший очень большую территорию, был почти полностью истреблен человеком. Дом, в котором хотя бы потолочные балки сделаны из тиса, был надежно защищен от болезнетворной инфекции, что чрезвычайно ценилось в эпоху массовых эпидемий. Когда тиса перестало хватать на строительство, из него начали изготавливать мебель, хотя даже опилки тиса после его переработки - ядовиты. Мебель из тиса была настолько редкой и дорогой, что даже упоминалась в летописях и сказках. Часто встречающиеся в русских сказках столы и кровати тесовые были сделаны из тиса.
Благодаря этому у древних кельтов тис считался деревом королей (в то время как дуб - деревом друидов). В древневаллийской поэме "Битва Деревьев" упоминается: "...А королем был тис, что первым в Британии правил..."

Древесине тиса не страшна вода – металл в воде приходит в негодность раньше, чем тис. В Восточной Англии и Ирландии в торфяных болотах находили стволы тисов, пролежавшие там сотни лет, и после просушки изготовляли из них мебель.
Древние викинги из тиса делали гвозди, применявшиеся при постройке судов.
Наряду с кедром тис считался в древности и на Западе и на Востоке самой ценной породой для гроба (тисовый гроб стоил баснословно дорого), а в Древнем Египте из тиса делались саркофаги.

Гибкость тисовой древесины и ее крепость стала причиной того, что из тиса начали делать длинные луки, которыми так прославились в средневековье английские лучники. Позже такие луки сотнями тысяч экспортировались из Англии в континентальную Европу.

Тис обладает рядом специфических, необъяснимых особенностей.
Его ствол, по достижении деревом 400-500 лет, становится полым изнутри, хотя дерево продолжает расти, формировать ветви и крону. В полом стволе могут появляться т.н. воздушные корни, образуя новый ствол. В результате одно дерево с возрастом представляет собой переплетение стволов. Даже если показалось, что дерево мертво, - поврежденное молнией, или по какой-то причине лишившись части ствола, - оно может вдруг образовать новый ствол и, омолодившись таким образом, продолжить свою жизнь, вечную с человеческой точки зрения. К тому же, из-за того, что ствол становится полым, невозможно вычислить точный возраст дерева по годовым кольцам.

У древних кельтов тис был символом бессмертия, а полые стволы тисов считались воротами в Иной Мир. Эти деревья с темно-зеленой хвоей и причудливо переплетенными стволами росли в местах, почитавшихся у друидов священными, там хоронили королей и проводили ритуальные сборища. Традиция устраивать кладбища в тисовых рощах не угасла и с приходом христианства. Видимо, уповая на способность пережить собственную смерть, люди с незапамятных времен высаживают тис на кладбищах вместе с другими вечнозелеными деревьями-долгожителями.
Говорят, что тисы, растущие на кладбищах, протягивают свои корни ко ртам мертвецов. Эта история получила чудовищное подтверждение в 1990 году в городке Селборн в Гемпшире, когда ураган повалил кладбищенский тис. Из-под земли показались три десятка черепов «нанизанных» на корни.

Некоторые кладбищенские тисы «кровоточат». Периодически из отверстий в их коре вытекает темно-красная или бурая жидкость (как это выглядит, показано в фильме "Сонная Лощина";).

Хотя по народным поверьям прикосновение к тису приносит удачу, сам тис, вероятно благодаря своим специфическим «дезинфекционным» особенностям, вызывает чувство страха в его присутствии.
Естественные тисовые рощи, которые до сих пор сохранились кое-где в Европе - это места с интенсивной энергетикой. Вероятно, друиды специально высаживали там тисы. Как бы то ни было, но даже среди бела дня современный путник, попавший в тисовую рощу, испытывает странный трепет, что говорить про древних язычников, совершавших там свои обряды в рассветном тумане. А в жаркий полдень, как говорят, тисовая роща насыщается испарениями, которые могут ввести человека в транс.

Этой особенностью тиса пользовались друиды, проводя свои церемонии и бросая в священный костер тисовые ветви.
Из тиса у древних кельтов изготовлялись и Белые палочки друидов, которые использовались при прорицании и других магических ритуалах. На выструганные одинакового размера палочки наносились буквы алфавита деревьев – алфавита Огама, палочки складывались в мешочек, встряхивались и доставались по одной, формируя пророчество или ответ на поставленный вопрос.
Четырьмя тисовыми прутьями в обрядовых целях позже пользовались филиды – ирландские преемники бардов, членов друидической жреческой касты.

Алфавит Огама (Огма – ирландский бог, воплощение юного бога-Солнце, по преданию изобретший алфавит), как и руническое письмо, это больше, чем привычный нам алфавит, предназначенный для того, чтобы записывать звуки. В преобладающей в те времена устной культуре, они служили способом передачи магических знаний. Древние кельты никогда не пользовались письменностью для передачи своих знаний последующим поколениям. Но это вовсе не значит, что письменность как таковая была им не известна. Они просто не употребляли ее для архивирования и запоминания фактов.
В алфавите Огама тису (Idho) соответствовал
символ, связанный со смертью и возрождением.

Традиция употребления алфавита Огама как формы речи прошла сквозь века и в примитивном виде использовалась последователями бардов филидами после гонений на ирландцев. Она заключается в составлении зашифрованных посланий, когда слоги или буквы заменяются названиями соответствующих им деревьев.
К примеру, фраза «Здравствуйте, дорогие друзья», если вместо буквы «д» использовать слово «дуб», звучала бы так: «Здубравствуйте, дуборогие дубрузья».

@темы: символы