<S>
Я личность творческая – хочу творю, хочу вытворяю.
21.10.2011 в 13:17
Пишет kate-kapella:

Размышления о персонажах литературы и кино
Давно хотела систематизировать свои размышления о персонажах литературы и кино. В качестве примеров буду использовать широко известные произведения, которые часто экранизировались.

Персонажей любых художественных произведений – литературных или кино – я делю на три группы.

1. Канонические
Это персонажи, которых автор придумал не сам, а взял из истории или других произведений для создания нужного колорита. Канонические персонажи помогают читателю сориентироваться во времени и месте происходящего, а иногда даже в жанре произведения. Если их заменить на других героев, то произведение практически ничего не потеряет в сюжете, но зато потеряет в атмосфере. Канонические персонажи уже имеют какие-то заданные константы, о которых знает большинство читателей, поэтому они создают нужное автору впечатление без дополнительных пояснений.
К примеру, в «Трех мушкетерах» герцог Бекингем не слишком важный персонаж, захотел бы Дюма, и королева Анна отправила бы подвески кому-нибудь другому. На сюжет это особо не повлияло бы. Но тогда пропали бы все намеки на какие-то прошлые скандалы (хорошо известные французскому читателю), связка между выдуманными и историческими событиями стала бы выглядеть натянуто, да и сам образ пришлось бы очень тщательно прописывать – надо же было бы объяснить, как Анну угораздило потерять голову.
Можно сказать, что канонические персонажи освобождают авторов от лишней работы. Вводишь, к примеру, в книгу Петра I, и читатели ждут эффектных жестов вроде вытаскивания пушек из грязи. А не будет этих жестов – все равно не страшно, ведь читатели знают, что они все равно были, хоть и за кадром.
Ну и наконец, канонические персонажи – это то, на чем держится весь фанфикшен. Именно они определяют мир, о котором пишется фанфик. Герой может просто открыть дверь, но от того, кого он за ней увидит, зависит, что увидит читатель.
Дверь открылась и я увидела…
…Худощавого юношу с типично гасконской физиономией и в голубом мушкетерском плаще…
…Лохматого подростка в черной мантии и гриффиндорском шарфе…
…Прекрасную женщину, в глазах которой светилась вековая мудрость. От смертных ее отличали только заостренные ушки.

Разве воображение не дорисовывает сразу все то, что без этих канонических персонажей пришлось бы описывать долго и тщательно? Хватает одного канонического героя, чтобы описываемый мир обрел нужные краски.

2. Сюжетообразующие
Это персонажи, вокруг которых как раз и строится сюжет. Собственно, убери их, и от книги или фильма ничего не останется. И не важно, насколько они хорошо прописаны, или нравятся ли они читателям.
К примеру, Диана из романа «Графиня де Монсоро» не нравится подавляющему большинству читателей (а тем более читательниц:)), но на ней держится одна из двух линий книги. Ее нельзя убрать, уменьшить ее роль, или изменить какие-то черты ее характера. Любое хоть небольшое изменение повлечет за собой изменение в сюжете.
Причем, сюжетообразующими персонажами могут быть как главные герои, так и второстепенные. Констанция Бонасье, например. Она занимает в романе не так уж много места, но при этом постоянно направляет сюжет. Именно благодаря ей герои ввязываются в аферу с подвесками, а потом из-за нее же принимают окончательное решение насчет миледи.
Сюжетообразующих персонажей можно отследить по экранизациям (особенно для тех произведений, которые часто экранизируют). Та же Констанция есть в любой экранизации мушкетеров. Она может быть не женой, а дочерью Бонасье, может не умереть в конце, может даже зваться другим именем, но она всегда есть. А иначе кто же будет разговаривать с королевой о мужиках и посылать д'Артаньяна на опасные задания:))

3. Украшающие
Ну и третья группа персонажей – те, которые служат для украшения сюжета. Их можно заменить на других (имеется в виду не на точно таких же, а вообще других – другого пола или возраста) или вообще выкинуть – сюжету это не повредит, ничего особо переписывать не придется, да и общий дух произведения не изменится. Но красоты поубавится, на то они и украшающие персонажи. Многие из них бывают очень популярны у читателей, а некоторые вообще являются наиболее интересными персонажами во всем произведении. Тут опять-таки прописанность героя и его влияние на сюжет никак не связаны.
К украшающим персонажам можно отнести, например, моего любимого Рошфора. И судя по фильмам, не одна я его люблю – он хоть и понемногу, но почти в каждом мелькает. Супруги Сен-Люк из «Графини де Монсоро» не слишком важны для сюжета, но столь очаровательны, что у многих читателей ходят в любимцах. Прекрасная Ревекка и храмовник Буагильбер из «Айвенго» – совершенно побочная линия в романе, но опять-таки любимая у очень многих читателей.
Но, разумеется, как раз от украшающих персонажей часто и избавляются в экранизациях. Очень мало кому удается стать такими любимцами читателей, что их все равно стараются оставить, как бы не урезали сюжет. К примеру, из «Трех мушкетеров» обычно выкидывают четверку очень колоритных слуг, лорда Винтера, забавную госпожу Кокнар и я уж не говорю о главной причине ссоры миледи с д'Аратньяном – красавце де Варде.

При этом канонические персонажи запросто могут быть одновременно еще и сюжетообразующими (например, Генрих Наваррский и Маргарита в «Королеве Марго»).
А украшающие персонажи могут стать сюжетообразующими в продолжениях, как например Рауль де Бражелон, появившийся поначалу всего лишь как обоснование перемен в характере и образе жизни Атоса. Кстати, там как раз есть еще и интересный пример с каноническим персонажем. Семилетняя Луиза Лавальер, мелькнувшая в «Двадцать лет спустя», на сюжет вообще не влияет. Но для французского читателя, более-менее знакомого с родной историей, ее появление – сразу тревожный звоночек, что у Рауля не все будет гладко в личной жизни.

Ну и чисто для примера – персонажи «Трех мушкетеров»

Ришелье, Анна Австрийская – канонические и сюжетообразующие
Людовик XIII, Бекингем – канонические
Вся четверка мушкетеров, Констанция и миледи – сюжетообразующие
Рошфор и все остальные интересные персонажи – украшающие

URL записи

@темы: взгляд на, литература