Я личность творческая – хочу творю, хочу вытворяю.
Менестре́ли — исполнители авторской песни, связанные с субкультурой ролевиков.

Впервые «менестрелями» авторов-исполнителей начали называть еще в 1960-е, но лучше прижилось слово «бард».

Изначально: некий участник субкультуры, пришедший в ролевое сообщество с историей («квэнтой») какого-либо собственного персонажа, чьим основным занятием была музыка (то есть игра на каком-либо музыкальном инструменте, сочинение и исполнение песен). Обычно такой музыкант в ключе перманентного индивидуального отыгрыша сочинял произведения сугубо в рамках того времени или той вселенной, в которые была вписана история его персонажа, а термин «менестрель» или «бард» использовался, в основном, для соблюдения негласно или официально принятого антуража.

С развитием ролевого движения как такового «менестрелем» стали называть вообще любого музыканта, который имел или имеет какие-то связи с РД, либо в чью активную аудиторию входят представители ролевой субкультуры — что является терминологически некорректным, поскольку этот корпус музыкантов работает в самых разных жанрах и стилях, к собственно средневековой «менестрельской» музыке никак не относящихся.

27.10.2007 в 16:41
Пишет Кэналлийский Воронёнок:

Эссе о ролевой музыке. То-чего-нет.
Собственно, отправной точкой для изучения вопроса послужило высказывание одного… ну, чтобы не светить имя и гендер, скажем, человека. Оный человек поверг группу «Брэган Д’Эрт» в дружный хохот, когда по поводу нашей заявки на рок-фест «На Крыше» заявил: «Не понимаю, куда Канцлер хочет пробиться – у нее же РОЛЕВЫЕ ПЕСНИ!» «Брэганы» просмеялись, я отпустил несколько добрых слов в адрес прекрасного чувства зависти, а потом задумался – а что это, собственно, за феномен такой: РОЛЕВАЯ ПЕСНЯ??? Для начала оговорим – я не беру для рассмотрения так называемое «фэндомное творчество» - песни, написанные сугубо для «внутреннего пользования» какого-либо фэндома (например, многочисленные песни «по Толкину» или «по Сильму» с кучей специфических имен и терминов типа «осанвэ») или команды, например, удачно съездившей на какую-либо ролевку. С этим как будто все понятно – песни пишутся конкретно «для своих» и не претендуют на массовое признание и понимание. А вот все остальное, что огульно именуют «ролевой песней» - заслуживает анатомирования!

Скажу сразу – думал долго. После чего пришел к смешному выводу: термин «ролевая песня» или «ролевая музыка», по большому счету, не валиден – потому что, в общем, не дает явлению никакого внятного определения. Действительно: если «ролевая ИГРА» - это такая игра, базовым условием участия в которой является принятие на себя и последующий отыгрыш некоей персональной РОЛИ, то кто и какую роль берет на себя в «ролевой музыке»?
Попробуем разобраться, что такое ролевая музыка, так сказать, в натуре. Музыка, «популярная в среде ролевиков», то бишь участников ролевого движения? Тогда в категорию «ролевого» попадет буквально все, что не относится к репертуару «Радио Шансон» и какой-нибудь «Фабрики звезд» - это будет авторская песня, разнообразный рок, блюз и т.д.! И куда в таком случае прикажете отнести мьюзикл «Нотр-Дам де Пари», поставленный Лорой Московской и Ко, где по крайней мере часть актеров так или иначе замечены в РД?
Смотрим под другим углом. Ролевая музыка – это «музыка, которую пишут и исполняют сами ролевики»? Хорошо, а если песню сочиняет и исполняет проектировщик атомных станций, безмерно мною уважаемый пан Эдмунд Шклярский – это уже априори песня проектировщиков атомных станций, а другим она столь же априори непонятна:)? А если некий активный участник РД на досуге развлекается сочинением песен а ля Егор Летов – это тоже «ролевая музыка», или уже все-таки панк-рок? Так, ага, вот слышу голос с галерки - ролевая песня это песня, сочиненная на некоем историческом, литературном, романтическом либо фольклорном материале! Прекрасно – но что тогда будем делать с ранней «Арией», тем же «Пикником» с его мрачно-мистическии текстами (про «Мельницу» я уж и не говорю!), а также с нехилым корпусом западных исполнителей, играющих в стиле «medieval folk» или «barocco music»? Кроме того, если уж упирать на фольклорно-сказочно-легендарное происхождение «материала» «ролевой» песни – то самым «ролевым» музыкальным произведением, наверно, следует считать оперную тетралогию Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга»! А что – написано по мотивам германского эпоса (в частности, «Саги о Вельсунгах») – чем не «ролевое творчество»? В общем, как ни крути, сок «Рич» – это вкусно, а с определением «ролевой песни» неизбежно приключаются странные неувязочки! Термин не работает – как его ни разглядывай!
Что самое интересное, на самом термине невнятности не кончаются. В процессе «раскопок» можно обнаружить, что ролевая песня – это отнюдь не отдельный музыкальный жанр, возникший вместе с ролевым движением, как можно было бы подумать по наивности. Творения исполнителей, вышедших либо активно участвующих в РД, прекрасно классифицируются по принципу «вот это классический романс, это баллада, это авторская песня, это фольклорная стилизация, а это - блюз». И какой вывод из этого следует? Что ролевой песни как таковой просто НЕТ???
Вероятно, да. Потому что, за вычетом «фэндомного творчества», все так называемые «ролевые» песни вполне могут быть отнесены к какому-либо уже существующему музыкальному жанру, стилю или направлению, а по содержанию они вполне доступны для понимания любому субъекту со сносным гуманитарным образованием или просто человеку любознательному и начитанному. Потому что если в тексте песни содержится некая общечеловеческая коллизия – я отказываюсь понимать, что в ней такого особенного, специфически-«ролевого». Вот чтобы недалеко ходить за примером: есть у вашего покорного слуги милая такая песенка – «Скифская». Если не брать во внимание, что герой песни по национальности скиф, живет в Крыму в V веке до нашей эры и ездит не на автомобиле, а на коне, суть песни ясна предельно – некий молодой мужчина влюблен в некую женщину, о чем, собственно, и поет. Будем настаивать, что чувство любви доступно только ролевикам?! Ах, нет, и всем прочим тоже? А что тогда в этой песенке ролевого? То, что это древний скиф, а не современный Вася из соседнего подъезда?
Короче. Исходя из всего вышесказанного, я беру на себя смелость утверждать, что ролевой песни как таковой в природе НЕТ. Просто так сложилось, что в России песни стиля фолк, арт-фолк, medieval-фолк, medieval ballad, «музыка барокко» и некоторые разновидности рока востребованы в основном среди представителей энной субкультуры. А на Западе подобную музыку давно и небезуспешно играют Clannad, Capercailie, Blackmoors Night, Garmarna, Ataraxia и др. И что удивительно, этим людям почему-то никто не говорит – «куда это вы лезете, у вас же ролевые песни!».
А что касается «Брэган Д’Эрта», то мы играем арт-фолк, а я лично пишу арт-фолк, блюз и изредка - кантри-хиллбилли. Что такое ролевая песня – Я НЕ ЗНАЮ…

URL записи

@темы: субкультуры, ролевые игры, музыка, взгляд на