17:35 

oni-fukucho
Kyodai, your kansai is protruding
продолжение этого поста

История татуировок в Японии



Первое свидетельство того, что жители японских островов наносили на свои тела татуировки относится к 500 году до нашей эры. В 1977 году на раскопках большого могильного кургана эпохи Кофун были обнаружены две глиняные фигурки ханива, на лицах которых явно были изображены татуировки.
Хотя так и осталось загадкой, каков был смысл этих татуировок, до этой находки было обнаружено и первое письменное упоминание о татуировках - а китайском тексте третьего века под названием "Хроники Вэй", в которых вот так описывается народ ва, то есть японцы:

"Мужчины, и старые, и молодые, украшают свои лица татуировками, и свои тела узорами <...> Народ ва любит нырять под воду, чтобы ловить рыбу и находить ракушки, которыми они и украшают свои тела, чтобы отгонять больших рыб и водоплавающих птиц"

На основе этого источника, ученые McCallum и Mansfield предположили, что природа этих татуировок была не столько декоративная, сколько сакральная - они были чем-то вроде оберега. В китайской хронике "Рассказ о Трех Царствах", составленной в третьем веке, тоже описываются жители Царства Ва, на чьи тела татуировки наносились как знаки их социального статуса. Другие источники четко указывают на то, что татуировки должны были отгонять злых духов.


татуировки на спине фигурки ханива

Однако, кажется, что эта традиция продержалась не так долго. В Нихонсёки (720 год) тоже упоминаются татуировки. Есть там рассказ о молодом человеке по имени Адзуми-но Мурадзи, которому на лицо нанесли татуировки в качестве наказания за государственную измену.

"Император призвал к себе Хамако Мурадзи из Адзуми и приказал, ему так сказав: "Ты замышлял восстание, и твое преступление заслуживает смертной казни. Но я, однако, окажу тебе великую милость и заменю твой смертный приговор на другое наказание. Тебя заклеймят [нанесут татуировки].""

Китайцы и японцы к нашим временам негативно относятся к татуировкам, да и вообще считают нанесение рисунков на кожу неуважением по отношению к конфуцианским идеалам сыновней почтительности. Никому не следует искажать тело, данное ему родителями - прокалывать его или покрывать татуировками. Такое поведение сразу вычеркивало человека из приличного общества. В таких странах, как Япония, где принадлежность к социуму очень важна, отстранение от общество было едва ли не худшим наказанием. И уже упомянутый Мэнсфилд, и Бурума, и Ричи (Mansfield, Richie and Buruma) ссылаются на особую лексику, сформировавшуюся в 17 веке, и касающуюся криминальных татуировок. Так, например, в Тикудзене и на Севере Кюсю, если преступник трижды признавался виновным в разных проступках, ему на лбу делали татуировку с иероглифом "собака" (ину). В Сацуме на Юге Кюсю возле левого плеча набивали круг, в Киото - две линии на плече, а в Наре - двойную линию, обведенную кругом - на бицепсе правой руки.




(слева по вертикали вниз: 1 раз поймали - одна черта (ичи), 2 раз поймали - косой крест, 3 раз поймали - "даи" или "ину" - то есть - закоренелый рецидивист, шавка. дальше - все, что перечислялось и выше. да и понятное: крест, прирожденное зло и прочее)

Однако, такие вот татуировки-метки набивали не только преступникам, но и людям из низшего класса. Хинин, например, тоже получали подобные пометки наподобие клейма. Позже и буракумин (они же иногда известные как эта), работавшие мясниками или дубильщиками, то есть занятые в непопулярных ремеслах - делали татуировки на руках - не в качестве наказания, а как отметка их "нечистоты". Так что татуировки в Японии с давних времен ассоциировались с низжим классом, наподобие неприкасаемых в Индии, или вообще с преступниками. Яркое исключение - туземные жители японских островов - например, айну, которые делали себе традиционные татуировки.





Женщинам-айну делали татуировки во время ее свадьбы - загнутые вверх "усы" и разные геометрические узоры на руках и ногах. Идея заключалась в том, что руки и ноги женщины должны служить ее мужу, а ее рот должен говорить для него. Татуировки вокруг рта называются "анчипири" считались у айнов индикатором женской красоты, кроме того, по айнским верованиям женщина без татуировки на губах не получит спасения после смерти. К слову, узоры на айнских татуировках напоминают узоры на фигурках-ханива.
Как бы то ни было, ирэдзуми пошли по другой дороге развития - декоративные татуировки с сакральной защитой изжили себя, зато остались гэйсин - криминальные татуировки.



По законодательству 1716 года татуировки уже не ассоциировались со смертным приговором, скорее с такими правонарушениями, как "лесть с корыстными мотивами", и примерно с 18 века появляются упоминания о том, что татуировки преступников были уже не уродливыми клеймами, а целыми произведениями искусства. Обычно считается, что татуировки для красоты стали популярны в Японии потому, что преступники и маргиналы пытались прикрыть свои клейма. Поэтому позже пришла традиция оставлять тыльную сторону руки чистой - именно там клейма и располагались. Человек с татуировками так мог доказать, что у него они просто для красоты.



И все же Ричи и Бурума спорят о том, что "к тому времени, как появились декоративные татуировки, к концу 17 века, такие отметки преступников и неприкасаемых уже не имели места." Хотя гэйсин не были запрещены вплоть до 1870 года, Ричи и Бурума отвергают эту теорию, утверждая, что татуировки как украшение тела были уже известны к концу 17 века. Но такие татуировки еще не были настолько иллюстративными, как нынешние ирэдзуми. Ричи и Бурума, кроме всего, упоминают практику нанесения татуировок среди проституток, ссылаясь на "Косоку Ичидай Отоко" Ихары Сайкаку (1682 год, Жизнь развратного мужчины), в которой рассказывается о том, что проститутки имели привычку делать татуировку с именем любимого клиента на тыльной стороне руки или о том, что любовники часто набивали на себе клятвы в вечной любви друг к другу.

"Обычным делом было [набить] имя возлюбленного, а следом - кандзи "жизнь" <...> иногда последний штрих удлинняли, чтобы показать, как сильна клятва"



У Сайкаку в "Ёродзу-но Фуми Хогу" (1678, "Великое Зерцало и Искусство Любви") тоже есть упоминания о том, как женщине нанесли татуировку на левую руку возле локтя: ровно столько точек, сколько было лет ее любовнику. Такие татуировки процветали в кварталах красных фонарей, - что снова подтверждает утверждение о том, что татуировки были знаком маргинала.

Однако, Ричи и Бурума кроме всего упоминают и религиозные обеты, которые тоже набивали в виде татуировки - и эта практика была популярна примерно в ту же эпоху. Религиозные фразы или молитвы набивали на кожу, и, кажется, это уже не вызывало осуждения. Самым частым примером является упоминание о некоем Яэмоне, у которого на спине была татуировка "Наму Амида Буцу".

Такие любовные и религиозные клятвы назывались ирэбокуро (дословно - искусственно нанесенные родинки) и их можно увидеть и по сей день, и они абсолютно точно существовали в эпоху Эдо. Но кажется нечестным полностью отвергать идею нанесения татуировок и для красоты, которая проистекает из того, что люди пытались скрыть свои гэйсин, и уж тем более называть ирэбокуро предтечами декоративных ирэдзуми.



Так или иначе, вскоре ирэбокуро были запрещены правительством. По сути дела, во время правления сёгунов Токугава татуировки несколько раз запрещали законом, но это мало что меняло. Точно также было с теми законами, что запрещали носить дорогие и яркие кимоно, затканные или окрашенные в яркие цвета. Правительство запрещало ирэдзуми, чтобы социально неблагополучные слои населения хоть чем-то прикрыли свои тела. И правда, это в итоге повлияло на форму ирэдзуми. Обычно они доходили до локтя и середины бедра, а еще было пустое место посреди грудины и живота - чтобы татуировку можно было прикрыть или кимоно, или просто наброшенной хаппи.



Раз уж ирэдзуми и и кавер-апы гэйсин, как и ирэбокуро, ассоциировались с криминогенными элементами общества или маргиналами, запрет был неэффетивен - и это искусство процветало и дальше.

Особый вклад в бум на ирэдзуми в 1751 - 1800 годы внесла и популярность китайской книги Суикодэн (Речные Заводи), которую особенно любили в Эдо. В книге рассказывалось о благородном Сунь-Тяне и его 108 последователях. Хотя герои произведения подняли восстание против коррупции и бюрократии, они проявляли "человечность, благовоспитанность и чувство справедливости", - так что понятное дело, популярность героев романа сподвигла многих горожан на нанесение ирэдзуми.



У многих героев романа и у самих были татуировки. Так, на спине у Шишина было девять драконов, у Ротишина - цветы, в у Бусё - тигр. В 1820 году небезызвестный автор Хаккэндена, Бакин, сделал свое издание "Симпэн Суикогадэн" с иллюстрациями Хокусая, а в 1827 увидело свет издание с иллюстрациями Куниёши. Эти книжные гравюры, заодно с укиё-э и сценами из пьес театра кабуки очень нравились и представителям преступного мира, и простым торговцам - так что зачастую они и стали исходниками для большинства крупных ирэдзуми.
Даже сейчас большинство ирэдзуми во всю спину сделаны по эскизам, вдохновленным иллюстрациям к "Речным заводям" эпохи Эдо - равно как с такими современными артбуками, как "Сто один демон Хориёши"



По сути и метод нанесения ирэдзуми, и эскизы для них мало изменились с начала 19 века. Это можно понять, взглянув на сохранившиеся в Музее Татуировок в Ёкогаме экспонатов, а также на кожи, сохранившиеся в Токийской Медицинской Школе.



В 1868 году государство, ожидавшее, что западные люди станут все чаще посещать Японию, отвергали ирэдзуми, и снова ввели запрет на них, так что множество книг с эскизами хориши были попросту сожжены. И все таки, в отличие от мнения нового правительства, иностранцы по достоинству оценили ирэдзуми, и с радостью нанимали рикш с татуировками, а не с голыми спинами. Кроме того, многие иноземцы и сами решались сделать себе ирэдзуми. Так, английский король Георг набил себе дракона на тыльной стороне руки (я уже постил тот эскиз), а тогда еще будучи только наследным царевичем, будущий Николай Второй, тоже сделал себе ирэдзуми.
В Японии татуировки были запрещены для всех, кроме иноземцев, до самого 1945 года, но искусство ирэдзуми процветало тайно, а мастера-хориши часто притворялись обычными мастерами укиё-э.


присмотритесь к левой руке


Поскольку клиентами хориши чаще всего были маргиналы или члены таких закрытых обществ, как пожарные или строители, искусство оставалось и правда тайным и нелегальным - до самого конца Второй Мировой.
С 1945 года мир ирэдзуми ассоциировался в основном с якудза, хотя естественно, не поголовно все клиенты хориши были членами каких-то группировок. А в 1960е годы известный американский тату-мастер Морячок Джерри, он же Норман Кит Коллинз (Sailor Jerry , Norman Keith Collins) путешествовал по Дальнему Востоку в качестве моряка-купца, - и это поспособствовало тому, что на Западе влюбились в японские татуировки. Морячок Джерри был первым тату-мастером, который вписал в свои артбуки подражания японским драконам и прочие "восточные мотивы". Морячок Джерри еще и познакомил японцев с западными татуировками, а позже и завел деловые отношения с Хорихидэ (О:гури Кадзуо), обменивая американские иглы и тату машинки на советы и эскизы. Кроме того он втянули и Дона Эда Харди в мир японских татуировок. А еще он и Хориёши Третий по сути виноваты в том, что западные татуировки стали так популярны в Японии, а на Западе распространились драконы, кандзи и прочие отсылки к ирэдзуми.



В наши дни - это вообще длинная история, то каким плавильным котлом идей стали нынешние ирэдзуми. Но об этом потом.

@темы: мое бездарное, yakuza, rekishi

URL
Комментарии
2014-06-05 в 18:10 

Victorialiya
Cogito, ergo sum
Большое спасибо за такие интересные и содержательные посты!
Читаю ваш дневник с удовольствием, словно альманах ))

2014-06-05 в 18:12 

oni-fukucho
Kyodai, your kansai is protruding
Victorialiya, не за что ^^

URL
2014-06-05 в 18:32 

Nika Dobro
Вечность торопит...
oni-fukucho, спасибо, очень интересно читать.
*женщины с татуированными лицами на Джокера похожи... жутковато как-то.
интересно было бы посмотреть на тату "божьих помазанников"

2014-06-05 в 18:39 

oni-fukucho
Kyodai, your kansai is protruding
Nika Dobro, не за что)
так фото руки Николая Второго я запостил) более четкого кадра увы не сохранилось
moth-prince.diary.ru/p193357161.htm - тут я писал про английского короля и его татуировку, есть эскиз

URL
2014-06-05 в 18:56 

Beara
Спасибо, очень интересно.
Но я никак не могу привыкнуть к человечьим шкуркам, жуть какая :)

2014-06-05 в 19:00 

Nika Dobro
Вечность торопит...
oni-fukucho, спасибо ещё раз.
===========
Но я никак не могу привыкнуть к человечьим шкуркам, жуть какая
Beara, и не говорите) надеюсь их сняли после смерти

2014-06-05 в 19:31 

oni-fukucho
Kyodai, your kansai is protruding
Beara, нормально)) жалко, чтобы сжигалось такое
честно, когда один мой друг умер, прямо очень очень жаль было его татуировки - там такая долгая работа была и эскизы оригинальные((

URL
2014-06-05 в 20:53 

Beara
oni-fukucho, я неисправимый технарь :laugh: Отсканировать, сделать 3D-модель. Нет, ну понятно, что 200 лет назад с лазерами были некоторые сложности...
Хотя, с другой стороны, учитывая вышеизложенное, возможно, в снятии татуировки вместе с кожей тоже есть позитивный момент, если можно так сказать. Своего рода очищение, превращение покойника из криминального/маргинального элемента в порядочного человека :)

2014-06-05 в 21:06 

oni-fukucho
Kyodai, your kansai is protruding
Beara, да и на память оставить приятно :lol:

URL
2014-06-05 в 21:31 

Nika Dobro
Вечность торопит...
да и на память оставить приятно
как шкуру медведя на стенку повесив))
прости Господи

2014-06-05 в 21:37 

oni-fukucho
Kyodai, your kansai is protruding
Nika Dobro, :-D от хорошего человека и шкуру на стену повесить приятно, ахах)

URL
2014-06-05 в 22:04 

Beara
Я так смотрю, у вас тут потихоньку организуется кружок молодого таксидермиста :maniac:

2014-06-05 в 22:06 

oni-fukucho
Kyodai, your kansai is protruding
Beara, нормально)

URL
2014-06-05 в 22:21 

Beara
Верю!:lol:

2014-06-05 в 23:16 

Nika Dobro
Вечность торопит...
а чего ожидать от поколения выращенного на фильме "молчание ягнят", "скульптуре" упоротого лиса и т.д.
:laugh::nechto:

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

薔薇餓鬼乙女の日記

главная