Большой биографический пост о танцовщике и хореографе Константине Патсаласе: часть I и часть II

Под тэгом Александр Мейнерц "Erik Bruhn - Billedet indeni" собраны (в хронологическом беспорядке) записи с пересказом датской биографии Эрика Бруна, выпущенной в 2008 году.

Bold Steps - документальный фильм о Национальном балете Канады (1984 год). Там есть Эрик Брун, Константин Патсалас, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Карен Кэйн, Селия Франка и еще много замечательных людей. Рекомендую к просмотру.

Canciones - балет Константина Патсаласа. Тоже рекомендую к просмотру (если интересно узнать, что поставил этот Патсалас, о котором я так много пишу).

Моя страничка на Archive of Our Own (там выложены фики, "Донское кладбище", "Чтецы" и балетные тексты)

Фанфики и оригинальные тексты

URL
03:05 

Хочешь песенку в награду?
Очень трудно писать о спектакле, которого ждал целый год, - и с которым предстоит расстаться навсегда. Сегодня (вернее, уже вчера) посмотрела первый спектакль последнего блока "Билли Бадда" в БТ. Да, не все еще было идеально, хор в первый сцене звучал так себе, Грэм Бродбент - мистер Рэтклифф - казался ощутимо не в голосе, и мой любимый, божественный и невероятно прекрасный Гидон Сакс, он же каптенармус Клэггарт, тоже звучал еще не так замечательно, как он может звучать. И Юрий Самойлов - Билли Бадд - наоборот, звучал отменно, но играл, как мне показалось, не так тонко, как в прошлом блоке. Но я надеюсь, это издержки первого спектакля, а дальше пойдет лучше. И как невероятно обидно, что "дальше" будут всего три спектакля. Я поняла сегодня, как безумно люблю эту постановку, ничто мне ее не заменит, ничто не заменит мне этот состав, это звучание оркестра под управлением Уильяма Лэйси. С первых минут, с первых нот у меня прям мурашки прошли по коже, это было, с одной стороны, погружение в уже знакомую постановку, где знаешь, куда смотреть и чего ожидать, а с другой стороны - поразительное ощущение: все то, да не то, новые нюансы, новое взаимодействие между персонажами, и это так прекрасно, что под конец хочется реветь и оттого, что все заканчивается так, как заканчивается, и оттого, что заканчивается спектакль, повторения не будет, невозможно его пересмотреть, еще раз прочувствовать то, что почувствовал сегодня, глядя на всех этих прекрасных людей, слушая, как они поют. Не могу, я принесла букет (белые лилии, розовых, увы, не нашлось) одному Саксу, но по-хорошему хотелось завалить цветами всех, вплоть до хористов и юнги. Но если уж приходится выбирать, кому дарить цветы, то я однозначно выберу Сакса. Потому что Сакс бог. Потому что Сакс изумителен. Потому что люблю Сакса, и все тут.
И сразу хочу сказать, что при всей моей симпатии к Гийсбертсену - Новичку из прошлого блока - Богдан Волков все-таки круче. У него получается хрупкий, робкий цыпленок, с самого начала хрупкий и робкий, он с боцманом не задирается, не пытается язвить (Гийсбертсен пытался), просто ну вот так неловко отвечает и так неловко себя ведет, что огребает за это по полной программе. И порка его ломает, надо видеть, как он вползает на сцену (после издевательского замечания Клэггарта: "Let him crawl"), видит подходящего к нему Клэггарта и в ужасе сжимается, съеживается, отворачиваясь к стене, а Клэггарт смотрит на него сверху вниз. А как прекрасна была сцена, где Клэггарт велит Новичку подставить Билли! Клэггарт подзывает Новичка ("Come here, come nearer" и т.д.), и Новичок подползает к нему на коленях, а Клэггарт его гладит по голове, по щеке, за подбородок берет, по носу игриво ударяет пальцем. Боже, боже, это вроде бы мелочи, но это сделано так многозначительно, так эротично, так угрожающе и по-своему сладострастно, что обставит в два счета куда более откровенную эротику. Ну, это Сакс. Он такие мелочи умеет подавать с нужным эротическим зарядом. И тем страшнее гнев Клэггарта, когда Новичок отказывается оговаривать Билли, потому что Билли хороший. Клэггарт взрывается и со всей силы пинает Новичка в спину, и орет на него, и замахивается стеком, и даже когда Новичок, съежившись, умоляет не бить его больше, и ты понимаешь, что Клэггарт не ударит, и сам Клэггарт это понимает, но лицо у него искажается, и он коротко, судорожно взмахивает стеком, сжимает рукоятку, и ясно - ему очень хочется ударить. А Новичок трогательнейший птенец, и боже, как он поет уже после ухода Клэггарта: "It's fate, it's fate, I've no choice, everything is fate", с такой тоской, с такой безнадежностью, совершенно точно понимая, что выхода нет, и бог его не простит.
Клэггарт. Клэггарт сегодня был влюбленный, но очень ожесточенный и с самого начала отчаявшийся. И с косичкой! Вот мне кажется, что в прошлосезонных блоках у него косички не было. А теперь у него косичка, сам он еще похудел и постройнел, и такой красивый, что просто глаз не отвести. Вот честное слово: когда он выходит на сцену, очень сложно отвлечься от него и посмотреть на кого-то другого - хотя черт возьми, все достойны внимания. Но Клэггарт-Сакс бессовестно забивает всех своим присутствием. Невероятный человек. Невероятный каптенармус. Прелесть какая гадость. Да нет, просто прелесть, никакой гадости. Сегодня он делал стойку на Билли не прям с первого своего появления, перед началом допроса он как будто не замечал это лучезарно улыбающееся чудо. Но когда дело дошло до Билли (интересно, кстати, что Артура Джонса тут во время допроса держал практически за горло здоровенный капрал; то ли я забыла об этом, то ли этого все же не было в прошлых блоках), каптенармус к нему повернулся и обомлел, и разжал сжатую все время в кулак руку. И пошло-поехало: во время допроса Клэггарт улыбался, как сговоренный жених, опять как-то очень по-человечески встревожился, когда Билли начал заикаться, и разулыбался снова, когда заикание прошло, и расхваливал Билли нежно-нежно, и очень выразительно обалдел, когда Билли начал прощаться с "Правами человека". И на Крысе срывался от души, но боже мой, как изящно, как артистично он все это проделывал: сначала объяснял Крысе, как испортить Билли жизнь, а потом запугивал и угрожал, что Билли его прибьет, если поймает, и в конце концов орал на него, гнал прочь и проклинал так, что было ясно: он проклинает не Крысу, а весь корабль и всех на корабле, и себя самого.
Сцена с платочком - ааах. Платочек с Билли каптенармус сегодня снимал непристойно, растягивал удовольствие, строил Билли глазки, даже не пел, а прямо мурлыкал. Но Билли, как ему и положено, на мурлыканье не велся, намеки не просекал, стоял себе, грудь колесом, а потом радостно говорил, что во, видали, да он нормальный, этот Тощий франт, да чё вы, ребята. Вот все же в том блоке, как мне казалось, Билли как будто что-то такое чувствовал, но понять не мог, что это такое, и поэтому была у него с каптенармусом очень своеобразная тонкая химия. А в сегодняшнем спектакле Билли искренне ничего не чувствовал и не понимал, наивнейшая Детка. Чем, разумеется, подрезал надежды каптенармуса на корню. После сцены с платочком каптенармус окончательно понял, что с этим Билли нельзя рассчитывать ни на взаимность, ни на взаимопонимание. И стал интенсивно страдать. Мне все же очень нравится, как он появляется в сцене драки Билли с Крысой: в распахнутом плаще, будто наспех накинутом. И сегодня он не стал бить юнгу, который нечаянно с ним столкнулся, а просто толкнул его на тюфяк и заорал: "Look where you go!", а потом повторил: "Look where you go!", - обернувшись и глядя на Билли. И еще сегодня он очень ощутимо, физически ощутимо хотел Билли, и буквально пожирал его взглядом, пока Билли надевал футболку и устраивался на ночлег, и потом кружил рядом с ним, спящим, замирал, разглядывал его, раскинувшегося на тюфяке, такого близкого, такого доступного, такого недостижимого. "O beauty, o handsomeness, goodness" Сакс сегодня спел не так пронзительно, как он может, но все же очень хорошо. И жестче, вернее сказать - ожесточеннее, чем в предыдущем блоке (пожалуй, чувствовалось в интонациях легкое сходство с Клэггартом из пражской постановки). А красный платок Билли, которым он манипулировал, в какой-то момент превратился в удавку, и Клэггарт сам себе накинул эту удавку на горло. И стало ясно, что эта любовь для него - петля и смерть, что он будто чувствует, что не только Билли погубит, но и себя самого убьет. Но продолжает идти по этому пути, потому что все одно - жить ему нельзя.
А еще когда он уже уходил со сцены, дожав, доломав Новичка, то замедлил шаг возле спящего Билли, остановился, вглядываясь в него, и заплакал. Вот действительно, у него лицо сморщилось, исказилось от слез, это было очень выразительно и горестно. И сразу вспомнилось, что говорил об этом сам Сакс: "В «Билли Бадде» есть сцена, где Клэггарт принуждает одного из матросов скомпрометировать Билли. После нее я иногда ухожу со сцены в слезах. Я прохожу мимо Билли, лежащего на полу, и твердо осознаю, что только что обязал себя уничтожить то, что мне дороже всего на свете".
И во втором акте он хоть и решился погубить Билли, но продолжал очень выразительно страдать. В самом начале второго акта, едва появившись на сцене, он замечал Билли в толпе матросов ("так глаза любящих видят то, что видеть велит им мудрое сердце") и опять менялся в лице, не плакал, но ощутимо слабел, и едва мог взять себя в руки, чтобы обратиться к капитану. Во второй раз разговор уже пошел легче, там ведь не было Билли. Но ох, как опять он вздрагивал, когда капитан говорил, что устроит им с Билли очную ставку. Теперь он по-настоящему ощущал, что назад пути нет, что он действительно погубит себя или Билли. И входил в каюту, помедлив на пороге, смотрел на Билли жадно и тоскливо, но когда Билли недоуменно и тревожно оглядывался на него (после слов капитана "You stand before your Commander as accuser and accused") - то Клэггарт отводил глаза. Это было и в прежних спектаклях, но каждый раз это производит сильнейшее впечатление. И еще то, как Клэггарт, выговорив до конца обвинения, нервно сжимал и разжимал пальцы, снова и снова ощущая, что ведет к смерти того, кого любит.
Ну что я за человек, хотела написать отзыв обо всех, а сама все про Клэггарта да про Клэггарта. О Юрии Самойлове я уже сказала - мне показалось, что в этом спектакле он играл несколько грубовато, хотелось бы более тонких оттенков. И еще мне показалось, что он пополнел и поширел, его это не портит, он по-прежнему строен и красив, но прошлогодняя юношеская легкость как будто ушла. Жаль. Но он был сегодня очень в голосе, пел прекрасно. И очень круто спел балладу перед казнью. Правда, самый-самый финал этой сцены, уже после разговора с Датчанином, по-моему, он немножко пережал, у него получился не Билли Бадд, а прям революционер перед казнью, народоволец, Андрей Желябов. Но может, мне и почудилось, меньше надо романов про народовольцев читать. Но когда, уже допев, он съежился и уснул, я чуть не заплакала. Это было пронзительно. И тут еще и Роберт Ллойд, конечно, гениально сыграл: его Датчанин горевал сдержанно, выразительно и совершенно душераздирающе. Впрочем, что говорить, там вся сцена так поставлена, что дрожь бьет: как сначала появляются Рыжая Борода, Дональд и Новичок, как потом выходят в затылок друг другу две шеренги матросов, как по лестницам взбираются на второй ярус Рэтклифф, Редбёрн и Флинт, а Билли, наоборот, спускается со второго яруса вниз, как Датчанин выносит петлю, как капитан Вир, оборванный старик, замирает и шепотом повторяет приговор, который громко зачитывает мистер Редбёрн. И двойное "Starry Vere, God bless you!" ударяет по нервам так, что впору заорать.
Джон Дашак - капитан Вир - тоже был сегодня головокружительно прекрасен. Я сегодня несколько раз была на грани слез, но действительно заревела только однажды - в финале, когда измученный, опустошенный, то ли прощенный, то ли непрощенный капитан Вир опускался на колени, держась за решетку, и допевал: "...long ago now, years ago, centuries ago, when I, Edward Fairfax Vere, commanded the Indomitable". Вот тут меня окончательно прошибло. Но он вправду был сегодня удивительно хорош. И еще прекрасны были Джонатан Саммерс - мистер Редбёрн и Даррен Джеффри - мистер Флинт. От меня раньше ускользали их прелестные переглядки в сцене в капитанской каюте в первом акте (в частности, когда Вир прекраснодушничает: "Where there is happiness there cannot be harm", развалившись на стуле, а мистер Редбёрн и мистер Флинт стоят у него за спиной и переглядываются, совсем как их коллеги из постановки ENO: "видал малахольного? слышишь, что он несет?"). И мистер Редбёрн там сам был прелесть: лукавый такой старичок. Как будто здесь он мог позволить себе показаться с непарадной стороны. И он потрясающе спел о Норе, плавучей республике. Я не раз говорила: я очень люблю эту короткую арию не арию, не знаю, как это назвать, отданную Редбёрну (и немножко Флинту). И Саммерс-Редбёрн начал петь, сидя на стуле, надтреснутым голосом, будто заново переживал позор и горе Нора, но когда дошел до повторенной дважды строки "O God preserve us from the Nore!" - то вскочил, стукнул своей палкой об пол, и голос у него окреп, расширился, помолодел. Это было удивительно.
Кого еще забыла упомянуть? Александр Миминошвили отжигал Дональдом. До чего же заводной, яркий, вспыльчивый, страшно обаятельный Дональд у него получается. Да еще и эти "татуировки" с морской тематикой добавляют ему сочности. Шанти он сегодня спел не идеально, но где не добирал голосом - добирал обаянием. Он чудный. Марат Гали тоже был прекрасным Рыжий бородой, очень лихо рвавшимся на абордаж. Илья Кутюхин трогательно спел Друга Новичка (и очень выразительно пятился от Клэггарта, буквально вжимался в кулису). Ну и хор - да, пусть поначалу он звучал как будто слабовато и неуверенно, но потом все вошло в норму, а уж к игре вообще претензий нет, играли прекрасно. И я верю, что в следующем спектакле все будут выглядеть и звучать еще лучше. Всего три спектакля осталось, боже мой, как мало.

@темы: Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили (Billy Budd), Мы очень любим оперу

23:03 

Хочешь песенку в награду?
Благополучно сагитировала сестру пойти на "Билли Бадда". Теперь дело за малым: достать для нее билет на 23-е. Задача трудная (в данный момент билетов на сайте БТ на эту дату нет), но разрешимая. А пока выдала ей буклет с либретто и статьями для пристального изучения. И потыкала пальцем в фотографии Гидона Сакса, восторженно подвывая, что это тот самый бас-баритон, которого я так обожаю.
Чувствую себя законченным маньяком, но последний же блок, а значит, все можно, гуляй, рванина. Что касается семейной репутации - сестра, как выясняется по косвенным признакам, читает мой фейсбук, а значит, примерно представляет, с кем имеет дело.
Завтра первый спектакль! Надо непременно принести лилии для каптенармуса. Он заслужил. И даже если будет не очень в голосе, мне все равно, он самый лучший.

@темы: Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили (Billy Budd), Мы очень любим оперу

12:25 

Хочешь песенку в награду?
Карла и Эрик, АБТ, 1968 год. Запястье Эрика кажется здесь почти неправдоподобно тонким.


@темы: Erik Bruhn - photos, Erik Bruhn, Carla Fracci, "Giselle"

13:40 

Хочешь песенку в награду?
Шестнадцатого февраля во второй раз была на сборной программе КДБ Dans2Go. Получила еще больше удовольствия, чем в прошлый раз, осенью, отчасти потому, что, во-первых, сильнее повезло с составами, а во-вторых, тот же Weimar Хюббе был мне уже знаком, и я могла теперь рассмотреть все детали. Ну и все, по-моему, были более в ударе, чем осенью. Какая прелесть все-таки этот Weimar на музыку Курта Вайля - очень атмосферная сюита танцев на фоне смутно угадывающихся двадцатых-тридцатых годов, эпохи веймарской республики. На мой взгляд, там есть лишь один неудачный номер - Je ne T'aime Pas: с однообразно-мелодраматичной Сюзанной Гриндер, которую таскают туда-сюда в головоломных поддержках три кавалера. Гриндер, конечно, сама по себе не однообразна и не мелодраматична, она изумительная балерина, но в этом номере Хюббе, увы, показывает ее не с лучшей стороны. Забавно, что Ева Киструп, напротив, считает именно этот номер лучшим в Weimar. Но я бы скорее отдала предпочтение Youkali с гениальной Джейми Крэндалл и The Saga of Jenny с Холли Доргер. Крэндалл решительно становится одной из моих любимых балерин в КДБ, я продолжаю страшно жалеть, что мне не довелось увидеть ее Сильфидой. Но зато мне повезло увидеть ее Раймондой осенью, и знаменитая вариация Раймонды в третьем акте - с хлопками в ладоши - в ее исполнении стала для меня чем-то совершенно поразительным, это было почти мистическое переживание. А в Youkali Крэндалл танцевала так, что хотелось одного: чтобы это никогда не заканчивалось. Сам номер прелестно схореографирован, и песня, разумеется, прекрасна (но вот я попыталась найти именно это исполнение, звучащее в балете Хюббе, - и не нашла, имя исполнительницы не указано, я методом тыка понимаю, что это точно не Уте Лемпер, не всякие там меццо-сопрано, исполняющие Youkali в отчетливо оперной традиции, это исполнение лирическое, в стиле Пиаф, может быть, но Пиаф вроде бы Youkali не исполняла, в общем, непонятно, кто поет, а так хочется найти и переслушать). Что же касается Холли Доргер в The Saga of Jenny - ну вот какое же счастье, что есть видеозапись с этим номером, можно не рассказывать, а просто показать, что это такое. В живом исполнении это еще угарнее и улетнее, очень зажигательная Дженни в очень зажигательной саге, самой Доргер к лицу эта яркая, броская, чуть легкомысленная хореография. Ну и в спектакле шестнадцатого февраля она, как и следовало ожидать, жгла, пепелила и сводила всех с ума. И мне ужасно нравится, как Хюббе в конце подпустил на сцену еще и пятерку мальчиков, мальчики тоже решительно жгли.
Распробовала я в этот раз и Surabaya Johnny - после первого просмотра мне казалось, что в хореографии Хюббе тоже пережал с мелодрамой, все было трактовано как-то слишком уж в лоб. А теперь ничего, понравилось, может быть, и вправду это нужно ставить именно вот так, в стилистике жестокого романса, без иронии, очень буквально (ах, в сторону замечу: какое наслаждение слушать эту песню в классическом исполнении Лотте Леньи). Все были хороши: Кэролайн Балдуин и Эми Уотсон - в образах несчастных девиц, а Марсин Купински и Джонатан Хмеленски - в образах бессердечных матросов. Хмеленски в матросской форме - это, господа, дамы и барышни, такой кинк, что я себя чувствую слегка гетеросексуальной, глядя на него (а господа могут себя почувствовать, напротив, гомосексуальными, ибо все мы знаем великую гомоэротическую силу матросской формы). Но правда, он очень хорош. И еще я сформулировала для себя, что Хмеленски мне больше нравится, хе-хе, в ролях, где ему не надо носить парик. Дело в том, что голову он бреет, но в классике надевает парик, а не танцует с голой головой (нежный привет Сереженьке Полунину и его бритому Альбрехту-уголовнику; к счастью, Хмеленски не берет с Полунина пример и правильно делает). Ну и вот в ролях классических, принцевых, "париковых" Хмеленски мне нравится меньше - то есть, он технически безупречен, красив, элегантен, все при нем, но я предпочитаю в классике других танцовщиков. Зато в более-менее современной хореографии, там, где парик надевать не нужно, Хмеленски сногсшибательно прекрасен - и матросом в Weimar, и в ансамбле в Vertical Road, и в балетах Килиана, которые я смотрела на следующий день, - и Хмеленски там был одним из лучших.
У Марсина Купински матрос получился менее брутальным и менее сексуальным, чем у Хмеленски, но очень грациозным. Вот на Купински мне тоже всегда приятно смотреть - он очень изящен и пластичен. Еще рассмотрела повнимательнее за два спектакля относительно нового мальчика Дамира Эмрика из кордебалета. Он в компании с осени 2016 года, но как-то я раньше на него внимания не обращала, а тут пригляделась - тоже очень изящный, очень красивый мальчик. Надеюсь, у меня еще будет возможность им полюбоваться. Мальчики зажигали под Der Song von Mandelay, Хюббе поставил этот номер для мужского ансамбля, а на смену ему потом пришел ансамбль женский - в чудном номере под Seeräuber Jenny. Очень люблю эту песню (в спектакле она тоже звучит в исполнении Лотте Леньи, но мне еще нравится, как ее исполняет Аманда Палмер), и девушки были прекрасны: вот тут Хюббе сделал прелестную, чуть ироничную хореографию, с легчайшими околофемслэшными нотками. И как всегда, обращала на себя внимание Каледора Фонтана - я ее очень люблю, это очень выразительная и обаятельная танцовщица. И рыжая Джослин Долсон тоже была прелестна. Впрочем, чего там, прелестны были все. Вот все же мне может нравиться не все, что исполняют датчане, но сами датчане мне всегда нравятся безоговорочно. Мне просто радостно на них смотреть. Удивительно сильная и гармоничная труппа. Но - вы знали, что я это скажу! - верните мне туда Себастьяна Хейнса и Ульрика Бирккьяра, я без них скучаю.
И при втором просмотре мне гораздо больше, чем в первый раз, зашли "кабарешные" номера - Alabama Song и Tango Ballad. Изумителен был Мортен Эггерт в образе местного Конферансье. Конечно, он и его номера - это отчетливый оммаж Бобу Фоссу и "Кабаре", но что ж плохого в оммаже, когда он сделан со вкусом? И весь балет Хюббе сделан именно что с большим вкусом: это не мировой шедевр, не новое слово в хореографии, но это очень приятный и сбалансированный спектакль. И если б у меня была возможность, с удовольствием сходила бы на него еще и еще раз.
Во втором отделении шли комплектом "Па-де-де Чайковского" и Vertical Road. Па-де-де было исполнено лучше, чем осенью, но все-таки похуже, чем прошлой весной. Осенью его танцевали Хмеленски и Доргер, и мне увиденное почти совсем не понравилось - чересчур напористо, чересчур атлетично, и обоим исполнителям не хватало скорости и изящества. Прошлой весной я его видела дважды - и меня тогда очаровали Кэролайн Балдуин и Марсин Купински, станцевавшие так, что дыхание перехватывало. В этот раз я снова увидела именно их, но то ли что-то не сложилось, то ли дело было в том, что танцевали они в этот раз под запись, а не под живой оркестр, но чуда не получилось. Не все было станцовано чисто, у обоих проскальзывали помарки, финальную поддержку они не сорвали, но заметно смазали. И все-таки я получила удовольствие. Купински прелестен, и в его танце чувствуется иногда совершенно эрик-бруновское изящество: очень чистые, отточенные движения, прекрасные руки и прекрасные стопы, полетная легкость прыжков. Балдуин была изящна и тоже очень легка. Не Виолетт Верди, конечно, но кто способен повторить Виолетт Верди? И тем не менее, Балдуин станцевала очень мило.
Ну и наконец - Vertical Road. Вот то же самое: лучше, чем осенью, хуже, чем прошлой весной. Партию Путника в этот раз исполнил Маклин Хоппер. Он получился более выразительным, чем Лиам Редхед, но до Хейнса и ему далеко. Смотришь этот балет с разными исполнителями и понимаешь, как же коварна эта партия Путника: исполнитель должен обладать мощнейшим сценическим присутствием, огромной энергетикой, - чтобы не потеряться в противостоянии с ансамблем-племенем. У Путника и хореография, в общем, не так выразительна, и возможностей проявить себя в танце - меньше, чем у племени. И тем не менее, Хейнс - не знаю, каким образом, - не просто перетягивал внимание, он иногда буквально "подминал" ансамбль под себя. А вот что в спектакле с Редхедом, что в спектакле с Хоппером - расстановка сил меняется, и ансамбль в конце концов "забивает" и того, и другого. Но все же было хорошо, даже очень хорошо. Редхед намного лучше смотрелся в ансамбле, там он на своем месте. Хмеленски - без парика! - был зверски притягателен и пластичен. Альба Надаль и Тобиас Преториус здорово исполнили агрессивный дуэт. Оливер Старпов отрастил длиннющую светлую гриву, я его даже не узнала. И вообще хочется перечислить всех остальных участников, вернее, участниц: Астрид Эльбо, Вильма Джиглио, Стефани Чен Гундорф, Каролин Бетанкур, Катерина Плача, Каледора Фонтана - все они были изумительны.
Не знаю, буду ли я писать подробно о второй программе - балетах Килиана. По-моему, сама программа была составлена неудачно - или, скажем так, не в моем вкусе. "Симфонию псалмов" я уважаю, уважаю, это классика и все такое, но мне не нравится. Правда, в БТ ее танцевали совсем усыпительно, на датчан было приятнее смотреть. Но еще раз я бы не стала это смотреть даже ради датчан. Второе отделение было составлено из типа шутливых балетов - Sarabande для мужского ансамбля и Falling Angels для женского ансамбля. "Ангелов" я видела в том году в рамках модерновой программы Giant Steps: они соседствовали с Infra Макгрегора и Vertical Road и, похоже, здорово выигрывали от этого соседства. А вот от соседства с Sarabande они, напротив, проиграли. Впрочем, Sarabande мне просто не понравилась: затянуто, несмешно, натужно, страшно бесят звуки, издаваемые танцовщиками, - хохот, визги, утрированно громкое дыхание, не могу, вот бесят и все. Кажется, что весь балет состоит из этих звуков, а не из танца. И юмор проходит мимо меня, мне не смешно, мне неловко. Притом что есть же у Килиана действительно прелестные смешные балеты - те же "Шесть танцев", та же "Симфония ре-мажор", там он и остроумен, и тонок, и весел. А тут... нет, не мое. Но при этом надо отметить, что сольные вариации раздетого до телесных трусов Хмеленски и полураздетых Купински и Эмрика (в конце балета дело все же дошло и до танца) мне очень понравились. Но этого было слишком мало для того, чтобы примирить меня с "Сарабандой". "Ангелы" после нее утешили тем, что исполнительницы танцевали молча. Но и в "Ангелах" юмор Килиана вдруг стал утомлять. Ну и последнее отделение тоже меня не порадовало: в 27'52 был всего один интересный - финальный - дуэт в исполнении голых по пояс Стефани Чен Гундорф и Джонатана Хмеленски. Все остальное было затянуто и как-то очень предсказуемо: монологи на разных языках в качестве саундтрэка, агрессивные дуэты, где партнер швыряет партнершу, как куклу, и вообще очень удушливая гетероцентричность и ощущаемая агрессия в отношении женщин. Возможно, Килиан ничего подобного не имел в виду, я не знаю. Но сейчас я чувствую, что временно сыта Килианом (еще ведь и "Забытую землю" недавно в БТ пересматривала), больше не хочу. Мне, правда, больше и не предлагают.
А вот датчан еще хочу, но датчан я хочу всегда, и побольше, побольше. Но в следующий раз теперь увижу их нескоро - только в мае.

@темы: Royal Danish Ballet

02:10 

Хочешь песенку в награду?
Наш капитан Вир - самый лучший капитан в мире! Больше ничего не скажу, смотрите ролик. На репетициях перед последним блоком "Билли Бадда" Джон Дашак зажигает.



@темы: Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили (Billy Budd), Мы очень любим оперу

15:36 

Хочешь песенку в награду?
С книгами в этот раз как-то в Копенгагене не очень. Обошла все знакомые точки, да еще и набрела на новый книжный развал-распродажу. И нигде нет ничего, что мне хотелось бы немедленно купить и увезти. "Baryshnikov at work", например, - роскошный альбом, будь я любителем Барышникова, купила бы его тут же, не посмотрела бы, что триста крон дороговато. Но будь я серьезным любителем Барышникова, я бы этот альбом и так давно уже купила, и подешевле. Там есть немножко Эрика - в гриме Мэдж и в образе Клавдия из Hamlet Connotations Ноймайера. Но отдавать триста крон и тащить тяжеленную книгу ради нескольких не самых лучших снимков с Эриком - нет, не хочу. Нашла еще фотоальбом Петера Шауфусса (да-да, которого бессовестные Эрик с Рудиком учили пить виски) - но не настолько мне интересен Шауфусс, чтобы отдавать за него деньги. Еще есть книжка с кдбшными фотографиями, издана в шестидесятые, и немножко Эрика и там есть, но тоже - не такие это чудесные фотографии, чтоб я ради них бросилась эту книгу покупать. Ну и вот. А на новом книжном развале вырыла сборник датской балетной критики, где обнаружила ругательную статью в адрес Das Lied von der Erde Константина. Разумеется, обиделась и сказала, что черта с два буду тратить деньги на всяких там, которые Константина ругают, бубубу.
В результате пошла и купила на ebay почти полную подшивку Dance Magazine за 1980 год. Если повезет, найдется там и про Эрика что-нибудь, и про Константина.

08:09 

Хочешь песенку в награду?
Отваливаю в Копенгаген на пару дней, не говорю "не скучайте без меня", потому что никуда я из сети все равно не денусь. Вот вам еще жизельная фотография - все тот же АБТ, все те же костюмы Бермана, все тот же Эрик, но с ним уже не Маркова, а дивная Карла Фраччи, а год уже не 1958, а 1967. И опять, опять хочется отметить руки Эрика. Эрик весь красив, но его руки - это сверхъестественная даже для него красота.


@темы: "Giselle", Carla Fracci, Erik Bruhn, Erik Bruhn - photos

15:59 

Хочешь песенку в награду?
"Нет-нет, Золушок, - грозит пальчиком Алисия Маркова Эрику Бруну, выслушав его самое заветное желание, - ты сначала должен жениться на принцессе!". С поправкой на обстоятельства: "ты сначала должен жениться на Жизели!". А на другом принце, так и быть, можешь не жениться. Но это будет уже совсем другая история.
Все-таки на фотографиях Маркова и Брун странно смотрятся вместе. Не знаю, возможно, на сцене это выглядело совсем иначе, но на фотографиях они куда больше, чем Фонтейн с Нуреевым, похожи на "овцу, танцующую с ягненком". Это, разумеется, "Жизель", АБТ, 1958 год. Почему-то мне все время кажется, что Маркова с Бруном после 1955 года вместе не танцевали, но это неверно, в сентябре 1958 года они встретились в "Жизели" снова, когда Маркова вернулась в АБТ в качестве гест-стар после трехлетнего перерыва.


@темы: "Giselle", Erik Bruhn, Erik Bruhn - photos

18:06 

Хочешь песенку в награду?
Человек, щедро делящийся редкими и очень интересными материалами о Рудольфе Нурееве, проводит опрос - ну, а что за опрос, написано в самом посте. Если вам интересны нуреевские материалы, зайдите в дневник и ткните в кнопочки (и взгляните на то, что там уже выложено, - потому что в самом деле там очень много всего, для людей, интересующихся Нуреевым, это просто рай и золотые горы контента).

14.02.2018 в 17:53
Пишет norakura:

ПЧ и гости, заинтересованные в материалах, касающихся Рудольфа Нуреева, примите, пожалуйста, участие в опросе!
Меня с недавних пор занимает мысль, что дневник не самая удобная форма для складирования материалов. Моя главная цель - передать как можно большему количеству людей потрясающие материалы, оказавшиеся в моей скромной коллекции, но по разным причинам у меня, видимо, не очень хорошо получается это всё продвигать в массы. Может, отдельный дневник или даже сообщество окажется удобнее и эффективнее?
Прошу вас ответить на два вопроса: какая форма вам кажется удобней? Какие материалы вам интересны более других?
Вопросы вместе, но по формулировкам ответов очевидно, к какому вопросу они относятся.
Всем буду очень благодарна!

URL записи

@темы: Rudolf Nureyev

12:51 

Хочешь песенку в награду?
НБК вчера вывесил афишу на сезон 2018/2019, и я, разумеется, не могла удержаться и не стащить фотографию из раздела, посвященного The Erik Bruhn Competition. Фотография известная (на обложке книги Мейнерца напечатана именно она нет, все-таки не она, другая, но из той же фотосессии), но чудесная же, никак нельзя мимо нее пройти.


@темы: Erik Bruhn, Erik Bruhn - photos

00:49 

Хочешь песенку в награду?
Наталия Макарова и Эрик в The River, 1971 год.


@темы: Erik Bruhn, Erik Bruhn - photos

12:42 

Хочешь песенку в награду?
Я в фейсбуке немного написала о вчерашней "Манон" в Стасике, ну, повторю в общих чертах уже сказанное. В КДБ это назвали бы "repremiere", у нас такого термина нет, а есть "возобновление постановки": в последний раз этот балет показывали в Стасике почти два года назад, в рамках весеннего фестиваля, и я видела тот спектакль с Фридеманом Фогелем, Ксенией Рыжковой, Георги Смилевски и Оксаной Кардаш. И вот, вчера пошла смотреть, как "Манон" возобновили, причем решающим фактором для меня стало участие Георги Смилевски - он мне очень нравится, и мне не хотелось пропустить его Леско. Но в целом хороши были все: Наталья Сомова - прелестная кошечка Манон, особенно в первом акте, в голубом платьице, этакая воплощенная "песня невинности, она же - опыта"; Иван Михалев - грациозный и (в первом акте) очень нежный кавалер де Грие, с виду совсем мальчик, их первый дуэт с Манон-Сомовой - перед бегством в Париж - был абсолютно чудесен: это были такие влюбленные и бессердечные ко всему миру дети, не видящие ничего дурного в том, чтобы удрать с деньгами несчастного пожилого господина; Георги Смилевски - Леско - был циничен, прекрасен и очень сексуален в первом акте, а во втором - нахален, жалок, грациозен, время от времени почти трогателен, время от времени отвратителен, но в общем обаятелен все время, очень лихо контачил в первом акте с главой попрошаек - прекрасным Евгением Жуковым, с лисичкой-сестричкой Манон (они все-таки точно были из одного теста слеплены, два очаровательных пройдохи), прекрасно провел па-де-труа с нею и господином Г. М., ну и ожидаемо порадовал меня в заключительном дуэте первого акта - с де Грие: все же в этом дуэте так и прорывается что-то двусмысленно гомоэротическое, особенно когда перед самым занавесом Леско буквально осыпает де Грие деньгами, полученными за Манон, а потом заламывает ему руку за спину и бормочет что-то на ухо, ну, понятно, что это: "бери деньги и не чирикай", причем я помню, что в спектакле с Фогелем Смилевски-Леско в этот момент практически впился ему губами в шею; вчера такого не было, но весь дуэт приятно пощекотал мое слэшерское чувствилище, Смилевски и Михалев чудесно смотрятся вместе, и жаль, жаль, что Макмиллан, наметив взаимодействие между этими персонажами в первом акте, никак не развивает его в акте втором, хоть в бордель они и заваливаются парочкой. Во втором акте Смилевски тоже был хорош, но мне показалось, что его пьяненький дуэт с Любовницей - Ольгой Сизых - был хоть и безупречно станцован, но исполнителям не хватило какой-то личной химии между собой. Ольга Сизых в роли Любовницы Леско была очень мила, но я помню, как сияла в этой роли Кардаш, какими яркими были ее вариации и дуэты со Смилевски, и вообще все ее присутствие на сцене, - и в этом отношении Сизых ей вчера уступала. Но в общем танцевала прекрасно, играла хорошо, смотреть на нее было приятно. Еще очень приятно было смотреть на весь кордебалет - четко и весело танцевавший, бойко мимировавший, игравший с большим аппетитом. Помню, что в фестивальном спектакле я обратила внимание на заметную неслаженность кордебалета в ансамблевых сценах; вчера придраться было не к чему: двойки, тройки, массовые танцы - всё было четко, слаженно, отточенно, и не хотелось обращать внимания на мелкие помарки (например, во втором акте в адажио Манон с поклонниками-клиентами не все поддержки были сделаны так уверенно, как хотелось бы).
И все-таки, несмотря на то, что труппа Стасика вчера была прекрасна, я ушла после второго акта. Дело не в артистах, дело в самом балете. "Манон" Макмиллана - это все же мыльная опера с густо взбиваемой пеной: первый акт сделан лучше всего, смотрится лучше всего, пролетает на одном дыхании; во втором акте уже начинается мелодрррррама с серьезными погрешностями противу хорошего вкуса; а в третьем акте мелодррррама идет уже без передышки, да еще и с оральным изнасилованием Манон, нет уж, спасибо, я лучше пойду. И кроме того, в "Манон" меня раздражает отчетливая объективация женщин (второй "бордельный" акт весь состоит из этой объективации, да и вообще женщины в "Манон" показаны исключительно мужскими глазами). В первом акте этого меньше: да, Леско и господин Г. М. в па-де-труа обращаются с Манон как с вещью (впрочем, Леско и в господине Г. М., кажется, видит вещь, не живого человека, а источник денег), но де Грие тем и выделяется, что видит в Манон человека, а не куклу или сексуальный объект. Во втором акте то ли он заражается от других, то ли любовь на него так действует, но он тоже начинает обращаться с Манон так, что во всех его действиях/в его танце буквально прочитывается "я люблю тебя, поэтому ты должна делать так, как я тебе скажу". Бррр. Очень показателен в этом отношении дуэт с браслетом в конце второго акта: где де Грие ведет себя с Манон все грубее и грубее, потом срывает все-таки с ее запястья браслет - подарок господина Г. М., - и так уж и быть, заключает в объятия стоящую на коленях Манон. Очень мило, да. В третьем акте он ведет себя уже по-другому, но осадочек все равно остается. Да и не в де Грие тут дело, дело в Макмиллане, это его авторские кинки так проявляются, и мне эти кинки неприятны. Бордель во втором акте - это ведь тоже бордель, показанный отчетливо мужскими глазами и для мужчин: куча красивых девок, задирающих юбки и готовых выцарапать друг другу глаза за мужчину, ах, как лестно для мужчин. И бордельные танцы откровенно затянуты, вернее, кажутся затянутыми из-за своего однообразия и предсказуемости: право, даже хочется, чтобы Макмиллан немножко соригинальничал и поставил женщинам больше взаимодействия между собой, нормального взаимодействия, выраженного в танце и мимировании, а не стычек из-за клиентов. Но он идет по проторенной гетероцентричной, даже андроцентричной дорожке: и хоть балет и носит имя героини, но даже Манон низведена в нем практически до положения красивого, но второстепенного персонажа, аксессуара для главного героя де Грие. Бывают, конечно, и у нее проблески танца, характеризующего ее как отдельную, автономную личность, но этих проблесков очень мало. Может быть, конечно, я слишком много хочу: Макмиллану, в конце концов, хотелось рассказать именно поучительную историю страсти, и Манон для него явно была не столько живой женщиной, сколько символом этой самой страсти. Но как история любви это not my cup of tea, у меня не получается просто сопереживать этим героям и вздыхать: ах, какая любовь. Мне хочется чего-то еще, большей неодназначности, большей психологичности, более развитых взаимоотношений между персонажами. Но увы, что поставил Макмиллан, то и поставил, приходится смотреть то, что есть. Вот я и смотрю, и даже получаю удовольствие от труппы Стасика и от хорошего танца (именно с точки зрения хореографии в "Манон" есть очаровательные моменты). И наверно, схожу еще раз-другой - мне хочется увидеть и Мануйлова в роли Леско, и от еще одного спектакля со Смилевски я бы не отказалась, и если Кардаш дебютирует в роли Манон, как обещают, я и на Кардаш посмотрела бы с удовольствием.
А еще по поводу "Манон" вспоминается вычитанное в каком-то Dance Magazine семидесятых годов, по-моему, я это даже когда-то цитировала. Когда Royal Ballet привез "Манон" в Нью-Йорк (вспомнила, это был 1974 год), американские балетные критики разнесли этот балет до основания, камня на камне не оставили. А через какое-то время в Dance Magazine появилась большая статья не то чтобы в защиту "Манон", но с попыткой оценить этот балет более-менее объективно, найти в нем и хорошие стороны. И помню, как Ольга Мейнард, автор этой статьи, писала: "'Манон' - это не самый плохой балет, который мы видели. Самым плохим балетом был "Спартак" Большого театра". И боже мой, как она права. Больше того: на фоне опусов Григоровича "Манон" может даже показаться почти шедевром.
UPD. Ну и раз уж вспомнили "Манон", вспомним и эту уморительную фотографию: танцовщики из НБК и АБТ переигрывают один из знаковых моментов па-де-труа в исполнении Манон, Леско и господина Г. М.


@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

00:20 

Хочешь песенку в награду?
Ева Киструп, основной поставщик новостей о КДБ и рецензий на его спектакли: "It is also significant that Hübbe has omitted his own production of “La Sylphide” from the festival programme" (речь идет о балетном фестивале в Копенгагене этим летом).
Я: "Не смейте даже намекать на то, что "Сильфида" Хюббе может не вернуться в репертуар!".
Господин Мэдж варит в одном котле шарф для ловли просто сильфид и приворотное зелье для возвращения "Сильфиды" в репертуар КДБ. Для поимки и возвращения юного Джеймса в семью господину Мэджу не нужны ни шарф, ни зелье, достаточно сжать юного Джеймса в объятиях и хорошенько поцеловать.


@темы: "La Sylphide", Royal Danish Ballet, Sebastian Haynes

14:23 

Хочешь песенку в награду?
Вычитала в относительно недавнем (октябрь 2017 года) интервью с Николаем Хюббе прелестное: оказывается, у него в гардеробе есть рубашка, принадлежавшая Эрику. Голубая шелковая рубашка с жестким воротником, Хюббе получил ее от одного из старых друзей Эрика (вот теперь все могут долго гадать и строить предположения о том, кто именно подарил Хюббе рубашку Эрика). Сам он ее надел всего один раз. Он признался, что вообще говоря, эта рубашка не очень красивая, слишком уж в стиле семидесятых годов, но он привязан к ней не из-за нее самой, а из-за ее владельца. Ему кажется, что эта рубашка создает своеобразную связь между ним и Эриком. "Эрик Брун был великим, божественным балетным танцовщиком", - вот как Хюббе говорит о нем. Эрик преподавал у него, когда сам Хюббе был еще ребенком (когда он умер, Хюббе было всего восемнадцать лет). И в заключение Хюббе заявляет, что для каждого датского танцовщика вроде него Эрик Брун был самым-самым: лучшим и величайшим. По-моему, это очаровательно.

@темы: Erik Bruhn

00:45 

Хочешь песенку в награду?
Примерно половина первого акта "Жизели" - постановка Национального балета Кубы, Жизель - Алисия Алонсо, Альбрехт - Хорхе Эскивель. Это не самая поздняя видеозапись "Жизели" с Алонсо, существует, например, версия 1980 года, где Алонсо танцевала с Владимиром Васильевым. Но я так до сих пор ее и не посмотрела. А вот этот отрывок из записи, сделанной двумя годами ранее, в 1978, я все же решилась посмотреть из исторического интереса. Алонсо здесь 58 лет. Пятидесятивосьмилетняя Жизель - это звучит пугающе. И поначалу это и вправду производит курьезное впечатление: первые па Жизели под очень замедленную музыку и бурные аплодисменты публики кажутся почти пародией, карикатурой. Но вдруг в этом танце что-то вспыхивает - и ты видишь, какой была Алонсо в молодости, как она танцевала, и понимаешь, что и в пятьдесят восемь она может танцевать так, что дыхание перехватывает. И я даже не могу объяснить, что это такое, потому что - прыжка нет, техника тоже прихрамывает, силы у нее уже не те, и проблемы со зрением заметны, но очарование, магия танца, что-то необъяснимо прекрасное, то, что выше техники и вне техники, - вот это есть у Алонсо, и это видно в записи. Нечто подобное, мне кажется, было и у Улановой. И здесь еще у Алонсо изумительная химия с Хорхе Эскивелем, в дуэте они прелестны. И сцена с гаданием совершенно очаровательна.



Ну и раз уж начала об Алонсо и "Жизели", то можно выложить за компанию и адажио из второго акта в исполнении Алонсо и... кого? правильно, Эрика. Ну, это известная запись, Джейкобс-Пиллоу, 1955 год.


@темы: "Giselle", Erik Bruhn

12:40 

Хочешь песенку в награду?
Давно хотела вырезать эти гифки из ENO'шной видеоверсии "Билли Бадда".

"Where there is happiness there cannot be harm", - распевает прекраснодушный капитан Вир, прислушиваясь к матросскому хору на нижних палубах.



"Видал малахольного?" - без слов спрашивает мистер Редбёрн у мистера Флинта.



Катастрофически не хватает в этой сцене сурового каптенармуса Клэггарта, который тоже бы смотрел на капитана очень неодобрительно. Впрочем, каптенармус Клэггарт на всех так смотрит, потому как на вверенном ему корабле постоянно творятся безобразия, а от капитана, распевающего соловушкой, толку мало. А с другой стороны - какой еще нужен толк от капитана с голосом и внешностью Лангриджа? Да пусть он поет, поет, лично мне больше для счастья ничего не нужно, а если каптенармусу нужно для счастья что-то еще, так пусть он сам с капитаном и договаривается.

@темы: Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили (Billy Budd), Мы очень любим оперу

00:45 

Хочешь песенку в награду?
На главной странице дайри стали выводить самые популярные темы записей, и я с удивлением обнаружила свой собственный тэг к эрикофоточкам в самых популярных темах за месяц. С одной стороны, странно, а с другой стороны - если учесть, как отчаянно я флужу эрикофотографиями, то ничего странного вовсе и нет. Чего еще и ждать от главного бруноманьяка. По такому случаю обязательно надо выложить еще фоточку. Па-де-труа из балета Бурнонвиля La Ventana, гендер-реверсная постановка Эрика: в оригинальной версии па-де-труа танцевали мальчик и две девушки, в версии Эрика, поставленной в АБТ в 1975 году, танцевали Синтия Грегори, Рудольф Нуреев и сам Эрик. Обратите внимание на ленточки на его запястьях. Мне сразу вспоминается рассказ Финиса Джунга, еще в шестидесятые работавшего с Эриком в балетной труппе Ребекки Харкнесс: как Эрик, танцуя в па-де-де из "Фестиваля цветов в Дженцано", тоже привязывал ленточки на запястья (и на локти), чтобы смягчить ощущение "жестких" рук (руки в датско-бурнонвилевской школе, пусть и смягченные, и округленные благодаря Вере Волковой, действительно могут казаться жесткими и как будто негибкими по сравнению, допустим, с руками в русской школе).


@темы: Erik Bruhn, Erik Bruhn - photos

13:19 

Хочешь песенку в награду?
Маленькое теле-па-де-труа, поставленное Руди ван Данцигом. Мотивы вечно-библейские: бог, Адам и Ева, но взаимоотношения молодого бога (Guus Wijnoogst, прости, не знаю, как перевести) и Адама (Тур ван Схайк) предельно гомоэротичны, а Ева (Эллен Брюссе) появляется ближе к концу и только укрепляет шведскую семью. Ладно, если серьезно, то па-де-труа вполне симпатичное, а лично мне всегда приятно посмотреть на молодого Тура ван Схайка. Вот бы нашлась запись "Памятника мертвому юноше" с ним в главной роли!


@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

01:04 

Хочешь песенку в награду?
Время от времени мне надоедает флудить эрикофотографиями, и тогда я принимаюсь флудить эрикостатьями, у меня их много. Вот, например, номер Toronto Star от 22 сентября 1973 года: Эрик ставит "Сильфид" в НБК и уже предвкушает репетиции "Расёмона" в Копенгагене. А чем все кончится, вы и сами знаете: в конце концов Эрик сыграет в "Расёмоне" только через год, осенью 1974 года, почти одновременно с возвращением в балет.


@темы: Erik Bruhn - articles, Erik Bruhn

12:49 

Хочешь песенку в награду?
Sorry not sorry - 2 или Снова об сильфиду. Впрочем, в данном случае скорее уж - об господина Мэджа. Со всего размаха и со всей джеймсовой дури. Нашла эту известную, обсмотренную со всех сторон фотографию в очень хорошем качестве - лучше, чем было раньше. Я уже не знаю, что еще сказать об этой постановке и об этой паре, все и так ясно: прошло два года с тех пор, как я увидела эту "Сильфиду" (и даже без Хюббе! зато с Хейнсом, моей радостью), пора бы успокоиться и переключиться, а я никак не успокоюсь. Бывают такие спектакли и такие постановки: они не просто хороши, великолепны, талантливы, гениальны, они больше, чем хороши или гениальны, они не уходят из памяти, и через несколько лет волнуют так, будто ты увидел их только вчера. Так было у меня с этой "Сильфидой", с "Билли Баддом" в БТ, со "Смертью в Венеции" Ноймайера. Занятно, что ничего подобного у меня пока не было с балетными спектаклями в БТ и в Стасике: ближе всего, пожалуй, была "Татьяна" в Стасике, но и она не произвела на меня настолько сильного впечатления, не сохранилась в памяти так ярко и живо, как, например, гамбургская "Смерть в Венеции". А так - ну, да, много хороших спектаклей, которые приятно вспомнить, но ничего равного "Билли", "Смерти" и "Сильфиде" Хюббе я пока не видела.


@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете", Royal Danish Ballet, "La Sylphide"

Черновики и черт

главная