Большой биографический пост о танцовщике и хореографе Константине Патсаласе: часть I и часть II

Под тэгом Александр Мейнерц "Erik Bruhn - Billedet indeni" собраны (в хронологическом беспорядке) записи с пересказом датской биографии Эрика Бруна, выпущенной в 2008 году.

Bold Steps - документальный фильм о Национальном балете Канады (1984 год). Там есть Эрик Брун, Константин Патсалас, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Карен Кэйн, Селия Франка и еще много замечательных людей. Рекомендую к просмотру.

Canciones - балет Константина Патсаласа. Тоже рекомендую к просмотру (если интересно узнать, что поставил этот Патсалас, о котором я так много пишу).

Моя страничка на Archive of Our Own (там выложены фики, "Донское кладбище", "Чтецы" и балетные тексты)

Фанфики и оригинальные тексты

URL
13:56 

Хочешь песенку в награду?
Сейчас скажу страшное: если выбросить из головы, что эта пара должна изображать Эрика Бруна и Рудольфа Нуреева, и если не вспоминать, как этот дуэт выглядит в движении (хотя выглядит он более-менее сносно, я признаю это, я добрая), - то Савин и Лантратов на этой фотографии мне прямо-таки нравятся. И хочется предложить: а поставьте им балетик (мистер Ноймайер, я на вас смотрю, да) - без привязки к нуреевскому нарративу, просто хороший, чувственный, интересный мужской дуэт. Ведь они могли бы здорово станцевать, особенно Савин (все-таки Лантратов, имхо, менее интересен как артист и как танцовщик). Но увы, нет на них Ноймайера, нет на них никого, а жаль, жаль, жаль.


@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

12:33 

Хочешь песенку в награду?
Не знаю, зачем я продолжаю выкладывать все эти статьи, порой мне кажется, что никому, кроме меня, это не интересно. А впрочем, не обращайте внимания, у меня просто очередной кризис, жара-уныние, все такое прочее. И я прекрасно понимаю, что есть люди, которым эти статьи интересны, но поныть-то все равно охота. Ну вот, сегодня выложу небольшую статью из Daily News (номер от 31 марта 1978 года) - про предстоящий дебют Эрика в "Паване мавра" Хосе Лимона. Насколько я помню, о нем в "Паване мавра" отзывались довольно противоречиво: некоторые критики считали, что ему именно что не хватает "весомости", его балетная легкость и легковесность осталась при нем - несмотря на возраст, а в "Паване" эта легкость, отталкивание от земли - было лишним. С другой стороны, встречала я и очень одобрительные отзывы об Эрике в "Паване". Эх, несостоявшийся дрим-каст в "Паване" - чтоб Мавром был Эрик, а Другом - Хеннинг Кронстам.


@темы: Erik Bruhn, Erik Bruhn - articles

13:55 

Хочешь песенку в награду?
Капитан Вир обзывает каптенармуса Клэггарта Аргусом: "He has a hundred eyes!" - и хмурится обиженно: сам гадость сказал, сам надулся. А каптенармус Клэггарт только улыбается: что ж вы, говорит, ваша честь, так убиваетесь, вы же так не убьетесь. Хотите монетку? - и гинею показывает, гад. И стек показывает тоже. Хочет, видите ли, купить капитана за гинею, не тут-то было. Меньше чем за две капитан не согласен.
Само собой, это все гифки из совершенно разных сцен, но не мешайте шипперу развлекаться, он нежно любит этот пейринг.




@темы: Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили (Billy Budd), Мы очень любим оперу

02:35 

Хочешь песенку в награду?
Мне было плохо, но я послушала прекрасную Аню Хартерос - и от D'Oreste, d'Ajace мне почему-то стало хорошо. То ли успокаивает мысль о том, что вот Электре тут еще хуже, чем мне, то ли просто Аня Хартерос так прекрасна, что действует как антидепрессант. Всем слушать Аню.


@темы: Мы очень любим оперу

12:56 

Хочешь песенку в награду?
Большое и любопытное интервью с Эриком вокруг и около его "Сильфиды" в АБТ (Los Angeles Times, номер за 6 марта 1983 года). Эрик вздорная личность все-таки, обозвал посредственными всех хореографов, кроме Баланчина, когда-либо ставивших на него. Скорее можно допустить, что хореография, поставленная для него, была посредственной, но скопом записывать в "mediocre" всех подряд, от Пети и Крэнко до Ноймайера, - ну Эрик, ну это уже чересчур (не люблю того же Пети, но назвать его посредственным хореографом даже у меня язык не поворачивается - несмотря на то, что он поставил много вполне посредственных балетов). Хотя разумеется, можно и Эрика понять: ему действительно не везло с балетами, поставленными именно на него и для него, и он сам не раз это отмечал.


@темы: Erik Bruhn - articles, Erik Bruhn, "La Sylphide"

17:22 

Хочешь песенку в награду?
Еще одна контрабандой переснятая фотография с Эриком - из книги Эрика Ашенгрина Mester. Historien om Harald Lander (в английском переводе: Harald Lander: His Life and Ballets). Надо бы ее купить - на инглише, естественно, - да я все никак не соберусь: то свободных денег нет, то еще что-нибудь не так. Хотя любопытно, конечно, почитать биографию Ландера - ну и о его отношениях с Эриком, судя по всему, там кое-что есть, может быть, не так много, как мне бы хотелось, но и не так уж мало. Ну, на фотографии все знакомые люди: слева направо - сам Ландер, Тони Ландер-Маркс, Флемминг Флиндт, Эрик.


@темы: Erik Bruhn, Erik Bruhn - photos

11:27 

Хочешь песенку в награду?
Пока не забыла - держите прелестную пару балетных мальчиков из гамбургского балета. Марселино Либао, как всегда, отжигает, ну и Матьё Руо от него не отстает и становится для Либао достойным партнером.



@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

14:31 

Хочешь песенку в награду?
Ну вот, 9 июня закончился балетный фестиваль в Копенгагене и сезон в КДБ. Закрывали гала-концертом, и я на этом гала-концерте была и даже почти все увидела, несмотря на торчащие головы передо мной. Все-таки хоть и люблю я Старую сцену Королевского театра, но зрительный зал в ней не очень удобный: подъем в партере небольшой, ряды поставлены очень тесно, и даже если ты сидишь близко, но перед тобой сел довольно высокий человек - будь уверен, что часть сцены он тебе закроет. Но в этот раз было хоть не идеально, но и не смертельно, пресловутое "возможное ограничение видимости" - процентов 10-15, выдержать можно. Не сравнить с одной "Жизелью" в 2016 году, когда я сидела близко, но половины спектакля не видела из-за того, что передо мной сидел очень толстый и широкоплечий дяденька, закрывавший собой все, что только можно.
Что касается гала-концерта - лишний раз убедилась в том, что я в принципе этот формат не очень люблю. "Бурнонвилиану" второго июня тоже можно было бы назвать гала-концертом, составленным из отдельных номеров, но там все-таки прослеживалось определенное стилистическое единство - Бурнонвиль и в "Сильфиде", и в "Неаполе", и в "Ярмарке в Брюгге" - Бурнонвиль. А девятого июня в первом отделении было все подряд - и этот винегрет порой казался мне слишком винегретистым. Начался еще концерт весело - с вступительной речи Николая Хюббе. Он вышел, начал говорить - ан микрофон-то и не работает, ближнему партеру еще что-то слышно, а балкон и бельэтаж ничего не понимает. Ну, датчане народ простой, они начали радостно вопить: "Говорите громче! Не слышно ничего! Исправьте микрофон!" - ну прям как дети, ей-богу. Бедному Хюббе пришлось напрягать голос и говорить громче, практически орать, мне было очень жалко его горло. Но в середине речи микрофон вдруг передумал и заработал, а зал, разумеется, заржал и зааплодировал. В общем, "встреча прошла в теплой, дружественной обстановке", даже присутствие королевы никого не смущало. Но я хоть и бурчу, а на самом-то деле мне все это понравилось - именно потому, что это было просто, тепло и непафосно.
После того, как Хюббе рассказал, как здорово, что все мы здесь, и как здорово, что балетный фестиваль состоялся, ура-ура, принялись уже и танцевать. Разумеется, открывали Бурнонвилем - "Фестивалем цветов в Дженцано", не придумаешь лучшего номера для открытия гала-концерта: это прелестное и жизнерадостное па-де-де, и что самое чудесное - Эмма Риис-Кофёд и Франческо Мура станцевали его прелестно и жизнерадостно, я даже не ожидала, что это будет так хорошо. Риис-Кофёд оттанцевала свой первый сезон в КДБ - и мне кажется, у нее большое будущее. Она очень талантлива и очаровательна, и с непростой своей партией справилась легко и безусильно, излучая истинно бурнонвилевскую радость от танца, влюбленность не только в партнера, но и в танец. Порадовал и ее партнер - Франческо Мура, сюже Парижской оперы, тоже очаровательный мальчик. Я боялась, что он выбьется из стиля - но ничего подобного, он станцевал так, что и не придерешься, изящно и легко, без размашистости, и с Риис-Кофёд у него была нужная химия. Очень они мне оба понравились, умницы оба. Старик Бурнонвиль (жаль, он уже не выходил на сцену, как в "Бурнонвилиане") был бы доволен, я думаю.
Не знаю, был бы доволен другой старик - старик Гзовский - но следующий номер - "Grand pas classique" - тоже доставил мне удовольствие. Хотя честно признаюсь, я вообще-то не люблю его, он мне кажется скучным и искусственным, и после прелестного "Фестиваля цветов" смотришь его и думаешь поначалу: боже, какая мертвечина. Но даже мертвечина будет хороша, если ее станцуют Доротея Жильбер и Марсин Купински. Жильбер изумительна, конечно, - и танцевала с большим апломбом, элегантно и чисто; а Купински меня просто всегда и везде радует, да и как могут не радовать такие чудесные ноги, как у него? Он тоже был легок и элегантен, и я пожалела только, что так и не довелось мне увидеть его в этом сезоне в "Этюдах". Но может быть, в следующем сезоне повезет больше?
После Гзовского опять показали Бурнонвиля - номер "Музы нашей родины - три грации" - в дивном исполнении Киззи Матиакис, Сюзанны Гриндер и Эми Уотсон. Это маленькая, но прелестная, очень бурнонвильская безделушка, созданная в 1840 году и реконструированная Динной Бьорн; очаровательное женское па-де-труа, само по себе милое - и приятно контрастирующее с более стандартными гетеросексуальными дуэтами, которые, как правило, составляют основную часть балетных гала вообще и этого концерта в частности. Все были хороши, но Гриндер выделялась даже на фоне своих коллег и подруг - хрупкая, легкая, бабочка-сильфида в длинной тунике, с волосами, взбитыми à la grecque. И так грустно думать, что это выступление стало ее последним в КДБ: она закончила свою карьеру - не знаю, только ли в КДБ или в балете вообще. Мне будет очень ее не хватать.
Без Петипа никуда, и после Бурнонвиля выдали его - третьего старика. Свадебное па-де-де из "Спящей красавицы" - ну, это тоже old warhorse гала-концертов, но здесь зрителям повезло, потому что Авророй была Ида Преториус. Боже мой, как же она хороша, сияющая, чуть лукавая, прелестная сказочная принцесса. Я пристрастна, но я правда очень ее люблю. И танцевала она безупречно, какое наслаждение - смотреть на то, как она танцует. Что же касается ее партнера - увы, тут я тоже пристрастна: Семена Чудина я не люблю, хоть изо всех сил стараюсь отдавать ему должное. Но простите, рядом с Преториус он выглядел не как принц Дезире, а как Иванушка-дурачок. В дуэте был более-менее (хотя партнировал не слишком уверенно), в вариациях никак не блеснул - правда, ему еще и дирижер подкузьмил, замедляя темпы до отвращения. В общем, как раньше я его не любила, так и после этого па-де-де не полюбила. Позабавил он меня после адажио на поклонах: все сначала кланяются королеве, а уж потом залу, но Чудин на королеву внимания не обратил и упорно кланялся в зал (Преториус - та, как положено: сначала королеве, потом залу). Но сам же спохватился потом и, кажется, смутился, бедный.
А впрочем, знаете, лучше Чудин и па-де-де из Спящей, чем дуэт кавалера де Грие и умирающей Манон Леско из третьего акта "Манон" Макмиллана. Господи, и балет-то мелодраматичен до одури, и третий акт в нем - манная каша, и дуэт этот несносен, но когда его выдергивают из балета и показывают отдельно, это вообще невозможно смотреть спокойно, для сохранения душевного равновесия приходится повторять как мантру: "Хуйня, хуйня, хуйня". Потому что это хуйня. Танцовщики вынуждены не столько танцевать, сколько заламывать руки и грызть кулису. Ну вот как можно тратить талант Джейми Крэндалл на такую ерунду? Рис Кларк, ее партнер из Роял Балле, просто не произвел никакого впечатления: что был он, что не было его, в этом дуэте де Грие - носильщик (а Манон - его тяжкая ноша), где ему тут проявлять какие-либо драматические таланты. На редкость бездарный и пошлый дуэт, и не пытайтесь меня переубедить, все равно не удастся.
К счастью, закрыли первое отделение не этой дрянью, а па-де-де из "Звезд и полос" Баланчина. И как же освежающе, как чудесно оно смотрелось в исполнении Лоран Ловетт из NYCB и Ульрика Бирккьяра. Ловетт меня совершенно очаровала, а Бирккьяр был не только техничен, но и очень забавен, и сам заметно наслаждался, позволяя себе немножко подурачиться и побыть не принцем, а веселым солдатиком. Занятно, как этот номер по настроению близок к Polka militaire Бурнонвиля - не видел ли Баланчин ее в начале тридцатых годов, когда какое-то время работал приглашенным балетмейстером в КДБ?
А во втором отделении были "Этюды" - увы, не ставшие для меня ожидаемым праздником и наивысшей точкой вечера и фестиваля. Все-таки чувствовалось, что все - и солисты, и кордебалет - попросту устали к концу сезона (а ведь кое-кого из них еще ждут впереди летние гастроли по стране и выступления в Джейкобс-Пиллоу). Они старались, они делали все, что могли, но тут и там были видны помарки, рассинхроны, смазанность движений. Хотя даже в таком неидеальном исполнении я предпочту "Этюды" КДБ - "Этюдам" БТ. Никакого патриотизма, блин. В кордебалете, как всегда, обращал на себя внимание Лиам Редхед - ну до чего же он прелестный мальчик, и какие у него дивные руки, какие у него дивные ноги, и я надеюсь, что в следующем сезоне Хюббе его сделает солистом, он вполне этого заслуживает. Балериной была Холли Доргер - и ощущения у меня двойственные, как вообще практически всегда, когда я ее вижу. Помню, как почти два года назад она ужасно понравилась мне в "Жизели" (с Ульриком Бирккьяром) - удивительно, потому что Жизель - это явно не ее амплуа, она слишком земная и витальная для этой роли. Но как ни странно, тогда она меня убедила и в первом, и во втором акте. Но еще больше она нравилась и нравится мне в образе Дженни из "Веймара" Хюббе - вот это точно ее роль, просто идеально ей подходящая. А так... вот не знаю, в "пачечных" партиях, где я видела Доргер, она постоянно кажется мне чуточку слишком атлетичной и напористой, мне не хватает в ней утонченности и грации. Но она компенсирует этот недостаток утонченности замечательной уверенностью и техничностью: можно не сомневаться, что она все станцует безукоризненно. Вот и в "Этюдах" она танцевала технически безукоризненно и очень уверенно, но в "сильфидной" части она была недостаточно "сильфидна" и поэтична. Да и в целом - ну да, она хороша, она выразительна, она балерина и королева, но на Джейми Крэндалл в мае мне было смотреть гораздо интереснее, несмотря на некоторые технические помарки.
Партнером Доргер в "сильфидной" части был Джонатан Хмеленски, Андреас Кос и Йон Аксель Франссон танцевали в основной части. Кос очарователен, хоть и не так блестящ, как был весной, тогда он прямо-таки сиял, а сейчас, похоже, чуть подустал. Но с такой улыбкой и с такими стопами, как у него, ему можно все простить. Франссон был изумителен в мазурке - как редко ее исполняют с таким вкусом и с такой грацией. Впрочем, Франссон везде изумителен, что и говорить, и честно признаться, он более заслуживает продвижения, чем Хмеленски, однако же Хмеленски уже сделали премьером, а Франссона - еще нет. Но будем надеяться, что в следующем сезоне и его наконец-то продвинут, давно пора. Он более одарен, чем Хмеленски, он выразительнее и в классике, и в модерне, он - чего там! - талантливее и как танцовщик, и как актер. Ну ладно, я опять пристрастна, но Франссон мне нравится больше Хмеленски, в этом все дело. И я очень рада была увидеть Франссона в "Этюдах". И будем надеяться, в следующем сезоне я буду часто видеть и его, и Коса, и вообще всех своих любимых датчан. А этот сезон завершен - и он был очень интересен. Только жаль, что ушли теперь и Сюзанна Гриндер, и Себастьян Хейнс, мне будет их очень не хватать. И я так ни разу и не увидела в этом сезоне Грегори Дина. Похоже, что у него травма, и я надеюсь, что он вернется в следующем сезоне, его тоже очень не хватает.
На этом, кажется, мои длинные отчеты о спектаклях КДБ временно заканчиваются, всем спасибо, до встречи в новом сезоне.

@темы: Royal Danish Ballet

23:22 

Хочешь песенку в награду?
Вернулась из Дании - уф, закрыла там балетный сезон наконец-то. Даже жаль, там сейчас погода хорошая, лучше, чем у нас (на подлете к Москве сегодня: "Погода в Москве хорошая, температура - плюс тринадцать градусов", ахахаха, шеф, поворачивай обратно), но что делать, балета больше не дадут, а без балета - проверено уже - я быстро начинаю изводиться и депрессовать, а мне такого счастья не надо. Ладно. Надо и отдохнуть от поездок. Опять не привезла книг, потому что стоят они дорого, тащить их тяжело, а главное - нет ничего, что бы я хотела непременно заполучить. Однако же и в этих книгах, которые я покупать не стала, нашлось кое-что приятное. Вот, например, Эрик и Рудольф - маленькая фотография, переснятая мною из книги Олега Керенского The Guinness Guide to Ballet. Качество не бог весть какое, но я им все равно рада.


@темы: Rudolf Nureyev, Erik Bruhn - photos, Erik Bruhn

12:55 

Хочешь песенку в награду?
13:14 

Хочешь песенку в награду?
В подписи, собственно говоря, все указано. Качество оставляет желать, но что поделать, это вырезка из газеты, вернее, из скана газеты (The Gazette, выпуск от 19 сентября 1975 года). Любуйтесь Эриком, Надей Поттс и Мышью Барышниковым.


@темы: Erik Bruhn, Erik Bruhn - photos

16:19 

Хочешь песенку в награду?
Что-то uploads.ru пошел свистеть и выкидывать картинки на помойку; пришлось перерывать дневник в поисках битых изображений и заливать их заново. Попутно добралась до собственных отзывов на ту самую "Сильфиду", перечитала - и сгорела до угольков. Я не знаю, что мне с собой делать, я не знаю, почему именно эта постановка произвела на меня такое впечатление, ну не только же из-за гомоэротики, в конце концов, видела я и другие гомоэротичные спектакли, и вспоминаю о них с удовольствием, но они меня так не размазывали, как размазала эта "Сильфида" (и наш БТшный "Билли Бадд"). Ноосфера, сделай чудо, пошли мне видеозапись "Сильфиды" - и желательно с Мэджем-Хюббе, других Мэджей я хотя бы сама видела и знаю, на что они похожи, а этого Мэджа видела только в трейлере, на фотографиях и в отрывочках из фильма, мне этого слишком мало, то есть, мне этого достаточно для горения, но хочется все-таки весь спектакль целиком.
За неимением лучшего оставлю пока гифку из трейлера: Мэдж колдует, ворожит, распивает алкогольные напитки, предвкушает ужасную месть. Берегись, Джеймс, до тебя вот-вот доберутся, и ты здорово пожалеешь о том, что был плохим мальчиком и не слушался маму... впрочем, ладно еще не слушался маму, а вот за то, что не слушался Мэджа, - тебе крупно влетит.


@темы: "La Sylphide", Royal Danish Ballet

00:31 

Хочешь песенку в награду?
На второй блок "Нуреева" я не попадаю по уважительной причине: у меня Гамбург и Ноймайер как раз в эти даты.:crznope: Но сегодня в БТ был гала-концерт дипломантов и лауреатов "Бенуа де ла данс - 2018", и в программе концерта стоял дуэт Эрика и Рудольфа из "Нуреева", и я решила: схожу, посмотрю хоть так, как он выглядит в живом исполнении, хотя бы и в отрыве от остального спектакля. Ну и вообще концерт казался довольно любопытным, там даже был обещан Себастьян Клоборг, которого я помню и люблю еще по КДБ. Сразу скажу, что ожидания мои по большей части не оправдались: нет, Клоборг был хорош (в невыразительном, но милом дуэте с Марией Кочетковой), и хороши были Анна Лаудере, Эдвин Ревазов и Дарья Хохлова в отрывке из ноймайеровской "Анны Карениной", и очень порадовал Пабло Легаса в вариации из балета "Herman Schmerman" - боже мой, как свеж и прекрасен Форсайт после, допустим, Марко Гекке! Но в целом, увы, было скучно. Не в последнюю очередь благодаря Марко Гекке, вот теперь я точно знаю, чьей хореографии мне следует избегать. Два его номера в один вечер - право, это перебор. И я понимаю, в чем его проблема: во-первых, он использует одни и те же приемы из балета в балет, так что посмотрел одну работу Гекке - посмотрел их все; во-вторых, он категорически не умеет вовремя остановиться и затягивает свои балеты так, что не знаешь, куда от них деваться. Сократи он вдвое балет "Убитый" и втрое - балет "Полночная рага", показанные сегодня, и я бы отнеслась к ним с большей симпатией. А так даже вспоминать о них тошно.
Но я хотела о дуэте из "Нуреева". Вот почему его обозначили в программке как "дуэт Нуреева и Эрика", лишили Рудольфа имени, а Эрика - фамилии? Что мешало написать нормально: "дуэт Рудольфа и Эрика", уж догадались бы зрители, о каком Рудольфе идет речь, я надеюсь. А так это выглядит глупо. Что же касается дуэта как дуэта - ну... ну блин. Ну почему Посохов сделал Эрика таким манерным? Почему он перевернул всю динамику отношений Эрика и Рудольфа: получается, что Эрик за Рудольфом бегает, а Рудольф не может определиться: дать или не дать? Рядом с хрупким Савиным-Эриком Лантратов-Рудольф выглядит массивнее и старше, и в его движениях, в его поведении в дуэте не видно никакой любви к Эрику, его Эрик как будто больше напрягает, чем привлекает. Впрочем, в этом дуэте вообще нет любви, вот в чем ужас. Нет ни любви, ни сексуального влечения, ни даже дружбы, ну вообще ничего. Набор элементов, и даже очень талантливые Савин и Лантратов не в силах наполнить этот набор каким-либо стоящим содержанием. Все невинно до слез и от невинности - никакое, без настроения, без напряжения. Телесный контакт минимален и целомудренен, объятие - когда Эрик обнимает Рудольфа - откровенно слямзено у Ноймайера (из дуэта Дягилева и Нижинского), ну нельзя же так. И видно, видно, как Посохову, простите меня, хочется рыбку съесть и на хуй сесть: типа смелый мужской дуэт сочинить, но при этом общественную нравственность не оскорбить. А тут, знаете ли, полумеры не работают: либо ты идешь до конца и ставишь нормальный мужской дуэт, а не вот это "ой, у нас тут мужчина танцует с мужчиной, ну они как бы любовники, хихихи, но мы это не будем подробно показывать, потому что это же несерьезно, это не искусство, а у нас все серьезно и искусство", ну вот, либо ты ставишь нормальный дуэт, либо ты просто не поднимаешь эту тему, все честнее будет. И да, меня бесит, что Посохов сделал Эрика манерным и почти карикатурным. Не было у Эрика манерности ни в жизни, ни в танце, и нефиг вообще мыслить стереотипами: мол, раз гомосексуал, так непременно сладкая феечка. Слегка потасканная и прокуренная феечка, бегающая за молодым, успешным и великим Нуреевым. Фу.
В общем, все поняли, что и в "живом" виде этот дуэт меня не пронял и не порадовал. Для чистоты эксперимента все-таки надо добраться, наконец, и до спектакля целиком, но теперь уж в следующем сезоне, наверно. Да честно говоря, что-то не особо меня туда и тянет. Понимаю, что надо, а неохота и денег жаль.

@темы: Erik Bruhn, Rudolf Nureyev, Не только Дягилев или "вообще о балете"

14:55 

Хочешь песенку в награду?
Второй день балетного фестиваля начала с просмотра фильма Bournonville Today - и с внезапного, но очень приятного развирта с Олерль. Рада была встретиться и познакомиться еще и в офлайне, вот уж воистину - балетный фестиваль объединяет. А еще видела после того фильма очень интересного юзера Syrene Hvid - не стала подходить и знакомиться, но отметила для себя ее появление. Когда-то она писала ужасно интересные отзывы на спектакли КДБ на форуме balletalert, жаль, что в этом сезоне почему-то перестала. Ее отзывы на мою любимую "Сильфиду" я до сих пор иногда перечитываю с огромным удовольствием - это как еще раз спектакль посмотреть, да еще и с разными составами. И вечером на "Бурнонвилиане" я ее тоже видела - может, если б была похрабрее, подошла бы познакомиться, но я не храбрая, мне неловко.
Ну, что касается фильма - честно признаюсь, что ожидала большего: он оказался коротким, минут 35-40 всего лишь, о Бурнонвиле и балетах Бурнонвиля там было довольно много общих слов. Впрочем, я хотела посмотреть этот фильм не столько ради текста, сколько ради видеоряда: мне обещали "Фестиваль цветов в Дженцано" в исполнении Иды Преториус и Андреаса Коса, "Жокейский танец" (из балета "От Сибири до Москвы") - с Марсином Купински и Себастьяном Хейнсом, и, наконец, отрывки из "Сильфиды" с Сюзанной Гриндер, Ульриком Бирккьяром и Сореллой Энглунд. Все это я и получила, но полученное меня все равно несколько разочаровало. Я рассчитывала, что "Фестиваль" и "Жокейский танец" мне покажут целиком - номера это небольшие, при желании их вполне можно было бы уложить в отведенное время, но нет, из них нарезали отрывочков, да еще и сняли их так, как в хорошем обществе танец не снимают, то есть "художественно", с обрезанием стоп, под дурацкими углами, так, что половина очарования пропала. В "Жокейском танце" камера предпочитала фиксироваться на Марсине Купински - я люблю Купински, но мне бы хотелось и на Хейнса посмотреть, а Хейнса мне откровенно недодали. А от "Фестиваля цветов" и вовсе осталось несколько лепесточков, да еще и закадровые комментарии отвлекали от танца, мешали любоваться Преториус и Косом. Но какие же они все равно прелестные, несмотря ни на что. И как им идут все эти жизнерадостные бурнонвильские па-де-де типа "Фестиваля цветов" или дуэта Карелиса и Элеоноры из "Ярмарки в Брюгге".
Только сильфидные отрывки в этом фильме порадовали меня по-настоящему. Более того - я смотрела и думала: бог ты мой, да это же готовая концепция для интереснейшей постановки, вот бы кто-нибудь взялся за нее всерьез. Декорации заменены светом: танец сильфиды вокруг стоящего с закрытыми глазами Джеймса - в круге света, лес - это столбы света от прожекторов, и между этими столбами бегают и танцуют сильфида и Джеймс, и в финале снова остается один, последний круг света, и умирающая сильфида, попрощавшись с Джеймсом, уходит в па-де-бурре за пределы этого круга, и точно так же уходит потом и Мэдж, сливается с тьмой, так что в круге света остается один отчаявшийся Джеймс. Лишь сильфида здесь "при полном параде": в тюнике, в веночке, с крылышками; Джеймс не в килте, а в брюках и рубашке, Мэдж в черном платье, танцуют они под репетиционный фортепианный аккомпанемент - и выглядит это потрясающе, намного сильнее, чем иные полноценные постановки. Сюзанна Гриндер прелестна и хрупка, но при этом не слащава, не наивна, ее сильфида - это действительно "темный ангел", как характеризовал сильфиду сам Бурнонвиль, легкое, беспечное, неуловимо-опасное существо. Ульрик Бирккьяр встрепан и очень хорош Джеймсом - романтичный, порывистый, с едва заметной червоточинкой в душе. И наконец, Сорелла Энглунд, гениальная Сорелла, великая и великолепная Мэдж. Какие у нее руки - в сцене колдовства, когда она сотворяет магический шарф, и сколько в ней подавленной страсти, когда она опутывает шарфом Джеймса, наклоняется к нему так близко, что кажется - сейчас поцелует, и сколько в ней горечи и нежности в самом конце, когда она приходит в круг света к уничтоженному, опустошенному Джеймсу и не торжествует, а жалеет его, протягивает ему руку, а он прижимается лицом к ее ладони, и она склоняется над ним и почти прикасается губами к его волосам, будто прощает его - так же, как простила его сильфида. Невозможно смотреть это спокойно. И мне кажется все-таки, что Хюббе, создавая господина Мэджа в своей "Сильфиде", очень сильно вдохновлялся влюбленной в Джеймса Мэдж Сореллы Энглунд. Конечно, в отношениях господина Мэджа и Джеймса больше сексуальной страсти, да и вообще - там явная предыстория прослеживается, с взаимным влечением, а не просто с односторонней влюбленностью Мэджа. Но все-таки без влюбленной Мэдж-Энглунд, может быть, не было бы и влюбленного Мэджа-Хюббе/Хейнса/Клоборга.
Ну, чтобы не забыть - давайте сразу перейду от фильма к фильму. Очень ругаю себя за то, что не пошла в тот же день на показ документалки August Bournonville - ballettens digter. Думала, что будет неинтересно, ну, биографический фильм, да лучше я по солнышку погуляю. Как выяснилось: солнышко бы никуда не делось, а сходить на фильм очень бы стоило. Дело в том, что отрывки из него показывали вечером в рамках "Бурнонвилианы" - и увиденное мне очень понравилось, понравилось даже больше, чем Bournonville Today. Там были не только монологи интересных людей типа Эрика Ашенгрина или того же Хюббе, не только игровые вставки с самим Бурнонвилем в исполнении Поуля-Эрика Хесселькильде (который и в "Бурнонвилиане" появился в образе Бурнонвиля и был прелесть как хорош), не только интересные исторические подробности о жизни и работе Бурнонвиля - там еще были видеоотрывки из разных балетов. Там был кусочек "Консерватории" с молодым Хюббе, дивно прекрасным. Там был отрывок из телеверсии балета Livjægerne på Amager (традиционный английский перевод: The King's Volunteers on Amager) - с Хеннингом Кронстамом в роли Эдуарда, ветреного и очаровательного офицера, ухлестывающего за красивыми барышнями: всего несколько секунд, но у меня, честное слово, сердце защемило, когда я увидела Кронстама. Он так хорош, все бы отдала за то, чтобы увидеть этот балет с ним целиком. Там были коротенькие отрывки из "Сильфиды" с Хюббе - по-моему, как раз из прощального его спектакля, где в конце его Джеймс действительно сходил с ума, и выглядело это пугающе, но по-своему и прекрасно. Но добила меня и размазала коротенькая нарезка из моей самой любимой на свете "Сильфиды" - разумеется, "Сильфиды" Хюббе с самим Хюббе в роли Мэджа, с Хюббе-Мэджем, вручающим волшебный шарф Бирккьяру-Джеймсу. В общей сложности это длилось, наверно, не больше минуты, но я за эту минуту пережила сильнейшее потрясение и огромный восторг. И разочарование, потому что все закончилось слишком быстро. Господи, какой Мэдж у Хюббе. Совсем не такой, как у Хейнса и Клоборга, нет, это жуткое, безжалостное существо, настоящий демон. Как он в этих отрывках показывал Джеймсу, что при помощи шарфа тот поймает сильфиду, как обнимал себя и даже ласкал так, что было ясно: это еще и намек на то, как он сам ловил, обнимал и ласкал Джеймса. Знакомые жесты вдруг обрели новую чувственность: в них смешались страсть, желание, горечь, ожесточенность, снова страсть - всего за несколько мгновений. Такой Мэдж, простите меня, мог бы просто опутать Джеймса шарфом и взять силой в наказание за измену, но ему этого мало, он хочет растоптать Джеймса, причинить ему сильнейшую боль. И он своего добьется, вот только и сам не избавится от боли. Как безумно жаль, что не показали самый-самый финал - со смертельным поцелуем. И вообще как безумно жаль, что есть запись этого спектакля - но никак ее не раздобудешь. Очень хочется стать властелином мира и изъять эту запись (и еще много-много других рабочих записей, недоступных простым смертным, но запись этой "Сильфиды" - в первую очередь).
Дальше сколько-то букв о "Бурнонвилиане"

@темы: "La Sylphide", Royal Danish Ballet

13:46 

Хочешь песенку в награду?
Захватила два первых дня балетного фестиваля в Копенгагене (и поеду еще на заключительный гала-концерт в субботу). На паспортном контроле пограничник спрашивает: в каком полку служили цель вашего приезда? - я объясняю, что приехала на балетный фестиваль, а он в полном восторге говорит: балет? вот это вот? - и ручки делает à la couronne. В Magasin du Nord продают всякую сувенирку с балетной и королевско-театральной символикой - сумки, постеры, плакаты, все такое. Идешь мимо театра: там в арке поставлена сцена, и страшно красивый Николай Хюббе рассказывает о фестивале, а потом балетные дети показывают номера в собственной хореографии. Кстати, очень мило, во многих отношениях свежее и прогрессивнее выдумок некоторых взрослых хореографов. Мне особенно понравился девичий дуэт (кто бы сомневался, что ей понравится девичий дуэт?). Вообще резко повысились шансы наткнуться на живых балетных просто на улице: в субботу перед фильмом Bournonville Today я увидела на улице Иду Преториус - очаровательную, как всегда, а уже вечером, перед "Бурнонвилианой", увидела у служебного входа Сореллу Энглунд - которая на мой вкус еще прекраснее Иды Преториус, невообразимо прелестная женщина. Ну и еще можно было непосредственно на спектаклях полюбоваться датской королевой - она балетоманка, как и ее покойный отец, и конечно, не могла пропустить балетный фестиваль. В первый день, в антракте, наливали зрителям бесплатное шампанское и выпускали на балкон. Во второй день, кстати, тоже выпускали, но столько было желающих подышать и полюбоваться видом на раскопанную Королевскую площадь, что я не полезла в толпу.
Открылся фестиваль "Неаполем" в постановке Сореллы Энглунд и Николая Хюббе. Ей, постановке этой, уже немало лет, она 2009 года, и вот, снова вернулась в репертуар после перерыва. Я продолжаю мечтать, что нечто подобное рано или поздно произойдет с "Сильфидой" Хюббе - несмотря на хмурые замечания Евы Киструп о том, что Хюббе-де, судя по всему, разочаровался в своей "Сильфиде". Мне все кажется, что Киструп выдает желаемое за действительное: ей "Сильфида" Хюббе не нравится, вот она и хочет, чтобы Хюббе тоже признал, что был не прав, создав эту постановку. Но я надеюсь, что дело тут не в разочаровании Хюббе, а в тонкостях и сложностях составления репертуара, и я продолжаю верить, что "Сильфида" тоже вернется - как вернулся "Неаполь". Его, кстати, Киструп тоже поругивает, хотя и не так активно, как "Сильфиду", но все же многое в этой постановке ее не устраивает. Я не скажу, что мне все понравилось безоговорочно, но тем не менее - мне все понравилось достаточно сильно для того, чтобы занести "Неаполь" в свои планы на грядущий сезон. Среди всего прочего, этот спектакль срабатывает как прекрасный антидепрессант: невозможно грустить после тарантеллы в третьем акте. Да и первый акт тоже здорово позитивит - спасибо старику Бурнонвилю, наставившему чудной пантомимы, и спасибо датчанам, которые с этой пантомимой блестяще справляются.
Кстати, у российских зрителей был шанс увидеть этот "Неаполь" - в четырнадцатом году его привозили в Питер и показывали в Мариинке (кому интересно - вот рецензия на тот показ). Кроме того, видеоверсия этой постановки выпущена на двд, можно ее купить и наслаждаться. К сожалению, в сети я ее не видела, только несколько отрывков, а смотреть, безусловно, надо целиком. Ну вот лишний повод поддержать рублем датского производителя, а не скачивать все пиратски и забесплатно (скачала бы, чего уж там, да неоткуда).
Но лучше всего, конечно, смотреть этот спектакль "живьем" - и желательно несколько раз, потому что действие настолько плотное и насыщенное, особенно в первом акте, что только успевай вертеть головой. Кажется, именно в "Неаполе" Хюббе впервые начал экспериментировать с осовремениванием Бурнонвиля - в первую очередь, конечно, это касалось оформления, не хореографии: вместо Неаполя девятнадцатого века мы видим Неаполь пятидесятых годов века двадцатого, этакий фильм в стиле неореализма. Жизнь на сцене кипит: тут и стар, и млад, и моряки, и рыбаки, и девицы легкого и нелегкого поведения, тут и Пеппо, торговец лимонадом, и Джиакомо, макаронный торговец, тут и парикмахерша Флора, и вдова Вероника, и фра Амброзио, и безымянный, но очень колоритный полицейский-коррупционер, и разумеется, главные герои - Дженнаро и Терезина. Первого июня Дженнаро танцевал вернувшийся из Сан-Франциско Ульрик Бирккьяр, а Терезиной была Эми Уотсон. При всей моей любви к Бирккьяру - мне показалось, что Дженнаро - не совсем его роль, он чуточку слишком интеллигентен для того, чтобы быть полностью убедительным в роли влюбленного неаполитанского рыбака (ему бы лучше Джеймса танцевать, да-да, я не могу без этого уточнения). И с Эми Уотсон у него была химия, да, но порой не хватало синхронности в танце и какой-то нужной искорки. И это притом, что Уотсон как раз была в образе Терезины, как рыба в воде (или как наяда в воде, хехе), у нее получилась очень лихая, полнокровная и веселая девчонка. Она, конечно, была в Дженнаро влюблена по уши, но и внимание Пеппо и Джиакомо, похоже, ей тоже по-своему льстило. Ну приятно же, когда за тобой ухлестывают такие солидные люди. Ничего им не обломится, но все равно - приятно. Ну и еще было ясно, в кого Терезина такая бойкая - в мамашу свою, разумеется. Метте Бёдтчер, невероятно прекрасная женщина, создала очень колоритный образ Вероники - это была такая яркая, привлекательная и темпераментная вдова, что я бы на месте Пеппо и Джиакомо ухаживала за ней, а не за дочкой.
Еще одна из фишек этого "Неаполя" - уличный певец Паскарильо, крохотная пантомимная ролька (кстати, в "Неаполе" Национального балета Канады, поставленном в начале 1980-х годов, уличным певцом был Константин Патсалас - и признавался, что терпеть не может эту роль, а в роли Пеппо однажды появился Эрик Брун - в компании с Джиакомо, Александром Грантом). Здесь это не просто так себе певец, а роскошная дрэг-квин в розовом платье и рыжем парике и с черным веером (Поуль-Эрик Хесселькильде, исполнивший эту роль, на следующий день, в "Бурнонвилиане", появился уже в образе самого Августа Бурнонвиля). Обитатели Неаполя скрепами не испорчены, от дрэг-квин не шарахаются и радушно принимают ее в свой круг: в третьем акте она сидит в компании бодрых старичков, обмахивает веером затанцевавшегося в па-де-сис Андреаса Коса, а потом и сама пляшет в тарантелле на радость себе и всем окружающим.
В первом акте танца немного, больше пантомимы - но не знаю, кому может быть скучно смотреть эту пантомиму, настолько она сочная, динамичная и увлекательная. Право, даже балабиле несколько померкло на ее фоне - хоть станцевали его очень мило, и я снова отметила, как вырос Лиам Редхед - причем вырос в отличного бурнонвильского танцовщика: он легкий, очень изящный и совершенно очаровательный. Жаль, что его не было в третьем акте. Еще в балабиле решительно отжигал Йон Аксель Франссон - ну вот на кого всегда в радость смотреть, до того он прекрасен. Да и все были хороши, но пока они танцевали, народ на сцене продолжал мимировать и разыгрывать крохотные сценки, и я действительно не знала, куда смотреть, - все интересно и на все глаз не хватит.
Сцена бури в конце первого акта - когда Терезина тонет, а Дженнаро выбрасывает на берег - очень напомнила мне грозу в финале первого акта "Тщетной предосторожности" Аштона. Это я не к тому, что кто-то у кого-то дубинку украл, хотя в "классической" версии "Неаполя (постановка Кирстен Ралов, 1986 год, есть видеозапись) эти параллели с Тщеткой не так заметны. А вот когда смотришь эту сцену в версии Энглунд-Хюббе, так и кажется, что сейчас Пеппо или Джиакомо пролетят по сцене верхом на зонтике. И еще - ну, об этом все критики писали - в этой версии сильно ослаблены христианские мотивы. Хеннинг Кронстам говорил о "Неаполе": "Это очень христианская история. Ты должен верить в Христа и в дьявола, ты должен верить в них". Во втором акте Дженнаро по либретто спасает Терезину из грота Гольфо при помощи медальона с изображением девы Марии; здесь же медальон превратился в кулончик, и Терезину спасает не столько дева Мария, сколько сила любви Дженнаро. Хотя совсем без девы Марии не обошлось: в спектакле действует босоногая Странница, не дающая Дженнаро совершить самоубийство, а направляющая его спасать Терезину. В начале третьего акта в видеовставке зрителю показывают, как рубище Странницы превращается в голубое платье (а голубой - это же цвет Мадонны, если я ничего не путаю), и в третьем акте, на свадьбе, она стоит в толпе в голубом платье, и это можно считать явлением девы Марии, благословляющей влюбленных. По крайней мере, я себе все так это объяснила, и для меня все получилось вполне логично. Хотя все же религиозных мотивов в этой версии ощутимо меньше, чем в "классической".
Второй акт Хюббе и Энглунд практически поставили заново, добавив не только новую хореографию, но и новую музыку Луизы Алениус. Контраст с первым и третьим актом очень ощутим - и к сожалению, чувствуется, что все-таки старичок Август круче, что ни говори. Но хоть новый второй акт и слабее всего остального, но смотреть его интересно: в частности, очень хороша сцена "онаяживания" Терезины, когда она начинает повторять движения наяд - сначала механически, а потом все осмысленнее и увереннее. И очень мне понравилось взаимодействие Терезины с главными наядами Кореллой и Архентиной - ну, что делать, я люблю, когда женщины танцуют друг с другом. Джонатан Хмеленски неплохо станцевал Гольфо, хотя ни на секунду не заставил себя бояться. Понравились мне зловеще-жизельные мотивы в танцах наяд - ну, я почти не сомневаюсь в том, что Хюббе и Энглунд сделали там сознательный оммаж "Жизели" и виллисам. Па-де-труа Гольфо, Терезины и Дженнаро - ну, неплохо, но не слишком выразительно, и так же неплох, но невыразителен был дуэт Терезины и Дженнаро в финале второго акта: когда злые силы были посрамлены, и можно было смело возвращаться в мир живых. Но с другой стороны, оно все было незатянуто, и это хорошо (кстати, все тот же Кронстам вспоминал, что некогда второй акт "Неаполя" был гораздо длиннее, но потом его сокращали и сокращали, а то в прежние времена зрители-мужчины норовили удрать на время второго акта в ресторан рядом с театром, чтобы вернуться к третьему акту и веселью). Да, жаль, что в этой постановке практически исчез мимический монолог отчаявшегося Дженнаро, взывающего к небесам, морю, земле, луне: "Верните мне мою Терезину!". Дженнаро-Бирккьяр ограничился всего лишь несколькими жестами - и хоть всем было ясно, что Дженнаро в отчаянии, но хотелось бы дополнительных подробностей.
Ну вот, а в третьем акте началось незамутненное веселье: па-де-сис, тарантелла и свадебный финал. В па-де-сис изумительны были Андреас Кос, Марсин Купински, Сюзанна Гриндер, Киззи Матиакис, Ида Преториус, Астрид Эльбо. Почему-то их не стали перечислять в программке, но ничего, я их всех знаю в лицо, мне программка не нужна. Третью мужскую вариацию - между прочим, тоже в своем роде знаковую вариацию для Кронстама - танцевал Кос (именно после этой вариации его обмахивал веером заботливый Паскарильо), во второй мужской вариации снова просиял Йон Аксель Франссон. Холли Джин Доргер и Джейми Крэндалл были очень хороши во второй и третьей женских вариациях соответственно, но честно признаюсь, эти вариации понравились мне куда больше на следующий день, когда в рамках "Бурнонвилианы" их станцевали Киззи Матиакис и Ида Преториус. Еще любопытно то, о чем рассказывал Кронстам: изначально Дженнаро и Терезина не танцевали в па-де-сис, только в тарантелле, но в 1967 году Ханс Бренаа изменил это в своей постановке "Неаполя" - и с тех пор, похоже, так и повелось, что Дженнаро и Терезина танцуют классические вариации в па-де-сис. Эта постановка - не исключение. Но мне кажется, Кронстам по-своему прав: почему-то в этих вариациях Дженнаро и Терезина выглядят неорганично - и это как будто не зависит от исполнителей, ведь не скажешь же, что Бирккьяр и Уотсон не умеют танцевать классику. Но тут они как будто не на месте, зато в тарантелле - изумительно хороши. Но в тарантелле отожгли все, не в последнюю очередь - Пеппо (Мортен Эггерт, мастер характерных ролей), отодвинувший Дженнаро и потрясающе сплясавший с Терезиной (Терезина была совсем не против). Джиакомо - Николай Хансен - тоже не ударил в грязь лицом и лихо сплясал, и Паскарильо сплясал (об этом я уже говорила), и Вероника сплясала - с мальчиком-барабанщиком из первого акта. И черт возьми, это было так круто, что после тарантеллы финал-апофеоз - тоже сам по себе прекрасный и здорово станцованный - казался в чем-то излишним: ну просто потому, что тарантелла - это улет и высший класс, тарантеллу не переплюнешь. Но без апофеоза, разумеется, нельзя: ведь счастливые влюбленные должны въехать на сцену на белом мотороллере и помахать всем со сцены. И они въехали и помахали, и все это было очень, очень хорошо. Нет, в самом деле. В следующем сезоне будут семь спектаклей "Неаполя": 3, 10 и 11 ноября, 28 февраля, 2, 6 и 7 марта, и если вдруг у вас будет возможность - попробуйте попасть ну хоть на один спектакль, не пожалеете, честное слово. Это мощнейший антидепрессант, говорю со всей ответственностью. Но и подсаживаешься на него будь здоров так - посмотрел один раз, и тут же хочется еще и еще.

@темы: Royal Danish Ballet, Henning Kronstam, "La Sylphide"

06:56 

Хочешь песенку в награду?
Вот вам, люди мои и нелюди, Эрик в 1983 году, репетирующий "Сильфиду" в АБТ с Патриком Бисселлом. Вернусь в очередной раз и выложу статью, откуда фотография: там Эрик снова рассуждает об актуальности "Сильфиды" для сегодняшней молодежи и сравнивает Джеймса с людьми, употребляющими наркотики, чтобы сбежать от реальности. И не знает Эрик в тот момент - да и не узнает никогда, умрет раньше, - что через четыре года, в 1987 году, Бисселл умрет от передозировки.


@темы: Erik Bruhn - photos, Erik Bruhn, "La Sylphide"

22:39 

Хочешь песенку в награду?
Ну вот и здесь прорекламирую: это статья о пражском "Билли Бадде" - "Не мы последние: "Билли Бадд" добрался до Чехии". Написала бы: "моя статья", но этой статьи не было бы без outsatiable, так что статья не "моя", а "наша". Чему я ужасно рада.

@темы: Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили (Billy Budd), Мы очень любим оперу

12:29 

Хочешь песенку в награду?
Фотография из квебекской The Gazette, выпуск от 6 марта 1986 года. Качество удручающее - ну, газетный скан, что вы хотите, - но и так видно, что Эрик выглядит очень больным. Бедная игуаночка.


@темы: Erik Bruhn, Erik Bruhn - photos

16:27 

Хочешь песенку в награду?
Из дальних странствий в очередной раз возвратясь, выкладываю, как и обещала, интересное интервью с Эриком в Los Angeles Times, выпуск от 27 февраля 1977 года. Читайте, наслаждайтесь. Кстати, вот еще интересное: он там говорит о том, что делает новый балет для 12 танцовщиков из НБК: "It's all about love, fear of love, how fear turns to aggression, how fear makes pain...". А ну, кто угадает, о каком балете говорит Эрик? Правильно, судя по всему, - о Here We Come, бессюжетном бодром балете для двенадцати "мальчиков Эрика" в матросской форме.
В общем, Эрик как всегда, но вы не заморачивайтесь, читайте интервью, там много интересного.


@темы: Erik Bruhn, Erik Bruhn - articles

14:12 

Хочешь песенку в награду?
Эрик, Джон Ноймайер и Наталия Макарова репетируют "Эпилог". А в интервью в Los Angeles Times (выпуск от 27 февраля 1977 года), откуда я эту фотографию и утащила (интервью утащила тоже, может быть, и выложу, оно хорошее), Эрик рассказывает, как после его второго, весьма неудачного периода работы в New York City Ballet, Баланчин завел милую привычку: увидев Эрика в комнате, он заявлял: "Вот человек, который меня ненавидит". Причем рассказав об этом, Эрик тут же добавляет, что нет, конечно же, он Баланчина вовсе не ненавидит, да и вообще забыл уже все плохое, а помнит только хорошее. Врет, разумеется, ни черта он не забыл. Но почему-то что он, что Баланчин - оба меня умиляют, хотя я и понимаю, что умиляться не над чем, и Эрик прав, предполагая, что не только он сам был травмирован общением с Баланчиным, но и Баланчин изрядно об Эрика травмировался.
А что касается "Эпилога" - то, как признается Эрик, поначалу это был не самый приятный опыт, но потом все пошло хорошо, и он теперь не прочь это повторить - то ли станцевать "Эпилог", то ли поработать с Ноймайером, тут не совсем понятно. Ну главное, что хоть с Ноймайером у него проблем и терок не возникло.


@темы: John Neumeier and his ballets, Erik Bruhn - photos, Erik Bruhn - articles, Erik Bruhn

Черновики и черт

главная