Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
16:46 

Книги-загадки

Хозяйка книжной горы
Об этих книгах я хотела рассказать давно. Две рукописные книги "Моление... к святой Троице" (1682 г.) и "Цветник духовный" (1720 г.). Что же в них такого загадочного, можете спросить вы. Ну и что, что рукописные, ну и что, что духовные, мало ли рукописных и духовных книг. И будете правы. В книгах не было бы никакой загадки, если бы они не были... ЗАШИФРОВАНЫ!
Спрашивается, а зачем автору — старцу Макарию — потребовалось их зашифровывать? Ответ он дал сам в предисловии: "Сия книга старца Макария Боговского иеромонаха бывшаго недостойнаго игумена обители всемилостиваго Спаса что на Зеленых Горах. Написал необычные литеры того ради да не крадена будет и не отъята от менеякоже и протчие мнозии уже книги присущие мои келейные, овии украдены овии же отъяты".
Старец достиг своей цели. Зашифрованные книги украдены не были, вместе с владельцем попали в Макарьевский Желтоводский монастырь, а по прошествии времени — в нашу библиотеку. Вот только прочесть их до сих пор никто не смог, а ведь пытались.
Единственное, что достигли исследователи, это установили, что книги писались тремя разными шифрами, расшифровки, которые, пока что не поддаются. Остается признать, что старец великолепно владел техникой шифрования. Хотя бы потому, что одну из них в 1160 стихов, формата тома в половину листа, он смог написать за три (3!!!) месяца. Даже при написании обычной книги такая скорость является доказательством редкой трудоспособности, но зашифрованной... просто сбивает с ног.
Шифры выглядят. скажем там, диковато. Вот посмотрите, чудно, правда? Так ведь и хочется это расшифровать. Но, увы! Пока это никому не удалось. Но, может быть, все впереди и именно вы сможете решить загадку? Кто знает...

запись создана: 01.05.2011 в 18:58

@темы: Мир старинной книги, Отдел редких книг и рукописей

URL
Комментарии
2011-05-01 в 18:59 

старый блог kanna_kouzuki
Какая трогательная забота об авторском праве!)))))

2011-05-01 в 19:08 

Хозяйка книжной горы
Vera Chambers , да, свои права он защитил, но так надежно, что читатели остались ни с чем. Хотя, может, все же кому-то удастся расшифровать книги, надо надеяться :)

URL
2011-05-01 в 19:10 

Вера Чемберс
старый блог kanna_kouzuki
Хозяйка книжной горы, будем верить! На этот Розеттский камень наверняка найдется свой Шампольон ))

2011-05-01 в 19:16 

Хозяйка книжной горы
Vera Chambers , хотелось бы, чтоб нашелся :) А то просто смотреть на это невозможно!

URL
2011-05-01 в 20:18 

Celebri
Общительный интроверт
Отсканированных бы страниц этой книги побольше, да поэкспериментировать...

2011-05-01 в 20:20 

ehwaz
Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
А кто их пытался расшифровать?
Дело в том, что после Второй Мировой подбор кодов к шифррам стал наукой. Думаю, за эти книги просто профессиналы не брались.

2011-05-01 в 20:49 

Хозяйка книжной горы
Celebri , надо будет поговорить в отделе редких книг и рукописей и с нашим отделом автоматизации библиотечных процессов, может, и оцифруют побольше страниц, чтобы можно было вывесить для расшифровки.

ehwaz , уверяют, что специалисты из университета.
Хотя шутники напоминают, что есть организация, где любой шифр расщелкают враз, но не отрывать же людей от важных дел :)

URL
2011-05-02 в 08:18 

ehwaz
Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
Хозяйка книжной горы
Ну почему же шутники? Криптоанализ давно стал наукой. :) Ну а после Алана Тьюринга, наверное, не осталось невзламываемых шифров. :)

2011-05-02 в 10:06 

Анри д_Ор
Хозяйка книжной горы , я к себе утащу, ладно?

2011-05-02 в 14:33 

Хозяйка книжной горы
ehwaz , почему шутники? Да потому что люди, о которых говорилось, заняты несколько иными делами.

Анри д_Ор , да Бога ради, я еще и спасибо скажу. :)

URL
2011-08-13 в 17:09 

Да, нифига себе книги спас))))))))))))))))))

URL
2011-08-13 в 17:40 

Хозяйка книжной горы
Вот такой он нашел способ :)

URL
2011-08-14 в 09:30 

за три (3!!!) месяца

Как это стало известно? Автор сам проставил даты?

необычные литеры того ради да не крадена будет и не отъята

Странно, значит, книги уводили, если только могли понять написанное? Как вы думаете: при каких вообще обстоятельствах у старца-монаха, наверное весьма уважаемого, могли "отъять" книги?

2011-08-14 в 19:40 

Хозяйка книжной горы
Как это стало известно? Автор сам проставил даты?
Да, в рукописях (и не только) часто ставили даты. Здесь они тоже стоят. (Кстати, в современных книгах тоже стоят даты: дата передачи книги в набор и дата подписи в печать).

Как вы думаете: при каких вообще обстоятельствах у старца-монаха, наверное весьма уважаемого, могли "отъять" книги?
Вариантов тут много. Не забудьте, дело шло в 1680-1720 гг., времени неспокойном. Под словом "отъять" можно понимать все, что угодно: грабеж, цензуру и пр.

URL
2011-08-15 в 00:37 

hao-grey
Имбирные пряники и вычитка текстов нужны этому миру! (с) Ведьма Натка
Можно перепостить? Заранее спасибо!

2011-08-15 в 08:35 

Хозяйка книжной горы
hao-grey, можно.

URL
2011-08-15 в 09:26 

hao-grey
Имбирные пряники и вычитка текстов нужны этому миру! (с) Ведьма Натка
Хозяйка книжной горы , спасибо огромное!

2011-11-28 в 16:49 

Лоренц Берья
"Сия книга старца Макария Боговского иеромонаха бывшаго недостойнаго игумена обители всемилостиваго Спаса что на Зеленых Горах. Написал необычные литеры того ради да не крадена будет и не отъята от менеякоже и протчие мнозии уже книги присущие мои келейные, овии украдены овии же отъяты".
Интересные там были нравы. Получается что книга которой нельзя было воспользоваться утрачивала ценность в глазах неких отъемщиков. А автор наверное читал их в слух публике?

2011-11-29 в 11:27 

Хозяйка книжной горы
А автор наверное читал их в слух публике?
А вот это неизвестно :) Тут многое гадательно.
Что интересно, специалисты не сходятся даже в том, сколько старец использовал шифров. Обычно говорят про три, но некоторые исследователи утверждают, что шифров четыре.

URL
2013-02-08 в 01:36 

Да без проблем расшифровать. ))) Возможно скоро буду ради этого чуда. Хотелось бы сканы увидеть заранее, чтобы составить представление и начать расшифровку, подобрать нужный алгоритм.

URL
2013-02-08 в 01:39 

Кстати, посомтрел на пометы на полях - похоже на ключи.

URL
2013-02-08 в 01:41 

К сожалению мелко, но похоже один шифр мне знаком. )

URL
2013-02-08 в 13:13 

der BudaiIka
А после нас, хоть Сыроежкин
А если это выдуманный шифр нсеуществующего языка? А если это что-то наподобие "Кодекса Серафиниуса"? )

2013-02-08 в 13:26 

Хозяйка книжной горы
der BudaiIka, все возможно. Но в любом случае книги нуждаются в исследователях, которые либо расшифруют книги, либо докажут, что это мистификация.

URL
2014-08-30 в 16:55 

Ilves*
L'Appel du Destin
Спасибо за интересную информацию))

2014-08-30 в 17:01 

Хозяйка книжной горы
Ilves*, рада, что вас она заинтересовала. И это не единственные загадки наших книг.

URL
2014-08-30 в 17:16 

goblincat
Зелёная кошка
Очень интересно - всякие выдуманные истории о шифрах - не редкость, а ведь это - правда, к тому же - наша история. Спасибо, что поделились.

2014-08-30 в 18:08 

Хозяйка книжной горы
goblincat, навещая наш отдел редких книг и рукописей можно натолкнуться на множество сюжетов.

URL
2014-08-30 в 18:16 

goblincat
Зелёная кошка
Хозяйка книжной горы, у вас ведь уже проводятся экскурсии? Думаю, такое интересно не только узким специалистам.

2014-08-31 в 10:05 

Хозяйка книжной горы
goblincat, уже давно. Сейчас в Музее книги работает новая экспозиция — в честь первой печатной книги в России. Да и по библиотеке проходит экскурсии.
У нас интересно получается. Узкие специалисты, конечно, знают, что и где есть. А вот обычные граждане удивляются, когда сталкиваются с нашими сокровищами. Помню, делали мы одну выставку, так посетители все время спрашивали, откуда такие книги -- из Москвы привезли? Мы отвечали -- нет, это все наше. У них был шок, когда они выясняли, что все это можно читать -- достаточно только записаться в библиотеку и пожалуйста, наслаждайтесь. Люди обычно считают, что что-то редкое, ценное -- оно где-то далеко. А когда выясняется, что все рядом, достаточно руку протянуть -- они даже теряются.

URL
2014-08-31 в 11:07 

goblincat
Зелёная кошка
А вот обычные граждане удивляются, когда сталкиваются с нашими сокровищами. Помню, делали мы одну выставку, так посетители все время спрашивали, откуда такие книги -- из Москвы привезли? Мы отвечали -- нет, это все наше. У них был шок, когда они выясняли, что все это можно читать -- достаточно только записаться в библиотеку и пожалуйста, наслаждайтесь. Люди обычно считают, что что-то редкое, ценное -- оно где-то далеко. А когда выясняется, что все рядом, достаточно руку протянуть -- они даже теряются.

Да, есть такое. Просто об этой сфере в школе не учат, по телевизору, мне кажется, не особо говорят (исключая новости), если этим не интересоваться - то вполне можно быть не в курсе. А много народу потом записывается и читает? Думаю, что кто-то точно так делает.

2014-08-31 в 13:58 

Хозяйка книжной горы
Просто об этой сфере в школе не учат, по телевизору, мне кажется, не особо говорят (исключая новости), если этим не интересоваться - то вполне можно быть не в курсе.
Сейчас стали часто приводить школьников, вот уж кто в восторге. Конечно, не только дети, но и взрослые часто просто не могут прочесть то, что у нас есть -- все же современный русский язык очень отличается от русского языка, к примеру, XVII века. Я уже не говорю о других языках. Но у кого-то появляется желание получить новые знания.

А много народу потом записывается и читает?
Я бы не сказала, что много. Но все же после таких выставок люди записываются в библиотеку, а потом приходят опять.

URL
2014-08-31 в 14:26 

goblincat
Зелёная кошка
Сейчас стали часто приводить школьников, вот уж кто в восторге.

здорово!

Конечно, не только дети, но и взрослые часто просто не могут прочесть то, что у нас есть -- все же современный русский язык очень отличается от русского языка, к примеру, XVII века.

это да!

Но все же после таких выставок люди записываются в библиотеку, а потом приходят опять.

уже хороший эффект

2014-09-01 в 09:06 

Хозяйка книжной горы
уже хороший эффект
Да. Хотя, конечно, хочется большего. Но сейчас хорошо уже то, чего мы достигаем. К примеру, сегодня начнутся Дни открытых дверей -- будет много школьников и студентов.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Знаете ли вы

главная