13:17 

Размышления о персонажах литературы и кино

kate-kapella
Дама, приятная во всех отношениях
Давно хотела систематизировать свои размышления о персонажах литературы и кино. В качестве примеров буду использовать широко известные произведения, которые часто экранизировались.

Персонажей любых художественных произведений – литературных или кино – я делю на три группы.

1. Канонические
Это персонажи, которых автор придумал не сам, а взял из истории или других произведений для создания нужного колорита. Канонические персонажи помогают читателю сориентироваться во времени и месте происходящего, а иногда даже в жанре произведения. Если их заменить на других героев, то произведение практически ничего не потеряет в сюжете, но зато потеряет в атмосфере. Канонические персонажи уже имеют какие-то заданные константы, о которых знает большинство читателей, поэтому они создают нужное автору впечатление без дополнительных пояснений.
К примеру, в «Трех мушкетерах» герцог Бекингем не слишком важный персонаж, захотел бы Дюма, и королева Анна отправила бы подвески кому-нибудь другому. На сюжет это особо не повлияло бы. Но тогда пропали бы все намеки на какие-то прошлые скандалы (хорошо известные французскому читателю), связка между выдуманными и историческими событиями стала бы выглядеть натянуто, да и сам образ пришлось бы очень тщательно прописывать – надо же было бы объяснить, как Анну угораздило потерять голову.
Можно сказать, что канонические персонажи освобождают авторов от лишней работы. Вводишь, к примеру, в книгу Петра I, и читатели ждут эффектных жестов вроде вытаскивания пушек из грязи. А не будет этих жестов – все равно не страшно, ведь читатели знают, что они все равно были, хоть и за кадром.
Ну и наконец, канонические персонажи – это то, на чем держится весь фанфикшен. Именно они определяют мир, о котором пишется фанфик. Герой может просто открыть дверь, но от того, кого он за ней увидит, зависит, что увидит читатель.
Дверь открылась и я увидела…
…Худощавого юношу с типично гасконской физиономией и в голубом мушкетерском плаще…
…Лохматого подростка в черной мантии и гриффиндорском шарфе…
…Прекрасную женщину, в глазах которой светилась вековая мудрость. От смертных ее отличали только заостренные ушки.

Разве воображение не дорисовывает сразу все то, что без этих канонических персонажей пришлось бы описывать долго и тщательно? Хватает одного канонического героя, чтобы описываемый мир обрел нужные краски.

2. Сюжетообразующие
Это персонажи, вокруг которых как раз и строится сюжет. Собственно, убери их, и от книги или фильма ничего не останется. И не важно, насколько они хорошо прописаны, или нравятся ли они читателям.
К примеру, Диана из романа «Графиня де Монсоро» не нравится подавляющему большинству читателей (а тем более читательниц:)), но на ней держится одна из двух линий книги. Ее нельзя убрать, уменьшить ее роль, или изменить какие-то черты ее характера. Любое хоть небольшое изменение повлечет за собой изменение в сюжете.
читать дальше

3. Украшающие
Ну и третья группа персонажей – те, которые служат для украшения сюжета. Их можно заменить на других (имеется в виду не на точно таких же, а вообще других – другого пола или возраста) или вообще выкинуть – сюжету это не повредит, ничего особо переписывать не придется, да и общий дух произведения не изменится. Но красоты поубавится, на то они и украшающие персонажи. Многие из них бывают очень популярны у читателей, а некоторые вообще являются наиболее интересными персонажами во всем произведении. Тут опять-таки прописанность героя и его влияние на сюжет никак не связаны.
читать дальше
запись создана: 23.04.2009 в 00:12

@темы: Мушкетеры, Литература, Мысли вслух

URL
Комментарии
2009-04-23 в 00:19 

Anihir
Хозяйка Медной горы
А иначе кто же будет разговаривать с королевой о мужиках
Это ты намекаешь на американскую "экранизацию"? :laugh: А Рошфора я и сама люблю.
Интересно.

2009-04-23 в 00:25 

kate-kapella
Дама, приятная во всех отношениях
Anihir
Ну да, мне вспомнилась именно американская:) Но в принципе это везде - королева рыдает "ах, все мужчины сволочи", а Констанция ее утешет "д'Артаньян не такой, он нам поможет".

URL
2009-04-23 в 00:30 

Хозяйка Медной горы
kate-kapella
А ведь такой мужчина рядом!.. А уж наш вариант вообще впечатлительным не рекомендуется. Понятно, что иначе никак, но все-таки...

2009-04-23 в 00:35 

kate-kapella
Дама, приятная во всех отношениях
Anihir
Говорят, наш вариант французы, которые с ним знакомятся, воспринимают дружелюбно - они юмор понимать умеют. А уж после американских тем более:)))

URL
2009-04-23 в 00:44 

Хозяйка Медной горы
kate-kapella
Я думаю! Кстати, раз уж заговорили об экранизациях... Тебе не кажется, что д'Артаньян во французской версии 61-го года чем-то пана Михала напоминает? Если бы мне еще кто объяснил, чем?.. :hmm:

2009-04-23 в 00:45 

Часовых дел мастер
kate-kapella
Пришла к тебе поспорить на счет Ревекки. Она как раз сюжетообразующая. Выкинув ее из фильма, наши доблестные киношники стерли самого Айвенго. Он перестал быть "доблестным рыцарем". С чего? Спас невесту и отца? И что? Ревекка - мера и степень его рыцарства. О как. :-D

2009-04-23 в 01:04 

Птенец оленя
отличная классификация! :five: и то, что украшающие бывают куда приятнее сюжетообразующих, это точно. я, например, леди Ровенну... ну словом, я о ней совсем не лучшего мнения. Ребекка живее и интереснее.
кстати, по такой классификации и амплуа можно распределить, правда, очень условно. сюжетообразующими в классике часто бывают лирические героини с героями, а вот украшающие чаще всего роли острохарактерные.

2009-04-23 в 01:12 

kate-kapella
Дама, приятная во всех отношениях
Anihir
Эээ... я не настолько хорошо помню фильм 61 года:))

Trifles
Не соглашусь. Это украшает сюжет, да, но не более. Айвенго вообще довольно демократичен в общении с низшими и униженными. Случай с Ревеккой просто очень яркий и эффектно описанный, но ничего особо к образу не добавляющий. Именно, что он для фильмов хорош, но в книге нужен только для красоты. На месте Ревекки мог бы быть кто угодно, любого пола и возраста, и ничего бы не изменилось. А точнее - может и лучше было бы, тогда благородство можно было бы объяснять действительно только благородством, а не личным интересом к красивой девушке, как многие любят делать.
А сюжет там четко строится: Айвенго-отец-Ровена-злобные враги. Все остальное, кроме короля, принца и Робин Гуда (канонических персонажей) можно выкинуть, сюжет не пострадает.

URL
2009-04-23 в 01:15 

kate-kapella
Дама, приятная во всех отношениях
green-STAR!
Кстати да. И это еще одна причина, почему украшающих героев часто любят больше, чем сюжтообразующих - характерные персонажи почти всегда интереснее лирических. Лирические все же по определению представляют из себя набор штампов.

URL
2009-04-23 в 01:23 

Хозяйка Медной горы
kate-kapella
На кинозале есть, я смотрела. Сижу вот и думаю, ну что общего? Крайний справа:
Ведь Михал намного симпатичнее...

2009-04-23 в 01:24 

Птенец оленя
Лирические все же по определению представляют из себя набор штампов.
kate-kapella , вот поэтому они на самом деле самые сложные... это ж скольку ума и таланта в идеале нужно приложить, чтобы лирический герой на человека был похож...

2009-04-23 в 01:47 

kate-kapella
Дама, приятная во всех отношениях
Anihir
Наверное задорной улыбкой:) Такой... слегка петушиный задор:))

green-STAR!
Идеальный пример, имхо, та же Ревекка. Ведь если смотреть конкретно на персонажей без учета отношения автора и других героев, Ревекка и Ровена абсолютно одинаковые, и они даже поступки совершают одинаковые - заступаются за Айвенго и отбиваются от посягателей на свою честь. Но насколько тщательно выписана Ревекка, насколько эмоциональный клубок отношений закручен автором вокург нее. И настолько же бледно и дежурно описана Ровена.
Обе героини - стандартный набор штампов для героинь романов. Но одна описана с душой, а вторая... видимо просто потому, что нужна для сюжета, больше она автора ничем не интересовала.

URL
2009-04-23 в 01:49 

Хозяйка Медной горы
kate-kapella
Ты знаешь, может быть! :)

2009-04-23 в 08:59 

Часовых дел мастер
kate-kapella
Т.е., если на этом месте может быть кто угодно, но без него нельзя, то это все равно украшающий? Согласна, что кто угодно. Но все равно, без этой линии ни о каком доблестном рыцаре речи идти не может.

2009-04-23 в 09:35 

kate-kapella
Дама, приятная во всех отношениях
Trifles
Нет, без нее можно, и вообще можно без этой линии. Но тогда конечно понадобилась бы другая, однако опять-таки совершенно любая - герой мог бы вступиться за кого угодно и где угодно. Сама линия служит только для подчеркивания достоинств главного героя.
Проще всего было бы оставить одного старого еврея без всякой дочки, смысл был бы тот же. Но кому интересны старые евреи? Прекрасные еврейки гораздо интереснее:))

URL
2009-04-23 в 10:55 

Часовых дел мастер
kate-kapella
:-D Но факт, что в фильме он никого кроме отца и невесты не спас и при чем тут тогда "доблестный рыцарь" осталось неясно. Но, видимо, я совсем не разбираюсь во всем этом. Так все линии можно ликвидировать. И основные тоже. Просто понадобится другая.

2009-04-23 в 11:02 

kate-kapella
Дама, приятная во всех отношениях
Trifles
Ну, я не уверена, что доблесть рыцаря измеряется количеством спасенных красавиц:)))
Если ликвидировать основную линию и заменить ее на другую, это будет уже совсем другая история. А если ликвидировать боковые - это будет та же история, просто в урезанном виде. О чем собственно и шла речь.

URL
2011-10-21 в 13:44 

loony_spectre
Вселенная без меня уже не та... (с)
kate-kapella, а иногда благодаря экранизациям сюжетообразующие персонажи превращаются в украшающих.
кхм... Снейп... кхм

2011-10-21 в 13:48 

kate-kapella
Дама, приятная во всех отношениях
loony_spectre, возможно:))) Я смотрела только до пятого фильма, дальше уже не видела.

URL
2011-10-21 в 13:51 

loony_spectre
Вселенная без меня уже не та... (с)
kate-kapella, не, я говорю чисто про фандомное восприятие.

2011-10-21 в 13:54 

kate-kapella
Дама, приятная во всех отношениях
loony_spectre, а, понятно:) Ну, ничего не мешает сюжетообразующему персонажу быть заодно и украшающим:)))

URL
2011-10-22 в 00:39 

КПД
Чуден Борисфен при тихой погоде...
Интересно)
Но насчет Ревекки тоже не совсем согласна. Потому что для сэра Вальтера вообще характерный прием - два главгероини, блондинка и брюнетка. Причем брюнетка интереснее, но с любовью больше повезет блондинке. И это не только в "Айвенго" так, в "Пирате" и в "Уэверли" - тот же прием)

2011-10-22 в 00:46 

kate-kapella
Дама, приятная во всех отношениях
КПД, это не только Скотта прием, он вообще типичнее некуда. Вот тут я об этом подробно писала. Но он не отменяет того, что Ревекка в романе только для красоты. Убрать ее - и ничего в ходе сюжета и интриге этой истории не изменится, разве что читать будет несколько скучнее.

URL
2011-10-22 в 01:15 

КПД
Чуден Борисфен при тихой погоде...
kate-kapella,
Так можно много чего поубирать)
А вообще иногда кажется, что сэр Вальтер и вправду сначала ввел Ревекку просто для антуража - а потом и сам увлекся))

2011-10-22 в 01:33 

kate-kapella
Дама, приятная во всех отношениях
КПД, ну да, что в экранизациях чаще всего так и делают. Например, в "Графе Монте-Кристо" из всего молодого поколения только Альбер и Гайде есть наверное во всех экранизациях. Остальных всех просто выкидывают, хотя у них довольно интересные истории.
А писателям свойственно увлекаться своими же второстепенными персонажами. Помню читала один роман, где автор явно в середине передумал и решил выдать героиню не за того героя, за которого планировалось поначалу. Было очень смешно читать, как герой, сначала описываемый симпатичным, но примитивным, вдруг начал обретать тонкость, чувствительность и интеллектуальность. А герой, поначалу бывший чуть ли не идеалом, резко стал банальным мерзавцем. И это роман тоже признанного классика, но к счастью малоизвестный:))

URL
2011-10-22 в 02:21 

Молчание — особое искусство беседы.
Прочитала по ссылке интереснейшие размышления про блондинок и брюнеток... Возможно, уведу разговор немножко в сторону, но напомню про интересный случай, когда блондинка и брюнетка меняются местами по ходу сюжета. Я, конечно, не про цвет волос, а про поведение и роль в сюжете.
Я про "Прекрасную Маргарет" Хаггарта. Про Маргарет Кастелл и ее кузину Бетти Дин.
В начале книги Маргарет - умная, сильная, с чувством собственного достоинства девушка, готовая спокойно и уверенно встречать опасность, которая надвигается на них с отцом. А Бетти, хоть и излишне страстная для классической блондинки, все-таки дура дурой, позволяет негодяю морочить себе голову, вообще выглядит смазливым ничтожеством.
Но вот случилась беда: обе девушки похищены, причем Бетти узнает, что обманута. И тут разом свершается перемена. Маргарет превращается в классическую жертву, а Бетти - в сильную, гордую, отчаянно отважную и умную женщину, активно завертевшую сюжет.
Позволю себе напомнить вам маленький кусочек:

Маргарет поднялась со своего кресла и подошла к окну. Башня стояла на гребне холма, и под ней с высоты двухсот футов слабо вырисовывалась в бледном свете белая лента дороги. Вид этот вызывал легкое головокружение.
— Это будет легко, не правда ли? — сказала Маргарет с принужденным смехом, — просто наклониться немного больше из окна, а потом одно движение — и тьма… или свет… навсегда… Что из двух?
— Свет, я думаю, — твердо произнесла Бетти, поворачиваясь спиной к окну, — свет адского огня и довольно сильный, потому что это не что иное, как самоубийство. А кроме того, ты представляешь, как ты будешь выглядеть там, на этой дороге? Кузина, не будь дурой.

И дальше Бетти говорит:

- Я знаю, что он негодяй, и все-таки люблю маркиза так же, как ты его ненавидишь, так же, как ты любишь Питера, и я ничего не могу поделать с собой, такова уж моя судьба. Но я не собираюсь выбрасываться из окна. Я скорее выброшу его и тем самым сведу наши счеты.

И дальше ее роль в сюжете трудно переоценить.
Вот честное слово, такое чувство, будто они обе перекрасились!

2011-10-22 в 02:34 

kate-kapella
Дама, приятная во всех отношениях
Гуриан Дис, кстати, мне кажется, что это не уход в сторону, а как раз в тему того, о чем мы беседовали с КПД. Такое ощущение, что Хаггард тоже увлекся образом Бетти, поэтому она приобрела новые краски и стала интереснее как персонаж. А Маргарет, к которой он потерял часть интереса, стала более шаблонной. И это неудивительно - ее роль же была понятна с самого начала, в общем-то любому ясно, чем для нее должно все закончиться. А вот история Бетти вырулила к неожиданным поворотам, так что ее и писать было наверняка интереснее.

Кстати, вот на 99% уверена, что Сабатини "Псов господних" именно с "Прекрасной Маргарет" сплагиатил. У него та же тройка сюжетообразующих персонажей - гордая англичанка, испанец-похититель и молодой англичанин. И тоже девушка в Испании оказывается в сложном положении (поскольку она протестантка). Но все остальные персонажи уже другие - опять-таки, как я и говорила, как бы они ни были интересны, их роль лишь украшающая:)

URL
2011-10-22 в 12:42 

КПД
Чуден Борисфен при тихой погоде...
kate-kapella,
Когда выкидывают - все-таки жаль) Хотя иногда получается забавно. В том же нашем "Айвенго" храмовнику пришлось приставать к Ровене (раз уж Ревекки нет), и во время "сцены на башне" он говорит ей следующее: "Я готов отдать все бла-бла-бла, лишь бы ты сказала: "Будь моим супругом". Храмовник - супругом, ОМГ)
И это роман тоже признанного классика, но к счастью малоизвестный:))
А что это за роман? Так что-то напоминает, но не могу понять, что))
Гуриан Дис,
о, да, у Хаггарда все так и есть. Помнится, меня тоже такая перемена удивила. Но и понравилась))
Венец всему - это когда Бетти вылетает на Питера с мечом и с криком "Не тронь моего мужа!" :rotate:
kate-kapella,
И это неудивительно - ее роль же была понятна с самого начала, в общем-то любому ясно, чем для нее должно все закончиться. А вот история Бетти вырулила к неожиданным поворотам, так что ее и писать было наверняка интереснее.
Вот да. К тому же Бетти сперва персонаж ну не то чтобы совсем комический, но юмор там присутствует, и потом сохраняется, только из характеристики становится свойством самой героини. Причем юмор достаточно резкий и местами циничный. (Разговор Бетти с маркизом, когда она ему спокойно объясняет, что теперь он ее муж, - это ж трудно читать без восторга). А Маргарет это несвойственно, да, видимо, и не должно быть свойственно. По законам жанра))

2011-10-22 в 20:09 

Молчание — особое искусство беседы.
КПД, юмор - это да! Вальтеру Скотту и в голову бы не пришла сцена, когда прекрасная дама спускается на турнирное поле, чтобы накостылять победителю...
Кстати, мы забыли, что в "Прекрасной Маргарет" есть и классическая, стопроцентная брюнетка - Инесса. Эта сдаст любые нормативы на брюнетку! Мне помню, было ужасно жаль, что она не нашла для себя если уж не взаимной любви, то хотя бы хорошего мужа. Такая женщина заслуживает большего, чем тихо вздыхать по Питеру.

2011-10-23 в 21:05 

kate-kapella
Дама, приятная во всех отношениях
КПД, Когда выкидывают - все-таки жаль
Конечно жаль, их же автор не зря вводил, с ними красивее.

В том же нашем "Айвенго" храмовнику пришлось приставать к Ровене (раз уж Ревекки нет), и во время "сцены на башне" он говорит ей следующее: "Я готов отдать все бла-бла-бла, лишь бы ты сказала: "Будь моим супругом". Храмовник - супругом
Тут я с одной стороны вообще не поняла, зачем нужен был храмовник - к леди Ровене приставал другой персонаж, его бы и оставили. Но если совсем уж строго исторически, то из храмовников была возможность уйти. И бывало иногда, что уходили и женились.

Бетти сперва персонаж ну не то чтобы совсем комический, но юмор там присутствует, и потом сохраняется, только из характеристики становится свойством самой героини.
О, да, персонаж вообще с изюминкой, неудивительно, что он и самому автору стал больше нравиться. Маргарет все же зажата в амплуа главной героини, поэтому несколько пресновата.

Гуриан Дис, да, Инесса конечно стопроцентная брюнетка из романов. Мне она напоминала другую героиню Хаггарда - Масуду из романа "Братья". Тоже жутко романтичный образ и естественно с несчастной любовью и темным прошлым. Но Инессе повезло больше - она жива, занимает хорошее положение и даже еще достаточно молода, чтобы при желании нафантазировать ей в будущем и личное счастье. А Масуду автор пригрохал... что естественно, потому что непонятно было, что с ней делать дальше:)))

URL
2011-10-25 в 18:29 

КПД
Чуден Борисфен при тихой погоде...
kate-kapella,
о если совсем уж строго исторически, то из храмовников была возможность уйти. И бывало иногда, что уходили и женились.
Это если человек состоял в Ордене т.н. "братом на время". А если нет - то только в монастырь с более строгим уставом (цистерцианский, н-р). Если были какие-то исключения, то где о них упоминается?
Маргарет все же зажата в амплуа главной героини, поэтому несколько пресновата.
Мне показалось, что она "преснеет" по ходу романа, параллельно тому, как Бетти раскрывается. Но иначе и быть не могло, наверное)
Гуриан Дис,
Такая женщина заслуживает большего, чем тихо вздыхать по Питеру.
У меня сложилось впечатление, что она Питера этими вздохами скорей подкалывает)

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Четырнадцать аллей

главная