Isgerd
Оксюморон

Заметно, что Роулинг волнует проблема семьи, что вполне традиционно для английской литературы. Действие книг происходит по большей части в школе-интернате, но мы знаем о семьях всех мало-мальски важных героев, включая мистера Мировое Зло (и у всех какая-то фигня, но речь не о том). Кстати, Волдеморта тема семьи хорошенько низводит от классической персонификации темных сил ("все мои верные слуги вернутся ко мне, и целая армия существ, сеющих страх…" ) до озлобленного приютского мальчика ("он пугает других детей" ). Семья и детство имеют большое влияние на судьбу.

все счастливые семьи у Роулинг - мертвые, кроме Малфоев. При этом люди без семьи - или замкнутые, подозрительные одиночки (Снейп), или изгои (Люпин до Тонкс). Отдельную группу составляют учителя Хогвартса, для которых дом - это школа, притом что нет точных сведений об их личной жизни.

Магический мир - это традиционное, консервативное общество, в котором семья - основа стабильности и главный носитель культуры. Это вполне соответствует английскому менталитету, в рамках которого домашний очаг и кровные связи ценятся выше, чем абстрактное общее благо. С другой стороны, семья формирует стереотип, который преследует человека и в других социальных сферах. Как известно, волшебников мало, и "если бы мы не женились на магглах, мы бы давно все вымерли". Значит, общество совершенно прозрачно: каждая магофамилия вызывает конкретные ассоциации.

Магическая аристократия состоит из семей-кланов, которые всячески подчеркивают свое внутреннее единство и отказываются выходить за пределы своего круга. При этом они осознают, что вырождаются и сдают позиции в общественной жизни. Самое важное для них - преемственность как попытка сохранить статус, отсюда и блэковские астрономические имена (зато красиво), и инцестуальные браки, и всякие там вопли о чистоте крови. Кланы, на которых покоится жесткая иерархия всего общества, еще достаточно сильны и, к тому же, недовольны переменами, и именно на них делает ставку Лорд-полукровка.

Семьи нового, современного типа - их главные соперники в борьбе за сферы влияния. Такие семьи гораздо более разобщены формально, но на деле открыты и стремятся взаимодействовать с внешним миром, а не создавать свой собственный мирок внутри родового поместья. С другой стороны, они теряют крепость родственных связей, то есть именно то, что лежит в основе всего магомира. Здесь особенно показательна семья Уизли, такая дружно-многодетная в начале, но распадающаяся, по мере того как дети взрослеют.

Другими словами, в двух типах заключены две модели мира, которые конфликтуют по линиям Волдеморт-герои и Министерство-герои, и герои тут нужны как раз для того, чтобы не просто убить злодея, а еще и перестроить систему. Первое им, без сомнения, удается. А вот второе - не факт. Но если система останется прежней, то рано или поздно возникнет новый тиран, который додумается использовать ее недостатки. Все как в жизни.


@темы: птица-говорун, книги и кино, hp