Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
23:15 

Джером Селинджер, роман "Над пропастью во ржи"

"Сделай невозможное возможным и забей на всё!"
– Настанет день, – говорит он вдруг, – и тебе придется решать, куда идти. И сразу надо идти туда, куда ты решил. Немедленно. Ты не имеешь права терять ни минуты. Тебе это нельзя.

URL
13:35 

Мифологическая основа "Властелина Колец"

alwdis
всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Уже довольно давно одна моя хорошая студентка написала дипломную работу "Феномен романа 'Властелин Колец'". А я потом дописала туда приложения и получилась то ли очень большая статья, то ли маленькая книга.

Вот вам кусочек на затравочку:

Во "Властелине Колец" есть один крошечный эпизод, сюжетно не значащий ровным счетом ничего. Тем не менее, этот "лишний" эпизод вдохновил множество художников, тщательно воссоздающих его на своих картинах.
Речь идет о проплывании Хранителей через Аргонат.

Всё действие этого эпизода сводится к тому, что Арагорн впервые внешне проявляет себя как Король, но видят это только Фродо и Сэм. Ни к каким последствиям эта сцена не приводит. Однако образ Аргоната – один из ярчайших в книге, а это значит, что при нулевой роли в сюжете Аргонат играет очень важную роль в символическом пространстве романа.
Аргонат – это колоссальные статуи Исилдура и Анариона, сыновей Элендила. Возникает вопрос: за что Анарион был удостоен такого монумента? Исилдур – тот, кто поразил Врага, лишив его Кольца; отец Исилдура и Анариона Элендил – спаситель Верных из гибнущего Нуменора, инициатор создания Последнего Союза, и однако же Элендилу никто не ставит такого колоссального памятника! А Анарион не прославлен ничем, хроники сообщают лишь о его гибели в ходе войны. Род гондорских Королей, восходящий к Анариону, утратил духовную мощь и пресекся.

Загадка: за что Толкиен "ставит памятник" Анариону?

Ответ кроется в том единственном эпизоде, где упомянут Аргонат: между этих колоссов проплывает Арагорн, о котором на протяжении всего романа говорится как о наследнике Элендила. Фактически, Арагорн предстает как возрожденный Элендил. Это напрямую подчеркивается преемственностью меча (меч – символ королевской власти): сломанный Нарсил возрождается как Андрил.

Если рассматривать Арагорна как "инкарнацию" Элендила, то становится ясна композиция сцены с Аргонатом. Дело не в личных заслугах Исилдура и Анариона, дело в том, что они – сыновья Элендила, родоначальники двух ветвей королевского дома; они встречают того, кто на символическом плане является их возрожденным отцом. Это именно композиция (недаром художники так любят иллюстрировать эту сцену!), и ее структура является регулярно воспроизводимой в мировом искусстве на протяжении не менее чем шести тысяч лет [Голан. С. 159-163]. Любопытно, что в буддийском искусстве существует специальный иконографический сюжет, называемый "отец с сыновьями": главный персонаж в центре и два меньших равновеликих у его ног [Баркова 2001. С. 162].


Кто хочет еще - милости прошу:
Баркова А., Кувшинова Е. Феномен романа «Властелин Колец»
Опубликована в томе "После Пламени" серии "Толкин и его миры" (2004 год).
Приложение первое. Ось и антиось
Приложение второе. Типы мифологического мышления и формы их воплощения
Приложение третье. Око Саурона

@темы: работаю потихоньку, мифология, Средиземье

Туда

главная