13:17 


13:14 


19:21 

Рассказал один монах:

"Есть вещи о которых больно вспоминать. Но, может, кому-то пригодится...
Когда живешь рядом со священником длительное время , чувство благоговения перед священным саном притупляется.

Моим соседом по семинарской комнате был один иеромонах .
Со временем я, простой семинарист, стал позволять себе довольно дерзко делать ему замечания, сообразно своему мнению о благочестии :
"Тоже мне монах - и построже видели. Тоже мне пастырь - и ревностнее
встречали!"

В очередной раз, сильно рассердившись, я напустился на батюшку.
- Да ты на себя в зеркало посмотри! Тоже мне "старец"! Митру он себе заготовил, "архымандрыд"! - с этими словами я достал из шкафа
неудачную заготовку для митры , числящуюся в батюшкином "стяжании".

Я подошёл к сидящему на кровати иеромонаху , и нахлобучил ему на голову эту "митру". Потом набросил на его плечи одеяло, соорудив
подобие фелони. И собрался взять зеркало, чтобы дать ему полюбоваться на результат своего глумления . Ещё раз взглянув на своего соседа, я замер .

Передо мной сидел Он. Поруганный мною Христос, чей образ несет любой священник, сидел и грустно улыбался, глядя на моё безумие. Для полноты евангельского образа мне оставалось лишь плюнуть Ему в лицо и надавать пощёчин! И, казалось, чей-то шёпот за левым плечом подсказывал мне слова поругания:
"Радуйся, "архымандрыд"! Радуйся, Царь Иудейский!"

Я до сих пор не могу без слёз вспоминать о том, как батюшка обнял меня рыдающего и тихо повторял:
"Бог тебя простит!"
В тот вечер я понял, что значит Священство..."

игумен Валериан Головченко

19:20 

Это не вернуть

Я помню, было мне лет десять, наверное. Был летний день, и мы стояли с мамой на балконе четвёртого этажа нашей кирпичной пятиэтажки. Пахло кленовыми листьями, пылью летнего города, а на кухне закипал чайник. Мама улыбалась, и я тоже, был редкий момент нашей лёгкой, безоценочной близости, мать моя обычно была строгой женщиной. А возраст мой был таков, когда только начинаешь осознавать, что ты одинок и дистанция с родителями будет только нарастать.

Но в это мгновение мне ясно показалось, что мы так же близки, как в раннем детстве, был тот же свет, тот же балкон и звук закипающего чайника, может быть, он был самым важным. Мама улыбалась той же улыбкой, что и пять лет назад, да и как могло быть иначе – что такое пять лет для взрослого человека, а для десятилетнего мальчишки это полжизни, подумайте!

Это сейчас я бы улыбнулся и постарался до конца насладиться этими мгновениями, легко отпуская, смиряясь с неизбежностью их ухода, но тогда я вдруг испугался, что мама прямо сейчас перестанет улыбаться и уйдёт, и разом всё кончится. И когда закипел чайник, просто помчался на кухню налить нам чая и вернуться, я очень спешил.

Когда вбегал в кухню, я вдруг уронил бутылку молока со стола, она разлилась широкой волной прямо на чистый, недавно вымытый пол. Помните, были такие бутылки в советское время с широким горлом?

Помню своё отчаяние, как я схватил половую тряпку, даже не посмотрев на то, что она была сырой, и стал пытаться вытереть эту ужасную белую лужу, в которой могла утонуть моя радость, она не впитывалась, а лишь размазывалась по всей кухне…

Тогда я бросил её и изо всех сил побежал обратно, на балкон.

Мама стояла всё там же. И даже ещё улыбалась.

Я присел на порожек балкона и попытался через неудачу и предчувствие скорой расплаты за неё поймать последние ноты уходящей радости. И мне это, кажется, удалось.

А потом…

Потом мама зашла в дом и раздался крик: «Иди сюда!» Каждое её слово заставляло меня вжимать голову в плечи, словно в череп мне забивали с размаху толстые, шершавые гвозди.

Меня едва ли побили, не помню, но ощущение именно физической боли осталось и сейчас.

Конечно, если бы я мог тогда всё маме объяснить, она не стала бы ругаться, а, наверное, обняла бы меня. Но у детей просто не хватает взрослых слов, чтобы выразить свои детские чувства. А может и наоборот, детских слов не хватает, чтобы выразить взрослые чувства. Мне иногда кажется, что чувств детских и совсем не бывает – они сразу на вырост нам выдаются.

Пишу это вовсе не для того, чтобы сказать, какой я был и остался нежный и какие бывают жестокие родители. Вовсе нет.

Представьте, как видела всё происходившее моя мать, взрослая женщина, как стояла она на балконе, решившая наконец отдохнуть хоть пять минут от ежедневных дел и забот, и вот на тебе – возвращаешься в дом, где только что был вымыт пол, а там вся кухня в белых, жирных разводах. И тряпка брошена на полпути. Мало того, что ухитрился именно в эти редкие пять минут покоя что-то опрокинуть, ещё и размазал, ещё и не доделал, всё бросил и ушёл.

Всё так, конечно.

Но может быть? Может быть тот, у кого есть дети, прочтёт сейчас эти строчки и, попав в похожую ситуацию, не будет кричать и ругаться, не станет забивать гвозди, ведь кухня от этого чище не станет.

Может быть он рассмеется, а? Поймёт и, прижав голову испуганного мальчишки к себе, скажет: «Да ну его, это молоко и пол. У меня ведь есть ты, а у тебя – я!»

Ведь очень скоро мы расстанемся. Мы отдаляемся друг от друга каждый день, незаметно, но ещё пара лет, и детство твоё пройдёт, ты станешь подростком, отдалишься от меня внутренне, а потом и взрослым, став ещё дальше: уедешь учиться, работать, жить свою жизнь.

А потом мы расстанемся насовсем.
Навсегда.
Но у нас есть ещё эти минуты. Где летний запах и тёплая пыль.

...Где ты со мной, как жеребёнок у живота лошади, и как ей нужно лишь опустить голову, чтобы вдохнуть запах его волос между чутких ушек, так и мне, достаточно опустить руку и погладить волосы у тебя на макушке. Однажды макушка твоя уйдёт далеко ввысь, и чтобы увидеть её, мне нужно будет, чтобы ты сел и обязательно рядом.

Но пока…
Не прогоните. Не испугайте.
Мы всё ещё вместе.

Максим Цхай

19:18 

Информация к размышлению

Из жизни вытесняется понятие СТЫДА. Нынче ничего не стыдно. Причем, к этому общество шло десятилетиями, целенаправленно и методично. Точнее, мы не шли, а нас вели. За собой. Те, кто жил в 90-е в бывшем СССР, помнят как это было.

Сначала газеты начали высмеивать советскую мораль. Она называлась ханжеством, пуританством. Какая-то женщина во время телемоста брякнула: "У нас секса нет", когда говорилось, кажется, о проституции. Ну, неправильно выразилась. Имела в виду, что индустрии секса у нас не было. Так радостно ухватились, и вот уже лет двадцать трясут этой фразой.

Сначала осмеяли обыкновенную человеческую мораль. Потом стали вливать яд: описывали все возможные и невозможные позы в сексе, призывали заниматься им в необычных местах (читай – там, где люди), вышла знаменитая газета о сексе, в которой публиковались странные-престранные истории. Получалось, что вот была себе приличная страна, и нате вам – прямо паноптикум сразу. Содом и Гоморра. Фантазии журналистов, в общем, не было предела. И я понимаю: на такой литературе много можно было заработать.

…Между строк во всех изданиях было: занимайтесь сексом, всегда и везде, это здорово. Чужой муж? Делов-то куча. Вон посмотрите сериалы: они все сплошь укомплектованы такими парами любовников, и все домохозяйки, считающие себя порядочными женщинами, переживают по утрам и вечерам, как бы этим любовникам удалось получше обмануть своих законных супругов.

"Он же любит!" – эта магическая фраза и сейчас лейтмотив многих российских фильмов. Ради этой "любви" можно бросать беременную жену, кучу детей, совершать преступления. И зрители будут плакать и жалеть влюбленного героя, а не тех, кого он предал. Причем, речь не идет о платонической высокой любви. Речь часто идет просто о похоти, страсти.

В моду в 90-х вошло слово "комплексы". Стыдливость, застенчивость, элементарная юношеская невинность называлась именно этим словом. Призывали быть смелым, экспериментировать, причем, женщине тоже. В отсталое советское время ведь как считалось? Навязываться нехорошо – стыдно. Теперь же в женских журналах утверждали, что это расчудесно, так и надо. Голливуд помогал своими фильмами продемонстрировать как это делается. Хотя любая вдумчивая женщина, конечно, понимала: а зачем, если мужчина не тянет к тебе руки, самой хватать его за уд? ...Но это вдумчивая женщина. Глянцевые же журналы читали девушки и молодые женщины в основном. И голливудские киношки смотрели они же.

По стране наоткрывали секс-шопы. Эстраду заполонили моисеевы и бабушки по имени "хочу".

И к чему мы пришли в итоге? На сегодня в сексуальной жизни не стыдно ничего. И говорить о ней можно прилюдно, и даже придетно… Более того, детям просто-таки необходимо все объяснить и показать на картинках. А то ведь как иначе справиться с таким страшно трудным вопросом, который задает четырехлетка: "Откуда я взялся?" Наши бабушки отмахивались: в капусте нашли, в роддоме купили. И ребенок уходил, мечтая только накопить еще денег на братишку. Но мы так не можем, нам надо все ему рассказать…

Я бы поставила кадры из интернатов для детей-инвалидов. И взяла комментарий у врачей-венерологов и гинекологов, которые рассказали бы, что жизнь без "комплексов" ведет к приобретению девушкой массы разных микробов и вирусов, которые затем сказываются на здоровье потомства. Оно рождается больным, и от него отказываются. И пусть бы эти несчастные детки помычали нам всем в экран: чтобы все четко поняли почему в старину ценилась девственность.

Я бы рассказала о статистике разводов, показала бы безотцовщину, которая стала таковой, потому, что папа угулялся под подбадривающую пропаганду, что настоящий мужчина – это бык, который огуливает все стадо, и ушел в итоге из семьи. Или был изгнан как источник вечной заразы. И пол-страны растет без отцов. Что не делает этих людей хуже, но делает несчастнее в личной жизни в будущем.

Церковь единственная говорит редкую, абсолютно "еретическую" в современном обществе вещь: даже мужчина может и должен жить в чистоте. Это ему на пользу. Верность, самоограничение. Это выливается в победы духа, которые сказываются в научных открытиях, гениальных произведениях… Но это я уклонилась от темы.

…И что будет со всеми нами? Живущими там и тут. Гулящими, незакомплексованными, готовыми на любую подлость ради "любви", рушащими детскую невинность россказнями о сексе, бездумно повторяющими за больными, по сути, сексопатологами, "детям нужно знать об этом, вопрос только в каком возрасте, но рассказывать непременно надо"? С нами, которые по обе стороны океана, упорно затаптывают понятие стыда…

Осмелюсь утверждать, что мы здесь временно. На испытку. Идет великий конкурс на то, чтобы пройти в жизнь вечную. Система – балльная.

"По вере вашей да будет вам". Это не о том, чтобы ходить в церковь. Вернее, не только о том. Это о том, что вера всегда выливается в ПОСТУПКИ. Мы их совершаем каждый день, большие и маленькие. И они прямо указывают на то, с кем ты.

Нам держать ухо востро. Маленькая течь топит большой корабль. Не уступайте в малом, чтобы не пришлось уступить в большом.

19:17 

"Мне еще рано смотреть на смерть!"
...её убило молнией. После вскрытия выяснилось, что она была беременна…

Это было года четыре назад, но я хорошо помню тот день.
Я гуляла по нашему подворью с коляской. А в храме шло отпевание.

Меня окликнули две женщины, которые сидели на лавочке. Я их никогда раньше здесь не видела. Одна — лет пятидесяти. Стильная, ухоженная дама, со всеми атрибутами достаточно обеспеченного человека. Вторая — молодая, тоже модная и очень симпатичная девушка. Её дочь.

Я подошла.

— Не подскажете, когда все это закончится? — Махнула старшая рукой в сторону храма. — Свечку нужно поставить.

— Вы и сейчас можете зайти, — ответила я. — Во время отпевания не запрещено. Только они справа, а вы лучше идите к подсвечникам, которые с левой стороны, чтобы не мешать. Там свободно.

— Нет! Мы не пойдём. Подождём.

— Вам долго придётся ждать. Отпевание недавно началось.

— Ничего. МНЕ ЕЩЁ РАНО на все это смотреть — смерть, гробы… И даже думать о таком рано. А ей тем более, — с нотками раздражения в голосе сказала женщина. И дочка с какой-то виноватой улыбкой закивала.

***

В храме в это время отпевали трехлетнего мальчика.

«Мне ещё рано», — навязчиво вертелось у меня в голове.

…Я видела, как чёрные от горя отец с дедом сами на руках несли по подворью крохотный гробик, обитый нежно-голубой тканью. Не доверили сотрудникам ритуальной службы. Как будто боялись, что их сынишке даже сейчас кто-то сделает больно.

Как какие-то люди под руки вели мать, которая была почти без сознания.

Я слышала, как голосила бабушка: «Как нам теперь жить?»

И видела, как тяжело батюшке — к смерти детей невозможно привыкнуть.

Потом церковные старушки, которые всё всегда знают, расскажут, что малыш выпал из открытого окна. Родители оставили его с бабушкой, а она на секунду отвернулась. Её крик в храме я не забуду никогда…

***

…Я помню 9-летнего Славика. Он алтарничал в храме в маленьком городке, куда мы ездили на лето. Веселый, приветливый мальчуган. Единственный и любимый сын в семье. Потом у него нашли опухоль мозга.

Он знал, что умирает и, конечно, не хотел. Он любил своих родителей, церковь, школу, друзей и мечтал, что, когда вырастет, поступит в семинарию. Но умирал он тихо, терпеливо, без истерик. И молился. «Я сам удивлялся, — рассказывал батюшка, — это был уход верующего человека».

Умирая, Славик больше всего хотел дождаться своего братика. Мама на тот момент была беременна. Чтобы увидеть, успеть поздороваться.

Не дождался. Но оставил ему свои рисунки — где он сам, ещё здоровый, и малыш — каким он его себе представлял.

***

Почему так решил Господь? Почему Славику и тому трехлетнему мальчику было «не рано»? Я не знаю.

…Не забуду, какой счастливой была моя знакомая Маша, когда забеременела первым ребёнком. Она нежно гладила живот и пела ему песенки. С улыбкой рассказывала, как муж, придя с работы, шептал ей в пупок: «Привет, малышка! Ну как ты там без меня? Мама не обижала?»

Роды прошли легко, без осложнений. Девочку даже дали подержать плачущему от радости папе, который тоже был там.

Через неделю кроха умрет в реанимации. Двусторонняя пневмония.

И папа так же, как и тот, первый, будет на руках нести в храм крошечный гробик. И его не сразу смогут забрать у него. Он будет прижимать его к себе и бормотать: «Отдайте мне мою дочь…»

***

А сколько молодых и здоровых, полных сил, уходят в самый неожиданный момент! Когда кажется, что впереди ещё целая жизнь и бесконечное море счастья…

Ирка, которую сбила машина, когда она бежала в садик за сыном. А дома их ждали гости — у мальчика был день рождения…

Настя, молодая мама с нашего прихода. Чудная, смешная, не от мира сего, но очень милая и добрая. У них с мужем была дочка, и они очень хотели второго ребёнка, но долго не получалось. Настя переживала и много говорила со мной об этом. А летом на отдыхе её убило молнией. После вскрытия выяснилось, что она была беременна…

***

Я бродила в тот день по подворью со своей коляской и вспоминала всех этих людей.

В храме все ещё отпевали мальчика. Двое мужчин вынесли на руках его маму и вызвали «Скорую». Женщина была без сознания.

Я хотела подойти к той женщине, которая хотела поставить свечку и боялась, что-то ей сказать. Но что? Что мы не знаем, когда придёт наш день? Что батюшка мне говорил: «Живи так, как будто каждый день — последний»? Что не бывает рано, а бывает поздно? А хочет ли она это слушать? И имею ли я право?

И я не подошла.

***

Прошёл, наверное, год. Я также гуляла у храма, и меня окликнула молодая девушка. Она меня узнала. Это была дочь той красивой женщины.

— Сейчас можно поставить свечку? — спросила она тихим голосом.

— Да, конечно… Как мама?

— Мама умерла. Месяц назад. Инсульт. Они с отцом только купили новую машину, мы вместе собирались в путешествие по Европе. И вот…

— Я… Я вам очень сочувствую, — промямлила я.

Девушка кивнула и пошла в сторону храма. А у меня в голове назойливой мухой завертелось: «Мне ещё рано обо всем этом думать…»

Елена Кучеренко

19:09 

25 интересных фактов о Православии

Насколько хорошо вы знаете свою веру, её традиции и святых? Какие существуют Православные Церкви? Когда появилось Православие? Какова численность православных в мире?.. Прочтите, здесь много интересного!

1. Почему «Православие»?

Правосла́вие (Калька с греч. ὀρθοδοξία — ортодоксия. Буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление» – истинное учение о познании Бога, сообщаемое человеку благодатью Святого Духа, присутствующей в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

2. Во что верят православные?

Православные христиане верят в единого Бога-Троицу: Отца, Сына и Святого Духа, имеющего единую сущность, но при этом три ипостаси.

Православные христиане, исповедуя веру в Святую Троицу, основывают её на Никео-Цареградском символе веры без добавлений и искажений и на догматах веры, установленных собраниями епископов на семи Вселенских соборах.

«Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7:39). Где нет Духа, там нет Православия», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов).

3. Как организована Православная Церковь?

Сегодня она разделена на 15 автокефальных (полностью самостоятельных) Поместных Православных Церквей, имеющих между собой взаимное евхаристическое общение и составляющих единое тело Церкви, основанной Спасителем. При этом, основателем и главой Церкви является Господь Иисус Христос.

4. Когда появилось Православие?

В I веке, в день Пятидесятницы (сошествия Святого Духа на апостолов) 33 года от Рождества Христова.

После отпадения католиков от полноты Православия в 1054 году, чтобы отличить себя от Римского патриархата, воспринявшего некоторые вероучительные искажения, восточные патриархаты приняли на себя наименование «православные».

5. Вселенские соборы и Всеправославный собор

В конце июня 2016 года должен состояться Всеправославный собор. Некторорые ошибочно именуют его Восьмым Вселенским собором, но это не так. На Вселенских соборах всегда разбирались значимые ереси, угрожавшие существованию Церкви, чего сейчас не планируется.

Кроме того, Восьмой Вселенский собор уже состоялся — в Константинополе в 879 году при патриархе Фотии. Однако, так как Девятого Вселенского собора не состоялось (а Вселенским предыдущий собор традиционно объявляется последующим Вселенским собором), то на данный момент Вселенских соборов официально насчитывается семь.

6. Женское духовенство

В Православии невозможно представить женщину диаконом, священником или епископом. Это не связано с дискриминацией или неуважением к женщине (примером тому — Богородица, почитаемая превыше всех святых). Дело в том, что священник или епископ на богослужении представляет собой образ Господа Иисуса Христа, а он вочеловечился и прожил свою земную жизнь мужчиной, именно поэтому его не может представлять женщина.

Известные же в Древней Церкви диакониссы — это не женщины-диаконы, а катехизаторши, беседовавшие с людьми перед Крещением и выполнявшие другие функции церковнослужителей.

7. Численность православных

Данные середины 2015 года свидетельствуют, что в мире 2 419 миллионов христиан, из которых 267-314 миллионов относят к Православию.

На самом деле, если отнять 17 миллионов раскольников различного толка и 70 миллионов членов Древних Восточных Церквей (не принимающих постановлений одного или ескольких Вселенских соборов), то строго православными можно считать 180-227 миллионов человек по всему миру.

8. Какие существуют Православные Церкви?

Поместных Православных Церквей пятнадцать:

Константинопольский Патриархат
Александрийский Патриархат
Антиохийский Патриархат
Иерусалимский Патриархат
Московский Патриархат
Сербский Патриархат
Румынский Патриархат
Болгарский Патриархат
Грузинский Патриархат
Кипрская Православная Церковь
Греческая Православная Церковь
Польская Православная Церковь
Албанская Православная Церковь
Чехословацкая Православная Церковь
Православная Церковь Америки
В составе Поместных существуют также Автономные Церкви с различной степенью самостоятельности:

Синайская Православная Церковь ИП
Финская Православная Церковь КП
Японская Православная Церковь МП
Китайская Православная Церковь МП
Украинская Православная Церковь МП
Охридская архиепископия СП

9. Пять крупнейших Православных Церквей

Самая крупная Православная Церковь в мире — Русская, насчитывающая 90-120 миллионов верующих. Следующие по численности четыре Церкви в порядке убывания:

Румынская, Элладская, Сербская и Болгарская.

10. Самые православные государства

Самое православное государство в мире — это… Южная Осетия! В ней к Православию себя относят 99% населения (50 с лишним тысяч человек из 51 с лишним тысячи населения).

Россия, в процентном отношении, не входит даже в первую десятку и замыкает дюжину самых православных государств мира:

Греция (98%), Приднестровская Молдавская Республика (96,4%), Молдавия (93,3%), Сербия (87,6%), Болгария (85,7%), Румыния (81,9%), Грузия(78,1%), Черногория (75,6%), Украина (74,7%), Белоруссия (74,6%), Россия (72,5%).

11. Крупные православные общины

В некоторых «нетрадиционных» для Православия странах имеются очень большие православные общины.

Так, в США это 5 миллионов человек, в Канаде 680 тысяч, в Мексике 400 тысяч, в Бразилии 180 тысяч, в Аргентине 140 тысяч, в Чили 70 тысяч, в Швеции 94 тысяч, в Бельгии 80 тысяч, в Австрии 452 тысячи, в Великобритании 450 тысяч, в Германии 1,5 миллиона, во Франции 240 тысяч, в Испании 60 тысяч, В Италии 1 миллион, 200 тысяч в Хорватии, 40 тысяч в Иордании, 30 тысяч в Японии, по 1 миллиону православных — в Камеруне, Демократической Республике Конго и Кении, 1,5 миллиона в Уганде, более 40 тысяч в Танзании и 100 тысяч в ЮАР, а также 66 тысяч в Новой Зеландии и более 620 тысяч в Австралии.

12. Государственная религия

В Румынии и Греции Православие является государственной религией, в школах преподаётся Закон Божий, а жалованье священникам выплачивается из государственного бюджета.

13. Во всём мире

Христианство — единственная религия, представленная во всех 232 странах мира. Православие представлено в 137 странах мира.

14. Мученичество

За всю историю более 70 млн христиан стали мучениками, причем 45 млн из них погибли в XX веке. По некоторым сведениям, в XXI веке ежегодно число убитых за веру во Христа увеличивается на 100 тыс. человек.

15. «Городская» религия

Христианство изначально распространялось именно по городам Римской империи, приходя в сельские окрестности спустя 30-50 лет.

Сегодня большинство христиан (64%) также проживают в городах.

16. «Религия книги»

Основные вероучительные истины и предания христиан записаны в Библии. Соответственно, чтобы стать христианином, необходимо было овладеть грамотой.

Зачастую, ранее непросвещённые народы получали вместе с христианством собственную письменность, литературу и историю и связанный с ними резкий культурный подъём.

Сегодня, доля грамотных и образованных людей среди христиан выше, чем среди атеистов и представителей других вероисповеданий. Для мужчин — эта доля 88% от общей численности, а для женщин — 81%.

17. Удивительный Ливан

Страна, в которой около 60% жителей мусульмане, а 40% — христиане, уже более тысячи лет обходится без религиозных конфликтов.

По Конституции, в Ливане свой особый политический строй — конфессионализм, и от каждой конфессии в местном парламенте всегда присутствует строго оговоренное число депутатов. Президентом Ливана всегда должен быть христианин, а премьер-министром — мусульманин.

18. Православное имя Инна

Имя Инна изначально было мужским. Его носил ученик апостола Андрея Первозванного — христианский проповедник 2 века, вместе с проповедниками Риммой и Пинной жестоко убитый языческим правителем Скифии и получивший статус мученика. Однако, попав к славянам, имя постепенно трансформировалось в женское.

19. Первый век

К концу I века христианство распространилось по всей территории Римской империи и даже перешагнуло её границы (Эфиопия, Персия), а численность верующих достигла 800 000 человек.

К этому же периоду были записаны все четыре канонических Евангелия, а христиане получили своё самоназвание, впервые прозвучавшее в Антиохии.

20. Армения

Первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии, стала Армения. Святой Григорий Просветитель принёс христианскую веру в эту страну из Византии, в начале IV века. Григорий не только проповедовал в странах Кавказа, но и придумал азбуки для армянского и грузинского языков.

21. Стрельба ракетами — самая православная игра

Каждый год на Пасху в греческом городке Вронтадос на острове Хиос случается ракетное противостояние между двумя церквями. Цель их прихожан — поразить колокольню церкви противников, а победителя определяют на следующий день, подсчитывая количество попаданий.

22. Откуда на православном кресте полумесяц?

Некоторые ошибочно считают, что он появился в период христиано-мусульманских войн. Якобы, «крест побеждает полумесяц».

На самом деле — это древнехристианский символ якоря — надёжной опоры в бурном море житейских страстей. Кресты-якоря встречаются ещё в первые века христианства, когда об исламе не слышал ещё ни один человек на Земле.

23. Самый большой колокол в мире

В 1655 году Александр Григорьев отлил колокол весом 8 тысяч пудов (128 тонн), а в 1668 году он был поднят на звонницу в Кремле.

По дошедшим свидетельствам очевидцев, для раскачки языка колокола, который весил более 4 тонн, требовалось не менее 40 человек.

Звонил чудо-колокол до 1701 года, когда во время одного из пожаров упал и разбился.

24. Изображение Бога Отца

Изображение Бога Отца было запрещено Большим Московским Собором еще в XVII веке на том основании, что Бога «никтоже виде когда во плоти». Тем не менее, существует довольно много иконописных изображений, где Бог Отец представлен в виде благообразного старца с треугольным нимбом.

25. Самая популярная в мире книга

В истории литературы было немало произведений, которые становились мировыми бестселлерами, интерес к которым держался годами. Но проходило время, и интерес к ним пропадал.

А Библия без всякой рекламы пользуется популярностью на протяжении почти 2000 лет, являясь на сегодня бестселлером № 1. Ежедневный тираж Библии составляет 32876 экземпляров, то есть каждую секунду в мире печатается одна Библия.

Андрей Сегеда

18:50 

СВЯТЫЕ РОДИТЕЛИ СВЯТОГО

31 января - день памяти преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский – великий подвижник земли Русской. В какой семье он воспитывался, кто были его родители — преподобные Кирилл и Мария, принявшие ангельский образ под конец жизни по примеру своего сына? День памяти преподобных отмечается 31 января и 11 октября.

Недалеко от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии. Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия. Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение как о великом избраннике Божием. В житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию.

После этого Мария стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Она блюла себя от всякой скверны и нечистоты, ограждала себя постом, избегала мяса, молока и рыбы, питалась лишь хлебом, овощами и водой. Воздерживалась и от вина, употребляя вместо различных напитков только одну воду и ту понемногу. Часто втайне наедине, воздыхая со слезами, Мария молилась Богу о сохранении себя и младенца.

Благочестие Кирилла и Марии требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне — матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Благодетелю всех — Богу.

3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В сороковой день по рождении младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним Крещение. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем (означает «Сын радости (утешения)»), ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «Радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

Родители стали замечать особенное в поведении младенца: с первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. По средам и пятницам он вовсе оставался без пищи. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.

Подрастая, Варфоломей, как и в первые дни своей жизни, по средам и пятницам не вкушал никакой пищи, а в остальные хранил воздержание. Мария опасалась, что суровый образ жизни может повредить его здоровью и убеждала сына уменьшить строгость поста. Однако сын просил не отклонять его от воздержания, и мать более не препятствовала.

Монголо-татарское нашествие и жестокий голод довели ростовского боярина до нищеты. Возможно, что своевольные московские наместники, распоряжавшиеся в Ростове, приказали ему удалиться из города, и около 1328 г., когда Варфоломею исполнилось 15 лет, семейство переселилось из Ростовского княжества в княжество Московское — в город Радонеж. По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый. Младший из сыновей Кирилла и Марии — Петр, также женился, но Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Кирилл и Мария не возражали, но просили подождать только до их смерти: с его уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших брата были уже женаты и жили отдельно. Благодатный сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак.

Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным и больным, принимали странников, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам (Евр 13:2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем вместе со святителем Платоном сказать, что сам происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и преумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!

По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Согласно этому обычаю, Кирилл и Мария в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который находился верстах в трех от Радонежа и был в то время одновременно и мужским, и женским. Утружденные болезнями, скорбями и старостью схимники-бояре недолго потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг. Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий — страшной моровой язвы 1770-1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и в 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. В то же время они уже местно почитались в монастыре. И всякий раз множество людей сохранялись от губительных болезней.

Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. По преданию, преподобный Сергий завещал — прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом. Так и повелось — паломники, едущие на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей». По преданию, и сам преподобный Сергий нередко ходил на могилу родителей из своей Лавры.
В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени.
После 1917 года Хотьковский монастырь был ликвидирован.

В 1989 году в Покровском храме бывшего Хотьковского монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям. В том же году, в день празднования преподобного Сергия, мощи его праведных родителей перенесли в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января. Они также были прославлены в соборе Радонежских святых, чье празднование совершается 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у их гробницы.

В 1992 году открылся Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В том же году, когда праздновалось 600-летие со дня кончины преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии, увенчавшее шестивековое почитание родителей великого светильника Русской земли, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Источник: журнал Фома

18:47 


18:43 

Ничто так не мешает человеку познать себя, как привязанность к житейскому, и наоборот, ничто так не побуждает его прилепиться к житейским делам, как неведение самого себя.

Святитель Иоанн Златоуст

18:42 

Скорбно, тяжко и недоумение на сердце в скорбные минуты, и именно в это время надо бежать нам в сердце свое: не оно ли причина туги — мое, восстающее на Промысел Божий сердце, требующее у Бога отчета, почему это происходит так, а не иначе. Нам бы следовало напечатлеть на сердце своем единственное знание: что бы ни делал Господь, Он делает для нашей пользы, и мы все должны принимать с благодарностью, как от Благодетеля и Благого Владыки, хотя бы то было и скорбное. Так делали Божии люди во все времена, этим они проходили тяготы жизненного пути.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

18:39 

Среди православных сейчас распространена жуткая болезнь — желание учить друг друга духовной жизни. Это настоящая беда, и конечно, она губит на корню ростки взаимопонимания между людьми. Когда кто-то влезает в мою душу, в мой внутренний мир, в интимные, личные отношения с Богом и при этом начинает меня учить, грубо, дерзко, то я, естественно, никогда не буду воспринимать такое «духовное руководство». В ответ на такое отношение ко мне может появиться только раздражение. Православные почему-то настолько ценят себя, свои знания, почерпнутые из книг, и при этом не подтвержденные жизнью, что начинают легко учить друг друга: мужья — жен, жены — мужей, родители, к старости пришедшие в церковь, начинают наставлять своих детей, которым уже по 45 лет. Причем, делать это дерзко, нагло, как будто они уже достигли каких-то высот в духовной жизни… Это какая-то затянувшаяся «болезнь неофита», опьяненного открывшимися перед ним какими-то духовными просторами, с ревностью не по разуму желающего всех-всех затащить в церковь. К сожалению, зачастую в таком состоянии люди пребывают десятилетиями. Нередко бывает так: видишь, человек кого-то всё учит-учит. Думаешь: «Наверное, неофит, через годик это у него пройдет». А оказывается, «неофит»-то давно уже в церкви. Почему же тогда он продолжает учить?.. Сел в такси — учит таксиста, пришел в гости — учит гостей, к нему кто-то подошел — опять учит, учит, учит…

Священник Виталий Шатохин

18:36 

О том, что со всем старанием должно искать безмолвия

10. Некогда, во время пребывания аввы Арсения в Канопе, одна весьма богатая и богобоязненная девица, сенаторского рода, пришла из Рима видеть его. Архиепископ Феофил принял ее. Она просила архиепископа убедить старца, чтобы он допустил ее к себе. Архиепископ пошел к авве Арсению и сказал ему: одна девица, сенаторского рода, пришла к тебе из Рима и желает видеть тебя. Но старец не хотел даже и встретиться с нею. Когда сказали об этом девице, она приказывает запрячь волов, говоря: я верую в Бога, что увижу старца; ибо я пришла видеть не человека. Людей знатных много и у нас в городе, но я пришла видеть пророков. Когда она достигла кельи старца, случилось, по устроению Божию, быть ему вне кельи. Увидев старца, девица пала к ногам его. Он поднял ее с гневом, и, обратившись к ней, сказал: если хочешь видеть лицо мое, то вот, смотри. Девица от стыда не осмелилась взглянуть на лицо его. Старец говорит ей: если ты слышала о делах моих, то на них должно смотреть. Как ты решилась выйти из дома и плыть так далеко? Разве не знаешь, что ты девица, и что тебе никуда не должно выходить? Или ты для того пришла, чтобы по возвращении в Рим, сказать другим женщинам: я видела Арсения? – и море сделается путем женщин, идущих ко мне. Девица отвечала: если Богу будет угодно, и я возвращусь (в Рим), то не допущу ни одну женщину прийти сюда. Но ты помолись о мне и поминай меня всегда. Старец в ответ сказал ей: молюсь Богу, чтобы Он изгладил из сердца моего память о тебе. Услышав сие, она пошла в смущении, и, по возвращении в город, от печали впала в горячку. О болезни ее известили архиепископа. Он пришел к ней и просил ее сказать, что с нею случилось? Девица отвечала: лучше бы мне никогда не приходить сюда; я сказала старцу: поминай меня, а он отвечал: молюсь богу, чтобы изгладилась из сердца моего память о тебе, – и вот я умираю от печали. Архиепископ сказал ей: или не знаешь, что ты женщина, и что чрез женщин враг воюет на святых? Потому так и отвечал тебе старец; а о душе твоей он будет всегда молиться. Таким образом, успокоилась девица в мыслях и с радостью отправилась в отечество.
11. Однажды пришли к авве Арсению старцы и просили его сказать им что-нибудь о пребывающих в безмолвии и неимеющих ни с кем общения. Старец сказал им: пока девица живет в доме отца своего, многие желают ее иметь своею невестою, но когда станет выходить из дома, не всем уже нравится. Одни унижают ее, а другие хвалят; ей нет уже такой чести, как прежде, когда жила она в сокровенности. Так бывает и с душою: когда она станет проявлять себя, – не может всех удовлетворить.

18:33 

Древний Патерик

32. Старец сказал: моли Бога, чтобы Он даровал сердцу твоему скорбь и смирение, наблюдай постоянно за грехами своими, и не осуждай других, но считай себя ниже всех; не имей дружбы с женою, ни с отроком, ни с еретиками. Удали от себя страсть говорить, обуздай твой язык и чрево, и воздерживайся от вина. Если кто-то будет разсуждать с тобою о каком-либо предмете, не спорь с ним. Если кто говорит хорошо, говори: «да!» Если кто говорит худо, говори: «ты сам знаешь, что говоришь», и не спорь с ним о том, что сказал он, – и тогда умирится помысл твой.

22:02 

Удивительная болезнь явилась нынче – это страсть к развлечениям. Никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. Это – прямой показатель того, что людям нечем стало жить,что они разучились жить серьезной жизнью – трудом на пользу нуждающихся и внутренней духовной жизнью. И начали скучать! И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения! Какое безумие! Точно дети, лишенныя разума! А между тем, развлечение – это уже общественный порок, уже общественная страсть!

Св.праведный Иоанн Кронштадтский

21:58 

Не участвуй ни в каких клеветах, доносах и злословиях. Вину тех, кого осуждаешь и обвиняешь, берешь на себя. Ни за что на свете не занимайся доносительством, оклеветанием и осуждением и по отношению к наибольшим своим врагам. Покрывай врагов своих – тогда и Бог тебя покроет. Твердо запомни главное, а именно – что пока не заградишь уста свои и не перестанешь осуждать и оскорблять, всегда будешь неблагоуспешным. Знай наверняка, что какими бы ни были обида, оскорбление, зло, идущие к тебе от других, кроткое и христианское поведение – единственный ответ, который принесет наименьшее расстройство и вред тебе и твоим ближним.

Когда тебя настраивают против кого-то, говоря: он сделал то-то или сказал о тебе то-то, или когда кто-то начинает тебя раздражать и провоцировать, не спеши, как глупый петух, драться, потому что можешь выйти из боя с окровавленным гребнем, из которого будет течь твоя кровь, и погибнешь.

Обиды, которые отправляешь к другим вернутся, вернутся и падут на твою голову. Ответь, если тебя заденут, но кротко, учтиво и с достоинством, без непристойных оскорблений и криков, которые только выдают твою слабость. Если хочешь быть подобным Рожденному в яслях, должен спокойно претерпевать уничижения.

Тому, что особенно сильно тебя раздражает, противопоставь простое и всепобеждающее молчание.

Когда тебе очень хочется что-то сказать или когда тебя провоцируют и ты чувствуешь, что начинаешь раздражаться или волноваться, тогда особенно вооружайся терпеливым молчанием или, если встречаешь распаляющий тебя милый образ, – незамедлительным бегством. Молчание и бегство даны нам именно для этих случаев. Каждый может молчать, когда он спокоен и не стеснен. Победоносное молчание – то, которое проявляется тогда, когда тебе предоставляется случай говорить.

Когда у тебя что-то будут выпытывать или резко и нескромно зададут вопрос, чтобы тебя спровоцировать, всегда парируй: «Зачем спрашиваете?»

Святитель Серафим (Соболев)

21:56 

Убийца первый входит в рай, не пророки, не праведники. А почему? Покаяние? Где там покаяние? Вспомним: левый разбойник ругает Христа: "если ты Бог - спаси себя и спаси нас", а правый совещает его и говорит: "помяни меня Господи, когда приидеши во царствие Твое". И где здесь покаяние? Обращаю ваше внимание: где апостолы? Все Его бросили и только единственный человек в мире, глядя на голого Человека, на Которого плюют, над Которым издеваются: "сойди с креста и мы уверуем в тебя, если ты сын Божий". Издеваться над Богом? Что это за Бог? Апостолы были в полной растерянности: значит это не Мессия, это не посланник Божий. Они, которые видели как Христос ходит по воде, как Христос пятью хлебами насыщает пять тысяч, как Христос воскрешает мертвых, как слепым возвращает зрение, они все это видели и они разбежались. Легко верить в Бога, который идет по воде, Бога, который оживляет мертвых - это конечно Бог, но что Бог голый может висеть на Кресте? Над Богом могут издеваться и глумиться? И все разбежались, все бросили. И только один человек в это страшное время верит, что это Бог. Вспомним, что когда Господу нашему вбивали гвозди - Он молится за убийц, и разбойник понимает, что будучи безвинным, можно или кричать о своей невиновности или проклинать своих палачей, но молиться будучи безвинным за убийц может только Бог. И в это страшное время, единственный человек в мире верит, что на Кресте висит Бог и обращается к Нему как к Богу. И за эту феноменальную веру, такой веры больше в истории нет и не будет, он первый входит в рай. Вот как важна вера.Протоиерей Евгений Соколов (из лекции)

21:55 

Приходит бизнесмен к батюшке и говорит:
— Батюшка, ну как так…? Верю в Бога, никого не обманываю, не ворую, жене не изменяю… Честно работаю… Жена — ушла к другому, бизнес разваливается, машину разбил, у дочери проблемы в универе, сын не может найти работу и т. д. и т. п… Что делать?
— Поблагодари Бога… Повесь у себя на двери табличку «ТАК БУДЕТ НЕ ВСЕГДА», прости всех, отпусти обиды
— И всё?!
— И всё.
Через некоторое время встречаются снова:
— Батюшка, всё замечательно! Бизнес пошел в гору, жена вернулась, у детей всё лучше, чем ожидали и т. д. и т. п. Слава Богу!
— Я очень рад за тебя! Но табличку с двери не снимай…

21:49 

Раньше священники цитировали Христа, теперь Путина! Поздравляю, дожили!

16:55 

"Почему не дает Он мне молитву, почему Он мне не дает радость? Почему, почему?.. И все - давай, давай!.. Если мы так станем перед лицом Божием в День судный - что мы скажем ангелам? - Отойдите! Не нужна мне красота, не нужна мне чистота, не нужно мне омыться, обновиться, стать таким, чтобы Бог на меня мог с радостью глядеть! Пусть Он мне сначала даст, чем мне насытиться, - потом увидим!".

Митрополит Сурожский Антоний

Блог иг. Давида

главная