Пусть Всемилостивый Господь укрепляет всякого человека желающего быть добрее и чище,
и каждый раз показывает нам, что это верный и единственный путь к преображению души.
Ведь только чистыми устами и незлобивым сердцем можно воистину славить Бога. Аминь.
Настоятель Преображенского Храма – Игумен Давид( Яковлев)
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
12:32 

"ОТВЕРГАЯ ОТЦА..."
Марта Луковникова, детский психолог

За время работы с детьми, в своей практике, мне пришлось столкнуться со следующими фактами:

1. Дети любят своих родителей одинаково сильно, вне зависимости (!!!) от демонстрируемого ими поведения. Ребенок воспринимает маму и папу как целое и как важнейшую часть самого себя.

2. Отношение ребенка к отцу и отца к ребенку всегда формирует мать. (Женщина выступает посредником между отцом и ребёнком, именно она транслирует ребёнку: кто его отец, какой он и как к нему следует относиться).

3. Мать имеет абсолютную власть над ребёнком, она делает с ним всё что захочет, сознательно или бессознательно. Такая сила дана женщине природой для того, чтобы потомство смогло выжить без лишних сомнений. Сначала сама мама является миром ребенка, а позднее она выводит ребенка в мир через себя. Ребенок познает мир через маму, видит мир ее глазами, акцентирует внимание на том, что значимо для мамы. Осознанно и неосознанно мама активно формирует восприятие ребенка. С отцом ребенка тоже знакомит мама, она транслирует степень значимости отца. Если мама не доверяет мужу, то ребенок будет избегать отца.

Случай на приёме:

- Моей дочке 1год 7месяцев. Она с криком убегает от отца, а когда он берет ее на руки - плачет и вырывается. А последнее время стала говорить отцу: “Уходи, я тебя не люблю. Ты плохой”.
- А что вы действительно чувствуете к своему мужу?
- Я сильно обижена на него… до слез.

4. Отношение отца к ребенку тоже формирует мать.
Например, если женщина не уважает отца ребенка, то мужчина может отказать ребенку во внимании. Достаточно часто повторяется одна и та же ситуация: стоит только женщине изменить внутреннее отношение к отцу ребенка, как он неожиданно изъявляет желание видеть ребенка и участвовать в его воспитании. И это даже в тех случаях, когда отец до этого долгие годы игнорировал ребенка.

5. Если нарушено внимание, память, неадекватна самооценка, а поведение оставляет желать лучшего – то в душе ребенка катастрофически не хватает отца. Отвержение отца в семье часто ведет к появлению интеллектуальной и психической задержке развития ребенка.

6. Если нарушена коммуникативная сфера, высокая тревожность, страхи, а приспосабливаться к жизни ребенок так и не научился, и везде чувствует себя чужим – значит он никак не может отыскать маму в своем сердце.

7. Детям легче справляться с проблемами взросления, если они чувствуют, что мама и папа принимают их целиком, такими, какие они есть.

8. Ребенок растет здоровым эмоционально и физически, когда он находится вне зоны проблем своих родителей - каждого индивидуально и/или их как пары. То есть он занимает свое детское место в системе семьи.

9. Ребёнок всегда “держит флаг” за отвергнутого родителя. Поэтому он будет соединяться с ним в своей душе любыми способами. Например, он может повторять тяжёлые особенности судьбы, характера, поведения и т.п. Причём, чем сильнее мать не принимает эти особенности, тем ярче у ребёнка они проявляются. Но как только мама искренне разрешит ребёнку быть похожим на своего отца, любить его открыто, у ребёнка появится выбор: соединяться с отцом через тяжелое или же любить его напрямую – сердцем.

10. Ребенок предан маме и папе одинаково сильно, он связан любовью. Но когда отношения в паре становятся тяжелыми, ребенок силой своей преданности и любви глубоко включается в то тяжелое, что причиняет боль родителям. Он берет на себя столько, что действительно во многом облегчает душевные страдания одного или обоих родителей сразу. Например, ребенок может стать психологически равным родителям: другом, партнером. И даже психотерапевтом. А может подняться еще выше, заменяя психологически им их родителей. Такая ноша является непосильной ни для физического, ни для психического здоровья ребенка. Ведь, в итоге, он остается без своей опоры – без родителей.

11. Когда мама не любит, не доверяет, не уважает или просто обижена на отца ребенка, то глядя на ребенка и видя в нем многие проявления отца, осознанно или неосознанно дает малышу понять, что его “мужская часть” плохая. Она как бы говорит: “Это мне не нравится. Ты не мой ребенок, если ты похож на своего отца”. И из любви к матери, а точнее из-за глубокого стремления выжить в данной семейной системе, ребёнок всё-таки отказывается от отца, а следовательно и от мужского в себе. За подобный отказ ребенок платит слишком дорогую цену. В душе этого предательства он себе никогда не простит. И обязательно накажет себя за это сломанной судьбой, плохим здоровьем, неудачливостью в жизни. Ведь жить с этой виной невыносимо, даже если она не всегда осознаётся. Но это цена его выживания.

Чтобы примерно почувствовать, что же происходит в душе ребёнка, попробуйте закрыть глаза и представить двух самых близких для вас людей, за которых вы можете, не задумываясь, отдать жизнь. А теперь вы все трое, крепко держась за руки, оказались в горах. Но гора, на которой вы стояли, неожиданно рухнула. И оказалось, что вы чудом удержались на скале, а два ваших самых дорогих человека повисли над пропастью, держась за ваши руки. Силы кончаются и вы понимаете, что двоих не вытащить. Спасти можно только кого-то одного. Кого вы выберете? В этот момент мамы, как правило, говорят: “Нет, лучше уж умереть всем вместе. Это ужасно!” Действительно, так было бы легче, но условия жизни таковы, что ребенку приходится сделать невозможный выбор. И он его делает. Чаще в сторону мамы.

“Представьте, что вы все-таки отпустили одного человека и вытащили другого.
- Что вы будете чувствовать по отношению к тому, кого вы не смогли спасти?
- Огромную, испепеляющую вину.
- А к тому, ради кого вы это сделали?
- Ненависть”.

Но природа мудра - тема злости на мать в детстве табулирована жестко. Это оправдано, ведь мама не только дарит жизнь, она её ещё и поддерживает. После отказа от папы, мама остается единственным человеком, который может поддержать в жизни. Поэтому, выражая свой гнев, можно спилить сук, на котором сидишь. И тогда этот гнев обращается на самого себя (аутоагрессия).

“Это я плохо справился, я предал папу, я сделал недостаточно для того, чтобы… и только я один. Мама не виновата - она слабая женщина”. И тогда начинаются проблемы с поведением, психическим и физическим здоровьем.

12. Мужское гораздо больше, чем похожесть на собственного отца. Принцип мужского – это закон. Духовность. Честь и достоинство. Чувство меры (внутреннее ощущение уместности и своевременности). Социальная самореализация (работа по душе, хороший материальный доход, карьера) возможна, только если в душе человека есть позитивный образ отца.

13. Какой бы замечательной ни была мать, но только отец может инициировать взрослую часть внутри ребёнка. (Даже если отцу самому не удалось выстроить отношения с собственным отцом. Для процесса инициации это не столь важно).

Вы, наверное, встречали взрослых людей, которые инфантильны и беспомощны как дети. Начинают одновременно кучу дел, имеют множество проектов, но ни один так и не доводят до конца. Или те, кто боятся начать дело, проявить активность в социальной самореализации. Или те, кто не могут сказать “нет”. Или не держат данного слова, на них сложно в чём либо положиться. Или те, кто постоянно лгут. Или те, кто боятся иметь собственную точку зрения, соглашаются со многим против собственной воли, “прогибаясь” под обстоятельства. Или наоборот, те, кто ведут себя вызывающе, воюют с окружающим миром, противопоставляя себя другим людям. Или те, кому жизнь в социуме даётся с огромным трудом, “втридорога” и т.п. – всё это те люди, у которых не было доступа к своему отцу.

14. Только рядом с отцом маленький ребёнок впервые познаёт границы. Собственные границы и границы других людей. Грани дозволенного и не дозволенного. Свои возможности и способности. Рядом с отцом ребёнок чувствует, как действует закон. Его силу. (С мамой отношения строятся по другому принципу: без границ – полное слияние).

Как пример, можно вспомнить поведение европейцев (в Европе ярко выражены принципы мужского) и русских (в России ярко выражены принципы женского), когда они вместе оказываются на одной территории. Европейцы, на какой бы маленькой территории не оказались в пространстве, интуитивно размещаются таким образом, что никому никто не мешает, никто не нарушает ничьих границ, и даже если это переполненное людьми пространство, то всё равно каждому остаётся место для своих интересов. Если же появляются русские, то они заполняют собой всё. Уже никому нет места рядом. Своим поведением разрушая чужое пространство, потому что не имеют своих собственных границ. Начинается хаос. А это именно то, чем и является женское без мужского.

15. Именно в мужском потоке формируются достоинство, честь, воля, целеустремлённость, ответственность – во все временна высоко ценимые человеческие качества.

16. Дети, которых мама не допустила к отцовскому потоку (сознательно или бессознательно) не смогут легко и естественно пробудить в себе уравновешенного, взрослого, ответственного, логичного, целеустремлённого человека – теперь придётся прилагать огромные усилия. Потому что психологически они остались мальчиками и девочками, так и не став мужчинами и женщинами.

Теперь за мамино решение "оградить ребёнка от отца" человек всю жизнь будет платить невероятно высокую цену. Словно он потерял благословение на жизнь.

“Если жена уважает мужа, а муж уважает жену, дети тоже чувствуют уважение к себе. Кто отвергает мужа (или жену), тот отвергает его (или её) в детях. Дети воспринимают это как личное отвержение” - Берт Хеллингер.

17. Отец играет разные, но значимые роли для сына и дочери. Для мальчика отец – это его самоидентификация по полу (т.е. ощущение себя мужчиной не только физически, но и психологически). Отец - это родина для сына, его “стая”.

Мальчик с самого начала рождается у человека другого пола. Всё, с чем соприкасается мальчик в матери – иное по сути, иное, чем он сам. Женщина переживает то же чувство. Поэтому замечательно, когда мама может одарить сына своей любовью, наполнив женским потоком, инициировав женские принципы, с любовью отпустив его на родину – к отцу. (Кстати, только в этом случае сын может уважать свою мать и быть ей искренне благодарен).

18. С момента рождения и, примерно, до трёх лет мальчик находится в поле влияния матери. Т.е. он напитывается женским: чувствительностью и нежностью. Способностью к близким, доверительным и долговременным эмоциональным отношениям. Именно с матерью ребёнок учится эмпатии (вчувствование в душевное состояние другого человека). В общении с ней пробуждается интерес к другим людям. Активно инициируется развитие эмоциональной сферы, а так же интуиции и творческих способностей – они тоже в зоне женского. Если мать была открыта в своей любви к малышу, то в последствии, став взрослым, такой мужчина будет заботливым мужем, ласковым любовником и любящим отцом.

19. В норме, примерно, после трёх лет, мама отпускает сына к отцу. Важно подчеркнуть, что она отпускает его навсегда. Отпускает, значит, разрешает мальчику напитываться мужским и быть мужчиной. И для этого процесса не столь важно, жив отец или умер, может быть, у него другая семья, или он далеко, или у него тяжелая судьба.

20. Бывает и так, что биологического отца нет и не может быть рядом с ребёнком. Тогда здесь имеет значение, что мать чувствует в душе к отцу ребёнка. Если женщина не может согласиться ни с его судьбой, ни с ним, как правильным отцом для её ребёнка, то малыш получает пожизненный запрет на мужское. И даже правильная среда, в которой он вращается, не сможет скомпенсировать ему эту утрату. Он может заниматься мужскими видами спорта, второй муж мамы может быть замечательным человеком и мужественным мужчиной, возможно, даже есть дедушка, или дядя, готовые общаться с ребенком, но всё это останется на поверхности, как форма поведения. В душе ребёнок никогда не осмелится нарушить материнского запрета.

Но если женщине всё таки удаётся принять биологического отца ребёнка в своё сердце, то ребёнок бессознательно будет чувствовать, что мужское - это хорошо. Сама мама дала своё благословение.
Теперь, встречая в своей жизни мужчин: дедушка, друзья, учителя, или новый мамин муж, ребёнок сможет через них напитываться мужским потоком. Который, он будет брать у своего отца.

21. Единственное, что имеет значение, это: какой образ в душе у матери об отце ребёнка. Допустить ребёнка к отцовскому потоку мама может только при условии, что в душе она уважает отца ребёнка, или как минимум, хорошо к нему относится. Если этого не происходит, то бесполезно говорить мужу: “Иди, поиграй с ребёнком. Сходите вместе погулять” и т.п., отец этих слов не услышит, так же, как и ребёнок.

Воздействие имеет только то, что принято душой. Благословляет ли мама отца и ребёнка на взаимную любовь друг к другу? Наполняется ли мамино сердце теплом, когда она видит, как ребёнок похож на своего отца?

Если отец признан, то теперь малыш начнёт активно наполнятся мужским. Теперь развитие пойдёт по мужскому типу, со всеми мужскими особенностями, повадками, предпочтениями, и нюансами.
Т.е. теперь мальчик сильно начнёт отличаться от маминого женского и всё больше станет походить на папино мужское. Так вырастают мужчины с выраженным мужским.

Случаи на приеме:

(мальчик 6 лет, тяжелое невротическое расстройство)
- С кем ты живешь?
- С мамой.
- А папа?
- А мы его выгнали.
- Как это?
- Мы с ним развелись … он нас унижает... он не мужик … испортил нам лучшие годы…

На приеме: (подросток 14 лет, тяжелые мигрени, обмороки, противоправное поведение)

- А почему ты не нарисовал папу, ведь вы же одна семья?
- Лучше бы его вообще не было, такого папы…
- Что ты имеешь ввиду?
- Он матери всю жизнь испоганил, вел себя как свинья…сейчас не работает…
- А лично к тебе папа как относится?
- Ну, за двойки не ругает…
- … все?
- И все, …чего от него? ...я даже деньги сам зарабатываю себе на развлечения…
- А чем зарабатываешь?
- Корзины плету…
- А кто научил?
- Отец…он меня вообще многому научил, я еще рыбу ловить могу…машину водить могу… по дереву немного… вот к весне лодку смолили, на рыбалку с отцом поедем.
- Как же ты в одной лодке сидишь с человеком, которого бы лучше вообще на свете не было?
- … ну, вообще у нас с ним так-то… отношения интересные … когда мать уезжает, у нас хорошо…это она с ним не ладит, а я то и с мамкой и с отцом могу, когда не вместе...

На приеме: (девочка 6 лет, проблемы с общением, не внимательная, ночные кошмары, заикание, грызет ногти …)

- Почему ты нарисовала только маму с братом, а где же папа и ты?
- Ну, мы в другом месте, чтобы у мамы было хорошее настроение…
- А если вы будете все вместе?
- То плохо…
- Как это плохо?
- ... … (девочка плачет)

Через некоторое время:
- Только вы маме не говорите, что я папу тоже люблю, очень…

На приеме: (мальчик 8 лет, тяжелая депрессия и ряд других заболеваний)

- … А что с папой?
- Не знаю…

Я обращаюсь к маме:
- Вы не говорите о смерти отца?
- Он знает, мы говорили об этом… (мама плачет), да он и не спрашивает, и фотографии смотреть не хочет.

Когда мама выходит из кабинета, я спрашиваю мальчика:
- … тебе интересно про папу узнать?
Мальчик оживает и первый раз смотрит мне в глаза.
- Да, но нельзя…
- Почему?
- Мама опять заплачет, не надо.

12:24 

Не позволяется сказать в храме ни слова стоящему рядом,– даже если бы кто-нибудь встретил друга, которого давно не видел,– это делается вне (священных стен). Церковь – не цирюльня, не лавка с благовониями, не мастерская, но место обитания Ангелов и Архангелов, Царство Божие, самое Небо. Если бы кто-нибудь отверз Небо и ввел тебя в него, ты не осмелился бы разговаривать, даже если бы увидел отца или брата. Точно так и здесь нельзя говорить ни о чем, кроме предметов духовных, потому что и здесь Небо. Если не веришь, то посмотри на эту Трапезу, вспомни, для Кого и для чего она поставлена, подумай, Кто приходит сюда...

Женщинам же, когда идут в храм, следовало бы снимать украшения – церковь создана не для того, чтобы показывали в ней тленное богатство, а для того, чтобы собирали богатства духовные. А ты, как на зрелище, приходишь сюда в украшениях, и подражая актрисам, одеваешься с такой же нелепой пышностью. В таком случае ты приходишь сюда во вред для многих.
   
Храм есть жилище Бога. Здесь обитает любовь и мир, вера и целомудрие.

свт. Иоанн Златоуст

12:07 

Святой праведный Иов Многострадальный.


Святой праведный Иов жил за две тысячи лет до Рождества Христова, в Северной Аравии. Его судьба описана в Библии, в Книге Иова. Иов жил, стараясь исполнять все Божьи заповеди. И всё у Иова шло хорошо – огромные стада паслись на тучных пастбищах. Семь взрослых сыновей и три дочери Иова дружно жили и охотно собирались друг у друга в гостях. Сограждане уважали праведника за его справедливость и честность. А сам Иов не уставал благодарить Бога за своё счастье и спокойствие. По преданию сатана перед лицом Господа стал утверждать, что Иов любит Бога лишь потому, что всё в его жизни благополучно. Но если наслать на него несчастья, то вчерашний праведник быстро утратит веру. Тогда Господь, желая показать терпение Иова, сказал сатане: «Всё, что есть у него, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся». И вот Иов внезапно лишился всех своих богатств, умерли его дети. Тогда праведник обратился Богу: «Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» Тогда диавол стал возражать, что Иов праведен, пока сам невредим. Он поразил Иова страшной болезнью – проказой. Страдальца изгнали из города. Все считали, что Бог наказывает его за грехи. Но Иов повторял: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Лишь однажды он возроптал, но потом от всего сердца раскаялся. И Господь возвратил праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде.

ПРАВЕДНЫЙ ИОВ. ОБ ИСКУШЕНИЯХ ДЬЯВОЛОМ от "семьи" и "друзей".

Приблизительно за 1500-2000 лет до Рождества Христова жил человек с семьей. У него была жена и 10 детей. Он был праведник. Честным, добрым и справедливым. И во всем послушным Богу. Считается, что он был племянником Авраама и Сарры. Иов вел богобоязненную жизнь и избегал греха не только в делах и словах, но даже в мыслях. Регулярно молился Богу, приносил жертвы покаяния за грехи — свои и семьи. И Бог наградил его за это земными благами — богатством, дружной семьей, уважением среди людей. Но все это было внешнее, никчемное и суетное. Бог хотел показать на нем Славу Божию и истинный смысл жизни каждого человека. И одним из участников этих событий был дьявол, который по повелению Бога исполнял разные Его указания. А смысл их сводился к следующему. Дьяволу была вложена мысль ропота на Бога: "Разве даром богобоязнен Иов? Отними у него все, что у него есть, — благословит ли он Тебя?". И Он позволил дьяволу озлобить людей, которые пришли в один день и ограбили семью Иова и лишили всего имущества. А страшный смерчь, посланный Богом, разрушил дом, в котором погибли все его дети. На что он ответил простыми, но важными словами: "Бог дал, Бог и взял; да будет благословенно имя Господне". И так победил дьявольский ропот и лукавство и сохранил верность Богу. Так ли мы поступаем в своей жизни даже при меньших потерях? Благодарим Бога за "смерть" близких или поддаемся на дьявольский малодушный ропот и жалобы?

Но воля Бога была в другом. И по новому Его указанию дьявол просил о большем: "За жизнь свою отдаст человек все, что есть у него: коснись его костей, его тела (то есть порази его болезнью), — увидишь, благословит ли он Тебя?". Бог позволил и лишил своей защиты Иова. И временное прикосновение дьяволом тела Иова заразило его проказой. Неизлечимой и мучительной болезнью. Не все знают, но это заболевание действительно ужасно. Человек заживо сгнивает. Его тело покрывается многочисленными язвами и ранами. Постепенно мертвеет и отваливаются струпы — омертвевшие участки кожи. Длится такая болезнь иногда десятилетиями! От Иова отвернулись люди. Жена вынуждена была самостоятельно зарабатывать на жизнь, скитаться из дома в дом. А Иов поселился вдали от людей и мужественно терпел болезнь. Жена все больше и больше настаивала забыть про Бога, поддаться на дьявольский ропот. Роптала уже и сама... А Иов отвечал жене: "Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, злого не будем принимать?"

Даже близкие друзья, которые приходили для утешения, не верили, что болезнь послана не за грехи, а во Славу Божию. Иов объяснял им, пытаясь вразумить. Но сам при этом страдал от несправедливого отношения. И все же в какой-то момент обратился к Богу с просьбой объяснить им истину. И Он явился друзьям лично. И дал указание идти к Иову с раскаянием и заступничеством о себе перед Ним. И так указал на святость и безгрешность его души. И уже после этого исцелил Иова от проказы, вернул жену и земные блага. Подарил еще 10 детей. Точно так же 7 мальчиков и 3 девочки. Иов прожил после этого еще 140 лет. И умер приблизительно в возрасте 248 лет.

О ЧЕМ ЭТА ЖИЗНЕННАЯ ИСТОРИЯ? О каждом из нас. Каждый человек проходит в своей жизни через искушения Иова. Через приобретения и потери, посланные Богом. Через встречу с болезнями и терпение их. Через искушение недовольством своим нынешним состоянием в жизни. Через встречу со смертью близких, друзей, знакомых и множества других людей. А что делает почти каждый человек? Какой ответ на них? Дьявольский ропот или даже осуждение других людей! А часто еще и зависть в огромном количестве. Вместо благоразумного и святого: "Бог дал, Бог и взял; да будет благословенно имя Господне". Или "Слава Богу за все!".

И если вы присмотритесь к этому ветхозаветному примеру, то увидите, что сложнее всего человеку перенести искушения не от посторонних людей, а от самых близких. Именно от членов семьи и ближайших друзей чаще всего исходят искушения в ропоте на Бога, в нарушении поста или регулярности молитвы. Именно они уговаривают не верить в Бога, не ходить в храм на службы, на Исповедь и на Причастие. Бросить или ослабить пост. Нарушать заповеди и заветы Бога. В первую очередь те, которые не соблюдают сами... Заменить послушание Богу суетными мирскими удовольствиями и развлечениями. Или "делами" на приобретение каких-то материальных земных благ.

БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ! Ни один человек в вашей жизни не случаен! Тем более член семьи или близкий друг... И особенно их умение творить добро или страстные (бесовские) поступки, попущенные Богом в том числе и для вашей стойкости перед ними. А ведь Бог вовсе не забыл про пример Иова. И очень часто до сих пор отнимает у людей все — имущество, здоровье, жизнь. Чтобы в очередной раз напомнить, о необходимости слушаться Его, а не дьявола. Которого Он все так же посылает через льстивые уговоры окружающих "людей". И самая непростая лесть — это в устах семьи и друзей. Когда мы, боясь обидеть "человека", поступаемся заповедями и заветами Бога. Беса-страсть боимся обидеть в его душе! Это ли любовь?! А это называется просто — ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ. Грех и причем немалый...

А если одно из испытании Иова произошло в вашей жизни или недавно узнали о чьих-то неожиданных потерях имущества, здоровья, жизни, будьте уверены — это напоминание Бога лично вам. Наверняка есть бесовские ропот, недовольство, зависть, обиды или осуждение других людей... В вашей душе и жизни. Почти наверняка не всегда соблюдается пост. Или не соблюдался ни разу за всю жизнь... Или не регулярна молитва. Или давно не были на Исповеди и Причастии. При каждой встрече с чьими-то лишениями надо вспоминать о своих ошибках в послушании Богу. И быстро своевременно исправляться. А не ждать дальнейших более сложных и болезненных напоминаний Бога. "Смерчя", "разбойников", неожиданных болезней или смертей...

И при этом необходимо стойко терпеть искушения от самых близких людей. Не поддаваться на льстивые "сладкие" речи "семьи" и "друзей". Помните, что любая лесть — это бесы-страсти в человеке. Которые говорят:
"Будь как я. Видишь какие у меня прекрасные струпы-болячки души и тела, как я радуюсь страстной грязи, в которой живу. Купаюсь в ней, считаю ее чистой водой. А ты такой чистюля! Разве ты не понимаешь, что я тебе завидую всей душой. И тоже хочу быть добрым, справедливым и святым! Да только ленюсь, и трудиться не хочу, как это ты пока делаешь. Хватит трудиться над собой! Иди ко мне в грязь. И мне так будет уютно. А что ты погрязнешь в грехах, как и я, мне не важно...".

Вот приблизительно слова дьявола в устах близких людей. Но только это звучит намного изощреннее, с учетом всех наших немощей тела и души! Которые близким известны лучше всего... Будьте войнами Христовыми в этой непрестанной и непростой борьбе со страстями в своей душе и близких. И стойте на смерть! Не отступайте от Христа ни на шаг. И получайте регулярно Его помощь в Исповеди и Причастии. И обязательно поститесь с учетом своих сил и молитесь каждый день. Тогда и искушения будут посильны и не страшны.

И только устоявшим в таких испытаниях Бог дарит земные и небесные блага. За труд над собой, за терпение и благодарение Бога за все. Как часто мы поступаем в своей жизни, следуя примеру Иова? Как часто выбираем между жертвой Богу и земными благами? Это те вопросы, на которые надо отвечать ежедневно. И учиться делать выбор только в пользу служения Богу, а не страстям в себе или в других людях. Только стремясь к праведности и святости можно рассчитывать на поддержку Богом нас и членов семьи. И избавление от многих испытаний и болезней. И никакие земные блага не смогут уберечь ни одного человека от воли Бога. А она может быть любой... И Слава Богу за все!

1. Закон Божий. История праведного Иова. www.zakonbozhiy.ru/Zakon_Bozhiy/Chast_2_Vethij..
2. О святом Иове. days.pravoslavie.ru/Life/life1000.htm
3. Вопросы и ответы. БОРЬБА СО СТРАСТЯМИ. О ГРЕХЕ И ЗАВЕТАХ БОГА.
vk.com/wall-81317892_363

12:00 

Девушке, выбирающей между браком и монашеством
   Чадо, если колеблешься, то знай: ты скорее за брак, чем за монастырь. Монашеская жизнь для тех, кто не колеблется. Святой Савва не испытывал сомнения. Ни святые Феодора , Ксения и Евфимия, ни многие другие, ставшие истинными подвижниками монашеской жизни, не сомневались. Ибо «не все могут вместить, но кому дано» .
   Говоришь, часто сидите с матерью у огня и взвешиваете «за» и «против». А я тебе скажу: сколько ни взвешивай, все равно не «за» и «против» решают, а любовь. Любовь выше всех доводов. Если любовь ко Христу не приведет тебя в уединение монастырской тишины, тогда любовь к миру удержит тебя в мире и приведет к браку. Но и в этом случае будешь благословенна благословением Сарры и Рахили и твоей собственной матери.
   Великая любовь к Богу не выносит мира, чуждается общества, ищет уединения. Такая любовь подвигла тысячи душ уклониться с широкого пути мира и уйти в пустыни, чтобы быть наедине с любимым Господом. Чтобы иметь втайне свидание с Создателем своим, Который весь – любовь, и по имени, и по существу. Но прежде всего, чтобы удостоиться этого созерцания и встречи, монахи и монахини принимают и пост, и труд, и смирение, и бдение, и бедность, и послушание, и другие обеты, только чтобы удостоиться этого духовного свидания с Господом своим. И на этом тесном пути душа удостаивается встречи с Ним, когда освободится, очистится и украсится. От чего должна освободиться душа пустынника? От всех земных уз и пристрастий. От чего должна очиститься? От всякой так называемой любви телесной и земной, от любви к плоти, родным и друзьям, к своей деревне или городу, к имению, одежде, еде, к украшениям. Чем должна украситься душа? Одной только любовью ко Христу, которая вмещает в себя все украшения, весь жемчуг веры, все изумруды надежды, все самоцветы добродетелей. Испостившееся тело монаха служит только легким покровом этого бесценного небесного сокровища.
   Так пишу тебе не для того, чтобы привлечь тебя к монашеству, но, скорее, чтобы отвратить тебя от него. Ибо если в колебании духа удалишься от мира, то тяга к миру в тебе усилится, и боюсь, что поборет тебя. И будешь ты телом в монастыре, а душой в миру. А мир, отраженный в зеркале души, мучает сильнее, нежели в действительности.
   Благодари Господа, что, кроме тесного монашеского пути, Он указал тебе более просторный путь ко спасению и вечной жизни. Иди же, чадо, по этому просторному пути, который более отвечает твоим склонностям. Ступай по этому пути, но иди со страхом Божиим и полным доверием ко Господу. Ибо знай: и этот путь не одолеть без Бога.
   Благословение Божие да будет с тобою!
свт Николай Сербский " миссионерские письма"

22:04 


21:42 


21:41 


21:40 

– В чем вы видите основную, самую типичную проблему современного церковного человека? Можно годами ходить в церковь, а той Любви, самой главной для человека, нет. Почему?

– Мы часто начинаем со строительства последнего этажа. Когда я стал священником, я тоже говорил проповеди об обожении, о всяких возвышенных предметах, а потом понял, что нужно начинать с начала, а не с конца. Сначала надо учить самому простому – порядочности, честности, вежливости, уважению. Ведь в советское время были утеряны христианские основы отношения к Богу, а следовательно друг к другу. Это не могло не отразиться на современной церковной жизни. И всё это нужно терпеливо выстраивать заново – с первого этажа. Любовь – это ведь не просто, мы не можем этому человека сразу научить. Прежде чем человек овладевает сложным и высоким, он овладевает очень простым.

Однажды я спросил священника из карельской глубинки: «Что самое сложное в вашем служении?» Он ответил: «Гнилой человеческий материал. Спонсоры из Германии помогли нам сделать цех по обработке дерева, чтобы люди могли трудиться и зарабатывать деньги, а они начали ломать и воровать». Другой священник, который начал служить в селе в Ивановской области в начале 90-х, сказал, что прошло два года, прежде чем люди научились с ним здороваться. Поначалу мужики, когда он говорил «добрый день», молчали или отвечали матом.

У нас на приходе в Мадриде поначалу были люди, которые могли, стоя на клиросе, толкнуть другого или плюнуть. Меня поначалу поразило, что если в храме во время богослужения звонил телефон, его не отключали, а выходили, отвечая на ходу: «Алё, Галя? Я в иглесии». К нам приходят немало людей, которые считают, что нужно непременно зажечь свечу от лампады, чтобы не «заразиться» от чужой свечи. Каждый раз, когда мы размываем лампады, залитые воском, стираем перламутровую помаду с облачений и икон, я убеждаюсь: нужно начинать с самого простого.

Протоиерей Андрей Кордочкин

21:38 

ОБ ОТНОШЕНИИ К СВЯЩЕНСТВУ

Если мы не принимаем священников с полным убеждением и верой как святых, но смотрим на них как на грешников, как мы можем надеяться, что нам будет даровано через них совершенное отпущение грехов? Ибо Господь говорит: "По вере вашей да будет вам" (Мф. 9, 29). И точно, по мере нашей веры: насколько веруем в них, постольку и получаем отпущение грехов.

Предположим, что земной властитель прислал к тебе какого-либо из малейших слуг своих, одетого бедно, в ветхие рубища... но этот слуга принес тебе грамоту... в которой властитель провозглашает тебя своим братом и другом и обещает спустя некоторое время сделать тебя соучастником царствования, увенчать твою голову царским венцом и облечь тебя в царское одеяние, скажи мне, как бы ты отнесся к этому слуге? Принял бы его и почтил как царского слугу и ради таких великих и истинно царских обещаний и такой светлой славы, тебя ожидающей, возрадовался бы вместе с ним, облагодетельствовал его по силе своей и пообещал благодетельствовать и в будущем или презрел бы его и отослал с пустыми руками и бесчестием потому только, что он одет бедно и пришел пешком? Если предположим, что ты презрел его и царь узнал об этом, то похвалил бы он тебя за это или осудил бы? Если бы сам ты был царем, то не счел ли бы ты укором и бесчестием себе такого презрения, оказанного твоему слуге? Конечно, так. Ты так разгневался бы на него, как если бы он тебе самому оказал презрение, как если бы в лицо тебя укорил, что имеешь таких слуг, и сказал бы: кто поставил его судьей над моими слугами? Не слугу моего он укорил, что по своей небрежности носит он такие бедные и грязные рубища, а меня самого, что я немилосерд и держу слуг в таких лохмотьях. Таким образом, ты раскаялся бы, что наделал таких обещаний этому человеку, презревшему твоего слугу... когда тот человек пришел бы к тебе, ты не принял бы его за то, что он восхитил собственный свой суд и осудил твоего слугу...

Преподобный Симеон Новый Богослов

Священство есть божественное достояние, оно драгоценнее всякого имущества. Оскорбляют же его больше всего те, которые плохо исполняют свое дело и которых не следовало бы вовсе посвящать, чтобы по недомыслию люди не осмеливались упрекать Священство за провинности недостойных. Ибо если в мирских должностях различают должность и плохо исполняющего ее, и должность остается в своем чине и достоинстве, а поругавший ее несет крайнее наказание, то по какой причине в Священстве смешивают эти вещи, и грехи исполняющих служение не как должно люди стараются приписывать самому Священству? Поэтому пусть умолкнут уничижающие Священство из-за недостойных и не заостряют сами на себя карающего меча. Пусть порицают недостойных как губителей, как врагов благочестия и добродетели; Священство же да прославляют и увенчивают как определяющее всякому, что кому следует. Ибо при его содействии мы и возрождаемся, и причащаемся Божественных Таин, без которых невозможно стать причастниками небесных наград, по неложным изречениям самой Истины.

Если без Таинств невозможно сподобиться божественного жребия, Таинства же совершаются не кем иным, как Священством, будем чествовать Священство...
Преподобный Исидор Пелусиот

21:37 

Нелегко сразу подражать Христу. Подражай сначала своим добрым соседям. Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям твоего народа. Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви. Это будет третья ступень. И наконец, подражай Христу. Это вершина, на которую невозможно подняться одним рывком. Непрестанно трудись над своей душой, как трудишься над плодоносным садом, который легче всего зарастает сорняками именно потому, что плодоносный.

Пусть все твои труды, внутренние и внешние, будут направлены на возделывание души, потому что это единственное, что можно спасти от беспощадности смерти. Но не ожидай, что сможешь убелить свою душу без долгой и трудной духовной брани, которая очищает души. Конечно, весь твой труд может оказаться напрасным без животворящей благодати Божией. Именно благодать и есть то же, что вода при стирке полотна. Прачка трудится руками, использует мыло, доску, корыто, но промывает, отбеливает только вода. Так же и с тобой: тебе принадлежат пост, молитва, покаяние и добрые дела, но благодать суть Божия вода, что омывает, чистит и убеляет. Потому и молится пророк: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей… омый мя… и паче снега убелюся (Пс 50, 3, 4, 9).

Свт.Николай Сербский

21:36 

Есть люди, которым кажется хорошо только там, где их нет. С кем они ни поживут, на всех жалуются, что все для них нехороши, все их обижают. "Вот если бы там-то я мог поселиться, говорят, тогда бы другое дело". Все они чего-то ищут, все перебегают с места на место. Что же, найдут ли они когда покой? Если не оставят своей горячности и нетерпеливости, никогда не найдут; если же вооружатся терпением и рассудительностью, то найдут очень скоро.

Некоторый инок имел пребывание в общежительном монастыре, и здесь пять братий любили его, а один оскорблял. Инок не стерпел оскорблений и ушел, думая найти спокойствие, в другую обитель. Тут восемь братий стали любить его, а двое ненавидеть. Он побежал в третью. Здесь семь возлюбили его, и пять возненавидели. Что делать? "Пойду, сказал монах, еще куда-нибудь, там мне лучше будет". И отправился в монастырь четвертый. На пути в оный, севши однажды отдохнуть, инок задумался. "Что же выйдет, сказал он самому себе, если я буду бегать с места на место? Ведь тогда я и в целом мире не найду спокойствия. Стану лучше терпеть". И с этими словами взял хартию и написал: "буду все терпеть ради Иисуса Христа, Сына Божия"! Привязавши это написание к поясу, он пришел в новый монастырь и остался жить. Как в прежних было, так случилось и здесь. Спустя самое малое время опять начали обижать его. Но он уже не унывал, Как только получал от кого оскорбление, он тут же прочитывал свое написание и тотчас успокаивался. Напоследок терпение его совершенно восторжествовало. Оскорблявшие испросили у него прощение и перестали обижать его.

Итак, братие, не свойство людей, с которыми мы живем, делает нас счастливыми или несчастными, а то свойство, которое мы сами в себе образуем, живя с людьми. Люди - везде люди, не Ангелы. И мы не на небе, а на земле, потому, вместо того, чтобы думать, что нам нехорошо оттого, что люди, с которыми мы живем, нехороши, лучше оглянуться на себя и думать, что нам нехорошо оттого, что мы сами нехороши, или проще - взять терпение. Терпение есть лекарство от всех неприятностей, и уметь терпеть значит уметь спокойно жить.

(Из слова от Патерика о некоем монахе, иже ходившим из монастыря в монастырь, не терпя досады от братий)

21:35 

Вы знаете, какая у диавола тактика? Вам это надо знать. Он, зная, что какой-либо человек имеет грех более или менее тяжкий, старается, чтобы человек в нем не покаялся. С этой целью он всячески умаливает степень тяжести греха, внушая такие мысли: «Это не важно, Бог тебе это простит», – и тому подобное. И даже старается, чтобы человек забыл об этом грехе. Но когда этому человеку удается как-либо исповедать духовнику на исповеди грех, то диавол всячески увеличивает тяжесть греха, внушая, что грех этот настолько велик, что Бог даже никогда не простит. И старается привести человека в уныние и отчаяние. Видите, как хитер враг. Он отлично знает, что исповедью смываются все грехи, поэтому и не допускает человека до исповеди, а если он исповедуется, то враг всячески смущает.

Преподобный Варсонофий Оптинский

21:35 

ТРУДНО БЫТЬ СВЯЩЕННИКОМ!

ОДНАЖДЫ Я ПОДУМАЛ, КАК ТРУДНО БЫТЬ СВЯЩЕННИКОМ!
Если у него ряса вся в заплатках, говорят — как он неряшлив. Если новая и красивая, думают — за что он её купил?

Если священник симпатичный, говорят — пропадает парень. Если некрасив — что, уже и таких «крокодилов» рукополагают в священники?

Если говорит длинные проповеди, говорят замучил нас. Если короткие — не приготовился.

Если молод, говорят — слишком молодой, никакого опыта, грех «хвостом вильнёт», и опрокинется.

Если стар — то, конечно, он святой, ибо старый. Грехи от него сами убежали.

Трудно быть священником, и поэтому священник иногда поворачивается спиной к людям, чтобы не видели, как он плачет, когда возносит сокрытого Христа в своих руках.

Ян ТВАРДОВСКИЙ

21:23 


Сердца людей - ценней, чем золотые слитки...
Мы все должны друг другом дорожить...
Бывает, от тепла простой улыбки,
Стоящий на краю - захочет жить...

21:14 

ЗАВИСТЬ — ЭТО МРАК ДУШИ.

Причина зависти — гордыня. Более простыми словами — неверие в свои силы. Одновременно с этим печаль или уныние и нежелание трудиться. ОБИДА на множество людей за то, что кому-то что-то дается "легче". А это нежелание нести свой личный жизненный крест. Смело и без жалости к себе. Бесовское стремление к облегчению тягот труда, болезней и испытаний. Зачастую надуманных или кажущихся из-за страха, лени или той же зависти. И недоверие Богу, что Он, зная все возможности души и тела, не допустит ни одного из них выше сил. И вовремя подаст необходимую помощь. Любому человеку. И что самым большим благом и даром Бога являются те испытания, которые приводят к жертве ради другого человека и отдачи своей жизни за други своя. То есть к "смерти". Именно преждевременной смерти боятся многие люди, кто впадает в страсть зависти и осуждение. Желают как можно больше пожить в неге и удовольствиях. Или не верят, что кто-то из близких справиться со всем самостоятельно с помощью Бога... А это страсть самонадеяние или недоверие Господу (гордыня). И это же является той желчью, которая съедает человека изнутри. И, как всегда в духовной жизни, все предельно просто. Основа зависти — это самая обычная ЛЕНЬ и ЛЮБОПЫТСТВО к жизням других людей! И маловерие. И не более того. И побеждается это ежедневной молитвой, постом, ИСПОВЕДЬЮ и ПРИЧАСТИЕМ. А затем обязательным жертвенным трудом. То есть во благо других людей, а не для себя.

Есть и другой путь. Его Бог уготовал тем, кто об этом не знает. Или не желает исправляться добровольно. Это испытания и болезни. Через перенесение скорбей хочешь не хочешь, а со временем смиришься, что надо следить за собой. И своих хлопот хватает. А на любопытство к жизням других людей просто не останется сил и времени. Все будет уходить на поддержание здоровья или преодоление жизненных сложностей. И чем больше человек поддается на зависть и чем меньше в ней раскаивается, тем больше давление на него Бога разными искушениями. В том числе страстями-бесами. Включая вредные бесовские привычки (алкоголизм, табакокурение или наркоманию). До тех пор, пока он не смирится. А против Бога сопротивляться не сможет никто. Чтобы он о себе не думал. То есть бес гордыни живущий в нем и подсказывающий подобные мысли. А крайняя мера, которую применяет Бог — это преждевременная "смерть". И "наказание" после нее. Ставит этого человека в угол в отдаление от Себя. Значительно уменьшает радость встречи с Собой после "смерти". И постепенно с нашей помощью (любых молитв об умершем или простых воспоминаний о нем) избавляет его от этого временного "наказания". И дарит большую радость и счастье. Как посчитает необходимым. Так, как это делает справедливый отец. А справедливость Бога превышает все наше понимание о ней...

Однако точно так же и при жизни. Бог любого человека, который поддается на зависть, лишает радости, искренности, доброты, доброго отношения к нему окружающих людей. До тех пор пока он не раскается в этом и не начнет исправляться. И такой человек уже при жизни точно так же стоит наказанным в углу. Вдали от искреннего и простого общения. И в это время его ум, совесть и чувства погрязают в бесовском осуждении. Почти непрестанном! Это настоящий мрак души. Такой человек нуждается в молитвах о нем и в сострадании. Что и полезно делать при встрече с теми, кто поддается на осуждение и зависть. Но прежде этого необходимо проверить себя на это же. И не впасть в осуждение и бесовское фарисейство. В гордость "своими" добрыми качествами души.

А первые признаки зависти и осуждения — любопытство к разным судебным процессам, к богатым (обеспеченным людям), к жизням известных личностей и т.д. и т.п. Тех, кого Бог намеренно "прославил" или "обогатил" какими-то земными благами, чтобы окружающие научились не заглядываться по сторонам, а жить своей личной жизнью. Полноценной, а не ущербной. С "перекошенными глазами, ушами" и душой...

21:12 

НЕ СИДИТЕ У ВОДЫ, КАК МЕРТВЫЕ

Сегодня, как и в прошлое воскресенье, перед Вами картина с глубоким смыслом, и опять она переносит нас в современность. Христос сидит у древнего колодца. К колодцу приходит за водой самарянка. Господь предлагает ей живую воду, воду жизни, которая удаляет жажду навеки, учит, как получить эту воду жизни. Потом у колодца появляются ученики, собирается народ, и Учитель жизни им всем обильно дарит воду жизни.

Братия, эта образная картина переносит нас в современность. Раскроем ее смысл. Колодец – источник жизни. Люди поддерживают свою жизнь, питаясь от таких источников. Колодцы бывают разные. Господь сел, например, у древнего колодца Иакова.

У такого же колодца сидите и вы. Это тоже древнейший колодец, содержащий неисчерпаемый источник жизни. Этот колодец – Церковь. Вы – в ограде Церкви и, значит, вы сидите у древнего колодца, питающего жизнь силою Божией благодати.

Но есть и другие колодцы. Люди, не знающие или не принимающие Церковь, пробавляются другими колодцами на стороне. Из вас разве все и всегда сознают, что находятся у единственного колодца жизни? Разве и вы не бегаете черпать жизнь из других колодцев? Конечно, бегаете на сторону.

Люди черпают из колодца увлечений, удовольствий, из колодца тщеславия, гордости, самообожания, из колодца долга по отношению к семье, к службе, к работе. Некоторые черпают из колодца, питающего ум, – колодца любознательности и знания или из колодца, питающего чувства искусством всякого рода. А то рвутся к колодцу любви, дружбы…

Много, много колодцев в жизни, то глубоких, то мелких. В них разная степень “полезности” воды – от загрязненной и мутной до вредной и отравленной.

Люди бегают от колодца к колодцу, и заставляет их бегать обманность воды в колодцах. Попьет человек из одного, из другого колодца, а удовлетворения нет, жизни нет, сил не прибывает. Только больше распаляется жажда, слабеет истомленное тело. Бесплодное черпанье бесконечно, а жажда неумолима… Опять ищут глаза нового и нового источника живой воды. И люди бегают от колодца к колодцу…

Слово в Неделю о самарянке священномученика Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского.

21:11 

Память Святого мученика Ахмеда Калфаса (Краснописец, Каллиграф)

3 / 16 мая 1682 года

Святой Ахмед, по происхождению турок-мусульманин, жил в Стамбуле, был человеком знатным и вполне обеспеченным, занимал значимый государственный пост и к моменту обращения в христианство был в весьма зрелых годах.

Сей мусульманин имел своей рабой и наложницей русскую, оставив ей свободу ходить в христианскую церковь по праздничным дням. Каждый раз, когда она возвращалась из церкви, он чувствовал неизреченное благоухание, исходящее из ее уст. Спросив, что она ела и почему так благоухает, Ахмед получил ответ, что она ела антидор и пила святую воду. Услышав это, он позвал священника великой церкви и попросил его приготовить место, чтобы присутствовать на литургии во время служения Патриарха. Во время службы, он увидел чудо: когда Патриарх благословлял народ, то от трикирия и пальцев его вышли лучи и перешли на головы всех христиан, и только его голова осталась обделенной. Видя такое чудо, Ахмед призвал священника и крестился, и был некоторое время тайно христианином. На одном собрании, когда вельможи спорили, что превыше всего, и спросили у Ахмеда, то он громогласно возгласил:

— Превыше всего вера христиан!

Он исповедал себя христианином, и проповедал дерзновенно всю тайну воплощения Сына Божия, за что и принял блаженную кончину мученичества.

Святый мучениче Ахмеде, моли Бога о нас!

21:09 


21:06 

Один священник отправился в супермаркет. Когда он разложил продукты на кассе, то услышал за спиной фырканье следующего содержания: "О, смотрите, поп сколько себе понабрал... Учит народ нищете, а сам себе понабрал, чтобы обожраться! Пузо какое отъел...". Это был голос 50-летней женщины, которая на этом не успокоилась и решила перейти в наступление:
- Ну чё, понабрал себе? - язвительно спросила женщина.
- Ну, понабрал.- Ответил священник.
- Наверно, на месяц вперед?
- Нет, милая женщина, думаю, дня за два управлюсь.
- Да по твоему пузу видно, что ты уж точно управишься!
- Верно подметили, моё пузо - мой обличитель. Не могу о еде не думать.
- А ещё сыр с ветчиной к себе в телегу засунул, постничек!
- Ну, что ж, есть такой грех.
- Правильно про вас говорят... А ещё и на "мерседах" разъезжаете!
- С этим проблема... "Мерс" уже есть, но, хочется что-нибудь посерьёзней. О "Кадилаке" мечтаю, но все на еду уходит, пузо ведь кормить надо...
- Во, во! Хорошо, хоть признаешь это! О "кониАке" он мечтает! Совсем что ли без выпивки не можешь?
- Ну, а как же без этого? Сейчас подрясник сниму и в ларек за пивом сбегаю, чтобы никто не увидел.
- Да... Ни стыда, ни совести! Точно про вас всё говорят!
- Точно, но, не совсем. Если бы знали лучше, то говорили бы ещё хуже.
- Хах! И вообще, после этого, почему я должна перед такими как ты грехи свои называть?
- Ды нет, не должны, не беспокойтесь.- спокойно ответил батюшка, складывая продукты в пакеты.
И тут женщина замолчала. Хотя её лицо не изменилось, было видно, что она выговорилась сполна и получила некое удовлетворение. Внезапно её осенило спокойствие. А затем в наступление перешёл уже батюшка.
- Вы, как матушка, Вам полегче стало?
Но женщина ничего не отвечала. Ей, действительно, в некоторой степени стало легче, но, она побоялась признать это вслух. Как позже поведала эта женщина, в тот момент, она к удивлению для себя, открыла неизведанную доселе вещь: оказывается, что даже, от попа, который объедается и ездит на "мерседесе" можно получить утешение!
Но, облегчение продлилось недолго. Когда эта милая женщина вышла из магазина, она удивилась, увидев, что священник идет к своему "мерседесу" марки ВАЗ 2104 с пустыми руками. Она сначала не поняла, в чем фокус, ведь батюшка выходил из супермаркета с четырьмя пакетами. Но, оглянувшись, она увидела четверых бездомных, радостно изучавших содержимое пакетов, которые были у них в руках...
Здесь "утешение" правдоискательства 50-летней было растоптано непонятным и почти забытым чувством, которое вырвалось откуда-то из подвалов её души. Женщина застыла, всматриваясь в радостные лица бездомных. Внутри неё одновременно встретились противоречащие друг другу чувства вины, непонимания, радости и самоукорения, которые вкупе стали предтечей покаяния правдоискательницы. И в этот момент, женщина сделала для себя ещё одно открытие: истинное утешение, в отличии от удовлетворения порицанием окружающих, рождает слезы покаяния и умиляет сердце.

...Прошло уже 7 лет. И теперь настоятель прихода отец Виктор и староста Валентина Тимофеевна с улыбкой вспоминают историю своего знакомства в супермаркете.

21:06 

– Меня гнетёт печаль о моих падениях, геронда, и я устаю подвизаться.
– Это от эгоизма. Ты не склоняешься, потому выбиваешься из сил. Нет смирения, покаяния, сокрушения, но есть эгоизм, а эгоизм всегда приносит печаль и страх. Когда у человека нет покаяния, он огорчается из-за своего эгоизма, человекоугодия, из-за того, что пал в глазах других, тогда в нём живут тревога, горечь, боль.
– Значит, если человек после своего падения сильно переживает, то причина этому всегда эгоизм?
– Не всегда. Это может происходить и от усердия. Когда человек сильно переживает от ревности и усердия, тогда получает большое утешение, которое ободряет не только душу, но и тело.
– Но как мне понять, что я переживаю от усердия?
– Тот, кто переживает от усердия, обвиняет во всём себя, а тот, кто от эгоизма – обвиняет во всём других и говорит, что с ним поступают несправедливо. Ущемляется эгоизм, человек начинает дуться, перестает разговаривать... Вот сегодня я двум сестрам сделал замечание за их оплошность. Обе огорчились и опустили головы. Но одна огорчилась по усердию, так как своей оплошностью опечалила меня, а другая огорчилась от эгоизма. Первая стыдилась даже глаза на меня поднять. А другая, чтобы не испортить свою репутацию, сразу стала оправдываться, не думая о том, насколько серьёзна её оплошность. Она подумала так: «Я уронила себя в глазах других, мне перестанут доверять. Как мне теперь оправдать свою оплошность, чтобы не испортить репутацию?» Если бы она признала свою ошибку, обвинила бы во всём себя, то имела бы утешение. Но она постаралась оправдаться, поэтому покоя у неё в душе не было. Мы, когда сами себя оправдываем, даём место диаволу, который приходит, воздействует на нас тонким образом и вызывает печаль. Но когда мы принимаем всю вину на себя, тогда Бог берёт на Себя всю нашу тяжесть. Так что, давайте решим, что нам избрать: смирение, которое даёт покой, или эгоизм, который приносит печаль, страх и расстройство?

Прп. Паисий Святогорец

Блог иг. Давида

главная