Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
05:11 

Туники и плащи (сагум, палудаментум, лацерна, хламида)

haermaunne
- туника, конструкция и как выглядит

Римская туника представляла собой два почти квадратных полотнища, сшитых по бокам и сверху с оставленными отверстиями для рук и головы (или одно прямоугольное полотнище, перегнутое пополам на левом боку), вот так
bottega.avalonceltic.com/rep_immagini/prod/tuni...
Это туника солдата или состоятельного горожанина. У последнего она могла быть подлиннее, при этом её "поддёргивали" вверх поясом так, чтобы подол поднялся до колен, а над поясом образовался напуск, вот так
www.amazon.com/Halftone-Pompeii-Pedestal-Sandal...
Обратите внимание, как выглядит "короткий якобы-рукав", когда человек поднимает руку! Вот здесь это тоже хорошо видно - и видно, что проём для руки ниже переходит в прямой шов
www.flickr.com/photos/prof_richard/8014265946/i...
Военные могли поддёргивать подпоясанную тунику выше колен
commons.wikimedia.org/wiki/File:047_Conrad_Cich...
в их среде это считалось молодечеством и "понтами", в то время как окружающие "шпаки" втихомолку считали это солдафонством и быдлячеством. Называлось это, кажется, "по-центурионски".
Такую широкую (и сшитую по плечам) тунику могли для какой-нибудь тяжёлой и грязной работы подобрать с рук и спины, завязав её в узел (с помощью тесёмки?) сзади сверху, "за шиворотом" - этот способ известен, в основном, по изображениям военных - вот солдаты работают, рельеф с колонны Траяна
commons.wikimedia.org/wiki/Category:Trajan%27s_...
А на этой фреске видно, как повар (слева) разделывающий дичь, таким же способом пытается уберечь рукава (узел над шеей, вырезы для рук подобраны к самым подмышкам)
upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8a/Art...

www.larp.com/legioxx/tunic1.gif
Слева - кул. Справа - отстой. Никаких тишоток! Никаких выкроенных или подшитых коротких рукавов! Единственное известное мне раннее изображение, которое может быть истолковано, как "туника-тишотка" - это грубая статуэтка из Галлии (из Neuvy-en-Sullias в Южной Франции, ныне в Musée Historique et Archeologique, Orleans), обычно датируемая широко - в пределах 1 в до н.э. - 1 в. н.э.
www.pinterest.com/pin/262475484504753453/
Однако здесь может быть всё, что угодно - и один из вариантов "варварской" галльской рубахи, и грубая работа местных скульпторов, и более поздняя датировка (об этом ниже).
(есть ещё египетская "тишотка" с Монс Клавдианус - но это, опять же, особый разговор)

Вот из Самнера -несколько военных туник имперского времени, археологические находки, с размерами.

Если оставить за скобками детскую (В) и подростковую (С), то ширина туник - от 1,07 до 1,55 метра. Между тем у меня, например, при росте 1,90 м расстояние от одного локтя до другого по прямой - около метра. Поэтому не лишена вероятности реконструкция с вот с этого сайта, согласно которой первоначальная ширина (военной) туники такова, что края вырезов для рук расположены примерно посредине между локтем и кистью. Затем, с помощью вышеписанного узла сзади за шеей, ширина туники уменьшалась до локтей, а сравнительно широкий (до 40 см) шейный вырез становился Уже.


www.lautitia-romana.de/Die%20Tunika%20des%20r%C...
Здесь (внизу) реконструирован процесс драпировки "типовой" солдатской туники (размер которой известен из папируса BGU 1564, середина 2 в н.э.) по образцам, представленным на армейских надгробиях 1 века н.э.

Итак, это была туника почтенных горожан (и военных). Публика помельче (рабы, вольноотпущенники без состояния, крестьяне, рабочие, пастухи, мелкие ремесленники, рыбаки и прочая голь) носили туники поуже и покороче (рабы-прислуга "в комнатах" из богатых домов были одеты "прилично" - в просторные туники - мальчик в центре upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d1/Pom... ).

Часто узкие и короткие "бедняцкие" туники на плечах не сшивались, а просто застёгивались или завязывались. В этом случае для работы одно плечо легко было оголить - получалась так наз. "экзомида"
www.pinterest.com/pin/336292297145217438/
вот, например, ткач (или канатчик?) слева.
farm5.staticflickr.com/4021/4285913827_ec1d145c...
нищий из Александрии
www.clevelandart.org/art/1963.507
Интересно, что ещё во 2 веке до н.э. туники, не сшитые на плечах, в Риме считались соответствующими "нравам предков", а туники со сшитыми плечами, наоборот - новомодным и "немужественным" извращением (об этом ниже - см. про тунику с рукавами).

Чтобы было совсем уж ловчее, могли расстегнуть и второе плечо экзомиды и затянуть на нём концы вперехлёст - чтобы верхний край переднего полотнища свисал сзади, а заднего - спереди. Как у этого чёрного раба с самоваром
www.pinterest.com/pin/392868767464314696/
Могли ещё и оставшийся напуск убрать за пояс. Вот как у этого "Левши"
www.ipernity.com/doc/laurieannie/24419007
www.flickriver.com/photos/mharrsch/1076014362/#...

В экзомиду можно было превратить и тунику, сшитую на плечах - если у неё был широкий вырез для головы. Для этого правую руку вбирали в рукав и высовывали через ворот.
commons.wikimedia.org/wiki/File:Antinous_Dionys...
Антиной в образе виноградаря
commons.wikimedia.org/wiki/File:Statuette_Vulca...
Вулкан в образе кузнеца
www.flickr.com/photos/mharrsch/8371022957/
рыбак в образе рыбака. Грубая ткань, виден шов на спущенном плече и завязка (или застёжка?) на другом.
www.flickr.com/photos/mharrsch/8372093492/in/se...
Это плечо, кстати, и вовсе не сшито - лишь застёгнуто.

www.flickr.com/photos/44124324682@N01/525159190...
Базилика Эмилия экзомида

Если было совсем жарко, то "тунику с застёжками" расстёгивали на обоих плечах и собирали или скатывали на поясе, оголяя торс. Тунику, сшитую на плечах могли так же опустить на пояс, если у неё был широкий ворот. Рабочий-строитель - фигура справа на фреске, та что без головы
www.flickr.com/photos/70125105@N06/8519918059/

Наконец, тунику могли собрать на поясе и сверху, и снизу - например, когда секли провинившегося. Прорисовка фрески из Помпей -
www.e-reading.ws/illustrations/146/146544-i_015...

Что такое tunica manicata?

Это, рассуждая логически - туника вышеописанного типа, у которой к проёмам для рук подшиты рукава, типа вот так:
www.handweberei-galz.de/WebRoot/Store23/Shops/6...
Но вот незадача - такая туника сколько-нибудь заметно распространяется в греко-римском мире лишь в 3 веке н.э.
Собственно, рубаха с рукавами была хорошо известна в античности и гораздо раньше - её носили на севере (галлы, германцы, скифы, фракийцы - кстати, последним, судя по надгробным рельефам, принадлежит первенство в использовании одежды с рукавами в римской армии, а именно - в некоторых частях кавалерии 1 века н.э.) и на востоке (персы и прочие народы Ахеменидской империи, позже - парфяне и их ближневосточные подданные). Поэтому считалась такая одежда варварской - примерно до того же 3 века, когда она таки прижилась в Сирии и Египте и распространилась по всей Империи (на западе - надо думать, не без участия галлов).
Поэтому у меня большие сомнения, что Цезарь в молодости, когда он был пижоном, носил тунику с пришитыми рукавами. Что же имел в виду Светоний, говоря о цезаревой тунике "с рукавами бахромчатыми" (ad manus fimbriato)? Тут возможны два варианта. Либо бахрома просто окаймляла проёмы для рук на тунике обычного покроя (что само по себе уже было необычно). Либо - если обычную тунику сшить непомерно широкой - она скроет руки до самого запястья. Примерно вот так
upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/18/Cam...
или даже так
commons.wikimedia.org/wiki/File:DSC04500m_Istanbul_-_Museo_archeol._-_Marco_Aurelio_-_Foto_G._Dall%27Orto_28-5-2006.jpg
Statue of the Emperor Marcus Aurelius (161 - 180 AD), from Attalia (Antalya), Istanbul Archaeological Museum, room 6
Именно к такому варианту (если уж говорить о рукавах) я и склоняюсь. Как ни экстравагантен был Гай Юлий в молодости - трудно представить, чтобы он ходил в варварском прикиде. А вот непомерность какого-нибудь предмета одежды в то время как раз была трендом "молодёжной моды" (достаточно вспомнить фразу Цицерона о друзьях Катилины, "в туниках с рукавами и [длиной] до пят, закутанных в целые паруса вместо тог").

Да, чуть не забыл! Ещё театральная одежда была с длинными узкими рукавами - почему-то так повелось ещё с классического греческого театра. Это обстоятельство изрядно путает неискушённых зрителей - есть множество изобразительных памятников с героями мифов и эпоса, в которых их одежда, по-видимому, соответствует сценам из спектаклей - вот, например, на помпейской фреске сцена жертвоприношения, в которой фигурируют Пелей с дочерьми (вверху), Ясон (справа, в одной сандалии)
www.flickr.com/photos/70125105@N06/8622216988/i...
а слева - юноша-жрец(?) с быком.
www.flickr.com/photos/70125105@N06/8654395543/i...
Ясон вообще без одежды под плащом (героическая нагота), а жрец - в дважды подпоясанной (по-женски, кстати) тунике с длинными пришитыми рукавами - совершенно условное и, как мне кажется, - театральное одеяние.

[UPD] И вот ещё любопытный отрывок про "туники рукаватые" из "Аттических ночей" Авла Геллия попался буквально вчера:


Вот такую примерно тунику на древний манер, похоже, носил Сципион Африканский
www.pinterest.com/pin/88735055127813735/
Выходит - термин "рукав" (manica) в древности был совершенно условным и, более того, - его значение менялось со временем. В древности туника, сшитая (а не застёгнутая) на плечах, уже считалась туникой с рукавами. Ко времени Сципиона Африканского (вторая половина 2 в до н.э. - приведённую выше речь датируют 142 годом до н.э.) туникой с рукавами (неприличной для старозаветного брутального римлянина) считалось всё, что скрывало локоть. Такие дела.
Вообще, Сципиону с длинными рукавами решительно не везло - в 136 г до н.э. он правил посольство к Птолемею VII и был потрясён обликом царя. "" Таков был и Птолемей, седьмой царь Египта, называвший себя Эвергетом (Благодетель), но александрийцами прозванный Какергетом (Злодей). Вот что пишет о нем в седьмой книге "Истории" стоик Посидоний, сопровождавший Сципиона Африканского [Младшего] в Александрию и видевший царя. Наслаждения совершенно обезобразили его [царя - Э.] тучностью и огромным животом, который он едва мог обхватить руками. Чтобы прикрыть его, он носил хитон до пят с рукавами до запястий."" (Афиней, "Пир мудрецов", кн. 12, 549, е). Можно себе представить чувства Эмилиана Павловича :D
Мишель Шово считает, что длинные рукава Птолемеи носили из-за своих тесных отношений с Дионисом. Может, и так. А может быть, это продолжение персидской традиции, которой отдавал в конце жизни предпочтение ещё Александр (Плутарх).

[ books.google.ru/books?id=gzOXLGbIIYwC&pg=PA129&...
Любопытны рассуждения на эту же примерно тему Джереми Патерсона в книге "A Companion to Julius Caesar", стр. 129-130 - но это я уже только для себя отмечаю. Они там, в Риме, определённо тронулись со своей моллитией.]

- ПЛАЩ, его разновидности, способы драпировки и расположение застёжки
сагум - лацерна - палудаментум, проблема различения
Плащ - кусок ткани прямоугольной или полукруглой (с двумя скруглёнными углами) формы, сколотый на правом плече застёжкой-фибулой. Важно! - фибула располагалась именно на плече, выше ключицы; размещать её ниже, в районе грудной клетки неправильно. Очень редко застёжка сдвигается к центру, в этом случае она располагается между шеей и грудью.
www.roma-victrix.com/armamentarium/img/vestitvs...
Это грубоватый рельеф на погребальном памятнике
strategwar.ru/wp-content/uploads/2013/02/legion...
А это реконструкция из книги Самнера - как оно выглядело на самом деле. Вообще, книги Самнера всячески рекомендуются как руководство для изображения римского костюма - кроме множества источников, там отличные реконструкторские рисунки:
Sumner G., d’Amato R. Arms and Armour of the Imperial Roman soldier. From Marius to Commodus, 112 BC – AD 192. – London: Frontline Books, 2009. – 290 p.
Sumner G. Roman Military Dress. – Stroud: The History Press, 2009. – 224 p.
Sumner G. Roman Military Clothing (1) From Caesar to Commodus, 100 BC – 200 AD. – Oxford, 2002. – 48 p.


Застёжки для плащей - фибулы "высшего класса" (у императоров, полководцев, нобилей) - в виде "шишечки"-умбона, иногда довольно сильно выпуклого.
boeufblogginon.files.wordpress.com/2012/09/dsc0...

www.flickr.com/photos/73632227@N02/7413320396/i...
www.flickr.com/photos/69716881@N02/8103689076
A Julio-Claudian “Princeps” Gaius Caesar or Germanicus? Marble sculpture from Luni, beginning of the 1st century AD La Spezia, Archeological Museum “Castel San Giorgio”
farm4.static.flickr.com/3513/3865942079_36421d1...
farm4.static.flickr.com/3424/3865942111_f2fdd44...
farm3.static.flickr.com/2487/3865903523_cbbc4f7...
Dom. Ahenobarbus- Ravenna Relief- Julio Claudian Period Usually dated to the reign of Claudius (41-54 A.D.) Ravenna Musuem

Фибулы солдат и простонародья - в виде дугообразно изогнутой пластинки длиной 5-7 см. В армии, а затем и за её пределами во второй половине 1 века до н.э. широко распространяется фибула типа "Алезия" (название условное, современное, дано археологами, впервые обнаружившими большое количество таких фибул при раскопках римских осадных лагерей вокруг галльской Алезии)
www.archaeology.ru/Download/Shchukin/Shchukin_1... (рисунок на второй странице документа) - разные разновидности этого типа
www.antiqva.org/Fibule/Fibula%20Alesia.JPG с обломанным приёмником иглы - прорезная, примерно с 30-х годов до н.э., Дунайский регион и Северо-Восток Италии
www.hr-replikate.de/katalog/indep/detail.php?im... галльская "Алезия", новодел - но неважно
fibulae88.net/viewtopic.php?f=47&t=242
К концу 1 в. до н.э. плоская слабоизогнутая "Алезия" постепенно эволюционирует в тонкую, но объёмную, с крутым изгибом, "Авциссу" (название тоже условное); при этом и некоторые разновидности "Алезии" продолжают существовать параллельно с "Авциссой"
fibulae88.net/viewtopic.php?f=47&t=242 первые три фото - Авциссы, следующие две - Алезии и переходные типы, дальше мешанина разных эпох, не смотреть.
www.replik-shop.de/images/product_images/popup_... новодел
www.ancientresource.com/images/roman/fibulae/fi... ближе к рубежу эр
www.metmuseum.org/collection/the-collection-onl... то же самое
www.metmuseum.org/collection/the-collection-onl... "классическая" Авцисса, после 30-х гг до н.э., с утерянной иглой и с надписью

Крупные фибулы в виде слабовыпуклого или плоского круглого щитка/медальона, насколько мне известно - это уже империя, время Флавиев и Антонинов.
upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7c/Mar...
www.flickr.com/photos/carolemage/5405830064/
www.flickr.com/photos/carolemage/6852203956/siz...
www.roemische-muenzen.net/ArsAeterna/index.php?...
www.lh-shop.cz/index.php?page=shop.product_deta...
Характерно то, что на бронзовой статуе Марка Аврелия предпочли старинную, "классическую" маленькую шишечку посадить на новомодный широкий диск

Фибулы сложной формы, в виде всяких фигурок - это всё ещё позже позже.

Имеется три основных наименования для плащей - sagum, paludamentum и lacerna. Довольно трудно понять, чем они отличались визуально (на изображениях).

Сагум был плащом солдата. Варрон (De Lingua Latina, V, 167) писал, что этот плащ имел кельтское происхождение: римляне позаимствовали его в ходе войн с цизальпийскими галлами в 4 веке до н.э. Его отличала прежде всего грубая, плотная ткань;
www.pinterest.com/pin/124341639685048667/
www.pinterest.com/pin/256142297529476668/
видимо, он мог использоваться и как подстилка на привале, и как одеяло (согласно найденным в Египте документам времён империи, размеры сагума совпадали с размерами стандартного одеяла для военного госпиталя), как импровизированная защита от стрел (Вегеций). Обёрнутым вокруг руки сагумом могли при случае защищаться, наподобие щита (Тацит). Плащами подавали сигналы на расстоянии (Аммиан Марцеллин). В сознании римлян сагум настолько тесно был связан с войной и армией, что выражения "одеть сагум" и "снять сагум" обозначали - начать и окончить войну. Это не было простой фразой - когда Август объявил войну Клеопатре (фактически Антонию) многие жители Рима демонстративно принялись носить сагумы. Однако этот плащ носили не только солдаты (во всяком случае, в сельской местности) - Колумелла рекомендовал его как лучшую одежду для работников на фермах в плохую погоду. Носили сагум и подонки общества на римских улицах (Светоний, "Отон", 2.1)

Размеры сагума, согласно папирусу BGU 1564 (середина 2 в н.э.): шесть кубитов (локтей) длины и четыре кубита ширины (2,66 x 1,77 м). Сохранившиеся экземпляры (имперских) плащей: из Нубии - 175 на 105 (сагулум?), из Нахаль-Хевера (№43) - 270 на 140 см. Поздний (2 половина 4 в н.э.) плащ из Антинои в Египте - 240 x 120 см (Самнер).
books.google.ru/books?id=Co4IB3zPAmYC&pg=PA14&l...

legioilynx.files.wordpress.com/2012/04/dscf3065...
Также есть похожий, сравнительно поздний плащ с германской территории, из Торсбергского болота в Шлезвиге, на границе северной Германии и Дании. Он датируется 3 или 4 веком н.э, имеет размер 168cm x 236cm. (или, по Самнеру, 168cm x 250cm - может быть, он засчитывает по пять см бахромы с двух сторон?) Нити синего и белого цветов образуют полосы и прямоугольники трёх оттенков синего цвета. Судя по технологии - плащ скорее местный, германский; но бесспорно, что основные параметры "сняты" с римского сагума.
costume-and-construction.tumblr.com/post/113078...
uniforma-army.ru/italy_rim1.php
Второй идентичный по форме и близкий по размерам плащ был найден в Неймегене, в Нидерландах, на римской территории. Неймегенская мантия соткана из нитей синего и красного цветов; также, как и торсбергская, она имела бахрому по кротким сторонам прямоугольника. Во времена империи сагум был в равной степени популярен по обе стороны границы.
Подробнее о германских поздних сагумах-"прахтмантелях" 3-4 веков - здесь.

Современные реконструкторы восстанавливают с. - вот здесь, например - размером 3 на 1,5 м:
www.medievaldesign.com/eng-prodotti-uomo.asp?fo...

Существовало много способов носить сагум.

www.ucrainarma.org/wp-content/uploads/2012/11/d...
www.legio-xvii-albica.de/Grafiken/pictures/pict...
upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2f/R%C...
www.pinterest.com/pin/399413060675263098/

Среди всех этих способов есть один, на который я хотел бы обратить особое внимание (назову его для краткости "двойным способом"). Сагум складывается вдвое (пополам по длине - впрочем, не обязательно строго пополам) и поворачивается линией сгиба кверху. Затем с одной стороны по линии сгиба от края отсчитывается сантиметров пятьдесят - семьдесят (точка А). Эта точка соединяется фибулой с другим краем сгиба (точка В). Отрезок АВ становится горловиной (отверстием для головы), а угол, обозначенный как С и весь отрезок АС свободно свисает вниз, прикрывая грудь.

В "двойном сагуме" изображено немало легионеров на колонне Траяна

В таком же плаще был изображён "варвар" (вероятно, олицетворяющий одну из провинций) на рельефе Адрианеума в Риме
reliefs from the Hadrianeum in Rome, now Archaeological Museum in Naples
www.flickr.com/photos/70125105@N06/7878432166/

Что интересно - точно такой же плащ можно видеть на верхней части великолепной (вероятно, конной) статуи Августа, найденной в Эгейском море между островами Эвбея и Агиос-Эфстратиос. Датируется 12-10 годами до н.э. Хранится в Национальном археологическом музее, Афины.
en.wikipedia.org/wiki/History_of_democracy#medi...
upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a0/143...
static.panoramio.com/photos/large/84371671.jpg
www.flickr.com/photos/rossthewriter/13728139053...
www.flickr.com/photos/24729615@N00/8161525308
www.flickr.com/photos/24151047@N05/3878360272
www.flickr.com/photos/rfreed/4005500591
Отлично видны: сенаторская туника с двойной пурпурной полосой, под ней виднеется нижняя туника; плащ - фибула на плече, способ драпировки, бахрома и даже узорчатая кайма плаща.
www.namuseum.gr/collections/sculpture/roman/rom...
На сайте Национального археологического музея в Афинах пишут, что Август одет в палудаментум. Предполагаю, что это не так, и перед нами - образец роскошного "императорского сагума" (sagum purpureum). За это говорят и толстая ткань плаща, и способ его ношения.

По-видимому, "двойной" способ ношения может ответить на вопрос, чем был сагулум - "маленький сагум". В Нубии был найден плащ размера "половинного" от обычного (175 х 105 см против 266 x 177 см). Его можно было носить таким же способом, не сворачивая вдвое - что актуально для жаркого климата. Скорее всего, сагулум изображён на бронзовой статуе мальчика, предположительно идентифицированного как Цезарион (сын Цезаря и Клеопатры).


Как показывает этот рисунок (отсюда) - двойной способ мог быть "зеркальным" - правая фигура (при этом точка А совмещалась с точкой С, а точка В отступала от края на расстояние, равное отрезку АС) или двусторонним (точки А и С откладывались от краёв сгиба на расстояние, равное половине отрезка АС).

В то время как солдаты носили сагумы, офицеры (paludati) - начиная от центуриона (а также штабные/контуберналы и ликторы военачальника) - одевались в палудаментумы, которые, как считается, ведут своё происхождение от греческой хламиды. Их отличала от сагума более тонкая ткань и, возможно, бОльшая длина. Но существует масса письменных свидетельств того, что сагум (или сагулум - "маленький сагум") могли носить и офицеры вплоть до высших. В этом случае он мог быть из пурпурной ткани, украшенный вышивкой и т.п. Возникает вопрос - чем отличался такой сагум от палудаментума? Ага, вот Самнер пишет, что п. был примерно такой же формы и размера, как сагум, но с двумя нижними скруглёнными углами (то есть, ближе к полукругу, чем к прямоугольнику).
Считается, что в палудаментумы облачены неизвестный член династии Юлиев-Клавдиев из Британского музея и Марк Аврелий на своей конной статуе.
www.flickr.com/photos/mmarftrejo/4337035052/in/...
www.flickr.com/photos/mharrsch/4487788493/in/ph...
и центурион Факил из Колчестера
www.flickr.com/photos/browniebear/14110585992/s...
Надо думать, и Клавдий из Аквилеи - тоже в палудаментуме. Жаль, нету фото получше. Пожалуй, из всех палудаментумоносцев - это лучшая статуя для анализа формы плаща.
www.flickr.com/photos/julio-claudians/404540278...
Статуя Клавдия из Мегар в образе Зевса - тоже. наверное, п.
Statue of emperor Claudius as Zeus. 45-51 AD. Found at Megara 1759 National Archaeological Museum of Athens
www.flickr.com/photos/24729615@N00/8172982830
www.flickr.com/photos/70125105@N06/6635876371/i...
www.flickr.com/photos/therealjimbot/5329458299

commons.wikimedia.org/wiki/File:Antoninus_Pius,...
Обожествлённый Антонин Пий, статуя в Палаццо Альтемпс, Рим. Судя по торжественности ситуации, на нём должен быть палудаментум. Плащ, похоже, полукруглый.

www.fondazionesorgentegroup.com/archaeology_lis...
Cuirassed statue of a Roman commander (emperor?) Middle of 2nd century AD Italian marble
фрагмент статуи 2 века н.э. - палудаментум, подобранный (сколотый?) на обоих плечах
www.khanacademy.org/partner-content/british-mus...
Torso of a statue of the emperor Hadrian wearing a cuirass, c. 130-141 C.E., 137 cm high, from Cyrene, northern Africa © Trustees of the British Museum. In this statue we see Hadrian presented as the commander-in-chief. We know from ancient literary sources that Hadrian was particularly keen to project a strong military image.
ещё один такой же - Адриан из Британского музея.

Наконец, одна из наиболее интересных для нас статуй (поскольку она относится к позднереспубликанскому времени - ориентировочно между 70-ми и 50-ми годами до н.э.) - это так называемый "генерал из Тиволи". Статуя найдена в Тиволи (древний Тибур) неподалёку от Рима, в местном святилище Геркулеса. Она изображает престарелого военного из высшего офицерства (судя по роскошно украшенному панцирю возле его левой ноги). Верхняя часть головы срезана (скорее всего, там был шлем, приглянувшийся какому-нибудь "коллекционеру" 18-19 веков. У генерала натуралистично изображённое лицо старика, но при этом мускулистое тело юного атлета. "Героизированную наготу" прикрывает палудаментум, непонятным образом укрепленный на левом плече, обвивающий правое бедро и затем перекинутый через левую руку назад. Если принять гипотезу, что палудаментум имел полукруглую (или близкую к ней) форму, то на основании этой статуи можно прикинуть его основные параметры ...
ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=744
ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=744

На конных статуях из Геркуланума проконсул и патрон города М. Ноний Бальб и его сын с таким же именем облачены либо в палудаментум, либо в лацерну. Плащ укреплён поверх кирасы на одном (левом) плече. Похожи, плащи Бальбов четырёхугольные, хорошо видны грузики на (двух?) нижних углах.
www.flickr.com/photos/bstorage/5070232078/
upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1a/Mar...
www.nicolaainsworth.com/wp-content/uploads/2012...
На другой статуе из того же Геркуланума тот же Бальб изображён в одеянии полководца. Здесь у него наверняка палудаментум - также закреплённый на одном плече поверх кирасы.
ancientrome.ru/art/artworken/img.htm?id=4904
3.bp.blogspot.com/_kZoWhSQhvDY/TTOi_9galNI/AAAA...
www.flickr.com/photos/vishan/6484339059/in/phot...
Поскольку по внешнему виду этот плащ отличен от плащей с конных статуях, я предполагаю, что у конных статуй изображены лацерны. Они, по-видимому, меньше по размеру.

Палудаментум и лацерну сближают по происхождению с греческой хламидой (сближают в основном современные исследователи - в источниках я этого что-то пока не встречал). С хламидой тоже нужно разобраться - хотя бы потому, что она продолжала употребляться и в римское время. Так, например, когда Ливия с первым мужем и с малолетним Тиберием сбежала от триумвиров на Сицилию, там Помпея (сестра Секста Помпея) подарила мальчику хламиду с фибулой (Светоний).
Я полагаю, что классическую древнюю хламиду (плащ всадников, путешественников и молодых щёголей, распространённый в Северной Греции, Эпире, Фессалии и Македонии) следует отличать от хламиды более позднего времени. На изображениях можно отчётливо видеть, что "классическая" (или фессалийская) хламида была сравнительно коротким прямоугольным плащом. Её форму и способ ношения хорошо показал на своих реконструкциях Léon Heuzey (в книге: Heuzey Léon, "Histoire du Costume Antique, D Après des Études Sur le Modèle Vivant" )
www.pinterest.com/pin/384213411931396048/
хламида
www.pinterest.com/pin/384213411931988223/
она же
www.artres.com/C.aspx?VP3=ViewBox_VPage&VBID=2U...
www.pinterest.com/pin/157907530654225167/
Это - так называемая фессалийская хламида (Гесихий).

Хламида, широко распространённая в 1 в до н.э. - 1 в н.э. (или македонская), видимо, имела иную форму. Страбон (ок. 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н. э.) сравнивает с формой хламиды форму обитаемой суши и план Александрии Египетской.
""По форме обитаемая земля — нечто, похожее на хламиду, наибольшую ширину которой образует линия, проходящая через Нил; эта линия с. 120 начинается от параллели через Страну корицы и остров египетских изгнанников23 и кончается параллелью через Иерну; длина же ее [т. е. ойкумены] образуется линией, перпендикулярной к этой линии, которая проходит с запада через Геракловы Столпы, пролив у Сицилии до Родоса и залива у Исса и тянется вдоль цепи Тавра, опоясывающей Азию, и оканчивается у Восточного моря между Индией и страной скифов, живущих за Бактрианой. Следует представить себе некоторый параллелограмм, в который вписана фигура в форме хламиды так, что наибольшая длина хламиды совпадает с наибольшей длиной параллелограмма и равняется ему; в таком же соответствии находится и наибольшая ширина хламиды с шириной параллелограмма. Эта хламидообразная фигура, следовательно, и есть обитаемый мир; ширина же ее, как я сказал, определяется самыми крайними сторонами параллелограмма, отделяющими ее обитаемую и необитаемую части в обоих направлениях24. Эти стороны: на севере — параллель Иерны, в жаркой области — параллель Страны корицы; следовательно, эти стороны, продолженные к востоку и западу до частей ойкумены, «возвышающихся напротив них», образуют некоторый параллелограмм с меридианными линиями, соединяющими их при оконечностях. То, что ойкумена расположена в этом параллелограмме, ясно из того, что ни наибольшая ширина, ни длина не выходят за его пределы. А то, что форма обитаемого мира похожа на хламиду, видно из того, что края ее, омываемые морем, суживаются на обеих сторонах и таким образом уменьшают ширину.""
www.iranicaonline.org/uploads/files/Geography/g...
или
de.wikipedia.org/wiki/Strabon#mediaviewer/Datei...
или
3.bp.blogspot.com/-cNTOE_GBp90/UTDYNYqYxnI/AAAA...
(Если что, Посидоний - 139/135 год до н. э. — 51/50 год до н. э.)
Получается, форма македонской хламиды - это вытянутый прямоугольник со срезанными углами либо же с закруглёнными концами. Примерно такова и форма плана Александрии (кстати, Плиний Старший уточняет, что Динократ/Динохар создал план города в форме именно македонской хламиды: ""Разметил ее архитектор Динохар, с замечательной во многих отношениях изобретательностью, на пространстве в 15 000 шагов наподобие македонской хламиды с образованными закруглением полами, с угловыми выступами справа и слева..."")
commons.wikimedia.org/wiki/File:Pauly-Wissowa_I...
или
www.old-map-blog.com/wp-content/uploads/2010/01...
или
1.bp.blogspot.com/-tQN0xeuHfMk/UBbiXaSWJLI/AAAA...

(Следующий отрывок - сугубо историографический, можно пропустить)
Интересно сопоставить то, что пишут о форме Александрии различные писатели.
Плутарх. Александр, 26: ""...κυκλοτερῆ κόλπον ἧγον, οὗ τὴν ἐντὸς περιφέρειαν εὐθεῖαι βάσεις ὥσπερ ἀπὸ κρασπέδων εἰς σχῆμα χλαμύδος ὑπελάμβανον ἐξ ἴσου συνάγουσαι τὸ μέγεθος.""
Перевод М.Н. Ботвинника и И.А. Перельмутера в обработке С.С. Аверинцева: ""...зодчие, взяв ячменной муки, наметили ею на черной земле большую кривую, равномерно стянутую с противоположных сторон прямыми линиями, так что образовалась фигура, напоминающая военный плащ.""

Pliny N. H. v.62: ""...eam [i.e., Alexandriam] ...ad effigiem Macedoniae chlamydis orbe gyrato laciniosam, dextra laevaque anguloso procursu.""
Плиний Старший: ""...наподобие македонской хламиды с образованными закруглением полами, с угловыми выступами справа и слева...""

Strabo (C. 793): ""...ἔστι δὲ χλαμυδοειδὲς τὸ σχῆμα τοῦ ἐδάφους τῆς πόλεως, οὗ τὰ μὲν ἐπὶ μῆκος πλευρά ἐστι τὰ ἀμφίκλυστα ὅσον τριάκοντα σταδίων ἔχοντα διάμετρον, τὰ δὲ ἐπὶ πλάτος οἱ ἰσθμοὶ, ἑπτὰ ἢ ὀκτὼ σταδίων ἑκάτερος.""
""По очертанию территория города похожа на хламиду; длинные стороны ее, имея диаметр приблизительно в 30 стадий, с двух сторон омываются водой; короткие же стороны представляют перешейки в 7 или 8 стадий ширины каждый, ограниченные с одной стороны морем, а с другой — озером.""

Кажется, что Страбон имел представление о действительной форме Александрии (неправильный прямоугольник со срезанными углами или эллипс с обрезанными вершинами), в то время как Плутарх и Плиний подгоняли форму города под известную им форму плаща. Эта форма (с прямой линией вдоль морского побережья, острыми углами с двух сторон, и дугой, соединяющими эти углы) больше всего напоминает полукруг или полуэллипс. Как увязать между собой эти сведения о македонской хламиде? Наиболее вероятным вариантом мне кажется то, что форма этой хламиды была близка к эллиптической (вариант Страбона), но носили её сложенной вдвое по продольной (большой) оси эллипса (вариант Плутарха и Плиния).

Тарбелл пытался восстановить форму хламиды как уплощённый шестиугольник.
Лилиан Уилсон - как близкую к полукругу
Археологические свидетельства, насколько мне известно, не дают всех этих форм. Зато есть (из поздних памятников - фактически уже ранневизантийское время) плащ в форме овала, найденный в Египте (Самнер...) ...

Я дополнил рисунок пунктиром AB, по которому плащ мог складывался при надевании; при этом, соответственно, сегмент C находился внутри, служа своего рода подкладкой (тут мы, кстати, и получаем полукруг). Справа - сложенный вдвое плащ и человеческая фигура для масштаба. Размеры этого плаща (по Самнеру) - 286 на 242 см, следовательно - сложенный вдвое по продольной оси АВ, он имел длину 121 см. При среднем росте 175 см (177 см - "гвардейский" стандарт для рекрутов во времена империи) отнимаем около 30 см (шея и голова) и получаем результат , по которому такой плащ не доходил до земли сантиметров на 25-30 см. Но это только если сложить его строго пополам; при желании плащ можно было удлиннить, уменьшив "изнаночный" сектор и увеличив внешний.
А здесь
www.celticwebmerchant.eu/a-28491383/clothing-an...
реконструкторское воспроизведение этого плаща. Возможно, именно это и есть "македонская" хламида. Самнер, похоже, считает, что хламида и палудаментум - одно и то же. В этом у него есть античные предшественники - например, лексикограф IV века н. э. Нонний Марцелл (De compendiosa doctrina). Артемидор отождествляет с хламидой мантию, эфестриду и бирр.

www.mlahanas.de/Greeks/Bios/Polydeukion01.html
photoloi.tumblr.com/image/181977964
www.flickr.com/photos/magika2000/6846698080/
Found near the Monastery of Loukou, Arkadia. The relief has the form of a naiskos. The youth in the middle has been identified with Polydeukion, the favourite pupil of Herodes Atticus, who was heroised by his master after he died in his teens. The youth’s nudity, the horse, and the snake that is feeding characterise him as a hero. A young slave holds out his helmet. Behind the slave is depicted a grave mark, a loutrophoros on a pedestal. After the middle of the 2nd c. AD.
Athens, National Archaeological Museum
Полидевкион - раб, ученик и т.д. афинского философа Герода Аттика, в посмертно-героизированном облике - как Поллукс, Диоскур-конник (или, что менее вероятно - как Ахилл). Плащ - скорее всего, хламида (что должно соответствовать греческим героическим реалиям, как их понимали в середине 2 века) или лацерна (как символ всадничества). Отчётливо видна полукруглая форма плаща и размещение двух грузиков на углах.


www.flickr.com/photos/mharrsch/170818136/in/set...
Terracotta figure of a New Comedy actor dressed as a sailor or traveler made in Athens 300 to 150 BCE Cyrenaica British Museum
Воин-македонец - плащ (македонская хламида), на голове македонская кавсия. Позднеэллинистическая терракотовая фигурка первой половины 2 в до н.э., найдена в Северной Африке. Это один из персонажей ("хвастливый воин") ново-аттической комедии.

books.google.ru/books?id=m3JZAAAAYAAJ&pg=PR9&lp...
Antiquity explained, and represented in sculptures, 3-4
Bernard de Montfaucon

books.google.ru/books?id=Gcv4WxCSK0gC&pg=PA847&...

books.google.ru/books?id=k2spzj0jNVsC&pg=PA255&...

A Dictionary of Greek and Roman Antiquities (1890)
William Smith, LLD, William Wayte, G. E. Marindin, Ed.
www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus:t...
палудаментум
www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3...
лацерна
www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3...
сагум

Лацерна первоначально была кавалерийской разновидностью палудаментума (происходила от той же хламиды), а затем стала и "гражданским" вариантом такого плаща. К концу республики - началу империи она стала своего рода "корпоративным" одеянием для сословия всадников. Они нередко надевали её поверх тоги, а на форуме снимали - особенно после мер, предпринятых Августом (Светоний, "Божественный Август", 40, : ""Увидев однажды в собрании толпу людей в темных плащах, он воскликнул в негодовании: "Вот они — Рима сыны, владыки земли, облаченные в тогу!" — и поручил эдилам позаботиться впредь, чтобы все, кто появляется на форуме и поблизости, снимали плащи и оставались в тогах.""). Как лацерну можно было отличить от палудаментума - честно скажу, затрудняюсь ответить (возможно, узнАю). Есть предположение, что л. была короче палудаментума.
В знак уважения к вошедшему лацерну откидывали (Светоний, "Божественный Клавдий", 6,1)

Вообще, со сравнительной длиной всех трёх разновидностей много неясного. Сагум, судя по изображениям, носили с подвёрнутой (внутрь или наружу) верхней частью. Соответственно, длину его можно было "регулировать" в широких пределах.
www.romanarmytalk.com/20-roman-re-enactment-a-r...
Самнер - ""There are other types of cloaks which were different sizes at different periods. Also presumably not all the cloaks that have been found are military or belonged to adults. Sadly another case of we want answers to questions that are not answered yet!""

Самнер довольно просто решает вопрос о различиях сагума и лацерны (а заодно вопрос аболлы), считая, что лацерна - это просто слово-синоним сагума (а аболла - пенулы). Но в случае с лацерной и сагумом это едва ли верно. Сами римляне чётко различали два вида плащей. Во-первых, по происхождению и по функции - как уже говорилось, сагум считался варварским, галльским заимствованием и сугубо воинской одеждой (скажем, как у нас камуфляж). Лацерна органично вошла в костюм обеспеченных слоёв Рима, став неотъемлемой принадлежностью всаднического "дресс-кода".
Во-вторых, римляне без затруднений отличали одно от другого и визуально. Достаточно проанализировать известную эпиграмму Марциала (e. l. VIII, LVIII):
Cum tibi tam crassae sint, Artemidore, lacernae // У тебя так толсты, Артемидор, лацерны,
Possim te Sagarim iure vocare meo // Что тебя Сагаром вправе назвать я
(перевод Петровского:
Право же, Артемидор, настолько плащи твои грубы,
Что безусловно тебя можно Сагаром назвать.
)
Собственно, вся ирония и построена на том, что изящные модные плащи (лацерны) Артемидора сделаны из такой толстой ткани (crassus - толстый), что больше напоминают сагумы. Но если бы толщина ткани была единственной разницей (или если бы даже эта разница не была существенной, как предполагает Самнер), то Артемидор носил бы собственно сагум и весь юмор эпиграммы (построенный на различии плащей) бил бы мимо цели. Следовательно, Самнер неправ, и отличия сагума от лацерны основывались не только на качестве ткани, но и на способе ношения, на форме(?) плаща и даже (может быть) зависели от того, кто и в каких обстоятельствах надевал этот плащ.


www.flickr.com/photos/70125105@N06/8626049365/
www.flickr.com/photos/70125105@N06/8654395543/
"Jason and Pelias" - from Pompeii - Naples Archaeological Museum
плащи из тонкой ткани, длинные, двухцветные - с широкой каймой (лацерны?), фибула на плече

commons.wikimedia.org/wiki/File:Roman_-_Mercury...
commons.wikimedia.org/wiki/File:Roman_-_Mercury...
commons.wikimedia.org/wiki/File:Roman_-_Mercury...
commons.wikimedia.org/wiki/File:Roman_-_Mercury...
commons.wikimedia.org/wiki/File:Roman_-_Mercury...
commons.wikimedia.org/wiki/File:Roman_-_Mercury...
commons.wikimedia.org/wiki/File:Roman_-_Mercury...
Roman Mercury bronze with silver Walters Art Museum Baltimore mid 1st c AD 40-80
полукруглый плащ, фибула на плече, хорошо заметны грузики, отличный вид со всех сторон

commons.wikimedia.org/wiki/File:Roman_-_Hermes_...
Hermes 1st c AD bronze Walters Art Museum
а вот здесь плащ определённо прямоугольный

www.flickr.com/photos/70125105@N06/6843098318
Augustus - The Augustus and Claudius portraits from Herculaneum Augusteum - Naples, Archaeological Museum
Грузики-"кисточки" на углах плаща Августа, Геркуланум

www.flickr.com/photos/smbtravels/4459360880/in/...|smbtravels
Sleeping Boy, Vatican Museum
Спящий мальчик (раб?) в коротком плаще (лацерне?) с бахромой. Ватиканский музей.

www.flickr.com/photos/smbtravels/4458582125/in/...|smbtravels
Statue of young boy, Vatican Museum
Мальчик в плаще - определённо полукруглой формы. Ватиканский музей.

www.britishmuseum.org/research/collection_onlin...
и
www.britishmuseum.org/research/collection_onlin...
Silver statuette of a shepherd Roman. 1stC (probably) British Museum
Короткий плащ пастуха - полукруглой или близкой к полукругу формы; застёгнут на правом плече, а чтобы освободить левую руку, середина его закинута на левое плечо и там прижата ремнём перемётных сумок.

ДАЛЬШЕ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, К ТЕКСТУ ИМЕЮТ ЛИШЬ ОТДАЛЁННОЕ ОТНОШЕНИЕ
_____________________
www.flickr.com/photos/thearmaturapress/sets/721...
римские погребальные памятники в осн. военных

www.flickr.com/photos/54578483@N03/14635559034
www.flickr.com/photos/elissacorsini/1035525564
Греческий плащ - гиматий (лат. - паллиум)

publishing.cdlib.org/ucpressebooks/view?docId=f...
PART THREE
SELF-DEFINITION IN HELLENISTIC ART
Introduction
Andrew Stewart
_________________
www.ucrainarma.org/antichnist/rimskij-vijskovij...

d’Amato R. Arms and Armour of the Imperial Roman soldier. From Marius to Commodus, 112 BC – AD 192. – London: Frontline Books, 2009. – 290 p.

Croom A. Roman clothing and fashion. – Chalford: Amberly Publishing, 2010. – 190 p.
www.amazon.com/Roman-Clothing-Fashion-Alexandra...

Goldman N. Roman footwear // The world of Roman costume / Ed. by J. L. Sebesta, L. Bonfante. – Wisconsin, 2001. – P. 101–132.

Sumner G. Roman Military Dress. – Stroud: The History Press, 2009. – 224 p.

Sumner G. Roman Military Clothing (1) From Caesar to Commodus, 100 BC – 200 AD. – Oxford, 2002. – 48 p.
worldtracker.org/media/library/World%20History/...

Sumner G. Roman Military Clothing (2) From Severus to Stilicho, AD 200–400. – Oxford, 2002. – 48 p.

worldtracker.org/media/library/World%20History/...
третий

www.jstor.org/stable/262013?__redirected
или
penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Journals/CP/1/3/...*.html
Tarbell F. B. The Form of the Chlamys || Classical Philology Vol. 1, No. 3, Jul., 1906 Published by: The University of Chicago Press Page 283-289

penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/seco...*/Chlamys.html
Chlamys
Article by James Yates, M.A., F.R.S.,
William Smith, D.C.L., LL.D.: A Dictionary of Greek and Roman Antiquities, John Murray, London, 1875. pp275‑276 of

books.google.ru/books?id=GxGPLju4KEkC&pg=PA232&...
J.L. Sebesta, L. Bonfante, The World of Roman Costume. Madison, WI: The University of Wisconsin Press, 2001 (1994)
Статья: Голдман, реконструкции римской одежды N. Goldman, "Reconstructing Roman Clothing,"
Lillian Wilson's pattern 1924 1938

books.google.ru/books?id=QYo8kA3pJNAC&pg=PT35&l...
литература
www.yorku.ca/uhistory/faculty_staff/cv/Edmondso...
здесь также

The Roman Toga By Lillian M. Wilson, Ph.D. (The Johns Hopkins University Studies in Archaeology, No. 1.) Pp. 132; seventy–five half-toneblocks. Baltimore: The Johns Hopkins Press, 1924
www.csulb.edu/~dhood/togalink.htm
извлечения
www.romanarmy.net/pdf/Togatii.pdf
ещё извлечения
babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=mdp.390150040211...
целиком

Lillian M. Wilson: The Clothing of the Ancient Romans. (The Johns Hopkins Studies in Archaeology, No. 24.) Pp. xiii + 178; 95 plates (one in colour), and 2 drawings in text. Baltimore: Johns Hopkins Press (London: Milford), 1938. Cloth, 22s. 6d
babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=mdp.390150040212...

Heuzey Léon, "Histoire du Costume Antique, D Après des Études Sur le Modèle Vivant"
archive.org№details/histoireducostum00heuzuoft
№ заменить на /

worldtracker.org/media/library/World%20History/...
оспреев куча немалая
worldtracker.org/media/library/World%20History/...
и не только
_______________________
ciwar.ru/epoxa-rima/voennaya-odezhda-rima-200-4...
ciwar.ru/epoxa-rima/voennaya-odezhda-rima-200-4...
ново-солдатский перевод Самнера. Пишет, что начало перелома в ношении туник с рукавами связано с приходом в Рим дунайских легионов Септимия Севера. Ранее - Авл Цецина (из Тацита). А собственно перелом наступил за время "солдатских императоров".

www.romanarmytalk.com/20-roman-re-enactment-a-r...
Самнер на форуме 6 лет назад, о плащах
www.romanarmytalk.com/20-roman-re-enactment-a-r...

Riding Costume in Egypt: Origin and Appearance (Studies in textile & costume history) by Cacilia Fluck and Gillian Vogelsang-Eastwood (6 Nov 2003)
Wearing the Cloak: Dressing the Soldier in Roman Times (Ancient Textiles) by Henriette Koefoed and Marie-Louise Nosch (15 Aug 2011)

celticreconstruction.blogspot.ru/2010/11/les-ma...
Романо-Галльская одежда из Les Martres de Veyre

celticreconstruction.blogspot.ru/2010/02/blog-p...
Торсберг
celticreconstruction.blogspot.ru/2010/07/blog-p...
германцы

cliojournal.wikispaces.com/Julio+Claudians
Джо Геранио?

GELLIUS : I shall be content with relating this, which is derived from historical record. It is not certain whether this is true or false, but still the story goes that the famous Scipio, when he was a young man, had a reputation by no means unblemished, and that it was almost an established belief that the following lines, written by the poet Gnaeus Naevius, were directed against him -
| Etiam qui res magnas manu saepe gessit gloriose,
| cuius facta viva nunc vigent, qui apud gentes solus praestat,
| eum suus pater cum palliod unod ab amica abduxit.
. . . Even him whose hand did oft accomplish mighty exploits gloriously, whose deeds wane not but live on to this day, the one outstanding man in all the world. Him, with a single mantle, his own father dragged from a lady-love's arms.

www.romanarmytalk.com/55-beginners-section/2312...

books.google.ru/books?id=mK5nF2Wst3oC&printsec=...
Medieval Clothing and Textiles 8
редактор(ы): Robin Netherton,Gale R. Owen-Crocker 2012

поисковик
Sumner sagum cloak
_______________
Литература на немецком

A. Böh­me-Schön­ber­ger, Klei­dung und Schmuck in Rom und den Pro­vin­zen (=Schrif­ten des Li­mes­mu­se­um Aalen 50), Stutt­gart 1997.

Dies., Haut­nah. Rö­mi­sche Stof­fe aus Mainz, Mainz 2009.

A. T. Croom, Roman Clot­hing and Fa­shion, Glouces­ters­hire 2002.

C. van Dri­el-Mur­ray, Rö­mi­sches Schuh­werk, in: L. Wam­ser (Hrsg.),Römer zwi­schen Alpen und Nord­meer. Zi­vi­li­sa­to­ri­sches Erbe einer eu­ro­päi­schen Welt­macht, Mainz 2000, 150-154.

H. R. Goet­te, Stu­di­en zu rö­mi­schen To­ga­dar­stel­lun­gen (=Bei­trä­ge zur Er­schlie­ßung hel­le­nis­ti­scher und kai­ser­zeit­li­cher Skulp­tur und Ar­chi­tek­tur 10), Mainz 1990.

P. Knöt­ze­le, Rö­mi­sche Schu­he. Luxus an den Füßen (=Schrif­ten des Li­mes­mu­se­um Aalen 59), Stutt­gart 2007.

K. Olson, Dress and the Roman Woman. Self-pre­sen­ta­ti­on and So­cie­ty, Lon­don, New York 2008.

M. Pausch, Die rö­mi­sche Tu­ni­ka. Ein Bei­trag zur Pe­regri­ni­sie­rung der an­ti­ken Tracht, Augs­burg 2003.

U. Scharf, Stra­ßen­klei­dung der rö­mi­schen Frau (=Eu­ro­päi­sche Hoch­schul­schrif­ten, Reihe III, Ge­schich­te und ihre Hilfs­wis­sen­schaf­ten Bd. 585), Frank­furt a. Main 1994.

B. I. Scholz, Un­ter­su­chun­gen zur Tracht der rö­mi­schen Ma­tro­na (=Ar­bei­ten zur Ar­chäo­lo­gie), Köln, Wei­mar, Wien 2002.

L. Wam­ser (Hrsg.), Römer zwi­schen Alpen und Nord­meer. Zi­vi­li­sa­to­ri­sches Erbe einer eu­ro­päi­schen Welt­macht (= Schrif­ten­rei­he der Ar­chäo­lo­gi­schen Staats­samm­lung 1), Mainz 2000.
_______________
books.google.ru/books?id=ZVgQB0jDIOcC&pg=PA162&...
Herculaneum, Italy's Buried Treasure
Joseph Jay Deiss

books.google.ru/books?id=OmuGAgAAQBAJ&pg=PA196&...
The World of Pompeii
редакторы: Pedar Foss,John J. Dobbins

Roman Portraits in Context
Авторы: Jane Fejfer
о Бальбах - с 210-х страниц

@темы: одежда, замечания, античность, BDS

URL
   

Для памяти

главная