01:24 

Подумалось тут

Сценарий для рассказа или небольшой повести о Первом Контакте. Навеяно, естественно, Лейнстером и Ефремовым.


В глубинах космоса встречаются на пересекающихся курсах (не встречных, но сходящихся «ножницами») два релятивистских досветовых звездолёта. Обменявшись сигналами, они понимают, что собеседник а) разумен б) ни разу не из их цивилизации.


И... всё. Оба продолжают лететь, куда летели. Затормозить и поговорить нет никакой возможности. Потому что запас топлива — ровно на торможение в системе назначения. Если затормозить здесь, в световых годах от ближайшей звезды, домой они уже не вернутся. Обратно разгоняться будет уже нечем.


И главное, даже поболтать перед смертью — и то не получится. Потому что к тому моменту, когда они наконец затормозят — их курсы разойдутся слишком далеко, и они друг до друга не «докричатся», передатчики всё же имеют ограниченную мощность.


И вот в немногие дни, которые у них есть в радиусе досягаемости, пока летящие на околосвете корабли сближаются, а потом расходятся — лингвисты на обоих кораблях отчаянно пытаются установить какой-то импровизированный язык для общения, чтобы сказать друг другу хотя бы самый минимум о себе, чтобы назначить место и время уже для нормальной встречи. В нейтральной системе. Через десятилетия.


По-моему, может получиться драма не хуже, чем у пилота Пиркса.




@темы: фантастика, коротко, идеи

06:09 

Эволюция технологий

Ниже технофильское нытьё, кому не нравится, может смело проматывать:


Задумался, почему мне из всех таймлайнов гандамов нравятся только два — UC, AD и Сид, почему меня равнодушным оставляют все эти Реконкисты, Винги, Иксы, Турн-А и прочие фантазии из категории нескоро-нескоро.


Вовсе не потому, что в первые два можно вставить отсылки к нашему веку и нашим событиям — вставить их куда угодно можно.


Но эти три таймлайна — единственные, где мы наблюдаем эволюцию технологий (пусть и довольно шизофреничную). Там можно видеть, как идёт прогресс. Особенно в UC — в Одногодичную, с первым применением Заку, мы видим рассвет эпохи мобильного доспеха, как технологии, можем сравнить его достоинства и недостатки с другими технологиями его века, наблюдать первое боевое применение, развитие популярности, первое массовое производство, первые выигранные войны... Как от первых танков до T-90 и Абрамса.


И это, что приятно, не только мобилсьютов касается. Другие технологии, как военного, так и мирного назначения, тоже проходят обкатку и развитие — включая собственно поселение человека в космосе, в орбитальных колониях.


То же самое и в Сиде — там ещё вполне летают предшественники мобилсьютов — Мёбиусы — и они не сказать, чтобы совсем уж бесполезны.



В AD немного похуже, там на момент начала событий мобилсьюты уже есть, применяются достаточно давно — но хотя бы можно видеть испытания принципиально нового движка — и если сначала GN-драйвом оборудованы только мехи главных героев, то уже к концу сезона на нём не летают только ленивые.


В идеале было бы хорошо увидеть и противоположный конец истории — как эпоха мобилсьютов заканчивается. С появлением ещё более продвинутого оружия, которое сделает гуманоидные мехи совершенно бесполезными. Как закончились рыцари с появлением и развитием огнестрела.


Но этого, увы, нам не покажут никогда. Даже японцам смелости не хватит.


Аналогичный шаг с эволюцией технологий мы можем видеть в «не-Гандаме» — на редкость дебильном в остальных отношениях «Котгиасе». Первые найтмеры (ещё против танков) во время вторжения Британии в Японию (какая жалость, что только во флешбеках!), полностью обкатанная технология найтмеров в основном сериале, потом первые прототипы летающих найтмеров, а к концу второго сезона летают уже практически все... Но опять же, эпохи заката найтмер фреймов нам не покажут.


А что мы видим во всяких там Иксах и Реконкистах? А видим мы самую большую гадость — статичный сеттинг. И через тысячу лет, и через три тысячи герой всё равно будет пилотировать бело-синий мобилсьют и называть его Гандамом. Потому что, мля, название франшизы требует. Люди будут жить в колониях и иногда их дропать. Особенно «порадовал» в этом смысле Икс, который я больше двух серий смотреть не смог — стошнило. Алё, у вас тут постапокалипсис, мать вашу! Какие нахрен мобильные доспехи, какие наземные линкоры — у вас самой продвинутой технологией должна быть винтовка, на самый паршивый Заку инфраструктуры уже не хватит! Но нет, всё равно есть меха-армии и Гандамы, которые смотрятся в указанную эпоху как седло на корове.


Отвлекаясь немножко от аниме и мехов, где ещё есть ощущение поступи прогресса в фантастике — это у «наше всё» Ивана Антоновича Ефремова (кстати, из него бы получилось неплохое аниме). В «Туманности Андромеды» Рен Боз проводит первый опыт по преодолению светового барьера — и в «Часе Быка» уже вовсю летают сверхсветовые звездолёты. 


Чудесно показана эволюция тактической и технической мысли у Дэвида Вебера — в цикле про Хонор Харрингтон. От «Ракеты — вспомогательное оружие, результат сражения решает дуэль на лучевом» и до «А на хрена нам собственно лучевое оружие, всё равно приблизиться на дистанцию его применения не успеваем». Рождение и эволюция подвесочников — это отдельная песня.


Ещё отличный шанс показать техноэволюцию был у Лукаса, в «Звёздных Войнах». В «Новой надежде» мы видим сразу две принципиальных инновации — технологическая у Империи (Звезда Смерти) и тактическая у повстанцев (применение истребителей против капиталшипа). В общем-то там достаточно ясно показано — до Явина истребители не считались серьёзной угрозой, всё решали бои линкоров. Причём атака Люка и Ко на Звезду даже не изменила толком этой парадигмы — очень уж специфичные там были условия. Но желание зацепить и доить франшизу оказалось слишком уж сильным, и в расширенной вселенной (да и у самого Лукаса в трилогии Анакина) началось классическое «тех же щей, да погуще влей». Оказывается и за тыщу лет до Явина, и через сто лет после него плохие парни регулярно строили всякие супероружия, а хорошие парни так же регулярно их взрывали. А уж взорвать на истребителе какой-нибудь крейсер — это, оказывается, вообще чуть ли не обязательный экзамен для любого начинающего пилота. Опять же — во все эпохи.





@темы: критиканство, фантастоведение, эволюция

03:25 

Представилось

Сцена из какого-нибудь меха-аниме:
— Я смотрю, ваш новый робот выдерживает попадания, которые отправили бы на свалку десяток стандартных моделей, и с одного выстрела разносит в клочья крабораков в тяжёлых скафандрах. Вам что, всё-таки удалось разгадать секреты краборачьей брони и пушек?


— Да нет, где там... по-прежнему на месте топчемся. А вот принцип работы их двигателя мы всё-таки смогли разгадать. В десять раз мощнее нашего!


— Но я как раз не вижу, чтобы он стал быстрее двигаться...


— Он и не стал. Видите ли, броня и оружие самые обычные. Просто броню мы навертели в десять раз толще, чем у стандартных моделей, и калибр пушки вдвое увеличили. Новый движок всё тянет!




@темы: меха, коротко, идеи

08:21 

Ваховское

Меня давно интересовало — почему, собственно, история рождения Слаанеш так отличается от других трёх Богов Хаоса?
Вернее, почему у Слаанеш эта самая история вообще есть, а у Кхорна, Нургла и Тзинча ничего подобного нет? Почему мы точно знаем, что Слаанеш создали эльдары, а какие расы создали остальных трёх — ноль информации, где именно, когда именно они родились — тоже ноль.
Хорошо, допустим они старше, и документальные сведения о них затерялись во тьме веков. Но чёрт возьми, после рождения Слаанеш осталась здоровенная дырка на теле Галактики — Око Ужаса. Почему от других Богов ничего подобного не осталось? Варп-прорывы такого масштаба сами по себе не затягиваются!


А может потому, что Слаанеш принципиально отличается от других Богов? И процесс её/его рождения тоже?



Вспомним, у эльдаров был целый пантеон, который активно действовал в материальном мире (то есть был не просто вымышленным, но и до какой-то степени реальным), но при этом, что для Богов Хаоса нехарактерно — не был совсем уж безумно-злодейским. Для своего народа эльдарские боги были в общем-то скорее полезны, чем вредны.
При этом эльдары были могущественными псайкерами и о варпе-Эмпирее-Имматериуме знали больше, чем кто-либо ещё, кроме разве что Древних.
Что если эльдары научились создавать себе богов под те или иные задачи? Управляли же они процессом реинкарнации у себя.
И тогда рождение Слаанеш — не банальное следствие их развращённости, а техногенная авария на богостроительном заводе. Око Ужаса — их чернобыльская зона.
В известной истории, кстати, эльдары один раз уже нечто подобное продемонстрировали, создав себе Иннеада, чтобы исправить косяк со Слаанеш.





@темы: Вархаммер, идеи, коротко, космоопера

02:02 

Вопрос знающим ваху

Коллеги, кто в курсе постр-Разломного бэка.
Как известно, после падения Кадии Хаос получил собственно Разлом.
Империум получил Жиллимана и Примарис.
Эльдары получили Иннеада.
Вопрос — получили ли что-то столь же значимое другие фракции? Тау, некроны, тираниды? Или их положение практически не изменилось? И да, дарки и Арлекины остаются отдельными фракциями, или они после рождения Иннеада объединились с эльдарами Кораблей-Миров? Если остаются, то опять же, что у них там нового?
Детального изложения не прошу, мне бы в двух словах, чтобы знать, что именно гуглить.




@темы: коротко, Вархаммер, поиск

23:02 

Сьюховедение и формальная логика

По итогам обсуждений на самиздате пришёл к следующему точному определению персонажа как Мэри/Марти Сью (далее просто "сьюха").


Определение "Сьюха — это оверпавернутый (обладающий сверхвысокими характеристиками в некой области) персонаж" — неверно, оно необходимо, но не достаточно. Всякая сьюха оверпаверна, но не всякий оверпавер является сьюхой.


Определение "Сьюха — это персонаж, которым все (знающие о нём) восхищаются" — неверно, оно достаточно, но не необходимо. Всякий персонаж, которым все восхищаются, является сьюхой, но не всякая сьюха пользуется тотальным восхищением.


Необходимое и достаточное определение сьюхи выглядит так:
"Сьюха — это оверпаверный персонаж, знание об оверпаверности которого без восхищения ею автоматически записывает другого персонажа в дураки, во враги или в злодеи". Можно, конечно, и в о все три этих категории сразу, они друг другу не противоречат.




@темы: коротко, критиканство, фантастоведение

15:33 

Трудно быть игробогом

Вообще в жанре литРПГ крайне редко встречается описание игры со стороны админа. Задача которого не "получить удовольствие" или "набрать статы побольше", а удержать всю эту толпу обалдуев на сервере и привлечь новых клиентов.
А теперь представим себе, что вы не просто админ, а админ ролевого сервера. Где вам нужно следить не только за игровым балансом, но ещё и за сохранением атмосферы. Чтобы орк Грышнак вёл себя, как орк Грышнак, а не как десятиклассник Гришка.
Тут ещё рисуется следующая проблема - вы не можете просто написать в чат "игрок N получил бан на три часа за недостоверное поведение". Потому что само такое сообщение в ролевой чат - нафиг рушит весь вролинг и атмосферу.
И тут мне пришло в голову - невидимые, но практически всемогущие сущности, карающие за неправильное поведение и награждающие за правильное - это что? Особенно если игра по жанру - фэнтези? Правильно, это боги!
Соответственно, жрец на таком сервере - это не "маг с другой расцветкой спеллов". Это игрок, помогающий другим игрокам следовать по выбранному ими Пути. Посредник между ними и админами, наставник по отыгрышу. А паладин - это посредник, который ещё и сам в квесты побегать может, помогая продвигать игромеханику.
Есть аватары - игровые персонажи админов.
Есть молитвы - совершенно легальный способ доставать админку, не нарушая при этом игровую атмосферу. Есть храмы и алтари - терминалы, с которых ваше сообщение с большей вероятностью дойдёт до конкретного админа, не попав в спам. Есть жертвоприношения - уничтожение игровых предметов, пополняющее счёт админа.
Есть пророки - игроки, через которых спускаются сообщения о планах админов насчёт обновления игрового контента.
Есть ангелы, демоны и духи - боты, которых программируют админы. При этом, вероятно, на основе самообучающихся нейросетей - у нас фантастика или где? Опять же, они (за редкими исключениями) не являются игрокам лично и не ведут с ними бесед - они присутствуют только в виде изменений игровых статов. Как гугл-переводчик учится распознавать смысл фраз, так они учатся распознавать неигровое поведение и давать за него по пальцам.
Шаман - игровой класс, способный видеть таких ботов и (иногда, ограниченно) общаться с ними.
При этом боги могут быть необъективны, боги могут открыто враждовать между собой, у богов могут быть любимчики и враги - всё как в реале, точнее, в мифологии реала. Вы языческих богов знаете? Много там благости и справедливости? Ага, щас!
Да и церковь в таком мире вполне может быть циничной и коррумпированой, найти хорошего, искренне верующего (способного к хорошему вролингу) священника, и при этом не фанатика (не страдающего синдромом вахтёра) - тот ещё квест.
Чтобы хоть отчасти уравновесить божественный произвол, можно ввести в игромеханику принцип "боги питаются верой". Админ, получающий слишком мало молитв и жертвоприношений, теряет полномочия в данной локации. Теоретически можно создать совершенно атеистическую игровую локацию, куда админам (кроме верховных богов, естественно, которые слишком могучи, но в игру редко вмешиваются) ход будет заказан - на практике слишком велико искушение получить плюшки.
Внешний, неигровой мир для такого сервера будет восприниматься как первозданный Хаос-за-пределами-мироздания. Из Хаоса, конечно, происходят все боги, но как бы считается, что мы его переросли.
Бессмертная душа игрового персонажа - игрок, сидящий за компьютером. Души тоже происходят непосредственно из Хаоса, и в него же уходят. Боги могут повлиять на процесс реинкарнации (наделить душу телом или лишить его), но не могут душу создать или уничтожить.
"ПвП или зассал" - это нецензурная брань, призывающая Хаос и оскорбляющая богов. За которую можно и молнией по башке с небес. Ханжа-святоша - сильно вроленный игрок, не допускающий даже малейших проявлений метагейма. Рядовые же пользователи - простые обыватели, немного грешные, немного праведные, но в основном думающие лишь о собственном кошельке.


@темы: игры, идеи, поиск

19:32 

Чего-то я тут не понимаю

Ахилл бежал, а черепаха
Влекла его к земному краю.
Герой подумал не без страха:
«Я что-то тут не догоняю!»


Народ тут целую неделю ожесточённо спорил, сколько из томагавков сбили. Меня лично в сирийской атаке куда больше заинтересовал другой вопрос.
Дано (все три сведения из разных источников):
1) Было выпущено 100 томагавков.
2) Каждый томагавк стоит 2 миллиона долларов.
3) Стоимость атаки составила 50 миллионов долларов.
Внимание, вопрос. Какой из этих трёх фактов является откровенной брехнёй?


@темы: коротко, поиск, реал

18:46 

Крылааатые ракеты летят-летят-летят...

Годика так два назад у кого-то из моих френдов в ленте (сорри, не помню, кто это был) промелькнул такой комментарий на текущие события:

Корейцы про*бали ракету. Видно, так и должно было быть, поскольку все довольны.
Северные корейцы - что все-таки запустили.
Южные корейцы - что взорвалось через минуту.
Японцы - что вокруг них собралась вся тихоокеанская флотилия ПРО.
Американцы - что этсамое ПРО не пришлось применять на практике.
Китайцы - что как бы вообще не при делах.
Наши - среди общего шума подослали к кораблям ПРО подлодку "послушать", а потом еще и противолодочный самолет - проверить, видно подлодку или нет. Оказалось, что не видно.
И вообще, это лишний раз напоминает, что не надо совмещать День Космонавтики и день рождения дорогого товарища N - выйдет боком.


Сегодня, как я посмотрю, спустя N лет ровно то же самое - только ракет было побольше, и названия стран в списке другие.
И опять в юбилей Дня Космонавтики (ну хорошо, на следующий день, строго говоря)! Похоже, это становится доброй международной традицией - в память о полёте Гагарина пускать ракеты.
А вообще у меня сейчас острое состояние ошибки хиндсайта. Было у меня чувство, что ситуация в Сирии примерно к этому и выйдет, но я тогда ничего не сказал, и теперь не имею права считаться успешным диванным аналитиком. Конечно, даже промолчав я ошибся меньше, чем большинство других ДА, которые там чуть ли не третью мировую и новый Карибский кризис напредсказывали.
Спокойно, народ. Третья мировая, конечно, будет, но не завтра. Пока идёт обычная рутина прокси-войны. Все в курсе, все готовы, все делают только то, что могут делать - а коридор действий у них весьма узкий, пока они хотят обеспечить минимальный ущерб для себя (а они, естественно, хотят). С Карибами - никакого сравнения (к ним куда ближе был украинский кризис 2014, вот там действительно был близкий по непредсказуемости момент).


@темы: реал

21:57 

Конфликт радиусов

Вот если делить все вымышленные цивилизации по радиусу досягаемости, то они бывают трёх уровней:
1) Монопланетная
2) Межпланетная (моносистемная)
3) Межзвёздная


Если же по типам контактов, то бывает двух типов - "мы прилетели к ним" и "они прилетели к нам". Ещё есть куда более редкий тип "они прилетели к ним" - когда обе цивилизации не являются земным человечеством. Почему-то его не любят.
Так вот. Если наложить эти две классификации то получается:
Межзвёздная + межзвёздная - жил, живёт и будет жить. Тут в общем неважно, кто к кому прилетел, установить и поддерживать контакт могут обе стороны по своему усмотрению.
Монопланетная + монопланетная - в принципе невозможен, по понятным причинам. Ну, исключая редкие ситуации развития нескольких разумных видов на одной планете, но это другая вообще история, не космооперная. Именно тут, кстати, встречается редкий в других вариантах "они к ним".
Монопланетная + межпланетная
Межпланетная + межпланетная - были очень популярны в фантастике начала двадцатого века. Тихо померли естественным путём, как только стало ясно, что на Марсе, Венере и т. д. жизни нет. Между тем, никто не запрещает этот жанр использовать в формате "они к ним" - несколько цивилизаций на разных планетах одной системы (НЕ Солнечной).
Межзвёздная + монопланетная - самый распространённый тип фантастических контактов. Как "мы к ним", так и "они к нам" - примеров в избытке. Между тем, как по мне, довольно неинтересен - слишком велик разрыв. Монопланетная цивилизация тут выступает в роли объекта, а не субъекта - звёздная просто может подойти и кушать её с любого конца делать с ней всё, что душа пожелает, от прогрессорства до экстерминатуса.
Межзвёздная + межпланетная - довольно редкий формат, но в последнее время стал популярнее. "Лучший экипаж Солнечной" Дивова, "Экспансия" Джеймса Кори, "Роза и Червь" коллеги fortunatus.
Но что интересно. Этот контакт всегда происходит в формате "Они к нам". Чужаки - межзвёздные, мы - межпланетные.
Ни разу не встречал ещё произведения, где земляне прилетели бы в другую звёздную систему - а там аборигены уже освоили все планеты более-менее, но на звёзды ещё не замахиваются. Может, кто знает такое и может посоветовать?


@темы: поиск, фантастоведение, космоопера

21:46 

О визуальном языке

Если когда-нибудь делать экранизацию Толкина, пытаясь хоть немного передать дух первоисточника, то нужны комбинированые съёмки в духе "Кто подставил Кролика Роджера".


Где обычных людей играют живые актёры, дунэдайн — актёры, отредактированные фотошопом компьютерной графикой, а эльфов — целиком графониевые персонажи, причём это должна быть трёхмерная графика в японско-анимешном духе, как в мульт-экранизациях Resident Evil или Final Fantasy, например.


Потому что две существующие сейчас тенденции изображают эльфов либо как "людей с острыми ушами", либо как явно нечеловеческих гуманоидов типа "резиновые морды". А это неправильно. То есть такие эльфы тоже имеют право на существование, но это не толкиновские эльфы. Нужны существа, которые по формальному описанию — люди (глаза, руки, ноги, всё на месте и правильных пропорций), но в то же время с первого взгляда на них ясно, что они НЕ люди. Осколки инореальности. МЕТАФИЗИЧЕСКИ иные.


Гэндальф Серый — отфотошопленный актёр. Гэндальф Белый (после смерти и преображения) — опять же превращается в чистый графоний.


Всё должно быть чуть-чуть слишком правильно. И эта правильность должна резко выдаваться на реальном, отснятом на камеру фоне.







Примерно вот так.






@темы: толкинизм, коротко, как бы я это снял, идеи

23:36 

Космоопера дешёвой темпоральной инженерии

Придумался мне ещё один интересный сеттинг (вернее, материал для сеттинга) - космоопера на интересном базовом фантастическом допущении.

Темпоральный насос - устройство для перекачки времени из одного объёма в другой, с соблюдением "закона сохранения времени" в единицах "секунда-кубометр".
То есть базовый прототип темпорального насоса - есть две рабочих зоны, в кубометр объёмом каждая. Перекачиваем один секундо-кубометр (СК) из правой цистерны в левую. Для внешнего наблюдателя пройдёт три секунды, для всех объектов внутри левой цистерны - четыре секунды, для всех объектов внутри правой - две секунды.
При полной откачке времени из некоего объёма время в нём вообще останавливается, пока работает насос. В теории. На самом деле абсолютный ноль времени так же невозможен, как абсолютный ноль температуры, всегда остаются какие-то наносекунды, которые всё равно протикают - но в бытовом смысле для простого смертного это именно остановка времени. Стазис.
Отрицательного времени не бывает, так же как отрицательной температуры, поэтому "откатить изменения обратно" темпоральный насос не может. Можно только ускорить или замедлить выбранный объём.

А теперь списки применений этой технологии (то, что надумалось буквально в считаные минуты, с ходу):
1) Хранилища для всего. Для скоропортящихся продуктов, для биообразцов, для музейных экспонатов, даже просто для товаров с ограниченным сроком годности...
2) Дешёвые путешествия в будущее, экономия времени для всех желающих.
3) Энергетические установки. Регулируемая скорость выдачи энергии (мощность) - мечта любого энергетика. Берём термоядерную бомбу, взрываем в замедленном в миллиард раз объёме - получаем вполне стабильную "лампочку", излучение которой легко превратить в полезную работу. Берём пальчиковую батарейку, ускоряем в сто тысяч раз - получаем приличный электродвигатель для автомобиля (правда, очень недолго).
4) Гамма-лазеры и рентгеновские лазеры дешевле грязи - берём самый обычный оптический лазер, накачиваем в него дополнительное время - получаем гамму за счёт фиолетового смещения.
5) Боевые корабли стремятся максимально ускорить время для себя. Это не только даёт им больше времени на принятие решений, но и увеличивает в N раз мощность бортового залпа, а мощность вражеских залпов - наоборот, ослабляет. Хватило бы боеприпасов.
6) Компенсация перегрузок для пилотов и пассажиров - ускорение в 10 g при десятикратном замедлении времени воспринимается как ускорение в 1g. Накачайте достаточно времени внутрь снаряда - и можно с полным комфортом из пушки на Луну вылетать. Правда, прохождение по стволу шестисотметровой пушки (0,1 секунды) займёт в этом случае субъективно более трёх часов для пассажира. После вылета нужно наоборот, лишнее время стравливать.
7) Консервация ненужных в данный момент звёзд - путём откачки их времени.
8) Оживает и расцветает похороненная фантастами идея пневмопочты для товаров. Посылки с другого конца Земли доходят за считанные секунды, как только вы нажали кнопку "отправить" - заказ уже вываливается из вашего приёмника. Хотя "для себя" он шёл неделями, так что горячий ужин таким образом не закажешь.
9) Форсирование НИИ, НИОКР, заводов и фабрик - путём накачки им дополнительного времени. Разумеется, с максимально возможной автоматизацией - и с компенсацией рабочим и инженерам потраченного личного времени.
Он сдал за зиму, Валерьян Вениаминович, стал суше, жестче, морщинистей. Сейчас он пытался сообразить, сколько прожил реально за три с небольшим календарных месяца от дня, когда шагал к Шару через заснеженное поле. Трудно оценить; это у других начальников в ходу отговорка: «У меня же не сорок восемь часов в сутках!» – а у него, пожалуйста, хоть четыреста восемьдесят.

В каких ещё отраслях возможны применения этой фантастической технологии?


@темы: поиск, космоопера, идеи

19:53 

Понял, чего я хочу

Хочу AMV на эту песню с видео "Сейлормун".
Можно по классической экранизации, можно по "Кристаллу".


@музыка: Переосмысляя прогресс

@темы: о друзьях, коротко, идеи, аниме

02:38 

Странные созвучия

В последнее время проплывают странные ассоциации между не

"Отзвуки серебряного ветра" Иара Эльтерруса - это практически точная копия "Атлант расправил плечи" Айн Рэнд. Что по атмосфере, что по сюжетному построению. Только ценности "пропагандируются" (на самом деле опошляются) диаметрально противоположные, а так - один в один. Орден Аарн = долина Голта, Командор = сам Голт. Даже мельчайшие нюансы тщательно воспроизведены, типа бесконечного источника энергии, предоставленного Командором-Голтом.

А вчера я посмотрел "Тор:Рагнарёк"... Нуууу... наверно сценаристы всё-таки не смотрели "Последнее испытание", но уж "Трилогию близнецов" они точно читали... и конспектировали. Сцены на планете мусорщиков почти дословно повторяют Истар ("ты меня вытолкнул на арену"), а Хела и Один могут просто без грима играть Такхизис и Паладайна соответственно...




@темы: фантастика, критиканство, коротко

00:44 

Это мегаэпично!

15.01.2018 в 10:54
Пишет Angerran:

ААА! это шедевр! я рыдаль навзрыд!
Ну раз уж вспомнили Носова и Незнайку - вот вам подлинная история путешествия Незнайки на Луну.
Только извините, много букв. История-то запутанная оказалась, всё утро пришлось её реконструировать.

-------------

Подлинная история путешествия Незнайки на Луну, рассказанная профессором Знайкой, инженерами Винтиком и Шпунтиком, доктором Пилюлькиным, астрономом Стекляшкиным, обывателем Пончиком, гражданином Незнайкой и Кнопочкой, просто Кнопочкой.

1. Знайка

Сколько себя помню - я к Незнайке относился хорошо. Да, парнишка дебильный, но он в том не виноват, в наше время умных мало. Хотя Незнайка даже на общем фоне отличался редкостным идиотизмом. Работать не умел, едва-едва освоил чтение и письмо, зато поиграть и пошалить – всегда готов. Вечный ребёнок, Питер Пен хренов… Зато добродушный, весёлый, позитивный такой! Порой рассердишься на него за очередную глупость, так все равно ведь – посмотришь в улыбчивую физиономию и простишь…
Так что отправить его в одиночку на Луну в ракете "НиП" я решил после долгих колебаний и ради общего блага.
Понимаете, ведь когда Фуксия и Селёдочка летали на Луну первый раз, они там даже не высадились. Всем врали, конечно, что высадка была. Но во втором полёте, когда я к ним присоединился, девчонки сознались. Не была ракета “ФиС” приспособлена для посадки! У неё ведь и посадочного модуля не было. Так что мы совершили облёт (девочки потом признались, что со мной было гораздо интереснее, чем вдвоём) и вернулись. А "лунный камень" я взял из коллекции Стекляшкина, старый маразматик давно уже забыл, что у него есть и в каких количествах. Был это то ли лунный метеорит, то ли кусок породы, привезённый когда-то американскими астронавтами или русскими зондами. Но я полагал, что это обычный булыжник из каких-нибудь старых руин.
Кто же знал, что этот камень и впрямь лунный, и что в магнитном поле он работает как генератор антигравитации!
Но всерьёз лететь нам, известным учёным, на Луну? Садиться – при нашей примитивной технике? Первыми? Рисковать - ради чего? Никогда учёные сами не летают в космос, они туда посылают испытателей. Хватает и того, что я сдуру когда-то на воздушном шаре летал… Приоритет все равно наш. Фуксия и Селёдочка - первые девочки-коротышки на Луне, я - первый мальчик-коротыш.
Тогда что я решил отправить Незнайку в полет. Пусть все выглядит так, будто он по глупости забрался в ракету, запустил цикл полёта, слетал и вернулся. Он парень везучий, дураков Бог бережёт. А потом полетим и мы. Возможно.
Ну а устроить так, что Незнайка обиделся на всех и решил забраться в ракету – это было совсем несложно.
Он ведь такой, что ему запрети – то он и делает.
читать дальше
(c)www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=32711...

URL записи

20:38 

В мрачном мире далёкого будущего...

Вы, люди, хороши на войне, потому что рассматриваете её как религию. Мы хороши, потому что рассматриваем ёе как бизнес. Вопрос в том,как посмотреть.
Генерал Харгир, сын Бронда, оплот Грубен


Не знаю, как там у скватов (их так и не доработали), а подумалось мне, что для многих фракций Вахи, война - это что угодно, только вовсе не война. В смысле, решение типично военных задач там отступает на второй план - и первую скрипку играют навыки, которые с человеческой точки зрения военными и не назовёшь.

Для Тау война - это вопрос снабжения. Это едва ли не единственная фракция в вахе с нормальным серийным производством. Смог изготовить достаточное количество оружия и доставить в нужную точку - победил. Нет - будь добр хотя бы грамотно организовать эвакуацию. Логистика, логистика и ещё раз логистика.

Для тиранидов война - это сбор ресурсов. Соответственно, лучшим командиром у них будет не реинкарнация Жукова, а реинкарнация председателя колхоза. Для них не стоит вопрос выживания (потому что жизни отдельных особей роя ничего не значат), для них не важна сама по себе победа - затрать достаточно биомассы и ты победишь всегда. Опция "завалить врага мясом" активна по умолчанию. И вопрос транспортной логистики, актуальный для тау, здесь тоже не стоит - у них флоты небо закрывают. Вопрос лишь в том, чтобы в процессе сбора ресурсов затратить меньше органики, чем от этого сбора получено.

А для хаоситов война - это вопрос политики, дипломатии и торгов. Призови из варпа достаточно демонов, продай им достаточно душ, и ты опять же победишь всегда. Вопрос в том, чем ты потом с "союзниками" будешь расплачиваться - такая победа может оказаться хуже поражения, если ты в серьёзном долгу у Тёмных Богов. Основные потери сил Хаоса - небоевые. Искусство войны (тм) не в том, чтобы хорошо махать цепным мечом (хотя для кхорнитов и некоторых слаанешитов как раз в этом). А в том смысле, чтобы получить от покровителей побольше, а отдать им за это поменьше. И да, в этом смысле Абаддон - идеальный хаоситский воитель. При всех его фейлах.

Ну, то что для эльдар война - это путь обмана - не подчёркивал только ленивый. Это многократно обыгрывалось и в каноне вахи. Выигрывает не тот, у кого лучше войска или лучше управление ими - а тот, кто знает, где и когда эти войска лучше применить. Стратегия непрямых действий - наше всё.

А теперь попытайтесь представить игру, которая бы это отображала. Хоть компьютерную, хоть настольную. Где игрок за Тау играет в экономическую стратегию, за тиранидов - в Майнкрафт, за Хаос - в симулятор свиданий, за эльдаров - в квест, за Империум - в драматическую визуальную новеллу с кучей бэд-эндов, и только игроки за некронов и тёмных эльдар честно режутся в RTS.
Вот поэтому ни одна игра ваховский бэк не отображает и близко.


@темы: коротко, Вархаммер

21:10 

Эволюция курий, дополнения

Из комментариев вынес два важных дополнения к истории общества курий.

0. Для дальнейших обсуждений решил вместо громоздких выражений "недоминант" и "доминант", повторяемых по три раза в предложении, использовать простые сокращения "нед" и "дом".
Да, выражение "Великий Дом" у курий будет иметь совсем другое значение, ага.


1. "Страна Неизвестных Отцов".
На эту мысль навёл коллега az1236. Есть у курий такой редкий, но возможный случай, как триггер - под влиянием стресса или из-за долгого отсутствия доминанта нед может превратиться в дома сам. И если на ранних стадиях такому дому-самозванцу ничего не светило, потому что у него не было боевых навыков, а инстинкты требовали сражаться и спариваться, то теперь... Неды контролируют поставки большинства ресурсов, неды опекают гаремы - при сохранении прежних связей вполне можно неплохо устроиться - за пределами известной домам ойкумены. При некотором стечении обстоятельств также аккуратно устранить не нравящегося дома и перехватить его гарем - да, вероятность успеха меньше процента, но её можно повысить, если другие неды тебе помогут - им выгоден бывший свой, понимающий их проблемы, в управлении. Не обязательно убивать опытного дома самому - можно сделать гамбит. Например, старому дому бросает вызов молодой солдат, вернувшийся с фронта (менее опытный, чем старый дом, но навыки драки имеющий на достаточном уровне, чтобы разобраться с ним, если тот будет ослаблен - например, съел чего-то не того вчера). А уже солдату в свою очередь бросает вызов бывший нед - и теперь уже солдат перед боем чего-то не того съест. Две низких ступеньки перешагнуть проще, чем одну высокую. Ну а там бывший нед постепенно прокачается и станет уже сражаться как настоящий дом. Да, всё равно уровнем ниже "урождённых" князей, но это компенсируется его прокачанными административными навыками - его семья будет одной из самых богатых.

2. "Комитет солдатских матерей".
В предыдущей статье я как-то совсем упустил из виду роль в обществе курий самок-яйценосов. С тех пор, как их заперли в гаремах, их роль как будто свелась к спариванию и откладыванию яиц.
А между тем это весьма умные существа, происходившие от пастушек каменного века и охотников-убийц предразумной стадии. Они живут дольше всех (неды погибают чаще, домы - намного чаще), и у них полно свободного времени (спаривание и откладывание яиц - не самые хлопотные занятия). Уход за детёнышами и домашнее хозяйство в значительной степени берут на себя слуги-неды, так что по этой части они тоже не сильно загружены. Что они, будут тратить все тысячелетия своей жизни на сплетни о своём доме и интриги за право стать любимой женой? Ага, щас!
Это же идеальные условия для развития теоретических наук! Да, недоминанты - инженеры, практики, но практике должна предшествовать теория. Математики, философы - это всё яйценосы. В железном веке это воспринималось как хобби, но с началом космической эры мало какая отрасль практических наук обойдётся без математического обоснования. Слово "гарем" становится синонимом слова "НИИ".
А ещё у них большая возможность влиять на доминантов. Отдельная самка никаких полномочий не имеет, даже через постель, в отличие от Земли. Дом просто не будет слушать, что она там болтает во время спаривания. Но если весь гарем разом объявит забастовку, "сбрасывая на снег" его потомство... чтобы убить их всех и заменить новыми самками, князь должен будет потратить немало времени и сил. В это время его влияние в обществе и авторитет сильно упадёт, а куча молодых доминантов сильно не поймёт, почему это их матерей пускают на мясо...
Да, молодых домов воспитывают яйценосы. Неды ухаживают за ними, но весь культурный багаж они получают от матерей. И да, молодых недов - тоже они же. Недам просто некогда, они работой заняты.

С учётом этих двух дополнений мы получаем шикарную теорию заговора - а кто НА САМОМ ДЕЛЕ стоял за Великой Войной?
Да, приказ о запуске десантных волн отдал, безусловно, доминант... и да, на кнопки сброса астероидов нажали неды. Но кто сделал это возможным и кто считал, что это необходимо? Не забываем, "убить всех инорасцев" требовала традиция курий, а хранители традиции - яйценосы. Они же обладают самым развитым инстинктом самосохранения - домы и неды более привычны к риску. Они же открыли "на кончике пера" цепную реакцию, которую неды потом воплотили в жизнь.
Что же до Неизвестных Отцов, то на них тоже указывают многие стрелки. Они заинтересованы в свержении власти более традиционных "князей", урождённых домов. Они агрессивны не меньше урождённых (гормоны-с). Они умеют вести борьбу нетрадиционными методами. У них есть нужные связи.

P. S. В тему ксеновосприятия, которую любит gest. Представим себе, что хорошо образованный курия посмотрел "Последнее испытание". Он это поймёт как историческую притчу из истории собственного народа. Причём написанную с точки зрения доминанта.

Рейстлин - коллективный образ недоминантов. Травимый и забитый, физически слабый, но обретший непредставимое могущество. "Тот, кто сердца лишён, жизнь дарить неспособен" - жестокая сатира на бесплодие недоминантов.
Карамон - коллективный образ доминантов. Физически сильный, любимец женщин, очень наивный.
Такхизис - коллективный образ яйценосов. Манипулирует всеми и ведёт их к катастрофе.
Король-Жрец Истара - безусловно, более поздняя вставка, написанная уже после прибытия в Солнечную систему, сатирическое отображение богомолов - правителей Гора.
Вот чего наш курия-аналитик поначалу не поймёт, так это образа Крисании. Яйценосы не домогаются недов, это нонсенс!
А потом я вспомнил фразу из предыдущего исследования:
Теперь у каждой молодой самки есть выбор одного из двух карьерных путей - в пещеру, в гарем старого доминанта - или пасти скот вместе с молодыми доминантами. Спаривайся там сколько хочешь и с кем хочешь, но вынашивать твои яйца будет некому - по факту тебе придётся остаться бесплодной. В пещеру, к старым самкам-носительницам попадают только "проверенные кадры".
Если предположить, что с железного века институт "отвержённых" самок, не попадающих в гаремы, сохранился, то Крисания под их коллективный образ подходит.
Да, аналогия неполная, потому что Карамон никак не взаимодействует с Такхизис, исключая видение Рейстлина в Бездне "Лучше с твоим братом познакомлюсь ближе". Если бы пьесу действительно писал курия, Такхизис бы являлась в снах и Карамону тоже.
*Курия чешет в затылке, неужели он плохой ксенолог и что-то в этой истории упустил, что-то, понятное только людям? Затем хлопает в ладоши - его озарило*
Если только... не предположить, что тайной инкарнацией Такхизис является Тика! Тогда всё сходится!

P. P. S. А ЛоНГ - та же самая история но уже с точки зрения недоминанта. Милиневский - явный доминант, которого троллит его гарем - живая вычислительная сеть. Неды в пьесе благоразумно не появляются напрямую - "а мы тут вообще ни при чём, мы просто делали, что нам говорили".


@темы: эволюция, творчество, о друзьях, космоопера, идеи

09:46 

Эволюция курий, моя версия

Коллега gest выложил замечательную серию ксенологических постов, посвящённых анализу эволюции курий - вымышленной цивилизации из произведений фантаста Джона Нормана.
Тогда же у меня в голове сформировалась в очень общих чертах альтернативная модель, которую я, вероятно, косвенно использую для своего фанфика.

Гест скорее всего прав в том, что курий как мы их знаем сформировал половой отбор. Он, однако, совершенно не учитывает другой фактор, о котором Норман тоже пишет много и часто - войну.
Ирония в том, что Гест пишет, что курии - раса его бога войны, но я уже говорил на это, что его бог войны какой-то странный - он и гориан ценит. Но в его трактате войне как фактору эволюции расы отведено очень малое место. Раса с такой эволюцией, как он описывает, не должна быть особо воинственной - ну, не больше, чем люди.
Ну вот кто в описанном обществе пойдёт на войну? Встретились два стада курий - два доминанта со своими гаремами. Доминанты подрались. Победитель-вожак убил и съел побеждённого, присоединил его гарем к своему стаду. Всё. Драка - была. А война-то где? Недоминанты с недоминантами что ли сражаться будут? Или яйценосы с яйценосами за место в гареме?
Война - это занятие совсем иное, принципиально отличное от драки один на один. И от охоты тоже отличное. У людей, по большинству теорий, война появилась как изобретение уже разумных существ - после перехода к городам-государствам и всему вот этому. Возможно, войны были в каменном веке (не факт), но крайне сомнительно, что войну знали протообезьяны, предки людей.
Война курий, на мой взгляд, родилась раньше, чем они сами (как разумный вид).
Второй фактор, не учтённый у Геста - это то, что есть четыре очень разных культуры курий, сформированных четырьмя разными эпохами.
1) Курии каменного века на их родной планете
2) Курии воюющих государств на их родной планете
3) Курии Стальных Миров, пережившие уничтожение родной планеты
4) Повторно одичавшие курии на Горе
И когда мы обсуждаем "как у них дела делаются" - всегда стоит уточнять "у кого именно", "в какую эпоху", потому что в разных условиях традиции были очень разные. Вплоть до противоположных.
Я попытался создать модель, учитывающую эти факторы.

Описания курий из первоисточника не привожу - во-первых, у Геста в серии постов по ссылке всё расписано очень подробно, во-вторых, пост и так разросся до неприличия.


Фаза первая - неразумные курии

Ещё даже не каменный век - просто стаи животных. Ближайшая аналогия тут - рыжие собаки из "Маугли". Не те красные волки, которые послужили им прототипами, а именно такие, как они описаны у Киплинга (далёкие от земной зоологической реальности). Позвоночная стая саранчи. Ходячая экологическая катастрофа, мор, глад и семь казней египетских, с точки зрения всех нормальных животных.
Одиночного протокурию одолеть могут многие хищники их родного мира, но стая протокурий является суперхищником - ей никто и ничто не может противостоять. Самки в ней бегут и дерутся наравне с самцами, их внешне даже не отличить.
Единственное, что может представлять опасность для стаи протокурий - другая такая же стая. Поэтому протокурии - врождёные расисты. И каннибаллы. Тот, кто пахнет не так, как ты, имеет другой окрас меха - враг и пища. Неважно, самка, детёныш - проигравшее в битве племя истребляется и пожирается полностью.
Завалив много добычи, стая спаривается. В ней появляется много отяжелевших самок. Это, правда, не совсем то, что беременных.
Тут три фактора. Протокурии - а) яйцекладущие б) сумчатые в) немлекопитающие.
Млекопитающих там вообще нет, ну не изобрела эволюция молочных желез. Вместо них - кровопитание, то есть детёныш в сумке вцепляется зубками в близко проходящий под кожей сосуд матери и сосёт его, пока не напьётся. Как пиявка. Естественно, физиология матерей к этому приспосабливается, организм производит чуть больше крови, а раны от укусов в сумке чуть быстрее заживают. Возможно, со временем появляется даже что-то вроде сосков, соединённых напрямую с кровеносной системой.
Сумчатость же означает, что утверждение "нельзя быть немножко беременным" - к протокуриям неприменимо. Роды у них не одноразовые, а растянутые на несколько месяцев. По мере взросления их детёныш начинает совершать всё больше вылазок наружу, пока окончательно не утвердится во внешнем жестоком мире и не перестанет прятаться в мамину сумку. Но если опасность серьёзная, а детёныш ещё не может ни бежать, ни драться, он может спрятаться и в чужую. То есть не к своей матери.
Тут вмешивается ещё один важный фактор. Протокурии либо бессмертны вообще, либо живут очень долго. Сверхвысокая смертность стайного периода позволила их эволюции не заботиться о таком факторе, как старение или "естественная смерть". При их образе жизни они просто не доживают до того, чтобы умереть от старости. Это сейчас не принципиально, но сыграет на следующих этапах их развития.
С большим количеством отяжелевших самок племя движется медленнее. Поскольку оно по-прежнему выедает всё на своём пути, это приводит к голоду. Кочевание для протокурий - необходимое условие выживания. В отсутствие добычи самцы и самки без детёнышей начинают драться между собой, уничтожая лишних и одновременно обеспечивая стойбище недостающим кормом - побеждённых съедают. Медленно движущаяся стая сокращается до тех пор, пока детёныши не подрастут - или она не станет достаточно малой, чтобы выжить на одном месте, без кочевания. Затем детёныши подрастают, начинают охотиться, стая возвращает себе мобильность - и всё живое опять в ужасе бежит, потому что "рыжие собаки идут".

Фаза вторая - предразумные курии

У протокурий, как и у земных млекопитающих, разная формула производства для разных половых клеток. Семенные железы самцов вырабатывают сперматозоиды непрерывно, на протяжении всей жизни. А вот в яичниках самки содержится строго определённое число яйцеклеток - и хотя созревают они по очереди всю жизнь, производство их заканчивается ещё до рождения.
А теперь вспомним, что живут протокурии долго. И для самки, которая не была убита в межплеменных войнах - есть все шансы дожить до момента, когда организм ещё очень даже крепкий - но вот размножаться он больше не может. Яйцеклетки закончились. Такая самка по факту бесполая.
Но невозможность родить детёныша никак не влияет на возможность его выносить. Сумка у неё по-прежнему есть. Большая, тёплая. И крови её организм производит вполне достаточно. Может, даже больше, чем организм молодой самки. Заматерела с возрастом. А мы помним, что в минуту опасности детёныш прыгает в сумку ближайшей самки - любой, у которой место не занято.
Пока жизнь протокурий - это непрерывный бег от голодной смерти - бесплодных самок слишком мало, они мало на что влияют. Но вот курии переходят к частично осёдлому образу жизни - у них появляются пещеры, гнёзда на деревьях, норы в земле... в общем, что-то такое, что можно назвать домом. В этих домах оставляют отяжелевших самок - а самки налегке вместе с самцами продолжают бегать взапуски, убивать, спариваться и наводить ужас на всю окрестную фауну.
Старые самки (которых становится больше, выживаемость при наличии пещер выше) обнаруживают, что принять чужого детёныша на кормление выгодно - это позволяет попасть в защищённый дом. Бегать наравне с молодыми она уже не может - какие-то процессы старения всё же идут, пусть и не столь радикальные, как у земных животных.
А молодые самки, наоборот, обнаруживают, что можно быстро восстановить мобильность и фертильность, передав детёныша в сумку ближайшей старухе.
Следующий миллион лет (цифра, естественно, условна, но речь идёт об эволюционно значимых отрезках времени) эта специализация растёт. Передают уже не детёнышей, а яйца, из которых только вылупятся детёныши. У старых же самок происходит гормональный сдвиг, они становятся всё более толстыми, нелюбопытными и ленивыми.
На этом этапе структура стаи протокурий напоминает колесо. Обод - границы, где воюют и спариваются стаи самцов и молодых самок. Спицы - отяжелевшие самки, которые идут в пещеры "сбросить" детёнышей и заодно тащат туда мясо для старых самок, а возвращаются, ведя повзрослевших детёнышей на их первый бой. И ступица - собственно пещеры (это, как выше говорилось, не обязательно пещеры в буквальном смысле, любое стационарное укрытие).
Возникает первая гендерная специализация - то, что позже будет названо доминантами. Среди яйценосов выживают те, кто способны убить врага, спариться на его трупе и быстренько убежать с оплодотворённым яйцом обратно в пещеру. А вот самцам отступать некуда - позади Москва. Им в пещерах делать нечего. Так что отбор начинает работать на выведение самых крупных, сильных, агрессивных самцов ("львов"), и быстроногих, выносливых самок ("волков").
Зрелый самец работает как таран - он возглавляет атаку, убивая вражеского командира (такого же зрелого самца) и прорывая вражеский строй. А уже в прорыв врывается "пехота" - армия самок и незрелых самцов. Она же преследует и добивает убегающего противника, когда его строй рассеян.
"Обод колеса" естественным образом распадается на малые стаи, боевые группы, подобные рыцарским "копьям". Можно назвать их ДУГ - доминантные ударные группы, наподобие авианосных ударных групп. Доминанты, как авианосцы, без сопровождения не ходят, им нужна быстроногая свита.
И тут возникает проблема "княжеской дружины". Естественно, что из двух ДУГ в схватке выживет та, которая лучше слажена, сработана, бойцы которой прекрасно знают все ухватки своего командира, а он - их сильные и слабые места.
Но на яйценосов в этом плане полагаться нельзя. Они, едва оплодотворившись, сразу уходят в декрет, то есть в пещеры. Постоянная кадровая ротация, с такими каши не сваришь. Молодые же самцы быстро растут - и либо бросают тебе вызов для боя насмерть, либо забирают часть бойцов и уходят, чтобы возглавить собственную ДУГ. Конечно, 90% из них до созревания и превращения в доминанта просто не доживут, противник убьёт их раньше... Но это опять же кадровая ротация! Ни на кого нельзя положиться! А доминант живёт долго, ему нужна постоянная свита.
Таким образом естественно формируется эволюционный запрос на самцов с отложенным, поздним созреванием. Адьютантов и нукеров, на которых можно положиться. Которые в течение десятилетий, а лучше веков, будут биться рядом с тобой и не пытаться бросить тебе вызов. ДУГ, в которой есть такие "княжьи отроки" - в выигрышном положении по сравнению с ДУГ, где их нет. Генетические признаки позднего созревания закрепляются.
Таким образом, у нас есть прототипы доминантов (зрелые самцы), прототипы яйценосов (молодые самки), прототипы носителей (старые самки) и прототипы недоминантов (молодые самцы с отложенным созреванием). Но это именно прототипы! До тех картин, что живописует Зарендаргар в разговоре с Тэрлом ещё очень далеко!

Фаза третья - ранние разумные курии

К переходу горизонта сапиентизации курий подталкивает всё та же война. Тактику и стратегию они осваивают раньше, чем каменный топор. Вся культура ориентирована на это. Речь возникает в первую очередь для отдачи приказов солдатом и передачи сообщений с курьерами. Первый рисунок курий - не олень, убитый на охоте, а карта боевых действий.
На базе племён возникают протогосударства. Эти "большие колёса" постоянно существуют на грани катастрофической дилеммы. Если жрать на своей территории слишком много - случится экологическая катастрофа, твои воины начнут вымирать с голоду, войско ослабнет, придут чужие воины и сожрут тебя с твоими самками и детёнышами. Если жрать слишком мало... чтобы мало жрать, надо пореже рожать, если пореже рожать, численность войска упадёт, опять же придут чужие воины... Поэтому постоянно нужно поддерживать точный экономический баланс - сколько ресурсов может дать твоя территория, а также территории, которые ты можешь рассчитывать завоевать в ближайшем будущем.
Молодые самки полностью уходят с полей сражений. У них более важная функция - они пастухи, снабженцы. На "спицах колеса" они проводят основную часть времени, бегая на фронт спариваться (но уже не сражаться) и в пещеры - откладывать оплодотворённые яйца. От стад, которые они пасут, зависит всё племя - как воинские порядки самцов, так и пещеры старых самок. Убитых противников на снабжение не хватает.
ДУГ этого периода выглядит как иерархия трёх уровней - со зрелым доминантом в центре, внутренним кругом преданных ему недоминантов ("гвардии") и внешним кругом молодых доминантов ("солдат"). Интересно, что хотя внутри ДУГ царит полнейшая тирания, между собой они (для армии) взаимодействуют крайне демократично. "Шляхтич на городе равен воеводе". Зрелый доминант не может сильно нажать на другого зрелого доминанта, не бросив ему вызов, а слишком частые дуэли приведут к ослаблению армии (из-за сокращения числа зрелых доминантов) и уничтожению всего племени.
"Каменный век" заканчивается, когда одно из племён уничтожает всех конкурентов в доступной ему экологической нише - на крупном острове или даже на континенте, или в оазисе, окружённом пустынями. Внезапно обнаруживается, что воевать больше стало не с кем - в зоне досягаемости остались только соплеменники, обладатели близкого генома. И вся громадная могучая военная машина вдруг оказывается совершенно излишней. Нет, конечно можно пытаться строить корабли, исследовать далёкие земли... но это работа для самок и недоминантов. Доминантам, идеальным солдатам и генералам, делать нечего.

Фаза четвёртая - железный век

Начинается распад империй и переход к феодализму. Каждый более-менее разумный зрелый доминант спешит превратить свою ДУГ в личный феод, прихватив побольше яйценосов, пещер и недоминантов.

Тридцать три богатыря
Порешили, что зазря
Берегли они царя
и моря:
Каждый взял себе надел,
Кур завёл — и в ём сидел,
Охраняя свой удел
не у дел.


Отношения между феодами решаются вполне демократично - на сходках паханов. Если суть конфликта несерьёзна и каждый может остаться при своих - вердикт выносит "смотрящий по региону", самый авторитетный самец. Если же конфликт серьёзный - он решается в смертельном поединке между доминантами, который превращается в зрелищный гладиаторский поединок со всеми положенными ритуалами, включая поедание побеждённого и захват его самок.
На этой стадии основной проблемой становятся "ронины". Стаи молодых доминантов, которые не могут нормально погибнуть на войне (за отсутствием таковой), но не хотят и бессмысленно погибнуть, бросив вызов своему доминанту (или получив вызов от него, что в принципе одно и то же). Даже если "князь" позволил тебе дожить до его размеров (а позволяют далеко не все), всё равно шансов на поединке против него практически нет, потому что у него опыт многих тысяч схваток. Его можно подловить, когда он начнёт стареть, но такой момент удаётся выловить очень немногим кандидатам - курии живут долго, а созревают быстро и много. У подавляющего большинства шансов просто нет - они родились в неподходящее время. Им остаётся либо надеяться, что их доминанта убьёт чужой доминант, либо... уходить в разбойники.
Такие "ронины" похищают не только чужую еду, но и чужих самок. Как верно отметил gest, сделать это с курианской самкой куда сложнее, чем с земной. Если курия не хочет вынашивать твоё потомство, она просто выкинет оплодотворённое яйцо - "сбросит на снег", условно говоря. Но это если она не хочет. А если хочет? Если ей понравится более молодой хищник, уже достигший размера и силы доминанта? Да, он менее опытен, но опыт генетически не передаётся. А чтобы запустить у себя и у самки генетическую программу "размножение после убийства", ему совсем не нужно бросать вызов "князю" на арене. Достаточно расправиться с другим чуть менее везучим "ронином".
"Князья" начинают создавать "гаремы" - запирать часть молодых самок в пещерах, вместе со старыми. Охрана же их поручается безупречно верным "евнухам" - недоминантам.
Теперь у каждой молодой самки есть выбор одного из двух карьерных путей - в пещеру, в гарем старого доминанта - или пасти скот вместе с молодыми доминантами. Спаривайся там сколько хочешь и с кем хочешь, но вынашивать твои яйца будет некому - по факту тебе придётся остаться бесплодной. В пещеру, к старым самкам-носительницам попадают только "проверенные кадры".
"Князьям" становится выгодно поощрять у носительниц снижение подвижности и интеллекта с возрастом. Так их проще контролировать. В полном соответствии с маркскизмом - контроль средств производства. У молодых же самок аналогично истребляется способность к самостоятельному вынашиванию потомства - которая у них раньше была, хоть и не очень эффективная.

Фаза пятая - индустриальный век

Феодализм заканчивается с наступлением эпохи великих географических открытий. Преодолев океаны и пустыни, первые разведчики курианских супердержав обнаруживают, что за ними мир не обрывается в пропасть... и более того, за ними - такие же сверхдержавы.
Что делать с соседями - даже вопроса не возникает, для курии ответ совершенно очевиден - убить и съесть. Это для битвы с генетически близким, с представителем твоей родной стаи нужен повод. Для войны с непохожим, генетически чужеродным - имеющим другой цвет меха или запах - вполне достаточно того, что он просто существует. Интересно, что сторона, пославшая разведчиков, тут заведомо проигрывает - тем самым она даёт знать о себе, а вот сама рискует ничего и не узнать. Путешественники скорее всего будут убиты и съедены, либо по крайней мере арестованы и допрошены. Их зачислят в пропавшие без вести - мало ли что в океане бывает.
Так или иначе, дан факт - враг есть, с врагом надо воевать. Воевать через океаны и пустыни, однако, сложно - отряды, оптимизированные по численности и снаряжению для пересечения таких неблагоприятных территорий - плохо подходят для ведения войны на территории противника. А большие и хорошо вооружённые армии пересечь естественные барьеры не могут.
Причём варианта с вербовкой союзников на месте, чем активно пользовались, например, конкистадоры в земной истории - нет вообще. Носитель чужих генов - враг. Никакие договоры с ним невозможны. Во всяком случае для доминантов, а недоминантам или самкам переговоры никто не доверит.
Начинается индустриальная революция. Все страны срочно усовершенствуют транспорт и оружие. "Если мы не придём первыми к ним - они придут к нам".
Тут и выясняется, что инженеры из доминантов очень так себе. Дело даже не в том, что у них лапки (и мозги) под другое заточены. Дело в том, что группа молодых доминантов может отлично работать под началом доминанта зрелого, но вот два зрелых доминанты долго находиться рядом и работать вместе не могут. Напряжение быстро нарастает до конфликта и схватки. Одно дело - согласовать разделение охотничьих угодий, и совсем другое - работу крупной фабрики. Приходится бросать на все сомнительные участки недоминантов - те между собой договариваются куда проще, да и руки у них более ловкие. А доминант лишь обходит фабрику и грозно порыкивает.
С другой стороны, с появлением общего врага снова появляется очень ценный ресурс - возможность стравливать вовне молодых незрелых доминантов. Собираем их большими толпами, сажаем на кое-как сколоченные каравеллы и отправляем за океан счастья искать. Смогут что-то отвоевать - отлично. Будут все зарезаны - тоже неплохо. Потонут все в океане - и так сойдёт. Главное, что падает демографическое давление и становится меньше "ронинов".
Через некоторое время самым умным "князьям" такое положение начинает нравиться. Враг за океаном - это идеальная боксёрская груша, об которую можно стачивать лишних молодых пассионариев, не подвергая выработанную структуру риску. Серьёзное наступление, по идее, можно и не развивать. Вечная позиционная война всех более чем устроит.
Они тайком посылают своих недоминантов переговорить с "князьями" других континентов. Конечно, большинство таких послов доброй воли погибает, но некоторым удаётся наладить контакт с чужими недоминантами. По ту сторону линии фронта царят те же настроения.
Заключается тайный, неписаный и даже вслух невысказанный договор об отказе от попыток взаимного уничтожения. "Война - это мир", такова его формула. Постоянные мясорубки на границах (на нейтральных островах в океане и в оазисах в пустыне) - но никаких массированных наступлений. Разумеется, "князья" продолжают вещать про необходимость полного и окончательного искоренения заразы инородцев, но когда доходит до дела... "не были мы на Таити, нас и здесь неплохо кормят". У них есть их самки, есть пещеры, есть ритуальные поединки, где они успешно демонстрируют силу и мастерство. А в мясорубке глобального сражения мастерство ничего не решает - там могут убить чисто случайно, кому такое нужно.

И две тысячи лет война
Война без особых причин
Война - дело молодых
Лекарство против морщин


А мимо островов, на которых активно режется молодёжь, скользят в обе стороны быстроходные торговые суда - "чайные клиперы" с экипажами из недоминантов. Иногда доминанты их ловят и показательно убивают - сотрудничество с врагом в период войны на уничтожение - это не шутки. Но на общий ход бизнеса это не влияет.
Это - утопия. Золотой век курий.

Фаза шестая - космический век

К сожалению, десятки тысяч лет со средневековыми методами хозяйствования бывают только в книгах Джорджа Мартина. Вы сводите лес на корабли и под пастбища, вы разрабатываете легкодоступные месторождения полезных ископаемых.
Недоминанты (а кто ещё будет этим заниматься) пытаются продлить эпоху методами индустриальной революции. Те ископаемые, что ранее были недоступны, становятся доступны. При этом, чсх, революция в двигателях и методах производства почти не сопровождается оружейной реформой. Не, пистолеты у нас есть... как оружие скрытого ношения для недоминантов. На случай встречи с чужим доминантом. В лапы доминантов такая штука попасть не должна, так как она ставит под сомнение всю иерархию силы и опыта. "Князья" за такое особо мучительно казнят, включая всех свидетелей, а вот молодые "солдаты" - с радостью подхватят и побегут использовать, и на противниках и на собственных конкурентах.
Увы, техуровень двадцатого века - это тоже не статичная система. В нём законсервироваться так же невозможно, как и в средневековье. Курии, напомним, долгожители. За каких-то два-три поколения (пять-шесть тысяч лет) заканчивается природное топливо. Это ставит под угрозу всю систему сельского хозяйства. Возврат к старой системе хозяйствования невозможен - континенты категорически перенаселены. Тут если откат и случится, то не в средневековье, а сразу в каменный век.
Недоминантам такая катастрофа нафиг не нужна. Они ищут ресурсы там, где таковые ещё остались - то есть в космосе. Сначала разведывательные полёты автоматических зондов, потом подопытные (собаки Лайки) молодые доминанты - их всё равно всегда больше чем нужно, а слава первого космонавта вполне оправдывает риск. И только потом, когда технология обкатана, полетят промышленные команды недоминантов. У них на это есть ВЕКА, можно строить космическую программу с полным обоснуем, никаких гонок за флаговтык (вернее, гонка за флаговтык ведётся отдельно, это для доминантов, чтобы не скучали).
Но тут недоминантов подводит недооценка интеллекта доминантов. Доминанты узкоспециализированы, но они не тупы. В своей области - убийств - они соображают очень даже хорошо. Доминант не может сделать себе пулемёт, но дайте ему пулемёт - и он очень быстро научится стрелять.
"Князья" быстро соображают, что ракета для полёта на местную луну с таким же успехом может упасть и на столицу врага.
"Мы-то этого не сделаем, нас сложившаяся ситуация вполне устраивает... но кто может гарантировать, что она устраивает ИХ?! Наши недоминанты говорят, что они обо всём договорились с недоминантами другой стороны, но кто же верит недоминантам?! Так, главного инженера ко мне! Ракеты запилил мне! Межконтинентальные, тактические, морского базирования, воздушного базирования, орбитального базирования! Быстро! Много!"
Чисто формальные клятвы "мы должны их всех убить и съесть", которые из века в век приносят "князья" при получении собственных гаремов, вдруг становятся актуальны - потому что выполнимы.
Тем не менее, речь не идёт о ядерном холокосте - всего лишь об обычном. Недоминанты доминантам ядерное оружие не дадут, кому нужна обезьяна с гранатой? Поэтому межконтинентальная война в представлении курий выглядит пока так - сперва по ключевым точкам бьют ракеты и бомбы с обычной, химической взрывчаткой - а потом следом за ними валятся тысячи десантных капсул, из которых выходят воины с мечами. Но эти воины не будут щадить никого и ничего, так что хотя для экологии последствия получше, для цивилизации - то же самое.
Проблема в том, что для реализации такой войны нужно МНОГО воинов. Как для отражения вражеского десанта, так и для реализации собственного. И сложившееся за тысячелетия экологическое равновесие начинает сыпаться. Все супердержавы активно подъедают собственные запасы, неистово осеменяют собственные гаремы с требованием рожать, рожать и рожать.
Ну а если оружие накоплено, его надо пустить в ход. Это у землян ядерные ракеты лежат себе на складах и кушать не просят, молодые доминанты - как раз наоборот. И как только одна из сторон решает, что накопила достаточно - её самолёты, ракеты, ракетопланы отправляются в полёт.
Не так важно - выиграет атакующая сторона и съест противника, или переоценит свои силы, потеряет весь десант и будет съедена в ходе контрудара противника. Так или иначе, одной сверхдержавой становится меньше.
И тут недоминанты на одном из орбитальных заводов понимают что всё. Отпрыгались. Их подвида больше нет (или вот-вот не станет). Их гены не будут никому переданы. Возможно, от такого стресса кто-то из недоминантов триггерит и становится доминантом (у них это бывает). Или логика превозмогает отвращение к насилию.
В общем... у него нет оружия. Но есть астероидные буксиры. С тем, что они буксируют. На низких орбитах. Есть станции сбора солнечной энергии, передающие энергию по микроволновому лучу. Есть многотонные атомные самолёты в воздухе. Словом, всё по Уроку Кзинов - любой привод автоматически является оружием. Если недоминант захочет нанести урон чужому государству - он его нанесёт. Если ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ недоминант захочет сделать необитаемым целый континент - у него есть неплохие шансы это сделать.
Для несчастных доминантов, привыкших сражаться топорами и мечами, это была астра-видья, гнев богов. Они абсолютно не представляли, в каком веке НА САМОМ ДЕЛЕ живут, для них космический корабль был просто транспортным средством, который можно вооружить, конечно, но сам по себе он вряд ли сможет нанести большой ущерб. И тут небеса рухнули им на головы.
Спустя неделю такой войны недоминанты объявили перемирие и спустились на челноках вниз, чтобы собрать то, что осталось от их народов. Разумеется, речь идёт о яйценосах, носителях и других недоминантах. Немногих выживших доминантов было решено оставить там, где они есть. Они никогда не простят своим вассалам такого нарушения законов войны.

Смотри, начался отсчет,
может быть нам снова повезет
В океане звезд и других планет.
Прощай, кладбище надежд,
вечный страх и торжество невежд,
Здесь у нас с тобой будущего нет...


Фаза седьмая - постапокалипсис

Новые доминанты вылуплялись из носителей уже на орбитальных станциях и росли уже под присмотром недоминантов. В своих семейных каютах они, разумеется, оставались безусловно главными, иного не допустили бы их инстинкты. Но выходя из них - должны были подчиняться жесточайшей дисциплине. Иначе им банально могли не дать кислорода или горячей воды. Сбрасывать накапливающееся раздражение позволяли только ритуальные поединки... ну и спаривания, естественно. Но к политике их не подпускали даже и близко.
Внешняя политика тем временем оставалась напряжённой. Недоминанты не считают уничтожение других подвидов обязательным, как доминанты. Как-никак, за плечами много веков сотрудничества. Но также за плечами и то, что они сотворили на планете, обрушивая орбитальный ад на чужие города. Недоминанты не мстят, но инстинкт охраны своего подвида у них имеется. Кто знает, вдруг другая сторона решит повторить уже сделанное - в космосе?
К счастью, им приходилось сотрудничать ради выживания - почти у каждой колонии были какие-то ресурсы, позарез необходимые другим, ведь их никогда не проектировали для долговременного автономного существования. Волей-неволей приходилось торговать, а иногда даже предоставлять друг другу безвозмездную помощь - из расчёта что спасаемый отдарится позже.
Из-за обмена доминантами и самками ради расширения генетического фонда начали случаться даже межрасовые браки - вещь, в предыдущие шесть эпох для курий абсолютно немыслимая.
В общем, примерно через четыреста лет после великой войны мир курий больше всего напоминает мир "Розы и червя". Цивилизация наверху и постапокалиптическое средневековье внизу. С одной большой разницей - среди курий ещё много тех, кто лично помнит ту войну. И готов на многое, лишь бы не допустить её повторения.
В принципе бывшую родную планету можно колонизировать заново. Но собственно, а зачем? Её минеральные ресурсы истощены, в космосе всего того же намного больше и оно дешевле, недоминанты уже набили руку на разработке астероидов и лун. Её биосфера практически сведена в ноль, крупной фауны почти не осталось. Единственное, что там есть ценного - халявный воздух и подходящий температурный режим (астероидная зима уже закончилась). Но... а так ли оно, в принципе, нужно? Контроль систем жизнеобеспечения - как бы ни единственное, что позволяет недоминантам держать под контролем доминантов. Пусть даже они их сами воспитали - гормоны всё равно бьют в голову и требуют от доминанта занять положенное ему природой место. Но и вариант "постоянно жить в орбитальных городах", которые они теперь с гордостью именуют Стальными Мирами - тоже долго не продержится. Доминантов рождается больше, чем недоминантов и яйценосов вместе взятых. Уже сейчас на гладиаторские поединки, которые нормализуют их численность, уходит добрая половина ресурсов. Дальше будет хуже. Может дойти до того, что недоминантам придётся их УБИВАТЬ, чтобы удержать демографический баланс.
Рассматривается вариант с высадкой доминантов на планету, чтобы они там дрались всласть с минимальной затратой ресурсов. Но тут два равно неприятных варианта. Либо биосфера восстановилась недостаточно, чтобы курии без технологий могли выжить - тогда Стальным Мирам всё равно придётся их кормить. Да, наземная стая не жрёт драгоценный кислород... зато жрёт топливо для доставки ей еды. Если же восстановилась достаточно - то контроль над планетарной популяцией будет скоро утерян.
Но тут приходит хорошая новость. Громадный орбитальный телескоп обнаружил у нескольких соседних звёзд пригодные для жизни планеты. Более того, есть основания предполагать, что там есть крупная фауна, а может даже разум. Также в одной системе (увы, только в одной) жёлтого карлика были обнаружены явные признаки космической разумной деятельности (Жрецы-Короли чего-то там передвигали по ходу дела).
Где-то за век до этого некий гений-недоминант открыл рецепт глубокого анабиоза. То, что курия в нём практически не стареет - это полдела, они и так долгожители. Гораздо важнее, что он не потребляет ресурсы - что и делает возможным межзвёздный перелёт протяжённостью во много веков.
Примерно половина Стальных Миров переоборудуется в звездолёты. План вкратце следующий (только для служебного пользования, то есть для недоминантов). Прилетаем в эту систему и изучаем соседей. Если их цивилизация более развита, чем наша, смиренно просим у неё помощи с выходом из эволюционного тупика. Если менее развита - используем её в качестве когтеточки, то есть сбрасываем ей на голову избыток доминантов - и следим, чтобы они её окончательно не добили, но и она не могла их истребить полностью. Если примерно на нашем уровне - завоёвываем её и смотрим, что у неё есть полезного.
Для доминантов, конечно, план звучит гораздо проще. "Там - враг. Ату его!"
Все ложатся в анабиоз и Стальные Миры начинают свой долгий разгон по направлению к Солнцу.
Примерно на середине пути они получают последний сигнал из родной системы. "Катастрофа. Бунт доминантов. Цивилизация пала. Вы - последние цивилизованные курии в Галактике. Не подведите".




@темы: эволюция, творчество, о друзьях, космоопера, идеи

05:52 

Откуда взялись броненосцы

Коллеги, а скажите, кто-нибудь в космоопере пытался воспроизводить ситуацию "дуэли Монитора с Мерримаком"? В смысле, когда боевым звездолётам толком нечем поразить друг друга, и тактики начинают выдавать самые завиральные идеи, чтобы из этого "позиционного тупика" выбраться.
Я вот себе подобную ситуацию представляю хорошо. Лазеры так до ума и не довели, и на расстоянии в тысячу километров они броню боевого звездолёта не пробивают. Зато прекрасно сбивают ракеты на расстоянии в десятки километров - поэтому ракеты тоже неэффективны. А снаряды - мало того, что сбиваются теми же лазерами, так ещё и летят медленно, как во сне, корабль десять раз с их пути уйти успевает.
Чтобы существенно повредить друг другу, корабли вынуждены сближаться на те же жалкие десятки километров - там их лазеры и пушки хоть как-то что-то могут сделать (ракеты всё так же неэффективны - их сбивают прямо на старте). Но это хорошо, если противник желает с нами в дуэль вступить - а если нет? Лёгкий корабль на более тяжёлый не полезет, дураков нет. А тяжёлый его не догонит, мощность двигателей растёт не пропорционально массе, а чуть медленнее - то есть у лёгкого корабля всегда выше ускорение.
Теоретически, можно собрать множество лёгких кораблей, превосходящих по суммарному тоннажу и огневой мощи один тяжёлый, догнать его и коллективно выдать ему люлей. Но на практике такое получается далеко не всегда...


@темы: поиск, космоопера, коротко, идеи

05:00 

Легенда забыта старинная та...

Кстати, а вот у меня одного крутятся в голове странные ассоциации между двумя рок-операми:
«Последнее испытание» Антона Круглова и Елены Ханпиры
«2032: Легенда о несбывшемся грядущем» Виктора Аргонова

Очень уж много у них пересекающихся ассоциаций.
Главный герой - предельно крутой мужик (ПКМ) - достигший максимума могущества, доступного смертному, но желающий большего, божественного могущества, чтобы переустроить мир по своим понятиям, так как его не устраивает количество страданий в мире существующем.
Первая партнёрша ПКМ - божественная баба (ББ) - владеющая тем самым божественным могуществом, но связанная ограничениями. В силу этого непрерывно троллит ПКМ и подвергает сомнению его цели.
Вторая партнёрша ПКМ - небожественная баба (НББ). Добрая и наивная девочка, идеалистка, влюблённая в ПКМ и готовая ради него пожертвовать жизнью. ПКМ, однако, видит в ней отражение ББ, что существенно усложняет отношения.
В итоге НББ таки приносит себя на алтарь, а ПКМ её вольно/невольно предаёт (правда в ПИ было сначала самопожертвование, потом предательство, в ЛоНГ порядок обратный). Доведённый до отчаяния этим крахом отношений и непрекращающимся троллингом ББ, ПКМ пытается перестроить мир к лучшему, но в итоге получается только его уничтожить. На руинах мира ББ делает невинную моську, притворяясь, что она здесь вообще ни при чём, и поёт издевательскую песню на тему "почему ты отстой", которая завершает композицию.

Интересно, что в ЛоНГ полностью отсутствует аналог Карамона (и потому, вероятно, отсутствует альтернативная концовка с хеппи-эндом, хе-хе) - хотя он бы в атмосферу сеттинга прекрасно вписался. Красный командир, любимец публики, герой войны в Иране... Вообще ЛоНГ гораздо более "камерная", там по сути всего трое персонажей и есть (не считая призрачного Соколова). В ПИ есть ещё великолепный Король-Жрец (хотя Милиневский отчасти и его фигуру в себе воплощает, не только Рейстлина - "Харизматическим политикам сегодня нельзя быть от народа далеко"). Конечно, понятно, почему - у ПИ тайминг 2:19, а у ЛоНГ всего 1:28, в лишних сорок минут много чего влезло. Но всё равно, как было бы здорово получить более развёрнутую, "романную" версию той же истории...


@темы: фантастика, критиканство, инфернальность

Резервная база

главная