Евгения
30.09
Хайфа. Музей науки.
Есть дети, которые все время спрашивают: «Как это работает?» и есть взрослые, которым нравится отвечать на эти вопросы. Иногда приходится объяснять долго, а иногда удается найти простой образ, придумать простой опыт, найти простую штуку… И объяснение становится очевидным, простым и вызывает прилив гордости . И это объяснение потом смакуешь и радуешься, что сумел придумать такое…
3 этажа. 3 этажа счастья. 3 этажа простых, очень простых и гениальных в своей простоте демонстраций физических законов и технических изобретений.
Мечта детства. Мекка для учителей физики.
Первый этаж посвящен машинам и правилам дорожного движения.
Второй начинается с зала, посвященного разным способам добывания энергии.
Энергия ветра. Нажми на кнопку –запустятся вентиляторы и начнут гонять парусники по столу. Можно крутить парус и добиться того, чтоб они ехали даже против ветра.
Энергия воды. Маленький макет электростанции. Вода падает, крутит колесо.
Энергия твоих ног. Стоят два велотренажера и детская железная дорога. Садишься, крутишь педали, твой поезд едет, питаясь твоей энергией. Можно устроить гонки.
Зал волн.
Оооо…
Как формируется волна? Как она бежит, отражаясь от стенок, и накладывается сама на себя. Как получаются стоячие волны и что это такое?
Одно дело сказать, что звук – это волна, а другое показать.
Колокол под колпаком, который звонит громко, потом из колпака откачивают воздух, и он перестает звонить. Его не слышно.
Огромный тубус с малюсенькими крупинками пенопласта. Нажимаешь на кнопку – звук определенной частоты заставляет крупинки собраться в местах максимальной амплитуды волны. Меняешь частоту звука – крупинки перестраиваются. Вот она, абстрактная длина волны -- расстояние между максимумами. Тут ее можно увидеть, померить, пощупать.
Трубка в виде наушников. Вставляешь в два уха. Кто-то стучит по трубке. А ты попробуй определить в каком ухе у тебя стучит. Определил? Заодно и запомнишь, что звук распространяется и в твердых телах.
Зал с головоломками. Можно, я там останусь жить? :)
Зал с иллюзиями.
Можно полежать на гвоздях. И очень здорово, если б кто-нибудь при этом еще и объяснил, что давление зависит от площади. Чем больше площадь соприкосновения с гвоздями, тем меньше давление одного отдельно взятого гвоздя. Не больно, зато щекотно.
Оптические иллюзии (жаль, фокусники останутся без работы), чудо-ящик, которые после нажатия волшебной кнопки с магнитом, невозможно оторвать от пола. Цилиндр, который сам ездит по столу, имитируя спиритический сеанс.
В коридоре стоит огромный кубометр и лежит много-много маленьких кубических дециметров. Сложи, сосчитай. Наглядно и понятно, почему их влезает так много.
Весы и рядом кубики разной плотности. Взвесь. Это не табличка в учебнике, все можно потрогать руками. Выяснили, что дерево тяжелее пластика. Жаль, остальные кубики дети растащили по другим залам.
Вообще вандализм, происходящий в музее, несколько напрягает. Очень не хватает служителей, тех, кто объяснит, что происходит и хотя бы минимально следили за порядком. Я понимаю, что в Израиле говорить детям «нет» не принято, то, может тогда объяснить им каким-нибудь другим способом, что не стоит растаскивать детали от аппаратов по другим залам. Просто потому, что не все приходят в этот музей просто побегать…
К сожалению, очень многое сломано. Не хватает деталей, рычаги и ручки выломаны. Стою в зале оптических иллюзий, рядом мальчик лет 10, говорит по-русски. Раскручивает большой барабан с прорезями. Если крутить его быстро, то видно, как внутри барабана летит птичка, потому что прорези начинают мелькать так быстро, что глаз не замечает мест без прорезей. Мальчик смотрит в другую сторону.
Я говорю:
-- Давай разберемся, что тут надо делать.
-- Надо крутить!
Крутит с удвоенной энергией.
-- ОК. А зачем крутить?
Глаза пустые.
-- Надо крутить!
Он даже не смотрит на барабан! Но надо крутить!
Быстро пробежаться по всем залам, бездумно покрутить, потрясти, подудеть… И так по музею ходит большая толпа народу. Я понимаю, что «как бы» не мое дело, и наверняка в музее работают кружки для тех, кому интересно, но честно говорю, сердце обливалось кровью. Возможно из зависти. У нас такого музея нет, и не предвидится. У них есть. И обращаются с ним …
Зал с машинами Леонардо. Механика. Ох, и здорово же!
Большой зал об аэродинамике. Можно управлять вертолетом, можно попытаться спихнуть мяч, который висит в восходящем потоке воздуха.
Оптика.
Большой темный зал. Один набор различных линз и зеркал чего стоит!
Есть лучи света, есть набор из линз. Ты можешь сделать с этими лучиками все, что угодно: рассеять, сфокусировать, собрать, отразить. И это не рисунок в тетрадке, это настоящий, живой лучик.
Разложение белого света в радугу и собирание белого света из синего, красного и зеленого. Огромный экран, прислоняешься к нему – вспышка – на экране остается твой силуэт, твоя тень.
Голограммы по стенам.
«Волшебный» шар, с постоянным разрядом внутри. Трогаешь его – разряд «прибегает» к твоим пальцам.
И туча экспонатов в коридорах.
Несмешивающиеся жидкости во вращающихся пробирках. Сколько не переворачивай, они расслаиваются, электросети со всякими наворотами. Вдвигаешь магнит в контур – ток идет, выдвигаешь, тока нет. Сообщающиеся сосуды…
Башня, которую собрать невозможно. Кажется, что невозможно. Вадик собирал неоднократно. Просто «на бис».
Во дворе музея – целый водный комплекс. Там можно построить мостик, попереливать воду и просто отдохнуть.
Я очень рада, что Сашке и Наташке понравилось. Потому что физика для меня это огромный кусок жизни.
Мы живем на планете, где действуют определенные законы природы. Они одинаковы для всех. Мне кажется, что эти законы люди должны знать. Просто потому, что тогда ты не бездумно крутишь колесо жизни, а хотя бы смотришь в нужную сторону.
Есть дети, которые постоянно задают вопрос «почему» или «как», и здорово если они получают ответы на свои вопросы. Здорово, что им есть куда придти, чтобы посмотреть, пощупать, чтобы понять то, что в учебнике может казаться скучным и абстрактным.
Да, а еще ж была выставка роботов!
Кстати, тоже страшно интересная. Огромные роботы – животные, но плюс к этому куча развлекалок для детей.
Голова игуаны – автомат. Ребенок управляет языком ящерицы, язык стреляет и «ест» насекомых. Огромные экраны на полу. На одном бегали тараканы, на них нужно было наступить. Наступаешь --- таракан «дохнет». На втором плавали рыбки, их нужно было догонять, а от ног детей разбегались волны. Был забег черепашек, можно было побыть хамелеоном, одеться в специальную накидку и спрятаться на фоне стены.
В 4 часа начались химические опыты. Весело, красиво, живо. Фигня, что на иврите, и так все было понятно.
Я наверняка многое забыла. Хоть мы и пробыли в музее с 9 утра до 6 вечера…
Пы.сы. Пишу то я это, уже сидя дома. Сашка сегодня сорвала урок физики, взахлеб рассказывая о том, что была в таком музее и что она там видела. Не зря ездили :)