22:05 

Из истоии корсета

tweed tea
scio me nihil scire
В последнее время все чаще слышу желание обладать "настоящим корсетом", чтоб был "совсем аутентичный" и чтобы "талию утягивать" и вообще было "сексуально и красиво". И нужно оно, чтобы чувствовать себя знатной дамой ...(вставить нужную эпоху, причем зачастую исторически не верно, вроде Византии, или крестовых походов), носить на работу с костюмом (я в шоке!) и ездить на игры (вот тут да, варианты возможны). И "для классных фоток" (тут можно и муляж...)
Но увы, милые дамы, девушки и прочие почему-то забывают, что настоящий корсет - это не просто металлические ребрышки, обтянутые шелковой тряпочкой (а то и чем по-бюджетней) и обшитый кружавчиками, способный лишь слегка подкорректировать формы - такое можно найти и пошить в изобилии, а настоящий "аутентичный" корсет это совсем другое...
И сильно зависит от эпохи.

Да и слово это означает очень разные предметы, которые лишь с большой натяжкой можно назвать "нижним бельем".
И не всегда корсет утягивал именно талию...

Но, пожалуй, я начну с начала. Точнее, где то с середины, но если не рассматривать прототипы и тряпочки на шнуровках, которые все-таки скорее относятся к истории лифчика, который я считаю совершенно отдельной деталью туалета, развившейся совершенно отдельно.
А первое, что можно считать "корсетом" - вот это сооружение:
Испанские железные корсеты XVI века
Испанские железные корсеты XVI века

Ну как, появилось желание примерить? А поносить хотя бы пару часов?
Вес у каждого около 3кг, не говоря уж о том, что они завинчиваются на болтах и натирают все что только можно, даже через пару рубах. И сесть в них почти не реально. Дамы, способные кататься в этом на лошади вызывают у меня благоговейный ужас. А ведь были такие дамы, да.

Еще более удивительна история появления этого предмета, более похожего на пыточное приспособление, чем на одежду. Меня всегда удивляло, как такое могло войти в моду на долго время? Однако же.


А история такая:
Родина корсета - Испания. еще юная, только завершившая Реконкисту и охваченная пламенем истинной католической веры. В моде бесполые наряды (женский отличается только наличием юбки и отсутствием шпаги), темные цвета, как у монашеских ряс: черный - августинцы, белый с черным - доминиканцы, возглавлявшие инквизицию, коричневый - францисканцы, белые - цистерцианцы. И если уж на картинах той эпохи в одежде монарших особ присутствует пурпурный, алый, золотой или сине-голубой - то речь идет о символах мученичества, богоизбранности и власти. Впрочем, одежды грандов обычно настолько плотно затканы каменьями, златом и серебром, что истинный цвет теряется.
Но об испанской моде поговорим потом, хотя она прелюбопытная. Такой потрясающей упорядоченной системы изменения формы тела, эклектизме и символизме каждой детали больше нигде не придумали.
А еще в моде плоская грудь.
И это послужило первым сигналом.
Если вся остальная Европа остановилась на робких, еле заметных грудках деревянных мадонн, то испанцы пошли дальше - у знатной грандессы нет груди! Нет ног, нет фигуры.. Есть только временная оболочка - тело и сковывающий этот сосуд греха футляр - платье.
А еще в моде истязания плоти во имя веры. И под дорогим нарядом темной парчи, затканным золотом, можно найти терзающую плоть власяницу. Или следы от плети. Или вериги (хотя зачем носить еще и их, если за них спокойно могли сойти ожерелья и почетные ордена?)
Так что явление корсета тут приняли с распростертыми объятьями.
А ввела его в моду весьма набожная, но не очень верная мужу Жуанна Португальсякая в 1468 году... что бы раньше времени скрыть беременность. Нет, это не та которая Хуанна Безумная. Жена Филиппа Красивого родилась в 1479 году. А эта дама была женой Энрике IV Кастильского, прозванного народом "бессильным".
Причем делали первый корсет доспешных дел мастера и был он по описанию похож на ажурную кирасу (чтобы тело дышало).
Надо отдать должное, сделанная для нее на заказ конструкция имела у придворных дам успех, и настолько отвечала идее "умерщвления плоти" и отторжения всего плотского, что церковь была только за такое нововведение.
У испанских дам корсет приобрел популярность еще и по причине... дуэлей!
Испанские грандессы защищали свою честь со шпагой или кинжалом не реже мужчин, но зачастую хуже. Хотя благородных дам в стране вечных войн с арабами учили не только молится и вышивать крестиком, в тяжелом платье с вертюгалем (он же каркас юбки) не особо пофехтуешь. Да и запрещено официально было. Но когда и кому это мешало проткнуть любовницу мужа кинжалом?
А поскольку носить дамам доспехи запретил еще при Альфонсо XI, а кожаный обшитый парчой корсаж защищал плохо, в кованную новинку ревнивые жены вцепились обеими руками.

Ну а потом корсет вместе с испанской модой начал триумфальное шествие по Европе, где видоизменился, став утягивать еще и талию, сменил материал на китовый ус и стал весить чуть меньше.
Но основным его назначением все же долгие годы было утоньшать талию и убирать грудь. Приподнимать и увеличивать ее он начнет только к концу XVIII века.

PS. к заголовку:
"Воронами" испанцев дразнили за пристрастие к черной одежде и коротким плащам -"крыльям"


@темы: 16 век, 17 век, корсеты, красивые картинки, статьи

Комментарии
2011-08-28 в 22:12 

Р.А.
Липовый цвет
Можно сделать перепост?
Давно не видела таких железных корсетов.

2011-08-28 в 22:14 

Journey-Long
...узрел Красу на троне я и взгляд ее в себя вобрал, как вдох случайный.
Неожиданно) Спасибо за информацию, очень интересно!

2011-08-28 в 22:14 

tweed tea
scio me nihil scire
Р.А. тащи конечно)

2011-08-28 в 22:14 

Р.А.
Липовый цвет
Да, выложите, пожалуйста, продолжение.

2011-08-28 в 22:15 

tweed tea
scio me nihil scire
Journey-Long рада что нравится. а то все смотрят только середину 19 - начало 20, когда корсеты стали изящными и в рюшечку. а там и до этого много чего было.

2011-08-28 в 22:16 

tweed tea
scio me nihil scire
Р.А. завтра будет) или сегодня вечером.

2011-08-28 в 22:21 

tuully
понравилось про ревнивых жен и "доспехи". А я и не знала... Жду следующей статьи! Безумно интересно!

2011-08-28 в 22:40 

~Veresk~
Я взываю к далёкой мордорской звезде, Я хочу уйти и раствориться во тьме (с)
"милые" корсеты...
интересно) спасибо!

2011-08-28 в 22:45 

Интуит 80 лвл [DELETED user] [DELETED user]
Замечательная статья! Но пунктуация хромает.

2011-08-28 в 22:56 

~Asano~
Master of SeJongStudio. Монстр своего дела.
очень интересно) с нетерпением жду продолжения)

2011-08-28 в 23:09 

tweed tea
scio me nihil scire
Прошлая Осень все еще? блин. :pink::-( моя вечная проблема. русский не родной так, что с грамматикой и пунктуацией вечные проблемы. вечно "ловлю блох" в ворде, но ворд видит не все :(
tuully обязательно будет продолжение! история корсетов - одни из любимый "коньков"
~Veresk~ "милые" не то слово. но они не самые страшные)
Asano_Hikari ок.

2011-08-28 в 23:14 

Интуит 80 лвл [DELETED user] [DELETED user]
Velvet Goldmine можно поисправлять?

2011-08-28 в 23:16 

Lycanthropia
Енотий Ликантроп, передвинь-поле, заверни-нога.
Отличная статья! Спасибо!

2011-08-28 в 23:17 

tweed tea
scio me nihil scire
Прошлая Осень я только за)
серое солнце мурр!

2011-08-28 в 23:35 

Интуит 80 лвл [DELETED user] [DELETED user]
Как-то так. Не исключено, что у меня тоже ошибки. Пересмотрю статью еще пару раз, исправлю остальные погрехи )читать дальше

2011-08-29 в 03:17 

cats_and_world
Моё королевское слоупочество.
Валери Стил пишет, что эти корсеты служили для медицинских целей-соврменники оставили свидетельства, что их применяли при проблемах с позвоночником.

2011-08-29 в 03:52 

Интуит 80 лвл [DELETED user] [DELETED user]
cats_and_world х применяли при проблемах с позвоночником.
А разве для этого применяли не деревянные?

2011-08-29 в 04:21 

cats_and_world
Моё королевское слоупочество.
нет, речь именно про эти.
у меня сейчас книги нет под рукой, а то бы процитировала.
вообще её "Корсет" крайне рекомендую, там очень толково развеиваются эти дебильные мифы про удаления ребер и аццкие утяжки.

2011-08-29 в 04:53 

Интуит 80 лвл [DELETED user] [DELETED user]
cats_and_world спасибо, надо будет почитать на досуге.
А книга давно выпущена? В магазинах реально найти или нужно библиотеки обискивать?

2011-08-29 в 04:58 

cats_and_world
Моё королевское слоупочество.
реально, она новая.

2011-08-29 в 05:16 

Интуит 80 лвл [DELETED user] [DELETED user]
cats_and_world Большое спасибо!

2011-08-29 в 08:29 

wolverrain
average ordinary everyday superhero
Спасибо за статью, очень интересно. И замечательно написано)

2011-08-29 в 12:33 

tweed tea
scio me nihil scire
cats_and_world да читала. Но не только ее. И кстати в Европе серьезные ученые нашли много несоответствий в ее книге, но написано красиво, интересно, и подробно.
Проблемы со спиной? Ну нет, взглянем в глаза логике: осанку эта штука держит волшебно, не хуже гипсого корсета, это да. Но из-за проблем спины нагружать позвоночник на дополнительные 2-3 кг? И это плюс юбки 4-5 кг? Странно, да? Врачи много чего писала. И что курить полезно, и что белладонна глазам помогает, а кость из кошачьего пениса потенцию лечит...
Удаление ребер? О, и в это еще верят? По моему этот миф уже давно развенчали))
А "аццкие утяжки" были. Просто вопрос пропорций тела. На исходную талию 55 можно и 40 затянуть если с детства тренироваться, и 35. Исходные 80 уже не затянешь.



Прошлая Осень www.ozon.ru/context/detail/id/5199291/

По мимо книжек Стилл есть еще много интересны, на русском правда мало:
Corsets: Historic Patterns and Techniques
The Basics of Corset Building: A Handbook for Beginners
Corsets: A Modern Guide: A Modern Girl's Guide
Underwear, Fashion in Detail

И да, ничто не является истиной в конечной инстанции) Особенно в моде. Сотни людей - сотни мней. Фактами каждый вертит в свою сторону.

2011-08-29 в 12:57 

cats_and_world
Моё королевское слоупочество.
И кстати в Европе серьезные ученые нашли много несоответствий в ее книге, но написано красиво, интересно, и подробно. а какие именно серьезные ученые? И какие именно несоответствия? Мне правда интресно.
Но из-за проблем спины нагружать позвоночник на дополнительные 2-3 кг?И это плюс юбки 4-5 кг? одна из основных функций корсета- перераспределять вес платья и не давать врезаться поясу юбки. И потом эти два-три кило перераспределялись совсем не так, как скажем ведро на коромысле, а функцию поддержки и фиксации они обеспечивали прекрасно.
Удаление ребер? О, и в это еще верят? По моему этот миф уже давно развенчали) Это миф из разряда "темного средневековья" и "гуманизма ренессанса", в него будут верить всегда.
А "аццкие утяжки" были были, но их практиковали не все, а отдельные интересные личности. Размерная сетка корсетов викторианской эпохи-55-60-65 см, и пояса кринолинов кстати тоже были "заточены" под эти размеры.

2011-08-29 в 13:43 

*Тринадцатый чертёнок*
Когда я попаду в ад, черти перекрестятся.©
Velvet Goldmine Замечательный пост) *зачитался.

2011-08-29 в 14:18 

tweed tea
scio me nihil scire
cats_and_world тут как я уже сказала надо учесть что у всех свои взгляды и теории)
так историю моды в РФ изучают мало. Из известных Александр Васильев. Из мение Ольга Ванштейн. Ирина Крутикова
В Японии пользующийся всемирным авторитетом Институт истории костюма в Киото. Ведущие ученые: Мики Ивагами, Тамами Суо и Акико Фукай. У нас из их работ вышла только "История моды", красивый иллюстрированный альбом от Taschen. Очень советую)
Так же: Рейко Кога преподает в Женевском университете, специолист по кринолинам. Боницца Джордани Арагно, самая известная работа: фильм "История итальянской моды с 1940 -1980". Кстати если найдешь в английской озвучке тоже очень интересно.
Сарра Бреддок. Лондонский университет. Автор монографий по истории корсетов. Оные монографии водятся увы только в забугорных библиотеках. Мне попадалась в Вене и Лондоне.
Джурджа Барлетт, Лондонский колледж моды
Вообще то много их. Но они редко выпускают "попкулярные" издания, обычно монографии для своих, о чем я искренне жалею. Хотя иногда по журналам статьи пишут.
Кристофер Буард, Музей V&A и Керолайн Эванас, Сен-Мартинс. они писали как раз о книге Стилл. Там нет жестких ошибок. Для популярной книги она очень хороша. Она много чего писала про моду. Но, были затяжки до 30см, увы, археология подтвердила. Не все дамы были столь сумасшедшими. Но были. В викторианскую эпоху действительно средний размер был 48см, но есть корсеты и на 40. Как я уже сказала дело в исходной талии. Точнее соотношение грудь/талия/бедра.

Постараюсь найти к вечеру саму статью в интернете. Еще свою рецензию, не столько восторженную давал куратор европейского института дизайна.

Вообще Стил Работает в институте технологии моды, NY, так что в вину ей можно поставить жонглирование фактами, как и всем, кто пишет "популярные" книги ) Там и правдивого много.
Действительно корсет носило не только высшее общество. Про "девичьи бредни" о произволе в частных школах, тоже)) Хорошая книга, для знакомства и что бы заинтересовать народ.

а функцию поддержки и фиксации они обеспечивали прекрасно. с этим трудно не согласится)
у меня больная спина. детство в моделирующем корсете - кстати тот еще пыточный прибор) но сама конструкция там построена совсем по другому принципу. хотя бы лишний кг чувствуются очень хорошо. логичней и удобней, да и спина не так болела, было привязать две доски. что и делали повредившим спину рыцарям.
перераспределяет? посмотри конструкцию платья. нет, не думаю что это сильно помогало. разве что долго стоять удобно было - можно было ночи поджать и повисеть)
от корсета была и польза. такого корсета. пока он не стал серьезно исправлять фигуру.

"темное средневековье"! - да, обожаю этот миф. И что не мылись, и про уровень жизни в городе. Написать что ли?

2011-08-29 в 15:37 

cats_and_world
Моё королевское слоупочество.
Барлетт и Бреддок не читала, спасибо за наводку,поищу.

Но были. В викторианскую эпоху действительно средний размер был 48см, но есть корсеты и на 40. Как я уже сказала дело в исходной талии. Точнее соотношение грудь/талия/бедра. да нет, средний размер 55 см, а корсет с талией 45 имеет в бюсте всего-лишь 66, откройте разворот с корсетами из ташеновской "истории моды" и убедитесь сами.

Но, были затяжки до 30см, увы, археология подтвердила.
Они и сейчас существуют, фетишисты были, есть и будут, а значит спрос на фетиш-модели никогда не угаснет. Но это примерно тоже самое, как при изучении обуви современниц принять за образец пуанты на 20-сантиметровых шпильках, популярные у понятно каких людей.

у меня больная спина. детство в моделирующем корсете - кстати тот еще пыточный прибор) но сама конструкция там построена совсем по другому принципу. хотя бы лишний кг чувствуются очень хорошо. логичней и удобней, да и спина не так болела, было привязать две доски. что и делали повредившим спину рыцарям. а) уровень медицины
б)уровень технологий, модель, что пошили вам, в то время ещё не разработали
в) это игрушки для имущих, им доской пользоваться не комильфо
г) у них могли быть существенно другие проблемы со спиной, абсолютно не такие как у вас.

перераспределяет? посмотри конструкцию платья. нет, не думаю что это сильно помогало Помогает и ещё как, без корсета кровавые синяки с ног, набитые юбками неделями будете сводить.

от корсета была и польза. такого корсета. пока он не стал серьезно исправлять фигуру. а когда это он серьезно исправлял фигуру?

2011-08-30 в 21:00 

Din Battler
Kami no Ko
Про металлическую арматуру: учитывайте одну важную деталь - до нас дошла самая прочная часть корсета. А все, что его обивало, исчезло чисто потому что прошло четыре века минимум. Эти корсеты были обиты тканями и прослойками, часто были внешними, то есть снаружи отделывались богато и использовались одновременно как "белье" и как часть платья, к которому рукава и юбки крепились лентами (с учетом тяжести испанских юбок "максимилианова" периода, только металлический корсет и мог их удержать).
Просуществовали они недолго, пытались их ввести во Франции и Англии, но там они быстро видоизменились и перестали быть металлическими.

cats_and_world, корсет исправлял фигуру. Здесь не приведены фото детских корсетов, которые существовали в прошлые века и были именно для того, чтобы сформировать прямую спину деткам. Они хранятся в музее Виктории и Альберта.

2011-08-30 в 21:17 

tweed tea
scio me nihil scire
cats_and_world удачи. надеюсь я вас не обидела)
откройте разворот с корсетами из ташеновской "истории моды" и убедитесь сами. да видела я ) опять же средний размер одежды по России L, но производят и XXS и XXL.

конечно люди затягивающие талию до 45см не совсем здоровы. особенно если своя талия 60.
но вот именно с этого меньшинства и пошла устойчивая легенда. и потом все "пособия по красоте"писали. ну так и у нас в журналах тоже пишут. но оттого что платья шьют и 25, а пропагандируют моделей с 23 половине страны которая носит 28 не легче.
и потом тут еще вопрос возраста. средний возраст тогдашних придворных дам был 13-16. в 13, затянуть до 40 - вполне реально. а потом по мере возраста талия тоже "увеличивалась".
а так вот... редкий образчик. к счастью вымирающий.

читать дальше

а) уровень медицины
б)уровень технологий, модель, что пошили вам, в то время ещё не разработали
в) это игрушки для имущих, им доской пользоваться не комильфо
г) у них могли быть существенно другие проблемы со спиной, абсолютно не такие как у вас.


а) найду статью с истории медицины - покажу)
б) гипсовый корсет придумали в XVII именно для этих целей. правда тогда его делали не из гипса а из глины. до 20в половина офицеров армий мира бы дворяне. как правило именно у них были проблемы из-за образа жизни. были и мужские корсеты.
ортопедические корсеты появились веке в XIX. увы, их конструкция на просторах СССР с тех пор не сильно изменилась.
в) власть имущие носили фарфоровые. честно. в розочках и с позолоченной каемкой. найду фото покажу, как то мне попадалась эта прелесть)
г) конечно проблемы разные, но увы эффективных решений мало до сих пор. были конечно варианты привязывания толченого рога носорога, засыпанного в пропитанный вином мешочек, но даже к этому прилагался сон на жесткой поверхности и поддержка спины.
ортопедический вариант,но все же с утяжкой талии

Помогает и ещё как, без корсета кровавые синяки с ног, набитые юбками неделями будете сводить. :gigi: не могу не согласится)
но до корсетов такие юбки и не носили: крепить не к чему было)

а когда это он серьезно исправлял фигуру?
было дело. а еще он фигуру потритл. точнее внутренности.
а уж дети, чьи мамы во время беременности корсеты носили! как вспомню фото! брр.

Din Battler Они хранятся в музее Виктории и Альберта.
да надо в следующем посте показать)


ну конечно на рубашку эту железяку вот так просто не оденешь. у рыцарей под латами тоже простроченные куртки были.

2011-08-30 в 21:24 

Din Battler
Kami no Ko
ну конечно на рубашку эту железяку вот так просто не оденешь. у рыцарей под латами тоже простроченные куртки были.

Собственно, этот корсет и есть прямая проекция кирасы максимилианова доспеха на женское платье. Были даже модели с "килями" (тот еще ужас, ну да испанская мода 16-17 веков была вообще для мазохистов)

2011-08-30 в 21:28 

tweed tea
scio me nihil scire
Din Battler видела в музее в Мадриде. сначала подумала не перепутала ли я зал))
ну что он кирасы я написала.
а испанская мода, да это очень интересно! но не дай бог там жить)

2011-08-30 в 22:26 

cats_and_world
Моё королевское слоупочество.
Видео шикарно, чужие среди нас))

по пропорциям крут только этот
1830–35, Америка, 87.5/45.4/95 cm но похоже девушке от природы повезло, у Сисси тоже фигурка была дай боже. Но это исключение. Масс, как я уже говорила выше-во вполне разумных пределах.

гипсовый корсет придумали в XVII именно для этих целей. правда тогда его делали не из гипса а из глины
У меня курсовик был по фарфору 19 века, я теперь много знаю про каолины и шамоты и могу подробно расписать почему даже с добавлением искусственно отощающих присадок эти материалы не сильно комфортны в носке.
Фарфоровые штучки вообще не показатель, это единичные экземпляры.
И опять повторюсь-сейчас, с высоты рентгена и томографии легко говроить, какое лечение было эффективным.С теми знаниями и возможностями и купирование приступа-уже результат.

до 20в половина офицеров армий мира бы дворяне. как правило именно у них были проблемы из-за образа жизни. были и мужские корсеты. вы открыли мне глаза :)

чьи мамы во время беременности корсеты носили! как вспомню фото!
опять же не все мамы, а те, которым модный наряд был дороже.

А все, что его обивало, исчезло чисто потому что прошло четыре века минимум. а я что, где-то говорила, что его носили на голое тело? о__О

Во Франции и Англии не прижились ещё бы они прижились:gigi: это испанцы любят себя то до кровищщи выпороть, то что-нибудь эдакое напялить.

А какой криминал вы хотите обнаружить в детских корсетах?
Там в качестве ребер жесткости проложен шнур, у некоторых одна-две косточки косточки.
не вижу ничего плохого втом, чтобы дети росли без сколиоза.
Кстати про дрессировку талии-слухи ходят упорные, но на детских корсетах сама возможность шнуровки не предусмотрена. И внятно на эту тему мне встречались только письма известного толка про строгих директрисс пансиона, если у кого есть инсайды-делитесь, с удовольствием выслушаю.

2011-08-30 в 22:40 

tweed tea
scio me nihil scire
вы открыли мне глаза
это шутка? или сарказм? или серьезно?

опять же не все мамы, а те, которым модный наряд был дороже.
ну дык. а еще были дамы которые за деньги рожали уродов. и корсеты для беременных.

2011-09-03 в 21:17 

cats_and_world
Моё королевское слоупочество.
это шутка? или сарказм? или серьезно? я думаю из трех вариантов ответа не сложно выбрать правильный :)
а еще были дамы которые за деньги рожали уродов. они и сейчас есть, рожают, чтобы получать пособия. Это мягко говоря женщины с неблагоприятными социальными условиями и это не норма, ни тогда, ни сейчас.
и корсеты для беременных. корсеты для беременных выполняли функцию поддержки живота и снижения нагрузки на спину, то есть ровно то же самое, что делает современный бандаж для беременных, только без эластана. Представьте себе, люди и без синтетических волокон умудрялись придумывать хорошие, годно функцонирующие вещи.

2011-09-03 в 21:48 

tweed tea
scio me nihil scire
cats_and_world, не норма, ни тогда, ни сейчас.
ну я нигде такого бреда не утверждала)
умудрялись придумывать хорошие, годно функцонирующие вещи.
ни капли не удивлена.

2011-09-03 в 22:00 

cats_and_world
Моё королевское слоупочество.
ну я нигде такого бреда не утверждала) эти матери-антигероини из мопассановского рассказа всплывают с завидной регулярностью. И именно в контексте "а вооот, тогда корсетом уродовали". Уродовали, и что? Корсет был в этом не виноват.

2011-09-03 в 22:15 

tweed tea
scio me nihil scire
cats_and_world, виновата психика.
я написала , из серии " а вот еще какой ужастик был". потому что интересно же.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

История моды

главная