Ingris
"Добро должно быть с кулаками,
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро.
Добро - не жалость и не слабость,
Добром дробят замки оков.
Добро - не слякоть и не святость,
Не отпущение грехов.
И смысл истории - в конечном,
В добротном действии одном:
Спокойно вышибать коленом
Не уступающих добром!"

(Ю. Куняев)

Внезапно (после скольких уже заходов?) наконец нашла для себя в Плоском мире Терри Пратчетта интересный подцикл. Про стражу.
О трех первых произведениях в виде аудиокниг хорошо отозвались мои мужчины - решила послушать, а там и втянулась...

1. "Стража! Стража!" в исполнении digig'а. Чуть лучше книг про Смерть, которые были до того хоть как-то читабельными в ПМ: тоже засыпалось, но реже - на частях про тайное общество, призывавшее дракона. Всё еще многовато, на мой вкус, сомнительного юмора и псевдомистики, но вдруг обнаружились любопытные герои: воспитанный гномами наивный богатырь юноша Моркоу, добровольцем вступивший в стражу Анк-Морпорка; опустившийся, но еще кое на что способный капитан ночной стражи (из 3-х... нет, уже 4-х человек) Сэм Ваймс; Сибилла - весьма нетипичная леди, разводящая дракончиков; умный предусмотрительный патриций Ветинари. И им выпало спасать город от дракона и тех, кто его помощью собирался захватить власть. Неплохо.
:ps: После прочтения всех книг про стражу перечитала первую уже в тексте. Понравилось больше - всё же так я лучше воспринимаю.


2. "К оружию! К оружию!" в исполнении digig'а. Почти хорошо - если б не серьезно-мистическая линия Ружия... очень уж не люблю во вроде как логично-реалистичном повествовании алогично-мистический обоснуй. Пропало неизвестное оружие, происходят непонятые убийства, кто-то опять думает про смену власти в городе. В страже несколько новых лиц из меньшинств - гном, тролль, женщина... Моркоу демонстрирует неожиданную сторону - не просто честный и сообразительный энтузиаст большой силы тела и духа, но и умный аж до уровня решения политических и административных вопросов.:up: Ваймс играет меньшую роль, но тоже прогрессирует - перестав быть пьяницей, проходит испытания воли.


3. "Ноги из глины" в исполнении digig'а. С пародии и ерничества Пратчетт перешел на более серьезный тон - нет, юмора по прежнему в достатке, но он другого рода, что мне импонирует больше: ирония, социально-философские аллюзии, сатира... Сильна детективная, расследовательская составляющая, причем сюжетная линия про големов переходит чуть ли не в притчу, тут на высоте все персонажи - начиная с Ваймса и кончая королем-големом. Не обошлось без заговора, на этот раз аристократии, тут уж сатира во весь рост, учитывая как тут замешан Шнобби - и ведь проявляет себя достоверно-выпукло со всех сторон характера, паршивец. Сильна и философская часть, крутящаяся вокруг вопроса ИИ - что считать жизнью, разумом, личностью, свободой воли? Почти отлично - ну, потому, что потом была "Ночная стража", а она еще лучше :gigi:


4. "Патриот" - аудиокниги кончились, пошли текстовые. Снова порадовал серьезный юмор и поданные в легкой форме тяжелые проблемы - национализм, патриотизм, политика, война явная и тайная... На удивление активную роль играет Ветинари - расчетливый и ловкий патриций преображается то в диверсанта, то в дипломата и таки не проигрывает войну. С Ваймсом и стражниками, идущими по следу политического убийства и похищения, готовыми арестовать хоть армию противника, линия тоже цепляет, потому как к тому же она про альтернативное развитие событий, "штаны времени". Хорошо - потому как много Колона и Шнобса это перебор...


5. "Пятый элефант". Политический триллер на заснеженных просторах провинции (а ля рюс), населенной оборотнями, вампирами и гномами. Детектива минимум, зато много экшена и драматизма, много новых персонажей (одни Игори чего стоят!) и нового раскрытия персонажей старых (влюбленный Моркоу и ищущая себя Ангва, возглавившие стражу Колон и Шнобс), в центре же всего посол Ваймс и его жена герцогиня Сибилла. Книга более жесткая, чем прежние: игры кончились, совсем кончились, и гений Ветинари не поможет - он далеко. Зато в боевых условиях и проявляют себя на полную катушку и к ним всем сердцем прикипаешь... Отлично.


6. "Ночная стража" - благодаря попаданцам в прошлое Анк-Морпорка (лет на 30 назад) получился роман-приквелл с оттенком АИ (все живут в мире, сложившемся благодаря Ваймсу, и только Сэм помнит другой расклад). Знакомые всё лица - но гораздо моложе (сам Ваймс, Ветинари, Колон, Шнобс, Достабль и др.), и именно дни переворота стали точкой опоры в их складывающихся характерах. Этот роман углубился в темы революции и хода истории - и сделал это гениально, иронично и просто, изнутри от мало понимающих происходящее обывателей и снаружи взглядом уже пережившего это, но вынужденным "повторить". О роли личности в ключевые моменты и характере этой личности, о человечности и значении малых дел, о "здесь и сейчас" - чтобы было "потом". Лучшая книга цикла про стражу - а может, и всего Плоского мира.


7. "Шмяк!" Снова на политическую тему - национальные конфликты. Как удержать от новой войны два народа, чей раздор длится веками? Кто-то разжигает и старается не дать загасить, ибо ему выгодно, но вот хранителям порядка один головняк и необходимость срочного расследования... Гномы и тролли, город и провинция, история - не раз подправленная! - и современность - всё меньше соответствующая традициям. О том, как в мире все меняется, и взгляды тоже не должны стоять на месте - особенно на точке ненависти и глупости. В главной роли снова Ваймс - и дипломат, и следователь, и счастливый отец ("Где моя коровка?!"). Хорошо.


8. "Дело табак" В тихом омуте черти водятся - или о беспределе кучки местных шишек в глубокой провинции, куда Ваймс с семейством отправилась в отпуск. Т.е. одна из сюжетных линий снова посвящена вопросам власти и политики - теперь про низовой уровень вдали от столиц, стражи, законов, где закон - воля местных начальничков и бандитов, самоназначивших себя начальством. В борьбе с ними уже недостаточно судебной справедливости, и быть бы закону битым - но есть и справедливость посуровее (чему шикарный пример герцогский дворецкий). Другая тема романа - про нацизм в спайке с рабовладельческим капитализмом. Если кто-то недостаточно похож на нас, если он вынужден (нами же) жить в убогих условиях - он недочеловек, а к скотине и отношение допускается соответствующе скотское... особенно если это нам же выгодно. А третья линия сюжета - про сложный для окружающих пятилетний возраст детей, почемучки с уклоном в физиологию... Хорошо.


+ "Пехотная баллада" - примыкает к Страже самым краешком, в основном же это отдельная история. Нищая страна в кольце врагов по воле жрецов постоянно воюет и уже настолько обескровлена, что тайком место мужчин на войне готовы занять женщины. Именно такова главная героиня, Полли, подавшаяся в рекруты. Роман одновременно серьезный и пародийный (даже где-то слишком - клоунада какая-то). Роман военно-бытовой и антивоенный, феминистический и гендерно-стереотипный. Пойман тот момент в обществе, когда критическая масса для изменений традиционного уклада уже подспудно набралась (и даже показано, благодаря чьим усилиям) и начался сам очевидный сдвиг. Неплохо.

Цикл о Страже - интригующий, непредсказуемый, ироничный, то и дело жесткий, поднимающий важные темы, он про тех, кто делает мир чуть лучше, про сильных духом Героев не без упрека, про их замечательное взаимопонимание, благодаря которому делается трудное дело, и каждый раз - с логичным хэппи-эндом. Ня. :sunny:

:ps:

О Сэме Ваймсе.
Она всегда говорила себе, что во многих смыслах ей очень повезло. Она искренне гордилась Сэмом. Он трудился во благо людей, трудился честно и изо всех сил. Причем во благо самых обычных людей, а не каких-нибудь шишек. Множество проблем, множество забот – и никакой личной выгоды. Он был самым цивилизованным человеком из тех, что ей доводилось встречать в своей жизни. Никаких тебе благородных кровей, но благородство было у него в крови.
Она никогда не интересовалась, чем именно он занимается. Конечно, она знала, в чем заключаются его обязанности, но также ей было известно, что он очень мало времени проводит за своим столом. Когда поздно вечером Сэм наконец приходил домой, то старался закопать одежду поглубже в корзину для грязного белья, а она только от прачки узнавала о пятнах крови и грязи на его мундире. До нее доносились лишь отдельные слухи о погонях по городским крышам, о рукопашных и дрыгоножных схватках с людьми, которые носили имена типа Гарри «Болторез» Уимс…
Ваймсов было двое. Был известный ей Сэм Ваймс, который уходил и возвращался домой, но там, на улице, существовал совсем другой Сэм Ваймс, который ей уже не принадлежал и который обитал в том же мире, что и все эти люди с ужасными именами.


– Нам нужна правда, Ваймс. Правда командора Сэма Ваймса. Это важнее, чем вам, возможно, кажется. На Равнинах и за Равнинами люди знают вас, командор. Знают потомка стражника, который свято верил, что если продажный суд отказывается обезглавить злого короля, то стражник должен сделать это сам…
– Король был только один, – возразил Ваймс.
– Сэм Ваймс однажды арестовал меня за измену, – спокойно напомнил Ветинари. – Сэм Ваймс арестовал дракона. Сэм Ваймс остановил войну между двумя государствами, арестовав обоих главнокомандующих. Сэм Ваймс убил вервольфа голыми руками. Он несет закон, как зажженный фонарь…
– Что это все значит?
– Стражники на половине континента подтвердят, что Сэм Ваймс прям как стрела. Он неподкупен, непогрешим и никогда не берет взятки.


— «Кто сторожит стражей?» Я. Я сторожу его. Всегда. И ты не заставишь его убивать по твоему желанию.
— Кем нужно быть, чтобы держать в голове собственного Стражника?
— Человеком, который страшится Тьмы.
— Правильно страшится, — с удовлетворением заметило существо.
— О да. Но ты, кажется, неправильно поняло. Я нужен не для того, чтобы не впускать тьму внутрь. Я нужен, чтобы не выпускать ее наружу.



О Моркоу.
Ангва была уверена, что знает Моркоу лучше, чем кто-либо другой. И была почти уверена, что он испытывает к ней теплые чувства. Сам он редко выражал свое отношение словами, видимо считая, что ей и так все известно. Разумеется, она знавала и других мужчин — хотя присущая ей особенность часть времени проводить в волчьем обличье могла оттолкнуть любого НОРМАЛЬНОГО мужчину, что неизменно и происходило, вплоть до ее знакомства с Моркоу. И она знала, что кое-какие слова мужчины произносят в пылу, так скажем, страсти, а потом благополучно забывают. Но когда Моркоу что-то говорил, то это означало, что, по ЕГО мнению, вплоть до следующего обсуждения все вопросы утрясены, так что, вздумай она опять поднять ту же тему, он был бы искренне удивлен ее забывчивостью, ведь он мог привести точную дату и время, когда говорил нечто подобное.
И все же ее не покидало чувство, что это только вершина айсберга, а большая, главная, часть его личности скрыта очень, очень глубоко и смотрит оттуда на внешний мир. Невозможно быть таким простым, таким изобретательно, изощренно тупым, не будучи при этом очень умным. Это как с актерами. Лишь самые талантливые из них способны убедительно прикидываться бездарями.


Ваймс смотрел в окно. «Возможно, все станут жить чуточку лучше, – подумал он. – Но тролли и гномы воевали на протяжении многих веков. Чтобы закончить такую войну, одного рукопожатия мало. Рукопожатие всего лишь символ». С другой стороны… мир приводится в движение не героями и не злодеями. И даже не стражниками. С равным успехом можно пытаться воздействовать на него символами – ничего у вас не получится. Ваймс знал лишь одно: глупо надеяться совершить что-то глобальное, например установить мир во всем мире, устроить счастье для всех, но каждый может сделать какое-нибудь маленькое дело, благодаря которому мир станет хоть чуточку лучше. К примеру, застрелить кого-нибудь.

Он проповедовал превосходство гномов над троллями и утверждал, что долг каждого гнома – идти по стопам предков и стереть троллий род с лица земли. Так, вероятно, гласила какая-то священная книга, а значит, все законно и даже обязательно для исполнения… Молодые гномы слушали его, потому что Бедролом говорил об истории и предназначении и употреблял другие слова, которыми обычно пользуются, чтобы навести глянец на убийство.

Я не знаю, кто были те люди, которые убили гоблинов и избивали мою мать, но если бы я их нашла, то перерезала бы не задумавшись, потому что хорошие люди мерзостей не делают. Доброта — это то, что ты делаешь, а не то, о чем ты молишься.

Закон ради людей, а не наоборот. А если вдруг случается наоборот, не бойтесь браться за оружие, понятно?

Мои решения. Моя ответственность. Мой опыт. Моя шкура, если что-то пойдет не так.

@темы: цицеротник, фэнтези, книги