Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
23:03 

Творчество

Сегодня вычитала у Бердяева в "Смысле творчества" (точнее, в конспекте этой книги) вот что:

"Творчество есть дело богоподобной свободы человека, раскрытие в нем образа Творца.<...>
Идея Творца о человеке головокружительно высока и прекрасна. Так высока и прекрасна божественная идея человека, что творческая свобода, свободная мощь открывать себя в творчестве заложена в человеке как печать его богоподобия, как знак образа Творца. <...> Бог-Творец премудрым актом Своей абсолютной воли исключил из творения Своего всякое насилие и принуждение, возжелав лишь свободы Своего творения и подвига его. <...> Как существо падшее, порабощенное последствиям греха и попавшее во власть необходимости, человек должен пройти через тайну искупления, должен в мистерии искупления восстановить свою богоподобную природу, вернуть себе утерянную свободу".

О да, как же это верно! И как совпадает с тем, что иногда чувствовала и я. Мне всегда казалось, что в Царствии Божьем, в Новом Иерусалиме, люди будут творить, восходя все выше и выше (нет предела совершенству).
И творчество - это же не только написание стихов и сочинение музыки. Творчество - даже в быту: это и кулинария, и выбор обстановки дома, и выбор одежды, и манера вести себя. Любовь, дружба, воспитание детей, вообще человеческие отношения - это тоже творчество! Восприятие искусство - должно быть творческим. Да и сама духовная жизнь - творчество. Творчество - это выбор, это дарованная свобода. Творчество - это проявление своей глубинной сути, это когда ты не смотришь, как делают другие, а выбираешь свободно. Творчество - это когда ты что-то создаешь, приносишь в мир своё, это когда ты со-творишь Богу, становишься "образом и подобием".
И какой радостной, интересной, прекрасной становится жизнь, если она наполнена творчеством!

P.S. Искала иллюстрацию к этим словам и наткнулась на фреску, изображающую Адама, дающего имена животным. Уже сразу после создания, в раю, первый человек стал творцом. Ведь это тоже творчество! И притом филологическое, можно сказать)


@темы: цитаты, пространные рассуждения

23:30 

Дж.Фаулз "Коллекционер"

Что-то от психологии фаулзовского коллекционера есть, похоже, в психологии очень многих мужчин. Коллекционер Фаулза относился к Миранде не как к человеку, не как к личности, а как к красивому предмету, лучшему экземпляру его коллекции. Ему было совершенно не важно, что она чувствует, что думает, что любит и ненавидит. Она не интересовала его как человек. И такого отношения к "любимому" вокруг - тонны.
Как просто любовь можно перепутать с эгоизмом, как просто можно назвать ею свой эгоизм! Такая "любовь" - убивает, как убила Миранду "любовь" коллекционера.
В этом романе затрагивается такое количество проблем, что я даже вспомнить их всех сейчас не смогу. И столько там психологизма, сколько проникновения в самую сердцевину... Очень реалистично, ощутимо полное непонимание между Мирандой и коллекционером, точнее - полная невозможность коллекционера понять Миранду, потому что, все-таки, Миранда коллекционера поняла. И это физически ощутимое состояние стенки: он тверд, "непонимающ" и невозмутим, как стена, как робот, заладивший своё "я люблю вас..." Он хочет, чтобы все было, как в его мечтах - и все тут. Он хочет не физического обладания Мирандой, а моральной власти над ней, что, конечно же, абсолютно невозможно, потому что Миранда гораздо, гораздо выше его. И не из-за воспитания, не из-за образования, не из-за принадлежности к другому классу ("фу-ты ну-ты", как говорил коллекционер), а по самой природе своей души, по самой своей глубинной сути. А коллекционер - даже не похож на человека...
И страшно даже не то, что Миранда умерла. Страшно то, что коллекционер не почувствовал ни тени раскаяния, не понял, что вина за произошедшее - на нем. Страшно то, что он решил на этом не останавливаться...


@темы: литература

21:07 

"Как можно полюбить того, кого не знаешь?" Дж.Фаулз, "Коллекционер".
Это, пожалуй, одна из самых разумных мыслей о любви между мужчиной и женщиной во всей мировой литературе. Казалось бы, это так банально, так очевидно и понятно само собой, но между тем, когда смотришь на мир, на людей, когда читаешь книги, так и кажется, что эта простая, "банальная" истина понятна далеко не всем. Весьма и весьма не всем. Мы всё проваливаемся на самых простых вопросах.

@темы: цитаты, реальность

23:41 

"Прощай, оружие!"

Сегодня дочитала этот роман. По прочтении я только сначала плакала о Кэтрин и ребенке, потом я ревела уже за всех атеистов.
"Вот чем все кончается. Смертью. Не знаешь даже, к чему все это. Не успеваешь узнать. Тебя просто швыряют в жизнь и говорят тебе правила, и в первый же раз, когда тебя застанут врасплох, тебя убьют. Или убьют ни за что, как Аймо. Или заразят сифилисом, как Ринальди. Но рано или поздно тебя убьют. В этом можешь быть уверен. Сиди и жди, и тебя убьют".
Мне больно читать это не потому, что я в это верю, а потому, что тысячи, миллионы людей действительно в это верят. Они не верят в Бога - им остается верить только в смерть. Говорят, что атеисты тоже верят - в то, что Бога нет. Да; и при этом им приходиться верить в смерть, и нет у них никого, кроме нее.
"Немного погодя я вышел и спустился по лестнице и пошел к себе в отель под дождем".
Полное одиночество, и тоска, и небеса пусты. И любимого человека - нет, нет вообще, нигде нет. Я до сих пор не понимаю ничего о Поле, и потому не могу сказать, что пережила смерть близкого человека, но я знаю дядю Лешу и тетю Вику...
"Он уничтожил смерть"
Боже мой, я бы не вынесла такой веры, я бы не вынесла атеизма, и я не понимаю, как люди его выносят. Это ужасно, ужасно - так жить, так верить. И ведь миллионы... Господи, и как же помочь им?

@темы: литература, реальность

18:48 

Прекрасная Тэффи

Да, Тэффи, определенно, прекрасна. Особенно, когда попадается рассказ на "животрепещущую тему". Язык, знание жизни и человеческой души, насмешка, убивающая наповал. Недавно я случайно наткнулась на цитаты Быкова о Тэффи: "Юмор Тэффи - это юмор человека, которому все время очень больно, но он не может себе позволить стонать и поэтому непрерывно усмехается"; "В ранних своих рассказах Тэффи и Чехов конкурентоспособны, и думаю, роман между ними был бы неизбежен, родись она чуть пораньше". После прочтения последнего моё воображение, конечно же, начало интенсивно работать - и, ведь действительно, роман был бы изумительный)
Тэффи лучше всего читать вслух кому-то второму. Зимой я обязательно почитаю её Насте.

@темы: радости, литература

18:32 

"Деревня" и "Суходол"

Хотела же ты, Даша, записывать впечатления о каждой прочитанной книге - вот и пиши...
***
Я всегда недолюбливала бунинскую прозу (кроме "Господина из Сан-Франциско"), хотя читала его только в рамках школьной программы - но мне хватило. Эти две повести исключением не стали. Впечатление они после себя оставляют гнетущее, унылое, и в воображении вызывают цвета коричневые и серые, но не уютные, дивные, как у моей любимой осени, а беспросветные, давящие... И льет дождь, постоянно льет дождь - но тоже он какой-то не такой, не красивый (ведь дождь я вообще-то люблю), а унылый и скучный.
Читать было сложно, хотя повести небольшие. Бунин очень любит описания, особенно - пейзажей, которые я в книге вообще не воспринимаю, увы. Мне надо видеть вживую. Бунин очень тонко чувствует атмосферу и "атмосферность", различные ее нюансы, но, к сожалению, описания я не воспринимаю.
Страшна бунинская Россия, скучна, беспросветна. И - ни одного луча, ни одного "хорошего человека". Я не знаю, как все было в действительности, но, по-моему, так - это все-таки слишком однобоко. Не может все быть так беспросветно! И разве во времени дело? Читаешь и думаешь: "Господи, как хорошо, что сейчас - не так" (впрочем - это не только с Буниным...) Разве бывает, чтобы от времени люди становились лучше? Или от государственного устройства? Или от уровня доходов страны?
Но, конечно, дело в том, как человек видит жизнь. Конечно, в литературе все по определению очень субъективно.
И не верится мне, что "Деревня" и "Суходол" - это вся Россия того времени. Слишком уж однобоко, слишком уж беспросветно.

@темы: литература

01:40 

Итоги двадцатого лета

Хорошее было лето. Много чего я прочитала (хотя читала все так же медленно), и притом не только себе, но и Лизе. Лизе - "Хоббита" и четыре части из "Хроник Нарнии" (остановились мы с ней где-то в начале "Покорителя зари"). Себе читала то, что не успела во втором семестре второго курса прочитать (правда, полностью все так и не дочитала, увы), а ближе к концу лета начала список по зарубежке для 3-го курса.
В июне мы ходили купаться с Аней, а потом она уехала, а в конце июля приехала Настя. Мы с ней и гуляли, и фотографировались, и, лежа на диване под сплитом, смотрели фильмы, мультфильмы и ералаш времен нашего детства. Ярче всего в памяти, пожалуй, встает яхта - как я сидела около носа и смотрела, как мы летим, рассекая волны. И вода там - не та, что у берега: темная, широко волнующаяся, живая. А какая тишина наступила, когда мы попросили выключить музыку! И горы кругом, и чайки в небе. Господи... Был там еще Снусмумрик, только выросший и похудевший. Он качался посреди волн, такой зеленый.

@темы: реальность, радости

01:28 

"Мерзейшая мощь" и "Бесы"

Читала в поезде Льюиса, дочитывала его уже в Курске. И все не покидало ощущение того, как "Мерзейшая мощь" созвучна с "Бесами". На нарнийском форуме как раз была подходящая тема, туда и написала про это... Скопирую сюда, чтобы не потерялось.
***
Я тут недавно перечитала "Мерзейшую мощь", а в середине этого лета читала "Бесов" (впервые). И, знаете, ведь роман Льюиса во многом созвучен "Бесам" Достоевского. "Бесы" - это одна из тем "Мерзейшей мощи" (возможно, главная). Революционеры Достоевского стремятся к утверждению на земле "идеального порядка" (неважно, каким способом). Тем же занимаются и ученые из ГНИИЛИ. Причем модели социального устройства, предлагаемые ими, тоже совпадают: большинство - "материал", "быдло", как сказали бы сейчас, а заправляют всем "избранные", просвещенные, гениальные; обе модели напоминают весьма пугающую антиутопию - "стерильные", отлаженные, как механизм, как муравейник, неживые. Разве что сотрудники ГНИИЛИ как представители ХХ века пошли дальше революционеров из XIX - прогресс.
Кроме того: "пятерка" Петра Верховенского и "посвященные" у Льюиса. Оба эти общества скреплены темными, разрушающими душу делами: "пятерка" связана убийством, а "посвященные" - рядом действий для "достижения объективности", в которые входило, как помните, надругательство над Распятием.
И в обоих романах - нависшая над "бесами" карающая Божья десница.
narnianews.ru/modules.php?name=Forums&file=view...

@темы: литература

00:07 

Ветер

Вчера в Геленджик пришла осень. Мы с дядей Лешей и тетей Викой ходили к пляжам полярной звезды и сидели в небольшом лесу под соснами. И небо серое, и иглы сосен смотрят в одну сторону и хотят оторваться от веток. А одна сосна махала ветками как руками... Потом мы пошли к маяку и стояли над серой, мягко волнующейся бездной. И тетя Вика говорила, что здесь ей всегда кажется, что можно взять - и пойти по воде, что ей всегда тут хочется улететь туда, к горизонту. А ведь и правда, хочется. Чудесные там места.
Сегодня ветер стал еще сильнее. Пляжи вымерли, остались только белые барашки.
Может быть, я люблю осень все-таки сильнее, чем весну. Осень всегда вдохновляет... к жизни.

@темы: реальность

00:25 

"Бесы"

Ставрогин - это, наверное, самый страшный образ во всей русской литературе. В нем нет ничего человеческого даже, никаких сколько нибудь "человеческих" пороков, мотивированных средой, желанием, инстинктом или чем бы то еще ни было. Это - пустота. Ты всматриваешься в этот образ, пытаешься увидеть его, но видишь только пустоту, только "Ничто". Тут ни лица, ни характера, ни души - пустота, расползающаяся пустота. Это - почти не человек. Это - как образ дьявола у Льюиса: бессмысленное, "ни горячее, ни холодное" зло, равнодушное зло, зло без страсти (которая все-таки человеческая), зло без желания, зло ради зла. Дьявол у Льюиса, пустоглазый, уродует и убивает лягушек - абсолютно без всякого смысла и без ненависти даже. Ставрогин кусает Гаганова за ухо, публично целует чужую жену, соблазняет девочку - и все без ненависти, без страсти, без желания, так. Бессмысленное разрушение... "Упоение от мучительного сознания низости". На этом фоне и Петр Верховенский все же больше похож на человека. И, как сказал Тихон, сколько силы, ушедшей в мерзость! Это страшно, это страшно...

@темы: литература

22:54 

"Мы вернулись домооой"

Неужели я правда за 4 дня, что я здесь, уже два раза сходила на море? И как это Ане удалось меня вытащить?

Сегодня мы увидели, возвращаясь домой, огромную, ярко-желтую с каким-то зеленым оттенком луну в предсумеречном, еще светлом, сиренево-синем небе. Это было безумно, безумно, невозможно красиво. Мы остановились и смотрели на нее, не сводя глаз, а прохожие сначала глядели на нас, а потом смотрели по направлению нашего взгляда. Я сказала Ане, что вообще люблю созерцать (хм, написать бы об этой луне хокку!) и еще что это акция по привлечению внимания к прекрасному.

@темы: реальность, радости

03:15 

И снова о "счастье"

А ведь всё, на самом деле, очень просто. Очень, очень просто, и сказано уже давно: "Царство Божие внутрь вас есть". Вот и всё. А крест? А испытания? А боль? Но - "иго Моё благо, и бремя Моё легко". Святые, наверное, все время чувствовали то же, что я - лишь на краткие мгновенья - в Благовещенском и Архангельском соборах. И, конечно, еще полнее, и глубже, и радостнее.

@темы: реальность

01:03 

"Я знаю, ты, верно, хочешь быть счастливой. Но в жизни есть и нечто более важное".
Ностальгия, 1983

@темы: цитаты, фильмы

21:30 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
01:05 

"Тарас Бульба"

Только что перечитала "Тараса Бульбу", эту ненавидимую мною еще с детства повесть Гоголя.
Ведь это фашизм, настоящий фашизм, только на распространившийся до таких масштабов, как в 20 веке, потому что тогда еще не было такой техники и такого оружия. Я не говорю уже про то, что казаки - отъявленные пьяницы и гуляки, которые воюют из развлечения, для "адреналина", для добычи, в конце концов. Я не говорю и про то, что Бульба убил сына (не важно, что за предательство), что он испортил жизнь своей жене. Но то, что творят казаки с ляхами - это уже даже не зверская жестокость, а дьявольская, сатанинская, это не люди и даже не звери! "Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу, — словом, крупною монетою отплачивали козаки прежние долги." Можно сказать, конечно, что в тот "дикий век" были такие нравы, что и ляхи не лучше поступали с казаками, но что с того? Разве можно этим оправдать эту вопиющую, противоестественную жестокость? И это превозношение русских и отношение к другим народам как к нечистым, стоящим гораздо ниже русского, это презрение и враждебность к другим нациям - это же чистой воды фашизм! И Гоголь прямо-таки прославляет его ярых последователей - у него души убитых казаков возносятся прямо на небо и Христос говорит им: "Сиди одесную Меня". А их отношение к вере? Они не сами стараются построить свою жизнь по ней, а веру подстраивают под свои желания и извращая ее до чего-то противоположного. И такие-то люди у Гоголя садятся одесную Христа? Что это? Может быть, это я неправильно понимаю повесть? Но как понимать иначе, когда казаки в повести так открыто прославляются?

@темы: литература

21:53 

Валентин Непомнящий о "Евгении Онегине"

Сейчас смотрю авторскую программу Валентина Непомнящего, где он читает и комментирует "Евгения Онегина". Большое спасибо Наталье Владимировне, которая сегодня посоветовала нам его посмотреть! Это прекрасно! Я все больше и больше начинаю любить Пушкина...
Выпишу некоторые цитаты:
"Они замечательные ребята, эти американцы, но у них система ценностей набекрень. И они часто как люди лучше своей системы ценностей, а мы часто хуже - своей. Почему русский человек пьёт? Потому что все не так, ребята, как Высоцкий сказал, не так мы живем. И даже это ощущение идеала, неисполнимости, недостижимости, но идеала все-таки..."

"Петр хотел изменить лицо и душу русских людей. А явление Пушкина, которое в историческом смысле последовало через минуту после преобразований Петра, воспрепятствовало этому. Он появился в тот момент, когда жребий России решался: будет она такой, как хочет Петр - прагматической страной, которая думает только о том, чтобы захватить, построить, насытиться, уподобится цивилизованным странам, у которых все в порядке, все сыты, где главное не мы, как у нас на Руси было при всех ужасах, а главное - я".

"Душа человека знает и чувствует то, что сам человек может не знать и не чувствовать".

@темы: цитаты, литература

20:31 

И теперь же я решила ничего не бояться и не портить свою жизнь глупыми страхами и переживаниями.

20:12 

"История Тома Джонса, найденыша"

Ну вот, не успела дневник завести, уже писать в него лень. Недавно дочитала "Историю Тома Джонса" Генри Филдинга - объемистый такой роман. Сначала он мне очень понравился: интересно, мудро, с тонким юмором. Действительно, порой просто поражаешься, насколько мудро и глубоко судит автор о некоторых вещах, как он обходит все типичные ошибки и, вникая в суть, разграничивает понятия, которые часто путают. Он прямо обращается к читателям и к критикам, отстаивая своё право на свободное творчество, и эта прямота и искренность подкупают. Но со второй книги роман стал мне нравиться меньше... Слишком закрученный сюжет, авантюрного в нем так много, что это становится неправдоподобным; характер Софьи, например, прописан, как мне кажется, не очень глубоко и реалистично; внезапное открытие в финале - это уже вообще типичный сюжетный ход классицистических комедий... Да и психологизм поверхностен. Но все же роман - глубоко нравственен, написан искренне и реализм там все-таки есть.

@темы: литература

17:54 

Еху

Прочитала я тут недавно "Путешествия Гулливера". Не буду говорить о всяких там очевидностях насчет сатиры и прочего, а выпишу лучше одну цитату из "Путешествия в страну гуигнгнмов". Надо сказать, что "идеальное", очень и очень благоразумное общество этих лошадей все-таки показалось мне скорее антиутопией. Но сопоставление людей с еху - это весьма интересно, ведь действительно, если разобраться, без Бога мы - те же самые дикие, отвратительные еху, а цивилизация лишь драпирует наши пороки и злодейства. Прогрессивное человечество творит жестокости более утонченно, не вцепляясь зубами в горло ближнего, а сбрасывая на его голову бомбу. Но, с другой стороны, Гулливер не рассказал своему хозяину-гуигнгнму ни про искусства, ни про науки, ни про людей, бескорыстно посвящающих себя другому, ни про примеры человеческого самопожертвования и благородства. Но то она и сатира.
А вот и цитата про еху, этих выродившихся потомков человеческой пары, которая много лет назад случайно появилась в стране гуигнгнмов: "Мой хозяин упомянул еще об одной особенности, которая была обнаружена его слугами у некоторых еху и осталась для него совершенно необъяснимой. По его словам, иногда еху приходит фантазия забиться в угол, лечь на землю, выть, стонать и гнать от себя каждого, кто подойдет, несмотря на то что такие еху молоды, упитаны и не нуждаются ни в пище, ни в питье; слуги никак не могут взять в толк, что с ними такое. Единственным лекарством против этого недуга является тяжелая работа, которая неизменно приводит пораженного им еху в нормальное состояние".

@темы: цитаты, литература

21:35 

Давно я здесь не писала.
Сегодня я сидела на подоконнике и смотрела на осень. Были сумерки, в соседнем доме загорались окна, а внизу - желтый ковер из листьев. И дерево у окна полуобнаженное, а на макушке - жёлтое-прежёлтое. И вовсе осень не унылая, а тихо-радостная и очень уютная... А порой - даже громкая, как крик, когда все деревья яркие-яркие, а солнце пронизывает листья насквозь. Еще я люблю ее туманы, люблю лужи, в которые можно смотреть и видеть там отражение неба и ветвей, люблю рябину, которой не было у нас на юге.
Еще я порой чувствую себя каторжником, хотя я вполне бы могла все успевать и высыпаться, если бы умела правильно расходовать время...

@темы: реальность

"Во всём мне хочется дойти / До самой сути"

главная