Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
21:53 

Валентин Непомнящий о "Евгении Онегине"

Сейчас смотрю авторскую программу Валентина Непомнящего, где он читает и комментирует "Евгения Онегина". Большое спасибо Наталье Владимировне, которая сегодня посоветовала нам его посмотреть! Это прекрасно! Я все больше и больше начинаю любить Пушкина...
Выпишу некоторые цитаты:
"Они замечательные ребята, эти американцы, но у них система ценностей набекрень. И они часто как люди лучше своей системы ценностей, а мы часто хуже - своей. Почему русский человек пьёт? Потому что все не так, ребята, как Высоцкий сказал, не так мы живем. И даже это ощущение идеала, неисполнимости, недостижимости, но идеала все-таки..."

"Петр хотел изменить лицо и душу русских людей. А явление Пушкина, которое в историческом смысле последовало через минуту после преобразований Петра, воспрепятствовало этому. Он появился в тот момент, когда жребий России решался: будет она такой, как хочет Петр - прагматической страной, которая думает только о том, чтобы захватить, построить, насытиться, уподобится цивилизованным странам, у которых все в порядке, все сыты, где главное не мы, как у нас на Руси было при всех ужасах, а главное - я".

"Душа человека знает и чувствует то, что сам человек может не знать и не чувствовать".

@темы: цитаты, литература

20:31 

И теперь же я решила ничего не бояться и не портить свою жизнь глупыми страхами и переживаниями.

20:12 

"История Тома Джонса, найденыша"

Ну вот, не успела дневник завести, уже писать в него лень. Недавно дочитала "Историю Тома Джонса" Генри Филдинга - объемистый такой роман. Сначала он мне очень понравился: интересно, мудро, с тонким юмором. Действительно, порой просто поражаешься, насколько мудро и глубоко судит автор о некоторых вещах, как он обходит все типичные ошибки и, вникая в суть, разграничивает понятия, которые часто путают. Он прямо обращается к читателям и к критикам, отстаивая своё право на свободное творчество, и эта прямота и искренность подкупают. Но со второй книги роман стал мне нравиться меньше... Слишком закрученный сюжет, авантюрного в нем так много, что это становится неправдоподобным; характер Софьи, например, прописан, как мне кажется, не очень глубоко и реалистично; внезапное открытие в финале - это уже вообще типичный сюжетный ход классицистических комедий... Да и психологизм поверхностен. Но все же роман - глубоко нравственен, написан искренне и реализм там все-таки есть.

@темы: литература

17:54 

Еху

Прочитала я тут недавно "Путешествия Гулливера". Не буду говорить о всяких там очевидностях насчет сатиры и прочего, а выпишу лучше одну цитату из "Путешествия в страну гуигнгнмов". Надо сказать, что "идеальное", очень и очень благоразумное общество этих лошадей все-таки показалось мне скорее антиутопией. Но сопоставление людей с еху - это весьма интересно, ведь действительно, если разобраться, без Бога мы - те же самые дикие, отвратительные еху, а цивилизация лишь драпирует наши пороки и злодейства. Прогрессивное человечество творит жестокости более утонченно, не вцепляясь зубами в горло ближнего, а сбрасывая на его голову бомбу. Но, с другой стороны, Гулливер не рассказал своему хозяину-гуигнгнму ни про искусства, ни про науки, ни про людей, бескорыстно посвящающих себя другому, ни про примеры человеческого самопожертвования и благородства. Но то она и сатира.
А вот и цитата про еху, этих выродившихся потомков человеческой пары, которая много лет назад случайно появилась в стране гуигнгнмов: "Мой хозяин упомянул еще об одной особенности, которая была обнаружена его слугами у некоторых еху и осталась для него совершенно необъяснимой. По его словам, иногда еху приходит фантазия забиться в угол, лечь на землю, выть, стонать и гнать от себя каждого, кто подойдет, несмотря на то что такие еху молоды, упитаны и не нуждаются ни в пище, ни в питье; слуги никак не могут взять в толк, что с ними такое. Единственным лекарством против этого недуга является тяжелая работа, которая неизменно приводит пораженного им еху в нормальное состояние".

@темы: цитаты, литература

21:35 

Давно я здесь не писала.
Сегодня я сидела на подоконнике и смотрела на осень. Были сумерки, в соседнем доме загорались окна, а внизу - желтый ковер из листьев. И дерево у окна полуобнаженное, а на макушке - жёлтое-прежёлтое. И вовсе осень не унылая, а тихо-радостная и очень уютная... А порой - даже громкая, как крик, когда все деревья яркие-яркие, а солнце пронизывает листья насквозь. Еще я люблю ее туманы, люблю лужи, в которые можно смотреть и видеть там отражение неба и ветвей, люблю рябину, которой не было у нас на юге.
Еще я порой чувствую себя каторжником, хотя я вполне бы могла все успевать и высыпаться, если бы умела правильно расходовать время...

@темы: реальность

21:48 

"Как я провел лето?"

Ну вот я снова в Курске. Лето закончилось, и надо как бы подвести его итоги или хотя бы как-то в общем описать... Местами это лето было весьма тревожным и грустным (я помню даже совместный с Полей рёв), но есть и хорошие воспоминания... Например, мне вспоминается, как в день города, гуляя ночью по орущей набережной, я пересказывала Насте новеллу из "Дон Кихота", как я "читала лекции" ей и Ире, как мы катались на лошадях, как Поля нас фотографировала, как ходили на море, играли в крокодила, смотрели в самый последний день "Нотр"... Ложилась я спать этим летом очень поздно, где-то от трех до пяти, и читала, смотрела фильмы, сидела в интернете. Прочитать (или перечитать) я успела воспоминания Анны Григорьевны, "Дон Кихота", "Отверженных", "Расторжение брака", эссе Честертона и две трети "Джейн Эйр" (большую часть - в поезде, потому что поезд, что ни говори, чтению благоприятствует весьма). Еще я прочитала Лизе "Расмуса-бродягу", "Питера Пэна" и начало муми-троллей. Не вспомню всех фильмов, которые я посмотрела за лето (ярче всех встает в памяти "Шапито-шоу" и пересмотренный "Гордость и предубеждение"). Еще я открыла для себя новую радость в поездках на поезде - высовывать голову в открытое окно!
Впрочем, все, что здесь написано, дает весьма ограниченное представление о том, как же все-таки я провела лето. Когда я думаю об этом, в голове у меня мелькают пестрые отрывки разных цветов - зелень леса, в котором мы ехали на лошадях; раскрытая в глухой послеполуночный час книга; море, чайки над скалой, синие горы, которые видишь, несясь на джипе; костер в темноте; звездное небо, не заглушаемое огнями города и еще много, много всего. И, конечно же, самое главное - это люди, которые были со мной этим летом.

@темы: радости, реальность

01:18 

Настя

А сегодня (если быть совсем точной - уже вчера) уехала Настя. Я пришла к ней утром, и, несмотря на то, что я позавтракала дома, она начала меня интенсивно угощать. Мы смотрели Нотр, восторгались актерами и музыкой, а потом она нарисовала меня в роли "жены Клопена" (уже начинаю собирать коллекцию моих портретов от Насти и Поли). Дома, уже вечером, я зашла на ее аск и прочитала там про себя... Я увидела вопрос про лучшего друга и, как ни странно, немного испугалась того, что это будет не про меня. Почему? Наверное, это из-за того, что я чувствую, что у меня, так сказать, нет никаких прав на Настю, в том смысле, что она, конечно, не обязана меня считать своим лучшим другом, думать обо мне в трудные или радостные минуты, скучать по мне, ждать встречи и т.д. Но потом, после упоминания о "торте", я убедилась, что это точно про меня, и мне стало ужасно радостно. Дальше я читала чуть не со слезами... Тут, боюсь, все, что я ни скажу, будет звучать слишком сентиментально. Ну да наплевать! Я помню тоже, как это было два года назад: мы случайно разговорились, идя домой, а потом, когда дороги должны были разойтись в разные стороны, присели на лавочку и продолжали говорить дальше. А потом я позвала ее на прогулку. Я помню, как делилась с мамой сомнениями по этому поводу: вдруг, мол, человеку вовсе неинтересно со мной и она не очень-то хочет со мной идти гулять, а когда я ее приглашу, ей будет неудобно отказаться. Но оказалось наоборот, и мы гуляли весь день. А потом, правда, Настя уехала, потому что это был уже самый конец лета, но тут помог интернет.
Настя пишет в аске об обоюдной пользе нашей дружбы и говорит, что может утверждать с полной уверенностью только о себе. Но и для меня эта польза тоже есть, да еще какая! Всего, конечно, не напишешь и даже не вспомнишь, но начать хотя бы с того, как помогало мне общение с ней, когда я училась в 11 классе, как мне было легче с Настиной помощью терпеть и школу, и классного руководителя, и насмешки некоторых одноклассников. Какая радость охватывала меня, помню, когда я приходила домой и видела сообщение от нее! Впрочем, радость это и сейчас, конечно. К тому же, мне было ужасно одиноко после того, как мы с Полей стали существенно отдаляться. И Настя стала для меня единственным тогда другом (и сейчас она остается самым близким из всех окружающих людей). А еще она научила меня, например, видеть людскую красоту (во всех смыслах), замечать интересные особенности окружающих, радоваться милым мелочам их внешности, характера, речи. Она научила меня быть уверенней в себе, меньше бояться и подозревать, не обижаться на ерунду (впрочем, тут я еще, похоже, "только учусь"), быть более непосредственной и многому другому. Я знаю, что могу поделиться с ней чем угодно, что она всегда поймет (или будет стараться понять) и всегда посочувствует, да еще и совет даст. Я знаю, что к Насте я могу идти с чем угодно. Она очень интересный человек, она - искренняя, добрая, умная, внимательная, умеющая утешить и помочь. И, вот честное слово, я благодарю Бога за то, что у меня есть такой друг.
P.S. Конечно, я не против буду повозиться с Настиными детьми.
ask.fm/anskuprik/answer/117347074564

@темы: реальность, радости

19:45 

До свидания!

Столько всего произошло, а я так и не удосужилась написать об этом. 26 августа мы устроили "прощальный пир" в кафе, потом играли в бумажки и крокодила (о, эти вечные прекрасные игры!..). Великолепней всех в крокодиле была Ира, я просто поражаюсь ее артистизмом. Смотришь и думаешь, что, мол, какая актриса пропадает! Впрочем, как показывает опыт, Иры все такие. Потом, ранним утром 27-го, около шести часов, когда было еще темно и кое-где мигали звезды, уехала Поля. Мы с Настей встали ее проводить. Стояли под забором, о чем-то разговаривали... А вокруг - все спят. Вот так и я когда-то уезжала в Курск из Геленджика. "Когда-то", - говорю я, хотя на самом деле прошел всего лишь год. Я даже немного завидовала Поле, ведь ее ждет там, впереди, совершенно новая, интересная жизнь. К тому же, ехать куда-то (особенно когда не совсем известно, куда) - это приключение! Я очень надеюсь, что у нее все сложится в Питере, что ей будет интересно учиться и соседи в общаге попадутся хорошие. Бог ей в помощь. Мне не было грустно ее провожать потому, наверное, что в жизни нашей уже настала пора сезонных отъездов из дома, как у перелетных птиц, и все равно мы бы с ней расстались.
А сегодня день рождение у Насти, моего тамтамчика! До чего же приятно дарить подарки, когда видишь, что они приносят радость! Мы с ней и Ирой гуляли по набережной; у Насти к рюкзаку были привязаны белые шарики. А потом сидели у фонтана и спорили про влюбленность. Хороший получился спор, глубокий такой. А после пошли и поели в пиццерии. Очень надеюсь, что завтра мы еще увидимся с Настей.

@темы: реальность

00:16 

Честертон

Честертон - человек, который неизменно вселяет в меня радость. Лет пять-шесть назад (сейчас я уже точно не помню, когда это было) он вместе с Льюисом прогнал "крысу" (сложно объяснить, что это такое, однако могу сослаться на одноименное стихотворение Гумилева). Точнее, я бы сказала, крысу прогнал Льюис, а Честертон дал оружие, которым можно было от нее обороняться. Я помню, как я выходила на балкон осенью и, радостно вздыхая, чувствовала это "сияние серого цвета" (как называется одно из эссе Честертона), это сияние, которое заступило место беспросветному унынию.
Прочитав хотя бы несколько его эссе, хочется скакать на одной ножке, петь, кружиться в танце и валяться на зеленой траве. А его язык! Как он легко, радостно, ярко пишет! Какие сравнения, какие примеры, какая смелость и какая дерзость! Иногда его проза - это почти стихи. Читая его, я думаю, как же мне, с моим корявым слогом и неумением выразить прямо самое простое, до него далеко. Его всего можно разобрать на цитаты и учить их наизусть. Он пишет буквально обо всем на свете; даже на самую, казалось бы, ничтожную тему, он пишет строки, которые настолько пропитаны мыслью, что диву даешься. А как он отделяет одно похожее, но по сути противоположное, явление от другого! А его смирение, его полное отсутствие снобизма! А его сияющая, как солнце, вера! Радостная, потрясающая, нелицемерная, наполняющая собой все вокруг.


@темы: литература, радости

17:12 

"Самая грустная из книг"

Когда я в первый раз пыталась читать "Дон Кихота" (это было лет в 14), я бросила книгу где-то на сотой странице, в недоумении от того, почему же этот образ столь романтизирован в культуре. Почему Дон Кихота считают одним из благороднейших литературных героев, примером бескорыстного служения людям? Почему Достоевский писал про него:"Из прекрасных лиц в литературе христианской стоит законченнее всего Дон Кихот"? Ведь это же сумасшедший, от которого на тех, кто попадается ему на дороге, сыплются одни угрозы и колотушки! Да и что, собственно, великого в самой книге? Ведь это всего лишь пародия, написанная с одной только целью - разоблачение рыцарских романов.
Но теперь я понимаю, конечно, что все гораздо сложнее. Роман этот - великий урок человечеству, а сам рыцарь - образ сложный еще и благодаря тому, что он накрепко вписан в культуру. Да, Дон Кихот был искренен, умен, он стремился к справедливости, но в то же время он хотел почестей и мирового признания, его снедало тщеславие, он стремился помогать людям, но желал при этом, чтобы о его подвигах говорили. После сражения с бискайцем он спрашивает Санчо Пансу: "Но скажи мне по совести: встречал ли ты где-нибудь в известных нам странах более отважного рыцаря, чем я? Читал ли ты в книгах, чтобы какой-нибудь рыцарь смелее, чем я, нападал, мужественнее оборонялся, искуснее наносил удары, стремительнее опрокидывал врага?" Но даже если бы поступки рыцаря были продиктованы исключительно желанием творить добро, результат их все равно оставался бы тем же. "Все “подвиги” Дон Кихота либо приносят убыток окружающим (“победы” над стадами коз и овец и винными бурдюками), либо же те, кому он пытался помочь, оказываются в положении худшем, чем были до того (Андрес, дуэнья Родригес и ее дочь)." - пишет Карен Степанян в статье "Достоевский и Сервантес: диалог в большом времени". Дон Кихот - пример того, как человек, возомнив себя способным искоренить мировое зло, способствует его распространению. Это пример, как человек берет на себя прерогативу Бога - судить и карать, и падает с высоты, на которую его вознесла гордыня.
P.S. Очень интересная статья Карена Степаняна, которую я цитировала выше и с которой я во многом согласна:
magazines.russ.ru/inostran/2011/12/st15.html
Она помогла мне лучше понять "Дон Кихота" и, пожалуй, приблизиться к пониманию "Идиота", который с момента прочтения был для меня туманной загадкой, полной вопросов.


@темы: литература

03:12 

Ливанов о Холмсе

Рылась тут только что в интернете насчет "Дон Кихота" (о результатах "рытья" и обдумывания напишу позже, как прочитаю роман и, может быть, посмотрю фильм Ливанова) и нашла на правмире вот какое рассуждение Ливанова о Шерлоке Холмсе: "Почему уже более 100 лет Шерлок Холмс привлекает людей во всем мире? Почему ему люди пишут письма? Они прекрасно понимают, что Холмс — литературный герой, но в то же время для них он — живой человек. <...> Почему гениальный Конан Дойл сделал так, что Холмс не работает в полиции? Потому что полиция руководствуется только законом, но ни в одном законе вы не найдете слово «справедливость». Нет такого понятия — справедливость."

@темы: литература, цитаты

00:27 

Цитаты о счастье

А теперь, пожалуй, две цитаты о счастье, подтверждающих мои размышления.

"Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету."
Л.Н.Толстой, "Война и мир".

"Незрелые умы пользуются выражением: счастливцы и несчастные. В этом мире, по-видимому, являющемся преддверием иного, нет счастливцев".
В. Гюго, "Отверженные".

@темы: цитаты

00:18 

Счастье

Уже которую ночь всё собираюсь написать о том, о чем думала несколько дней назад, возвращаясь домой из нашей поездки в горы. Мы ехали на джипах; Ира попросила меня сесть вперед, где она сидела, когда мы ехали в горы, чтобы она на этот раз могла ехать стоя (без этого не стоит кататься на джипах), потому что, сидя на первом сиденье, не постоишь. Я согласилась, но потом начала завидовать остальным, которые должны были сейчас встать и снова пережить все эти ощущения. И потом я вдруг подумала: почему это я так упорно начинаю ждать удовольствий и даже как будто требовать, чтобы жизнь предоставляла мне их? Потом мои мысли перешли к будущему. Почему я жду от него счастья? Почему мы все ждем от жизни именно счастья? Почему мы так упорно стремимся к нему и падаем духом, когда видим, что оно проходит мимо нас? Мы поднимаем голову к небу и, недовольно хмурясь, сердито спрашиваем Бога: "Ну и где счастье-то, а?", так, как будто мы подписали с Ним какой-то контракт, где обеспечение нашего счастья было одной из Его обязанностей. Бог вправе бы напомнить нам (по крайней мере - мне), что ничего такого не обещал. Наоборот, то, что Он говорит, прямо противоположно этому затаённому представлению: крест, бремя, испытания, гонения, пост, борьба. Да, было сказано, что иго - благо, бремя - легко, что радость - будет, она даже как одна из обязанностей и привилегий. Да, радость; но кто же говорит о счастье? Да и вообще: что это такое? Не один ли из мифов?

@темы: пространные рассуждения

20:52 

Еще я поймала себя на том, что при первом прочтении не уловила всех деталей (или уже забыла их), которые сейчас меня прямо-таки поразили. Почему-то я упустила из виду, что Гаврош - сын Тенардье, и Эпонина с Азельмой - его сестры, а те двое малышей, которых он накормил и приютил - братья. Я не увидела в Гавроше тех удивительных доброты и самоотверженности, которые я увидела теперь. Я не поняла, что в отчуждении Жана Вальжана, в его смерти был виноват более Мариус, чем Козетта, потому что это именно он посчитал, что было бы лучше, чтобы он, как бывший каторжник, совсем не виделся с дочерью. И эта поражающая, заставляющая преклоняться самоотверженная любовь Эпонины как-то не привлекла моего внимания. И я что-то не помню, чтобы я плакала над Фантиной. Это были очень важные упущения.

@темы: литература

20:35 

"Отверженные"

Сегодня в два часа ночи я дочитала "Отверженных" (это было их второе прочтение). Несмотря на некоторые разногласия с Гюго, на его порой слишком затянутые отступления (Ватерлоо я, как и в первый раз, вовсе пропустила), я могу сказать, что "Отверженные" - одна из моих любимых книг. Гюго, как и Достоевский, привлекает своим неустанным вниманием к несчастным, к находящемся "на дне", к тем, о ком сытым и богатым нужно напомнить. Это - одна из великих задач литературы. В этом плане Гюго и Достоевский - как чеховский "человек с молоточком". Опять же, как и Фёдор Михайлович, Гюго очень хорошо передает напряженную борьбу внутри человека (одни из самых захватывающих страниц - о том, как Жан Вальжан, Мариус, Жавер и другие боролись с собой). И с какой правдивостью он выводит на свет Божий уловки, к которым прибегает отчаявшийся ум!
Гюго смотрит на мир по-христиански и по-христиански же, с глубокой любовью и сочувствием, относится ко своим героям. Он признает, что Бог - непременный участник любой человеческой судьбы и любого исторического события.
Наконец, мне нравится обилие героев со сложными судьбами и сложной психологией; мне нравится, как глубоко и точно описывает Гюго состояние даже тех из них, кто появляется, казалось бы, на несколько мгновений, как он искусно прядёт реалистичный и правдивый, несмотря на неожиданные повороты и невероятные совпадения, сюжет.
И его афористичный, со смелыми антитезами язык - тоже один из источников удовольствия.


@темы: литература

02:50 

Наверное, политика, а, может, и нет

Я очень далека от политики, но эти вопросы так часто встают передо мной, что я не могу о них не думать. Я плохо разбираюсь во всем этом; может быть, то, что я пишу - слишком наивно, и если кто-то увидит это и поправит, возразит, не согласится - я буду только рада.
И вот, мне кажется, что, под влиянием размышлений над теми страницами "Отверженных", которые были связаны с политикой, я могу теперь, наконец, выразить своё отношение ко всем этим политическим режимам. Мне кажется, что не существует такого политического режима (пусть самого, казалось бы, наисправедливейшего и продуманного), который бы не мог быть испорчен человеком. В теории какие-то из них могут казаться достойными того, чтобы за установление их бороться, жертвовать жизнью и т.д. Но на практике человек портит все. Устраивать революцию, убивать людей, коверкать судьбы, начинать войну - ради того, чтобы один испорченный режим сменился другим, который тоже неизменно будет испорчен? И это помимо того, что те средства, которыми это достигается, недопустимы ни ради какой угодно благой цели, ибо цель не оправдывает средства. И еще: у Гюго революционеры из кружка "Друзья азбуки" - люди благородные, они действительно хотят уменьшить страдания отверженных, их сердца болят за "униженных и оскорбленных", но почему они и подобные им (например, декабристы) пытаются помочь несчастным именно таким путём? Ведь можно помогать нуждающимся напрямую, как Жан Вальжан и епископ Мириэль, кормя голодных и давая приют обездоленным. Но тут человек думает, что эта помощь слишком мала, она не спасет от лишений и бед и тысячной доли пребывающих в нужде. Он накормит двух-трех - но еще десятки тысяч останутся голодать. Тогда человек решает, что лучше попытаться помочь всем сразу, создать такое общество, в котором бы блага распределялись равномерно и, таким образом, не было бы ни нищеты, ни безобразно-сытого, ленивого существования, протекающего в роскоши и излишествах. Это было бы куда лучше и полезней, чем пытаться помочь нуждающимся по одиночке. Вместо нескольких облагодетельствованных - миллионы. Но тут-то и заключается ошибка. И даже две. Во-первых, такое общество,"земной рай", утопический социум просто невозможны. Потому что любое общество состоит из людей, а люди далеко не совершенны. Во-вторых, человек или группа людей, возомнивших, что они могут осчастливить целый народ или даже весь мир, возомнили о себе слишком много. Ни человек, ни группа людей, ни идея не могут этого сделать, потому что это просто им не под силу. Тут, извините, уже мания величия или огромные амбиции. Человек может делать добро только постоянной, каждодневной заботой о тех, кто его окружает и нуждается в помощи, не становясь в красивую позу всемирного освободителя, не становясь национальным героем, а тихо и мудро делая своё дело.

@темы: пространные рассуждения

02:39 

Ночь - это тишина

Ну вот, я же говорила: настала ночь, и мне полегчало. Ночь - это время вдохновения, время, когда читают и пишут стихи. И, к тому же, я поела шоколада... И, конечно же, сочувствие, пусть даже к литературным героям, тоже очень помогает (О, Эпонина!..), как и напряженная работа ума, вызванная проповедью революции от Гюго. И мне кажется даже, что я немного определилась с политическими взглядами... Если их можно так назвать, потому что от политики я очень-очень далека...

23:28 

Посмотрим, посмотрим

Ну что же, попытаюсь теперь и я вести дневник. Не знаю, что из этого выйдет, может, мне это быстро надоест и я его заброшу или буду писать в него раз в полгода, а, может, он превратится в описание впечатлений от прочитанных книг и ничего больше (впрочем, последнее - не так уж и плохо). По крайней мере, будет какой-то опыт, хотя бы и неудачный - но опыт же. Может, слог лучше станет... Если он не надоест мне, то можно будет потом по нему восстанавливать какие-то этапы жизни, сравнивать разницу восприятия прочитанного с течением времени... К тому же, бывают иногда интересные мысли, думаешь: "записать бы..." В общем, посмотрим, что выйдет.

"Во всём мне хочется дойти / До самой сути"

главная